психологическая диагностика
диагностика личностных ценностей и структуры аксиологической сферы*
© А. В. Капцов
В статье рассмотрены основные подходы и методики психологической диагностики личностных ценностей. Показана область применения и ограничения методик.
Ключевые слова: психологическая диагностика, личностные ценности, структура аксиологической сферы.
В условиях интенсивных социальноэкономических трансформаций общества происходят изменения различных социальнопсихологических феноменов на уровне личности, малых и больших социальных групп, межличностных и межгрупповых отношений [17]. К одному из таких феноменов относятся личностные ценности и аксиологическая сфера личности в целом. Особенностью аксиологической сферы личности является влияние ее на социальноэкономическое поведение личности и групп, которое затем приводит к изменениям самого общества. Для понимания процессов изменения составляющих сознания личности и прогнозирования поведения необходимо знание основных закономерностей изменения аксиологической сферы личности. Однако это невозможно без наличия психологического инструментария, соответствующего всем современным требованиям.
Целью данной работы является рассмотрение основных подходов и методик, позволяющих диагностировать как аксиологическую сферу личности в целом, так и отдельные ее компоненты. Эта задача является весьма актуальной, т. к. этот раз-дел психодиагностики не изучается студентами в университетах [3], а авторы исследований личност-ных ценностей чаще всего используют одну из существующих методик без анализа
* Исследование поддержано грантом РГНФ № 07-0626604 а/В
Капцов
Александр Васильевич
кандидат технических наук, доцент
заведующий кафедрой психологии управления самарская
гуманитарная академия
и сопоставления ее с другими методиками. Однако перед рассмотрением конкретных психодиагностических методик рассмотрим некоторые методические вопросы, связанные с оценкой составляющих аксиологической сферы личности.
Методические особенности диагностики личностных ценностей и структуры аксиологической сферы
Как и многие психологические характеристики, личностные ценности могут диагностироваться с помощью проективных методик [37], психосемантических методов [25] и опросников-самоотчетов испытуемых. При этом достоинства и недостатки методов в полной мере будут отражаться на результатах диагностики личностных ценностей так же, как и при диагностике других психологических характеристик. Исторически сложилось, что проективный и психосемантический подходы в диагностике элементов аксиологической сферы привлекли внимание исследователей только в последнее время, а разработка и использование опросников для определения личностных ценностей началось с конца XX века. Поэтому рассмотрим основные проблемы диагностики личностных ценностей с помощью опросников или тестов.
Диагностика личностных ценностей с помощью опросников имеет три ключевых аспекта:
1) перечень личностных ценностей, подлежащих диагностике;
2) процедура субъективного шкалирования, используемая в методике [11];
3) методика определения структуры аксиологической сферы как системы.
Первый аспект обусловлен противоречием между существованием в
мире бесконечно большого количества ценностей, которые потенциально могут и становятся личностными ценностями отдельно взятого индивида, и ограниченными возможностями психологической диагностики. Эта естественная проблема диагностики сложной системы, коей является аксиологическая сфера личности: как по минимальному количеству диагностируемых признаков адекватно судить о характеристике всей системы. Решение этой проблемы лежит на пути создания модели аксиологической сферы, например, в виде классификации, адекватно описывающей подавляющее большинство реальных случаев. Подходы и виды классификаций личностных ценностей не рассматриваются в данной работе. Здесь можно констатировать лишь то, что на сегодняшний день нерешенных вопросов в направлении создания модели, отвечающей всем требованиям системного подхода, остается еще много. Отличительной особенностью диагностики личностных ценностей является то, что методики по способу составления перечня диагностируемых ценностей могут быть двух типов:
1) перечень строго определен согласно теоретической или эмпирической концепции;
2) перечень составляется самим испытуемым.
Второй аспект диагностики, а именно субъективное шкалирование, как этап психологического измерения, более разработан.
Наиболее простым является метод ранжирования, т.е. расположение личностных ценностей в порядке убывания или возрастания предпочтений (методика М. Рокича, методика Инглхарда). Использование шкалы порядка строится на основании сразу двух отношений - эквивалентности и порядка. В результате субъективных измерений ценностям приписываются числа, абсолютное значение которых не имеет смысла, а указывает лишь на порядок чисел [11, с. 35]. Отсюда номера (ранги), приписанные ценностям, «нельзя складывать, вычитать,
делить и умножать» [11, с. 185]. Шкалы порядка относятся к неметрическим шкалам и обладают малой мощностью [10]. Использование шкалы порядка в самой распространенной в отечественной практике методике М. Рокича является одним из серьезных ограничений в ее использовании, т.к. требует тщательного выбора соответствующих процедур статистической обработки. К сожалению, в публикациях можно встретить случаи определения среднего арифметического, дисперсии и других статистических показателей рангов, что не позволяет корректно сопоставлять получаемые исследователями результаты. В этом смысле большего доверия заслуживает ипсативное шкалирование, предложенное Р. Б. Кеттеллом [7].
Термин «ипсативный» означает, что конкретный человек служит мерилом или эталоном для самого себя. По формальным признакам ипсативное шкалирование похоже на метод парных сравнений, разработанный Терстоуном [10]. Однако в методе парных сравнений одна и та же пара, например, в задании требуется определить, что важнее для вас: здоровье или интересная работа, предъявляется респонденту многократно. После статистической обработки осуществляется перевод результата в интервальную шкалу. А в методиках с ипсативным шкалированием сравниваемые пары предъявляются только один раз и о предпочтениях судят по количеству выборов одной ценности над другими. В методиках с ипсативным шкалированием нет необходимости иметь шкалы социальной желательности. К числу таких методик, диагностирующих личностные ценности, относятся методики: Б. С. Алишева [1], С. С. Бубновой [4], Е. Б. Фанталовой [36], В. Г. Морогина [27], К. В. Харского и других.
Однако ипсативное шкалирование имеет ограничения как по психометрическим характеристикам, так и по методам статистической обработки. С одной сто-роны, исследователю остается неизвестным критерий, на основе которого респондент из двух личностных ценностей отдал предпочтение одной из них, тем более что в каждой сравниваемой паре ценностей эти критерии могут быть различные. Ас другой — дихотомическое сравнение двух ценностей не всегда устраивает респондентов и соответствует реальной действительности [34]. Поэтому заслуживает внимания подход С. С. Бубновой [6], согласно которому кроме парного сравнения ценностей по критерию личностной значимости предлагается методом одномерного шкалирования определить величину различия между ценностями (по 10-балльной шкале). Поскольку показатели в методиках с ипсативным шкалированием зависимые, т. е. матрица интеркорреляций переменных является вырожденной, то нельзя применять множественный регрессионный анализ.
