Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ": ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ'

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ": ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
136
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИД / МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Накохова Рида Рашидовна, Аппаев Магомет Билялович, Урусова Мадина Магометовна

Третья и завершающая статья из цикла статей, направленных на изучение формирования ценностных ориентаций студентов-юристов в процессе формирования профессионального самоопределения. Ценностные ориентации личности являются структурным компонентом психики личности, который определяет формирование внешних и внутренних факторов её развития, в ней затрагиваются такие аспекты, связанные с профессиональным развитием личности, как влияние изменений профессиональной направленности на изменение ценностных ориентаций. Повышение требований к специалистам различных профессий, увеличивает конкуренцию на рынке труде. Однако, молодые специалисты относятся к профессии, как источник материальных выгод, что приводит к обесцениванию ценностей, которые закладывались в основу многих профессий (учителя, медицинские и социальные работники, юристы и т. д.). В статье приведены результаты диагностики и статистической обработки полученных в ходе эксперимента с использованием методов методик «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ) В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной, М. Рокича «Ценностные ориентации», методики диагностики ценностей личности Ш. Шварца, изучения мотивации профессиональной деятельности Замфир, данных, их анализ, графическая интерпретация. Произведён сравнительно-сопоставительный анализ ценностных ориентаций студентов-юристов первых курсов до внедрения экспериментальной программы «Формирование ценностно-профессиональных ориентаций» и после, которая была разработаны на основе модели формирования ценностно-профессиональных ориентаций. Приведено краткое описание основных компонентов моделирования процесса формирования ценностно-профессиональных ориентаций, таких как: мотивационно-целевой, структурно-содержательный, деятельностный и мониторинговый. Сравнительносопоставительный анализ, приведённый в статье, произведён на основании первичной (до внедрения программы) и повторной (после её завершения) диагностики, с целью выявления общей динамики формирования ценностно-профессиональных ориентаций у студентов и подтверждения эффективности самой программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Накохова Рида Рашидовна, Аппаев Магомет Билялович, Урусова Мадина Магометовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF THE EXPERIMENTAL PROGRAM ’’FORMATION OF VALUE AND PROFESSIONAL ORIENTATIONS”: DYNAMICS OF CHANGES

The third and final article from a series of articles aimed at studying the formation of value orientations of students-lawyers in the process of forming professional self-determination. Personal value orientations are a structural component of the personality psyche, which determines the formation of external and internal factors of its development, it touches upon such aspects related to the professional development of the individual as the impact of changes in professional orientation on changing value orientations. Increasing requirements for specialists in various professions increases competition in the labor market. However, young professionals treat the profession as a source of material benefits, which leads to the devaluation of the values that were the basis of many professions (teachers, medical and social workers, lawyers, etc.). The article presents the results of diagnostics and statistical processing obtained during the experiment using the methods of methods "Morphological test of life values" (MTLC) V.F. Sopova and L.V. Karpushina, M. Rokeach "Value orientations", methods for diagnosing the values of the personality of Sh. Schwartz, studying the motivation of Zamfir's professional activity, data, their analysis, graphic interpretation. A comparative analysis of the value orientations of first-year law students before the introduction of the experimental program "Formation of value-professional orientations" and after, which was developed on the basis of the model of formation of value-professional orientations, was carried out. A brief description of the main components of modeling the process of formation of value-professional orientations is given, such as: motivational-targeted, structural-content, activity and monitoring. The comparative analysis given in the article was made on the basis of primary (before the introduction of the program) and repeated (after its completion) diagnostics, in order to identify the general dynamics of the formation of value-professional orientations among students and confirm the effectiveness of the program itself.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ": ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №1, Том 10 / 2022, No 1, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-1-2022.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/07PSMN122.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Накохова, Р. Р. Результаты экспериментальной программы «Формирование ценностно-профессиональных ориентаций»: динамика изменений / Р. Р. Накохова, М. Б. Аппаев, М. М. Урусова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 1. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/07PSMN122.pdf

For citation:

Nakokhova R.R., Appaev M.B., Urusova M.M. Results of the experimental program "Formation of value and professional orientations": dynamics of changes. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(1): 07PSMN122. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/07PSMN122.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

УДК 159.95

Накохова Рида Рашидовна

РГБУ ДПО «Карачаево-Черкесский республиканский институт повышения квалификации работников образования», Черкесск, Россия Проректор по научно-инновационной деятельности Доктор психологических наук, профессор E-mail: rid.r_nakoh@list.ru

Аппаев Магомет Билялович

ООО «Центр независимой экспертизы», Черкесск, Россия

Директор

Кандидат психологических наук E-mail: Appaev_m@mail.ru

Урусова Мадина Магометовна

ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия», Черкесск, Россия

Аспирант E-mail: Larissf.1965@lisl.ru

Результаты экспериментальной программы «Формирование ценностно-профессиональных ориентаций»: динамика изменений

Аннотация. Третья и завершающая статья из цикла статей, направленных на изучение формирования ценностных ориентаций студентов-юристов в процессе формирования профессионального самоопределения. Ценностные ориентации личности являются структурным компонентом психики личности, который определяет формирование внешних и внутренних факторов её развития, в ней затрагиваются такие аспекты, связанные с профессиональным развитием личности, как влияние изменений профессиональной направленности на изменение ценностных ориентаций. Повышение требований к специалистам различных профессий, увеличивает конкуренцию на рынке труде. Однако, молодые специалисты относятся к профессии, как источник материальных выгод, что приводит к обесцениванию ценностей, которые закладывались в основу многих профессий (учителя, медицинские и социальные работники, юристы и т. д.).

