Профессиональное целеполагание как составляющая культуры безопасности будущего специалиста-атомщика
Лобковская Надежда 1/Ъановна
кандидат философских наук
доцент, кафедра экономики и социально-гуманитарных дисциплин, Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ"
347360, Россия, Ростовская область, г. Волгодонск, ул. Ленина, 73/94
Lobkovskaya Nadezhda Ivanovna
PhD in Philosophy
Docent, the department of Economics and Socio-Humanitarian Disciplines, Volgodonsk Engineering
Technical Institute the Branch of National Research Nuclear University (Moscow Engineering Physics
Institute)
347360, Russia, Rostov Oblast, Volgodonsk, Lenina Street 73/94 El [email protected]
Евдоикина Юлия Александровна
начальник учебно-методического отдела, Волгодонский инженерно-технический институт-филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»
347360, Россия, Ростовская область, г. Волгодонск, ул. Ленина, 73/94
Evdoshkina Yuliya Aleksandrovna
Head of the academic department, Vblgodonsk Engineering Technical Institute the Branch of National Research Nuclear University (Moscow Engineering Physics Institute)
347360, Russia, Rostov Oblast, Volgodonsk, Lenina Street 73/94 El [email protected]
Статья из рубрики "Ценности и цели образования"
Аннотация. В статье рассматривается профессиональное целеполагание студентов образовательной организации высшего образования технической направленности, его сущность и проблема формирования. Таким образом, объектом исследования является профессиональное целеполагание студентов, предметом исследования - оценка профессионального целеполагания у студентов, проблема его формирования при подготовке специалистов для атомной отрасли. Целеполагание позволяет отследить влияние осознанных ценностей личности на стабильную мотивацию его деятельности и является регулятором профессионального самосознания, выражающимся в готовности к грамотным и ответственным действиям. Авторами представлены материалы исследований по оценке целеполагания у студентов-атомщиков. В качестве одного из основных условий формирования профессионального целеполагания предлагается ее организация на основе реализации процесса личностно-профессионального развития. Следует помнить о необходимости стимулировании профессиональной мотивации и своевременной адаптации к изменениям в образовательном пространстве профессорско-преподавательского состава, так как именно они формируют у студентов понимание важности культуры безопасности и обеспечивают процессы качественной трансформации профессиональных ожиданий и целеполагания. Для поступивших в образовательную организацию высшего образования студентов характерен адаптивный уровень профессионального целеполагания, для студентов третьего курса -профессионально-репродуктивный, а для студентов-выпускников - уровень
профессионального целеполагания и приверженность принципам культуры безопасности.
Ключевые слова: цель, це л е п о л а га ние, профессиональное целеполагание, исследование, профессиональное самосознание, профессиональное самоопределение, развитие личности, профессионализация, культура безопасности, профессиональное с та но в ле ние
УДК: 621.039:621.311.25:378 DOI: 10.7256/2409-8736.2017.1.22498 Дата направления в редакцию: 30-03-2017 Дата публикации: 05-04-2017
Abstract. This article examines the professional goal setting of the students of technical higher education institutions, its concept, and problem of establishment. The object of this research is the professional goal setting, while the subject is the assessment of professional goal setting among students, as well as problem of its formation during in training of the nuclear scientists. Goal setting allows tracing the impact of conscious personal values upon the sustainable motivation of his activity, and manifests as a regulator of the professional self-consciousness that is expressed in readiness for the competent and responsible actions. The authors provide the research materials pertaining to assessment of the goal setting among the nuclear physics students. As one of the main conditions of formation of the professional goal setting, is suggests its organization based on realization of the process of personal and professional growth. The article underlines the need for encouraging the professional motivation and timely adjustment towards the changes in educational space of professors and educators composition, because it is namely them who form the understanding of importance of the safety culture among students, as well as ensure the processes of quality transformation of professional expectations and goal setting.
Keywords: personal development, professional self-determination, professional self-awareness, study, professional goal setting, goal setting, target, professionalization, safety culture, professional development
В структуре деятельности цель занимает главное место и выполняет регуляторную функцию в процессе общего развития личности, тем самым обусловливая ее ключевую
роль и в процессе профессионализации -Ш. Поэтому вопрос становления будущего профессионала напрямую зависти от того, какие цели ставит перед собой студент и что делает для их реализации.