Наиболее мощными шкалами являются метрические шкалы и в частности интервальная шкала, получаемая методом абсолютной оценки респондентом степени значимости конкретной личностной ценности. Не случайно с появлением в психологической практике методики М. Рокича со шкалой порядка сразу же появились варианты ее модификации с интервальной шкалой [30]. Существенным достоинством методик с интервальной шкалой является широкий спектр возможных методов статистической обработки, разработанных к настоящему времени. К числу таких методик относятся: опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И. Г. Сенина [31], морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) В. Ф. Сопова и Л. В. Карпушиной [32], тест личностных ценностей (ТЛЦ) [21]. Несколько отличной от перечисленных методик является методика Шварца для изучения ценностей личности [19], в которой используется два метода
субъективного шкалирования: метод ранжирования и метод абсолютной оценки.
Однако в интервальной шкале не очевидно, что респондент всегда может давать оценки, соответствующие шкале интервалов [10]. В много шкальных методиках величина интервала может варьироваться. В этих случаях для сопоставимости получаемых результатов желательно использовать процедуру нормализации или стандартизации [3].
Поскольку личностные ценности представляют собой лишь элементы сложной системы — аксиологической сферы личности, то диагностика отдельно взятых личностных ценностей не представляет собой практической пользы, т.к. из общей теории систем известно [15], что разные свойства системы, в данном случае аксиологической сферы личности, взаимосвязаны через ее структуру. Структура отражает определенные взаимосвязи, взаиморасположение составных частей системы, ее устройство [9]. Однако из-за сложности аксиологической сферы личности структура включает не все элементы и связи, а лишь наиболее существенные, которые определяют основные свойства индивидуальности. Поэтому задачей диагностики является выявление наиболее существенных личностных ценностей и определение структуры аксиологической сферы.
Для определения структуры аксиологической сферы часто пользуются методом ранжирования перечня ценностей по примеру диагностики ценностных ориентаций с помощью методики М. Рокича [41]. При этом под структурой понимается иерархия ценностей, являющаяся по сути одномерной. Переход к пятимерному пространству аксиологической сферы был реализован И. Г. Сениным в методике ОТеЦ [31]. Автор выделил 5 сфер жизнедеятельности, в которых необходимо оценить 8 жизненных ценностей. Под структурой в этом случае понимался уровень ценностей в каждой сфере жизнедеятельности. Существенным продвижением в направлении изучения структуры аксиологической сферы личности явилась методика С. С. Бубновой [5], в которой использование методов многомерного шкалирования и кластерного анализа позволило получать нелинейную топологическую модель аксиологической сферы личности. Тем не менее, для реализации принципа системности в изучении личностных ценностей не хватало определения одной из важнейших характеристик систем — это связи между элементами системы. Именно понятие «связь»входит в любое определение системы и обеспечивает возникновение и сохранение ее целостных свойств. Это понятие одновременно характеризует и строение (статику), и функционирование (динамику) системы [9].
С этих позиций существенным продвижением в изучении структуры аксиологической сферы стало появление теста МТЖЦ [32], с помощью которого удалось выявить два ортогональных латентных фактора, состоящих из восьми взаимосвязанных личностных ценностей. Несмотря на жесткую детерминацию состава латентных факторов, т. е. в составе двух латентных факторов предполагается наличие по четыре личностных ценностей, дальнейшие исследования аксиологической сферы личности с помощью этого теста позволили в дальнейшем перейти авторам к тесту личностных ценностей [21], с помощью которого возможно определение индивидуальной многофакторной структуры аксиологической сферы [18].
Исследование индивидуальной структуры аксиологической сферы личности показало значительную вариативность как количества латентных факторов, определяющих аксиологическую направленность, так и состава, входящих в них личностных ценностей [22]. Причем латентные факторы аксиологической сферы могут быть как ортогональными, т. е. независимыми, так и косоугольными
(иерархическими), т. е. зависимыми между собой. В то же время, использование факторного анализа для получения структуры аксиологической сферы личности накладывает ряд требований к исходным данным (ответам испытуемых), подвергаемых анализу. Из множества этих требований [26, с. 26—33], как показали наши исследования, наибольшее значение оказывает уровень взаимосвязи данных между собой, приводящий к сингулярности (вырожденности) матрицы взаимосвязей и, как следствие, к неточности факторного анализа и, соответственно, получаемой структуры аксиологической сферы.
Таким образом, более сложные методы обработки информации, получаемой в результате психодиагностического исследования, требуют большей достоверности самоотчета испытуемых, что является одной из главных задач психодиагностики [3]. Поэтому при оценке качества диагностического средства необходимо учитывать наличие в опроснике специальных средств, позволяющих повысить достоверность. Особенно это касается опросников с оценкой диагностируемого параметра в интервальной шкале. По этому критерию следует отметить, что методика М. Г. Рогова [30], тест ОТеЦ [31], методика Шварца [19] не имеют специальных средств повышения достоверности самоотчета. В тесте МТЖЦ [32] используется «шкала лжи»(социальной желательности), а в тесте ТЛЦ [21] четыре вида шкал: шкала социальной желательности, шкалы безразличия, шкалы противоречивости ответов и шкалы вариативности. Комплекс мер, реализованных в ТЛЦ, позволил значительно повысить достоверность психологической диагностики личностных ценностей.
В то жевремя ряд исследователей [13, 24] считают, что реальным регулятором поведения являются системы, состоящие из ценностей, потребностей, состояний и тд., причем слабо осознаваемых. Проблема различения осознаваемых ценностных ориентаций и слаборефлексируемых ценностных образований личности, обладающих реальным регуляторным потенциалом, для психологической теории и практики имеет особую важность [2, 12, 14, 23, 24, 29, 33]. Поэтому в последнее время начинают усиленно разрабатываться психосемантические методы диагностики ценностей [25] и проективные [37]. Однако эти методы при более высокой достоверности получаемой информации от испытуемого имеют значительную погрешность, обусловленную неоднозначностью интерпретации результатов психологом. Несомненно, более перспективными в ближайшем будущем являются проективные и психосемантические методы, но для широкого использования в практической деятельности психолога на сегодняшний день они не соответствуют психометрическим требованиям и требуют значительных усилий исследователей для их отработки.
Методики исследования личностных ценностей
1. Методики изучения ценностей методом ранжирования
Шкала терминальных и инструментальных ценностей М. Рокича
Наиболее широко используемая в нашей стране методика М. Рокича основана на приеме прямого ранжирования списков ценностей [38]. Стимульным материалом в методике Рокича служат два списка по 18 ценностей — терминальных и инструментальных — с краткой расшифровкой содержания каждой. Эти два списка получены путем исключения синонимичных форм из более объемных перечней, которые формировались в ходе анализа интервью и литературных данных (для терминальных ценностей) и лингвистического анализа (для инструментальных ценностей).
