Научная статья на тему 'Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»: взгляд десять лет спустя'

Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»: взгляд десять лет спустя Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
204
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»: взгляд десять лет спустя»

РАЗМЫШЛЕНИЯ, СООБЩЕНИЯ, КОММЕНТАРИИ

В.П. Пашков

ЗАКОН «ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ»: ВЗГЛЯД ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Пашков Владимир Петрович - кандидат экономических наук,

ведущий научный сотрудник

Института аграрных проблем РАН (Саратов).

Поземельные отношения в России регулируются Земельным кодексом РФ, охватывающим семь категорий земельного фонда страны. Это категории земель: 1) сельскохозяйственного назначения; 2) населенных пунктов; 3) промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения; 4) особо охраняемых территорий и объектов; 5) лесного фонда; 6) водного фонда; 7) запаса. Однако специфика самого сельского хозяйства, а также непредвиденный и не просчитанный (не проанализированный) вовремя вариант обострения состояния поземельных отношений в связи с созданием земельных долей и образованием в их счет мелких земельных участков потребовали принятия ряда дополнительных нормативных актов по землям сельскохозяйственного назначения. В результате долгой и кропотливой работы в законодательстве появился отдельный Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»1.

В Государственную думу РФ было внесено семь проектов закона: шесть от разных депутатских фракций и один от правительства, который и был принят 26 июня 2002 г.

Закон регулирует отношения по владению, пользованию, распоряжению земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения оборота земельных участков и долей в

1. Федеральный закон от 24 июля 2002 г № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Подписан Президентом Российской Федерации В. Путиным 24 июля 2002 г. В редакции Федерального закона № ЯЗ-ФЗ от 08.05.2009 г. 174

праве общей собственности на них, различных сделок по таким земельным объектам, а также определяет условия предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятия участков в государственную или муниципальную собственность.

Действие закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом.

В результате проведенной земельной реформы в России ориентировочная численность собственников земельных долей составила более 12 млн. человек. По данным Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2008 г., на 1 января 2009 г. их численность составила 10,6 млн. человек. К настоящему времени из них только 1,4 млн., или 11%, осуществили государственную регистрацию прав (1, с. 48).

Большая часть земель сельскохозяйственного назначения находится в государственной и муниципальной собственности - 273,4 млн. га (68%); в собственности граждан - 120,7 млн. (30%); в собственности юридических лиц - 8,2 млн. га (2%). Из всех земель России, находящихся в частной собственности, на долю земель сельскохозяйственного назначения приходится 97% (128,9 млн. га), из них 107,85 млн. га (более 83,6%) составляют земельные доли граждан, включая доли в праве общей совместной собственности, а также в фонде перераспределения. Площадь невостребованных земельных долей из них оценивается в 25,6 млн. га (23,9%) (там же).

Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения, на которые юридические лица зарегистрировали долю в праве общей собственности, составила 419,6 тыс. га. Однако юридические лица приступают к практике аренды и выкупа земельных долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения у граждан - собственников земельных долей. Статистических данных по такой практике нет, она не получила пока широкого распространения.

Российской Федерации, субъектам Федерации и муниципальным образованиям принадлежали доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на площади 327,5 тыс. га.

В целом по России более 86% площади земель, переданных в частную собственность гражданам, занимают земельные доли. Однако в течение последних десяти лет в счет земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения выделено (сформировано земельных участков) и зарегистрировано в праве общей собственности на землю, принадлежащей гражда-

нам, юридическим лицам, Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям 0,4 млн. земельных участков на площади 17,6 млн. га, что составляет лишь 16,4% от площади всех земельных долей (1, с. 50, табл. 1.13). Этого очень мало, и это очень плохо.

Создание в ходе реформы на гигантской земельной площади землевладений в форме мелких земельных долей является крупной ошибкой реформаторов. Земельные доли все 20 лет портили, портят сегодня и еще долго будут портить земельный фонд страны. Главная проблема для властей сегодня - что и как делать с этими долями. За десять последних лет они уменьшились лишь на 8,0 млн. га, т.е. на 9,2%, а количество граждан - собственников земельных долей уменьшилось лишь на 1,2 млн. человек, т.е. на 10,2% (см. табл. 1). Если дело и дальше будет двигаться такими темпами, то страна и в XXII век может войти с земельными долями.

