Научная статья на тему 'ОСОСБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

ОСОСБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / MORAL EDUCATION / MENTAL RETARDATION / PRIMARY SCHOOL STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скавычева Елена Николаевна

Данное исследование посвящено изучению проблемы нравственного развития умственно отсталых детей в младшем школьном возрасте. В работе актуализируются особенности нравственного развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью с учетом специфичности имеющегося у них дефекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MORAL DEVELOPMENT OF MENTALLY RETARDED CHILDREN AT YOUNGER SCHOOL AGE

This study is devoted to the study of the problem of moral development of mentally retarded children in primary school age. The paper actualizes the features of the moral development of children of primary school age with mental retardation, taking into account the specificity of their defect.

Текст научной работы на тему «ОСОСБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

Выводы. Таким образом, нравственное развитие умственно отсталого ребенка дошкольного возраста -это сложный процесс. На первых порах он охватывает только вербальную сферу, и ребенок осваивает нормы на слух, но в поведении легко их нарушает. Впоследствии нравственные нормы начинают влиять и на поступки ребенка, усиливается внешний контроль со стороны взрослых, возникает и растет контроль со стороны сверстников. Формируются моральное поведение и нравственные нормы, а развитие сознания, усвоение представлений о добре и зле, вырабатывают потребность ребенка создать положительный образ себя. В дальнейшем все это составит основу личности, и дадут ребенку с интеллектуальным дефектом надежный ориентир в сложном мире человеческих отношений.

Аннотация. Данное исследование посвящено проблеме нравственного воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста. В работе актуализируется необходимость развития нравственных представлений и чувств детей, необходимых для формирования их нравственной личности. В статье изучены основные методы нравственного воспитания в специальном дошкольном образовании детей с нарушением интеллекта.

Ключевые слова: нравственное воспитание, дошкольник, умственная отсталость, методы нравственного воспитания.

Annotation. This study is devoted to the problem of moral education of mentally retarded children of preschool age. The work actualizes the need to develop moral ideas and feelings of children, necessary for the formation of their moral personality.

Keywords: moral education, preschooler, mental retardation, methods of moral education.

Литература:

1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.В., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: КАРО, 2009. - 272 с.

2. Богданова О.С., Катаева Л.И. О нравственном воспитании детей. - М.: Просвещение, 2013.-213 с.

3. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Олигофренопедагогика» / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. - М.: ВЛАДОС, 2010.- 199 с.

УДК 376.433

ОСОСБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

кандидат педагогических наук, доцент Скавычева Елена Николаевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательногоучреждения высшего образования «Российский государственный профессионалъно-педагогическийуниверситет» (г. Нижний Тагил)

Постановка проблемы. Нравственное воспитание подрастающего поколения всегда было и остается одной из важнейших задач педагогики и жизни общества. Трудно найти такую область деятельности, от которой зависело бы так много, как от нравственного воспитания. Нравственное воспитание - это процесс передачи жизненного опыта, идейных ценностей старших поколений младшим, в ходе которого происходит формирование их готовности к труду, жизни, выполнению функций гражданина и патриота, это процесс раскрытия в каждой формирующейся личности ее подлинно человеческих качеств и творческих способностей и обращение их на пользу обществу, коллективу, окружающим людям.

Изложение основного материала исследования. В практике нравственного воспитания умственно отсталого ребенка младшего школьного возраста необходимо учитывать его психологические и возрастные особенности, а также специфические особенности дефекта.

Большой вклад в разработку проблем нравственного воспитания умственно отсталых детей внесли следующие отечественные исследователи: A.C. Белкин, Л.С. Выготский, Г.М. Дульнев, М.И. Кузьмицкая, В.Ф. Мачихина, Н.Г. Морозова, Б.П. Пузанов, В.Н. Синев, Н.Д. Соколова, Е.А. Стребелева и др.