На основе анализа накопленного в Волгодонском инженерно-техническом институте -филиале Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» опыта
формирования профессионального самоопределения студентов [2,3] определяется состав опорных компонентов, составляющих модель процесса профессионального
самоопределения. Основным выводом авторов [4,5] является обоснование приоритета аксиологического компонента в реализации программы содействия формированию профессионального самоопределения будущих специалистов атомной отрасли через развитие высокого уровня понимания и приобщения студентов к корпоративным
ценностям в процессе обучения в вузе.
Постановка человеком цели называется целеполаганием. Как процесс генерации новых идей целеполагание принято рассматривать в структуре потребностно-мотивационного
развития личности В рамках исследований профессионального становления определение целей деятельности рассматривается как один из наиболее важных маркеров формирования профессионального сознания. Исследователь процесса профессионализации А.К. Маркова связывает его с все более сознательным выбором человеком целей собственной деятельности
Целеполагание представляется процессом, дающим возможность отследить влияние осознанных ценностей личности в стабильную мотивацию его деятельности и выступает регулятивным механизмом профессионального самосознания, выражающимся в
готовности к грамотным и ответственным действиям
Для первичного исследования феномена целеполагания студентов были сформулированы соответствующие цель и задачи работы. Также определены характеристики, показывающие изменения понимания студентами учебной мотивации и профессиональных ценностей, осознание себя как будущего инженера и
ориентированность на профессиональное саморазвитие На основе поставленной задачи была разработана анкета из десяти вопросов, касающихся цели поступления в институт, причины выбора данной специальности, значимых качеств инженера и т.д. Опрашивались студенты с первого по четвертый курс, обучающихся по специальности «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг», являющейся базовой в ВИТИ НИЯУ МИФИ. Результаты анкетирования позволяют сделать следующие выводы.
№ 1. Цель поступления е ВУЗ?
№8. Для Вас инженер - это
1
1 1
1) Получить диплом о выешем пЕррэзпнннип
2) Стать инженером
3) В дальнейшем заниматься наукой
плч
№ ЭЙЧ 411%
мч
»4 <04
1
Ш — —
1) Ответствен ны й с пеци а пист е высш йм техническим образованием
2) Изобретатель, творческий человек
3) Любой выпускник 6УЗа 4) Для попечения еысокмплоч ивэемой ЗатрудняЩь ответить работы
Другое
Рис. 1 - Вопросы № 1 и №8
Большая часть опрошенных студентов при поступлении в институт ориентировались на возможность получения высокооплачиваемой работы после завершения обучения и на желание стать инженерами. При этом почти 90% студентов младших и старших курсов понимают, что инженер - это ответственный специалист с высшим техническим образованием, а творческое начало инженерного труда оценили только 10% опрошенных. Таким образом, на всех стадиях обучения у студентов сформировалось и закрепилось наиболее благоприятное для дальнейшей профессиональной адаптации восприятие своего статуса после окончания института. Интересным представляется тот факт, что к окончанию обучения инновационная составляющая становиться более осознанной, свидетельствуя о развитии профессиональной творческой мысли.
№5. Насколько Вам интересна ин.1е специальность?
11л.
№2, Причина выбора именно этой специальносги?
о
1) Интчрес«е. аавдвкэоп'
2) В основном интересна
3) Скорее не? интересна
4) Не интересна
1) Актуальность и пере пет ива I) Посоветовали рояителиГдрузья 3} Высокая з/п и карьерный рост Другое
Рис. 2 - Вопросы №5 и №2
Главными критериями выбора будущей профессии студенты назвали её актуальность, перспективность и высокооплачиваемость. Следует указать именно на такую последовательность причин выбора специальности, так как это свидетельствует о правильной расстановке приоритетов с точки зрения целеполагания. Большинство опрошенных считают свою специальность интересной, а также планируют связать дальнейшую профессиональную деятельность с атомной отраслью, что полностью соответствует их целям и ожиданиям при поступлении в институт.
№3. СоБираетв-сь пн Вы: работать по специальное*», на к отерт* обунагтесь?
1
-
1 — т
№4, Кокно качестве в будущей работ? для бос наиболее вецмы?
