Научная статья на тему 'Диагностика противоречий в аксиосфере личности'

Диагностика противоречий в аксиосфере личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
688
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценности / Аксиосфера / противоречия / ДИАГНОСТИКА / Values / aksiosphere / contradictions / Diagnostics

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Капцов Александр Васильевич

В статье рассмотрен подход к диагностике противоречий в аксиосфере. Приведено описание авторской методики и результаты психометрических исследований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the approach to diagnostics of contradictions in aksiosphere is considered. The descri ption of an author's technique and results of psychometric researches is resulted

Текст научной работы на тему «Диагностика противоречий в аксиосфере личности»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2010. № 2 (8)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

ДИАГНОСТИКА ПРОТИВОРЕЧИЙ В АКСИОСФЕРЕ ЛИЧНОСТИ

© А. В. Капцов

Капиов

Александр Васильевич

кандидат технических наук, доиент

заведующий кафедрой психологии управления

Самарская

гуманитарная академия [email protected]

В статье рассмотрен поахоа к Аиатностике противоречий в аксиосфере. ПривеАено описание авторской метоАики и результаты психометрических иссле-Аований.

Ключевые слова: ценности, аксиосфера, противоречия, диагностика.

Согласно системно-уровневой концепции детерминации развития психики и ее функционирования [4], в процессе психического развития возникают и разрешаются двоякого рода противоречия: между личностью (субъектом) и внешними условиями деятельности, с одной стороны, и между внутриличностными образованиями — с другой. Эти противоречия имеют сложную, «совмещенную» структуру. Так, противоречие между сложившимися у личности свойствами (функциональными возможностями) и объективно требуемыми от нее качествами лишь в единстве с противоречием между притязаниями индивида (принятыми им самим труднодостижимыми целями) и недостающими личностными ресурсами может породить устойчивое «поле детерминации», под влиянием которого специфическим образом актуализируются и выступают в действие конкретные ситуативные противоречия [1, с. 21]. Психодиагностика первого вида противоречий наиболее широко используется в кадровом менеджменте при отборе персонала как противоречие между имеющимися личностными качествами и требованиями рабочего места

или профессиональной деятельности. Диагностику внутриличностных противоречий, более предпочитаемую психологами, можно проиллюстрировать методикой Е. Б. Фанталовой [23, 24], личностным опросником Т. Лири при исследовании реального «Я» и идеального «Я» [6, 7] и другими. Противоречия в аксиологической сфере диагностируются с помощью методики Ш. Шварца [29], однако русскоязыгчныш вариант этой методики [16] до настоящего времени в целом не адаптирован в России [8, с. 197].

Таким образом, вы бор методик для диагностики противоречий в аксиологической сфере личности не столь велик, т.к. подавляющее большинство методик диагностики личностных ценностей построено по ипса-тивной форме [12]. С другой стороны, потребность в диагностике противоречий в аксиологической сфере нарастает. В 1976 году опубликована реверсивная теория мотивации М. Аптера [28], согласно которой личность в данный момент времени находится в одном из состояний, определяемых четырьмя противоположными ценностями. Появление работ М. Аптера на русском языке [2, 3] принципиально не изменило ситуации с исследованиями «противоположных» личностных ценностей, т. к. отсутствует диагностический инструментарий. В то же время в авторских методиках (ТЛЦ, АНЛ) [16] в явном виде имеется одна пара противоположных по своей сути личностных ценностей материального благополучия — духовной удовлетворенности (материальное — духовное) [21]. Наши эмпирические исследования показали, что даже при наличии всего одной пары противоречивых ценностей уровень адаптированности студентов в вузе взаимосвязан с решением этого противоречия в сторону ценности духовной удовлетворенности над материальным благополучием, что подтверждает положение Л. И. Анцыферовой о «безграничном росте ненасыщаемыгх духовных потребностей, которые проникают и в чисто витальные потребности человека» [1, с. 27], тем самым духовные виды мотивации преобладают над биологическими. Следовательно, для исследовательских целей в настоящее время не хватает методики диагностики противоречий в аксиологической сфере.

