Научная статья на тему 'ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ'

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
110
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ЦЕЛИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ишигова И.Т.

Данная статья посвящена анализу взаимосвязи мотивации профессионального саморазвития и целеполагания студентов. В статье также будет рассматриваться роль жизненных ценностей в процессе целеполагания. Цель статьи- изучить уровень мотивации студентов к саморазвитию через жизненные ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOAL-SETTING AS AN INDICATOR OF MOTIVATION FOR PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF STUDENTS

The article is devoted to the analysis of the relationship between the motivation of professional self-development and goal setting process of students. It also considers the role of life values in the goal-setting process.The purpose of the article is to study the level of students’ motivation for self-development through life values.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ»

УДК:378

Ишигова И. Т. студент магистратуры 2 курса специальности «7M01101- Педагогика и психология» КазНу им. аль-Фараби, Научный руководитель: Булатабаева Айгуль Абдимажитовна Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и образовательного менеджмента КазНУ им аль.-Фараби

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация: данная статья посвящена анализу взаимосвязи мотивации профессионального саморазвития и целеполагания студентов. В статье также будет рассматриваться роль жизненных ценностей в процессе целеполагания. Цель статьи- изучить уровень мотивации студентов к саморазвитию через жизненные ценности.

Ключевые слова: мотивация, целеполагание, цели, профессиональное саморазвитие, жизненные ценности.

Ishigova Inara Talyatovna, 2nd year undergraduate of the the specialty "Pedagogy and Psychology " Of Al-Farabi KazNU Scientific supervisor:Bulatbayeva Aigul Abdimazhitovna Doctor ofpedagogical sciences, professor of Al-Farabi KazNU

GOAL-SETTING AS AN INDICATOR OF MOTIVATION FOR PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF STUDENTS

Abstract: the article is devoted to the analysis of the relationship between the motivation ofprofessional self-development and goal setting process of students. It also considers the role of life values in the goal-setting process. The purpose of the article is to study the level of students' motivation for self-development through life values.

Key words: motivation, goal setting, goal, life values, professional self-development.

Основная задумка проблемы профессионального саморазвития - это задумка определения индивидуума детяельностью. Именно поэтому человек рассматривается с точки зрения его успешности и профессиональной идентичности. Профессионал это симбиоз личностного и профессионального развития личности. Любая деятельность нуждается в побуждении, в мотиве выполнения действий. Жизненные цели, целеполагание является одним из важных показателей мотивации профессионального саморазвития. Об этом говорится во многих психолого-педагогических источниках. Как говорит М.Г.Казанкина, на определенном моменте развития личности один из компонентов направленности приобретает иную актуальность. Начиная с старших классов жизненные цели начинают характеризовать направленность личности доминируя но при этом взаимодействуй с другими компонентами личности. (1)

Именно в этом возрасте у жизненных целей есть особенное значение, когда человек делает профессиональный выбор. Именно целеполагание и ориентированность на мечты значительно влияют на профессиональное стнаовление, об этом говорится в работах К.А.Абульханова-Славской, Л.И.Божовича, И.С.Кона, Г.Крайга. (2)

Одной из педагогических задач в период юношеского созревания является формирование жизненных целей. Как говорит А.В. Мудрик, развитие личности как самоуверенной целенаправленной системы является одной из педагогических задач. (3)

Ряд ученых рассматривают совокупность жизненных целей как систему ценностей, которая формируется именно в период поздней юности. (Дж.Гивитц, И.С.Кон, Дж.Коннер, Дж.Коган, П.Массен). Утверждается, что этот период есть период профессионального образования и самоопределения, выбора партнера и осуществления некоторых жизненных целей. (4)

Работы П.Коган и Я.Коган выявили, что формирование жизненных целей является под влиянием окружающей среды в лицах семьи и друзей. Важно помнить, что низкое материальное состояние семьи являются следствием преобладания материальных целей юношей. При этом, особое место имеют степень образованности матери и эмоциональное взаимодейтсвие с отцом.