Таблица 1

СВЕДЕНИЯ О ЗЕМЕЛЬНЫХ ДОЛЯХ РОССИИ

№ п/п Наименование На 1 января 1999 г. На 1 января 2009 г. Изменение в млн. и %

1 Земли реорганизованных сельскохозяйственных предприятий, переданные гражданам с правом собственности на земельную долю (млн. га) 115,4 107,4 - 8,0 (9,2%)

2 Средняя площадь земельной доли, приходящаяся на 1 человека в га 9,8 10,1 0,3

3 Из них земельные участки общей долевой собственности, сформированные и зарегистрированные после вступления в силу Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ: - общая площадь (млн. га) - количество (млн.) 17,6 0,4

4 Средняя площадь сформированного земельного участка в га 44,0

Источник: Рассчитано по данным Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2008 г. С. 51. Таблица 1.1.4.

Примечание: В строку 3 вошли площади, зарегистрированные в качестве доли в праве общей собственности на землю, принадлежащей гражданам, юридическим лицам, Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям.

В настоящее время имеет место еще и правовая неразбериха с большим количеством земельных долей. Форсирование приватизации земли привело к появлению различных ошибок в документах, подтверждающих то или иное право на землю. И сегодня нередко процесс ликвидации, реорганизации организаций не завершается принятием решения о прекращении или изменении

права хозяйствующего субъекта на землю и оформлением в установленном порядке соответствующих документов, подтверждающих возникшие новые права на землю. Дальнейшая судьба таких земельных участков (или земель) не всегда окончательно определяется, даже в случае их переводов в установленном порядке в другую категорию земель или зачисления в фонд перераспределения земель.

Столь же сложна и длительна во времени процедура прекращения права у одного субъекта и возникновения прав у другого субъекта прав на земельный участок, даже в наипростейшем случае отказа человека от права на землю.

Это привело к тому, что в стране на 1 января 2009 г. 15,6 млн. га земель учтены в кадастровых документах как земли, используемые производителями товарной сельскохозяйственной продукции, в то время как обладатели прав на эти земли в реестрах юридических и физических лиц отсутствуют. В год таких земель прибавляется по 1,0-1,5 млн. га (1, с. 13).

По нашему мнению, необходима глубокая коррекция земельной реформы в стране, соответственно необходимо менять земельное законодательство.

Рассмотрим в этой связи противоречия и недоработки Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Земельный кодекс России по всем вопросам предоставления, использования и распоряжения землями сельскохозяйственного назначения отсылает к ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (п. 6 ст. 27, п. 5 ст. 79, ст. 81 и 82).

Власти России пошли на такой юридический компромисс, чтобы выйти из тупиковой социальной ситуации, сложившейся в обществе в течение многолетних обсуждений, согласий и разногласий по вопросу купли-продажи земли. Идея вычленить из ЗК в отдельный федеральный закон вопросы регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения была озвучена на заседании круглого стола у президента РФ 26 декабря 1997 г. Здесь же было принято решение подготовить в развитие ЗК РФ пять первоочередных федеральных законов: «О государственных и муниципальных землях» (принят с названием «О разграничении государственной собственности на землю»), «О государственном земельном кадастре», «О землеустройстве», «О государственном регулировании и особенностях ограниченного оборота земель сельскохозяйственного назначения» (принят с названием «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») и «Об оценке земель».

Согласно п. 1 ст. 2 Закона участниками отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. На самом деле круг таких участников более широк. Сюда вхо-

дят и иностранные государства, религиозные организации, церковь, некоммерческие объединения и др.

Закон в ст. 3 «Права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения» так определяет их права. Они «могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды». Сегодня в условиях обострения в мире поземельных отношений из-за ограниченности земельных ресурсов, роста спроса и цен на землю ограничение прав таких лиц крайне необходимо. Известно, что отдельные страны (например, Китай) скупают в других странах земли, к тому же по возможности пытаясь перевести их в свою государственную собственность. Поэтому введенные здесь масштабы ограничений недостаточны. Получается, что достаточно той же китайской стороне иметь долю в уставном (складочном) капитале предприятия в 50%, и она вправе приобретать землю в частную собственность. Права одного иностранного лица и всех остальных лиц здесь равны. К тому же нельзя исключать вариант создания подставных лиц.

