ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ*
© А. В. Каппов
Кагшов
Александр Васильевич
кандидат технических наук, до цент
заведующий кафедрой психологии управления Самарская
гуманитарная академия
Рассмотрены основные поахоаы к лиатностике ценностной сферы личности, реализованные в психолиат-ностических метоликах. Отмечаются ограничения при использовании метолик. Прелложен тестлля лиатностики личностных ценностей, позволяющий опрелелять не только уровень ценностей в отлельно взятых жизненных сферах, но и инливилуальную структуру ценностной сферы личности.
Ключевые слова: личностные ценности, диагностика, структура ценностей.
Личностные ценности ЯВЛЯЮТСЯ одной из важнейших подсистем СМЫСЛОВОЙ сферы личности [11]. Исходя из предложенного Д. А. Леонтьевым объяснения психологической природы индивидуальных ценностей [11, с. 223], мы предполагаем, что личностные ценности имеют двоякую сущность. С одной стороны, это отношения, имеющие структурирующую функцию, являющиеся смысловым регулятором поведения, а с другой, ценности стоят в одном ряду с потребностями и мотивами, представляя собой ценностные образования, обладающие побудительной силой, т. е. они обладают ориентационной и мотивационной функцией [1]. Несмотря на двоякую сущность личностных ценностей, операционализируем это понятие как отношение субъекта к себе, другим людям, явлениям и предметам природы. Такая операционализация понятия позволяет исследователям использовать многочисленные приемы построения опросников на основе самоотчета испытуемых. Однако для построения диагностической методики не хватает единой классификации личностных ценностей.
На сегодняшний день существует несколько подходов к классификации ценностей. Так, Г. Олпорт
* Исследование поддержано грантом РГНФ № 07-06-26604 а/В
рассматривает только социальные ценности, которыми может обладать зрелая личность: теоретические, социальные, политические, религиозные, эстетические и экономические [19].
В. Франкл выделяет личностные ценности: ценности творчества, ценности переживания (переживание ценности эмоционально), ценности отношения — отношение человека к факторам, ограничивающим его жизнь [18]. М. Рокич полагает, что существует два вида ценностей: ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности) и что набор этих ценностей у любого человека остается неизменным, изменяется лишь их иерархия [1]. Вклад М. Рокича в развитие психодиагностики ценностей трудно переоценить, т. к. именно его методика была положена в основу более поздних разработок. Кратко концепцию человеческих ценностей М. Рокича можно представить в виде следующих постулатов [5]:
1) общее число ценностей невелико;
2) все люди обладают одними и теми же ценностями, но с разным «весом»;
3) ценности организованы в системы;
4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, социальных институтах, самой личности;
5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах.
В. П. Тугаринов распределил ценности в зависимости от сферы (производительной и потребления материальных и духовных благ). В его классификации два вида ценностей: ценности жизни и ценности культуры. Последние в свою очередь делятся на материальные, духовные, социально-политические. Кроме того, по мнению автора, они могут быть наличными (целевыми, нормативными) и мыслимыми (идеальными) [17], что очень созвучно мнению М. Рокича.
Л С. Кравченко выделяет две жизненные сферы, в которых проявляются ценности: сфера личной жизни и общественно-профессиональная. Ценности представлены в виде десяти пар, в которых одна ценность является противоположностью другой [6]. В данной модели структуры ценностей присутствует кроме основных видов еще множество подвидов ценностей, отражающих всю сложность ценностной сферы личности, показывающих сложность их анализа и прогноза поведения. Здесь появляются жизненные сферы, а это действительно важно для каждого человека, т. к. в разных сферах люди по-разному относятся к одним и тем же ценностям: в профессиональной деятельности борьба как ценность может иметь место, а в сфере личной жизни такая ценность может отсутствовать. Дальнейшее развитие идеи дифференциации ценностей в жизненных сферах было продолжено И. Г. Сениным, выделившим восемь терминальных ценностей в пяти жизненных сферах: профессиональной жизни, обучения и образования, семейной жизни, общественной жизни, увлечений [14] (опросник ОТеЦ). А авторами морфологического теста жизненных ценностей (МТЖЦ) [16] дополнительно вводится жизненная сфера — физическая культура. Таким образом, диагностика терминальных ценностей в различных жизненных сферах (опросники ОТеЦ, МТЖЦ) является одним из направлений совершенствования концепции М. Рокича.
