Научная статья на тему 'Особенности земельных отношений в республике Башкортостан'

Особенности земельных отношений в республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
963
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности земельных отношений в республике Башкортостан»

Земельная реформа проводилась при постоянном снижении уровня государственного регулирования и государственной поддержки. Если уровень бюджетной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в развитых странах составляет 34% стоимости валовой продукции отрасли, то в Псковской области бюджетная поддержка всех уровней составила в среднем за 2002-2006 гг. 1,3%, из них в

2006 г. - менее 1%.

Передача земли крестьянам в частную собственность не вывела аграрный сектор области на передовые рубежи. Сложилась тенденция резкого сокращения объемов производства во всех категориях хозяйств при более значительном спаде в коллективных сельскохозяйственных предприятиях (табл. 3).

3. Динамика производства основных видов сельскохозяйственной продукции в Псковской области в 1991-2006 гг., тыс. т

Годы Зерно после доработки Картофель Овощи Мясо всех видов в живом весе Молоко Яйцо, млн шт. Льноволокно

Все категории хозяйств Сель- хоз- пред- приятия Все категории хозяйств Сель- хоз- пред- приятия Все категории хозяйств Сель- хоз- пред- приятия Все категории хозяйств Сель- хоз- пред- приятия Все категории хозяйств Сель- хоз- пред- приятия Все категории хозяйств Сель- хозпред- приятия Все категории хозяйств Сель- хозпред- приятия

1991 172,3 166,9 180,1 55,0 68,5 17,9 114,5 83,2 594,3 353,6 280,1 216,7 7,3 7,3

1992 247,5 226,4 417,5 73,1 125,6 11,6 102,3 65,6 522,1 260,0 241,0 161,1 3,5 3,5

1995 141,9 106,1 596,4 23,9 140,8 9,0 65,7 29,7 430,5 154,3 219,2 146,2 3,8 3,8

1996 164,2 127,1 610,2 25,9 126,6 9,5 57,0 25,0 415,4 141,3 192,0 124,6 3,7 3,7

2000 83,5 66,2 378,0 11,2 138,8 9,1 40,4 18,9 320,9 113,2 172,8 119,9 3,6 3,6

2001 71,0 54,8 383,0 8,5 140,6 8,0 38,6 18,2 324,7 123,4 174,5 123,7 1,9 1,9

2004 52,7 40,0 356,2 8,4 116,6 7,0 37,2 19,0 308,7 131,8 158,8 115,5 1,7 1,7

2005 37,9 28,9 258,0 5,3 92,7 5,0 36,0 19,0 291,0 134,0 144,0 103,7 0,4 0,4

2006 27,0 20,0 272,0 5,4 82,0 5,2 33,0 18,2 262,0 141,5 164,0 109,4 0,3 0,3

Составлено по данным Псковских статистических ежегодников.

Из-за недостатка финансовых средств и слабой материально-технической обеспеченности сельхозпредприятий за последние годы практически не проводятся мелиоративные работы и культуротехнические мероприятия. Резко сократился общий объем вносимых удобрений за 1990-2005 гг.: минеральных - в 103 раза, органических - в 12 раз. Имеет место отрицательный баланс гумуса, так как вынос питательных веществ из почвы превышал их поступление с органическими и минеральными удобрениями. Удельный вес неиспользуемой пашни достиг 43%, а удельный вес удобренной посевной площади составил лишь 6%.

Сельскохозяйственный земельный фонд характеризуется избыточным увлажнением, значительной залесенностью и высоким содержанием камней в почвах. В Псковской области переувлажнено и заболочено 53% сельскохозяйственных угодий, в том числе около 48% пашни. Заросла древесно-кустарниковой растительностью половина сельхозугодий, около 12% пашни засорено камнями. Наличие

камней в почвах затрудняет их обработку. На одну треть сократились посевные площади. Плодородие снижается также вследствие водной и ветровой эрозии, которой подвержено около 24% сельскохозяйственных угодий области. Процессы изменения плодородия почв принимают необратимый характер.

Необходим комплекс мер, направленных на восстановление почвенного плодородия. Прежде всего это - повышение уровня государственной поддержки, который бы обеспечивал сохранение и улучшение земельных ресурсов не только для современников, но и для будущих поколений России.