Закон в ст. 4 определяет предельные размеры (минимальные и максимальные) и требования к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Закон в п. 1 ст. 4 говорит: «Минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства». Далее он запрещает «совершение сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, если в результате таких сделок образуются новые земельные участки, размеры и местоположение которых не соответствуют требованиям, установленным настоящей статьей».

Сделки могут совершаться только с существующими земельными участками и не могут совершаться с участками, образовавшимися от сделок. Здесь законодатель с добрыми намерениями стремится ограничить дробление земельных участков посредством регулирования совершения сделок. Однако более логично было бы это сделать посредством образования новых участков.

Закон оправданно не разрешает «выдел земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель, если размер выделяемого в натуре (на местности) земельного участка меньше устанавливаемого субъектами Российской Федерации в соответствии 178

с требованиями земельного законодательства предельного минимального размера земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель». Мелиорация обошлась стране в прошлом очень дорого. И эти земли следует беречь в первую очередь - им не страшны засуха, морозы, они дают постоянно высокие урожаи. Однако далее закон предусмотрел лазейку для приватизации и дробления орошаемых и осушаемых земель. «Требования настоящего пункта не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации». Этот пункт Закона по своему содержанию соответствует концепции земельной реформы в России 20-летней давности, в основе которой лежали приватизация в форме мелких земельных долей, расширение и укрепление частной собственности на землю, развитие фермерства и разукрупнение крупных коллективных хозяйств. Эти идеи не оправдали себя. Поэтому данный пункт статьи необходимо пересмотреть. Задача сохранения в хорошем состоянии орошаемых земель первична по отношению к задаче поддержания фермерства и ЛПХ.

Далее. Существуют два различающихся понятия: предельные размеры площади земли, которая может находиться в собственности или землепользовании, и предельные размеры земельных участков. Содержание понятия «предельные размеры» раскрывается через минимальные и максимальные размеры по площади земли.

Предельные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения - это их минимальные и максимальные размеры по площади земли, устанавливаемые государственным законодательством об агротехническом землеустройстве. В свою очередь, и минимальные и максимальные размеры участков могут быть как низкими, так и высокими. Мировой опыт говорит, что чаще всего устанавливаются минимальные размеры площадей земли, ниже которых формировать самостоятельные земельные участки просто нельзя. Этого требует научно-технический прогресс и, как следствие, более прогрессивное агротехническое землеустройство. Максимальные размеры площадей земельных участков, как правило, не устанавливаются, поскольку это противоречит требованиям научно-технического прогресса, особенно современного.

Закон в п. 1 ст. 4 «Предельные размеры и требования к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения» устанавливает, что минимальные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются субъектами РФ в соответствии с Законом РФ о землеустройстве. Это предполагает, что практическое установление минимальных размеров земельных участков в регионах не должно приводить к фрагментации земель, чересполосице, вклиниванию, вкраплива-нию, дальноземью, изломанности границ и т.п. Это также предполагает исключение вариантов (возможности) формирования земельных участков таких низких размеров и такой конфигурации, которые не позволят использовать современные высокопроизводительные технологии, большие тракторы или комбайны. Однако существует ст. 19.1 «Применение отдельных положений настоящего Федерального закона» (введена ФЗ РФ от 07.07.2003 № 113-ФЗ), которая приравнивает такие размеры к размерам крестьянского (фермерского) хозяйства. «Минимальные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренные пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, приравниваются к минимальным размерам земельных участков, устанавливаемым в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства». Но данная статья Кодекса говорит лишь о том, что такие размеры участков «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства устанавливаются законами субъектов Российской Федерации», а «для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления». Какие размеры земельных участков установят на местах? Похоже, что это федерального законодателя не интересует. Пункт о приравнивании минимальных размеров вообще земельных участков к минимальным размерам земельных участков для крестьянских (фермерских) хозяйств остался от дурного прошлого, его существование является анахронизмом. Этот пункт также должен быть пересмотрен.