Зарубежные исследования личностных ценностей базируются либо на работах М. Рокича, либо исходят из концепции Хофстеда и Триандиса [5]. Сам Рокич считал, что терминальные ценности располагаются по двум осям измерения:
1) личные ценности — социальные ценности;
2) моральные ценности — ценности компетентности.
Однако многочисленные исследования только отчасти подтвердили идеи М. Рокича. Хофстедом и Триандисом была предложена ось ценностей: индивидуализм-коллективизм [5]. Разработанные опросник и полученные результаты показали, что понятие индивидуализм-коллективизм представляет многомерное понятие и не может использоваться в качестве биполярной шкалы. На основе анализа содержания русского
менталитета очень близкую, по сути, модель, состоящую из двух осей, предлагает В. Е. Семенов [13]:
1) духовный — материальный,
2) коллективистский — индивидуалистский.
Наиболее значительным продолжением развития концепции Рокича является подход, предложенный Ш. Шварцем:
1) мотивационные цели являются детерминантами различий ценностей;
2) ценности объединяются в типы по общности целей;
3) базовые ценности, представляющие универсальные потребности человеческого существования, обнаруживаются во всех культурах [5].
На основе своего подхода Ш. Шварц выделил десять центральных целей (мотивационных типов): 1) власть; 2) достижение; 3) гедонизм; 4) стимуляция; 5) самостоятельность; 6) универсализм; 7) доброта; 8) традиции; 9) конформность; 10) безопасность, которые можно определить с помощью методики Шварца.
Методика Шварца представляет собой опросник из двух частей, определяющих ценности на уровне нормативных идеалов и ценности на уровне индивидуальных предпочтений. По каждой части опросника строится профиль по среднему арифметическому десяти мотивационных типов. К недостаткам опросника следует отнести использование комбинированной шкалы измерения в первой части опросника (сочетание ранговой и интервальной шкал), что сложно понимаемо испытуемыми, отсюда высокая трудоемкость тестирования и обработки результатов. Достоинством методики являются высокие психометрические показатели и распространенность ее в 54 странах мира.
Наиболее простой методикой диагностики ценностей является опросник ценностей Рокича (ОЦР), представляющий список из 18 терминальных и 18 инструментальных ценностей, которые необходимо проранжировать. Однако использование ранговой шкалы ограничивает дальнейшую статистическую обработку получаемых результатов. Многочисленные варианты методики проведения исследований с помощью ОЦР не позволяют корректно сравнивать получаемые результаты.
В модели личностных ценностей, диагностируемой с помощью МТЖЦ, были выявлены ценности двух направленностей (типов): гуманистической и прагматической. Под гуманистической направленностью (Гм) понимается обращенность ценностей к человеку, направленность на благо других людей. Под прагматической направленностью (Пр) — ценности, дающие практически полезные результаты, связанные с комфортом человека.
Обоснованность двухфакторной модели структуры жизненных ценностей подтвердилась экспериментально (два выделенных фактора объясняют 62-67% общей дисперсии, что вполне соответствует теоретическим расчетам). Проведенный нами многофакторный анализ показал, что жизненные ценности распадаются на два ортогональных фактора. В первый фактор входят ценности развития себя, духовной удовлетворенности, креативности, социальных контактов. Это соответствует по своему содержанию гуманистической направленности. Во второй фактор входят ценности престижа, достижений, высокого материального благополучия, сохранения индивидуальности, что соответствует прагматической направленности.
Эмпирические исследования на выборке молодежи Среднего Поволжья (более 5 тыс.чел.) подтвердили справедливость выделения двухфакторного пространства в аксиологической сфере личности и соответствующих типов личности [8].