Юноши, проводившие большую часть своего времени с ровесниками, имеют цели материалистичного характера. Для подростков с делинквентным поведением характерна высокая значимость антисоциальных целей. Подростки, которые пережили стресс отдают предпочтения целям, направленным для обеспечения безопасности. Цели молодежи, связанные с желание соотвествовать общепринятым нормам имеют адаптивное значение, которое способствует успешной социализации. (5)

Особенность жизненных целей молодых людей являются олицетворением ценностей времени. Так в эксперименте С.А.Митрюшина говорится, что базовый уровень целей молодежи представлен в семейно -бытовой сфере, второй уровень представляет собой цели в профессиональной

сфере. Следующий этап олицетворяется в желание приобрести высокий социальный статус.(6)

Теоретический анализ работ, посвященных изучению жизненных целей молодежи, имеет противоречивые данные. Так например, в одной из работ психолога К.А.Абульхановой-Славской говорится о том, что большая часть студентов обладает структурированной системой жизненных целей. В то время как в работе А.И.Горбачевой говорится о том, что молодежь не имеют понятия о жизненных целях. (7)

Одним из способов объективного оценивания жизненных целей является метод Д.А.Леонтьева «Смыслжизненные ориентации». Например, существуют расхождения по целеполаганиям, прогнозированию будущих трудностей и способов их решения, намерениям профессионального роста среди студентов разных групп. В этом исследовании говорится о том, что студенты не предполагают какие трудности их ожидают, более того, многие утверждают, что трудностей не будет вообще. Студенты, отличившиеся высоким интегральным показателем, придают особое значение обучению в университетах. Оценки таких студентов средней удовлетворенности, это является следствием того, что студенты достаточно требовательны к себе и в целом процессу обучения. (7) Данное исследование показывает, что сущетсвует определенная связь между целеполаганием и

удовлетворенностью обучения в вузе. Как сказано в исследовании студенты, рассматривают образование как одну из своих собственных целей удовлетворенности этим процессом. Это также упоминалось в исследованиях К.М.Шелдона, где говорится, что для студентов, отдавшим свой приоритет целям саморазвития, характерны определеные достижения и

удовлетворенность жизнью. (11)

В работе Д.А.Леонтьева также говорится о том, что профессиональный выбор относится к тому виду выборов, который принимается при отсутствии альтернатив. Когда этот выбор требует огромное количество альтернатив. Реальной профессия является тогда, когда она становится частью жизненного мира студента. (8) Автор утверждает, что для принятия полноценного выбора важно более полное понимание каждой из альтернатив. Важно спрогнозировать образ будущего, возможных сценариев.

О взаимосвязи целеполагания и мотивации обучения есть ряд работ. Так например в работах по психофизиологии М.Н.Русаловой и И.В.Стрельниковой выделяют два мотива при поступлении в ВУЗ. Первый вид это «субъективная ценность», второй вид это «доступность достижения цели». (9) То есть студенты, которые поступили в университете так как искренне верили, что это их призвание. Другие же поступают в вуз так как это является шаблонным поведением людей, закончивших школу.

Ряд авторов утверждает, что правильно сформированное профессиональное самоопределение, соотвественно мотивация профессионального саморазвития тесно связана с жизенными планами и целеполаганием. (Л.И.Катаева, Д.А.Леонтьев, Т.А. Полозова). Например в

работе Л.И,Катаевой говорится о том, что как только каждый молодой человек ответственно подойдет к собственной профессии может наблюдаться положительный сдвиг в профессиональном развитии. (10). В процессе выбора профессии важно взвесить все ценности, прийти полной взаимосвязи между ними. Именно противоречивая система ценностей является преградой в реализации профессиональных планов. (10)

Непосредственно обратимся к структуре личного профессионального плана согласно Е.А. Климова. Структура профессионального плана выглядит таким образом:

- цель ( что студент собираеся делать, какой вклад в развитие общества планирует внести и есть вообще такие помылсы, каковы профессиональные идеалы и чего хочется достичь). \

- жизненные перспективы. Автор имел ввиду первую область деятельности, имеется в виду специальность, разные способы появления своих сил.

- представление о разных способах достижения поставленных целей ( для правильного формирования такого представления важно проводить беседы, изучать литературу, заниматься самообразованием, поступление в профессиональное учебное заведение.

- представление о внешних факторах, влияющих на результат поставленной цели ( преграды, воздействие людей, трудности, влияющие на процесс достижения цели).

- представления о внутренних факторах, влияющих на достижение поставленных целей (объективная оценка собственных способностей к обучению, состояние морального и физического здоровья).

- дополнительные методы и способы достижения цели.

