Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ'

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
жизненные ценности / учебная мотивация / уровни мотивации / жизненные сферы / life values / educational motivation / levels of motivation / life spheres

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимофеева Ю.В.

В статье предпринята попытка использовать теорию Яницкого В.С. и Серого А.В., которые основывались на концепции М. Рокича для исследования проблемы взаимосвязи уровней учебной мотивации студентов и их жизненных ценностей. В данной работе описываются то, какие жизненные ценности выделяют студенты с разным уровнем учебной мотивации, и в какой сфере жизни они готовы их реализовывать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LIFE VALUES STUDENTS WITH DIFFERENT LEARNING MOTIVATION

The article makes an attempt to use the theory of V.S. Yanitsky and A.V. Seryi, who were based on the concept of M. Rokeach to study the problem of the relationship between the levels of educational motivation of students and their life values.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ»

УДК 37

Тимофеева Ю.В.

студент 4 курса Оренбургский государственный педагогический университет

(г. Оренбург, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ

Аннотация: в статье предпринята попытка использовать теорию Яницкого В. С. и Серого А. В., которые основывались на концепции М. Рокича для исследования проблемы взаимосвязи уровней учебной мотивации студентов и их жизненных ценностей. В данной работе описываются то, какие жизненные ценности выделяют студенты с разным уровнем учебной мотивации, и в какой сфере жизни они готовы их реализовывать.

Ключевые слова: жизненные ценности, учебная мотивация, уровни мотивации, жизненные сферы.

Цель исследования: выявить особенности жизненных ценностей студентов с разной учебной мотивацией.

Актуальность данного исследования заключается в том, что изучение особенностей жизненных ценностей у студентов с разным уровнем учебной мотивацией может помочь выстроить коррекционно-развивающую работу со студентами и понять: чем же отличаются студенты и с чего следует начать работу психологу.

Гипотеза: студенты с разным уровнем учебной мотивации будут иметь содержательные особенности жизненных ценностей.

Введение.

Современное обучение строится на личностных приоритетах обучаемого, и во многом зависит от его жизненных ценностей. Стремления учащегося напрямую связаны с тем, на сколько высоко он ставит освоение

профессии в приоритет и насколько он готов работать по выбранной специальности.

Это напрямую влияет на уровень, а, значит, и на качество получаемого образования. Учебная мотивация неразрывно связана с тем, на сколько студент удовлетворён получаемым образованием, насколько он заинтересован в профессии и готов по ней работать в будущем. По этой причине ВУЗы сейчас активно вовлекают студентов в научную и социальную деятельность, знакомя их с профессией.

Проблема учебной мотивации особенно остро стоит среди студентов, обучение которых напрямую связано с их учебными, а в будущем и профессиональными успехами. Соответствие жизненных ценностей с высоким уровнем учебной мотивацией является показателем того, насколько студент ставит освоение профессии в приоритет и насколько он будет успешен в этом.

Что такое жизненные ценности.

Различные психологические подходы отражают различное понимание термином «ценности». Например, С.А. Лебедев считает, что ценности — это существенные эталонные цели, которые могут быть использованы разными людьми и отражать сущность общества [2, стр. 72].

Д.А. Леонтьев. рассматривал ценности человека, как нечто абстрактное, направляющая на определённую деятельность, а также представляющая собой жизненные идеалы, смыслы, цели [3, стр. 18].

Ю.С. Головин считает, что ценности — это продукт жизнедеятельности социальных групп. Он рассматривает ценности общества, искусства и человека. Психолог отмечает, что последние ценности индивидуальны. Другими словами, ценности общества и ценности искусства во многом совпадают, однако именно у каждого человека ценности имеют свои уникальные черты [1, стр. 46].

Ценности общества и человека отличаются друг от друга. В больших социальных группах с течением времени принимаются общие ценности, однако не все они могут поддерживаться её участниками. Не все могут разделять ценности общества, в котором живут или они понимают их по-своему.

Согласно трудам выдающихся ученых философии, физиологии и психологии С.Л. Рубинштейна, В.А. Крутецкого, А.В. Петровского, Л.А. Венгера. В.С. Мухиной, В.И. Слободчикова, ценности усваиваются в результате их эмоционального принятия: через эмоции, чувства, настроения, аффекты.