В декабре 2009 года на базе теста АНЛ-3 (аксиологическая направленность личности) [15] был разработан пробный вариант теста (АНЛ-4), который в течение полугода проходил психометрические исследования. В пилотажном исследовании приняло участие 364 человека (студенты, работники предприятий) в возрасте 16—45 лет. По результатам исследования были заменены пункты, показавшие невысокие психометрические характеристики. Новый вариант теста (АНЛ-4.2) был подвергнут психометрическим исследованиям, результаты которых описаны ниже.

Описаниеметодики

Описаниедиагностическогоконцепта. В качестве основного диагностического концепта в тесте выступают личностные ценности как составляющие аксиосферы, выражающие отношения значимости (важности) окружающей человека социальной действительности. В этом определении показано наше стремление объединить существующие концепции на природу ценностей [9, 16] — ценности как значимость; ценности как идеалы,

нормы, цели; ценности как убеждения — в единый концепт, имеющий много граней.

Личностные ценности рассматриваются нами как система осознанного значимого в жизни человека, понимая, что остается еще нетронутым большой пласт неосознаваемых ценностей, которые не поддаются диагностике с помощью опросников самоотчета. Все многообразие ценностей личности образует сложную систему, обозначаемую понятием «аксиосфера личности», введенным философом М. С. Каганом [10]. Ценности как элементы аксиосфе-ры тесно взаимосвязаны со смысловой сферой личности [18], поэтому часто в литературе можно встретить понятие «ценностно-смысловая сфера личности», с потребностями личности [5] (ценностно-потребностная сфера) и т. д.

Современный уровень развития психодиагностики не ограничивается определением только интенсивности отдельных психологических характеристик, а переходит на уровень определения параметров психологического явления как системы. При этом часто используются статические характеристики системы, например, взаимосвязи отдельных ценностей и личностных качеств или смыслов [11, 16, 27]. Поскольку личностные ценности при всей своей относительной неизменчивости, как характеристики сознания, в генезе изменяются в силу воздействия множества факторов, то нами было предложено наряду со статическими характеристиками ввести диагностику динамических свойств личностных ценностей, названных «устойчивостью» [14].

Под устойчивостью личностных ценностей понимается степень постоянства, неизменяемости (вне ситуативности) в ценностных приоритетах личности. Теоретически мы предполагаем, что данная характеристика не связана с уровнем значимости (выраженности) ценности, однако эмпирические исследования показывают, что часто уровень выраженности ценности и устойчивость этой ценности взаимосвязаны прямо пропорционально [14]. Этот результат может быть следствием двух причин: с одной стороны, действительно между устойчивостью и выраженностью ценности существует взаимосвязь, т. е. эти два признака взаимосвязаны, с другой стороны, положительная корреляция может быть потому, что «она получена при использовании одного и того же источника — самоотчетных данных самого респондента. Когда два психологических измерения получены из одного и того же источника, они могут быть взаимосвязаны “сверх” взаимосвязи самих психологических конструктов, лежащих в их основе» [25, с. 231]. Следовательно, для установления причины взаимосвязи устойчивости и выраженности ценностей необходима диагностика этих характеристик, например, проективной методикой и тестом на основе самоотчета. Однако психометрические характеристики проективных методик личностных ценностей в настоящее время оставляют желать лучшего [16].

Устойчивость личностных ценностей как характеристика аксиосферы позволяет моделировать уровневую структуру аксиосферы, принадлежащую к смешанному типу, т. е. слои аксиосферы не имеют жестко закрепленных функций, а структура аксиосферы представляет сложную взаимосвязь ценностей как внутри слоев, так и меж слоями. Тем более, что, исходя из системного подхода, внешнее воздействие среды приводит к из-

менению, прежде всего, структуры системы. Таким образом, теоретическая модель аксиосферы может быть представлена из двух условных слоев [13]:

1) устойчивая составляющая аксиосферы, включающая совокупность личностных ценностей, определяющих основные принципы жизни личности;

2) динамичная составляющая аксиосферы, включающая совокупность личностных ценностей, определяющих значимость объектов и явлений текущего этапа жизни личности.

