Научная статья на тему 'ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ'

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
845
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
SPECIAL ECONOMIC ZONES / INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS / EFFICIENCY / INTEGRATION INTO THE WORLD ECONOMY / STATE REGULATION / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ ВО ВСЕМИРНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Ирина Андреевна

В работе рассматривается проблема деятельности особых экономических зон в России. В последние десятилетия особые экономические зоны становятся одним из наиболее необходимых и перспективных способов организации международного хозяйства и привлечения инвестиций, в связи с чем необходим анализ эффективности их деятельности и выявление путей совершенствования их функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андреева Ирина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ»

УДК 332.146

Экономические науки

Андреева Ирина Андреевна, студент, финансово-экономический факультет, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

И ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация: в работе рассматривается проблема деятельности особых экономических зон в России. В последние десятилетия особые экономические зоны становятся одним из наиболее необходимых и перспективных способов организации международного хозяйства и привлечения инвестиций, в связи с чем необходим анализ эффективности их деятельности и выявление путей совершенствования их функционирования.

Ключевые слова: особые экономические зоны, международные экономические отношения, эффективность, интеграция во всемирное хозяйство, государственное регулирование.

Abstract: the paper considers the problem of the activity of special economic zones in Russia. In recent decades, special economic zones have become one of the most necessary and promising ways of organizing an international economy and attracting investment, which requires an analysis of the effectiveness of their activities and identification of ways to improve their functioning.

Key words: special economic zones, international economic relations, efficiency, integration into the world economy, state regulation.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

История появления и развития первых свободных экономических зон в мире насчитывает несколько столетий. Первые свободные экономические зоны были созданы для повышения уровня торговли и в их качестве выступали

порты, где пересекаются международные торговые пути. В настоящее время под свободными экономическими зонами (СЭЗ) понимается часть страны, где действует особый экономический режим, представляющий собой систему общих льгот (включая торговые, налоговые, финансовые и административные льготы), предоставляемых ее резидентам, с целью развития регионов и экономики государства в целом за счет привлечения инвестиций. В российском законодательстве используется понятие «особые экономические зоны», которое представляется как отечественная разновидность международного института СЭЗ. Поскольку особые экономические зоны в России являются сравнительно молодым проектом, то анализ их эффективности является актуальной задачей, которая рассматривается многими авторами.

Так в статье Вылковой Е. С. и Тарасевича А. Л. исследуются проблемы развития ОЭЗ. На основании проведенного анализа авторы приходят к выводу о том, что на сегодняшний день ОЭЗ не играют значимой роли в экономике страны, а из всех действующих зон наиболее значимый вклад приносят только три ОЭЗ: «Алабуга», «Липецк» и «Санкт-Петербург» [3]. Именно на них следует равняться остальным экономическим субъектам и перенимать их передовой опыт.

Недостаточно эффективное функционирование ОЭЗ в своей работе отмечают и Ниязбекова Ш. У., Назаренко О. В., Буневич К. Г. и Иванова О. С. [10] По мнению авторов, инвестиционная привлекательность российских ОЭЗ для зарубежных экономических агентов невелика, даже несмотря на различные льготы и преференции. Причина такого неуспеха, как отмечается в работе, связана с плохой подготовкой инфраструктуры, бюрократией и коррупцией, а также недостатками нормативно-правовой базы. Таким образом, почти все негативные факторы и причины, по которым ОЭЗ не могут быть эффективно внедрены в российскую экономику, носят организационный характер, а государственное инвестирование показывает себя неэффективным, поскольку, согласно статданным, большинство направляемых из федерального бюджета

средств тратятся нерационально, вследствие чего построенная инфраструктура не используется в полной мере и утрачивает собственную работоспособность.

Газдиевы Исмаил Ибрагимович и Идрис Ибрагимович приходят к выводу о том, что основными проблемами, которые влияют на эффективность развития ОЭЗ сегодня, являются: большие размеры территорий; значительные вложения государственных средств для развития инфраструктуры, которые имеют низкую рентабельность; несогласованность действий органов власти на федеральном и региональном уровнях; использование ОЭЗ не по целевому назначению и другие [4]. Проведенный в работе SWAT-анализ позволил авторам сделать вывод о том, что российские ОЭЗ сегодня имеют больше слабых сторон, чем сильных, что говорит об их низкой эффективности. В связи с этим существует объективная необходимость в совершенствовании методов управления ОЭЗ со стороны государства.

ОЭЗ СЕГОДНЯ

На сегодняшний день в России функционирует 33 ОЭЗ, из которых 15 относятся к промышленно-производственным (ППТ), 7 к технико-внедренческим (ТВТ), 10 к туристско-рекреационным (ТРТ) и 1 - портовая (ПОЭЗ) [5]. Более 760 резидентов осуществляют на данных территориях предпринимательскую деятельность, при этом более чем в 140 компаниях привлечен иностранный капитал из 33 стран мира. Лидерами по объему инвестиций являются: Китай, США, Турция, Япония, Австрия, Германия, Франция, Вьетнам (рис. 1) [6].

