Научная статья на тему 'Роль земельной политики в рынке, учёте и использовании земель сельскохозяйственного назначения в республике Мордовия'

Роль земельной политики в рынке, учёте и использовании земель сельскохозяйственного назначения в республике Мордовия Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
247
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ УГОДЬЯ / РЫНОК ЗЕМЕЛЬ / СТРУКТУРА ПОСЕВОВ / КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ / FARMLAND / LAND / CROPPING PATTERN / CADASTRAL REGISTRATION

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Богданов В.Л., Малинин В.Э., Терлеев В.В., Кремчеев Э.А.

В статье рассмотрены результаты земельной реформы в Республике Мордовия, которая в первое десятилетие реформ негативно повлияла на использование земель сельскохозяйственного назначения в связи с реорганизацией сельскохозяйственных предприятий. Она содержит сведения о проблемах земельных долей, динамике площадей сельскохозяйственных угодий и пашни за последние 17 лет. В ней приводятся материалы по посевным площадям и структуре посевов, в которых ведущее положение занимают экономически выгодные зерновые культуры (60% площадей) и площади сахарной свеклы. В статье показано значение земельной политики в формировании земельных отношений, что отразилось на увеличении доли земель сельскохозяйственного назначения в государственной и муниципальной собственности, а также образовании крупных сельскохозяйственных предприятий. Этим организациям в республике принадлежит ведущая роль в использовании сельскохозяйственных земель и сельскохозяйственном производстве. В статье рассмотрен рынок земельных участков, представленный выкупом их предприятиями в собственность, которые ранее были им предоставлены на праве постоянного и бессрочного пользования и 90% арендой сельскохозяйственных земель преимущественно гражданами, находящихся в государственной и муниципальной собственности, из которых 27% используются для выпаса скота и сенокошения. Кроме того, в ней представлены сведения о проблемах в республике кадастрового учета земельных участков, такими, как отсутствие описания местоположения границ земельного участка на местности и описания строения в координатах, что не позволяет установить связь его с земельным участком, на котором оно расположено.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Богданов В.Л., Малинин В.Э., Терлеев В.В., Кремчеев Э.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the results of the land reform in the Republic of Mordovia, which in the first decade of reforms had a negative impact on the use of agricultural land in connection with the reorganization of agricultural enterprises. It contains information about the problems of land shares, the dynamics of agricultural land and arable land over the past 17 years. It provides materials on the acreage and structure of crops, in which the leading position is occupied by economically profitable crops (60% of the area) and the area of sugar beet. The article shows the importance of land policy in the formation of land relations, which affected the increase in the share of agricultural land in the state and municipal property, as well as the formation of large agricultural enterprises. These organizations in the Republic play a leading role in the use of agricultural land and agricultural production. The article considers the market of land plots, represented by the redemption of their enterprises in the property, which were previously granted to them on the right of permanent and perpetual use and 90% of the lease of agricultural land mainly by citizens in state and municipal ownership, of which 27% are used for grazing and mowing. In addition, it provides information about the problems in the Republic of cadastral registration of land, such as the lack of a description of the location of the boundaries of the land on the ground and the description of the structure in the coordinates, which does not allow to establish its connection with the land on which it is located.

Текст научной работы на тему «Роль земельной политики в рынке, учёте и использовании земель сельскохозяйственного назначения в республике Мордовия»

УДК 338.43; 332.2.021

Доктор биол. наук В.Л. БОГДАНОВ (ФГБОУ ВО СПбГУ, lab.naz.eco@gmail.com) Аспирант В.Э. МАЛИНИН (ФГБОУ ВО СПбГУ, lab.naz.eco@gmail.com) Доктор с.-х. наук В.В.ТЕРЛЕЕВ (ФГБОУ ВО СПбГАУ, vitaly_terleev@mail.ru) Доктор техн. наук Э.А. КРЕМЧЕЕВ (ФГБОУ ВО СПГУ, Горный университет, kremcheev_ea@pers.spmi. ги)