В процессе развития индивид с помощью взаимодействия с другими людьми, т. е. социализации, формирует собственные ценности. Поэтому важно разделять ценность общества и ценность личности.

Огромный вклад в изучение жизненных ценностей человека внёс М. Рокич. Он определял ценности как вид устойчивого убеждения о том, что одни нормы, цели, а также способы существования лучше, чем остальные. психолог, а писала особенности человеческих ценностей таким образом:

1) ценности организованны системе,

2) истоками ценности человека является культура, общество, его институты и особенности личности,

3) все люди имеют одни и те же ценности, но обладают ими различные степени,

4) ценности влияют на все социальные феномены,

5) количество ценности личности невелико.

Также М. Рокич делит ценности человека на:

- терминальные ценности, то есть ценности цели

- инструментальные ценности, то есть ценности средства.

Терминальные ценности цель личности, долгосрочные перспективы, в то

время как инструментальные ценности являются для достижения поставленной цели личности [4, стр. 26].

Основываясь на теоретические положения М. Рокича,, В.Ф. Сопов и Л.В. Карпушина сформулировали собственное понимание жизненных ценностей личности. по их мнению жизненные ценности- это отношения субъекта к явлению, объекту и субъекту, а также жизненному факту у него, как имеющего жизненную важность. Данное понимание и будет использоваться в нашем исследовании.

Взаимосвязь жизненных ценностей и учебной мотивации.

Взаимосвязь личности с её жизненными ценностями в том, что последние мотивируют человека. Жизненные ценности личности определяют базовые убеждения и приоритеты в жизни. По мнению А.Г. Маклакова, мотивация — совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности [6, стр. 15].

Жизненные ценности играют важную роль в учебной мотивации студентов, так как они является убеждениями и принципами, направляющие личность и определяющая её жизненные приоритеты. В случае если жизненные ценности студента и учебные задачи будут соответствовать, то учащиеся будет более мотивирован учёбы. Он будет с удовольствием получать новые знания и навыки. Обратной стороной является соответствие ценности личности и обучения — это может привести к низкой мотивации к получению образования.

Существуют два вида учебной мотивации: внешняя и внутренняя. Внешняя заключается в том, что человек получает знания из-за причин, не связанных с итогами обучения. Например, из-за нахождения учебного заведения рядом с домом, выбора специальности не студентом, а другими людьми, необходимость получения любого образования и т.д.

Внутренняя мотивация направлена на итоги обучения. Студент, имеющий развитую мотивацию, стремиться изучить специальность из личного интереса и желания получить больше знаний и навыков по профессии, на которую он по окончанию ВУЗа пойдёт.

Новообразования юношеского возраста эмоциональную, познавательную, мотивационную, также волевую сферу психики. Она проявляется в потребностях, интересах, характере, склонностях личности. В данном возрасте активно развивается самосознание и самопознание, той же деятельностью является учебно-профессиональная деятельность. Она выражается в построении жизненных планов, смысла жизни. В этом же возрасте и формируются ценности личности, поведение становится более осознанным, приходит увеличение сознательности деятельности. По этой

причине у студентов окончательно формируется ценности их жизни. Данные ориентиры влияют на жизнь молодёжи в целом и конкретно на мотивацию обучаться.

Так жизненные ценности связаны с ориентирами в обучении, с мотивацией учиться. Мотивация учиться делиться на два вида: внешнюю и внутреннюю. «Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности, если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними» (Л.М. Фридман) [5, стр. 85]. При развитой внутренней мотивации студент будет с удовольствием выполнять учебные задачи. Вероятнее всего, его жизненные ценности связаны с освоением профессией.

Особенности организации исследования, применяемого инструментария и выборки.

Исследование проводилось на базе Оренбургского Государственного Педагогического Университета у учащихся по направлению Педагогическое образование, профиль Математика и информатика, а также по направлению Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия. В исследовании принимали участие 32 студентов 1 курса психологии образования от 18 до 22 лет.