Методика известна в нескольких формах. Наиболее разработанные формы Д и Е методики Рокича различаются тем, что в варианте Е списки ценностных категорий отпечатаны на листах бумаги в алфавитном порядке и испытуемым предлагается поставить против каждого обозначения — соответствующее ранговое число от 1 до 18. В варианте Д названия ценностей напечатаны на отдельных карточках. Считается, что форма Д дает более надежные результаты, чем форма Е, что вполне очевидно, исходя из мнемических характеристик испытуемых. В отечественных адаптированных вариантах применяются обе формы предъявления.
Адаптация теста М. Рокича на русском языке была выполнена А.Гоштаутасом, А. А. Семеновым, В. А. Ядовым. Культурная специфика обусловила необходимость изменения формулировки некоторых ценностей (в основном терминальных).
Несмотря на недостатки методики, связанные с неоднородностью предлагаемого для ранжирования списка ценностей, достоинством методики является ее компактность, быстрота в проведении и обработке результатов. Методика М. Рокича универсальна - она может применяться для самых различных групп испытуемых. Она послужила толчком для модификации и разработки новых методик.
Инструкция
Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципы, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. ...Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. ...[38].
Таблица 1
Шкала терминальных и инструментальных ценностей (концепция М. Рокича)
ЦЕННОСТИ - ЦЕЛИ ЦЕННОСТИ - СРЕДСТВА
1 Здоровье Образованность
2 Любовь Отв етств енно сть
3 Уверенность в себе Независимость
4 Наличие верных и хороших друзей Воспитанность
5 Интересная работа Честность
6 Материально обеспеченная жизнь Воля
7 Счастливая семейная жизнь Самоконтроль
8 Свобода Смелость в отстаивании мнения
9 Активная деятельная жизнь Исполнительность
10 Общественное признание Аккуратность
11 Развитие Терпимость
12 Жизненная мудрость Эффективность в делах
13 Познание Рационализм
14 Продуктивная жизнь Эмпатия
15 Счастье других Жизнерадостность
16 Творчество Чуткость
17 Развлечение Непримиримость к недостаткам
18 Красота природы и искусства Высокие запросы
К недостаткам методики можно отнести влияние фактора социальной желательности на результат тестирования, неоднозначность критериев ранжирования.
Модифицированная методика Р. Инглхарта [39]
Р. Инглхарт на основе концепции А. Маслоу разделяет «материалистические» (физиологические) и «постматериалистические»ценности, преобладание которых в том или ином обществе отражает стадию его общего экономического и социального развития [39]. Данные типы ценностных ориентаций имеют различное происхождение, сформулированное им в виде «гипотезы недостаточности» и «гипотезы социализации». В то же время, в классификации Инглхарта постматериалистические ценности практически распадаются на две группы
- социальные и ценности самоактуализации, обусловленные соответственно направленностью на «присоединение» либо саморазвитие [40]. Развивая это положение, А. П. Вардомацкий дополняет концепцию Р. Инглхарта «гипотезой идеализации» [8]. Однако такая точка зрения, предполагающая, по мнению Яницкого М. С. [39], существование трех основных типов ценностных ориентаций, так и не нашла отражения в экспериментальных исследованиях. Поэтому М. С. Яницким была предложена модификация методики Р. Инглхарта [39], позволяющая выявить ориентацию на ценности адаптации (выживание и безопасность), социализации (социальное одобрение) или индивидуализации (независимость и саморазвитие). Предложенная методика основана на выборе респондентами наиболее важных ценностей из предлагаемого списка, включающего индикаторы ориентации на данные группы ценностей. Список таких ценностей-индикаторов был составлен на основе личностных характеристик выделенных типов личности, полученных в ходе психологического исследования, а также результатов 45 фокус-групп, проведенных на территории Западной Сибири и Урала.
Респондентам предъявляется карточка, содержащая 9 позиций, представляющих три блока по три пункта в каждом:
1. Отсутствие нужды, материальный достаток.
2. Семейное благополучие.
3. Возможность интеллектуальной и творческой самореализации.
4. Сохранение сил и здоровья.
5. Хорошая, престижная работа.
6. Возможность пользоваться демократическими правами и свободами.
7. Сохранение порядка и стабильности в обществе.
8. Уважение окружающих, общественное признание.
9. Строительство более гуманного и терпимого общества.
Пункты 1, 4, 7 являются индикаторами ориентации на ценности адаптации; пункты 2, 5, 8 — на ценности социализации; пункты 3, 6, 9 — на ценности индивидуализации.
Исследуемым предлагается выбрать, что из перечисленного на карточке они считают для себя наиболее важным (можно было указать от 1 до 3 вариантов). Методику можно отнести к социологическим методам изучения ценностного сознания.
2. Методики для изучения ценностей ипсативной формы
Методика «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах» (УСЦД) Е. Б. Фанталовой [36]
В основу замысла методики УСЦД положено гипотетическое предположение автора о том, что одной из существенных детерминант мотивационноличностной сферы является подвижное, постепенно меняющееся в процессе деятельности в зависимости от жизненных обстоятельств соотношение между двумя плоскостями «сознания». А именно: между плоскостью, вмещающей в
себя осознание ведущих жизненных ценностей, личностных замыслов, дальних жизненных целей, и плоскостью всего, что является непосредственно доступным, связанным с осуществлением конкретных, легко достижимых целей, находящихся в «обозримом психологическом поле», в зоне «легкой досягаемости» [36, с. 25].
Как следует из приведенной выше цитаты, автором отождествляются понятия «жизненные ценности», «личностные замыслы»и «жизненные цели». А поскольку цели в жизни могут быть доступны или недоступны, то вводится вторая шкала «доступности». Не умаляя заслуг автора в обоснованности такого взгляда на категорию «жизненные ценности», остановимся на психодиагностической процедуре определения ценностей.
В методике были использованы понятия, означающие в основном «терминальные ценности», выделенные М. Рокичем, в модифицированном автором варианте.
Инструкция
К заполнению приступайте только после того, как прочтете инструкцию до конца! Перед Вами список из двенадцати понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей:
1. Активная, деятельная жизнь.
2. Здоровье (физическое и психическое здоровье).
3. Интересная работа.
4. Красота природы и искусства.
5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).
6. Материальнообеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).
7. Наличие хороших и верных друзей.
8. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений).
9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие).
10. Свобода как независимость в поступках и действиях.
11. Счастливая семейная жизнь.
12. Творчество (возможность творческой деятельности).
