9. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М.: Просвещение, 2009. - 284с.
УДК 373.2
Гудкова О.В.
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Брусничка»
Россия, г. Усть-Илимск
РОЛЬ ЭТИКЕТА В СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация:
В данной статье рассматривается нравственное воспитание детей дошкольного возраста, неотъемлемым компонентом которого является воспитание этикета. Прописаны формы работы и методы нравственного воспитания дошкольников, формирования у них навыков этикета. Также в статье описана работа с родителями, направленная на формирование культуры общения и этикета у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: этикет, нравственность, правила, духовно-нравственное воспитание.
Gudkova O. V. educator
Municipal budget pre-school educational institution «Kindergarten № 12 «Brusnichka» Russia, Ust-Ilimsk THE ROLE OF ETIQUETTE IN SOCIAL AND MORAL EDUCATION OF PRE-SCHOOL CHILDREN
Annotation:
This article covers spiritual and moral education of pre-school children where one of the essential ingredients is learning etiquette. There are forms and methods of spiritual guidance of children and ways offorming their courtesy skills in this article. Also there is the description of work with parents which helps them to form the culture of communication and etiquette ofpre-scholars.
Key words: etiquette, moral, spiritual and moral education.
Жизнь скучна без нравственной цели, не стоит жить, чтобы только питаться, это знает и работник - стало быть, надо для жизни нравственное занятие.
Ф. М. Достоевский
Каждому человеку хотелось бы жить среди нравственных людей, в мире, в котором нас не стали бы оскорблять, обманывать, обкрадывать, предавать, в мире, в котором люди честно относятся к своим обязанностям.
Все хотели бы отпускать своих детей гулять на улицу и не сходить с ума, представляя, какие несчастья могут там с ними произойти. Можно возразить, что речь идет о культуре, а не о нравственности. Но культурный человек может вести себя хорошо, однако это ему может и не нравиться. А нравственный человек не притворяется хорошим, ему нравиться быть хорошим, не случайно «нравственность» и «нравиться» однокоренные слова. Наша задача, как родителей и педагогов, воспитать ребенка не только культурным, но еще и нравственным человеком.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования «Социально -коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых...» (п. 2.6 ФГОС ДО). Одной из основных целей образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является нравственное воспитание, неотъемлемым компонентом которого является воспитания этикета у детей дошкольного возраста.
С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. В воспитании культуры общения и этикета первостепенное значение имеет пример педагога. Ребенок легко перенимает позитивный опыт общения. Например, в детском саду взрослому необходимо всегда приветствовать любого гостя группы, доброжелательно к нему относиться. Беседуя с родителями, воспитатель дает образец культуры ведения диалога. Уважительное, доброжелательное отношение к обслуживающему персоналу, в процессе которого ребенок может слышать образцы речевого этикета, также является необходимой составляющей воспитания дошкольника. Речь взрослых, их манеры, внешний вид, положительные эмоциональные проявления должны стать образцом для детей. Однако, одним личным примером, всех вопросов воспитания культуры общения и этикета не решишь. Дети в силу своих психологических особенностей с трудом понимают и принимают правила, которые диктуют им взрослые. Даже если ребенок смог запомнить и словесно воспроизвести правило, это не является гарантией того, что он его осознал и выполнит в определенных ситуациях [8].
Необходимо определить уровень нравственной воспитанности каждого из детей, выявить у каждого ребенка присущие ему особенности поступков, отношений с окружающими, трудности в освоении навыков культуры общения и этикета. Наблюдая за детьми можно определить, насколько типичен для ребенка тот или иной поступок (грубость в разговоре с товарищем, небрежность в еде и одевании, отказ в ответ на просьбу убрать на место игрушки и другое), что позволит вовремя скорректировать работу и заметить все то новое, чем овладел воспитанник [9].
Методы нравственного воспитания должны быть направлены не на передачу моральных норм с целью формирования соответствующего практического опыта, а на то, чтобы поставить ребенка в условия, при которых поступок, соответствующий моральной норме, становился бы для него личностно значимым. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым), нужно научить их понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их [2].
Процесс формирования у детей навыков этикета должен быть интересным, доступным и увлекательным, для чего необходимо использовать различные формы работы. В организованной образовательной деятельности могут быть использованы следующие темы «Волшебные слова», «С чего начинается дружба?», «Какие бывают приветствия?», «Добрым быть совсем не просто», «Праздник доброты»; игровые обучающие ситуации «Как принимать подарки», «Страна вежливости», «От улыбки станет всем светлей»; беседы: «Что такое хорошо?», «Гостям всегда рады», «Зачем нужны правила?», «Умеешь ли ты дружить?» и другие. Необходима «подвижность» средств воспитания, их постоянная корректировка. Нередко бывает, что проверенный практикой метод вдруг перестает быть эффективным. Педагог должен внимательно следить за тем, как каждый из его воспитанников воспринимает воспитательные воздействия и влияния [1].
Познакомив детей с теми или иными правилами на занятиях, надо закреплять их через дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры, в повседневной жизни. В совместной деятельности желательно проводить игры-импровизации, игры-упражнения. Например, в игре-импровизации «Встреча гостей» дети учатся, как можно встретить гостей, поблагодарить хозяина за проведенный вечер. Другие игры учат здороваться, прощаться, благодарить. Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил этикета. Во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему еще нужно научиться. В процессе игры воспитатель может показать, как необходимо себя вести в той или иной ситуации [6].