Умственно отсталый младший школьник - существо общественное, социальное как и нормально развитый сверстник. С первых дней своего существования он окружен себе подобными детьми, включен в разного рода взаимодействия. Будучи частью социума, данный ребенок приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Результаты нравственного воспитания находятся в прямой зависимости от воздействия на личность различных источников приобретения нравственных знаний. Это, прежде всего, окружающая ребенка естественная, социальная и этническая среда, в которой он живет, общение с семьей, коллективом, со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности, осуществляемая специальными образовательными организациями. Эти факторы играют ключевую роль в нравственном воспитании и социализации умственно отсталого ребенка в младшем школьном возрасте.

Процесс нравственного воспитания и социализации непрерывный и многогранный, продолжающийся на протяжении всей жизни человека. Но наиболее интенсивно он протекает в детстве, в младшем школьном возрасте, когда закладываются все базовые ценностные нравственные ориентиры, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социально-нравственного поведения.

Моральный облик любого ребенка формируется в процессе разнообразной деятельности: в учении, труде, игре, в общественно полезной работе и в процессе взаимоотношений с окружающими людьми.

Нравственное воспитание в условиях специального образования - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение детей с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Нравственное воспитание находится в тесной взаимосвязи с общепедагогическим процессом, его задачи реализуются на специальных занятиях, на школьных предметах, во внеклассной работе.

Основным объектом воспитательного процесса в специальной школе является личность школьника как носителя социально-ценностных отношений, как субъекта отношений и деятельности, как индивидуальность с неповторимыми чертами и качествами. Основная цель нравственного воспитания - формирование

нравственно устойчивой, цельной личности, для которой нормы морали выступают как ее собственные убеждения и привычные формы поведения.

Содержание нравственного воспитания, по мнению A.C. Белкина, включает развернутую систему конкретизированных задач и видов деятельности с учетом возрастных особенностей и возможностей умственно отсталых младших школьников, уровня их нравственной воспитанности и психофизического развития, влияния социальной среды, ведущего общественного мнения и отношений [1].

Содержание нравственного воспитания в современной специальной школе претерпевает существенные изменения в связи с тем, что возникла острая необходимость возродить общечеловеческие ценности, такие как жизнь, отношение к детям как к ценности, свобода. Кроме этого, стали еще актуальнее такие нравственные качества как патриотизм, долг, честь, совесть, порядочность, доброта, бескорыстие и др. Особенно актуальны в системе современного нравственного воспитания проблемы положительного отношения к труду.

Основными задачами нравственного воспитания в специальной образовательной организации для умственно отсталых младших школьников являются:

1) формирование нравственного сознания;

2) воспитание и развитие нравственных чувств;

3) выработка умений и привычек нравственного поведения.

Формирование нравственного сознания включает формирование нравственных представлений, понятий, взглядов, суждений, оценок, а затем и нравственных убеждений.

Понимание сущности, норм и принципов морали приводят воспитанников к нравственным суждениям, при помощи которых они оценивают поступки как свои, так и других людей. На основе нравственных понятий, оценок, суждений и опыта поведения формируются нравственные убеждения, которые, в конечном счете, и определяют поступки человека [2].

Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действительности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности [3].

Каждый последующий этап нравственного развития личности знаменуется новым увеличением ее нравственных возможностей. Так, если дошкольный возраст можно характеризовать как период эмоциональной активности, то младший школьный возраст можно назвать периодом интеллектуальной активности. Данный возраст - это тот этап развития личности, который по преимуществу является этапом накопления знаний и приобретения опыта, в том числе и нравственных знаний, нравственного опыта. Однако, далеко не всем детям с умственной отсталостью это посильно в силу имеющегося у них интеллектуального дефекта.

Многие умственно отсталые младшие школьники с трудом налаживают дружеские взаимоотношения. Они не хотят работать и играть в одиночестве, но трудиться вместе еще не способны. Детям данной категории свойственны чрезмерная внушаемость и стремление подражать взрослым, что связано с отсутствием критичности мышления из-за наличия интеллектуального дефекта. В коллективе начинают плохо относиться к тем, кого часто порицает учитель, а хорошо к тем, кто получает от него похвалу и поощрения. Подражательность проявляется и в том, что дети стараются вести себя так же, как и ученики, которых ставит в пример учитель [3].