РОЛЬ ЗЕМЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЫНКЕ, УЧЁТЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Начало земельной реформы в Российской Федерации было положено принятием 12 декабря 1993 года Конституции РФ, которая закрепила право частной собственности на землю. В результате этой реформы было принято земельное законодательство, создано земельное право, появилась новая структура по организационно-правовым формам землепользований, (фермерские и личные подсобные хозяйства, акционерные общества, товарищества и т.д.), сформировались правовые основы платного землепользования, были введены методы экономического регулирования земельных отношений, сформировалась автоматизированная система кадастрового учета недвижимости. Проведение земельной реформы в РФ явилось основой для формирования государственной земельной политики, базирующейся на основных принципах земельного законодательства.

Цель исследования - изучить влияние новой земельной политики на эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения и рынок земли в Республике Мордовия.Задачи исследований - выявить динамику площадей пахотных земель и посевных площадей за время проведения земельной реформы; изучить современное состояние земельных отношений и рынка земли на территории республики; установить проблемы постановки на кадастровый учёт земельных участков.

Материалы, методы и объекты исследования. В процессе работы использовалась нормативная правовая документация, данные статистического учета, монографии и статьи, картографические материалы. Исследование осуществлялось при помощи анализа и синтеза, исторического, статистического, сравнительно-географического, картографического и графического методов. Объект исследований - земли сельскохозяйственного назначения в Республике Мордовия.

Результаты исследования. Земельная реформа в первое десятилетие её проведения негативно повлияла на сельскохозяйственное производство как в целом по стране, так и в субъекте РФ - Республике Мордовия. Отсутствие государственной поддержки землепользователей и контроля за использованием земель привели к тому, что значительная часть бывших членов совхозов и колхозов не использовали свои земельные доли. В результате сформировался земельный рынок. Значительная часть земель сельскохозяйственного назначения была переведена в другие категории земель и заброшена из-за невостребованности земельных долей. В результате в РФ произошло резкое сокращение площадей сельскохозяйственных земель. С 1990-го по 2015 г. в нашей стране из хозяйственного оборота было выведено более 30 млн. га пашни. В 1989 г. в РСФСР насчитывалось 132,8 млн. га пашни, под посевами культур было занято 119,058 млн. га (90% общей площади пашни). С 1989 г. в результате ликвидации сельскохозяйственных предприятий в нашей стране начинается обвальное падение посевных площадей. В Республике Мордовия за этот период посевные площади сократились на 385,5 тыс. га, или на 34% [1].

Природно-климатические условия Мордовии способствуют развитию здесь сельского хозяйства. На большей части её территории в восточных, центральных и южных районах распространены наиболее плодородные земли с преобладанием чернозёмов и серых лесных

почв. В структуре валового регионального продукта (ВРП) республики сельское хозяйство занимает более 14%. В сельскохозяйственной и лесной отраслях занято около 20% населения, что позволяет отнести Мордовию к аграрно-промышленному региону. Поэтому состояние сельскохозяйственных земель в республике играет важную роль в её экономике [2].

Земельный фонд Республики Мордовия составляет 2 612,8 тыс. га. С момента начала реформы республика оставалась в прежних границах и суммарная площадь её не менялась. На 1 января 2018 г. площадь земель сельскохозяйственного назначения составляла 1 671 тыс. га, что соответствует 64% территории Мордовии. На долю площади сельскохозяйственных угодий в настоящее время приходится 63% земельного фонда. Пашня в структуре сельскохозяйственных угодий занимает 1 084, 8 тыс. га или 65, 5%. Эти данные указывают на довольно высокую освоенность территории республики. За время проведения земельной реформы площади сельскохозяйственных земель постоянно сокращались. Особенно быстрое их сокращение наблюдалось с 1990-го по 1998 г., - на 8%. Основными причинами уменьшения площадей сельскохозяйственного назначения явился перевод их в категорию запаса из-за неиспользования по назначению. За 2015 и 2017 гг. площадь сельскохозяйственных угодий сократилась только на 0,3 %. Темпы сокращения площадей пашни в республике с 2009-го по 2017 г. снизились (рис.). Этому способствовали частные инвестиционные проекты, стартовавшие в 2006-2007 гг., а также заинтересованность производителей сельскохозяйственной продукции в результате внедрения и реализации национального проекта и осуществления государственной программы по развитию сельского хозяйства. Эта программа включала систему кредитования и государственного финансирования отрасли, которые продолжились в 2013 году.