Максимальные размеры земельных участков в аспекте агротехнической стороны землеустройства федеральное земельное законодательство РФ не устанавливает. И это правильно, поскольку максимизацию таких размеров требует современный научно-технический прогресс.

Однако пункт 2 этой же статьи Закона противоречит названию статьи, поскольку в нем говорится совершенно о другом: «Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта Российской Федерации равным не менее чем 10 процентам об-180

щей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков» (п. 2 в ред. ФЗ от 18.07.2005 № 87-ФЗ). Сколько ни перечитывай этот пункт - несуразица. Но опечатки здесь нет. В данной норме Закона, где говорится о максимальном размере общей площади, на самом деле речь должна идти о минимальном. Закон перепутал минимальное с максимальным. Ибо нормативное определение размера «в не менее чем Х единиц» логически означает установление исключительно минимального предела, а нормативное определение размера «в не более чем Х единиц» логически означает установление исключительно максимального размера.

Но еще важнее следующее. В этом пункте Закон неожиданно бросает тему регулирования предельных размеров земельных участков в соответствии с агротехническими требованиями, т.е. с землеустройством, и переходит к теме чисто общественно-экономической, к теме регулирования «размера общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий», которые расположены на территории одного административно-территориального образования субъекта РФ и могут находиться в частной собственности граждан и юридических лиц. Закон устанавливает для субъектов РФ право устанавливать этот размер «в не менее чем 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий» в границах одного административно-территориального образования. Больше можно, но меньше нельзя. Это положение Закона диктовалось будущими земельными олигархами.

Ведь можно установить и 100%. Данный федеральный закон позволяет субъектам Федерации устанавливать землевладения в форме частной собственности в масштабах всего муниципального района. Информации о появлении в стране единого полного земельного собственника в масштабах какого-либо района пока еще нет. Но появляется информация об изобилии достаточно крупных земельных собственников, которых называют и в печати, и в народе латифундистами, лендлордами, земельными олигархами.

Получается, что ограничений максимальных размеров общей площади земельных участков, которые могут находиться в собственности одного лица в рамках одного административно-территориального образования, в Законе не предусмотрено, но предусмотрен беспредел размеров их общей площади. Субъекты РФ теперь вправе устанавливать этот размер в пределах от 10 до 100% всей площади сельхозугодий административно-территориального образования районного уровня. Поэтому, согласно Закону, логически допустима, хотя и с малой вероятностью, такая конкретно-историческая ситуация, когда всего лишь два лица (гражданские или юридические) смогут иметь в частной собственности до 100% земель районного муниципального образования - у одного 10%, у другого 90% площади района. Поскольку Закон не запрещает, не ограничивает такой порядок приобретения земель в других районах одной

области и в других районах всех других областей РФ, постольку логически допустимо возникновение и конкретно-исторической ситуации, когда два лица (гражданских или юридических) смогут иметь в частной собственности до 100% сельхозугодий (возможно, даже всех земель сельскохозяйственного назначения) не только одной области, но и нескольких областей, вплоть до всей страны.

К началу 2009 г. в РФ имелось 1868 административно-территориальных муниципальных образований районного уровня. В случае, если все субъекты РФ могли установить единый размер такой общей площади в 10%, то собственниками сельхозугодий всей страны могли стать не более 18 680 человек, а точнее в возможных пределах от 3736 человек до 18 680 человек. Совершенно ясно, что установленные Законом минимальные размеры такой общей площади являются крайне высокими. Они ведут к возникновению невиданных ранее в мире латифундий и узкого слоя латифундистов. Закон, похоже, и не собирался наделять землей массово простых крестьян. Эта статья Закона направлена прямо против трудового крестьянства. Положения статьи диктовались будущими земельными олигархами.