С целью закрепления навыков и умений уместно использовать мультфильмы и диафильмы, которые в доступной и образной форме напоминают детям о правилах этикета. Не менее важно использовать в работе с детьми просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков, рассматривание и обсуждение иллюстраций, репродукций картин, рисунков, художественных фотографий. Очень нравится дошкольникам альбом с фотографиями, раскрывающими содержание навыков культуры этикета на примере нескольких ребят, изображенных на снимках в различных ситуациях. Эти приемы помогают детям, поддерживая их желание, поступать правильно.
Формирование культуры общения и этикета невозможно себе
представить без использования художественной литературы. Ведь при чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Полезны для чтения произведения А. Барто «Девочка -ревушка» и «Девочка-чумазая», К.Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе», С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы», В. Осеева «Волшебное слово», Г. Остера «Будем знакомы» и другие. После чтения сказок, рассказов, стихов можно обсудить с детьми поступки героев, задать вопросы, позволяющие задуматься и сделать выводы [3].
Важным моментом в воспитании детей является создание «этических уголков» в группах, благодаря которым дети усваивают, «что такое хорошо и что такое плохо», оценивают поступки свои и своих сверстников, вырабатывают собственные критерии общения с окружающими людьми.
Для воспитания этикетного поведения детей необходимым условием является связь с семьей, позволяющая сохранить единство требований и преемственность воспитания. Важной задачей в работе с родителями является умение педагога убедить их в том, что дети, подрастая, становятся не только потребителями радостей, но и стремятся делать другим людям приятное, могут разделять радость другого. Педагог рассказывает, как следует объяснять ребенку нравственные нормы, формировать у него нравственные представления, как воспитывать такое важное качество, как предупредительность - умение видеть затруднения других людей и пытаться оказать им помощь [10].
Чтобы лучше узнать ребёнка, необходимы знания о его семье. В начале года необходимо проводить анкетирование родителей, с помощью которого можно определить знания родителей об этикете, а в дальнейшем, проанализировав анкеты, дать необходимые консультации, сделать папки -передвижки с рассказами о том, какими навыками этикета могут овладеть их дети.
А.С. Макаренко писал: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только, когда с ним разговариваете, или поучаете, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газеты - всего это для ребенка имеет большое значение» [2].
В современном мире нам всем порой не хватает внимания, радости, тепла, любви и доброты. Особенно нашим детям. Мы, взрослые - родители, бабушки и дедушки, учителя и педагоги, всегда что -то делаем, о чем-то думаем, куда-то спешим... Нам никогда не хватает времени: не только на детей, но и на самих себя [7]. Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в
профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. В семье должны сохраняться: обычаи - это привычные формы поведения; традиции, переходящие из поколения в поколения; отношения в семье - спокойные, дружественные; правила - это нормы поведения и хорошие привычки, и немаловажным считается распорядок в течение дня. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца. Только семья может воспитать семьянина: по мудрому слову И.А. Ильина, добрая семья дарит человеку «два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:
- первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;
- и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение». Эти родительские образы философ называет источниками духовной любви и духовной веры человека.
Восстановление традиционного уклада жизни поможет возвращению семьи к решению задачи духовно-нравственного семейного воспитания. Однако осваивать его традиции родителям придется не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Им придется решать двойную задачу:
1. становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся привить детям;
2. создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, доброму [10].
Современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом:
- обретать сущностное понимание отцовства и материнства,
- осваивать свое родительство, как терпеливое и милосердное отношение,
- учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, увеличением терпения и любви [7].
В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо». В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы [10].
В детском саду соблюдение правил необходимо для нормального
существования детского коллектива, и воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни.
Педагогу надо всегда помнить, что самое главное - это здоровье детей. Но здоровье не только физическое, но и нравственное. А этикет как раз и является частью нравственного воспитания личности.
Использованные источники:
1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. -М.: ТЦ Сфера, - 128 с.
2. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М.: Мозаика-синтез, 2001. - 63 с.
3. Буре, Р.С., Воробьева М.В. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. - М.: Просвещение, 2004. - 141 с.
4. Вакса О., Потапов С. Уроки вежливости: этикет для детей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. - 172 с.
5. Кволс К. Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания. - СПб: Весь, 2006. - 272 с.
6. Купина Н.А., Богуславская Н.Е. Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. М.: ТЦ Сфера, 2002. - 176 с.
7. «Лучик Света»: сайт для детей родителей и учителей [Электронный ресурс]. URL: http://www.luchiksveta.ru/index.html.
8. Нефедова М. Душа вашего ребенка. 40 вопросов родителей о детях. - М: Никея, 2014. - 360 с.
9. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов . - М.: Мозаика-синтез, 2012. - 80 с.
10. Потаповская О. М. Педагогическое сопровождение семьи в духовно -нравственном воспитании детей: Образовательный портал «Слово» [Электронный ресурс] / О.М. Потаповская. URL: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37966.php?ELEMENT_ID=37966&SHOWALL_1=1.