120000 100000 80000 60000 40000 20000 0

<0

' £ / /

Рис. 1 Страны-лидеры по объему инвестиций, млн руб.

Главными задачи ОЭЗ в России является повышение конкурентоспособности отечественного производства на мировом рынке, создание инновационной предпринимательской среды, продвижение продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках, развитие инфраструктуры, диверсификация экономики и расширение международного сотрудничества с целью создания благоприятных условий для ведения бизнеса на всех уровнях. Для развития особых экономических зон была создана управляющая компания с единственным акционером в лице государства - АО «Особые экономические зоны», на сайте которой приводится подробная информация об их деятельности.

ОЭЗ наделены специальным юридическим статусом, благодаря которому на их территории действует специальный режим осуществления предпринимательской деятельности:

- инженерная, транспортная и деловая инфраструктура, получаемая резидентами, позволяет снизить издержки при реализации проектов (в среднем на 30% ниже, чем по России);

- таможенные льготы;

- налоговые преференции;

- упрощенное взаимодействие с государственными регулирующими органами.

Выручка резидентов ОЭЗ в период с 2012 по 2018 год выросла в 6,5 раза, а количество созданных рабочих мест накопленным итогом увеличилось с 6298 в 2012 году до 36869 в 2018 [1]. Однако необходимо отметить, что существует определенный дисбаланс в развитии ОЭЗ. Согласно данным Ассоциации кластеров и технопарков России при поддержке Минэкономразвития, наибольшую инвестиционную привлекательность имеют такие ОЭЗ, как «Алабуга» (ОЭЗ промышленно-производственного типа, Республика Татарстан) и «Дубна» (ОЭЗ технико-внедренческого типа, Московская область) [8]. При этом в 1 и 2 группу рейтинга (высокая инвестиционная

привлекательность ОЭЗ (свыше 100%) и достаточно привлекательные с инвестиционной точки зрения ОЭЗ (от 95% до 100%)) вошло только 11 ОЭЗ. Так «Алабуга» - крупнейшая российская ОЭЗ промышленно-производственного типа, как было отмечено ранее, является наиболее успешной из всех действующих ОЭЗ. Согласно данным Министерства экономического развития РФ, в структуре особых экономических зон ППТ РФ (из 9 зон) на долю «Алабуги» приходится 78% совокупной выручки, 82% налоговых сборов и 53% частных инвестиций в российские ОЭЗ [7]. Безусловно, данная ОЭЗ является примером эффективного инструмента развития экономики России, однако ее большой удельный вес в приведенных показателях также свидетельствует и о том, что существует определенное отставание в развитии и инвестиционной привлекательности других ОЭЗ данного типа. Так в конце 2018 года Счетной палатой РФ была выдвинута мысль о неэффективности особых экономических зон: проведенный анализ показал, что меры, принимаемые государством, недостаточны для того, чтобы механизм особых экономических зон стал результативным [11]. В частности, учитывая соотношение вложенных средств федерального бюджета с объемом привлеченных инвестиций, не являются эффективными такие ОЭЗ, как ТРТ «Бирюзовая Катунь», где часть построенных объектов инфраструктуры не эксплуатируется, поскольку наблюдаемая мощность ОЭЗ избыточна и не соответствует реальным потребностям; ТРТ «Байкальская гавань», ставшая неэффективной из-за неверного подхода к выбору резидентов; а также ПОЭЗ «Ульяновск», ППТ «Моглино», ТВТ «Иннополис», ОЭЗ туристического кластера под управлением АО «Курорты Северного Кавказа», где наблюдается недостаточно надлежащее управление со стороны как региональных властей, так и управляющих компаний. Объем средств федерального бюджета, который был направлен на их финансирование, составляет 55,1 млрд рублей, а объем привлеченных инвестиций - только 7,6 млрд рублей [2].

Низкую эффективность ОЭЗ, прежде всего, можно связать с состоянием инфраструктуры и низким уровнем финансирования субъектами РФ.

Обязательства региональных бюджетов по ОЭЗ, как правило, не выполняются в полном объеме, что связано с ростом дефицитности бюджетов регионов. Кроме того, одной из важнейших проблем является отсутствие единой стратегии и механизма по созданию и функционированию ОЭЗ. При этом цели создания ОЭЗ, установленные ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 N 116-ФЗ, описаны в общем, без какой-либо конкретизации и учета специфики деятельности особых экономических зон в зависимости от их типа. Таким образом ОЭЗ должны определять цели своего развития в самостоятельном порядке. Отсутствие стратегии и долгосрочных планов развития конкретной зоны в целом привело к ряду ситуаций, когда ОЭЗ просто не открывались, хотя средства федерального бюджета на их подготовку затрачены были.