Выполнение функций ценностей осуществляется за счет образования смешанной иерархической структуры, в которой участвуют ценности обеих слоев (устойчивой и динамичной), при этом допускается, что состав структуры аксиосферы при выполнении основных функций в разном количественном отношении представлен ценностями устойчивой и динамичной составляющих аксиосферы, поэтому условно можно считать, что преобладание ценностей, например, устойчивой составляющей свидетельствует об ответственности за данную функцию устойчивой составляющей аксиосферы.

Аксиосфера личности представляет динамическую систему, поэтому состав слоев зависит от множества различных факторов: социальных, психологических, политических и т. п. Одни и те же ценности могут переходить из одного слоя в другой. Нам представляется, что различные личностные кризисы взаимосвязаны с несбалансированностью аксиосферы, например, значительным преобладанием ценностей одного слоя над другим.

Конструктивно методика АНЛ-4.2 преемственна предшествующим методикам (ОТеЦ, МТЖЦ, ТЛЦ, АНЛ), диагностирующим как личностные ценности, так и ценности жизненных сфер. Под жизненными сферами подразумевается объединение видов деятельности по своему содержанию, социальных ролей и выполняемых функций [22]. В то же время методика АНЛ отличается от методик ОТеЦ и МТЖЦ тем, что на уровне значимости ценности имеют свойство биполярности: значимость может свидетельствовать о выделении объекта как положительно значимого, так и отрицательно значимого. Поэтому в тесте предусмотрена диагностика положительной и отрицательной значимости личностных ценностей.

Таким образом, из теоретического концепта следует, что в пунктах теста содержится ситуативное поле, в котором актуализируется личностная ценность в конкретной жизненной сфере. Испытуемому предлагается оценить степень значимости личностной ценности в одной из жизненных сфер по шкале Лайкерта (-3 ...+3), при этом одновременно оценить частоту значимости в его жизни.

Поскольку в содержании пункта теста присутствуют одновременно два конструкта: личностная ценность и ценность жизненной сферы, то тест имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при вторичной статистической обработке результатов тестирования, а именно — высокую корреляцию между шкалами личностных ценностей и ценностями жизненных сфер, что не позволяет их использовать одновременно при проведении регрессионного, факторного анализа и т. п.

Описание шкал.

В состав теста входят две группы основных шкал (приложение 1).

Группа шкал ценности жизненных сфер (по 16 пунктов в каждой шкале):

1) профессиональной жизни;

2) образования;

3) семейной жизни;

4) общественной жизни;

5) увлечений.

Группа шкал устойчивости ценностей жизненных сфер (пять шкал по 8 пунктов в каждой).

Группа шкал личностных ценностей (по 5 пунктов в каждой шкале):

1) других (социальности);

2) духовного удовлетворения;

3) креативности;

4) жизнедеятельности;

5) достижений;

6) традиций;

7) материального благополучия;

8) себя (индивидуальности).

Группа шкал устойчивости личностных ценностей (восемь шкал по 5 пунктов в каждой).

Кроме основных информационных шкал: шкалы ценностей жизненных сфер (пять), шкалы личностных ценностей (восемь), тест содержит несколько типов шкал достоверности:

1. Шкала достоверности, представляющая собой шкалу социальной желательности. Высокий уровень показателя позволяет поставить под сомнение результаты тестирования вследствие либо преднамеренного приукрашивания действительности, либо высокого уровня воспитанности испытуемого.

2. Шкала безразличия, оценивающая установку испытуемого на не-оп-ределенные или средние ответы [17], т. е. определяющая влияние «факторов знания» ситуаций, описанных в пунктах теста, и представляющая собой количество средних ответов («не знаю») и браковкой результатов диагностики при достижении этого количества некоторого допустимого значения.

Таким образом, для повышения достоверности результатов диагностики необходимо при интерпретации учитывать значения всех видов шкал, имеющихся в АНЛ, одновременно.

