Научная статья на тему 'К вопросу об акцентуации в византийских греческих граффити'

К вопросу об акцентуации в византийских греческих граффити Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
86
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Евдокимова Александра Алексеевна

В статье рассматривается акцентуация греческих граффити из Софии Киевской, Софии Константинопольской, Парфенона и пещерных монастырей Нубии и Каппадокии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об акцентуации в византийских греческих граффити»

158 К вопросу об акцентуации...

А. А. Евдокимова

К вопросу об акцентуации в византийских греческих граффити

Как известно, последовательная и обязательная акцентуация в греческих памятниках стала применяться в X веке уже в рукописях, когда в живом языке были утрачено интонационное различие между «острым» и «облеченным» ударением, а до этого времени согласно исследованиям (Biondi 1983; Laum 1928; Seider 1967; Turner 1971; Тронский 1962), акцентуация носила спорадический характер. Однако этот вывод носит условный характер, так как до сих пор нет общего свода всех акцентуированных греческих памятников более раннего времени, хотя существуют отдельные исследования папирусов, как в целом, так и для некоторых объединенных по тематическому или географическому принципу групп.

Интересный материал по акцентуации дают надписи, особенно граффити. Для данной статьи были просмотрены граффити из Софии Киевской, Софии Константинопольской, Парфенона и пещерных монастырей Нубии и Каппадокии. В отличие от остальных, константинопольские и нубийские граффити, согласно их изданиям, не содержат диакритических знаков.

В Софии Киевской чаще всего встречается знак тупого ударения, особенно при сокращении:

Ке (sjXsnaov р.Е (Евдокимова 2008: 621, № 17),

W W '' WW ^ ^ ^

оостх 8оиА стои 0sw&oq = aoa(ov) t(ov) Sovl(ov) aov &£o6wpov (Евдокимова 2008: 634-635, № 41),

т 5оиЛ оои = z(dv) Sovl(dv) аои (Евдокимова 2008: 635, № 42).

Большая часть этих ударений схожа с употреблением грави-са в папирусе Парфения Алкмана около сер. I в. н. э., в котором гравис в конце окситонного слова пишется либо тогда, когда оно составляет единую синтагму с последующим словом, либо тогда, когда последующее слово имеет ударение на первом слоге (Тронский 1962: 79-80) . В приведенных примерах содержатся оба случая, исключением из этого правила являются два

слова: сто ст и 0еш &о р', в обоих стоит знак для сокращения на конце слова, который в данном случае выступает маркером без-

ударного слога. При этом первый знак для сокращения в 0еш

&о р следует понимать как указание на ударение.

Знак острого ударения засвидетельствован в одной надписи Ке, вб (Евдокимова 2008: 640-641, № 50) и выполняет в ней функцию смыслового маркера. В другом граффито этот знак дважды повторен по ошибке вместо тупого ударения " дои = т(ду) дои[Хоу] (Евдокимова 2008: 617, № 9).

В граффити из Афин1 наблюдается большее разнообразие употребления возможных диакритических знаков.

1 рюпвг (7), сотфю; (144, 930-960?) №коАяо<; (48, 1175), Iouv'to (48, 1175), oMntooia (145)

придыхание тонкое етои; (47, 1121),

придыхание густое о ayirox(a)x(o^) (48, 1175), о дважды (58, 1086), ацарто^ (149, 1482)

ударение острое ^v^oTqxn (18), KoKalav (31), Soul(o)u (43), N(i)K(n)9opo^ (47, 1121), етои; (47, 1121), 9ilou^£vov (51), цеуа^ю (51), ayioxaxo^ (57, 1030), Pacileia (91), n(avay)ia^ (91), та o^ar^a (111), Штро<; (119 - единственное слово в надписи), opyq сои (131), Фраууо^ Коиколои1(п?) (149, 1482), Фроукод (166, 1482), ^сбос^ (176), 8iK(ai)6coi(vai) (176), пМ-^pa (177)

ударение тупое xov cov, (даны в сокращении, которое подразумевает тупое ударение), xov (как выше описано в 31 дважды, 209, 228) Kai (58, 1086)

ударение облеченное Bacdouv (16), 9ew9ev (194), ex6pwv (194) ABivwv (172), той (177)

В таблице представлены примеры спорадического употребления ударения и придыхания, однако есть четыре граффити Х11-Х1У веков, в которых налицо попытка последовательного использования диакритических знаков:

1 Цитируются по изданию Orlandos 1973. В скобках даны номер граффито в издании и дата для датированных памятников.

