Научная статья на тему 'Нравственные представления детей с умственной отсталостью'

Нравственные представления детей с умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1816
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / НАРУШЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фатихова Л. Ф.

В статье рассматривается проблема развития такого компонента социальнонравственного развития личности ребенка с умственной отсталостью, как нравственные представления, проводится сравнение уровня и особенностей развития нравственных представлений у учащихся младшего школьного возраста с сохранным и нарушенным интеллектом, ставится вопрос о формировании нравственных представлений как условия социализации и интеграции ребенка с умственной отсталостью в общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethical notions in mentally handicapped children

the paper addresses the socio-ethical development in mentally-handicapped children with a focus on ethical notions. The level and properties of the development of ethical notions are compared in younger preschoolers with normal intelligence vs. those with handicapped intelligence. The development of ethical notions is regarded as a condition socialization and integration of mentally-handicapped children into the society.

Текст научной работы на тему «Нравственные представления детей с умственной отсталостью»

Фатихова Л. Ф. кандидат педагогических наук доцент кафедры специальной педагогики и психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

Уфа, Россия

Нравственные представления детей с умственной отсталостью

Аннотация: В статье рассматривается проблема развития такого компонента социально-нравственного развития личности ребенка с умственной отсталостью, как нравственные представления, проводится сравнение уровня и особенностей развития нравственных представлений у учащихся младшего школьного возраста с сохранным и нарушенным интеллектом, ставится вопрос о формировании нравственных представлений как условия социализации и интеграции ребенка с умственной отсталостью в общество.

Ключевые слова: социально-нравственное развитие личности, нравственные представления, дети с умственной отсталостью, учащиеся младшего школьного возраста.

Проблема нравственного развития личности приобретает особую актуальность в современном российском обществе. Дети с умственной отсталостью требуют особого внимания, так как их интеллектуальный потенциал в сравнении с нормально развивающими сверстниками не создает достаточной основы для усвоения и самостоятельного использования широкого спектра социальных, общественных и других форм жизни. У детей этой категории процесс усвоения нравственных норм и формирование личности осложняется, прежде всего, тем, что они не умеют общаться и использовать накопленный обществом опыт. Дети с умственной отсталостью со свойственной им недостаточностью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, однако не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами, либо воспользоваться ими в непривычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. В связи с недостаточной сформированностью или неустойчивостью нравственных понятий дети с умственной отсталостью поддаются асоциальным влияниям и совершают неправильные действия.

Исследованием этического развития детей занимались такие зарубежные исследователи, как А. Бандура, Л. Колберг, Р. Уолтер и др. [8]. Из отечественных психологов проблемой нравственного развития интересовались А. С. Белкин [1], Л. И. Божович [2], Е. В. Субботский [6], С. Г. Якобсон [9] и др. Основными направлениями научных интересов отечественных исследователей, изучающих нравственное развитие, детей стали следующие:

- моральное поведение (психологические механизмы, лежащие в его основе, и пути их становления у детей);

- морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям и отношения, выражающиеся во внимании к нуждам и интересам других, в способности считаться с ними, в сочувствии чужим бедам и радостям (психологическая природа и происхождение этих явлений);

- моральные знания, нравственные представления и суждения - овладение детьми разными сторонами общественного морального сознания: понимания моральных требований, становления понятий справедливости и моральной оценки;

- нравственные переживания - переживания вины при нарушении норм (происхождение этих чувств и переживаний, их связь с реальным поведением).

В области специальной психологии аспектами нравственного развития детей занимались Л. С. Выготский [3], В. П. Кащенко [4], Ж. Н. Намазбаева [5] и др.

Данными исследованиями установлено, что нравственные представления школьников с умственной отсталостью имеют качественное своеобразие в когнитивном, эмоциональном и поведенческом компонентах по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, что обнаруживается, в нарушениях процессов обобщения, установления причинно-следственных зависимостей и прогнозирования последствий собственных действий. Это проявляется в содержании игровой, трудовой, творческой, коммуникативной деятельности. Нравственные представления и понятия учащихся с умственной отсталостью формируются со значительной задержкой и не в полном объеме.

С целью выявления уровня сформированности нравственных представлений учащихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью и своеобразия этих представлений в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками нами была разработана диагностическая методика «Сказка», направленная на выявление способности ребенка к интерпретации и оценке поступков других, умения идентифицировать себя с другими (в качестве объекта идентификации выступили персонажи сказки - животные), умения прогнозировать ситуацию в зависимости от совершенного поступка, изучение степени сформированности нравственных инстанций [7]. Процедурой исследования предусматривается прочтение ребенку отрывка из сказки «Волк и заяц» с сопряженным показом в процессе чтения серии картинок, соответствующих сюжету сказки (для лучшего слежения ребенком за динамикой событий, отраженных в сказке). Далее с ребенком проводится беседа по прослушанной сказки, в процессе которой ребенок должен ответить на вопросы, ответы на которые служат объектом для анализа и формулировки заключения о состоянии нравственных представлений ребенка.