ьи
1
ПТ | \ ГП^и 1 Гя
■ 1ЛИ ['арн шц
цн ;СПр| Пр
Исходя из модели, были получены аксиологические типы личности. Если для личности не важны ценности обеих направленностей, то тип личности назван «ценностно-маргинальным» (ЦМ), что свидетельствует о несформированности личности, либо о замешательстве в данной жизненной ситуации. При значимости ценностей выше нормы обеих направленностей, что может либо способствовать, либо мешать достижению желаемого результата, — тип личности — «гипераксиальный» (Га). Выделяются ьи 1 Т1£.| также типы: скрытый гуманистический (СГм),
скрытый прагматический (СПр), гуманистически-прагматический (ГПр), прагматико-гуманистический (ПГм) и гармоничный (Гарм). Гуманистический тип (Гм) предполагает важность для личности всего, что связано с духовными идеалами: добрые взаимоотношения с людьми и самосовершенствование. Прагматический тип (Пр) включает людей с ярко выраженным интересом к самореализации в обществе с точки зрения завоевания высокого положения и материального богатства по сравнению с другими людьми.
Поскольку в тесте МТЖЦ имеется возможность диагностировать жизненные ценности в шести жизненных сферах, то каждую личность можно охарактеризовать совокупностью шести типологий (по количеству жизненных сфер). Очевидно, что любой человек в каждой жизненной сфере имеет индивидуальные особенности жизненных ценностей, а следовательно, в общем случае, все шесть аксиологических типов в жизненных сферах одной личности могут не совпадать между собой. Для наглядного представления результатов тестирования структуры жизненных ценностей удобно отложить по соответствующим осям двухфакторной диаграммы значения уровня гуманистической (Гм) и прагматической (Пр) направленности и поставить точки на их пересечении для каждой жизненной сферы. Полученные точки, соединяя между собой ломаной линией, образуют шестиугольник, который несет в себе информацию о степени негомогенности личностных ценностей конкретной личности в разных жизненных сферах.
Одним из известных приемов в психологии, позволяющих проверить диагностический инструментарий, является использование его для диагностики контрастных групп. Для проверки МТЖЦ были проведены исследования студентов в условиях обучения в пеницитарных учреждениях [4]. С одной стороны, условия нахождения в пеницитарном учреждении оказывают сильное психологическое воздействие на обучающихся, совершенно не свойственное обычным студентам, а с другой — процесс обучения, работа над учебными заданиями, встречи с преподавателями вуза не могут остаться бесследными.
В результате факторного анализа методом главных компонент с последующим варимакс вращением данных диагностики личностных ценностей выделено два основных фактора (критерий Кеттелла «каменистая осыпь»), состав которых различается в зависимости от курса обучения. На первом курсе первый главный фактор (факторный вес 2,88) определяется ценностями в основном гуманистической направленности личности (ценности саморазвития, духовной удовлетворенности, социальных контактов и престижа), а второй фактор (факторный вес 2,25) определяется ценностями в основном прагматической направленности личности (ценности материального благополучия, достижения успеха, сохранения собственной индивидуальности и креативности). В целом структура факторов хотя и имеет некоторые отличия, но близка к результатам, полученным другими авторами [12]. За год обучения структура латентных факторов в основном не претерпела изменений (увеличился факторный вес первого фактора до 2,95, в результате общая дисперсия,
объясняемая с помощью выделенных факторов, составила 0,65) за исключением ценности материального благополучия, которая у студентов второго курса стала входить в состав первого фактора, а не второго, как это было у них год назад. Следовательно, в сознании студентов ценность материального благополучия в сфере образования и обучения стала рассматриваться скорее как гуманистическая направленность личности, чем прагматическая.
Таким образом, исследование личностных ценностей студентов пеницитарных учреждений показало, что имеются группы испытуемых, структура ценностей которых отличается от первоначально полученной в тесте МТЖЦ. Так, с одной стороны, возникла потребность создания методики для диагностики индивидуальной структуры личностных ценностей. С другой стороны, за семь лет использования теста МТЖЦ накопились вопросы психометрического характера, требующие своего разрешения. Поэтому тест МТЖЦ был существенно модернизирован (заменены нерелевантные пункты, введено биполярное оценивание пунктов [7], введены дополнительные шкалы достоверности [3] и новые информационные шкалы ценности активности [9]) и опробован под названием Тест личностных ценностей (ТЛЦ) [10] (приложение 1).
