Научная статья на тему 'Социальное самочувствие студентов специальности «Атомные электрические станции» ВИТИ НИЯУ МИФИ'

Социальное самочувствие студентов специальности «Атомные электрические станции» ВИТИ НИЯУ МИФИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
137
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / SOCIAL HEALTH / SATISFACTION / SOCIO-PSYCHOLOGICAL CONDITION / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лобковская Надежда Ивановна

В статье рассмотрены результаты изучения социального самочувствия студентов специальности «Атомные электрические станции» с целью реализации стратегии эффективной адаптации внутривузовской среды к социокультурным и образовательным потребностям будущих специалистов атомной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лобковская Надежда Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social health of students of “Nuclear power plants” specialty VETI NRNU “MEPhI”

The article presents the results of studying the social health of students acquiring a profession in «Nuclear power plants» specialty, for the purpose of strategy realization the effective adaptation of internal educational conditions to the sociocultural and educational needs of future specialists in atomic industry.

Текст научной работы на тему «Социальное самочувствие студентов специальности «Атомные электрические станции» ВИТИ НИЯУ МИФИ»

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ АЭС

УДК 316:37:621.311.25

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АТОМНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ»

ВИТИ НИЯУ МИФИ

© 2012 г. Н.И. Лобковская

Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Волгодонск, Ростовская обл.

Поступила в редакцию 20.11.2012 г.

В статье рассмотрены результаты изучения социального самочувствия студентов специальности «Атомные электрические станции» с целью реализации стратегии эффективной адаптации внутривузовской среды к социокультурным и образовательным потребностям будущих специалистов атомной отрасли.

Ключевые слова: социальное самочувствие, удовлетворенность, социально-психологическое состояние, учебный процесс.

В современном обществе одним из наиболее важных маркеров социального благополучия является самочувствие молодежи. Особенно значим этот показатель в период студенчества, который условно можно назвать буфером между юношеством и взрослой жизнью.

Понимая под социальным самочувствием уровень психологической комфортности, который определяется степенью удовлетворенности человека собственным существованием в социуме, можно эмпирически исследовать и интерпретировать процесс восприятия студенческой молодежью окружающей действительности. Самоощущение окрашивает обыденную и академическую мотивацию молодежи, определяя ее социальную активность и перспективы успешного профессионального становления.

Современные студенты, с одной стороны, инициативны, индивидуалистичны и самоуверенны, с другой - демонстрируют пониженную социально-психологическую устойчивость, размытые жизненные ориентиры и слабое чувство защищенности, отстраняются от участия в социальном процессе. Динамика самочувствия студента требует повышенного внимания, так как характеризует его активность, закрепляет жизненные установки и векторы развития, обуславливает как личностное, так и профессиональное становление молодого специалиста.

Всероссийский центр изучения общественного мнения ежегодно проводит исследования, направленные на изучение социального самочувствия населения страны. Однако студенчество, как особая социальная группа, входит в общий массив и не рассматривается отдельно. В связи с этим, особенно важно отметить фундаментальные исследования групп авторов, раскрывающих проблемы социального самочувствия молодежи. Например, работы ставропольских социологов под руководством профессора В.А. Авксентьева «Социальное самочувствие молодежи северного Кавказа» и волгодонских специалистов под руководством доктора социологических наук, профессора В.А. Руденко «Социальное самочувствие студентов: социологический анализ». В последней работе рассматриваются такие параметры социального

©Издательство Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», 2012

самочувствия студентов как статус, удовлетворенность условиями обучения, оценка качества досуговых мероприятий, внутригрупповые отношения и др. [1-3]. Именно такие параметры были взяты за основу представляемого исследования.

Социальное самочувствие студенческой молодежи в высших учебных заведениях из года в год меняется. Эти изменения детерминируются происходящими в обществе культурными, социально-экономическими, политическими процессами. Все показатели удовлетворенности находятся в тесной взаимосвязи с условиями обучающей среды и социальной практики, в которых формируются установки, реализуются цели и интересы студенчества. Периодическое исследование социального самочувствия студенчества дает возможность своевременно выявлять возникающие трудности, позволяет образовательным учреждениям отслеживать и предупреждать негативные ситуации, а также более эффективно контролировать процесс обучения.