Вам предстоит сравнить все эти понятия-ценности попарно между собой на специальном бланке, приведенном на рисунке 1.
1 2 3 4 3 <5 7 Й 5 ЇЙ 11 И 1
1 і ■із Л А А 5 5 и Й7 7 а 3 0 0 їй їй II міг
1 3 3 5 А и 5 7 [ІЗ 7 0 з їй 0 II їй 1-і
1 А ■І5 і й А 7 5 В □ V ? їй г 11 Ф її
1 5 -їй і 7 А В 5 Ф [і їй ■7 1 І 3 1-і
1 □ ■і? Л 3 А 0 5 їй й 11 7 1-і
1 7 гг Л 0 А їй 5 II сі 1-ї
і г ■іф і їй А 1 1 5 1-ї
1 ф і їй 11 1 А її
1 ш І 1 І Л її
1 II і 1-і
1 1-ї
Рис. 1. Бланк для испытуемого
Уровень ценности определяется по частоте упоминания каждой ценности в заполненном бланке.
Тест «Иерархия личностных ценностей» К. В. Харского
Одной из отличительных особенностей теста К. В. Харского является классификация личностных ценностей по четырем группам (таблица 1): идеологические ценности включают в себя все (любые) идеи, которым привержен человек; материальные ценности включают в себя все материальные объекты окружающего мира; эмоциональные ценности включают в себя переживания любых чувств и эмоций; витальные ценности включают в себя и ценность жизни как таковой, и ценность качества жизни.
Таблица 1
Классификация личностных ценностей
ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ
А. Идеологические В. Материальные С. Эмоциональные В. Витальные
А1. Религия В.1. Деньги С.1. Любовь В.1. Сохранение жизни
А.2. Вера В.2. Имущество С.2. Дружба В.2. Здоровье
А.З. Справедливость В.З. Автомобиль С.З. Радость В.З. Качество жизни
А.4. Правда В.4. Собственное жилье С.4. Удовольствие В.4. Продолжение рода
А.5. Равноправие В. 5. Работа С.З. Спокойствие В. 5. Семья
А.6. Патриотизм В.6. Карьера С.6. Месть В.6. Дети
А.7. Верность В.7. Бизнес-схема С.7. Кайф В.7. Экология
А.8. Долг перед Родиной В. 8. Бизнес-идея С.8. Адреналин В.8. Питание
А.9. Постижение нового В.9. Драгоценности С.9. Секс В.9. Диета
А 10. Наука В. 10. Инвестиции С. 10 Любопытство В. 10. Спорт, физкультура
А.11. Совершение открытий В. 11. Акции С.11. Нирвана В.11. Режим дня
А.12. Передача опыта В. 12. Собственный бизнес С.12. Сопричастность В. 12. Профилактика
А. 13. Идея, идеология В. 13. Бренд С.13. Согласие В. 13. Образ жизни
А. 14. В.14. С. 14. В.14.
А.15. В.15. С.15. В.15.
А 16. В.16. С.16. В.16.
А 17. В.17. С.17. В.17.
А. 18. В.18. С.18. В. 18.
А. 19. В.19. С.19. В.19.
А. 20. В.20. С.20. В.20.
Из таблицы 1 видно, что автором предлагается перечень из 13 ценностей в каждой группе, и испытуемым предоставлена возможность дополнить его.
Инструкция
Выберите ценности, представляющие для Вас особую важность. Если необходимо впишите недостающие ценности в таблицу. Можно выбрать до 10 различных ценностей.
Выбранные ценности затем вписываются в таблицу, аналогичную приведенной на рис. 1, только состоящую из 10 столбцов и 10 строк, и сравниваются все ценности попарно между собой.
Методика исследования ценностно-потребностной сферы личности А. В. Морогина [27]
В основу перечня диагностируемых ценностей был положен список терминальных ценностей М. Рокича. Затем в него были добавлены ценности, отражающие некоторые уровни потребностей: сексуальная, пищевая, потребность в новых впечатлениях, а также общение, честь и достоинство, престиж. По результатам пилотажных исследований, из 24 ценностей были отобраны 15, представляющих наибольшую значимость.
«Сами ценности были переформулированы так, что испытуемый мог в определенных пределах самостоятельно ее трактовать. Если в процессе обследования испытуемый пытался уточнить, как нужно понимать предлагаемую формулировку, экспериментатор ни в коем случае не должен навязывать ему какую бы то ни было трактовку ценности и давать разъяснения по поводу содержания. Он просто предлагал сравнивать ценности так, как обследуемый сам их понимает. В такой ситуации испытуемому ничего другого не оставалось, как спроецировать свою собственную личность на экспериментальную ситуацию. Таким способом в методике реализовывался проективный принцип» [27, с. 135].
Список ценностей для ипсативной формы исследования состоит из следующих ценностей:
1. Общение с друзьями.
2. Уверенность в себе.
3. Интересная работа.
4. Личная безопасность.
5. Честь и достоинство.
6. Творчество и познание.
7. Материальное благополучие.
8. Социальная справедливость.
9. Любовь к риску.
10. Изысканная еда.
11. Личная свобода.
12. Престиж.
13. Секс.
14. Семья.
15. Здоровье.
Автором разработана компьютерная программа для автоматизации процесса тестирования и получения результата. При неавтоматизированном тестировании испытуемые должны заполнить бланк, подобный приведенному на рис.1 и состоящий из 15 столбцов и строк, с последующим вычислением частоты выбора каждой из ценностей.
Методика изучения структуры ценностей Б. С. Алишева [1]
Авторская модель аксиосферы состоит из трех типов функциональных ценностей:
1) обобщенные функциональные модальности определения значений (польза, истина, мощь, красота, свобода, справедливость, добро);
2) сферы жизнедеятельности (личное здоровье, семья, любовь, дружба, отдых, работа или учеба, общественная жизнь);
3) способы жизнедеятельности (покой, материальные блага, гармония отношений, статус, разнообразие жизни, саморазвитие, самоотдача).
В каждом из трех типов, рассматриваемых как самостоятельные и независимые от других, имеется по 7 ценностей. Выявление предпочтений внутри каждого из типов осуществляется методом попарного сравнения.
Кроме выделенных трех типов ценностей, завершается диагностика оценкой особенностей основного ценностного отношения испытуемого, состоящего из семи «комплексных объектов», расположенных в континууме от идеального «Я» и его благополучия до максимально широкого «не Я», представленного в целом средой обитания (мое собственное благополучие, благополучие близких людей, процветание родины, экономический и научно-технический прогресс, развитие культуры и нравственности, жизнь человека, сохранение среды обитания). Указанные комплексы представляют собой различные уровни взаимодействия субъекта с окружающей действительностью, концентрически отдаляющиеся от его базового «Я». Приоритетность того или иного из них, с точки зрения автора, позволяет сделать выводы об особенностях проявления основного ценностного отношения у данной личности. Но поскольку основное ценностное отношение имеет сложную структуру, то пока оно полностью не анализируется.