ТЛЦ представляет собой 110 пунктов, распределенных по 10 личностным ценностям в пяти жизненных сферах (таблица 1).
Таблица 1
Ключ к тесту личностных ценностей
Личностные Профес- Образо- Семья Общест. Увлече- Шкала
ценности сия вание жизнь ния достов
Развития себя 1 61 13 71 33 87 43 95 53 105
Духовной 23 2 14 34 44
у довлетворенности 79 62 72 88 96
Креативности 48 99 24 80 3 63 15 73 35 89 +6
Социальных 56 49 25 4 16 -12
контактов 106 100 81 64 74 +17
Престижа 37 90 57 107 50 101 26 82 5 65 -22 +28
Достижения 7 66 38 91 58 108 51 102 27 83 -32 +36
Материального благополучия 18 75 8 67 39 92 59 109 52 103 -42 +47 -55
Сохранения 29 19 9 40 60
индивидуальности 84 76 68 93 110
Психической 45 30 20 10 41
активности 97 85 77 69 94
Физической 54 46 31 21 11
активности 104 98 86 78 70
Кроме основных информационных шкал: шкалы ценностей жизненных сфер (пять), шкалы личностных ценностей (десять) и шкалы ценностей в сферах жизни (пятьдесят), тест содержит несколько шкал достоверности:
1. Традиционная шкала достоверности, показанная в таблице 1 (10 пунктов), представляющая собой шкалу социальной желательности. Высокий уровень показателя (более 48 баллов) позволяет поставить под сомнение результаты тестирования вследствие либо преднамеренного приукрашивания действительности, либо высокого уровня воспитанности испытуемого.
2. Шкала безразличия, оценивающая установку испытуемого на неопределенные или средние ответы [3], т. е. определяющая влияние «факторов знания» ситуаций, описанных в пунктах теста, и представляющая собой количество средних ответов («не знаю») и браковкой результатов диагностики при достижении этого количества некоторого допустимого значения: для шкал жизненных сфер (16 пунктов) допустимо 4 ответа «безразлично», а для шкал личностных ценностей и шкалы достоверности (10 пунктов) — 3 ответа «безразлично».
3. Шкалы противоречивости ответов испытуемых соответственно по жизненным сферам и личностным ценностям. Исследования [2] показали, что такая шкала надежно работает, как и контрольная шкала оценки нетипичных ответов Е в тесте ММР1, однако в ТЛЦ построена она на том основании, что пункты личностных ценностей в жизненных сферах имеют один конструкт и сходный смысл. Определение уровня противоречивости ответов Крг осуществляется по формуле
где Х;. - первое значение 1 — ой ценности в жизненной сфере, например, ответ испытуемого на пункт 13 ТЛЦ;
Х2. - второе значение 1 — ой ценности в жизненной сфере, например, ответ испытуемого на пункт 71 ТЛЦ;
п - количество ценностей в жизненной сфере;
Хшах - максимальное значение ценности в жизненной сфере (7 баллов);
— минимальное значение ценности в жизненной сфере (1 балл). Коэффициент противоречивости ответов Крг (1), по сути, представляет собой относительную разность двух ответов испытуемого в соответствующей шкале ТЛЦ. Исследование коэффициента противоречивости всех шкал жизненных сфер Крг теста ОТеЦ на выборке студентов первого курса (п=652 чел., 1999 год) в среднем дало значение 4,12%, аналогичные исследования на выборке студентов (п= 598 чел., 2003 год) тестом МТЖЦ — 3,11%, при исследовании тестом ТЛЦ (п=290 чел., 2007 год) — 2,04%. Поскольку значимых отличий в уровне ценностей между выборками разных лет обнаружено не было, то снижение среднего уровня коэффициента противоречивости говорит о результате работы авторов по достижению семантической однородности пунктов теста ТЛЦ относительного его предшественников.