В статье приведены результаты диагностики и статистической обработки полученных в ходе эксперимента с использованием методов методик «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ) В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной, М. Рокича «Ценностные ориентации», методики диагностики ценностей личности Ш. Шварца, изучения мотивации

профессиональной деятельности Замфир, данных, их анализ, графическая интерпретация. Произведён сравнительно-сопоставительный анализ ценностных ориентаций студентов-юристов первых курсов до внедрения экспериментальной программы «Формирование ценностно-профессиональных ориентаций» и после, которая была разработаны на основе модели формирования ценностно-профессиональных ориентаций. Приведено краткое описание основных компонентов моделирования процесса формирования ценностно-профессиональных ориентаций, таких как: мотивационно-целевой, структурно-содержательный, деятельностный и мониторинговый. Сравнительно-сопоставительный анализ, приведённый в статье, произведён на основании первичной (до внедрения программы) и повторной (после её завершения) диагностики, с целью выявления общей динамики формирования ценностно-профессиональных ориентаций у студентов и подтверждения эффективности самой программы.

Ключевые слова: индивид; мотивация; профессиональная деятельность; профессиональная направленность; профессиональная подготовка; формирования личности; формирования ценностной сферы; ценности; ценностные ориентации; ценностно-профессиональные ориентации

Введение

Актуальнейшее направление развития Российского общества — развитие базовой системы ценностей, способных оказать влияние на формирование личностных качеств, которые могли бы сформировать специальные профессионально-ориентированные установки, на сегодня требует более детального изучения. Проблема не в том, что такого рода исследований нет, а в том, что данные исследования не могут предложить практически — ориентированных методов их формирования. Повышение требований к специалистам различных профессий, увеличивает конкуренцию на рынке труде. При всём при этом, многие молодые специалисты обесценивают саму профессию как таковую, а повышают ценность получения материальных выгод от получаемой (полученной) специальности. Отходят на периферию ценности, которые закладывались в основу многих профессий (учителя, медицинские и социальные работники, юристы и т. д.).

Многие учёные, и мы с ними согласны, сегодня говорят о том, что проблему могла бы существенно снизить работа, построенная на основе научных исследований в различных областях психологии, которая была бы направленна на профессиональную ориентацию молодого, подрастающего поколения, в основе которой лежали бы представления о профессии не только как об источнике баснословного дохода, но и о том, что выбранная профессия ориентирована на общечеловеческие ценности (Н.Н. Захаров [7], А.Г. Здравомыслов [8], Э.Ф. Зеер [9], А.В. Карпов [13], А.Н. Кошелева1, Е.А. Крюкова2 и др.). Именно такой подход позволил бы построить профориентационную таким образом, чтобы в систему профессионального самоопределения были включены такие важные компоненты развития и профессионального становления, как ценностные ориентации («...сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих

1 Кошелева, А.Н. Ценностно-профессиональные ориентации различных социальных групп: диссертация канд. психол. наук. / А.Н. Кошелева, — СПб.: 2001. — 177 с.

2 Крюкова, Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: монография / Е.А. Крюкова- Волгоград: Изд-во «Перемена», 1999. — 195 с.

человеческих проблем» [18, с. 33]). То есть, речь идёт в большей части о целостном процессе формирования личности.

Многие исследователи отмечают, что ценностные и профессиональные ориентации личности являются теми важными аспектами развития психики личности, которые определяют формирование внешних и внутренних факторов её развития. Более того, ценностные ориентации включаются в систему формирования профессиональных ориентаций. Иванова Е.М. рассматривая профессиональную направленность, особое место отводит таким её компонентам, как «...интересы, мотивы, ценностные ориентации» [10, с. 12]. Э.Ф. Зеер при выделении компонентов профессиональной направленности, включил в неё: мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы), ценностные ориентации (смысл труда, заработная плата, благосостояние, квалификация, карьера, социальное положение и др.), профессиональная позиция (отношение к профессии, установки, ожидания и готовность к профессиональному развитию), социально-профессиональный статус [9].

Достаточно весомый вклад в изучение влияния ценностных ориентаций в русле психолого-акмеологического подхода внесли А.Г. Асмолов [2], Д.А. Кикнадзе [14], определяя формирование ценностных ориентаций условиями формирования новой деятельности, и О.В. Москаленко [15] — особенностями возрастного этапа формирования профессионального самосознания.

Исходя из этого, в последней статье из цикла «Формирования ценно-профессиональных ориентаций молодёжи», целью мы рассматривали формирование ценностно-профессиональные ориентации у студентов юридического направления подготовки через внедрение экспериментальной программы «Формирование ценностно-профессиональных ориентаций».

Объектом исследования является формирование ценностно-профессиональных ориентаций молодёжи в вузе.

Предмет исследования: психологические факторы формирования ценностно-профессиональных ориентаций у молодёжи.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что целенаправленное воздействие на личность, которое предполагает формирование и адаптацию профессиональных ценностей в систему личностных и наоборот позволит достигнуть согласованности в системе личностных и профессиональных ценностей, а также приведёт к осознанию взаимообусловленности личностных ценностей и ценностей профессиональной деятельности.