Инструкция
Субтест 1. Перед Вами список из семи ценностей, Вам предстоит сравнить все эти ценности попарно между собой на специальном бланке:
1) мое собственное благополучие;
2) благополучие близких людей;
3) процветание родины;
4) экономический и научно-технический прогресс;
5) развитие культуры и нравственности;
6) жизнь человека;
7) сохранение среды обитания.
1 2 3 4 5 6 7
1 2 23 34 4 5 56 67
1 3 24 3 5 46 57
1 4 2 5 3 6 47
1 5 26 3 7
1 6 27
1 7
Рис. 2. Бланк для испытуемого (субтест 1, 2, 3, 4)
Субтест 2. Ниже приведены еще 7 ценностей. Выполните, пожалуйста, задание, аналогичное предыдущему. Прежде чем приступать к работе, внимательно прочитайте определение каждой ценности:
1) личное здоровье — физическое и психическое состояние, внешность;
2) отдых — развлечения, удовольствия, любимые занятия для души;
3) семья — воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, собственность;
4) любовь — духовные, эмоциональные, интимные отношения с дорогим человеком;
5) дружба — доверительное общение с людьми вне работы и дома;
6) работа (учеба) — профессиональная, учебная и прочая деятельность, имеющая значение для общества и обеспечивающая заработок (или его возможность в будущем);
7) общественная жизнь — социальная и политическая активность, внимание к событиям в стране и мире.
Сравните все эти ценности попарно между собой на бланке, аналогично показанному на рис.2.
Субтест 3. Ниже приведены еще 7 ценностей. Выполните, пожалуйста, задание, аналогичное предыдущему. Прежде чем приступать к работе, внимательно прочитайте определение каждой ценности:
1) покой — безопасная, спокойная жизнь без больших претензий, но и без постоянных усилий и трудов;
2) материальные блага — обеспеченность, достаток, комфорт, высокий уровень благосостояния;
3) гармония отношений — хорошие взаимоотношения с окружающими, ощущение общности, психологической близости с ними;
4) статус — достойное положение в обществе, авторитет, признание и уважение со стороны окружающих;
5) разнообразие жизни — интересная жизнь, разнообразие возможностей и впечатлений;
6) саморазвитие — личностный рост, успех в конкретных делах, раскрытие и реализация своих умений и способностей;
7) самоотдача — стремление быть нужным, помогать людям, доставлять им радость.
Сравните все эти ценности попарно между собой на бланке, аналогично показанному на рис.2.
Субтест 4. В последний раз просим Вас выполнить аналогичную работу, но теперь Вы будете иметь дело с отдельными словами-понятиями, имеющими очень широкий разнообразный смысл. Не старайтесь тщательно обдумывать смысл каждого слова, выбирайте в каждой паре то, которое просто Вас больше притягивает:
1) польза;
2) истина;
3) мощь;
4) красота;
5) свобода;
6) справедливость;
7) добро.
Сравните все эти ценности попарно между собой на бланке, аналогично показанному на рис.2.
3. Методики изучения ценностей методом абсолютной оценки
Известно, что субъективное шкалирование методом абсолютной оценки, когда испытуемый дает оценку пункту теста в единицах предложенной шкалы, имеет ряд существенных преимуществ, начиная от независимости шкал в многошкальном опроснике и кончая возможностью широкого использования средств статистической обработки [35]. Последнее позволяет описывать структуру аксиологической сферы личности с помощью многофакторного анализа.
Рассмотрим некоторые методики, относящиеся к этой группе.
Методика оценки основных ценностей жизнедеятельности обучающихся М. Г. Рогова [30]
В методике автором после многоступенчатого отбора из совокупности ценностей, разделяемых обучающимися средних специальных и высших учебных заведений, предлагается два списка (ценностей-целей и ценностей-средств), которые необходимо оценить по пятибалльной системе.
Инструкция
Ниже перечислен ряд ценностей Вашей жизнедеятельности. Какую роль они играют для Вас? Оцените каждую из них по пятибалльной системе (5 баллов — «Очень важны для меня», 4 — «Важны», 3 — «Средне», 2 — «Мало важны»,
1 — «Совершенно не важны»). Ценности — цели Ценности — средства
1. Активная жизнь 21. Высокие запросы
2. Интересная работа 22. Независимость
3. Деньги 23. Образованность
4. Общая хорошая обстановка в стране 24. Ответственность
5. Признание, уважение 25. Рационализм
6. Познание (возможность образования) 26. Самоконтроль
7. Равенство, справедливость для всех 27. Смелость в отстаивании своих взглядов
8. Самостоятельность 28. Твердая воля
9. Свобода 29. Терпимость к взглядам и мнениям других
10. Творчество 30. Широта взглядов
11. Уверенность в себе 31. Честность
12. Удовольствие 32. Эффективность в делах
13. Власть над людьми 33. Лидерство
14. Руководящая работа 34. Авторитаризм
15. Успех 35. Инициативность
16. Продуктивность (максимальное использование своих сил) 36. Умение довести любое дело до успешного конца
17. Развитие, самосовершенствование 37. Добрые отношения с людьми
18. Широкий круг общения 38. Общение с людьми, близкими по духу
19. Труд 39. Компетентность
20. Конкурентоспособность 40. Общественное одобрение
Предложенные 40 ценностей автором сгруппированы в следующие блоки: для терминальных ценностей (в скобках указан номер ценности):
1) общечеловеческие (4, 7)
2) активная жизнь (1)
3) социально-статусные (5, 8, 13, 14)
4) материальные (3)
5) профессиональные (2, 15, 16)
6) познания (6)
7) внутренняя удовлетворенность (9, 11)
8) общения (18)
9) удовольствия (12)
10) конкурентоспособность (20)
11) развитие, самосовершенствование (10,17)
12) труд (19)
для инструментальных ценностей:
1) власть (33, 34)
2) независимость (22)
3) общение (29, 37, 38)
4) компетентность (39)
5) инициативность (35)
6) образованность (23)
7) высокие запросы (21)
8) личная ответственность (24, 26)
9) достижение результата (32, 36)
10) общественное одобрение (40)
11) личностные свойства (25, 26, 27, 31)
12) эрудиция (30).
Индивидуальная структура ценностей определялась подсчетом средних значений как по 12 блокам, так и внутри блоков.