В порядке предположения была выдвинута объяснительная гипотеза: значение коэффициента противоречивости характеризует степень осознанности ответов испытуемого при психологической диагностике. Предполагается, что если испытуемый осознанно подходит к заданиям теста, то ответы на схожие пункты должны быть одинаковые, следовательно, их разность должна быть нулевой. Если же испытуемый в силу ряда причин плохо понимает суть задания теста, то ответы могут быть любыми, следовательно, разность между ними возрастает. Исследование шкалы безразличия в тесте ТЛЦ показало, что особенно плохо студенты первого курса представляют себе ценности в сфере семьи, что вполне соответствует возрастным особенностям студентов. Значение коэффициента противоречивости в сфере семьи
, (1)
составляет 2,54%, тогда как в сфере обучения — 1,63%. Эмпирически установлено, что допустимый уровень коэффициента противоречивости (нижний квартиль) должен не превышать по жизненным сферам 1,5%, по личностным ценностям — 1,3%.
4. Шкалы вариативности соответственно по жизненным сферам и личностным ценностям. С одной стороны, вариативность, например, шкал личностных ценностей показывает изменчивость этих ценностей в разных жизненных сферах, т. е. вариативность можно использовать как дополнительные информационные шкалы [2]. С другой стороны, эти шкалы могут выявить испытуемых, которые оценивали все шкалы или отдельную одной оценкой (вариативность равно нулю), например, единицами или семерками и т. п., что может говорить об отказе испытуемого от искренних ответов или его неспособности к точной оценке в силу индивидуальных особенностей [15]. Возможны случаи, когда вариативность слишком высока, что может говорить о чрезмерной эмоциогенности оцениваемых шкал или случайности заполнения бланка ответов.
Вычисляется вариативность шкалы по известной формуле К. Пирсона как отношение стандартного отклонения шкалы к среднему арифметическому шкалы. Эмпирические исследования допустимых значений коэффициента вариативности показали, что в шкалах жизненных сфер она должна находиться в диапазоне от 11% до 18%, а в шкалах личностных ценностей — от 9% до 18%. По мере накопления базы эмпирических данных предполагается в перспективе шкалы вариативности и противоречивости перевести в стандартные оценки, например, стены, как это сделано в тесте ЛИРА [2].
Таким образом, для повышения достоверности результатов диагностики необходимо при интерпретации учитывать значения всех четырех видов шкал, имеющихся в ТЛЦ, одновременно.
Для получения индивидуальной структуры аксиологической сферы испытуемого предлагается воспользоваться техникой личностного дифференциала. Для чего матрицу данных (таблица 1) следует транспонировать, т. е. строками матрицы будут жизненные сферы, а столбцами — личностные ценности. Данные подвергаются факторному анализу методом главных компонент с последующим варимакс вращением. Количество выделяемых факторов определяется по критерию Р. Кеттелла. Для получения достоверной структуры аксиологической сферы личности данные предварительно оцениваются по всем шкалам достоверности.
В качестве примера рассмотрим структуру аксиологической сферы испытуемой Марии 17 лет, приведенную в таблице 2.
Из таблицы 2 видно, что аксиологическая сфера испытуемой Марии может быть представлена тремя латентными факторами (общая дисперсия 74,7%):
— первый фактор (вес 2,107, дисперсия 26,3%) униполярный и описывает стремление испытуемой к самоактуализации, т. к. включает ценности самосовершенствования, реализации творческих способностей и сохранения собственной неповторимости;
— второй фактор (вес 1,991, дисперсия 24,9%) биполярный и представлен на одном полюсе стремлением личности к получению морального удовлетворения, а на другом полюсе — стремлением к высокому материальному благосостоянию, что соответствует концепции В. Е. Семенова [13];
— третий фактор (вес 1,874, дисперсия 23,4%) также биполярный и представлен на одном полюсе стремлением к уважению и одобрению со стороны других людей, а на другом - стремлением к достижению конкретных результатов.
Таблица 2
Факторные нагрузки личностных ценностей
Личностные ценности Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3
Развития себя 0,619 0,210 -0,087
Духовной удовлетворенности 0,106 -0,955 0,070
Креативности 0,895 0,110 0,204
Социальных контактов 0,484 0,417 0,560
Престижа 0,080 0,234 -0,849
Достижения 0,142 -0,046 0,873
Материального благополучия 0,225 0,787 -0,118
Сохранения индивидуальности 0,774 -0,416 0,100
Вес фактора 2,107 1,991 1,874
Дисперсия 0,263 0,249 0,234
Анализ результатов, приведенных в таблице 2, показывает, что индивидуальная структура аксиологической сферы испытуемой в значительной степени отличается от двухфакторной структуры, показанной на рисунке. В то же время исследование индивидуальной структуры личностных ценностей студентов первого курса (п=186 чел.) показало, что аксиологическая сфера 72% испытуемых все-таки описывается двухфакторной системой, тем не менее, для 28% испытуемых индивидуальные структуры имеют уникальный и неповторимый характер, исследование и типологизация которых требуют проведения дальнейших исследований.