Изменение площади пашни в 2001-2017 гг.

1150 1140

2 ИЗО

■г 1120

I 1110

I 1100

с

л 1090

Í" 1080

о

,5 1070 1060 1050

2001 2003 2005 2007 2009 2011 2013 2015 2017 Рис. Изменение площади пашни в Республике Мордовия в 2001-2017 гг. (По данным [3], [4]).

Кроме площади пашни важным показателем, характеризующим использование земель сельскохозяйственного назначения, является посевная площадь. Посевная площадь в Республике Мордовия составляет 739,1 тыс. га, т.е. только 68,13% площади пашни. Более 50% площади пашни не используется в Зубово-Полянском и Большеберезниковском районах. Территории их входят в зону лесов и малопродуктивных дерново-подзолистых почв. Под чистым паром в республике находится 118,6 тыс. га, что составляет 11% пашни. Около 22% площади пашни вовсе не задействованы в сельскохозяйственном производстве.

Данные территории могут являться резервом для увеличения посевных площадей и дальнейшего развития сельского хозяйства. Однако неиспользование этих земель ведет к их зарастанию кустарниково-древесной растительностью, заболачиванию деградации почв, что приводит к исключению значительных площадей потенциально ценных земель из

сельскохозяйственного оборота. В первую очередь в республике забрасывались наименее продуктивные земли. Они в наибольшей степени подверглись негативным процессам, которые привели к деградационным процессам, при этом снизилась вероятность их возвращения в сельскохозяйственный оборот и возросла вероятность перевода их в земли запаса.

Рыночные отношения в сельском хозяйстве повлияли на структуру посевных площадей Мордовии. В структуре посевных площадей наибольшая доля в республике приходится на зерновые культуры Зерновыми сейчас засевается почти 60% посевных площадей, при этом наиболее велика доля пшеницы (30% всех посевных площадей Мордовии). Преимущественно их возделывают крупные сельскохозяйственные предприятия. Производство зерна является наиболее выгодным с точки зрения экономики и обеспечения продовольственной безопасности страны. При этом площади посевов картофеля и овощебахчевых культур уменьшились, посевные их площади составляют всего 3% от всех посевов. Под техническими культурами, и в первую очередь, сахарной свеклой, площади посевов существенно увеличились. Это связано с экономической выгодой для сельскохозяйственных предприятий, обусловленной высокой урожайностью данной культуры в Мордовии (более 40 т/га). Доля кормовых культур в структуре посевных площадей меньше, и составляет 29%, причем 19% принадлежит многолетним травам. Введение многолетних трав в почвозащитный севооборот способствовал не только созданию кормовой базы для животноводства, но и предотвращению эрозионных процессов земель и поддержания почвенного плодородия.

В результате проведения земельной реформы в республике возникли новые земельные отношения. Происходящие изменения отразились на структуре собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Доля земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, увеличилась с 33,5% в 2012 г. до 41,57% в 2017 г. Площадь земель данной категории, находящихся в муниципальной собственности, за этот период увеличилась с 0,8 тыс. га до почти 144 тыс. га. Подобные трансформации позволили повысить эффективность использования данных земель и вовлечь их в сельскохозяйственный оборот, в основном, путем сдачи в аренду сельскохозяйственным предприятиям и гражданам для ведения сельского хозяйства.