Несмотря на неоднозначность предложенной автором классификации ценностей и разделения их на блоки, методика в практической работе психологов нашла сторонников в связи с простотой и низкой трудоемкостью тестирования.
Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И. Г. Сенина [31]
Теоретической базой разработки опросника ОТеЦ стали работы М. Рокича. И. Г. Сенин выделил восемь терминальных ценностей: собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности. По мнению автора, это набор ценностей, который индивид пытается реализовать в своей жизни. Жизнь человека неоднородна. Ему приходится выполнять различные функции в определенных жизненных сферах. Наиболее типичными сферами И. Г. Сенин считает следующие: профессиональной жизни, обучения и образования, семейной жизни, общественной жизни, увлечений.
Отличительной особенностью опросника являлась диагностика как терминальных ценностей и ценности сфер жизнедеятельности, так и ценностей внутри каждой из сфер. Уровень надежности по Спирмену-Брауну составляет
0,71-0,87 для шкал терминальных ценностей и 0,801-0,854 для шкал жизненных сфер [31, с. 7]. Опросник состоит из 80 пунктов.
Инструкция
Вам предлагается опросник, в котором описаны различные желания и стремления человека. Просим Вас оценить каждое утверждение по пятибалльной шкале следующим образом:
если лично для Вас то, что записано в утверждении, не имеет никакого значения, то в соответствующей клетке бланка поставьте цифру 1;
если для Вас это имеет небольшое значение, то поставьте цифру 2; если для Вас это имеет определенное значение — поставьте цифру 3; если для Вас это ВАЖНО — поставьте цифру 4; если для Вас это ОЧЕНЬ ВАЖНО — поставьте цифру 5.
Просим Вас помнить о том, что здесь не может быть правильных и неправильных ответов и что самым правильным будет самый правдивый ответ, поэтому мы очень надеемся на Вашу искренность [31].
Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) [32]
Методика возникла как результат использования и дальнейшего усовершенствования методики И. Г. Сенина ОТеЦ. Отличительной особенностью МТЖЦ от прототипа является введение шкал сферы физической культуры, названной авторами физической активностью, и шкалы социальной желательности.
Методика содержит 112 пунктов. Уровень тета-надежности составляет 0,75-0,87 для шкал жизненных ценностей и 0,76-0,89 для шкал жизненных сфер [32, с. 7].
Инструкция
Вам предлагается опросник, в котором описаны различные желания и стремления человека. Просим Вас оценить каждое утверждение по пятибалльной шкале следующим образом:
если для Вас смысл утверждения не имеет никакого значения, то в соответствующей клетке бланка поставьте цифру 1;
если для Вас имеет небольшое значение, то поставьте цифру 2; если для Вас имеет определенное значение — поставьте цифру 3; если для Вас это ВАЖНО — поставьте цифру 4; если для Вас это ОЧЕНЬ ВАЖНО — поставьте цифру 5.
Просим Вас помнить, что здесь не может быть правильных и неправильных ответов и что самым правильным будет правдивый ответ. Старайтесь не использовать для оценки утверждения цифру «3».
Диагностируемые ценности относятся к разнонаправленным группам: духовно-нравственные ценности и эгоистически-престижные (прагматические), что позволяет определить направленность деятельности личности или группы. К первым относятся: саморазвитие, духовная удовлетворенность, креативность и активные социальные контакты, отражающие нравственно-деловую направленность. Соответственно ко второй подгруппе ценностей относятся: престиж, достижения, материальное положение, сохранение индивидуальности. Они в свою очередь отражают эгоистически-престижную направленность личности.
При всех низких значениях — направленность личности неопределенная, без выраженного предпочитаемого целеполагания. При всех высоких баллах
— направленность личности противоречивая, внутриконфликтная. При высоких баллах ценностей первой группы направленность личности является гуманистической, второй группы — прагматической.
Тест личностных ценностей (ТЛЦ) [21]
В качестве основного диагностического конструкта в методике выступают смысловые системы в структуре личности, конкретно - ценностно-смысловые отношения человека к окружающей его социальной действительности. Тест ТЛЦ является дальнейшей модификацией теста МТЖЦ.
Личностные ценности рассматриваются авторами как система осознанного значимого в жизни. На уровне значимости ценности начинают приобретать биполярность: значимость может свидетельствовать о выделении объекта как положительно значимого, так и отрицательно значимого. Поэтому тест диагностирует положительную и отрицательную значимости личностных ценностей.
В состав теста входят две группы основных шкал.
Группа шкал ценности жизненных сфер:
1) профессиональной жизни; 2) образования; 3) семейной жизни; 4) общественной жизни; 5) увлечений.
Группа шкал личностных ценностей:
1) развития себя; 2) креативности; 3) духовного удовлетворения; 4) социальных контактов; 5) престижа; 6) достижений; 7) материального благополучия; 8) сохранения индивидуальности; 9) психической активности;
10) физической активности.
Группа шкал устойчивости личностных ценностей и жизненных сфер.
Поскольку личностные ценности как разновидность отношений могут «характеризоваться ситуативной мобильностью» [28, с. 31], что согласуется с концепцией уровневой структуры самоопределения субъекта [16], согласно которой личность характеризуется устойчивой составляющей («ценностнонравственный стержень») и динамической составляющей, включающей актуальные ценности этапа жизни, нами впервые были введены шкалы устойчивости личностных ценностей и жизненных сфер (15 шкал), позволяющие определить принадлежность конкретной ценности к устойчивой или динамической составляющей структуры личности.
Группа шкал аксиологической направленности:
1. Гуманистическая направленность в сфере:
1.1. Профессии.
1.2. Образования.
1.3. Семьи.
1.4. Общественной жизни.
1.5. Увлечений.
2. Прагматическая направленность в сфере:
2.1. Профессии.
2.2. Образования.
2.3. Семьи.
2.4. Общественной жизни.
2.5. Увлечений.
Кроме основных информационных шкал: шкалы ценностей жизненных сфер (пять), шкалы личностных ценностей (десять) и шкалы ценностей в сферах жизни (пятьдесят), тест содержит несколько шкал достоверности:
1. Традиционная шкала достоверности, представляющая собой шкалу социальной желательности. Высокий уровень показателя позволяет поставить под сомнение результаты тестирования вследствие, либо преднамеренного приукрашивания действительности, либо высокого уровня воспитанности испытуемого.
2. Шкала безразличия, оценивающая установку испытуемого на неопределенные или средние ответы, т. е. определяющая влияние «факторов знания» ситуаций, описанных в пунктах теста, и представляющая собой количество средних ответов («безразлично») и браковкой результатов диагностики при достижении этого количества некоторого допустимого значения.