Выводы
1. Перспективным направлением диагностики личностных ценностей является концепция М. Рокича, дифференцирующая личностные ценности на терминальные и инструментальные.
2. Диагностика личностных ценностей с помощью методики, построенной на самоотчете испытуемых (СЗ-данные по классификации Р. Б. Кеттелла), имеет низкую достоверность из-за возможности сознательного или подсознательного искажения результатов.
3. Для повышения достоверности диагностики личностных ценностей предложено введение в методики четырех типов шкал (шкалы социальной желательности, шкал безразличия, шкал противоречивости ответов, шкал вариативности).
4. Использование техники личностного дифференциала позволяет
по данным диагностики с помощью ТЛЦ получить индивидуальную структуру личностных ценностей, которая может быть представлена как двухфакторной, так и трехфакторной системой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Журавлева, Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 335 с.
2. Василевский, Ю. Л. Опыт разработки теста для оценки работников организации // Журнал прикладной психологии. 2001. № 3. С. 37—60.
3. Капцов,А. В. Повышение валидности психологической диагностики // Вестник Самар-ской гуманитарной академии. Выпуск «Психология». 2006. № 2. С. 188—193.
4. Капцов А. В.,Волов В. В. Динамика жизненных ценностей студентов в условиях обучения в пеницитарных учреждениях // Современные технологии в науке, образовании, культуре: матер, межд.науч.-практ. конф. Самара : Изд-во Самар, гос. экон. академии, 2002. С. 182—184.
5. Карандашев, В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. СПб. : Речь, 2004. 70 с.
6. Карпушина, Л. В. Структура жизненных ценностей различных социальных групп студентов вузов : автореф. дис.... канд. пс. н. Самара, 2003.
7. Карпушина, Л. В. Значимость в категории «ценности» и ее измерение // Мотивация
в психологии управления : сб. матер. Второй межвуз. науч.-практ. конф. Самара : Самар, гуманит. акад., 2003. С. 46—49.
8. КарпушинаЛ■ В. Аксиологическая направленность и смысложизненные ориентации современной молодежи // Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск «Психология». 2006. № 2. С. 66—75.
9. Карпушина Л. В., Капцов А. В. Ценность активности личности как фактор мотивации //Этническое самосознание и кросскультурное взаимодействие народов Поволжья : матер. Международной науч.-практ. конф. Казань : Новое знание, 2003. С. 88—90.
10. Карпушина Л. В., Капцов А. В. Тест личностных ценностей: Руководство по применению. Самара : Содружество, 2007.
11. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа строения и динамика смысловой реальности. М. : Смысл, 2003. 487 с.
12. Секун,В. И. Психология активности. Минск, 1996. 280 с.
13. Семенов,В. Е. Современная российская полиментальность и ментальные типы молодежи // Ментальность российской провинции: сб.материалов IV Всерос. конф. по исторической психологии российского сознания. Самара : Изд-во СГПУ, 2005. С. 159—163.
14. Сенин, И. Г. Опросник терминальных ценностей. Ярославль : НПЦ «Психодиагностика». Фонд гражданской инициативы «Содействие», 1991.
15. Соломин,И. Л. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации: методическое руководство. СПб. : ИМАТОН, 2001. 112 с.
16. Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей: Руководство по применению. Самара : Изд-во СамИКП - СНЦ РАН, 2002.
17. Тугаринов,В. П. Теория ценности в марксизме. JI. : Изд-во ЛГУ, 1968.