Диагностика проводилась с помощью методика «Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ)» В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина, а также методика «Диагностика уровня учебной мотивации студентов» Т.Д. Дубовицкая. Первая методика состоит из 112 утверждений, степень согласия с которыми студентам необходимо было указать. Полученные баллы суммируются, исходя из того, к каким критериям соответствовали утверждения. Критериями, которые изучаются методикой, являются сферы жизни: семейная, профессиональная, обучения и образования, увлечений, общественной жизни. Помимо них исследуются жизненные ценности, которые в какой-либо степени выражены в указанных сферах жизни.

Вторую методику «Диагностика уровня учебной мотивации студентов» Т.Д. Дубовицкой можно охарактеризовать как ряд из 20 утверждений, степень согласия с которыми учащимся предлагается отметить. Позже ответы упрощаются на «согласие» и «несогласие» с утверждением и сравнивается с ключом, после чего баллы суммируются и сопоставляются с уровнями учебной мотивацией.

Студенты были выделены на 3 группы в зависимости от уровня учебной мотивации: учащиеся с низким уровнем, со средним и с высоким уровнем. Именно эти группы мы и будем изучать (рисунок 1).

Уровни учебной мотивации

Низкий Средний Высокий

Рисунок 1. Три группы студентов.

Исходя из полученных данных, можем сделать вывод о том, что студентов со средним уровнем учебной мотивации (70%) больше, чем группы студентов с низким уровнем (17%) и высоким (13%).

Низкая учебная мотивация студентов говорит о том, что студента к обучению по выбранной специальности подтолкнуло не изучение профессии и дальнейшая работа по образованию, а иные причины, которые не связаны с обучением. Может быть и ситуация разочарования собственного профессионального выбора, из-за чего студенты с низким уровнем учебной мотивации могут проходить обучение из-за желания просто получить диплом, из-за решения родителей и др.

Студенты со средним уровнем профессиональной направленности совмещают в себе интерес к специальности, однако некоторые аспекты процесса обучения их могут устраивать, так же причиной может стать потеря интереса к обучению и специальности. Мотивировать студентов могут не только изучение своей будущей профессии, но и оценки, общение с одногруппниками и т.д.

Высокий уровень мотивации у группы студентов, говорит об их стремлении из личностного интереса изучать выбранную специальность. Для них не столь важны полученные оценки, ведь они стремятся получить больше знаний и навыков по профессии, которую они выберут по окончанию учебного заведения.

При исследовании групп студентов по методике «Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ)» В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина были получены результаты были получены не только результаты об особенностях жизненных ценностей, но и про жизненные ценности, в которых они их активно используют. Ознакомимся со сферами жизни, важность которых выделяют студенты (таблица 1).

Таблица 1. Особенности сфер жизни у студентов с разным уровнем учебной

мотивации.

Жизненные сферы Уровни учебной мотивации

Низкий Средний Высокий

Профессиональная 24% 30% 34%

жизнь

Обучение и 28% 30% 25%

образование

Семейная жизнь 12% 14% 8%

Общественная 12% 7% 8%

активность

Увлечения 24% 16% 25%

Физическая 0% 6% 0%

активность

Из представленной таблицы можно выделить следующее:

1) Уровень учебной мотивации связан с выделением важности студентами их профессиональной жизни. Чем выше мотивация на освоение професии, тем больше среди студентов ценится профессиональная сфера.

2) Учащиеся со средним уровнем мотивации на освоение профессии в равной мере оценивают профессиональную и образовательную сферу.

3) Студенты с низким уровнем учебной мотивации в равной мере ценят сферу увлечений и профессиональную сферу.

4) Юноши и девушки с низким и средним уровнем учебной мотивации в собственной жизни выделяют сферы «Семьи» и «Общественной деятельности».

5) Учащиеся с высоким и низким уровнем учебной мотивации в равной мере ценят семейную и общественную жизнь.

6) Студенты вне зависимости от уровня их мотивации на освоение профессии ценят сферу увлечений.

Обратимся к результатам исследования жизненных ценностей (рисунок

2).

Название диаграммы

35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

||| III III ||

<0* Л-О4 ^ # Л®"'

Ж чр ** ^ ¿Г

«/ ,/ ✓ у ✓ / / ✓

лО

/ /

Низкий уровень ■ Средний уровень ■ Высокий уровень

Рисунок 2. Проверка достоверности различий между группами студентов с разным уровнем учебной мотивацией.

