Научная статья на тему 'Особенности языка греческих граффити Парфенона'

Особенности языка греческих граффити Парфенона Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
92
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности языка греческих граффити Парфенона»

А. А. Евдокимова Особенности языка греческих граффити Парфенона

Для выявления особенностей языка греческих граффити, найденных в Святой Софии в Киеве1 были также проанализированы греческие граффити из византийских Афин , а также греческие граффити из Каппадокии3 и из Нубии4.

В данных материалах мы остановимся на византийских греческих граффити Афин и результаты проведенного анализа обобщим в следующей таблице ошибок/вариаций5. В первой колонке представлены графемы, которые могут друг друга заменять в ряде слов согласно тем ошибкам, которые были отмечены в выше указанных граффити из Афин, Киева, Каппадокии и Нубии. Во вторую и третью колонки таблицы вошли примеры6 из издания Орландоса и около каждого слова стоит номер по изданию и в случае наличия датировки, год написания граффито.

1 А. А. Евдокимова. Языковые особенности греческих граффити Софии Киевской (Предварительные замечания) // Индоевропейское языкознание и классическая филология-X. Материалы чтений, посвященных памяти проф. И. М. Тронского. СПб., 2006. С. 75-77

2 Архм. Антонин. О древних христианских надписях в Афинах. СПб. 1874 , A. C. Orlandos. Les graffiti du Parthenon. Athènes, 1973.

3 G. de Jerphanion, Une nouvelle province de l'art byzantin. Les églises rupestres de Cappadoce. Paris: 1925-1942.

4 Kubinska Jadwiga. Faras IV : Inscriptions grecques chrétiennes / Faras IV: Greckie inskrypcje chrzescijanskie. Varsovie / Warszawa, 1974.

5 Поскольку нормы в то время не существовало, при определении «ошибочных» или «вариативных» случаев мы руководствуемся тем написанием, которое засвидетельствовано в классических греческих текстах. Определить для каждого случая ошибка это или вариация пока не предоставляется возможным из-за недостатка датированного материала.

6 Все примеры даны в их оригинальной орфографии и без ударения.

Случаи, при которых первая графема заменяет вторую Случаи, в которых вторая графема заменяет первую

o-w о^ыпо^о?- 188, 918, 189, 893-991, веыбтую?- 61, 959/ 981, 73, 1016, беытоке- 88, бешвеп- 194, веы8оХе- 87, 212, 231, веоборып- 87, веы8ыро"-163, ЖшХао?- 26, сткешфиХако?- 38, стке|Зыф1,Хака-172, 8ытестт1ко"- 60, 1071, 7, Ьые^е(е1)-14, ры9тто-19, рыеоист^- 89, рро1кыптсте- 152, ХыХотоп- 153, а^артоХш"- 163, ррест|3итерыу- 87, аууеХиоып- 197, Хоуткып- 197, тып- 197 дважды етеХю9т|-69. 841, 126, 793, eTeXhoOT- 47, 160, 919, 161, 196, етеХеюе(т)- 58, 1086, yeyono"- 160, 919, aoZe- 25, 87, 212, aoaon- 209 ctottplo- 116, ctottplov- 197, SeTebbpho- 8, 912, AnaaTaao-190, 949, cto- 25, 84, 88, 133, 146, 156, 193, en o- 116, to- 25,27, 84, 88, , 116, 133, 144, 156, 193 8ouXo- 84, 88, 144, 146, 193, Yako^o- 33, STefano- 33, Tepmano- 146, Ton-51, Tapinon- 228 PhSTon- 169, 201, píctto- 25, amapToXe"- 29, amapToXou- 136, 162, 195 amapToXw"- 163, apoXeian-50, paponTon-51, fo"-52, ano- 116, opo"- 116, anTapodoaeo"- 116, opa- 116, pXhpoehn-128, dhaoph- 130, XwXoTon-153, mnTaeoCThn- 176, KoaTanTinou-4, KoaTanThnou-181, 199, 0eo8opwn-87, 0eo8opw-128, Qeo8opo"-49, 147, Nhkono"-198, Hoanou- 179