18. Франкл,В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
19. Allport,G.W. Pattern and grown in personality. N.Y.: Holt. Rinehart and Winston. 1961.215 p.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОПРОСНИК
Просим оценить важность содержания следующих суждений по 7-балльной шкале следующим образом:
— если утверждение КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕПРИЕМЛЕМО, то
поставьте в бланке цифру «1»;
— если НЕПРИЕМЛЕМО, то поставьте цифру «2»;
— если НЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНО, то поставьте цифру «3»;
— если БЕЗРАЗЛИЧНО, то поставьте цифру «4»;
— если ПРИВЛЕКАТЕЛЬНО, то поставьте цифру «5»;
— если ВАЖНО, то поставьте цифру «6»;
— если ОЧЕНЬ ВАЖНО, то поставьте цифру «7».
Старайтесь по возможности не использовать оценку «4». Во время работы полезно к каждому утверждению проговаривать фразу «Для меня сейчас (ваша оценка) ...»
1. ... совершенствоваться в своей профессии.
2. ... учиться, получая при этом удовольствие.
3. ... постоянно придумывать новые приемы обучения и воспитания детей в семье.
4. ... участвовать в общественной жизни на благо других.
5. ... иметь модные увлечения, которые признаются людьми высокого положения в обществе.
6. ... испытывать чувство симпатии ко всем людям без исключения.
7. ... достигать на работе намеченного результата.
8. ... получать при обучении стипендию, льготы, премию и т. п.
9. ... в семейной жизни поступать по-своему, независимо от мнения
других членов семьи.
10. ... понять смысл моего участия в общественной жизни.
11. ... активный отдых.
12. ... прежде подумать, когда кому-то нужно помочь в беде.
13. ... овладевать знаниями и умениями в процессе учебы.
14. ... иметь душевные отношения с членами своей семьи.
15. ... творчески подходить к выполнению общественных поручений.
16. ... иметь единомышленников в своем увлечении.
17. ....внимательно слушать собеседника, кто бы он ни был.
18. ... иметь высокооплачиваемую работу.
19. ... отстаивать свое мнение в процессе учебы.
20. ... прогнозировать успехи и неудачи в делах членов моей семьи
меня самого.
21. ... чтобы моя физическая форма помогала мне уверенно вести дела
в общественно-политической жизни.
22.... порадоваться, когда неприятный мне человек получил по заслугам.
23. ... увлекаться процессом работы в своей профессии.
24. ... исследовать что-то новое в изучаемой мною области знаний.
25. ... хорошие взаимоотношения с членами моей семьи.
26. ... поддержать на выборах партию власти.
27. ... в своем увлечении быстро достигать намеченных целей.
28. ... никогда не уклоняться от оказания услуги, даже если не хочется этого делать.
29. ... чтобы в профессии сохранялся мой индивидуальный стиль деятельности.
30. ... понимание и осознание цели обучения.
31. ... делать все возможное в решении семейных проблем.
32. ... не браться что-то делать, если я не уверен в своих силах.
33.... чтобы в семье у меня формировались необходимые черты характера.
34. ... получать удовольствие от своей общественной деятельности.
35.... создавать в свободное время нечто новое, ранее не существовавшее.
36. ... всегда охотно признавать свои ошибки.
37. ... иметь профессию, признанную в обществе.
38. ... достигать высокого результата во время учебы.
39.... чтобы моя семья обладала очень высоким уровнем материального благосостояния.
40. ... иметь собственные политические убеждения.
41. ... заранее обдумывать свой предстоящий отдых.
42. ... придумать вескую причину, чтобы оправдаться.
43. ... развивать свои организаторские способности, занимаясь общественной деятельностью.
44. ... получать удовольствие от хобби.
45. ... планировать выполнение любого производственного задания, данного моим начальником.
46. ... предпринимать активные действия во время учебы («не ждать у моря погоды»),
47. ... вести себя за столом дома так же как в ресторане.
48. ... изобретать, совершенствовать, придумывать новое в своей профессии.
49. ... в процессе учебы выстраивать дружеские отношения с сокурсниками, основанные на бескорыстной помощи им.
50. ... моя семья была лучшей в окружении наших знакомых.
51. ... достигать поставленной цели в общественной деятельности.
52. ... чтобы мое увлечение помогало мне укреплять материальное положение.
53. ... развивать свои способности в хобби.