Изучение социального самочувствия является особенно значимым в период становления или трансформации вуза, когда потребности и интересы студентов маркируются ярче обычного, следовательно, легче учитывать социальный и психологический компоненты удовлетворенности студентов своим положением. Важно регулярно исследовать социально-психологическое состояние студентов, так как границы их социального самочувствия меняются в зависимости от предлагаемых вузом условий. Социальное самочувствие студенческой молодежи в вузе в первую очередь необходимо рассматривать по параметрам удовлетворенности учебным процессом, отношениями в коллективе, статусом в студенческой группе, материальным состоянием, уверенности в завтрашнем дне.

Для выяснения этих позиций в мае 2012 года в ВИТИ НИЯУ МИФИ было проведено исследование социального самочувствия студентов специальности «Атомные электрические станции», так как именно они составляются кадровый потенциал атомной отрасли. Опрашивались студенты второго и третьего (старшего) курсов очной формы обучения. Первокурсники обследовались отдельно - как находящиеся в начале адаптационного процесса - и не включены в данное исследование.

Полученные результаты могут быть интересны профессорско-преподавательскому составу кафедры «Атомные электрические станции», специалистам по воспитательной работе и центра менеджмента качества. Их можно использовать для создания электронной базы данных социального самочувствия студентов в целях реализации стратегии эффективной адаптации внутривузовской среды к социокультурным и образовательным потребностям молодых людей, обучающихся по ведущей специальности в ВИТИ НИЯУ МИФИ.

Объектом исследования стали студенты второго и третьего курсов специальности «Атомные электрические станции» очной формы обучения. Опрошено было 44 студента, которым предлагалась анкета из 19 вопросов, направленных на выяснение причин выбора вуза, уровня удовлетворенности процессом обучения, организацией досуговых мероприятий, а также положением, занимаемым в коллективе.

В таблице 1 приведены данные о мотивах выбора высшего образования, по которым можно судить об ожиданиях студентов, являющихся важными показателями социального самочувствия. Как видно, почти 40% студентов уже на этапе планирования следующей ступени своего образования были практично настроены и руководствовались желанием в будущем устроиться на высокооплачиваемую работу.

Чуть больше 30% респондентов заявили намерение получить диплом и отметили престижность высшего образования, что может свидетельствовать о некоторой неуверенности в завтрашнем дне и слабой профессиональной ориентированности, хотя, возможно, они и не против трудоустроиться по специальности. Интересом к будущей

профессии было мотивировано 17% отвечавших на вопросы, а потребностью в интеллектуальном развитии чуть больше 10%. Следовательно, на специальности «Атомные электрические станции» в своем большинстве учатся любознательные, целеустремленные студенты.

Если обратить внимание на то, что на вопросы анкеты ответило 42 студента-юноши, то показатель «отсрочка от армии» в 0% является свидетельством ответственной гражданской позиции молодых людей.

Факторы, существенным образом повлиявшие на выбор студентами вуза, приведены в таблице 2. Престижность вуза в целом, уровень и качество преподавания в ВИТИ НИЯУ МИФИ привлекли почти 40% студентов, что свидетельствует о высокой оценке общественным мнением статуса филиала и признание его академической эффективности. Кроме того, можно уверенно говорить о росте образовательного авторитета молодого технического института в рамках города и близлежащих районов.

Таблица 1. Мотивы ориентации на высшее образование

№ п/п Варианты ответа Проценты

1 Интерес к будущей профессии 17%

2 Потребности в интеллектуальном развитии 11%

3 Совет родителей, знакомых 3%

4 Престижность высшего образования самого по себе 10%

5 Желание получить диплом о высшем образовании 21%

6 Желание получить высокооплачиваемую работу 38%

7 Отсрочка от армии 0%

Значимым критерием выбор для абитуриентов является близость вуза к дому. Это может указывать как на финансовое состояние студента (чаще всего имеется в виду материальное положение родительской семьи), так и на выгодное территориальное размещении института в сочетании с осуществлением в нем обучения по престижной специальности.

Часть ребят при выборе специальности учитывали совет знакомых и родителей, так как, скорее всего, не имели собственного четкого представления или ориентировались на возможности семьи.

Интересно, что случайный выбор вуза у 8% студентов практически не сказался на показателях посещаемости и успеваемости (в этих группах он довольно высокий -около 90%). Значит, сделав случайный выбор, студенты успешно адаптировались, приняли установленные в институте правила и сформировали необходимую академическую мотивацию.