Отрадно, что сельское хозяйство признано на текущий момент приоритетным направлением. Однако и в рамках приоритетных направлений уровень государственной поддержки планируется не более 2% стоимости валовой сельскохозяйственной продукции Псковской области. На повышение плодородия почв направляется только 6% господдержки, что явно недостаточно.

ОСОБЕННОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Г.А. Макулова, асп. Башкирского государственного аграрного университета, П.И. Федоров, соискатель Башкирского НИИ сельского хозяйства

Земельные ресурсы - главный экономи- расчете на душу населения в республике при-

ческий потенциал Республики Башкортостан. В ходится сельскохозяйственных угодий 1,8 га, в

том числе пашни 0,91 га, тогда как в среднем по России - 1,5 и 0,81 га соответственно. Относительно лучшая обеспеченность Республики Башкортостан земельными ресурсами является важнейшей предпосылкой удовлетворения потребностей населения в основных продуктах питания за счет собственного производства, что составляет одну из главных задач агропромышленного комплекса республики.

Земля как природный ресурс и как основное средство производства в сельском хозяйстве имеет ряд существенных особенностей, которые оказывают большое влияние непосредственно на процесс производства и на характер земельных отношений.

Земельные отношения - это система социально-экономических связей физических и юридических лиц по поводу владения, пользования и распоряжения землей, регулируемых соответствующим законодательством (в том числе купля-продажа земли, сдача ее в аренду, организация использования и др.).

Экономический характер земельных отношений обусловливается отношениями собственности на землю как условие материального производства и другой социальной деятельности. Земельные отношения в Российской Федерации регулируются Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. До принятия нового Зе-

Как видно из данных табл. 1, за анализируемый период произошло увеличение площади земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, в 2 раза (с 0,4 до 0,8 тыс. га) при незначительном сокращении площади земель государственной и муниципальной собственности (на 3,3 тыс. га, или 0,1). Но доля земель, находящихся в частной собственности, остается очень низкой по сравнению с государственной и муниципальной собственностью - в 2005 г. 0,01% против 99,9%. Из земель сельскохозяйственно-

мельного кодекса РФ земельные отношения в Республике Башкортостан регулировались региональным законодательством, правовые нормы которого значительно отличались от норм федерального законодательства. Лишь в 1996 г. с внесением изменений и дополнений в Земельный кодекс РБ от 22.03.1991 г. у граждан РБ появилась возможность оформить в собственность земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства. До этого времени согласно Конституции и Земельному кодексу РБ от 1991 г. в республике не разрешалась частная собственность на землю. Передача в частную собственность земель сельскохозяйственного назначения стала возможна в РБ только с принятием Закона РБ от 5.01.2004 г. «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан».

В настоящее время статьями 5-7 вышеназванного закона предусмотрена государственная, муниципальная и частная собственность на землю. Сложившемуся положению с собственностью на земельные ресурсы в РБ соответствует вариант построения земельных отношений, при котором государство остается основным собственником земли, но одновременно создаются условия для развития многообразия других форм собственности (табл. 1).

го назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, произошло увеличение площади земель, арендуемых гражданами, в 2,8 раза (их доля в общей площади земель сельскохозяйственного назначения повысилась с 2,9% до 8,0%) и юридическими лицами - в 1,8 раза, или с 12,0% до 21,4%. Т.е. основным способом вовлечения государственной и муниципальной земельной собственности в оборот остается сдача ее в аренду.

На 1 января 2006 г. в республике 2 102 предприятиями, организациями и учреждения-

1. Распределение земель сельскохозяйственного назначения РБ по формам собственности*

Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

тыс. га % тыс. га % тыс. га % тыс. га %

Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения 7 747,5 100 7 738,4 100 7 727,9 100 7 739,2 100

В собственности граждан 0,4 0,005 0,4 0,005 0,5 0,006 0,8 0,010

В государственной и муниципальной собственности 7 741,7 99,925 7 738 99,995 7 727,4 99,994 7 738,4 99,990

Из них представлено: гражданам во владение и пользование 120 1,549 116,8 1,509 113,2 1,465 110,5 1,428

гражданам в аренду 223,2 2,881 382,2 4,939 526,1 6,808 622,3 8,041

юридическим лицам в пользование 5 346,7 69,012 4 961,6 64,117 4 441,9 57,479 4 018,3 51,921

юридическим лицам в 931,9 12,028 1 084,7 14,017 1 372,6 17,762 1 656,4 21,403

аренду

* По материалам Государственного комитета Республики Башкортостан по земельным ресурсам и землеустройству.

