Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОШКОЛЬНИК / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / MORAL EDUCATION / PRESCHOOLER / MENTAL RETARDATION / METHODS OF MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скавычева Елена Николаевна

Данное исследование посвящено проблеме нравственного воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста. В работе актуализируется необходимость развития нравственных представлений и чувств детей, необходимых для формирования их нравственной личности. В статье изучены основные методы нравственного воспитания в специальном дошкольном образовании детей с нарушением интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL EDUCATION OF MENTALLY RETARDED CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

This study is devoted to the problem of moral education of mentally retarded children of preschool age. The work actualizes the need to develop moral ideas and feelings of children, necessary for the formation of their moral personality.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 376.433

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

кандидат педагогических наук, доцент Скавычева Елена Николаевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

Постановка проблемы. Нравственное воспитание - активный, сложный и многогранный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни. Этот процесс динамический, творческий и двусторонний. С одной стороны он предполагает активное воздействие на детей взрослых, с другой - активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях.

Сердцевину нравственности составляют нормы и правила поведения. Они проявляются в поступках людей, в их поведении, проявляются в моральных взаимоотношениях. Любовь к Родине, добросовестный труд на благо общества, коллективизм, взаимопомощь, другие нормы нравственности, характерные для общества - это неотъемлемые элементы сознания, чувств, поведения и взаимоотношений людей.

Изложение основного материала исследования. Нравственное воспитание дошкольников важно, потому что именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований [2]. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка, тем более ребенка с умственной отсталостью.

Важнейшая задача педагогов заключается в том, чтобы помочь ребенку дошкольного возраста определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют умственно отсталому ребенку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют его испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для умственно отсталого малыша образом [1].

Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих, что особенно свойственно детям с интеллектуальным дефектом, приводит к формированию «коммуникативной глухоты», которая становится причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отражается в процессе формирования его личности. Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства, так как дети, имеющие ограниченный интеллект, еще больше нуждаются в этом в силу специфики своего дефекта [3].

Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям. Воспитателю важно знать состояние субъективного нравственного пространства всех детей, показывающее моральный климат в группе. Он должен посредством определенной организации отношений и деятельности детей предотвратить недопустимые изменения нравственного пространства и взаимодействия. В случае успеха управление взаимодействиями в субъективном нравственном пространстве детей превращается в действенный механизм качественного преобразования их личности.

Одна из приоритетных задач коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими умственную отсталость, является формирование у них нравственно правильного поведения. У дошкольников с умственной отсталостью необходимо: воспитывать навыки культуры поведения и развивать навыки коммуникабельности; учить выражать просьбу; вырабатывать адекватную реакцию в процессе взаимодействия; вырабатывать способность защитить себя или избежать опасности; пробуждать жалость, радость и сострадание; уделять внимание внешним формам поведения [2].

В работе с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста на начальных этапах формирования нравственных чувств, присутствует своя особая специфика. Умственно отсталому ребенку похвала необходима больше, чем нормально развивающемуся сверстнику, и тогда, когда он совершил самый простой хороший поступок. Такой поступок означает овладение ранее неизвестной или неверно представлявшейся элементарной нормой нравственного поведения. Одобрение со стороны окружающих создает у ребенка эмоциональный подъем, и он готов с радостью повторить подобный поступок. Желая быть «хорошим» в глазах близких людей, ребенок старается совершать хорошие поступки чаще. Положительные эмоции, возникшие в связи с выполнением элементарной нормы поведения, служат той основой, на базе которой можно воспитывать нравственные чувства более высокого порядка [3].

В основе усвоения нравственных норм и овладения навыками правильного поведения лежат нравственные чувства, нравственные представления и привычка к правильному поведению. Нравственные чувства являются эмоциональным откликом на добро и зло, удачи и неудачи, трудности и успехи и т.п. Такие чувства появляются у нормально развивающихся детей еще в младенческом возрасте. Они являются первой основой общения ребенка со взрослыми, источником удовлетворения его органических потребностей и эмоциональных реакций. У детей с нарушениями интеллекта эмоциональный фон значительно снижен, эмоциональный контакт со взрослыми часто оказывается нарушенным и к моменту прихода в дошкольную организацию нравственные чувства не только не развиты сами по себе, но и не имеют достаточных предпосылок для их развития. Нравственные представления детей дошкольного возраста с умственной отсталостью также крайне бедны, так как стихийно, без специального направленного воздействия дети их не усваивают в силу имеющегося интеллектуального дефекта.

Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие

чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. Данные задачи нравственного воспитания умственно отсталых детей в дошкольном возрасте могут быть решены с помощью специальных методов.

Методы нравственного воспитания в системе специального дошкольного образования - это своеобразный инструмент в руках воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При использовании методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт. Основные функции методов нравственного воспитания - формирование опыта общественного поведения и общественных отношении детей. К этой группе относятся приучение к формам общественного поведения, упражнение, организация разнообразной деятельности детей и руководство ею [1].

