_ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ _
--ТЕРРИТОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ АЭС
УДК 316.7:621.039.58
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТОВ-АТОМЩИКОВ ЧЕРЕЗ ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ
© 2014 г. Н.И. Лобковская, А.В. Железнякова
Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Волгодонск, Ростовская обл.
В работе представлены результаты исследования профессиональных ожиданий студентов старших курсов специальности «Атомные электрические станции и установки» с целью реализации стратегии развития учебной внутривузовской среды и ее адаптации к социокультурным и образовательным потребностям будущих специалистов атомной отрасли.
Ключевые слова: культура безопасности, профессиональные ожидания, профессиональное целеполагание, компетенция.
Поступила в редакцию 02.09.2014 г.
Культура безопасности представляет собой систему норм и требований, надлежащее соблюдение которых гарантирует качество профессиональной деятельности. Сознательное следование установленным правилам и готовность нести ответственность в рамках профессионального взаимодействия обеспечивает эффективность производственного процесса. С целью формирования и развития культуры безопасности следует особое внимание обратить на студенческую среду. В этой связи особое место у учебных заведений высшего профессионального образования.
Институты призваны готовить высокопрофессиональных специалистов, способных эффективно справляться с производственными задачами и принимать оптимальные управленческие решения, что невозможно без реализации принципов культуры безопасности. Одним из маркеров сформированности этих принципов выступают профессиональные ожидания. Управление процессом создания целенаправленных механизмов развития профессиональных ожиданий студентов -актуальная задача высших учебных заведений.
Деятельность института должна иметь четкую направленность на формирование у студентов системы профессиональных ожиданий в рамках получаемой специальности и развивать навыки их реализации. Такие ожидания предполагают обращенность в профессиональное будущее, формирование образа желаемого грядущего в контексте получаемого опыта. В рамках системы высшего образования профессиональные ожидания студентов становятся важным условием их профессиональной реализации. Индикатором этих ожиданий можно считать академические результаты и нацеленность на их улучшение.
Таким образом, можно констатировать актуальность рассматриваемой темы, а также обозначить важной задачей образовательных учреждений формирование профессиональных ожиданий студентов в рамках получаемой специальности и развитие навыков их реализации как составляющие культуры безопасности.
©Издательство Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», 2014
Осознание значимости своих ожиданий в контексте получаемого опыта продуцирует образ желаемого будущего. В этой связи управление процессом создания целенаправленных механизмов развития профессиональных ожиданий студентов становится приоритетным направлением развития высшей школы.
Студенты, пришедшие в вуз со школьной скамьи, не имеют четкого представления о будущей профессии, их профессиональные ожидания размыты. Так как в рамках системы высшего образования профессиональные ожидания и целеполагание студентов становятся важным условием их профессиональной реализации, специалисты приходят к выводу, что над этим направлением необходимо работать с первого курса. С целью выяснения профессиональных ожиданий студентов в марте-апреле 2014 года было проведено социологическое исследование, объектом которого стали студенты 4 и 5 курсов очной формы обучения специальности «Атомные электрические станции и установки».
В качестве основного метода исследования использовался анкетный опрос.
По результатам первого вопроса о причинах выбора вуза можно сказать, что 32% студентов поступили в ВИТИ профориентированно, определенный процент студентов, сделавших свой выбор по рекомендации родственников или знакомых (а это 29% опрошенных), тоже могут быть отнесены к этой категории, так как, возможно, на них влияли, например, родители, которые трудоустроены на АЭС, а значит можно говорить о внутрисемейной профориентированности (см. рисунок 1). Однако таких студентов меньшинство, известно, что большая часть наших студентов являются приезжими (среди своих вариантов ответов были такие, как «У меня интерес к ядерной физике», «Институт находится в нашем городе» и «Необходимость высшего образования для трудоустройства»).