ми, занимающимися сельскохозяйственным производством, использовалось 5 742,2 тыс. га земель, в том числе 4 944,6 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из них 2 908,6 тыс. га пашни из различных категорий земель. На до-

лю граждан, занимающихся сельскохозяйственным производством, приходилось 2 458,9 тыс. га. В основном это сельскохозяйственные угодья, которые составляют 2 190,5 тыс. га, или 89,1% от общей площади (табл. 2).

2. Распределение земель предприятий, организаций и граждан в Республике Башкортостан, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, по состоянию на 1 января 2006 г.*

№ п/п Наименование субъекта права на землю Общая площадь Сельскохозяйственные угодья В том числе пашня

тыс. га % тыс. га % тыс. га %

1 Хозяйственные товарищества и общества 804,2 9,8 708,4 9,9 434,8 11,9

2 Производственные кооперативы и др. 3 746 45,7 3 189,8 44,7 1 906,3 52,0

3 Государственные и муниципальные унитарные сельхозпредприятия, совхозы 949,5 11,5 840,8 11,8 432,7 11,8

4 Научно-исследовательские и учебные учреждения и заведения 92,6 1,1 73,5 1,0 50,5 1,4

5 Подсобные хозяйства 82,5 1,0 69,5 1,0 40,1 1,1

6 Прочие предприятия, организации 67,4 0,8 62,6 1,0 44,2 1,2

7 Казачьи общества

8 Граждане:

8.1 крестьянские (фермерские) хозяйства 695,8 8,5 655,5 9,2 468,5 12,8

8.2 индивидуальные предприниматели 6,3 0,1 6,1 0,1 4,1 0,1

8.3 имеющие личные подсобные хозяйства 158,8 1,9 131,6 1,8 117,8 3,2

8.4 имеющие служебные наделы 16,7 0,2 16,5 0,2 0,8 0,02

8.5 8.6 имеющие индивидуальные жилые дома занимающиеся индивидуальным и коллективным садоводством 21,2 35,6 0,3 0,4 15,9 32,6 0,2 0,5 13,8 1,3 0,4 0,04

8.7 занимающиеся индивидуальным и коллективным огородничеством 7 0,1 7 0,1 7 0,2

8.8 занимающиеся индивидуальным и коллективным животноводством 24,9 0,3 24,7 0,3 3,7 0,1

8.9 занимающиеся сенокошением и выпасом скота 1 492,6 18,2 1 300,6 18,2 143,4 3,9

Итого земель 8201,1 100 7135,1 100 3 669 100

* По материалам Государственного комитета Республики Башкортостан по земельным ресурсам и землеустройству.

В республике формируется многообразие форм собственности и хозяйствования. Если по состоянию на 1 января 1991 г. основными владельцами и пользователями земли являлись колхозы, совхозы и госхозы, то на начало 2006 г. сформировались новые формы собственности: сельскохозяйственные производственные кооперативы, на долю которых приходится 45,7% общей площади земель, 44,7% используемых сельскохозяйственных угодий и 52% пашни; государственные и муниципальные унитарные сельхозпредприятия и совхозы, занимающие соответственно 11,5, 11,8 и 11,8% земель; хозяйственные товарищества и общества -

9.8, 9,9 и 11,9%; крестьянские (фермерские) хозяйства - 8,5, 9,2 и 12,8%; граждане, занимающиеся сенокошением и выпасом скота, - 18,2, 18,2 и 3,9% и личные подсобные хозяйства -

1.8, 1,9 и 3,2% соответственно.