Несмотря на пандемию, которая охватила страну с марта 2020 года, в конце мая было объявлено об утверждении Правительством создания трех новых ОЭЗ в Нижегородской и Саратовской областях, а также в Республике Башкортостан. При этом было отмечено, что их создание не будет требовать дополнительных расходов из федерального бюджета. Безусловно, особые экономические зоны могут являться стратегическим инструментом, призванным привлечь инвестиции в регионы, в том числе иностранный капитал, который будет способствовать развитию экономики. Тем не менее, нельзя не отметить тот факт, что вложения в проекты ОЭЗ, как государственные, так и частные, являются высокорискованными, в связи с чем вопрос о целесообразности и эффективности данного решения остается открытым.

Таким образом, особые экономические зоны в России - одна из наиболее молодых и активно развивающихся форм ведения хозяйства. Разработка целей и задач ОЭЗ на современном этапе - достаточно долгий, трудоёмкий, но необходимый процесс, требующий тщательного анализа всех его составляющих элементов [9]. Такие успешные ОЭЗ, как «Алабуга», «Дубна», «Липецк», дают основания сделать выводы о том, что данный институт

перспективен, и его успешная реализация способна положительно отразиться на состоянии экономики страны. Вместе с тем необходима хорошо продуманная стратегическая политика, которая должна быть всесторонней, учитывающей как специфику деятельности ОЭЗ в зависимости от ее типа и географического положения, так и экономическую ситуацию в стране, стабильность инвестиционного и налогового законодательства, внешнеторговые связи страны и иные факторы. Только в случае соблюдения всех этих пунктов есть смысл говорить об эффективности ОЭЗ.

Статья написана под научным руководством д.э.н., профессора Финансового университета при Правительстве РФ Николайчук О. А.

Библиографический список:

1. Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России - 2019 [электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/9a f049363d826bf83dc41d55c1 a5d2c5/Business_Navigator_2019.pdf (дата обращения: 05.06.2020).

2. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №11 [электронный ресурс]. URL: http://audit.gov.ru/upload/iblock/d04/d0465b6a d816f88580a7dfbafbd04bb8.pdf (дата обращения: 06.06.2020).

3. Вылкова Елена Сергеевна, Тарасевич Алексей Леонидович Особые экономические зоны как драйверы экономического развития России // Известия СПбГЭУ. 2019. №5-1 (119). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobye-ekonomicheskie-zony-kak-drayvery-ekonomicheskogo-razvitiya-rossii (дата обращения: 03.06.2020).

4. Газдиев Исмаил Ибрагимович, Газдиев Идрис Ибрагимович Функционирование особых экономических зон на территории современной Российской Федерации // ВЭПС. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionirovanie-osobyh-ekonomicheskih-zon-na-territorii-sovremennoy-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 03.06.2020).

5. Министерство экономического развития Российской Федерации. Особые экономические зоны [электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_ra zvitiya_territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/ (дата обращения: 04.06.2020).

6. Министерство экономического развития Российской Федерации. Особые экономические зоны - презентация [электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/9cad7c0df2d895e0bc363666f947d70c/sezr us.pdf (дата обращения: 04.06.2020).

7. Министерство экономического развития Российской Федерации. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2018 год и за период с начала функционирования особых экономических зон [электронный ресурс]. URL: https://economy.gov.ru/material/file/65485108 44d75e1246b52f43 5ebf0499/report2018.pdf (дата обращения: 05.06.2020)

8. Министерство экономического развития Российской Федерации. Подведены итоги III Национального рейтинга инвестиционной привлекательности особых экономических зон [электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/podvedeny_itogi_iii_nacionalnogo_reyti nga_investicionnoy_privlekatelnosti_osobyh_ekonomicheskih_zon.html (дата обращения: 05.06.2020).

9. Николайчук О.А. Электронная валюта и агропромышленные кластеры // В сборнике: Институциональная экономика: развитие, преподавание, приложения сборник научных статей V Международной научной конференции. 2017. С. 234-238.

10. Ниязбекова Шакизада Утеулиевна, Назаренко Оксана Владимировна, Буневич Константин Георгиевич, Иванова Ольга Сергеевна Особые экономические зоны России: анализ, проблемы и пути их решения // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2019. №2 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobye-ekonomicheskie-zony-rossii-analiz-problemy -i-puti-ih-resheniya (дата обращения: 03.06.2020).

11. Счетная палата Российской Федерации. Механизм ОЭЗ по-прежнему неэффективен для российской экономики [электронный ресурс]. URL: http://www.ach.gov.ru/news/mehanizm-oez-po-prezhnemu-neeffektiven-dlya-rossijskoj-ekonomiki-34870 (дата обращения: 06.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.