Выбор случаен 11%
Другое
6%
Престижность вуза 22%
Выбранное направление обучения - только в этом вузе 10%
По рекомендации (родителей, родственников, друзей, знакомых) 29%
После окончания вуза возможно трудоустройство на АЭС
22%
Рис. 1. - Причина выбора ВИТИ НИЯУ МИФИ
Следующим вопросом предлагалось определить круг преимуществ отраслевого статуса вуза (см. рисунок 2). 32% опрошенных студентов главным плюсом считают возможность приоритетного трудоустройства на предприятия атомной отрасли. Еще 16% студентов преимуществом считают жизнеспособность института в условиях реформирования системы образования, так как НИЯУ МИФИ, несмотря на модернизационные изменения в системе образования, создает оптимальные условия для обучающихся. 25% студентов считают, что головной вуз имеет авторитет в отрасли и распространяет его и на филиалы. 19% опрошенных выделяют преимуществом большие возможности для реализации полученных в институте знаний на практике: институт тесно взаимодействует с крупнейшими предприятиями АО (в институте
проводятся презентации организаций и предприятий, экскурсии, встречи, ярмарки вакансий, дни карьеры, задачей которых является знакомство студентов со спецификой предприятий).
Хорошее финансирование не учебных мероприятий 5%
Большие возможности дл реализации полученных в институте знани на практике 19%
Головной вуз имеет авторитет в
отрасли и распространяет его и на филиалы 25%
Преимуществ нет Друг°е
3% Д f 0%
Возможность приоритетного трудоустройства на предприятия атомной отрасли 32%
изнеспособность института в условиях реформирования системы образования 16%
Рис. 2. - Преимущества принадлежности ВИТИ к атомной отрасли
Анализируя полученные данные по следующему вопросу, можно сказать, что для большинства студентов профессиональная реализация является значимым фактором -93% опрошенных. Они понимают важность профессионального роста и намерены повышать свой профессиональный уровень. Для них важны самореализация, карьерный рост и удовлетворение от своей будущей работы (см. рисунок 3).
Является ли для Вас профессиональная реализация значимым фактором?
Скорее нет 5%
Скорее да
37%
56%
Рис. 3. - Профессиональная реализация как значимый фактор
На вопрос, являются ли специальные дисциплины приоритетными, 95% опрошенных студентов ответили утвердительно, что подтверждают и академические результаты (см. рисунки 4 и 5).
Являются ли для Вас специальные дисциплины приоритетными? Скорее нет
Скорее да
26%
! 95%
Рис. 4. - Приоритетность специальных дисциплин
Рис. 5. - Академические результаты по специальным дисциплинам
На следующий вопрос 81% опрошенных студентов ответили, что учебная активность и ответственность являются решающими факторами в овладении специальностью, что говорит об успешном становлении студентов как субъектов профессионального сообщества (см. рисунок 6).
Рис. 6. - Учебная активность и ответственность студента как решающие факторы
в овладении специальностью
Достаточно большое количество студентов - 72% - ответили, что будут прилагать еще больше усилия для улучшения успеваемости, что соответствует проценту, обучающихся хорошо и удовлетворительно (см. рисунок 7).
Намерены ли Вы приложить еще больше усилий для улучшения
успеваемости?
Скорее нет 13%
Скорее да
26%
Рис. 7. - Намерения по улучшению успеваемости
Показательно, что 73% студентов считают возможность трудоустройства на АЭС стимулом для хорошей учебы. Это подтверждает сформированность их профессиональных ожиданий (см. рисунок 8).
Является ли для Вас возможность трудоустройства на АЭС стимулом для
хорошей учебы?
Скорее нет 11%
Безусловно, да 31%
Скорее да
42%
Рис. 8. - Возможность трудоустройство на АЭС как стимул для хорошей учебы
На следующий вопрос 45% опрошенных студентов ответили, что полученные в институте знания и опыт являются достаточными для работы на АЭС, а 55% ответили, нет, что составляет больше половины опрошенных (см. рисунок 9). Хоть и разница не большая, но все же, большее количество студентов, считают необходимым подкрепление полученных знаний и опыта в институте практикой непосредственно на предприятии.
Рис. 9. - Достаточность полученных в институте знаний и практического опыта для работы на АЭС
При ответе на вопрос о повышении эффективности применения знаний на практике 32% опрошенных студентов считают, что надо больше проводить практических занятий на предприятии, 30% хотят на практике заниматься деятельностью по своей специальности и 14% опрошенных, предлагают увеличить долю преподавателей, имеющих опыт работы на предприятии (см. рисунок 10). Это говорит о том, что 76% опрошенных студентов выбрали практикоориентированные методы. Кроме того, 9% считают эффективным увеличение количества практических и лабораторных занятий и 10% обратили внимание на необходимость современного материально-технического обеспечения специальных дисциплин.