Методы нравственного воспитания детей с нарушениями интеллекта принято классифицировать на две основные группы: методы формирования общественного поведения и методы формирования нравственного сознания.

К методам формирования общественного поведения относятся методы и приемы накопления детьми нравственного опыта, воспитания навыков и привычек общественного поведения. Наиболее характерная черта этих методов состоит в том, что они находят свое конкретное воплощение в самых разнообразных видах деятельности: учебной, общественно-полезной, трудовой, игровой и т.д. [1].

Как правило, не соответствует возрастной норме и само поведение детей с нарушениями интеллекта. Все эти особенности определяют принципы подхода к процессу воспитания дошкольников с нарушениями интеллекта. В связи с этим необходимо организовать поведение детей. Это достижимо, поскольку дети с нарушениями интеллекта хотят соответствовать предъявляемым к ним требованиям, заслужить похвалу взрослого, избежать неуспеха. Однако эти привычки правильного поведения не могут стать подлинно нравственными, если одновременно не будет проводиться работа по формированию нравственных представлений и на их основе нравственных чувств.

Нравственные представления в повседневной жизни умственно отсталыми детьми дошкольного возраста усваиваются с большим трудом, что требует специально-организованной коррекционной работы. Детей необходимо знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, показывать необходимость нравственных поступков, давать им оценку. Так, например, детей нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-то оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать детям, что помощь обязательно надо оказать, что это и есть хороший, нравственный поступок. Однако, такого ознакомления недостаточно, потому что полученные таким образом представления могут оказаться формальными и не реализоваться в конкретной ситуации. Например, ребенок с нарушениями интеллекта может знать, что нужно помочь товарищу, если тот упал и нуждается в помощи. Когда такая ситуация изображена на картинке или в рассказе, он говорит, что мальчик упал, ему нужно помочь подняться. Но на прогулке спокойно проходит мимо упавшего и плачущего сверстника. Такой пример говорит о формальном усвоении нравственных представлений. Чтобы нравственные представления детей с нарушениями интеллекта стали подлинными, действенными, необходимо использовать все подобные ситуации, привлекая к ним внимание детей, организуя их помощь и оценивая ее. Кроме того, необходимо специально создавать ситуации, в которых практически реализуются нравственные представления, полученные детьми в процессе занятий [3].

Еще более сложным оказывается формирование нравственных чувств. Адекватные нравственные чувства у ребенка могут возникнуть лишь на базе адекватных и осмысленных нравственных представлений. Они связаны с правильной оценкой ситуации. Между тем оценка ситуации часто оказывается у дошкольников с нарушениями интеллекта неверной. Такие дети не только не умеют оказывать помощь, но часто не умеют принимать ее. Например, если один ребенок долго не может справиться с порученным делом - убрать игрушки на место - и в помощь ему воспитатель посылает другого ребенка, то первый принимает как замену, а не как помощь, и сам уходит. Чтобы ликвидировать такое положение, нужно проводить работу в нескольких направлениях.

Прежде всего, повседневно анализировать и обобщать опыт самих детей, стараясь не пропускать ни одной ситуации, в которой нравственные нормы соблюдаются или нарушаются. Если ребенок, чтобы взять свое пальто из шкафа, отталкивает другого ребенка, его поступок не должен пройти незамеченным. Если же высокий мальчик помог снять пальто с крючка другому ребенку, то его поступок должен быть одобрен.

Более того, когда все дети будут готовы к выходу на прогулку, необходимо в двух-трех фразах обсудить моменты отзывчивости и взаимопомощи, которые наблюдались только что. Но и этого недостаточно.

Взаимопомощь детей надо постоянно организовывать и поощрять. Очень часто бывает, что воспитатель сам завязывает шарфы всем детям. В данном случае он может поручить детям завязать шарфы друг другу, при этом фиксировать внимание детей на том, что это и есть оказание помощи, что является нравственным поступком. При таком подходе у детей вырабатывается образец нравственного поведения, основанного на отзывчивости и взаимопомощи, желание соответствовать этому образцу. В дальнейшем, когда такой образец будет сформирован на доступном детям материале, их представления необходимо обогащать и расширять с помощью литературных примеров - сказок, рассказов, вырабатывать социальные мотивы поведения, желание быть полезным не только друг другу, но и обществу [3].

Одной из основных задач нравственного воспитания в специальном дошкольном образовании -воспитание готовности к труду. Трудолюбие, потребность трудиться являются одним из главных свойств личности человека. Все эти качества необходимо прививать воспитанникам специальных дошкольных организаций. Педагоги и родители должны прививать детям потребность трудиться, умение находить удовлетворение и радость в труде, трудиться в коллективе, воспитывать чувство гордости за результат своего личного труда и труда сверстников. Любовь к труду предполагает определенный комплекс личностных свойств и качеств, где важное место занимает интерес к порученному делу, добросовестность, ответственность, настойчивость в достижении намеченных целей. В труде заключены большие возможности для того, чтобы учить детей планировать свои действия: что будет сделано сначала, что потом, осмысливать значение последовательности действий для достижения конечного результата, что к старшему дошкольному возрасту позволяет добиться появления элементов самоконтроля [1].