3. Шкалы противоречивости ответов испытуемых соответственно по жизненным сферам и личностным ценностям. Исследования показали, что такая шкала надежно работает, как и контрольная шкала оценки нетипичных ответов Р в тесте ММР1, однако в ТЛЦ построена она на том основании, что пункты личностных ценностей в жизненных сферах имеют один конструкт и сходный смысл. Коэффициент противоречивости ответов, по сути, представляет собой относительную разность двух ответов испытуемого в соответствующей шкале ТЛЦ.
4. Шкалы вариативности соответственно по жизненным сферам и личностным ценностям. С одной стороны, вариативность, например, шкал личностных ценностей показывает изменчивость этой ценности в разных жизненных сферах, т. е. вариативность можно использовать как дополнительные информационные шкалы. С другой стороны, эти шкалы могут выявить испытуемых, которые оценивали все шкалы или отдельную одной оценкой (вариативность равно нулю),
например, единицами или семерками и т. п., что может говорить об отказе испытуемого от искренних ответов или его неспособности к точной оценке в силу индивидуальных особенностей. Возможны случаи, когда вариативность слишком высока, что может говорить о чрезмерной эмоциогенности оцениваемых шкал или случайности заполнения бланка ответов. Вычисляется вариативность шкалы по известной формуле К. Пирсона как отношение стандартного отклонения шкалы к среднему арифметическому шкалы.
Таким образом, для повышения достоверности результатов диагностики необходимо при интерпретации учитывать значения всех четырех видов шкал, имеющихся в ТЛЦ, одновременно.
Инструкция
Просим оценить важность содержания следующих суждений по семибалльной шкале следующим образом:
если утверждение КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕПРИЕМЛЕМО, то поставьте в бланке цифру «1»;
если НЕПРИЕМЛЕМО, то поставьте цифру «2»;
если НЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНО, то поставьте цифру «3»;
если БЕЗРАЗЛИЧНО, то поставьте цифру «4»;
если ПРИВЛЕКАТЕЛЬНО, то поставьте цифру «5»;
если ВАЖНО, то поставьте цифру «6»;
если ОЧЕНЬ ВАЖНО, то поставьте цифру «7».
Старайтесь по возможности не использовать оценку «4». Кроме этого ОДНОВРЕМЕННО с оценкой важности суждения оцените ее частоту двумя оценками: если суждение важно ПОЧТИ ВСЕГДА, то поставьте во второй строке бланка знак плюс «+», если суждение важно ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ, то поставьте знак минус «-».
Методика содержит 110 пунктов. Уровень тета-надежности составляет
0,70-0,84 для шкал личностных ценностей и 0,77-0,84 для шкал жизненных сфер [21, с. 10].
Для получения индивидуальной структуры аксиологической сферы испытуемого можно воспользоваться техникой личностного дифференциала. Для чего матрица данных транспонируется, т.е. строками матрицы будут жизненные сферы, а столбцами — личностные ценности. Данные подвергаются факторному анализу методом максимального правдоподобия с последующим варимакс вращением. Количество выделяемых факторов определяется по критерию Р. Кеттелла («каменистая осыпь»). Для получения достоверной структуры аксиологической сферы личности данные предварительно оцениваются по всем шкалам достоверности.
4. Психосемантическая методика для изучения ценностей
Для исследования особенностей отношения к ценностям была разработана модификация семантического дифференциала [25], в которой предлагается 18 следующих ценностей:
1) безопасность
2) богатство
3) внешняя привлекательность
4) дружба
5) духовное развитие
6) здоровье
7) конкуренция
8)ответственность
9) покой
10) порядок
11) развлечения
12) риск
13) свобода
14) семья
15) творчество
16)традиции
17)труд
18) успех
оценить с помощью 20 двухполюсных шкал антонимов:
В бланке испытуемых полюса каждой из шкал обозначаются максимальной оценкой, равной 3. При обработке данных баллы присваиваются слева направо от 1 до 7. Матрица данных подвергается факторному анализу методом максимального правдоподобия с последующим варимакс вращением. В результате факторного анализа выделено 3 биполярных фактора:
1) Предпочтения-Отвержения, в который вошли следующие шкалы (в порядке убывания значимости): приятный, любимый, добрый, счастливый, светлый, чистый, мягкий, жизнерадостный, легкий, родной, необходимый, женский, горячий, дорогой.
2) Стеничности-Астеничности: активный, громкий, быстрый, молодой, горячий.
3) Выигрышности-Проигрышности: сильный, умный, необходимый, родной, дорогой.
Первый фактор, по мнению авторов, отражает эмоциональное отношение к ценности, второй — наличие в соответствующих им переживаниях ощущения напряжения (стеничности) или расслабленности (астеничности) и характеризует энергетическую сторону переживания ценности, третий — полезность ценности. Определив значение каждого фактора для конкретной ценности, была проведена операция нормализации (определены процентильные показатели для положительной и отрицательной оценки факторов). Если значение фактора находилось в пределах от -0,15 до +0,15, то данному фактору присваивался код, равный 0. Соответственно, выход за пределы этого интервала расценивался как отрицательное или положительное значение фактора. Сравнение объектов осуществлялось по уровню изменчивости кодов факторов.
Рассмотренный психосемантический подход может применяться при изучении проявления факторов, имеющих демографическую, социальную, профессиональную, психологическую природу, на уровне компонентов бытового сознания.
5. Проективные методики изучения ценностей
Одна из проблем диагностики — это различение осознаваемых личностных ценностей и слаборефлексируемых ценностных образований. Именно для диагностики последних предназначены проективные методики. Их пока не так много, и все они скорее находятся на этапе экспериментального исследования и отработки, тем не менее, заслуживают внимания для более подробного рассмотрения.
Методика оценки субъективной значимости афористических высказываний [37]. Автором разработана методика, в которой испытуемым предлагается проранжировать 15 афористических высказываний по степени их значимости. Установлено, что между рангами афористических высказываний и результатами тестирования по методика М. Рокича существует сильная взаимосвязь. Однако эмпирические исследования выявили неоднозначность оценки испытуемыми афористических высказываний, относящихся к ценности любви, и на результате оценивания может сказаться такая характеристика афористического высказывания, как остроумие.
Методика оценки ценностных устремлений при песочной терапии [20]. Песочная терапия, предложенная К. Г. Юнгом и его последователями, в последнее время становится все более распространенной. Суть песочной терапии заключается в строительстве с помощью различных вспомогательных средств в песочнице новых взаимоотношений с самим собой. Однако задания могут носить и диагностический характер для сбора информации о ценностном мире клиента. Для этого дается следующая инструкция: «Вы можете создать в песочнице все, что пожелаете».