Задачи исследования:

В ходе исследования решались следующие задачи:

1. На основе полученных в ходе психодиагностического исследования данных, разработать и апробировать экспериментальную программу формирования ценностно-профессиональных ориентации молодёжи направленную на устранение внутреннего конфликта «личность — профессионал» и осознание взаимообусловленности личностных ценностей и ценностей профессиональной деятельности, повышение субъективной значимости профессиональных ценностей до уровня личностных.

2. Провести сравнительно-сопоставительный анализ полученных в ходе повторной диагностики данных формирования ценностно-профессиональных ориентаций.

Выборка и методы исследования

В исследование приняли участие 120 студентов Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева и Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии. Исследование проводилось с использованием методов метода беседы (как вспомогательный и уточняющий), методики «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ) В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной 3 , М. Рокича «Ценностные ориентации»4 [1], методики диагностики ценностей личности Ш. Шварца5, методика изучения мотивации профессиональной деятельности Замфир6, метод моделирования и методы математико-статистической обработки эмпирических данных (критерий х2, t-критерий Стьюдента).

Для разработки программы, нами, на основе анализа психологической теории и практики была создана модель формирования ценностно-профессиональных ориентаций. В.В. Никандров отмечает универсальность метода моделирования в психологии.7 Главной целью моделирования формирования ценностно-профессиональных ориентаций будущих специалистов, следует рассматривать приведение в равновесие ценностных представлений профессиональных ожиданий. Проще говоря, позволить будущему специалисту воспринимать профессию не только как средство повысить престиж, подняться по карьерной лестнице, заработать материальные блага, а сделать её саму ценностью общечеловеческого характера.

Среди основных компонентов при моделировании процесса формирования ценностно-профессиональных ориентаций следует выделить следующие компоненты: мотивационно-целевой, структурно-содержательный, деятельностный и мониторинговый.

Мотивационно-целевой компонент является одним из основных факторов, на который следует делать упор, так как он позволяет построить опору внутренней направленности личности на получение знаний, формирования навыков и умений, сознательное определение приоритетных установок на уровне воздействия на сознание ценностей, которые позволят добиться профессиональных успехов. Данный компонент вычленяет те требования к профессиональным знаниям и умениям, которые способствуют дальнейшему развитию уже сформированных ценностно-профессиональных ориентаций. Учёт данного компонента при разработке модели формирования ценностно-профессиональных ориентаций представляется наиболее важным, так как именно он определяет общую целостность представлении о взаимозависимости ценностей и личностных установок, и профессиональной направленности.

Мотивационно-целевой компонент следует рассматривать как «совокупность устойчивых мотивов, целей, регулирующих профессиональную деятельность, связанных с ними ценностных отношений, обусловленной ими направленности на достижение высоких результатов в этой деятельности» [4, с. 44-48]; «ценностные ориентации и социальные установки, а также потребности, интересы и мотивы» [5, с. 98].

3 Сопов, В.Ф. Морфологический тест жизненных ценностей: руководство по применению / В.Ф. Сопов — Самара: Изд-во «СамИКП», 2002. — 56 с.

4 Психологические тесты для профессионалов // авт. сост. Н.Ф. Гребень. — Мн.: Изд-во «Современная школа, 2007. — 496 с.

5 Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В.Н. Карандашев. — СПб.: «Речь», 2004. — 70 с.

6 Сборник психологических тестов. Часть III / сост. Е.Е. Миронова — Мн.: Изд-во «Женский институт ЭНВИЛА», 2006. — 120 с.

7 Никандров, В.В. Метод моделирования в психологии: учеб. пособие / В.В. Никандров. — СПб.: Речь, 2003. — 55 с.

Мотивация процесса формирования когнитивного компонента ценностно-профессиональных ориентаций должна строиться на значимости знаний о специфики будущей профессии и включения ценностных компонентов в саму профессиональную деятельность, с целью сохранения положительных установок на результаты деятельности.

Структурно-содержательный компонент модели формирования ценностно-профессиональных ориентаций в отношении к будущей профессии включает в себя систему знаний и представлений, формирование которых должно позволит реализовать саму модель и выделить основные направления при её организации.

При этом, особое место отводится формированию фундаментальных аксиологических и профессиональных знаний с помощью использования социально-психологических и психолого-педагогических методов и методик, и формированию ценностных ориентаций через рефлексию процессов и явлений, связанных с реальностями профессиональной деятельности, и анализ их роли в жизни личности. Самобытность человека формируется под влиянием основных ценностей, которые признаются сообществом. Однако, индивидуальные ценности не всегда полностью воспроизводят общественные ценности [18]. Нельзя оставлять за пределами внимания развитие интереса к профессиональным представлениям, как к личностным ценностям, которые входят в структуру ценностных ориентаций.

Деятельностный компонент модели раскрывает особенности отношение субъекта к профессии и профессиональной деятельности, таким образом определяя этапы процесса формирования ценностно- профессиональных ориентаций студентов. Это позволит в более успешном порядке реализовать влияние социально-психологических аспектов развития личностной направленности на профессиональную деятельность. Внедряться это должно через обучение, мотивы, активность, интересы, волю.

Мониторинговый компонент или по-другому результативно-оценочный, следует рассматривать завершение процесса формирования ценностно-профессиональных. По мнению Бобер Е.А.: «Результативно-оценочный компонент предполагает отслеживание эффективности становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе, выяснение причин неудач, что позволяет более осмысленно проектировать дальнейшую деятельность, правильно отбирать содержание обучения» [3, с. 527-529].