Таблица 2. Мотивы выбора вуза

№ п/п Варианты ответа Количество

1 Небольшой конкурс 7%

2 Совет родителей, знакомых 12%

3 Близость к дому 36%

4 Уровень и качество преподавания 20%

5 Престижность Вуза 17%

6 Выбор был случайным 8%

В таблице 3 отражены результаты на вопрос «нравится ли Вам учиться в этом вузе?». Подавляющее большинство студентов - почти 90% - отмечают, что им нравится учиться, из них только 6% не акцентируют внимание на этом моменте, так как им важно просто получать образование. Можно сделать вывод, что основная масса студентов удовлетворена как условиями обучения, так и самим академическим процессом, согласна с правилами и распорядком в вузе и готова к большей активности.

Из общего числа опрошенных 9% не очень нравится учиться, но даже они отмечают наличие положительных моментов. И лишь 3% студентов не нравиться учиться - чаще всего это единицы ребят, которые имеют долги, часто пропускают занятия и не могут справиться с академической самомотивацией.

Таблица 3. Нравится ли Вам учиться в выбранном вузе?

№ п/п Варианты ответа Количество

1 Очень нравится 43%

2 В целом нравится, но хочется большего 39%

3 Мне все равно где учиться, лишь бы получать образование 6%

4 В целом не нравится, но есть и положительные моменты 9%

5 Не нравится 3%

Образование как социальный институт претерпевает существенные изменения в условиях укрепления в общественном сознании представления о том, что уровень образования становится важной составляющей обеспечения достойной жизни. В этом контексте необходимо уточнить, насколько процесс получения профессии в вузе связывается с ожиданиями профессионально-трудовой реализации. В Таблице 4 приведены ответы на вопрос о намерении в будущем работать по специальности. Следует отметить, что подавляющее большинство студентов - более 90% - намерены работать по специальности и в ее рамках строить карьеру.

Если сравнивать суммарный показатель интереса к будущей профессии и желания получить высокооплачиваемую работу в 55% на этапе выбора высшего образования с результатами намерения работать по специальности в 91% к третьему-четвертому курсам, четко видна тенденция качественного роста профессиональной мотивации и заинтересованности студентов. Высокий процент желающих реализоваться по своей специальности после завершения обучения можно прокомментировать закреплением понимания ее сущности и актуальности, а также приростом уверенности в правильности профессиональной ориентации. Такие результаты являются частью общих показателей достижений ВИТИ НИЯУ МИФИ, позволяющих уже сегодня органично встраиваться в процесс кадрового обеспечения предприятий атомной отрасли.

Таблица 4. Намерения работать по специальности

№ п/п Варианты ответа Количество

1 Безусловно да 70%

2 Рассчитываю совмещать карьеру и работу по специальности 21%

3 Буду работать по специальности в случае необходимости 3%

4 Затрудняюсь ответить 6%

Самочувствие студентов является также результатом их удовлетворенности основными составляющими учебной деятельности. Данные по оценке обеспеченности и организации учебного процесса приведены в таблице 5. Можно отметить, что библиотечными фондами и компьютерной техникой в среднем 80% студентов довольны. Это означает, что они активно пользуются предложенными возможностями и, со своей стороны, формируют позитивную развивающую среду. Однако, лишь половина опрошенных студентов высказали удовлетворенность расписанием, тогда как 52% считают его неудобным и оценивают как неудовлетворительное. Между тем, данный показатель является ключевым в оценке собственного самочувствия студента.

Таблица 5. Оценка обеспеченности и организации учебного процесса

Библиотечные фонды Компьютерная техника Расписание

Оценка % Оценка % Оценка %

«5» 49 «5» 30 «5» 24

«4» 33 «4» 49 «4» 24

«3» 15 «3» 18 «3» 37

«2» 3 «2» 3 «2» 15

Почти 80% студентов довольны общими условиями обучения, а чуть более 20% оценили их удовлетворительно, что отражено в Таблице 6. То есть, 100% ребят считают, что базовые условия для качественного обучения созданы, а значит, двухгодичный старт ВИТИ НИЯУ МИФИ можно признать успешным.

Таблица 6. Оценка общих условий обучения

№ п/п Варианты ответа Количество

1 Хорошие 79%

2 Удовлетворительные 21%

3 Неудовлетворительные 0%

4 Затрудняюсь ответить 0%

Результаты по предыдущим вопросам позволяют предположить, что в учебном процессе у студентов нет серьезных проблем, поэтому следующий блок анкеты касался досуга. На вопрос о том, как студенты предпочитают проводить свободное время, почти 40% указали на общение с друзьями, а чуть более 30% выбирают занятия спортом. Пятая часть опрошенных настроена на посещение развлекательных мероприятий, а 10% называет себя увлеченными творческим трудом (моделирование, практические исследования и другое).