Ситуация усугубляется тем, что вопрос о реальных размерах земельной собственности федеральное земельное законодательство передало на региональный уровень. Регионов в России много и всюду этот вопрос решается по-разному. Приведем несколько примеров по размерам крестьянских (фермерских) хозяйств устанавливаемых регионами. Согласно Закону Чувашской Республики о нормах предоставления земельных участков гражданам в Чувашской Республике для таких хозяйств, минимальные размеры земельных участков устанавливаются в 1 га, а максимальные в 5 га. В Московской области минимальные размеры земельных участков установлены в 2 га, а максимальные уже в 40 га. В Республике Башкортостан предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, составляют: «от размера среднерайонной земельной доли (пая) до 50 га». В Республике Татарстан минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, устанавливаются «в размере среднерайонной нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан, установленной на момент приватизации сельскохозяйственных угодий в соответствии с законодательством». Предельные максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, устанавливаются в размере «не более максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица». В Саратовской области стараниями бывшего губернатора Д.Ф. Аяцкова установлены: минимальный размер - 2 га, а максимальный - «30 процентов 182

от общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории одного муниципального района».

Максимальные и минимальные размеры общей площади земельных участков, которые могут находиться в частной собственности граждан и юридических лиц, в свою очередь, бывают низкими и высокими. Мировой опыт говорит, что максимальные размеры чаще всего устанавливаются в условиях дефицита земель при высоком спросе на них. Мировой опыт также говорит, что предельные размеры площадей земли устанавливаются в отдельных странах не только при передаче в собственность, но и при передаче в аренду. Установление минимальных и максимальных размеров площадей используемых земель, как высоких, так и низких, позволяет регулировать поземельные отношения в рамках здоровой конкуренции и ограничиваемого монополизма.

Власти страны осознают пагубность существования землевладений в форме земельных долей, однако осторожничают со скоростью их сокращения и элиминирования. Причина этого скорее всего кроется в страшном социальном расслоении общества, росте богатства одной группы людей и обеднения широких масс населения, в первую очередь на селе. В то же время власти политически и идеологически привержены идее частной земельной собственности, реализации которой на данном этапе способствует сохранение земельных долей.

И поэтому когда Закон в своей новой редакции статьей 5 защищает земельные доли в праве общей собственности на землю, он тем самым защищает и общую собственность. Он требует отчуждения (возвращения) от собственника земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок: «в случае, если их владение влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником». Более того, Закон возлагает на органы государственной власти ответственность за сроки и обязательность проведения отчуждения. «Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона (пункт о максимальных размерах. - В.П.), обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах)». В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести такие объекты, Закон требует: «этот земельный участок или эту долю должен приобрести субъект Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта

Российской Федерации, должно приобрести муниципальное образование по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности».

Со сказанным здесь связано и то, что Закон статьей 8 предусмотрел преимущественное право покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для субъекта Российской Федерации и муниципального образования «по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов». Конечно, это правильно. Поскольку желающих покупать земельные доли находится немного (площадь заброшенных земель и невостребованных земельных долей превышает 50 млн. га), постольку власти и решили поддержать таких землевладельцев - постепенно скупать их доли по рыночной цене, сложившейся в данной местности. Одновременно с этим будет сокращаться и их количество.

Закон в ст. 9 п. 3 предусмотрел, что договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть заключен на срок, не превышающий 49 лет. Установление предельного минимального срока аренды земельного участка Закон передает субъектам Российской Федерации. И то, и другое правильно. Но вот п. 9 этой статьи гласит, что площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается. Данное положение Закона далеко от интересов трудового крестьянства. Получается, что можно брать в аренду земли целыми районами. Это в интересах не только новоявленных лендлордов, но и, больше всего, в интересах земельных спекулянтов. Поясним почему.

Земли населенных пунктов являются сегодня и останутся в будущем самыми дорогими среди других земель. А земли сельскохозяйственного назначения, как и земли лесного фонда, являются пока самыми дешевыми. Различия в ценах первых и вторых тысячекратные. Спекулянт может приобрести 10-20 тыс. га земли в одном районе (сначала в аренду, затем в собственность) после чего однажды, лет через пять, он обязательно отыщет благовидный предлог перевести несколько участков всего в 30-50 га общей площадью в земли поселений. Дело сделано, остальные земли можно даже бросить.