• Зои^оу Шхроу тоv ацарх(ю^оу) ац^у аца (24) - в этом примере 8ои^оу вместо облеченного имеет острое ударение, ацарх(ю^оу) вместо густого придыхания содержит тонкое, некоторые ударения и придыхания пропущены.

• №кы^(ао<;) шреи; ка1 8еихерёюу ау1юх(а)х(п^) ц(Пхро)пю^(ею^) А0^у(юу) ц(п)у(1) оюи^ю (26, 1314) - здесь А0^у(юу) имеет острое ударение вместо облеченного, к тому же оно поставлено не на тот слог, ср. 172, пример дан в таблице. В ау1юх(а)х(п^) вместо густого придыхания используется тонкое.

Другие два примера, кроме некоторых пропусков ударений и придыханий, ошибок не содержат:

• ¿хе^е1ы0(п) ¿V к(ир1)ю о аушх(а)х(о<;) ^цыу ц(пх)рояо-(Ад,)тпд кир Лe(юv) о Н^ро^ ц(п)у(1) (ш)ууоиар(1ю) 1п' пМ-£р(а) (39, 1153).

• ехе^е1ы0(п) (еу) к(ир1)ю о ау1юх(а)х(о^) ^цыу ц(Пт)ропо(^1)хп^ кир Геюру(юд) (40, 1160).

В каппадокийских2 граффити также представлены почти все знаки, за исключением густого придыхания:

1 Роп01- (21), цашхора (31, сер. X в.), цаюи (74, 1058), роЧ01 (123, 1212, 124, 1212), аер* (140, IX-X?), (0)иуах1(р) (181, XI век и позже), цирюу1-фюхоу (198, X-XI), цирюауауауоу (198, X-XI)

придыхание тонкое аупа (165, 1293), аиты (167, 1293), ¿V (167, 1293) - дважды

придыхание густое

ударение острое аер* (140, IX-X?), av£0еxо (166, 1293), (167, 1293)

ударение тупое 8ои^о(у) (21)

ударение облеченное то 6v6^aтL сто(и) (199, X-XI), т! стои крго[6][у (199, X- XI), (201, X-XI)

Так же, как и в Афинах, в Каппадокии есть примеры более подробной акцентуации с некоторыми пропусками и ошибками:

2 Цитируются по изданию: 1егрЬапюп 1936-1942. В скобках даны номер граффито в издании и дата для датированных памятников.

• iSou и S<o>u^oi K(upio)u yevntó цо1 ката то р^ца o(ou) (3, XI и позже) - в слове р^ца вместо облеченного ударения острое; несмотря на перенос ударения с клитики цо1 на последний слог глагола, она имеет еще одно свое собственное тупое ударение.

• eiç ^ÚTpoGiv Георуюи SrnKo^ou) ацарто(^ои)-офю$ра еи%еоте аит(^) Srn tov K(upio)v гуа ¿ßpro ^úoiv tov no^^rov цои mreo^mrov ev п(цер^) тц Kpioeoç etouç (4, 1147/8).

Спорадический характер употребления диакритических знаков сближает рассматриваемые граффити с папирусами (ср. Biondi 1983; Laum 1928; Seider 1967; Turner 1971). Малочисленность материала пока не позволяет сделать более определенные выводы.

Литература

Biondi 1983 - Biondi A. Gli accenti nei papyri greci biblici. Roma:

Papyrologica Castrociquitana. Jerphanion 1936-942 - Jerphanion G. de. Une nouvelle province de l'art byzantin. Les églises rupestres de Cappadoce. Texte. T. 2.1-2. Paris: Librairie orientaliste Paul Geuthner. Laum 1928 - Laum B. Das Alexandrinische Akzentuationssystem unter Zugrundelegung der theoretischen Lehren der Grammatiker und mit Heranziehung der praktischen Verwendung in den Papyri. Paderborn: Druck und Verlag von Ferdinand Schoeningh. Orlandos 1973 - Orlandos A. C. Les graffiti du Parthenon. Inscriptions gravees sur les colonnes du Parthenon a l'epoque paleochretienne et Byzantine. Athenes: Academie d'Athenes. Centre Recherches Medievales et Neo-Helleniques. Seider 1967 - Seider. Paläographie der griechischen Papyri. Stuttgart:

Anton Hiersmann. Bd. 1. Turner 1971- Turner E. G. Greek manuscripts of ancient world. Oxford: Clarendon Press.

Евдокимова 2008 - Евдокимова А. А. Греческие граффити Софии Киевской (публикация) // Orientalia et Classica: Труды Института восточных культур и античности. Выпуск XIX. Аспекты компаративистики III. М.: Изд-во РГГУ. Тронский 1962 - Тронский И. М. Древнегреческое ударение. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.