Таким образом, к 2018 году распределение земель сельскохозяйственного назначения по формам собственности выглядит следующим образом: в собственности граждан находятся 798 тыс. га, что соответствует 48,16%, в государственной и муниципальной собственности - 688,8 тыс. га, или 41,57%, в собственности юридических лиц - 170,3 тыс. га, что составляет 10,28% [3].

При этом в настоящее время наблюдаются следующие тенденции: доля земель в государственной и муниципальной собственности увеличивается, а доля собственности граждан уменьшается за счет увеличения муниципальной собственности, а также продолжающегося приобретения земельных долей организациями, юридическими лицами, в результате чего доля собственности последних продолжает увеличиваться.

Подобный курс изменений можно назвать положительным, так как именно переход земель к крупным сельскохозяйственным организациям обеспечивает наибольшую эффективность использования земель, их наибольшую вовлеченность в сельскохозяйственный оборот. С переходом земель сельскохозяйственного назначения к сельскохозяйственным организациям в республике с 2003 года наблюдалось нивелирование негативных тенденций сокращения площади пашни и посевных площадей.

В настоящее время именно сельскохозяйственным предприятиям и организациям в Мордовии принадлежит ведущая роль в масштабах использования сельскохозяйственных земель. В общей сложности ими используется 1 249,3 тыс. га (71,1%), из которых 1 074,9 тыс. га - сельскохозяйственные угодья (68,2%), в то время как граждане используют для ведения сельского хозяйства лишь 516,3 тыс. га (28,9%), 500,6 тыс. га сельскохозяйственных угодий (31,8%). Общая структура землепользователей (в отношении сельскохозяйственных земель) такова: производственные кооперативы используют 41%

сельскохозяйственных земель; хозяйственные товарищества и общества - 24% [3]. Остальные категории хозяйств, в том числе все формы использования сельскохозяйственных земель гражданами и их объединениями, в сумме не превышают долю даже только производственных кооперативов.

Таким образом, общее увеличение площадей, используемых сельскохозяйственными предприятиями, обусловлено именно переходом к современным формам земельно-имущественных отношений (собственность и аренда), обеспечивающих более эффективное использование земель, что подкрепляется фактом перехода земель в собственность тех, кто ее обрабатывает.

Земельный рынок в Мордовии представлен преимущественно куплей - продажей и арендой земельных участков. Данные сделки связаны с выкупом сельскохозяйственными предприятиями участков, ранее предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, что уже было обозначено ранее как шаг вперед в развитии рынка земель сельскохозяйственного назначения региона, поскольку обеспечивает переход к современным имущественным правам и отношениям. В 1917 г. органами государственной власти и местного самоуправления было совершено сделок продажи земельных участков площадью 2,2 тыс. га. Около 88% данных сделок состояло в продаже земельных участков гражданам для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства и других целей, но по площади они составляют только 4,5%. Остальную часть составляет продажа земельных участков юридическим лицам для осуществления предпринимательской деятельности - 91,7% от всех сделок [5]. Из всех участков, сдаваемых органами государственной власти и муниципалитетами в аренду для ведения сельского хозяйства, гражданам, сельскохозяйственным предприятиям и организациям, почти 90% относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения. При этом 40% этих земель арендуется именно гражданами, из них 27% используются гражданами для выпаса скота и сенокошения.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в аренду является в Мордовии самой распространенной формой земельных отношений. На 1 января 2016 года 264,6 тыс. га государственных и муниципальных земель в Мордовии находились в аренде у 102,5 тыс. арендаторов. По сравнению с 2010 годом данный показатель существенно увеличился (на 12% по площади и на 15% по количеству), что свидетельствует о продолжении развития данной формы земельных отношений. Развитие рынка происходит также путем выкупа земель, ранее предоставленных землепользователями на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Проблемами постановки на кадастровый учёт земельных участков (недвижимость) в Мордовии являются отсутствие занесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) описания местоположения границ земельного участка на местности, установленного на основании Федерального закона № 218-ФЗ, требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. В садоводствах большинство зданий, права на которые зарегистрированы, не имеют координатного описания и из данных ЕГРН не усматривается какая-либо связь с земельным участком, на котором расположено здание [6].