o/w -ou - -

o-h - -

w-io - -

i-h тшгои- 72, 595/550, £РТсттрефоп-41, 44, ертакоро?- 161, 919, бтакопо"- 29, 8такопои-137, 207-208, Тп8,- 8, 912, 68, 702, 160, 919, аутытатт?- 29, рапаута-139, аута"- 180, №г|К1,та"- 78, №г|кттау-138, Мтктта- 174, птка- 90, 103, кХтпоп-86а, 89 ртсттып-87, рртоп- 169, 201, аХтоаоп-116, апаХтоп-116, РасттХта-128, 130, mnhCTTiTh- 18, Aimhtpiou- 30 (ош. в изд.), eXeiaon- 52, boieh- 53, nhkiTa"- 78, euikoo"- 86a, 89, ekXiaia"- 87, dwpiae- 89, odiyoumenou"- 99, Ai^iTpiou- 109, 140, Tpiyopion- 129, boiehaon-144, eykXimaTwn- 152, Aeinwn- 172, euXoyito"- 173,

Растерта -27, ткета"- 130, тартттапои- 137, сттраттуто?- 141, остттар^ы-165, крт(сте0- 46, крт<л,- 96, а^артте"- 41, отт-41,44, ^Хасттттт- 41, т^тстт^тт- 18, тптст9е^т|- 27, т^т^бттт- 139, 2ете|Ррто- 8, 912. тоиХ|Ы- 61, 981, 959, юиХты- 120, 863, арр^Хты-126, 793, о^ат|а- 111, афест|п-116, 146, хартп- 116, тптст9щатп- 170, апафто"- 44, еи^орфто"- 6, 11, еХах|стто"-178, Хоуткып-197, Ны-37, Ноапои-179, Ф|Харетои-27, Д|тттрто"-69, 929, МтхатХ-100, 116, Косттапт|пои- 181, Ер|фап|-195, №ткопо"-198, 1ыауутк^ы-213 аау1пеиста"-173, ти-176, тш- 197, Ро1б1-193, ктт^Х^оп-197

1-и икет|- 25, 212, Такого- 33, иХасттити- 44, Ты- 44, стке|ыф1,Хака- 172, ф^Хатте- 186

1-Е1, етеХ1Ы0т-26, Растерта -27, бе^акопо"- 141, 591, а^арте[оп- 176 етеХ1ы9т-34, 693, 67,768/813, 68,702, 74, 841, 82, 779, 83, 713, 85, 819, 120, |ыт9^-7, |отетст1-14, Ротв1- 42, 43, 152, 172, 193, 863, етеХю9т-69, 841, 126, 795, Х^тоируо"- 85, 819, катеХ^фб^-96, иу1,а-27, ф1.сте- 134, 135, 143, татпои- 143, татпып-228 81аиХ1а"-160, апаб^Ха"-173, Х^хтуарт-199,

1-01 ? 1,кеттп- 171, апа^оюп- 228 8есттпа-16

1-а

Т|-Е1 |Зые1,9(е1,)-14, туТст9е^т|- 27, Растерта- 27, тптст9е^т1- 46 етеХтобт- 8, 912, 47, 1121, 160, 919, 161, 919, 196, 1006, етеХтыбт- 62, 1103, 118, 121, 898, 216, 943, Ротбт- 12, 13, 30, 31, 35, 53, 136, 137, 138, 179, 195, 198, 228, Растра- 19, Растерта- 27, РасттХта- 128, (там же абсолютно правильно) 130, ттСотеро"- 8, 912, фтста1-46, фтсте- 206 фроирт- 116, т"- 121, 898,

ТаР|пои- 125, 134, 135, 136,

206, 8|стоР|- 130, еХет- 141,

Х|тоируы- 168, ктцхХюп- 197

Т|"01 8естР|па- 130, 228

и-Т| ф|Хате-25, еироХтуептп-33, и^артоп- 41,

ст|- 111, иХасттити- 44,

стипаери^отепои"-116, Ротир^а- 210

рапттуТТе-130, 8|стор|- 130,

ТРо8^акопои- 179

и-61 Ротеи-2, 33, 23,4, 35,5,сер. 10 в.