Важно помнить, что подростки зачастую имеют единственный вариант жизненного сценария, поэтому зачастую им бывает сложно при нереализации этого плана. (12) Модель Е.А.Климова идеализирована, такак большая часть студентов не имеет определенных целей и представлений, которые представлены в модели, описанной выше.

С.Эронен и Я.Нурми в своих исследования пришли к такому заключению, юноша 17 лет не имеет полностью сформированную функцию планирования, даже после двадцати лет это процесс имеет место быть. Поэтому можно сделать вывод, что в период профессионального самоопределени я студенты не могут сделать зрелый выбор по причине не полной сформированности психологической функции планирования. Более того, в исследование утверждается, что юноши страдают от личностной установки принимать желаемое за действительное. (13)

Постоянные наблюдения за старшеклассниками и студентами утверждают, что для многих из них не характерна глубокое осмысление мотивов и целей. (14). А.К.Маркова утверждает, что цели без мотивов не имеет значимости в учебной деятельности. Мотив программирует личность на действие, в то время как цель обеспечивает выполнение действия. (15)

Однако важно помнить о том, что несмотря на то, что есть огромное количество работ посвященных удинству целей и мотивов, к сожалению, работ, посвященных развитию и формированию жизненных целей малое количество. (И.А.Дмитриева, О.В.Люсова, Е.Н.Перфильева).

Говоря о связи ценностий и целеполагания, то важно отметить, что ценности являются частью данного процесса. Об этом говорится во многих работах. Так например, К.Левин в своей теории говорит о таком понятии как «ожидаемы ценности», которые непосредственно являются частью процесса формирования цели субъекта, то естсь побудительной силы. «ожидаемые ценности» дают представление о значимости поставленных целей. (16)

Другой ученый также связывет ценности с целью. Ссылаясь на его работы можно сделать вывод, что жизненныя ценность превращается в смысл, который в свою очередь реализуется в целях. (17)

В рамках современных реалий было проведено эмпирическое исследование, которое направленно на более глубокое понимание важности жизненных ценностей. Выбранной методикой является «Морфологический тест жизненных ценностей». Методика была разработана В.Ф.Соповым и Л.В,Карпушиной. В исследовании использовался онлайн вариант теста. Основной диагностический инструмент базируется на жизненных ценностях, отношении личности к жизни.

Перечень жизненных ценностей включает:

1. Развитие себя, т.е. познание своих способностей, постоянное развитие себя.

2. Духовное удовлетворение, т.е. преобладание духовного над материальным.

3. Креативность, т.е. стремление к реализации своих творческих возможностей.

4. Активные социальные контакты, а именно желание взаимодействовать с различными сферами, реализация себя как части социума.

5. Собственный престиж, выражается в желании завоевать признание в обществе путем следования определенным социальным требованиям.

6. Высокое материальное положение, признание материального благополучия как способ хорошей жизни.

7. Достижение, т. е. постановка определнных задач для улучшения жизненных условий.

8. Сохранение собственной индивидуальности, способность отстаивания собственного мнения.

Данные ценности реализуются в различных сфера жизни. Каждая сфера жизни имеет определенное место в жизни личности. Далее предлагается перечень сфер, которые представлены в данной методике.

1. Сфера профессиональной жизни.

2. Сфера образования.

3. Сфера семейной жизни.

4. Сфера общественной активности.

5. Сфера увлечений.

6. Сфера физической активности.

Целью данного опросника является изучение индивидуальной ситсемы ценностей и понимания смысла поступка студента. Самобытность человека вырабатывается и культивируется относительно основных ценностей, признаваемых в обществе. При этом личностные ценности могут и не воспроизводить точную копию ценностей общественных.

Морфологический тест жизненных ценностей состоит из 112 утверждений, каждое из которых испытуемому необходимо оценивать по 5-балльной системе.

Эмпирической базой данного исследования являются 40 студентов 2 курса университета Сулеймана Демиреля.

По результатам исследования можно сделать данный вывод: некоторые жизненные ценности имеют более высокое значение, чем другие. По результатам исследования к таким ценностям относятся «высокое материальное положение», « собстсвенный престиж» и «развитие себя». Далее в порядке убывания идут такие ценности как «сохранение собственной индивидуальности», «достижение», «креативность», «духовное удовлетворение», «активные социальные контакты».