Исследование проводилось на базе массовых общеобразовательных школ и специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида города Уфа Республики Башкортостан.

Анализировались результаты обследования, полученные на выборке из 169 детей младшего школьного возраста (8-10 лет), из них: 66 нормально развивающихся детей и 103 ребенка с умственной отсталостью. В качественном анализе использовались все полученные данные, для статистической обработки данных использовались данные обследования 103 детей (репрезентативность выборки). Статистический анализ данных проводился с помощью пакета статистического анализа 81ай8Йса 6.0.

Количественный анализ данных, позволивший выделить у детей обеих групп в совокупности 5 уровней сформированности нравственных представлений, показал, что уровень сформированности данных представлений у нормально развивающихся школьников варьирует от уровня ниже среднего до высокого. Детей с низким и очень низким уровнями сформированности нравственного сознания практически не встречается. Уровень сформированности нравственных представлений школьников с умственной отсталостью варьирует от очень низкого уровня до среднего уровня, высокий уровень сформированности данных представлений у данной категории школьников не встречается. Таким образом, на количественном уровне есть доли учащихся с нарушенным и сохранным интеллектом, имеющих сходный уровень сформированности нравственных представлений, что позволяет считать нравственную

сферу личности учащихся с умственной отсталостью компенсаторной составляющей в структуре адаптивных механизмов детей данной категории.

Представим качественный анализ результатов исследования, позволяющий выявить своеобразие нравственных представлений учащихся с умственной отсталостью в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.

Нормально развивающиеся дети в младшем школьном возрасте, понимают смысл сказки, могут ее пересказать. В качестве главного героя они выбирают волка (отрицательного героя сказки, который был проучен героями сказки за плохой поступок), реже зайца (положительного героя, пострадавшего от действий волка). Дети определяют эмоциональные состояния героев сказки самостоятельно или с помощью карточек, правильно оценивают поступки героев, их роль в событиях; способны к идентификации с героями сказки, склонны идентифицировать себя с положительными героями сказки (лисой и зайцем). В рассуждениях детей, как правило, отсутствует инфантилизм, им не свойственна склонность интерпретировать поведение героев исходя из собственного опыта, они способны прогнозировать последствия поведения героев.

Дети с умственной отсталостью затрудняются в самостоятельном понимании смысла сказки, часто пересказывают лишь фрагменты сказки. В качестве главного героя определяют, как правило, зайца. Способны к называнию некоторых эмоциональных состояний и экспрессивных характеристик («испугался», «плачет»), к нравственной оценке поступков героев: одобряют поступок зайца и порицают поведение волка, предлагая нравственно правильное поведение. Однако дети данной группы при нравственной оценке героев сказки, как правило, руководствуются сформированными ранее стереотипами, а не содержанием сказки. Так, лиса оценивается детьми как «хитрая» и «плохая», тогда как в данной сказке она играет конструктивную роль -выступает в качестве третейского судьи в споре волка и зайца. Оценка характера и поведения участников ситуации у учащихся данной группы, если и приближена к адекватной, соответствующей содержанию сказки, однако достаточно примитивна (заяц - «хороший», волк - «плохой»).

Данные, полученные в процессе проведенного исследования, позволяют говорить о возможностях дальнейшего формирования нравственных представлений, а в последующем и нравственных понятий и оценок у учащихся с умственной отсталостью как одного из условий, которые обеспечивают профилактику асоциальных форм поведения, в частности, и максимально возможную социализацию и интеграцию в общество, в целом. Это, в свою очередь, подводит к выводу о том, что такие компоненты социально-нравственного развития личности учащихся с умственной отсталостью, как нравственные представления, нравственные понятия, моральные суждения и переживания, нравственные поступки и нравственное поведение, должны стать предметом психологического анализа и объектом коррекционно-воспитательного и коррекционно-развивающего воздействия специалистов психолого-педагогического сопровождения детей данной группы.

Литература

[1] Белкин А.С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы. М., 1977. 210 с.

[2] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 321 с.

[3] Выготский, Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч. В 6 т. М., 1983. Т. 5. 275 с.

[4] Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М., 1994. 223 с.

[5] Намазбаева Ж.И. Некоторые особенности личности учащихся вспомогательной школы. Алма-Ата, 1985. 123 с.

[6] Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника // Вопр. психологии. 1983. № 4. С. 29.

[7] Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями. Уфа, 2011. - 80 с.

[8] Фатихова Л.Ф., Харисова А.А. Практикум по психодиагностике социального интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие. Уфа, 2010. 70 с.

[9] Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984. 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.