и-01 РарацдАа- 171, икет|-25, 8естРипа-87, 138, 169,

81ж(аОоао1.уа1.- 176 212, 231,

сттпаери£отепои"-116,

екиттет-192, 893-991

и-е

е-а1 уашо1,то- 7, херет.- 15, ке- 33, 116, те" - 41,

ка^хар^Тытепт- 9, атарт|е"- 41, 44, 8ыр^сте- 89

ка^Хеистоп - 9, (ост. в надписи сохран.),

Ртест^ат.- 116, сттаетпе-116,

етттата- 128. 128, стосте-130

а1-е1

£1-01 пец,о1,"-89

инч

ии-и

ъи-т Тои-130

Т-е Роеет-195

и-ои

аи-а

и-р 8еитере|Зыу-26, стке^ыф^Хака- феироиар1Ы-61,981, 187,914,

172 еи8оц,а8о"-146

и-ф

ист-ф

РТ-Т 2еТе|ЗРрто-8, 912

РТ-Ц.РТ 2ец,Ртец,Рр1.ы-77, 921

рр-р

е-ф

е-т тптстТ|ТТ-18, ц,птстттт1,-116

УСТТ-СТТ

пт-т

п8-т

п8-пт

Усечение одного из двойных согласных

ассимиляция em цлкарю-126, 793

yn-n

yy-ny

yk-nk а ' стшкеХо"-59, Фрапко"-166,1482/3

yy-nyy avyyeXwiv-116

mnhaeTTi+ Dat 19, 27,45, 46, 54, 64, 84, 95, 98, 100, 128, 139, 165, 168, 184, 207-208, 211, 213, 219

mnhCTeTTi+ Gen 46 (Pit), 66, 91, 94, 117, 133

mnhaeTTi+ Akk 18

boheei+ Dat 13, 19,30,38,86b, 88, 117, 124, 133, 151, 152, 159, 193, 221

boheei+ Gen 2, 7, 33, 35, 53, 109, 125, 132 (?), 136, 137, 142, 179, 195, 198, 209, 220, 229

boheei+ Akk 14, 16, 17, 31, 32, 138, 228

PohehCTon+ Dat 28, 144, 145

bohehaon +Ge n 5, 180, 181

PohehCTei+ Dat 10

akepe+ Dat 25, 146

akepe+ Akk 89, 129, 171

fuXaTTe + Dat 25, 146, 169, 186

fuXaTTe+ Akk 129, 87, 171

aWZe + Dat 169, 186

aWZe+ Akk 87, 89

несогласование 19, 117, 133

i |3wT|9i-7, аотф1.а"-144,6, 930-960? п'СкоХао" 48, 1175, Iow'iu- 48, 1175, aXXhXouia- 145,

придыхание тонкое етои"-47,1121,

Придыхание густое о аукэт(а)т(о")-48,1175, о дважды -58,1086, а^артоХо"-149, 1482

Ударение острое mnhsTTTT- 18, КокаХап- 31, 8оиХ(о)и- 43, "Щ0к(т)форо""-47, 1121, ётои"- 47, 1121 ф1,Хоитепоу-51, ^еуаХш- 51, ауютато"- 57, 1030, |Заа1,Хе[а- 91, П(апау)[а"- 91 та о^атта- 111, Петро"- 119 единственное слово в надписи, орут стои-131, Фраууо" КоикороиХ(т")-149,1482, Фрапко"- 166, 1482, тптабосттп- 176, 81,к(а1,)оао1,(уа1,)- 176, ттера- 177