По данным исследования самыми важными жизненными сферами являются «семейная жизнь» (47,5 % респондентов,19 студентов). Далее стоит «сфера образования» (17,5% или 7 человек) , « сфера профессиональной жизни» ( 15%, 6 испытуемых), «сфера увлечений»(10%, 4 студента), «сфера общественной активности» (5%, 2 человека), « сфера увлечений» и «сфера физической активности» (2,5%, 1 человека).

Полученные результаты вполне доказывают сущность предыдущих исследований и олицетворят ценностные ориентации студенческого возраста. Таким образом по полученным данным можно сделать вывод, что сфера профессиональной жизни не имеет особенно значимого места в жизни студентов.

Данные полученные в данном исследовании и исследовании других ученых являются еще одним подтверждением того, одной из актуальных педагогических тем исследования является «проблема развития мотивации профессионального саморазвития студентов».

В заключении хотелось бы выделить жизненные ценности и целеполагание это одни из главных компонентов деятельности человека, который отвечает за поведение человека в процессе достижения желаемого будущего. Процесс целеполагания в целом происходит через осознание собственных жизненных ценностей, а также распределения приоритетов. Ценности и приоритеты, приобретенные в процессе социализации, реализуются в поставленных целях. Ценности есть инструмент, позволяющий разделять между нужной и бесполезной информацией. В период становления личности, а именно в подростково-юношеском возрасте,

происходит формирование целей как комплексной системы. Но, к сожалению, многие студенты лишены глубокого осмысления и переосмысления мотивов и целей.

Использованные источнкик:

1. Казанкина М.Г. Ценностные ориентации школьников и педагогические условия ее формирования: Учеб. пособие к спецкурсу / М.Г.Казанкина. - Л.: ЛГПИ, 1981.-69 с.

2. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В.А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1975. - С. 92-105.

3. Мудрик A.B. Личность школьника и ее воспитание в коллективе / A.B. Мудрик. - М.: Знание, 1983. - 96 с

4. Гарипов М.И. Опыт формирования жизненных целей молодежи села / М.И. Гарипов // Советская педагогика. - 1983. - №6 - С. 27-30.

5. Кодесс П.Б. Особенности формирования жизненной стратегии старшеклассников: дис. ... канд. психол. наук / П.Б. Кодесс. - М., 2005. - 166 с.

6. Митрюшин С.А. Жизненные цели студенческой молодежи как регулятор социального поведения: дис. ... кандид. социол. наук / С.А. Митрюшин. М., 2007.-240 с.

7. Горбачева А.И. Профессиональные и смысложизненные ориентации студентов технических ВУЗов в процессе профессионального становления: дис. ... канд. психол. наук / А.И. Горбачева. - Самара, 2002. - 154 с.

8. Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. - 2001. - №1. - С. 57-66.

9. Русалова М.Н. Связь частотно-амплитудных характеристик ЭЭГ с показателями предпочтения вероятности или ценности достижения цели / М.Н. Русалова, И.В. Стрельникова // Вопросы психологии. - 2008. - № 4. -184 с.

10. Катаева Л.И. К вопросу о сущности профессионального самоопределения личности в пространстве становления нового российского общества / Л.И. Катаева, Т.А. Полозова // Мир психологии. - 2005. - № 1.- С. 43-51.

11. Sheldon K.M. Self-concordance goal attainment and the pursuit of happiness: Gann there be an upward spiral? / K.M. Sheldon, L. Houser-Marco // Journal of Personality and social Psychology. - 2001. - P. 152-165

12. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов.-М., 2007.-С. 16.

13. Eronen S. Nurmi J.-E. Life events, predisposing cognitive strategies and well being / S. Eronen, J.-E. Nurmi // European Journal of Personality. - 1999. -№13.-P. 129

14. Кагальницкая О.Г. Психологические особенности стереотипизации смысложизненных ориентаций девушек на начальном этапе

профессионального самоопределения: дисс. ... канд. психол. наук / О.Г. Кагальницкая. - Ростов н/Д, 2006. - 161 с.

15. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1996. - 2

16. Левин. К. Динамическая психология / К. Левин / под ред. Д.А. Леонтьева и Е.Ю. Патяевой. - М.: Смысл, 2001.-572 с.

17. Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. - 2001. - №1. - С. 57-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.