Поэтому для решения этих проблем в настоящее время в Республике Мордовия проводятся комплексные кадастровые работы (ККР) в соответствии с требованиями Федерального закона № 221-ФЗ [7]. Результатом проведения ККР является представление карт-планов территорий в орган регистрации прав для внесения сведений об объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости и получение документов, подтверждающих информацию о внесении сведений в ЕГРН.

Выводы:

1. В течение первого десятилетия проведения земельной реформы в результате ликвидации государственной монополии на землю и прекращения государственной поддержки сельскохозяйственного производителя, отсутствие заинтерисованности граждан, получивших в собственность земельные доли, явилось причиной значительного сокращения площадей ценных сельскохозяйственных земель, что привело к деградации земель на

невостребованных сельскохозяйственных угодьях. В настоящее время 22% площадей пашни в республике не вовлечены в сельскохозяйственный оборот.

2. Природно-ресурсный потенциал региона способствует на большей части территории республики развитию сельского хозяйства. Эта отрасль играет большую роль в экономике республики, что выражается в его доле ВРП (14,4%);

3. На прекращение сокращения площадей пашни и стабилизацию посевных площадей в республике оказали государственные программы развития сельского хозяйства и частные инвестиционные проекты, стартовавшие в 2006-2007 гг. В структуре посевов зерновые культуры занимают около 60% как наиболее экономически выгодные. Из технических культур преимущественно в республике возделывают сахарную свеклу, которая даёт устойчивые урожаи и востребована на рынке.

4. Земельная политика в Мордовии положительно повлияла на увеличение доли юридических лиц в структуре собственности на земли сельскохозяйственного назначения; происходит укрупнение хозяйств; растет роль сельскохозяйственных предприятий и организаций, способных более эффективно использовать землю.

5. Рынок земель сельскохозяйственного назначения в Мордовии развивается в основном за счет аренды государственных и муниципальных земель (около 90% сделок), роль которой стала особенно расти после изменений 2010 года, обеспечивших переход в муниципальную собственность земельных участков в счет невостребованных земельных долей с последующей передачей их в аренду. При этом развитие рынка происходит также путем выкупа земель, ранее предоставленных землепользователями на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Л итература

1. Посевные площади в регионах России 1970-2015 гг. http://politinform.su/ekonomika-i-finansy/69276-posevnye-ploschadi-v-regionah-rossii-1970-2015-gg.html (дата обращения: 25.08.2018).

2. Мордовия: Стат. ежегодник // Мордовиястат. - Саранск, 2017. - 439с.

3. Региональные доклады о состоянии и использовании земель Республики Мордовия в 2015-2017 гг. // https://rosreestr.ru/site/open-service/statistika-i-analitika/regionalnjy-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-respublike-mordoviya (дата обращения: 25.08.2018).

4. Государственные (национальные) доклады о состоянии и использовании земель Российской Федерации https://rosreestr.ru/site/activity/gosudarstvennyy-monitoring-zemel/sostoyanie-zemel-rossii/gosudarstvennyy-natsionalnyy-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzova-nii-zemel-v-rossiyskoy-federatsii/ (дата обращения: 25.08.2018).

5. Гатилова Е.В., Седашкина Т.И. Механизм государственного регулирования земельного рынка - https://www.rae.ru/forum2012/276/2457 (дата обращения: 25.08.2018).

6. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

7. Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее -Федеральный закон № 221-ФЗ).

Literatura

1. Posevnye ploshchadi v regionah Rossii 1970-2015 gg. http://politinform.su/ekonomika-i-finansy/69276-posevnye-ploschadi-v-regionah-rossii-1970-2015-gg.html (data obrashcheniya: 25.08.2018).