На наш взгляд, с учётом особей формирования ценностных и профессиональных установок, а также психологическими особенностями самого студенческого возраста, формирование ценностно-профессиональных ориентаций должно осуществляться в соответствии со следующими принципами:

1. Формирование у индивида ценностных представлений о профессии в общечеловеческих, общепринятых и личностно значимых формах с последующим анализом. В этом, мы согласны с Б.И. Додоновым, который указывал на то, что каждого конкретного индивидуума не существует какого-то обязательного движения от потребности к ценностям и ценностным ориентациям, которые существуют для общества в целом. Каждый субъект может пройти прямо противоположный путь, который позволяет ему принимая от других взгляд на нечто, как на ценность, достойную для ориентации при построении своих поведения и деятельности. Субъект, тем самым, может закладывать в себя основы потребностей, которых у него до этого раньше не было [6]. Исходя из этого, основной упор требуется делать на том, чтобы индивид понял, насколько важно достижение согласованности личностной и профессиональной систем ценностей.

2. Присвоение личностью осмысленных и принятых как ценностные убеждений о будущей профессиональной деятельности, через процесс обусловленных социумом, в процессе интериоризации. В.В. Сериков отмечает: «Самые совершенные ценности человечества должны как бы заново родиться в опыте личности, иначе они не могут быть ею адекватно присвоены, то есть обрести личностный смысл» [16, с. 30]. Для того, чтобы ценностные убеждения о будущей профессиональной деятельности стали весомым источником профессиональной мотивации, требуется их закрепление на уровне осознанности и принятия.

3. Формирование у студентов индивидуальных представлений о ценности профессии как общечеловеческой деятельности с дальнейшей экстериоризацией в виде ценностно-целевых ориентиров и правил в отношении будущей профессии. Анализ полученной информации о ценностях профессии как общечеловеческой деятельности в современном обществе требует сформированности в собственную систему ценностно-профессиональных ориентаций. В дальнейшем, формируясь как личностные убеждения, они становятся регулятором не только поведения человека, но его профессиональной направленности [11].

Модель должна была позволить актуализировать ценностные и профессиональные установки, через осознание смыслового содержания личностных ценностей и ценностей профессиональной деятельности; повышение субъективной значимости профессиональных ценностей; устранения внутреннего конфликта «личность — профессионал», что должно привести к согласованности личностной и профессиональной систем ценностей.

В разработанную на основе модели программу входили: информационный блок и формирующий блок.

Информационный блок включал в себя лекции и практические занятия, которые были направлены на формирование смысловое содержание личностных ценностей и ценностей профессиональной деятельности, повысить субъективную значимость профессиональных ценностей, устранит внутренний конфликт «личность — профессионал», структурирование в сознании студентов представлений о специфике юридической деятельности и её ценностно-профессиональной составляющей.

Второй блок был направлен на формирование баланса ценностных и профессиональных убеждений для более успешной подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности, включал в себя тренинговые занятия. Данные занятия разрабатывались на принципе взаимосвязанности и логической последовательности.

После внедрение социально-психологической модели и экспериментальной программы «Формирование ценностно-профессиональных ориентаций», нами была проведена повторная диагностика, с целью выявления общей динамики формирования ценностно-профессиональных ориентаций и подтверждения эффективности самой программы.

Был проведен сравнительный анализ эмпирических данных до эксперимента и после его завершения с использованием методики «Морфологический тест жизненных ценностей», результаты которого приведены на рисунке 1 — по средним показателям «Жизненных ценностей» и рисунке 2 — по средним показателям «Жизненные сферы».

В ходе повторной процедуры диагностики нами было установлено, что после внедрения разработанной программы формирования ценностно-профессиональных ориентаций и завершения эксперимента, у студентов первого курса повысились практически все показатели «Жизненных ценностей». Снижение коснулось только показателя «Материальное положение». Особо следует отметить, что дискуссия на последнем занятии показала, что в отличии от отношения на констатирующем этапе эмпирического исследования, у студентов изменилось отношение к таким показателям жизненных ценностей, как «активные социальные контакты»,

«собственный престиж» они смотрят не так. В беседе, проведённой с ними в процессе последнего занятия, они отмечали, что «активные социальные контакты», «собственный престиж» они воспринимают теперь не с точки зрения проведения досуга, а с точки зрения получения новых знаний, умений и навыков, а также с точки зрения заведения определённых профессиональных знакомств.

4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00 0,50 0,00

Ср. значение до эксперимента

Ср. значение после эксперимента

Рисунок 1. Сравнительно-сопоставительный анализ показателей «Жизненных ценностей» у студентов 1 курса юридического факультета до эксперимента

и после его завершения (составлено авторами)

Студентов, прошедших программу формирования ценностно-профессиональных ориентаций, стали совсем по-другому воспринимать в деятельности специалистов юридического направления. Престижность профессии юриста стала восприниматься ими в свете профессионализма соответствующего специалиста, имеющего глубокие познания в данной сфере. Для многих «обезличенный» портрет юриста стал портретом, — у которого должны быть определённые моральные и этические нормы.