Согласно статье 10 п. 1, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Это новое положение Закона необходимо лишь для сотрясения воздуха. Оно не будет работать, поскольку торги будет трудно организовать из-за недостатка, даже отсутствия требуемого количества реальных покупателей. Напомним, что американское антимонопольное законодательство признает нормальными торги с минимальным количеством покупателей из трех лиц. Больше можно, меньше нельзя. По-

этому на наших торгах чаще всего «рыночная» цена будет являться в лучшем случае административной, в худшем - коррупционной.

Согласно новым поправкам к Закону, земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение двух и более лет (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости. Субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такой земельный участок. Новые поправки являются прогрессивными. Во-первых, теперь признается право собственности муниципального образования на земли сельскохозяйственного назначения. Раньше таким правом обладал лишь субъект Федерации. Во-вторых, это работает на укрепление государственной и муниципальной собственности на такие земли.

Сегодня в мире население прирастает ускоренными темпами. Однако земельная площадь мира - величина, можно сказать, постоянная. В условиях ограниченности земельных ресурсов обостряется проблема продовольствия. Расчеты по населению планеты и обеспеченности землей, сделанные на основе использования цифровых данных ФАО ООН (Организация по вопросам продовольствия и сельского хозяйства ООН), показывают следующее.

В 1900 г. на планете проживали 1,6 млрд. человек, в 2000 г. - 6 млрд. К 2050 г. численность населения планеты достигнет 10 млрд. человек.

Земельный фонд мира составляет 13,4 млрд. га, из них пашня занимает всего 1,4 млрд. га. Сегодня на одного жителя планеты приходится 0,23 га пахотных земель, а в 2050 г. останется всего лишь 0,18 га. Сегодня свыше 1 млрд. человек недоедают. Обеспеченность пашней по континентам и странам значительно различается. Наибольшее количество пашни на одного человека приходится в Канаде - 1,54 га, России - 0,87, Аргентине - 0,72, США -0,70, Украине - 0,64. Но существует группа стран с очень малой обеспеченностью пашней: Индия - 0,18 га, Китай - 0,08, Великобритания - 0,10, Германия - 0,14, Индонезия - 0,09, Египет - 0,04, Япония - 0,03 га (5, с. 133-138, табл. А6).

По данным ФАО ООН, в 2003 г. в мире недоедали около 850 млн. человек, из них постоянно голодающих насчитывалось свыше половины (5, с. 83).

К тому же в мире обостряется проблема пресной воды. Такие крупные и густонаселенные страны как Китай, Индия, Пакистан с каждым годом наращивают ее потребление, причем большей частью в целях производства продуктов питания. Например, по тем же данным ФАО, больше половины потребляемой в мире пресной воды уходит на орошение земли.

Поэтому следует вывод о росте с каждым годом значимости пашни, сельхозугодий в целом в мире и в России. Пахотные земли в России по землям всех семи категорий составляют около 125 млн. га, или 9,5% от мировых, при численности населения в 142 млн. человек (2, с. 5). В Европе (включая Украину и Белоруссию) имеется приблизительно 170 млн. га пашни при численности населения 580 млн. человек. Земельные ресурсы России в ближайшем будущем будут востребованы в мире. Спрос извне на сельскохозяйственные угодья, особенно на пашню будет постоянно расти. Выше уже указывалось, что иностранцам достаточно иметь долю в уставном (складочном) капитале созданного совместного предприятия в 50% и они могут приобретать землю в частную собственность.

Поэтому в ближайшем будущем и в России, и в мире многое будет зависеть от того, в чьих руках окажутся земли России. Наилучший вариант - это в руках государства, что позволит развивать аренду земли как альтернативу ее купле-продаже при строгом контроле за отношениями владения и использования. Соответственно, необходимо менять земельное законодательство страны.

Литература

1. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2008 г. - М.: ГУП «ФКЦ «Земля», 2009. (http://www.kadastr.ru).

2. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2010.

3. Земельный кодекс Российской Федерации. В редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 № 442-ФЗ.

4. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В редакции Федерального закона № 93-ФЗ от 08.05.2009 г.

5. The State of food and agriculture: Food and agriculture organization of the United Nations / Agriculture Series, N 38. - Rome, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.