Что может повысить эффективность применения знаний на практике? Обеспечить
Обеспечивать своевременное обновление знаний по специальным дисциплинам 5%
При прохождении практики на предприятии обеспечивать студентов деятельностью по специальности 30%
современное материально-техническое обеспечение специальных дисциплин 10%
Свой вариант ответа 0%
Знания, полученные в институте, и так достаточно эффективны
Увеличение практических и лабораторных занятий 9%
Проведение практических занятий на предприятии 32%
Увеличение доли преподавателей, имеющих опыт работы на предприятии 14%
Рис. 10. - Способы повышения эффективности применения знаний на практике ГЛОБАЛЬНАЯ ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, № 3(12) 2014
Заключительным вопрос данной анкеты был о заработной плате, которая удовлетворила бы потребности студентов при трудоустройстве на АЭС, 8% студентов были бы удовлетворены для начала и стартовой заработной платой до 20 тысяч. 44% опрошенных претендуют при трудоустройстве на заработную плату от 20 до 30 тысяч. Ну а большинство студентов (48%) желают получать более 30 тысяч (см. рисунок 11).
Рис. 11. - Ожидаемая заработная плата при устройстве на работу по специальности
Итак, профессиональная успешность будущего специалиста-атомщика зависит и от его способностей, личностных качеств, мотивации и ценностей как таковых и, конечно же, от их соответствия выбранной специальности, от сформированной уже в вузе способности выстраивать стратегии и тактики гибкой ориентации в формировании профессиональных ожиданий. Формируемая в институте база такого ориентирования должна включать представления о карьере, возможностях и путях карьерного роста, а также способности прогнозировать, планировать будущую карьеру и преодолевать карьерные кризисы.
Возникают вопросы, как можно реализовать технологическую модель становления карьеры в период вузовской подготовки, каким образом она может быть включена в профессиональную подготовку. И здесь надо отметить, что процесс профессионального становления у студентов проходит непросто, а с последовательным преодолением кризисов [3].
Ключевыми периодами в отношении формирования профессионального целеполагания и прохождения карьерных кризисов являются 1, 3 и 5 курсы. В эти периоды «определяя для себя цель деятельности, студент более ясно представляет пути ее достижения и осознает необходимость соответствия предъявляемым компетенциям. У него заново формируются и правильно развиваются представления об успешности в профессиональной деятельности по выбранному для обучения направлению и профилю подготовки. Все это способствует выбору оптимального пути достижения требуемых результатов, что естественным образом скажется на повышении результативности в обучении» [1]. Можно сказать, что для студентов первого курса характерен адаптивный уровень профессионального становления, для студентов третьего курса -профессионально-репродуктивный, а для студентов-выпускников - уровень профессионального становления и приверженность принципам культуры безопасности.
Кроме выше сказанного, следует помнить о необходимости стимулирования
профессиональной мотивации и своевременной адаптации к изменениям в образовательном пространстве профессорско-преподавательского состава, так как именно они формируют у студентов понимание важности культуры безопасности и обеспечивают процессы качественной трансформации профессиональных ожиданий и целеполагания и «сталкиваются с необходимостью реализовывать индивидуальный подход к обучению и воспитанию...» [4, С. 83].