3,5 3

2,5 2 1,5 1

0,5 0

1111

§ е и «

ис с м е

е -e « о еС

о оаз р Ю О

н н

е

«

т с е

з

ю О

е и н е ч е л

£

Ср. значение до эксперимента Ср. значение после эксперимента

сЗ Л ак ст с со чес он

s w

зи и

зи кт

© cd

Рисунок 2. Сравнительно-сопоставительный анализ показателей «Жизненных сфер» у студентов 1 курса юридического факультета до эксперимента и после его завершения (составлено авторами)

По рисунку 2 можно увидеть, что по завершении эксперимента, у наших испытуемых произошли измерения в восприятии таких показателей «Жизненных сфер», как «профессия», «образование», «семья», в то время как средние показатели «общественной активности», «увлечения» и «физической активности» остались на том же уровне.

Соотношение ценностей внутри структуры жизненных сфер у студентов 1 курса юридического факультета до эксперимента и после его внедрения приведены в таблице 1.

Таблица 1

Соотношение ценностей внутри структуры жизненных сфер у студентов 1 курса юридического факультета до эксперимента и после его завершения

Профессия Образование Семья Общественная активность Увлечение Физическая активность

До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента

Развития себя 1,89 2,64 1,81 2,51 2,57 2,79 2,99 3,08 3,49 3,69 2,98 3,01

Духовная удовлетворенность 2,48 2,74 1,79 3,03 2,48 2,61 3,00 3,01 3,11 3,04 3,11 2,99

Креативность 2,43 2,84 2,29 2,69 2,28 2,66 3,09 3,13 3,23 3,28 3,21 3,04

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Активные социальные контакты 2,99 3,24 3,19 3,09 2,99 3,13 2,89 3,11 3,48 3,23 3,37 3,49

Собственный престиж 2,89 3,24 2,78 3,38 2,87 3,29 3,39 3,09 3,39 3,35 3,54 3,47

Достижения 2,48 2,84 2,54 3,12 2,48 3,18 2,88 3,23 3,11 3,18 2,67 2,87

Материальное положение 3,09 3,34 3,13 3,04 2,78 3,04 3,14 3,12 3,49 3,07 3,34 3,14

Сохранение собств. индивидуально сти 2,88 3,14 2,93 2,98 2,53 2,88 3,09 3,41 3,07 3,23 3,14 3,28

Составлено авторами

Для статистического доказательства изменений, произошедших в ходе внедрения программы формирования ценностно-профессиональных ориентаций у студентов 1 курса юридического факультета, мы провели расчеты ^критерий Стьюдента для связных выборок с использованием он-лайн калькулятора8. Полученные значения приведены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели сходства (различия средних арифметических значений) по ^критерий Стьюдента

Профессия Образование Семья Общественная активность Увлечение Физическая активность

Жизненные ценности 4,4 2,8 4,5 1,1 0,5 3,5

Составлено авторами

Результаты статистической обработки показали, что значимые изменения произошли по показателям жизненных ценностей внутри структуры таких жизненных сфер как «профессия», «образование», «семья» с достоверностью до 99,95 %. То есть по тем, по которым нами были определены различия в процессе сравнительного анализа в констатирующей фазе эмпирического исследования, между студентами первого и четвёртого годов обучения. Данные статистические коэффициенты позволяют нам делать вывод, что в результате внедрённой программы формирования ценностно-профессиональных ориентаций, у наших испытуемых стали преобладать ценности, которые в большей степени относятся именно к сфере к профессии и профессионального развития (профессионального образования), а также в сфере семьи. При этом, опираясь на полученные в ходе статистической обработки коэффициенты,

8 https://www.psvchol-ok.ru/statistics/studenty. Страница 8 из 17

можно говорить о том, что показатели ценностей внутри структуры жизненных сфер «общественная активность», «увлечение», «физическая активность» не претерпели значимых изменений. Таким образом, внедрённая программа показала эффективность в повышении представлений студентов о ценности профессии, что является детерминантной изменения отношения к процессу профессионального обучения и получения профессиональных знаний, умений и навыков, к миру своей будущей профессии.

Повторная диагностика с использованием методики М. Рокича «Ценностные ориентации», и последующим ранжированием терминальных и инструментальных ценностей, у участников эксперимента, позволила так же определить изменения в преобладающих терминальных и инструментальных ценностей. Данные распределения терминальных ценностей, обработанные нами после проведения повторных диагностических процедур по методики М. Рокича, приведены в таблице 3 и рисунке 3.

Таблица 3

Средние показатели терминальных ценностей у студентов 1 курса юридического факультета до эксперимента и после его завершения

Терминальные ценности До эксперимента После эксперимента

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) 3,39 3,22

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту) 2,23 2,63

Здоровье (физическое и психическое) 3,54 3,52

Интересная работа 2,39 2,89

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) 2,67 2,87

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 3,84 3,55

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем) 4,19 4,18

Наличие хороших и верных друзей 3,78 3,62

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег) 3,73 4,11

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) 3,11 3,49

Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) 2,42 3,12

Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) 3,18 3,58

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) 4,19 4,04

Счастливая семейная жизнь 3,28 3,49

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) 3,13 3,18

Творчество (возможность заниматься творчеством) 2,27 2,55

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) 3,18 3,84

Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения) 4,32 3,62

Составлено авторами

Обратившись к рисунку, можно увидеть, что в ходе внедрённой программы у студентов, участвующих в эксперименте, проявляется положительная динамика изменений. Так, изменения коснулись всех показателей, кроме ценностей «Здоровье» и «Материальная жизнь». Особое значение мы придавали изменениям, коснувшимся прямо или косвенно профессиональной сферы (профессиональные ценности), такие как «жизненная мудрость», «интересная работа», «общественное признание», «познание», «продуктивная жизнь», «развитие», «творчество», «уверенность в себе». Как видно из рисунка, они их показатели в

целом по группе выросли. Это позволяет нам говорить о том, что произошли изменения в сторону повышения ценностей, которые касаются конечных целей индивидуального существования, индивидуальных стремлений, которые находятся в сфере общечеловеческих ценностей и профессионального развития.