54. ... быть физически выносливым в своей профессии.
55. ... завидовать удаче других.
56. ... в профессиональной деятельности устанавливать благоприятные отношения с сослуживцами.
57. ... учиться в престижном учебном заведении или на престижной
специальности.
58. ... достижения успеха в семейных делах.
59.... получать материальное вознаграждение за участие в общественной жизни.
60. ... чтобы мое увлечение соответствовало моей внутренней сущности (чертам, взглядам, убеждениям).
61. ... постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.
62.... испытывать чувство удовлетворения после выполнения сложного учебного задания.
63. ... проявлять оригинальность и выдумку при подготовке семейных праздников.
64. ... устанавливать контакты с людьми со схожими общественными взглядами.
65. ... иметь хобби, одобряемое состоятельными людьми.
66. ... высокая результативность моей работы.
67. ... иметь дополнительные материальные выгоды в процессе учебы.
68. ... отстаивать свою точку зрения в семейном споре.
69. ... при выполнении общественного поручения сначала его обдумать.
70. ... наличие в хобби физической нагрузки.
71.... совершенствовать в процессе обучения свои умения и способности.
72. ... иметь теплые, доверительные отношения в семье.
73. ... вносить разнообразие в общественную жизнь.
74. ... иметь хорошие отношения с людьми, увлекающимися тем же, чем и я.
75. ... чтобы на работе была возможность получения дополнительных материальных благ (премии, путевки и т. п.).
76. ... в учебе проявлять свои уникальные качества и черты характера.
77. ... прогнозировать будущее своей семьи.
78. ... активно участвовать в различных общественных мероприятиях.
79. ... иметь интересную работу, полностью поглощающую меня.
80. ... творчески подходить к решению учебных задач.
81. ... выстраивать хорошие отношения в семье.
82.... чтобы мои общественно-политические взгляды совпадали с мнением моих авторитетов.
83. ... достигать успеха в моем хобби.
84. ... чтобы моя уникальность и неповторимость проявлялась в профессиональной деятельности.
85. ... размышлять, анализировать, делать выводы о своей учебе.
86. ... быть активным, не ленивым в семейных делах.
87. ... чтобы в семье у меня развивались необходимые способности и качества.
88. ... находить внутреннее удовлетворение в активной общественной жизни.
89. ... вносить различные усовершенствования в свои увлечения.
90. ... иметь профессию, которая высоко ценится в обществе.
91. ... достигать лучших показателей в учебе.
92. ... чтобы супруг (супруга) получал высокую зарплату.
93. ... придерживаться собственной точки зрения в общественнополитических вопросах.
94. ... планировать свой отдых, не полагаясь ни на естественный ход событий, ни на других людей.
95. ... развивать свои навыки управления, занимаясь общественной деятельностью.
96. ... чтобы мои увлечения приносили удовлетворение.
97. ... в моей профессии начинать любое дело с формулирования задачи.
98. ... быть активным и работоспособным в процессе учебы.
99. . проявлять творчество в своей профессии.
100. ... выполнять учебное задание совместно с приятным мне человеком.
101. ... вести такой образ семейной жизни, который вызывает зависть окружающих.
102. ... сделать карьеру в общественной жизни.
103. . чтобы мое увлечение было материально выгодно.
104. ... сохранять высокую работоспособность в профессиональной деятельности.
105. ... в своих увлечениях развивать задатки и совершенствовать способности.
106. ... иметь приятельские отношения с коллегами по работе.
107. . обучаться в учебном заведении, высоко оцениваемом другими людьми.
108. . достижение поставленной мной цели в семейной жизни.
109. ... чтобы участие в общественной жизни приносило мне материальные выгоды.
110. ... чтобы мое увлечение подчеркивало мою индивидуальность.
Diagnostics of individual structure of personal values
A. Kaptsov
The main approaches to diagnostics of person's valuable sphere realized in psychodiagnostic self-report questionnaires are considered. Restrictions are marked at use of some questionnaires. The test for diagnostics of personal values which allows to define not only a level of values in separately taken vital sphere, but also individual structure of person's valuable sphere is offered.
Key words: personal value, diagnostics, structure of values.