В таблице 7 приведены результаты по вопросу об организации свободного времени. Проведение досуговых мероприятий в вузе больше половины студентов оценивают очень высоко. Это соотносится с совокупным показателем выбора общения с друзьями и посещения развлекательных мероприятий и дает возможность предположить, что студенты удовлетворяют свои потребности в организации досуга именно в стенах института. Остальные ребята находят удовлетворение своих потребностей в досуге в других формах или сосредоточены на учебном процессе.

Таблица 7. Оценка организации досуговых мероприятий в вузе

№ п/п Варианты ответа Количество

1 Отлично 12%

2 Хорошо 40%

3 Удовлетворительные 12%

4 Неудовлетворительные 12%

5 Затрудняюсь ответить 24%

Следующий блок вопросов был направлен на оценку внутригрупповых отношений, что можно увидеть в Таблице 8. Больше 80% студентов никогда не конфликтовали со своими одногруппниками, а еще 12% ответили, что если такое и случается, то крайне редко. У 6% опрошенных конфликты происходят довольно часто, что влияет на их общее самочувствие и снижает работоспособность.

В целом ситуация в группах благоприятная и подтверждается показателями оценки сплоченности. Так, более 90% респондентов утверждают, что степень сплоченности их коллектива довольно высокая, что обусловлено хорошим уровнем самоконтроля и лояльности ребят по отношению друг к другу, а также пониманием

необходимости поддержания позитивной эмоциональной атмосферы для эффективного обучения. И лишь 3% студентов утверждают, что им трудно находить общий язык со своими одногруппниками. Они не могут обратиться к ребятам в сложной жизненной ситуации или же при возникновении проблем с учебой.

Если же говорить о положении в группе, то лишь 3% студентов не вполне довольны им. Данный показатель совпадает с процентом ребят, которым трудно находить общий язык со своими одногруппниками. Подавляющее большинство опрошенных - 97% - полностью удовлетворены своим статусом в группе, что позволяет констатировать высокий уровень социального самочувствия каждого студента.

Таблица 8. Оценка внутригрупповых отношений

Конфликты с одногруппниками Сплоченность группы Удовлетворенность положением в группе

Оценка % Оценка % Оценка %

никогда 82 высокая 27 удовлетворен 79

редко 12 скорее высокая 64 скорее удовлетворен 18

часто 6 скорее низкая 6 скорее не удовлетворен 3

- - низкая 3 Не удовлетворен 0

Таким образом, оценивая социальное самочувствие студентов 3-4 курсов специальности «Атомные электрические станции», можно с уверенностью говорить об удовлетворенности студентов по основным показателям в учебном процесс и групповом взаимодействии. В чем большая заслуга как самих студентов, так и руководства ВИТИ НИЯУ МИФИ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Петрова, Л.Е. Социальное самочувствие молодежи [Электронный ресурс] / Л.Е. Петрова - Режим доступа: URL: http://www.ecsocmanedu.m/images/pubs/2005/02/05/0000203783/006.PETROVApdf -04.04.2012.

2. Авксентьев, В.А., Гриценко, Г.Д., Маслова, Т.Ф. Социальное самочувствие молодежи Северного Кавказа [Текст] / В.А. Авксентьев, Г.Д. Гриценко, Т.Ф. Маслова // Социологические исследования. - 2008. - №2. - С. 91-96.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Щербакова, Л.И., Руденко, В.А., Ульченко, Н.А. Социальное самочувствие студентов: социологический анализ [Текст] / Л. И. Щербакова, В. А. Руденко, Н. А. Ульченко ; Юж. -Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). - Новочеркасск : УПЦ «Набла» ЮРГТУ (НПИ), 2004.

Social health of students of "Nuclear power plants" specialty

VETI NRNU "MEPhl"

N. I. Lobkovskaya

Volgodonsk Engineering Technical Institute the branch of National Research Nuclear University «MEPhI», 73/94 Lenina St., Volgodonsk, Rostov region, Russia 347360

e-mail: VITIkafESGD@mephi.ru

Abstract - The article presents the results of studying the social health of students acquiring a profession in «Nuclear power plants» specialty, for the purpose of strategy realization the effective adaptation of internal educational conditions to the sociocultural and educational needs of future specialists in atomic industry.

Keywords: social health, satisfaction, socio-psychological condition, educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.