Наряду с этим, снизились показатели по таким терминальным ценностям как «активная жизненная позиция», «любовь», «наличие хороших друзей», «свобода», «удовольствие». Как мы говорили выше, данные терминальные ценности относятся в большей степени не к профессиональным ценностям, а к ценностям личностного благополучия и удовлетворения личностных потребностей.

5 4,5 4

3,5 3

2,5 2 1,5 1

0,5 0

m

r 1

■ in N M

1Г1

I л

I Г1

J?

*4*

ж

сf

I До эксперимента | После эксперимента

Рисунок 3. Средние показатели терминальных ценностей у 1 курса юридического факультета до эксперимента и после его завершения (составлено авторами)

Последующая группировка, полученных в ходе повторной диагностики, данных в содержательные блоки показала, что у первокурсников, после участия в эксперименте стала преобладать направленность на профессиональную самореализацию.

Расчёт значимости (незначимости) различий средних арифметических значений у студентов до эксперимента и после с использование ^критерий Стьюдента показал, что значение 1эмп = 2.9. Данный коэффициент позволяет нам говорить, что произошедшие изменения в терминальных ценностях испытуемых значимы с вероятностной ошибки 0,05.

Рассчитанные средние показатели по инструментальным ценностям после внедрения программы, так же указываю на произошедшие у испытуемых изменения, в убеждениях предпочтительности образа действий или свойств личности в любой ситуации) (табл. 4, рис. 4).

Таблица 4

Средние показатели инструментальных ценностей у студентов 1 курса юридического факультета до эксперимента и после его завершения

Инструментальные ценности До эксперимента После эксперимента

Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел) 3,13 3,28

Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения) 3,19 3,27

Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) 3,79 4,04

Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора) 3,48 3,53

Исполнительность (дисциплинированность) 3,14 3,48

Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) 3,47 3,51

Непримиримость к недостаткам в себе и других 4,38 4,43

Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень) 3,14 3,31

Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) 3,32 4,04

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) 2,78 2,97

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) 2,48 2,96

Смелость в отстаивании своего мнения 3,18 3,23

Чуткость (заботливость) 3,46 3,62

Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) 3,28 3,48

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) 2,37 2,99

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) 2,29 2,83

Честность (правдивость, искренность) 3,03 3,21

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) 3,22 3,52

Составлено авторами

5 4,5 4

3,5 3

2,5 2 1,5 1

0,5 0

S/SS/SSa//**// V

J

/

/

у

сt

I До эксперимента | После эксперимента

Рисунок 4. Средние показатели инструментальных ценностей у 1 курса юридического факультета до эксперимента и после его завершения (составлено авторами)

На диаграмме можно увидеть, что в инструментальных ценностях так наших испытуемых так же произошли изменения после внедрения от внедрения разработанной нами модели и экспериментальной программы. По диаграмме можно отметить, что у студентов повысились показатели следующих инструментальных ценностей: «аккуратность», «воспитанность», «высокие запросы», «исполнительность», «образованность», «ответственность», «рационализм», «самоконтроль», «чуткость», «терпимость», «широта взглядов», «твёрдая воля», «честность», «эффективность в делах». Можно констатировать тот факт, что наблюдается положительная динамика изменения практически всех ценностей.

Статистическое значение ^критерий Стьюдента, найденного нами для определения значимости произошедших изменений ^эмп = 4,9) оказалось больше критического табличного значения (1крит = 2,11), что указывает на значимость изменений произошедших изменений с вероятностью допустимой ошибки 0,05.

Проведённый сравнительно-сопоставительный анализ данных полученных на констатирующем этапе и данных полученных после внедрения от внедрения разработанной нами модели и экспериментальной программы группы с использованием методики диагностики ценностей личности Ш. Шварца показывает так же положительную динамику изменений у наших испытуемых. На рисунке 5 приведены средние показатели наших респондентов до эксперимента и после его проведения на уровне нормативных идеалов.

Рисунок 5. Показатели личностных ценностей у студентов 1 курса юридического факультета до эксперимента и после его внедрения на уровне нормативных идеалов (составлено авторами)

На рисунке можно увидеть, что у наших испытуемых повысились показатели, практически по всем личностным ценностям на уровне нормативных идеалов, кроме гедонизма (мотивационная цель типа, определяющегося как наслаждение или чувственное удовольствие).

Найденное по полученным в ходе исследования данным, приведённым в диаграмме значение ^критерия показало, что значение tэмп = 2.9, выше критического значения для связных выборок. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что произошедшие в ходе эксперимента изменения у студентов, участвующих в нём, значимы с вероятностью допустимой ошибки 0,05.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, мы можем утверждать, что у студентов, участвовавших в эксперименте, повысилось значение личностных ценностей на уровне нормативных идеалов, которые связаны прямо или косвенно с профессиональной направленностью, то есть, у них повысилась направленность на профессиональное развитие, достижение социального статуса и престижа, достижение личного успеха. У них повысился уровень потребности в новизне, новых переживаниях, самостоятельности мышления при выборе способов и стратегий действия и т. д.