Выводы. Таким образом, нравственное развитие умственно отсталого ребенка дошкольного возраста -это сложный процесс. На первых порах он охватывает только вербальную сферу, и ребенок осваивает нормы на слух, но в поведении легко их нарушает. Впоследствии нравственные нормы начинают влиять и на поступки ребенка, усиливается внешний контроль со стороны взрослых, возникает и растет контроль со стороны сверстников. Формируются моральное поведение и нравственные нормы, а развитие сознания, усвоение представлений о добре и зле, вырабатывают потребность ребенка создать положительный образ себя. В дальнейшем все это составит основу личности, и дадут ребенку с интеллектуальным дефектом надежный ориентир в сложном мире человеческих отношений.

Аннотация. Данное исследование посвящено проблеме нравственного воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста. В работе актуализируется необходимость развития нравственных представлений и чувств детей, необходимых для формирования их нравственной личности. В статье изучены основные методы нравственного воспитания в специальном дошкольном образовании детей с нарушением интеллекта.

Ключевые слова: нравственное воспитание, дошкольник, умственная отсталость, методы нравственного воспитания.

Annotation. This study is devoted to the problem of moral education of mentally retarded children of preschool age. The work actualizes the need to develop moral ideas and feelings of children, necessary for the formation of their moral personality.

Keywords: moral education, preschooler, mental retardation, methods of moral education.

Литература:

1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.В., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: КАРО, 2009. - 272 с.

2. Богданова О.С., Катаева Л.И. О нравственном воспитании детей. - М.: Просвещение, 2013. - 213 с.

3. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Олигофренопедагогика» / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 199 с.

УДК 376.433

ОСОСБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

кандидат педагогических наук, доцент Скавычева Елена Николаевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

Постановка проблемы. Нравственное воспитание подрастающего поколения всегда было и остается одной из важнейших задач педагогики и жизни общества. Трудно найти такую область деятельности, от которой зависело бы так много, как от нравственного воспитания. Нравственное воспитание - это процесс передачи жизненного опыта, идейных ценностей старших поколений младшим, в ходе которого происходит формирование их готовности к труду, жизни, выполнению функций гражданина и патриота, это процесс раскрытия в каждой формирующейся личности ее подлинно человеческих качеств и творческих способностей и обращение их на пользу обществу, коллективу, окружающим людям.

Изложение основного материала исследования. В практике нравственного воспитания умственно отсталого ребенка младшего школьного возраста необходимо учитывать его психологические и возрастные особенности, а также специфические особенности дефекта.

Большой вклад в разработку проблем нравственного воспитания умственно отсталых детей внесли следующие отечественные исследователи: A.C. Белкин, JI.C. Выготский, Г.М. Дульнев, М.И. Кузьмицкая, В.Ф. Мачихина, Н.Г. Морозова, Б.П. Пузанов, В.Н. Синев, Н.Д. Соколова, Е.А. Стребелева и др.

Умственно отсталый младший школьник - существо общественное, социальное как и нормально развитый сверстник. С первых дней своего существования он окружен себе подобными детьми, включен в разного рода взаимодействия. Будучи частью социума, данный ребенок приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Результаты нравственного воспитания находятся в прямой зависимости от воздействия на личность различных источников приобретения нравственных знаний. Это, прежде всего, окружающая ребенка естественная, социальная и этническая среда, в которой он живет, общение с семьей, коллективом, со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности, осуществляемая специальными образовательными организациями. Эти факторы играют ключевую роль в нравственном воспитании и социализации умственно отсталого ребенка в младшем школьном возрасте.

Процесс нравственного воспитания и социализации непрерывный и многогранный, продолжающийся на протяжении всей жизни человека. Но наиболее интенсивно он протекает в детстве, в младшем школьном возрасте, когда закладываются все базовые ценностные нравственные ориентиры, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социально-нравственного поведения.

Моральный облик любого ребенка формируется в процессе разнообразной деятельности: в учении, труде, игре, в общественно полезной работе и в процессе взаимоотношений с окружающими людьми.

Нравственное воспитание в условиях специального образования - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение детей с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Нравственное воспитание находится в тесной взаимосвязи с общепедагогическим процессом, его задачи реализуются на специальных занятиях, на школьных предметах, во внеклассной работе.

Основным объектом воспитательного процесса в специальной школе является личность школьника как носителя социально-ценностных отношений, как субъекта отношений и деятельности, как индивидуальность с неповторимыми чертами и качествами. Основная цель нравственного воспитания - формирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.