111-,
Т) Да. мбирэикь работать пе специальности
2} Собираюсь работать в атэмнзи отрасли
35 Нет. собираюсь работать е другой сферо
4) Затрудняюсь ответить
1 } Стабильность
2) Поыышение квалификации и кЛр Й(Х>СТ
3) Выссжая заработная плата
4) Престижность
Рисунок 3 - Вопросы №3 и №4
Желая начать трудовую деятельность на предприятии атомной отрасли большинство респондентов надеются, что будут обеспечены возможностью повышения квалификации и продвижения по служебной лестнице. Естественно, они обращают внимание на высокую заработную плату и стабильность. В пользу правильного целеполагания говорит тот факт, что профессиональное саморазвитие и карьера для студентов стоят на первом ме с те .
Нев. Что АН и Вас является ¡наиболее важным в процессе получения образования?
№0. Занимаетесь ли бы профессиональным с.1мар.13пишем?
<л%
11 ы. Ш
Пилучание ноиыи Знании и нйЭыКйе 21 Получение определенной специальности, кевлифик а ции
Собственно получение высшего образ оавния
Получение хорошего диплоив Хороших оценок)
Студенческая жизнь, общение и нелашивение связей 6) Другое
1} Да, рассматриваю дополнительный материал
25 Только по необходимости
3) Мало интересуюсь проф вопросами
4) Не интересуюсь проф вопросами
Рисунок 4 - Вопросы № 6 и №9
В процессе обучения студенты ориентируются на получение новых знаний и навыков по выбранной специальности. Одновременно они понимают важность наличия диплома и налаживания полезных связей в процессе активной студенческой жизни. Представления о том, как должна складываться профессиональная дорога у них есть, более того, самостоятельно и дополнительно изучают выбранную профессию 35 % респондентов, еще 56% - по необходимости. Последние показатели говорят о том, что студентам есть к чему стремиться в плане формирования профессионального целеполагания, так как мотивация имеет решающее значение в выравнивании ожиданий и получаемого вознаграждения.
Следите ЛИ Вы ЗА ЙЯЛЛйЫИ пи
пради»т«и?
■ .
N»1 С. Что мо*вт яомоч к Ел м а профессиональной подготовкой
п
||
1) За всеми л редметамн. 21 Только за спец предметами; 3) Достаточно минимального бала, Л) Не слежу.
1] Активность я заинтересованность преподавателей в сноси рабств
2) научные конференции и встречи со счециалшсгеиц-втон и^ нами:
3} Практика, обкпечиваюшая необходимые навеки будущего специалисте; 4} Комфортность обучающей среды (благоприятная псикююгнческаяатмосфера 1.
5) Инновеинонные фермы и текнолс^ни ( обучения:
6) Другое.
Рис. 5 - Вопросы №7 и №10
Основным показателем качества знаний у студентов являются оценки в виде баллов, которые студент зарабатывает в течение семестра. Для работодателей важным критерием при приёме на работу является средний бал диплома, поэтому практически все опрошенные следят за своими оценками. Во время проведения исследования было выяснено, что точное значение среднего бала отслеживают те студенты, у которых его показатель 4.0 и выше, остальные не помнят или не знают его. В свою очередь большинство опрошенных считают, что улучшить качество профессиональной подготовки может практика, дающая необходимые навыки.
На основе проведённого исследования и совокупности текущих выводов, полученных посредством анализа и корреляции ответов на вопросы, можно говорить о развитой способности к профессиональному целеполаганию студентов специальности «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг». Данное качество позволяет развивать профессиональную приверженность студентов и культивировать осознание
себя как будущего инженера. Библиография
1. Кардовская Е. К. Рефлексия и целеполагание как механизмы развития профессионального самосознания студентов [1,2] / Кардовская Е. К // Теория и практика общественного развития: сетевой журн - 2013 - режим доступа: URL: http://teoria-practica.ru/vipusk-12-2015/-11.09.2015
2. Томилин С.А., Лобковская Н.И., Ольховская Р.А. О формировании профессионального целеполагания для повышения эффективности процесса адаптации первокурсников // Психолого-педагогическое сопровождение личности в процессе ее профессионального самоопределения: сб. ст. VI междунар. науч.-практ. конф., июнь 2013 г. - Пенза, 2013. С. 44 - 47.