Рассмотрим диагностические конструкты, заложенные в шкалах теста, описывая их парами, соответственно по одной из каждой направленности (гуманистической и прагматической).

1) Ценностьиндивидуальности—Ценностьсоциальности

Ценность индивидуальности как высшая ценность уникальной человеческой жизни и интересов отдельного человека лежит в основе философской концепции индивидуализма. Человеку необходимо чувствовать свою индивидуальность и непохожесть на других, лишь в этом случае, возможно полностью осознать свою уникальность. Когда мы говорим о ценности

себя, это не значит что мы ставим свои интересы выше других, не значит что мы чем-то лучше остальных. С одной стороны, мы признаем общность интересов, возможностей и целей, но, с другой стороны, всего, чего мы достигаем, мы достигаем своим путем, благодаря собственным действиям и возможностям. Это дает нам право заявить о себе, как об отдельном субъекте, пусть и связанном с остальными, но в то же время неповторимом. Это способ самовыражения, это свобода от мнений и предрассудков.

Основные ценности индивидуалистической культуры — свобода в поступках и самодостаточность, самостоятельность в суждениях, власть над окружающими — позволяют индивиду комфортно себя чувствовать в любом окружении или в одиночестве, отличаться от других и быть независимым [26].

Ценность социальности (других) — это значимость для личности окружающих его людей, групп, сообщества. Большая часть человеческой истории — история обществ. Живя в социуме, мы, так или иначе, живем в сообществе с другими людьми, а следовательно, это общие ценности, законы морали, нравственности, это то, что нас объединяет, а иначе нельзя. Наравне со своей уникальностью человеку необходимо ощущать свою принадлежность к чему-либо. Уже с самого раннего возраста мы начинаем сравнивать себя с другими, мы ищем наши сходства и различия. Если бы мы не проводили такого сравнительного анализа, мы бы не смогли ответить на вопрос: а какой я? Следовательно, и не было бы речи о нашей индивидуальности. Отсюда можно сделать вывод, что связь с другими, наша принадлежность к какой-либо общности дает нам возможность познать самого себя, увидеть себя глазами другого. Общество, коллектив необходимы нам для того, чтобы посмотреть на себя со стороны. К тому же, общество дает нам возможность жить среди себе подобных, выстраивать связи, межличностные отношения, общаться и познавать что-то новое.

2) Ценностьматериальногоблагополучия—Ценностьдуховногоудов-летворения

Ценность материального благополучия — это ценности, характеризующие культуру жизнеобеспечения человека (питание, одежда, жилище, предметы быта и досуга, потребления). От них зависит рождаемость детей, поддержание физического здоровья личности, ее морально-психологическое состояние.

Ценность морального удовлетворения — это значимость научных идей, взглядов, произведений литературы и искусства, народных традиций, гражданских обрядов, народных верований и эпоса.

Каждый человек формирует для себя определенную систему ценностей. Один человек отдает приоритет материальным ценностям, другой — духовным. Один учится, чтобы больше зарабатывать. Другой — работает, чтобы иметь возможность учиться и самосовершенствоваться. У каждого своя система ценностей, которая выступает регулятором развития личности, и формируется собственная картина мира, мировоззрение.

3) Ценностьтрадиции—Ценностькреативности

Ценность традиции — это значимость для личности правил, обычаев, обрядов, всего того, что накопило общество до настоящего времени.

Традиция позволяет связать в одно целое усилия не только современников, но и людей, принадлежащих разным поколениям, наладить спонтанное сотрудничество и взаимопонимание людей, которые никогда не встречались и не встретятся друг с другом.

Ценность креативности — это значимость новизны в любом виде деятельности, изменения окружающей нас действительности. Креативность и традиции являются в жизни важными составляющими, т. к., с одной стороны, через традиции мы осознаем свою принадлежность к миру, к другим людям, а с дугой стороны, через творчество мы можем заявить о себе, доказать себе что мы существуем.