Особенности нравственного развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью связаны с развитием степени осознанности, обобщенности их представлений о нравственной стороне человеческих отношений. Сначала это уровень эмоциональных обобщений, который характеризуется неумением детей правильно ориентироваться в общей оценке поступков, относя их к плохим или хорошим. Следующая степень этого уровня - пассивное овладение теми или иными понятиями. Умственно отсталые дети не пользуются нравственными понятиями для обозначения конкретного факта, и этот же факт не могут обозначать нужным словом, выбрав его из нескольких, например, обозначив поступок, как справедливый, выбрав нужное понятие из данных, близких ему понятий: хороший, правильный, смелый, справедливый. Затем дети в норме должны уметь раскрывать понятие через указание на характерный поступок, но это им недоступно. На более высокой ступени развития обобщенные поступки должны выражаться в соответствующем понятии, но и этого не происходит у умственно отсталых детей в силу интеллектуальной несостоятельности [3].

Для детей младшего школьного возраста соотношение поведения и осознание нравственной стороны явлений жизни характеризуется следующими особенностями: сначала это поведение, основанное на эмоциональных обобщениях (не могут объяснить, почему они поступили так, или иначе, с позиций нравственности). Затем отмечается увеличение объема ситуаций и поступков, соответствующих нравственной норме, которую не каждый умственно отсталый ребенок уже может слабо сформулировать. Такие дети не могут, отказавшись от заманчивой цели, выполнять непривлекательные задачи, руководствуясь моральными побуждениями из-за несформированности волевых усилий. Нравственные мотивы у таких детей отсутствуют и не побуждают их поведение и деятельность к сознательно приятным намерениям или сознательно поставленным целям.

Выводы. Таким образом, нравственный мир младшего школьника с умственной отсталостью, также как и нормально развивающегося сверстника, сложен, изменчив и находится в постоянном развитии. Несмотря на наличие интеллектуального дефекта, младший школьный возраст является сензитивным к усвоению норм нравственности: интенсивное развитие абстрактного мышлением и речи, что способствует усвоению материала не только на уровне представлений, но и понятий; произвольность психических процессов, формирование волевых усилий, новый уровень потребностно-мотивационной сферы позволяет действовать под влиянием не только непосредственных импульсов, но и руководствоваться нравственными требованиями и чувствами; формируется неустойчивая способность к сознательному руководству собственным поведением, возникают слабо устойчивые формы поведения и деятельности; формируется эпизодичная личностная рефлексия, направленная на осознанность своих взаимоотношений с окружающими, анализ оснований своих действий и отношения к нравственным ценностям.

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы нравственного развития умственно отсталых детей в младшем школьном возрасте. В работе актуализируются особенности нравственного

развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью с учетом специфичности имеющегося у них дефекта.

Ключевые слова: нравственное воспитание, умственная отсталость, младший школьник.

Annotation. This study is devoted to the study of the problem of moral development of mentally retarded children in primary school age. The paper actualizes the features of the moral development of children of primary school age with mental retardation, taking into account the specificity of their defect.

Keywords: moral education, mental retardation, primary school student.

Литература:

1. Белкин A.C. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы / А.С. Белкин. - М.: Просвещение, 1977. - 112 с.

2. Дробницкий О.Г. Понятие морали / О.Г. Дробницкий; сост. Р.Г. Апресян. - М.: Гардарики, 2002. - 523 с.

3. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: учеб. Пособие для высш. пед. учеб. заведений / Н.П. Капустин. - М.: Академия, 2001. - 214 с.