Для дальнейшего сравнительно-сопоставительного математического анализа типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов, мы провели процедуру ранжирования ценностей, как и в случае сравнения показателей первого и четвёртого курса на начальной стадии эксперимента.

Обработав полученные данные, мы свели их в одну диаграмму (рис. 6).

3,5

2,5 2

I ■ I

t

1,5 1

0,5 0

I I I I Г

I I I I I I I I I I

VS///SS//

^ 4

cf

До эксперимента После эксперимента

3

Рисунок 6. Средние показатели значимости типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов у студентов 1 курса юридического факультета до эксперимента и после его внедрения (составлено авторами)

На рисунке можно увидеть, что распределение средних показателей на уровне индивидуальных приоритетов так же претерпели изменения в результате внедрения разработанной нами модели и экспериментальной программы. Изменения коснулись, так же как и в случае личностных ценностей на уровне нормативных идеалов. Не коснулись изменения такой личностной ценности как «Конформность» (сдерживание и предотвращение побуждений и действий, которые могут причинить вред другим или не соответствует социальным ожиданиям). Снижение было зафиксировано по показателю «гедонизм».

Статистическую значимость показала и математическая обработка полученных первичных и вторичных данных. Так, после расчётов, tэмп = 4.4 и выше критического значения.

Повторная диагностика по серии модифицированных методик показали, что ценностно-профессиональные ориентации у студентов, участвовавших эксперименте повысилась. У наших испытуемых стали приоритетными ценности направлены на развитие профессиональных качеств, что говорит об изменении представлений о путях достижения высокого уровня личностно-профессиональной готовности.

Повторное использование методики изучения мотивации профессиональной деятельности Замфир с целью определить уровню сформированности профессиональной мотивации, мы так же, после обработки и сравнения первичных и вторичных данных увидели

определённые изменения в мотивации наших респондентов. Результаты сравнения приведены на рисунке 7.

60 50 40 30 20 10 0

I До эксперимента | После эксперимента

Внутренняя мотивация>Внешняя

положительная мотивация>Внешняя отрецательная мотивация

Внутренняя мотивация=В нешняя

положительная мотиваци>Внешняя отрецательная мотивация

Внешняя положительная мотиваци>Внутренняя мотивация>Внешняя отрецательная мотивация

Рисунок 7. Сравнительный анализ мотивации профессиональной деятельности у студентов 1 курса юридического факультета до эксперимента и после его завершения (составлено авторами)

По рисунку можно увидеть, что у студентов повысилось преобладание внутренней мотивации и внешней положительной мотивации над внешней отрицательной мотивацией. В процессе дискуссии, проведённой нами с нашими респондентами, можно было отметить, что у них повысился интерес к профессии, и они начинают рассматривать жизненную перспективу (планы), включая в неё представления значимости профессиональной деятельности. Студенты стали чётче представлять особенности будущей профессиональной деятельности.

С целью выявления статистической значимости изменений, произошедших после внедрения программы, нами был произведен расчет х2-критерия.9 В результате расчётов, мы получили х2-критерий равный значению 12,58, который выше табличного критического значения, при 0,05 вероятностной ошибки которое равно 5,99. Таким образом, произошедшие в группе испытуемых изменения в ходе эксперимента, можно считать значимыми.

Выводы

Основываясь на анализе научной теории и практики, нами была разработана модель формирования ценностно-профессиональной ориентации студентов-юристов. Среди основных компонентов при моделировании процесса формирования ценностно-профессиональных ориентаций мы выдели следующие компоненты: мотивационно-целевой, структурно-содержательный, деятельностный и мониторинговый. Основываясь на модели, была разработана программа «Формирования ценностно-профессиональной ориентации» для студентов 1 курса, в которую входило два блока: информационный блок и формирующий блок. Информационный блок был направлен на формирование смысловое содержание личностных ценностей и ценностей профессиональной деятельности, повысить субъективную значимость профессиональных ценностей, устранит внутренний конфликт «личность — профессионал», структурирование в сознании студентов представлений о специфике юридической деятельности и её ценностно-профессиональной составляющей. Формирующий блок был

' https://math.semestr.ru/group/hvpothesis-testing.php.

направлен на формирование баланса ценностных и профессиональных убеждений для более успешной подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.

По результатам повторной диагностики можно сказать, что ценностно-профессиональные ориентации у студентов, участвовавших эксперименте, повысились.

Зафиксированные изменения показателей сформированности профессиональной мотивации, так же показали определённые изменения. У студентов повысилось преобладание внутренней мотивации и внешней положительной мотивации над внешней отрицательной мотивацией. В процессе дискуссии, проведённой нами с нашими респондентами, можно было отметить, что у них повысился интерес к профессии, и они начинают рассматривать жизненную перспективу (планы), включая в неё представления значимости профессиональной деятельности. Произошедшие в группе испытуемых изменения в ходе эксперимента, можно считать значимыми.

Исходя из всех расчётов, мы можем говорить о том, что разработанная на основе модели программа «Формирования ценностно-профессиональных ориентации» показала свою эффективность. Проведенное исследование позволяет нам сделать выводы, что ценностно-профессиональные ориентации молодёжи имеют сложный многоуровневый характер и обладают характерными особенностями на разных этапах вузовской подготовки, определяются рядом психолого-акмеологических особенностей:

• осознанием взаимообусловленности личностных ценностей и ценностей профессиональной деятельности;

• повышением субъективной значимости профессиональных ценностей до уровня личностных;

• устранением внутреннего конфликта «личность — профессионал».