4) Ценностьдостижения—Ценностьжизнедеятельности

Ценность достижения — это значимость конкретных результатов, постановки и решения жизненных задач. Каждому человеку среди прочих потребностей присуща потребность достижения, побуждающая его стремиться к наилучшему выполнению деятельности по сравнению с имеющимися оценочными стандартами исполнения.

Ценность жизнедеятельности — это значимость действием, деятельностью (не важно, работа это, учеба или просто сама жизнь). Ощущение процесса дает нам почувствовать жизнь на вкус, узнать не только радость победы, но и горечь разочарования. Несмотря на парадокс, процесс — это возможность остановиться, задержаться в каком-то мгновении, возможность разглядеть и не упустить в чреде целей ту, которая является самой важной [20].

Психометрическиехарактеристики

Проверка психометрических показателей пунктов теста осуществлялась на выборке п=378 в возрасте от 16 до 65 лет. В нее вошли студенты гуманитарных и технических вузов, работники государственных и коммерческих организаций, пенсионеры г. Самары. Выборка состояла из 55% женщин и 45% мужчин.

Для оценки гомогенности или внутренней согласованности пунктов теста была использована тета-надежность [19, с. 106], определяемая в результате проведения факторного анализа по методу главных компонент и альфа Кронбаха.

Оценка надежности шкал теста была проведена на той же выборке из 378 чел. (таблица 1—2).

Из таблицы 1 следует, что все шкалы теста имеют высокую надежность. При дифференциации выборки по возрасту и полу значения согласованности возрастают.

Из табл. 2 следует, что все шкалы теста имеют высокую надежность, кроме шкалы достоверности. Дополнительные исследования надежности шкалы достоверности при дифференциации выборки по полу показали, что значения согласованности возрастают.

В настоящее время ведутся исследования конструктной и прогностической валидности.

Таблица 1

Согласованностьшкалличностныхценностей

Название шкалы личностных ценностей Абсолютный вес главной компоненты Г ета-надежность Альфа Кронбаха

Других (социальности) 1,83 0,566 0,535

Духовного удовлетворения 1,96 0,613 0,578

Креативности 2,27 0,701 0,675

Жизнедеятельности 1,43 0,388 0,355

Достижения 1,96 0,611 0,606

Традиции 1,67 0,501 0,481

Материального благополучия 1,84 0,572 0,539

Себя (индивидуальности) 1,87 0,581 0,552

Таблица 2

Согласованностьшкалжизненныхсфер

Название шкалы Абсолютный вес главной компоненты Тета-надежность Альфа Кронбаха

Сфера профессии 2,29 0,644 0,639

Сфера образования 2,51 0,687 0,674

Сфера семьи 2,30 0,645 0,604

Сфера общественной жизни 2,66 0,712 0,696

Сфера увлечений 1,93 0,550 0,522

Шкала достоверности 1,80 0,501 0,482

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцыферова, Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. — М. : Институт Психологии РАН, 2006. — 512 с.

2. Аптер, М. За пределами черт личности: реверсивная теория мотивации. — Луцк, 2004. — 112 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Аптер, М. Теория реверсивности и человеческая психика // Вопросы психологии. — 1987. — ц 1. — С. 162—169.

4. Асеев, В. Г. О диалектике детерминации психического развития // Принцип развития в психологии. — М., 1978. — С. 21—37.

5. Безумова, Л. Г. Социальные факторы влияния на ценностно-потребностную сферу личности в процессе социализации // Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск «Психология». — 2006. — ц 2 (5) — С. 57—65.

6. Большаков, В. Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения. — СПб. : Социально-психологический центр, 1996. — 380 с.

7. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб. : Питер, 2008. — 688 с.

8. Ежегодник профессиональных рецензий и обзоров. Методики психологической диагностики и измерения / под ред. Н. А. Батурина, Е. В. Эйдмана. — Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2010. — Т. 1. — 293 с.

9. Журавлева, Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. — М. : Институт психологии РАН, 2006. — 335 с.

10. Каган, М. С. Избранные труды в VII томах. Том II. Теоретические проблемы философии. — СПб. : ИД «Петрополис», 2006. — 600 с.