3. Томилин С.А., Василенко Н.П., Железнякова А.В., Василенко И.С. Корпоративные ценности как основа формирования профессионального самоопределения студентов при подготовке специалистов для атомной отрасли // Педагогика и просвещение. 2017. № 1. С. 31 - 41. URL: http://nbpublish.com/library_read_article.php?id = 22076.
4. Руденко В.А., Томилин С.А., Василенко Н.П. Основные проблемы организации подготовки специалистов для атомной отрасли в условиях внедрения профессиональных стандартов // Глобальная ядерная безопасность. 2016. № 3 (20). С.80-87.
5. Руденко В.А., Василенко И.С. Мотивация профессионального самосовершенствования работников атомной отрасли средствами внедрения ценностей Госкорпорации «Росатом» // Глобальная ядерная безопасность. 2016. №2 (19) С.77-82.
6. Григорьев Д.А. Динамика целеполагания в процессе профессионализации: дис. канд. психол. наук [2,22] / Григорьев Д.А - M., 1998. -159 с.
7. Маркова А.К. Психология профессионализма. [3,15]/ 1996; Маркова А.К. - М. : Москва, 1996. - 23с.
8. Гуслякова Н.И. Психологические механизмы становления и развития профессионального сознания студентов педвуза: дис. док. психол. наук [4,25] / Гуслякова Н.И. 2006. - 494 с.
9. Петров И.П. Рефлексивный механизм психологической готовности личности к самоопределению: дис. канд. психол. наук [5,10]/ Петров И.П. 2004. - 161 с.
References (transliterated)
1. Kardovskaya E. K. Refleksiya i tselepolaganie kak mekhanizmy razvitiya professional'nogo samosoznaniya studentov [1,2] / Kardovskaya E. K // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya: setevoi zhurn - 2013 - rezhim dostupa: URL: http://teoria-practica.ru/vipusk-12-2015/-11.09.2015
2. Tomilin S.A., Lobkovskaya N.I., Ol'khovskaya R.A. O formirovanii professional'nogo tselepolaganiya dlya povysheniya effektivnosti protsessa adaptatsii pervokursnikov // Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie lichnosti v protsesse ee professional'nogo samoopredeleniya: sb. st. VI mezhdunar. nauch.-prakt. konf., iyun' 2013 g. - Penza, 2013. S. 44 - 47.
3. Tomilin S.A., Vasilenko N.P., Zheleznyakova A.V., Vasilenko I.S. Korporativnye tsennosti kak osnova formirovaniya professional'nogo samoopredeleniya studentov pri podgotovke spetsialistov dlya atomnoi otrasli // Pedagogika i prosveshchenie. 2017. № 1. S. 31 - 41. URL: http://nbpublish.com/library_read_article.php?id = 22076.
4. Rudenko У.А., ТотПт S.A., Vasilenko N.P. Osnovnye ргоЫету organizatsii podgotovki spetsialistov dlya atomnoi otrasli V usloviyakh vnedreniya professional'nykh standartov // Global'naya yadernaya bezopasnost'. 2016. № 3 (20). S.80-87.
5. Rudenko V.A., Vasilenko 1^. Motivatsiya professional'nogo samosovershenstvovaniya rabotnikov atomnoi otrasli sredstvami vnedreniya tsennostei Goskorporatsii «Rosatom» // Global'naya yadernaya bezopasnost'. 2016. №2 (19) S.77-82.
6. Grigor'ev D.A. Dinamika tselepolaganiya V protsesse professionalizatsii: dis. kand. psikhol. паик [2,22] / Grigor'ev D.A - М., 1998. -159 с.
7. Markova А.К. Psikhologiya professionalizma. [3,15]/ 1996; Markova А.К. - М. : Moskva, 1996. - 23s.
8. Guslyakova N.1. Psikhologicheskie mekhanizmy stanovleniya i razvitiya professional'nogo soznaniya studentov pedvuza: dis. dok. psikhol. паик [4,25] / Guslyakova N.1. 2006. - 494 s.
9. Petrov 1.Р. Refleksivnyi mekhanizm psikhologicheskoi gotovnosti lichnosti к samoopredeleniyu: dis. kand. psikhol. nauk [5,10]/ Petrov 1.Р. 2004. - 161 s.