Процесс выполнения задания фиксируется либо с помощью технических средств (видео- и фотосъемка), либо психологом с помощью наблюдения. Диагностическая сущность методики заключается, во-первых, в последовательности выполнения задания (более значимым предметам, людям, событиям клиент отдает первоочередное значение), а во-вторых, в топологии расположения фигурок в символическом поле песочной картины (в центральной части песочницы сосредотачиваются самые важны фигурки, которые описывают актуальные эмоциональные состояния и ценностные устремления).
Таким образом, из приведенного обзора методик диагностики личностных ценностей следует, что в настоящее время актуальность оценки аксиологической сферы личности может найти подкрепление со стороны разнообразных диагностических средств, позволяющих с достаточными психометрическими характеристиками удовлетворить потребность практических психологов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алишевр. С. Психологическая теория ценностей (системно-функциональный подход): дис. ... докт. психол. наук. Казань, 2002. 367 с.
2. Битянова,М. Р. Ценностный аспект современного образования //http:// som.fio.ru/Resources/BNA/2005/02/01.htm (20.03.08).
3. Бодалев,А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин. СПб. : Речь, 2000. 440 с.
4. Бубнова,С. С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности // Методы психологической диагностики. Вып. 2 / под ред. А. Н. Воронина. М. : Институт психологии РАН, 1994. С. 144—157.
5. Бубнова, С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. 1999. № 5. С. 38—44.
6.БубноваР. С. Системный подход к исследованию психологии индивидуальности. М. : Янус-К, 2002. 52 с.
7. Бурлачук,Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бур-лачук, С. М. Морозов. СПб. : Питер, 2000. 528 с.
8. Вардомацкий,А. П. Сдвиг в ценностном измерении? // Социологические исследования. 1993. С. 47.
9. Волкова,В. Н. Основы теории систем и системного анализа / В. Н. Волкова, А. А. Денисов. СПб. : Изд-во СПбГПУ, 2003. 520 с.
10. Гусев,А. Н. Измерение в психологии / А. Н. Гусев, Ч. А. Измайлов, М. Б. Михалевская. М. : Смысл, 1998. 286 с.
11. Дружинин,В. Н. Экспериментальная психология. М. : ИНФРА-М, 1997. 256 с.
12. Дубов, И. Г. Анализ смыслового наполнения понятий, обозначающих ценности // Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / отв. ред. А. В. Рябов, Е. Ш. Курбангалеева. М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. С. 239—276.
13. Дубов, И. Г. Моральная детерминация поведения в обыденном сознании больших групп населения / И. Г. Дубов, А. А. Хвостов // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 87—99.
14. Дубровина, И. В. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся / И. В. Дубровина, Б. С. Круглов // Ценностные ориентации и интересы школьников: сб.науч.тр. / отв. ред. Т. Н. Мальковская. М. : Изд-во АПН СССР, 1983. С. 87—99.
15. Жилин,Д. М. Теория систем: Опыт построения курса. М. : Изд-во ЛКИ, 2007. 184 с.
16. Журавлев, А. Л. Структура и личностные детерминанты экономического самоопределения субъекта / А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко // Психологический журнал. 2008. № 2. С. 5—15.
17. Журавлева,Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 335 с.
18. Капцов, А. В. Диагностика индивидуальной структуры личностных ценностей // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2007. № 2. С. 82—94.
19. Карандышев,В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб. : Речь, 2004. 70 с.
20. Карпушина, Л. В. Практикум по песочной терапии: метод, указания. Самара, 2007.
21. КарпушинаЛ- В. Тест личностных ценностей: Руководство по применению / Л. В. Карпушина, А. В. Капцов. Самара : ИПК Содружество, 2007. 60 с.
22. Карпушина,Л. В. Структура личностных ценностей / Л. В. Карпушина, А. В. Капцов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2007. № 1.С. 61—67.
23. Кон,И. С. Ребенок и общество. М. : Академия, 2003.
24. Кузнецова, Ю. М. Структурные и содержательные характеристики ценностных образований личности : дис.... канд. психол. наук. М., 2006.
25. Кузнецова, Ю. М. Психосемантический подход к описанию влияния эмоционального выгорания на ценностный контекст педагогической деятельности // Психологическая диагностика. 2007. № 7. С. 36—58.
26. Митина,О. В. Факторный анализ для психологов / О. В. Митина, И. Б. Михайловская. М. : Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. 169 с.
27. Морогин,В. Г. Экспериментально-психологическое исследование ценностно-потребностной сферы личности: Теория и практика : дис. ... докт. психол. наук. Томск, 1999. 374 с.
28. Мясищев,В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во МПСИ, 2003. 400 с.
29. Пископпелъ,А. А. От традиционных ценностей к уникальным смыслам // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 103—119.
30. Рогов, М. Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования : дис. ... докт. психол. наук. Казань, 1999.347 с.
31. Сенин, И. Г. Опросник терминальных ценностей. Ярославль : НПЦ «Психодиагностика». Фонд гражданской инициативы «Содействие», 1991.
32. Сопов,В. Ф. Морфологический тест жизненных ценностей: Руководство по применению / В. Ф. Сопов, JI. В. Карпушина. Самара : Изд-во СамИКП-СНЦ РАН, 2002. 56 с.
33. Смирнов,Л. М. Базовые ценности — поиск истоков. Структуры в сознании личности, универсалии предпочтений и поиск оснований. Волгоград : Учитель, 2005.
34. Толстова,Ю. Н. Основы многомерного шкалирования. М.: КДУ, 2006.160 с.
35. Тюменева,Ю. А. Психологическое измерение. М.: Аспект Пресс, 2007.192 с.
36. Фанталова, Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара : Издательский дом «БАХРАХ». 2001. 128 с.
37. Фомин, А. Ю. Признаки субъективной значимости афористических высказываний : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2006. 20 с.
38. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность / под ред. А. Карелина. М. : ACT, 1997. 300 с.
39. Яницкий, М. С. Модификация методики Р. Инглхарта для изучения ценностей структуры массового сознания http://spf.kemsu.ru/portal/ psy2002/2.6.shtml-(20.03.08).
40. Inglehart R. The silent revolution in Europe: intergenerational change in post-industrial societies //American Political Science Review. N°. 65. P. 991—1017.
41. Rokeach M. The Nature of Human Values. L.-N.Y., 1973.
THE DIAGNOSTIC OF PERSONAL VALUES AND STRUCTURE ACSIOLOGICAL SPHERE
A. V. Kaptsov
The article deals with the main methods and psychological self-report questionnaires for diagnostic the personal values. The spheres of using and shortage lacks questionnaires are considered.
Key words: psychological diagnostic, personal values, structure acsiological sphere.