11. Капцов, А. В. Взаимосвязь ценности активности и смысложизненных ориентаций студентов // XXI Мерлиновские чтения: «Активность — индивидуальность — субъект»: матер. Всерос науч. конф. — Пермь : ПГПУ, 2008. — С. 64—65.

12. Капцов, А. В. Диагностика личностных ценностей и структуры аксиосферы // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». — 2008. — ц 1(3).

— С. 135—155.

13. Капцов, А. В. Представления личности о структурной модели собственной аксиосферы // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в современной России: матер. III Всеросс. науч.-практ.конф. / общ. ред. А. В. Капцова. — Самара : Сам-ЛюксПринт, 2010. — С. 29—36.

14. Капцов, А. В. Устойчивость личностных ценностей: сущность и детерминанты // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». — 2010. — ц 1(7). — С. 50—69.

15. Капцов А. В, Карпушина Л. В. Аксиологическая направленность личности: руководство по применению теста. — Самара : Содружество, 2007. — 40 с.

16. Карандышев, В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. — СПб. : Речь, 2004. — 70 с.

17. Карпушина Л. В, Капцов А. В. Психология ценностей российской молодежи. — Самара : Изд-во СНЦ РАН, 2009. — 252 с.

18. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр.изд. — М. : Смысл, 2003. — 487 с.

19. Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева и В. В. Столина. — СПб. : Речь, 2000. — 440 с.

20. Процессник и результатник. URL: http://www.psychologos.ru (дата обращения: 01.11.2010).

21. Семенов, В. Е. Современная российская полиментальность и ментальные типы молодежи // Ментальность российской провинции: сб.материалов IV Всерос. конф. по исторической психологии российского сознания. — Самара : Изд-во СГПУ, 2005.

— С. 159—163.

22. Сенин, И. Г. Опросник терминальных ценностей. — Ярославль : НПЦ «Психодиагностика» Фонд гражданской инициативы «Содействие», 1991. — 19 с.

23. Фанталова, Е. Б. Диагностика внутреннего конфликта: структура и возможности применения в психологической практике // Современная психодиагностика в период инноваций: сборник тезисов II Всеросс.науч.конф. — Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2010. — С. 155—157.

24. Фанталова, Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. — Самара : Издательский дом «БАХРАХ», 2001. — 128 с.

25. Фер Р. М., Бакарак В. Р. Психометрика. — Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2010. — 445 с.

26. Эткинд, А. Общества и настроения. Индивидуализм и личность. URL: http:// www.xserver.ru/user/oinil (дата обращения 15.10.2010).

27. Ярьгина Я. Н, Капцов А. В. Изменение факторной структуры личностного потенциала менеджера при обучении // Потенциал личности: Комплексная проблема: материалы Седьмой Всерос. конф. — Тамбов : ТГУ, 2008. — С. 143—149.

28. After,, М. J. Some data inconsistent with the optimal arousal theory of motivation // Perceptual and Motor Skills, 1976, 43. — P. 120—1210.

29. Schwartz S. H, BUsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values // Journal cf Personality and Social Psychology. 1987. — Vol. 58. — ц 5. — P. 550—562.

Приложение

МетодикадиагностикипротиворечийваксиосфереличностиАНЛ4.2

Просим оценить важность содержания суждений по 7-балльной шкале следующим образом:

-если утверждение КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕПРИЕМЛЕМО, то поставьте в бланке цифру «1»

- если НЕПРИЕМЛЕМО, то поставьте цифру «2»;

- если НЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНО, то поставьте цифру «3»;

- если БЕЗРАЗЛИЧНО, то поставьте цифру «4»;

- если ПРИВЛЕКАТЕЛЬНО, то поставьте цифру «5»;

- если ВАЖНО, то поставьте цифру «6»;

- если ОЧЕНЬ ВАЖНО, то поставьте цифру «7».