Исходя из данных, выявлено то, что группа студентов с низкой учебной мотивацией говорят о сфере обучения, как о главенствующей. И только после неё по важности они оценивают профессиональную сферу и сферу увлечений. Вместе с выраженными ценностями духовного удовлетворения и сохранения индивидуальности, данные результаты говорят о низком стремлении к реализации жизненных ценностей в профессиональной сфере. Группа студентов с данным уровнем мотивации больше стремятся получить от самого процесса обучения удовольствие и показать свою неповторимость.

Средний уровень учебной мотивации у студентов выражается в их стремлении к нахождению компромисса между процессом обучения и тем, на что он направлен - на освоение профессии. Студенты стремятся освоить выбранную профессию, которая им интересна, однако не маловажную роль в этом процессе играют и внешние мотивы. По этой причине студентам не только важно изучить специальность, но и получить духовное удовлетворение от процесса. Однако они всё же задумываются и о том, над материальной стороной выбранной профессии. Студентам так же важно сохранить индивидуальность в собственной деятельности и не «слиться с толпой» и иметь возможность заниматься собственными хобби.

Группа с высоким уровнем учебной мотивации говорит о том, что студенты стремятся изучить профессию, а не получать хорошие оценки. Для них важно материальное благополучие, т.к. оно имеет тесную связь м интересующей их специальностью. При этом студенты отмечают важность духовного удовлетворения от деятельности и сохранение собственной неповторимости.

Полученные данные были проверены с помощью метода Фишера (ф), направленный на выявление сходств и отличий между показателями (таблица 2).

фкр=1,64 для р<0,05, фкр=2,28 для р<0,01.

Таблица 2. Проверка достоверности различий между группами студентов

с разным уровнем учебной мотивацией.

Ценности Низкий и средний Средний и Высокий Низкий и высокий

Развитие себя 0,074 0,577 0,237

Духовное удовлетворение 1,952 0,904 2,116

Креативность 0,697 0,108 0,619

Социальные контакты 0,863 0 0

Собственный престиж 0,063 0 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Достижения 0,064 0 0

Материальное положение 1,286 0,18 1,882

Сохранение индивидуальности 1,014 1,062 0,44

Таким образом, гипотеза о содержательных различиях в жизненных ценностях студентов с разным уровнем учебной мотивации подтвердилась. В связи с эти можно выделить определённые выводы:

Чем выше уровень учебной мотивации, тем больше студенты выделяют профессиональную сферу, в которой будут данные ценности использовать. При этом: чем меньше их учебная мотивация, тем для них приоритетнее сфера обучения и образования.

Сферу увлечения, образования и профессии выделяют студенты всех уровней учебной мотивации, однако степень выраженности зависит от уровня учебной мотивации.

Студенты всех уровней выделяют в качестве важных жизненных ценностей духовное удовлетворение и сохранение индивидуальности, причём, чем ниже учебная мотивация- тем они больше выражены.

Начиная со среднего уровня учебной мотивации, студенты всё больше выделяют материальное положение в качестве приоритетной жизненной ценности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога [электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/cenost. Стр. 46;

2. Лебедев. С.А Философия науки: словарь основных терминов - Москва: 2004. -Учебное пособие для вузов стр. 72;

3. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности (статья вторая) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1997. № 1.стр. 18;

4. Рокич М. Ценностные ориентации. СПб.: Питер, 2015;

5. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования: Пособие для учителей. М., 1997 стр. 85;

6. Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности студента: условия и средства ее формирования // Психологическая наука и образование. 2006 №4. Стр. 15

Timofeeva Yu.V.

Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia)

FEATURES OF LIFE VALUES STUDENTS WITH DIFFERENT LEARNING MOTIVATION

Abstract: the article makes an attempt to use the theory of V.S. Yanitsky andA.V. Seryi, who were based on the concept of M. Rokeach to study the problem of the relationship between the levels of educational motivation of students and their life values.

Keywords: life values, educational motivation, levels of motivation, life spheres.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.