Формирование отношений собственности на землю в республике развивается по следующим направлениям: разграничение государственной собственности на федеральную,

республиканскую и муниципальную; передача государственных и муниципальных земель в собственность граждан и юридических лиц (за исключением земель, изъятых из оборота в соответствии с земельным законодательством); инвентаризация, межевание и закрепление на местности земельных участков, находящихся в государственной, муниципальной и частной собственности граждан и юридических лиц; установление принципов и порядка управления и распоряжения землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности; определение порядка изъятия и выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд; обеспечение прав граждан и юридических лиц на приобретение ими земельных участков в собственность и свободного в пределах земельного законодательства распоряжения своими участками.

Земельные отношения в РБ в настоящее время связаны с проблемой оформления права собственности. Распределение сельскохозяйственных угодий на земельные доли ока-

залось условным, в результате сельскохозяйственные угодья оказались без реального хозяина, а владельцы долей не имели правовой базы для распоряжения своей землей в полном объеме. Предстоит большая работа по уточнению списков граждан, имеющих право на земельную долю, размера земельной доли, оформлению права на них. Оформление на праве общей долевой собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения может стать дополнительным источником доходов для сельских жителей.

Основу земельных отношений составляет принцип платности земли, который реализуется через земельный налог, арендную плату, цену земли. До 1.01.2006 г. порядок платежей за землю определялся Федеральным и республиканскими законами «О плате за землю». Со вступлением в силу главы 31 «Земельный налог» произошло изменение порядка платежей, в основе которых теперь лежит кадастровая стоимость земельного участка. В числе первых субъектов РФ Республика Башкортостан завер-

шила инвентаризацию и государственную кадастровую оценку земель всех категорий, что, несомненно, способствует развитию рынка земли и других объектов недвижимости, неразрывно связанных с земельными участками.

Таким образом, сегодня в республике сформировалось многообразие форм собственности и хозяйствования, а также реализуется принцип платности землепользования, развивается система аукционов по продаже участков, государством производится контроль и охрана земель независимо от форм собственности на землю.

Литература

1. Государственные (национальные) доклады о состоянии и использовании земель Республики Башкортостан за 2002-2005 гг.

2. Янбухтин, Н.Р., Стафийчук, И.Д. Опыт государственного регулирования земельных правоотношений в субъектах Российской Федерации / Н. Р. Янбухтин, И.Д. Стафийчук. - Уфа: Гилем, 2006. -124 с.

ПРОБЛЕМЫ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

В.В. Печенкина, д.э.н., доц. Красноярского государственного аграрного университета

Оборот земель сельскохозяйственного назначения - это не физическое передвижение земли, а гражданский оборот, предполагающий возможность распоряжения земельными долями и земельными участками. Объектом оборота является не земля, а имущественные права на нее (собственность, пользование и т.д.), которые переходят от одного лица к другому в результате заключения сделок (рыночный оборот) или иным образом (дарение, наследование, правопреемство). В отношении земли положение об оборотоспособности объектов гражданских прав в ГК РФ конкретизировано следующим образом. «Она может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах» (п. 3 ст. 129).

Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками и долями, но не распространяется на земельные участки, предоставленные гражданам из земель сельскохозяйственного назначения для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями и сооружениями. Таким образом, закон регулирует лишь отношения с сельскохозяйственными

угодьями, расположенными вне населенных пунктов.

Данный закон значительно сократил перечень сделок с земельными долями: без выделения земельного участка в счет земельной доли собственник имеет право завещать, внести ее в уставный капитал, передать в доверительное управление, продать или подарить другому участнику долевой собственности (ст. 12), но предусмотрел (достаточно сложный) порядок формирования земельных участков из невостребованных земельных долей (ст. 13). Из числа собственников земельных долей (да и руководителей сельскохозяйственных организаций) мало кто слышал об институте доверительного управления. Наиболее распространены договоры аренды при множественности лиц на стороне арендодателей. Но, в соответствии с законом, прежде чем передать долю в аренду, ее надо выделить в натуре, провести землеустроительные действия, изготовить межевое дело, поставить земельный участок на кадастровый учет и только после этого долю, а точнее, уже земельный участок, сдать в аренду, т.е. заключить в письменной форме договор аренды и зарегистрировать его в регистрационной службе.

Кадастровый учет - дело государственной важности, поскольку кадастр является важнейшей частью системы управления земельными ресурсами. Кадастровая информация, фиксируемая в бумажных документах (и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.