2. Mordoviya: Stat. ezhegodnik // Mordoviyastat. - Saransk, 2017. - 439s.

3. Regional'nye doklady o sostoyanii i ispol'zovanii zemel' Respubliki Mordoviya v 2015-2017

gg. // https://rosreestr.ru/site/open-service/statistika-i-analitika/regionalnjy-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-respublike-mordoviya (data obrashcheniya: 25.08.2018).

4. Gosudarstvennye (nacional'nye) doklady o sostoyanii i ispol'zovanii zemel' Rossijskoj Federacii https://rosreestr.ru/site/activity/gosudarstvennyy-monitoring-zemel/sostoyanie-zemel-

rossii/gosudarstvennyy-natsionalnyy-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzova-nii-zemel-v-rossiyskoy-federatsii/ (data obrashcheniya: 25.08.2018).

5. Gatilova E.V., Sedashkina T.I. Mekhanizm gosudarstvennogo regulirovaniya zemel'nogo rynka - https://www.rae.ru/forum2012/276/2457 (data obrashcheniya: 25.08.2018).

6. Federal'nyj zakon ot 13.07.2015 № 218-FZ «O gosudarstvennoj registracii nedvizhimosti».

7. Federal'nyj zakon ot 24.07.2007 № 221-FZ «O kadastrovoj deyatel'nosti» (dalee - Federal'nyj zakon № 221-FZ).

УДК 502.56

Канд. геогр. наук А.Г. ОСИПОВ (ВКА имени А.Ф. Можайского, zoyaks @yandex.ru) Канд. экон. наук В.В. ГАРМАНОВ (ФГБОУ ВО СПбГАУ, garmanovv@mail.ru) Аспирант Е.Л. УВАРОВА (ФГБОУ ВО СПбГАУ, katrinka-66@mail.ru)

ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНО-АГРАРНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОЛАНДШАФТОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

В условиях усиливающихся процессов деградации земель особенно важным является учет природно-аграрного потенциала ландшафтов при формировании сельскохозяйственных угодий. Актуальность исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития общества особую остроту приобретают вопросы организации экологически безопасного землепользования [1].

Используемые в практике землепользования научно-методические подходы к оценке природно-аграрного потенциала ландшафтов несовершенны, т.к. подавляющее большинство из них не учитывает воздействие аграрного производства на природную среду, что приводит к существенным сложностям в установлении правового режима и условий рационального использования земель, а также к неэффективному применению экономического механизма регулирования земельных отношений.

Целью данного исследования является разработка метода геоэкологической оценки природно-аграрного потенциала ландшафтов с использованием геоинформационных систем.

В основу исследования была заложена следующая гипотеза: разработанный метод геоэкологической оценки природно-аграрного потенциала ландшафтов позволит повысить качество информационного обеспечения работ по землеустроительному и градостроительному проектированию, что, как следствие, обеспечит эффективность принимаемых управленческих решений в области экологически безопасного землепользования.

Материалы, методы и объекты исследования. На необходимость совершенствования информационного обеспечения при управлении земельными ресурсами и их охраны неоднократно указывали С.Н. Волков, Н.В. Комов, В.В. Милосердов, В.Н. Хлыстун, А.А. Варламов, П.Ф. Лойко, А.П. Огарков, Д.Б. Аратский, В.Р. Беленький, В.А. Вашанов, С.А. Гальченко, Т.А. Емельянова, Н.А. Кузнецов, С.И. Сай, А.А. Фадеев и др. Из зарубежных ученых значительный вклад в разработку данных вопросов внесли Г. Гаттербауэр, Ф. Грайф, Э. Гайссе, В. Зехер и др.

Однако, используемое в настоящее время для управления земельными ресурсами информационное обеспечение не в полной мере соответствует современным требованиям. Это, в первую очередь, связано с недооценкой влияния аграрного производства на экологическое состояние ландшафта.

В основу разработанного авторами метода заложены два ключевых понятия: природно-аграрный потенциал ландшафтов и его геоэкологическая оценка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.