Ударение тупое топ стоп, даны в сокращении, которое подразумевает тупое ударение, «топ» как выше описано 31 дважды, 209, 228, ка1- 58, 1086

Ударение облеченное Ва<эт,Хоип-16, 9еы9еп-194, ех9р<2п-194, абшып -172, тои-177

Согласно приведенной таблице можно описать целый ряд тенденций развития среднегреческого или византийского греческого языка. Однако, в данных тезисах отметим лишь некоторые из них.

Большая часть ошибок делалась при отражении гласных звуков на письме, что объяснимо изменением характера ударения и, как следствие, нечетким произношением гласных в безударных позициях.

Итацизм представлен во всем своем многообразии, особого внимания заслуживают случаи ошибочного написания «и» и «01», малочисленность которых в сравнении с остальными свидетельствует о неоднократно отмечаемом исследователями факте, что эти две графемы произносились до X века одинаково, как [и], а не как [1].

Ситуация вокруг дательного падежа: к сожалению, граффити, в которых встречаются глаголы употребляющиеся с дательным падежом, не датированы, так как они задают тот тип надписей, в основном молитвы, в которых дата не предусматривается, но несмотря на это, можно обозначить общую тенденцию.

Дательный Родительный винительный

51,7 % (45) 29,9 % (26) 18,4 % (16)

Из цифр видно, что в данном регионе в случае замены дательного падежа предпочтение отдается родительному.

Диакритические знаки употребляются в граффити довольно редко и носят спорадический характер, эту же тенденцию отмечают и исследователи папирусов. Особенно любопытно, что, несмотря на введенное в IX веке для писцов правило7 в обязательном порядке под страхом наказания ставить все диакритические знаки в рукописях, даже авторы минускульных граффити, написанных явно после IX века, не соблюдают это правило.

При разборе приведенных примеров с употреблением тремы выяснилось, что трема в данном регионе обозначала не отдельное произношение гласного [1] в дифтонгах, а какое-то качество этого звука.

7 См. Б. Л. Фонкич. Греческие рукописи европейских собраний. Палеографические и кодикологические исследования 1988-1998 гг. М., 1999. С. 28-46

В таблице представлены примеры спорадического употребления ударения и придыхания, однако есть 4 граффити Х11-Х1У, в которых осуществляется попытка последовательно оформить их диакритическими знаками:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"8ои1оп Петроп топ а|аарт(ыА.оп) атлп а|та"- 24 в этом примере "8ои1оп" вместо облеченного имеет острое ударение, некоторые ударения и придыхания пропущены.

"№кыХ(ао") ьереи" ка! 8еитереып ау1ыт(а)т(л") |а(лтро)™1 (еыд) а9г|п(ып) |а(л)п(0 оюиХлы" 26, 1314 - здесь "а9г|п(ып)" имеет острое ударение вместо облеченного, к тому же оно поставлено не на тот слог, ср. 172, пример дан в таблице.

Другие два примера, кроме пропусков ударений и придыханий не содержат ошибок:

"ёте1е1ы9(л) еп к(ирь)ы о ау1ыт(а)т(од) лт^п т(лт)роро(1ь) т|" кир Ле(ып) о Нлрод |а(л)п(0

(ьа)ппоиар(1ы) ьл ' лтер(а)"- 39, 1153 "ете1е1ы9(л) (еп) к(ирь)ы о ау1ыт(а)т(од) лт^п т(лт)роро(11)тл" кир Геыру(юд)"- 40,1160,

Таким образом, собранный материал не только обозначает основные тенденции развития среднегреческого языка, но и показывает, какие случаи вариативного написания были распространены в этом регионе и позволяет судить об общем уровне грамотности прихожан христианского храма Парфенона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.