Достижение согласованности в системе личностных и профессиональных ценностей, а также осознание взаимообусловленности личностных ценностей и ценностей профессиональной деятельности влияния возможно путём оказания целенаправленного воздействия на личность, которое предполагает формирование и адаптацию профессиональных ценностей в систему личностных и наоборот.

Данное обстоятельство позволяет нам утверждать, что выдвинутая гипотеза подтверждена.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акбаева А.М. Сравнительно -сопоставительный метод изучения ценностных ориентаций студентов — юристов в процессе формирования профессионального самоопределения / А.М. Акбаева, Ф.Х. Койчуева, М.М. Урусова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019 — № 3. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/22PSMN319.pdf.

2. Асмолов, А.Г. Деятельность и установка / А.Г. Асмолов — М.: Изд-во МГУ, 1979. — 151 с.

3. Бобер Е.А. Моделирование процесса становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа / Е.А. Бобер // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 527-529.

4. Бондарева Е.В. Профессиональная компетентность специалиста в условиях становления информационного общества / Е.В. Бондарева // Вестник Волгоградского гос. ун-т. — Сер. 6: Университетское образование. — 2003. — № 6. — С. 44-48.

5. Днепров, С.А. Педагогическое сознание: теории и технологии формирования у будущих учителей: монография / С.А. Днепров. — Екатеринбург, Изд-во «Уникум», 1998. — 298 с.

6. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. — М.: Изд-во «Политизлат»,1978. — 272 с.

7. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров — М.: Изд-во «Просвещение», 1988. — 223 с.

8. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов — М.: Изд-во «Политиздат». 1986. — 223 с.

9. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер — М.: Изд-во «Академия», 2006. — 240 с.

10. Иванова, Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. / Е.М. Иванова- М.: Изд-во МГУ, 1987. — 208 с.

11. Каминская, Т.С. Профессиональные ценностные ориентации как характеристика личности студента технического вуза / Т.С. Каминская // Психологический журнал, — 2006. — № 1. — С. 40-43.

12. Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В.Н. Карандашев. — СПб.: «Речь», 2004. — 70 с.

13. Карпов, А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А.В. Карпов

— М.: Изд-во Ин-т психологии РАН, 2004. — 421 с.

14. Кикнадзе, Д.А. Система факторов действия и развития личности / Д.А. Кикнадзе.

— Тбилиси: Изд-во «Сабчота Сакартвело», 1982. — 227 с.

15. Москаленко, О.В. Социально-психологические особенности научной организации учебного труда студентов в условиях многоуровневой системы обучения: Монография / О.В. Москаленко. — Астрахань: ООО «Центр полиграфии по распространению науч.-техн., экон. и экол. документации», 1997.

— 153 с.

16. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: монография / В.В. Сериков, — Волгоград: Изд-во Перемена, 1994. — 150 с.

17. Сопов, В.Ф. Морфологический тест жизненных ценностей: руководство по применению / В.Ф. Сопов — Самара: Изд-во «СамИКП», 2002. — 56 с.

18. Kluckhohn, C. & Strodtbeck, F.L. Variations in value orientations. Evanston, IL: Row Peterson, 1961.

Nakokhova Rida Rashidovna

Karachaevo-Circassian Republican Institute for Advanced Training of Educators, Cherkessk, Russia

E-mail: rid.r_nakoh@list.ru

Appaev Magomet Bilyalovich

Center for Independent Examination, Cherkessk, Russia

E-mail: Appaev_m@mail.ru

Urusova Madina Magometovna

Karachay-Cherkess State Humanitarian and Technological Academy, Cherkessk, Russia

E-mail: Larissf.1965@lisl.ru

Results of the experimental program "Formation of value and professional orientations": dynamics of changes

Abstract. The third and final article from a series of articles aimed at studying the formation of value orientations of students-lawyers in the process of forming professional self-determination. Personal value orientations are a structural component of the personality psyche, which determines the formation of external and internal factors of its development, it touches upon such aspects related to the professional development of the individual as the impact of changes in professional orientation on changing value orientations. Increasing requirements for specialists in various professions increases competition in the labor market. However, young professionals treat the profession as a source of material benefits, which leads to the devaluation of the values that were the basis of many professions (teachers, medical and social workers, lawyers, etc.).

The article presents the results of diagnostics and statistical processing obtained during the experiment using the methods of methods "Morphological test of life values" (MTLC) V.F. Sopova and L.V. Karpushina, M. Rokeach "Value orientations", methods for diagnosing the values of the personality of Sh. Schwartz, studying the motivation of Zamfir's professional activity, data, their analysis, graphic interpretation. A comparative analysis of the value orientations of first-year law students before the introduction of the experimental program "Formation of value-professional orientations" and after, which was developed on the basis of the model of formation of value-professional orientations, was carried out. A brief description of the main components of modeling the process of formation of value-professional orientations is given, such as: motivational-targeted, structural-content, activity and monitoring. The comparative analysis given in the article was made on the basis of primary (before the introduction of the program) and repeated (after its completion) diagnostics, in order to identify the general dynamics of the formation of value-professional orientations among students and confirm the effectiveness of the program itself.

Keywords: individual; motivation; professional activity; professional orientation; vocational training; formation of personality; formation of value sphere; values; value orientations; value-professional orientations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.