Таблица 1. - Взаимосвязь этапов становления профессиональных ожиданий в рамках _формирования культуры безопасности в период обучения в институте
Курс, Этап формирования Этап развития Кризис Противоречие Способ
Стадия профессиональных профессио- разрешения
карьеры ожиданий нальной противоречия
компетенции
1 курс, Самостоятельное Развитие клю- Адапта- Различия между Программа адап-
Профес- формирование сту- чевых компе- ция к способами тации для перво-
сиональ- дентом общих пред- тенций институту освоения и курсников,
ное ставлений деятель- контроля знаний, включающая
ориен- ности на основе сформирован- знакомство с
тирова- ценностей и смыс- ными в школе, и корпоративной
ние лов новыми культурой
формами института, с
обучения в особенностями
институте осуществления
образовательного
процесса в
институте
3 курс, Построение пред- Развитие про- Переос- Различия между Формирование
Профес- метной деятельно- фессиональных мысление имеющимися реалистичного
сио- сти, где общие компетенций выбранной представлениям представления о
нальная представления кон- профессии и о профессии и профессии на ос-
иденти- кретизируются реальным нове практик
фикация через способы содержанием (технологичес-
профессиональ- кой, производ-
ной деятельнос- ственной), а
ти также привле-
чение к препода-
ванию специаль-
ных дисциплин
высококвалифи-
цированных спе-
циалистов-прак-
тиков
5 курс, Становление сту- Развитие про- Выход на Несоответствие Диагностика и
Профес- дента как субъекта фессиональных рынок между развитие
сио- профессионального компетенций труда имеющимися требуемых
нальное сообщества профессиональ- компетенций и
само- ными получения недо-
утвер- компетенциями стающих путем
ждение и требуемыми прохождения
компетенциями специальных
в условиях тренингов,
современного мастер-классов и
рынка труда освоения
дополнительной
специализации
Проведенное социологическое исследование показывает взаимосвязь этапов становления профессиональных ожиданий в рамках формирования культуры
безопасности в период обучения в институте. Большинство опрошенных студентов поступили в ВИТИ НИЯУ МИФИ в надежде на успешную профессиональную реализацию в атомной отрасли, тем самым демонстрируя приверженность ключевым принципам культуры безопасности уже в самом начале пути. Студенты готовы справляться с производственными задачами и принимать управленческие решения, качественно реализовывать профессиональные компетенции и нести ответственность за самообучение и повышение квалификации, критически относиться к небезопасным действиям и условиям. Все это и является базовыми принципами культуры безопасности будущих специалистов атомной отрасли. Интерес представляет тот факт, что полученные данные коррелируют с результатами исследования социального самочувствия студентов-атомщиков ВИТИ НИЯУ МИФИ, проведенного в 2012 году [3, С. 92-97, 5, С.82-86, 6, С.135-141].
Результаты данного социологического исследования предназначены для использования специалистами учебно-методического и воспитательного отделов при разработке и проведении мероприятий по поддержанию и улучшению академической успеваемости студентов, а также в целом для повышения эффективности деятельности института. Вводы по результатам работы могут быть полезны центру карьеры образовательного учреждения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лобковская Н.И. и др. Психолого-педагогические аспекты адаптации первокурсников, получающих высшее образование на базе среднего профессионального [Текст] / Н.И. Лобковская, С. А. Томилин, Ю.А. Евдошкина // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2014. - №2(30).
2. Седин, В.И. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты [Текст] / В.И. Седин, Е.В. Леонова // Высшее образование в России. - 2009. - №7. - С. 83-89.
3. Лобковская, Н.И. Социальное самочувствие студентов специальности «Атомные электрические станции» ВИТИ НИЯУ МИФИ [Текст] / Н.И. Лобковская // Глобальная ядерная безопасность. - 2012. - №4(5). - С. 92-97.
4. Садон, Е.В. Проблемы контроля и оценки уровня сформированное™ профессиональных компетенций выпускников учреждений профессионального образования [Текст] / Е.В. Садон // Материалы семинара-совещания 12-13 декабря 2008. - Владивосток: ВГУЭС, 2009. - С. 103115.
5. Руденко В.А. и др., Ценностная составляющая культуры безопасности [Текст] / В.А. Руденко, Н.П. Василенко // Глобальная ядерная безопасность. - 2013. - №4(9). - С. 82-86.
6. Василенко Н.П. и др., Мотивационная составляющая личности в культуре безопасности [Текст] / Н.П. Василенко, В.А. Руденко // Глобальная ядерная безопасность. - 2014. - №2(11). - С. 135141.
Culture of Safety Formation of Nuclear University Students by Means of Professional Expectations Identification
N.I. Lobkovskaya*, A.V. Zheleznyakova**
Volgodonsk Engineering Technical Institute the Branch of National Research Nuclear University «MEPhI», 73/94 Lenin St., Volgodonsk, Rostov region, Russia 347360 *e-mail: nadezhda-lobkovskaya @yandex. ru ; e-mail: A VZheleznyakova @ mephi. ru ;
Abstract - In work the results of professional expectations research of senior students of "Nuclear
power plants and installations" specialty senior students are presented on the purpose to realize the
strategy of development of the educational intra- university environment and its adaptation to
sociocultural and educational needs of nuclear branch future specialists.
Keywords: culture of safety, professional expectations, professional goal-setting, competence.