УДК 372.874

ИЛЛЮСТРАЦИЯ СКАЗОК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

студентка Степанова Кристина Вячеславовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); кандидат педагогических наук, доцент кафедры ЖуковаАнна Михайловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный институт культуры» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Ключевые исследования в области художественной педагогики утверждают, что урок изобразительного искусства в школе должен быть направлен не только на формирование изобразительной грамотности учащихся, но и вносить весомый вклад в воспитание и социализацию школьников. Одним из наиболее интересных видов деятельности на уроке изобразительного искусства для учащихся начальных классов является иллюстрация или иллюстративное рисование. Но при этом данный вид деятельности редко рассматривается как средство формирования тех или иных социальных качеств личности младшего школьника. Работы о детской иллюстрации описывают её как средство развития изобразительных умений (Т.П. Колодяжная) [3], колористических умений (Д.Ю. Фурманская) [8], творческих способностей (Н.В. Гонтова) [1], художественного восприятия (М.С. Патлатенко, O.A. Овсянникова) [6]. Реже, и в рамках небольших исследований, иллюстрированное рисование рассматривается как средство формирования социальных качеств личности: нравственности (В.И. Козлов) [2], любви к родине (К.А. Покорская) [7], представлений о добре и зле (Е.Ю. Осипова) [5]. При этом именно иллюстрация обладает значительным потенциалом в развитии разнообразных качеств личности и, преимущественно, социального опыта.

Изложение основного материала исследования. Возможности детской иллюстрации в формировании социального опыта обусловлены тем, что её предметом выступают сказки, которые являются универсальным источником социализации. О роли сказок в гармоничном развитии детей младшего школьного возраста убедительно говорят отечественные педагоги и психологи (Т.Н. Доронова, Н.В. Вачков, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева). Сказки выступают моделью жизни в её различных проявлениях, источником опыта позитивного общения с окружающим миром и людьми. Через сказку у ребенка происходит формирование бережного отношения к людям, к представителям животного и растительного мира, тем самым осуществляется его социализация.

Эффективность воздействия сказки может повысить её иллюстрирование. Это связано с тем, что в процессе создания иллюстраций, младший школьник визуализирует воспитательный смысл сказки, наиболее отчетливо его осознает и проживает, передает на бумаге свои переживания, вызванные сказочным сюжетом. Иллюстрация выступает своеобразным проводником содержания сказки и её нравственного урока к сознанию и чувствам школьника. В.И. Козлов отмечает, что в процессе работы над иллюстрацией «происходит не просто изображение воображаемой действительности, а мышление зрительными образами» [2, с. 175].

Таким образом, можно констатировать, что иллюстративное рисование сказок может являться значимым средством формирования социального опыта школьников. Сенситивным периодом для применения иллюстрирования сказки с этой целью является младший школьный возраст, так как именно в этот период происходит переход к целенаправленной социализации [4, с. 159].

С целью повышения эффективности использования иллюстрации как средства формирования социального опыта мы предлагаем учителям соблюдать ряд методических рекомендаций, которые были сформулированы нами в результате теоретико-практического осмысления данного вопроса. Среди них:

1. Выбранная для иллюстрации сказка должна обладать высоким воспитательным потенциалом, соответствовать возможностям понимания младшего школьника и при этом быть близка его интересам.

2. Задание по иллюстративному рисованию на уроке изобразительного искусства, решая воспитательные задачи, должно соответствовать и учебной задаче, поставленной на данном уроке, а также формировать изобразительную грамотность.

3. Для иллюстрирования стоит выбирать сказки с ярким и образным описанием героев и обстановки действия. По словам В.И. Козлова, «образная словесная характеристика героев, данная в сказке, активизирует эмоциональное восприятие детей, что способствует еще большей выразительности детского рисунка. Образность и яркость эмоциональному восприятию придают встречающиеся в сказках (например, «Царевна-лягушка») описания тканей, одежд, расшитых яркими, богатыми по цвету узорами, скатертей-самобранок, ковров-самолетов и прочего» [2, с. 176].

4. Создание иллюстраций к сказке не может быть организовано в рамках одного урока. Для реализации задуманного проекта необходимо запланировать от 2 до 4 уроков. Д.Ю. Фурманская отмечает, что задачу по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.