Старайтесь по возможности не использовать оценку «4». Кроме это-

го ОДНОВРЕМЕННО с оценкой важности суждения оцените ее частоту двумя оценками: если суждение важно ПОЧТИ ВСЕГДА, то поставьте во второй строке бланка знак плюс (+), если суждение важно ОТСЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ, то поставьте знак минус (-).

Во время работы полезно к каждому утверждению проговаривать фразу:

«Для меня сейчас (вашаоценка)»

1. ...интересы производственного коллектива, в котором я работаю (буду работать).

2. . удовлетворение, получаемое от учебы.

3. . постоянно придумывать новые приемы обучения и воспитания

детей в семье.

4. .участие в общественных мероприятиях.

5. . традиционные увлечения, которыми занимаются люди моего круга.

6. .испытывать чувство симпатии ко всем людям без исключения.

7. .достигать на работе намеченного результата.

8. . получать при обучении стипендию, льготы, премию и т.п.

9. .иметь собственное мнение в решении семейных дел.

10. . интересы людей, с которыми я выполняю общественные поручения.

11. .испытывать удовлетворение от хобби.

12. . прежде подумать, когда кому-то нужно помочь в беде.

13. .интересы учебной группы, в которой я учусь (учился).

14. .душевный комфорт в своей семье.

15. .творчески подходить к выполнению общественных поручений.

16. .медленное течение времени моего досуга.

17. .внимательно слушать собеседника, кто бы он ни был.

18. .иметь высокооплачиваемую работу.

19. .отстаивать свое мнение в процессе учебы.

20. .интересы компании друзей, с которыми я провожу свободное время.

21. .сохранять свой индивидуальный стиль профессиональной деятельности.

22. .порадоваться, когда неприятный мне человек «получил по заслугам».

23. .получать удовлетворение, работая по своей профессии.

24. .создавать что-то новое в изучаемой мною области знаний.

25. .принимать участие в любых семейных делах.

26. .занимаясь общественной деятельностью, использовать весь опыт предыдущих поколений.

27. .быстро достигать намеченных целей в своем увлечении.

28. .никогда не уклоняться от оказания услуги, даже если не хочется этого делать.

29. .выполнять любые задания, связанные с моей профессией.

30. .классические формы обучения с лекциями, семинарами, практическими занятиями и т. п.

31. .достижение намеченных целей в семейной жизни.

32. .получать материальное вознаграждение за участие в общественной жизни.

33. .иметь увлечение не такое, как у всех, даже если оно «забытое старое».

34. .интересы членов моей семьи больше, чем свои собственные.

35. .получать удовлетворение от своей общественной деятельности.

36. .создавать в свободное время нечто новое, ранее не существовавшее.

37. .всегда охотно признавать свои ошибки.

38. .соблюдать все правила, принятые в нашем производственном коллективе.

39. .достигать высокого результата во время учебы.

40. .иметь высокий уровень материального благосостояния моей семьи.

41. .иметь собственные политические убеждения.

42. .придумать вескую причину, чтобы оправдаться.

43. .изобретать, совершенствовать, придумывать новое в своей профессии.

44. .процесс познания нового, неизведанного для меня.

45. .вести себя за столом дома так же, как в ресторане.

46. .распределение ролей в семье, как это было принято у моих родителей.

47. .достигать поставленной цели в общественной деятельности.

48. .укреплять свое материальное благополучие, занимаясь любимым делом.

49. .завидовать удаче других.

Аиагностика противоречии в аксиосфере личности Ключктесту АНЛ 4.2

Личностные ценности СФЕРА Шкала достов.

Профессии Образо- вания Семьи Общест- венной жизни Увлечений

Гуманистическая направленность Других 1 13 34 10 20 + 6 - 12 + 17 - 22 + 28 + 37 - 42 + 45 - 49

Духовной удовлетворенности 23 2 14 35 11

Креативности (творчество) 43 24 3 15 36

Жизнедеятельности 29 44 25 4 16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прагматическая направленность Достижения 7 39 31 47 27

Традиции 38 30 46 26 5

Материального благополучия 18 8 40 32 48

Себя 21 19 9 41 33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.