ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ Я-КОНЦЕПЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ Овчинникова Н.Г.
Овчинникова Наталья Геннадьевна - магистрант, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск
Аннотация: в статье представлено эмпирическое исследование, направленное на изучение взаимосвязи Я-концепции и профессионального самоопределения. Представлены результаты исследования мотивов профессионального выбора старшеклассников, уровень готовности к профессиональному выбору и уровень сформированности Я-концепции (эмоционально-ценностного компонента).
Ключевые слова: Я-концепция, профессиональное самоопределение, мотивы профессионального выбора, профессиональная готовность.
За последнее время мир претерпел большое количество изменений, и человечество живет в состоянии неопределенности, в том числе и в состоянии профессиональной неопределенности: нет уверенности в завтрашнем дне, нет уверенности в актуальности профессиональных навыков, сложно спрогнозировать какие профессии в ближайшее время станут востребованными, а какие исчезнут вовсе. В свете складывающихся обстоятельств вопрос профессионального самоопределения для молодого поколения становится актуальным. Современным молодым людям необходимо быть готовыми к быстроменяющимся условиям окружающего мира, к динамично развивающимся технологиям и, как следствие, к необходимости формировать и развивать в себе новые
компетенции, иметь четкие личные ориентиры, помимо
22
общеобразовательной подготовки важно уметь организовать процесс самообразования и самопознания для того, чтобы стать востребованным специалистом, иметь возможность карьерного роста и развития личности. В настоящее время недостаточно просто выбрать профессию. Для гармоничной и счастливой жизни человеку современного общества необходима творческая самореализация в выбранном профессиональном направлении.
Подростковый период и период ранней юности характеризуется тем, что старшеклассники сталкиваются с проблемой выбора будущей профессиональной деятельности и вместе с тем озадачены поиском жизненного смысла. Этот период характеризуется процессом становления «Я-концепции» - ключевого процесса для дальнейшего личностного развития.
Я-концепция влияет на формирование поведения молодого человека и способствует его осознанности или неосознанности. Я-концепция играет важную роль в социальной адаптации подростков и является регулятором его поведения и деятельности. Она влияет на выборы и решения, которые подросток принимает, а также на его мотивацию и стремление к достижению определенных целей.
Таким образом, становится очевидным, что в современной реальности требования к профессиональному самоопределению меняются в сторону активной и, в первую очередь, осознанной позиции относительно своего будущего.
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей взаимосвязи Я-концепции и
профессионального самоопределения.
Исследование проводилось в одном из лицеев г. Междуреченска, Кемеровской области. Эмпирическую выборку составили 90 учащихся в возрасте от 13 до 17 лет.
В исследовании использовались следующие методики: «Изучение особенностей Я - концепции» (Е. Пирс, Д. Харрис, А.М. Прихожан) [2], «Тест - Опросник самоотношения» (Столин В.В., Пантелеев С.Р.), [3] «Опросник выявления
мотивов профессионального выбора» (А.А. Кибирев), [1] «Профессиональная готовность» (А.П. Чернявская) [4].
Для определения степени готовности молодых людей к принятию решения о профессиональном будущем была проведена методика «Профессиональная готовность». Полученные результаты представлены на рисунке 1.
Анализ полученных данных показывает, что у половины респондентов (54%) такой параметр как автономность сформирован в средней степени. Это означает, что процесс формирования автономности находится на начальных этапах и еще нет всех необходимых новообразований: сепарации от родителей, осознания идеального образа Я-концепции, активного участия в принятии решений и определении своих целей, на основании своих собственных ценностях, потребностях и интересах. 4% испытуемых имеют низкую степень автономности и 42% - высокую.
Автономно ГГЪ ИцфП()М>ф РЕ^индсть 11рямитие регенте Плниро&эн и«? эмоциома льное отношение
■ низкая цгепечь 4% 3% 4%
■ средняя степень 7\% 46% Л3%
■ еысоч^зсгепень 42К 35% 5X9$ 23% 3.7%
Рис. 1. Распределение результатов уровня профессиональной готовности по шкалам, %, методика «Профессиональная готовность» (А.П. Чернявская).
По шкале «Информированность» только 25% учащихся достаточно хорошо информированы о мире профессий, знают
24
из каких источников можно получить необходимые сведения и может соотнести полученную информацию со своими способностями. 71% испытуемых имеют среднюю степень сформированности данного показателя и 4% - низкую.
Результаты по шкале «Принятие решения» распределились следующим образом: 3% учащихся имеют низкую степень готовности к принятию решения, 46% - среднюю и 51 -высокую. Полученные данные показывают, что половина респондентов готовы принимать на себя ответственность за принятое решение и возможные последствия этого решения, видят несколько альтернативных вариантов, но при этом немного меньше половины, учащихся имеют средний, недостаточный уровень готовности к принятию решений, что, безусловно, может привести к неэффективным решениям с последующим ошибочным выбором.
Таким образом, по данным методики «Профессиональная готовность», которая показывает готовность к совершению осознанного, рационального выбора, можно сделать вывод, что готовность к принятию адекватного профессионального выбора является недостаточной, требует дальнейшего развития во избежание возможных ошибок в ситуации профессионального самоопределения.
Для выявления мотивов выбора профессии была проведена методика «Опросник выявления мотивов профессионального выбора». Результаты представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Распределение результатов мотивов выбора профессии, %, Методика «Опросник выявления мотивов профессионального выбора» (А.А. Кибирев).
Анализируя полученные результаты можно говорить о том, что подавляющее большинство респондентов делают осознанный и рациональный выбор профессии- «свободный выбор» присутствует у 84% испытуемых. Это значит, что осознание влияния различных факторов на решения и выборы является первым важным шагом. Когда человек понимает, как генетика, окружающая среда, социальные и культурные факторы, а также личностные особенности влияют на наше поведение, то приходит осознание, что выбор не всегда полностью определен внешними обстоятельствами.
Поэтому оптант может принять на себя ответственность за свою жизнь и осуществить самостоятельное, зрелое решение относительно ключевых моментов самоопределения и самореализации.
58% респондентов делают выбор основываясь на личных предпочтениях какого-либо учебного предмета. Предметный выбор, основанный на повышенном личном интересе к определенному учебному предмету, является
распространенным явлением среди выпускников школ. Этот выбор может быть важным фактором при определении высшего учебного заведения или будущей специальности.
Однако важно отметить, что вопросы профессиональной самореализации и школьной успеваемости не всегда трактуются как взаимосвязанные явления. Хотя повышенный интерес к определенному предмету может способствовать лучшей успеваемости, успех в школе не всегда гарантирует успешную профессиональную карьеру. Важно учитывать и другие факторы, такие как личные предпочтения, ценности, навыки и возможности для профессионального развития.
53% учащихся имеют ситуативно-прагматический выбор. В этом случае, выбор профессии или учебного направления основан на рейтинге и перспективах выбранной профессии на рынке труда, а не на личных интересах и склонностях.
Ситуативно-прагматический выбор зависит от профессиональных планов личности и основан на рациональном планировании карьеры и принципе личной выгоды. Люди, сделавшие такой выбор, могут учитывать такие факторы, как заработная плата, стабильность работы, возможности для карьерного роста и престиж выбранной профессии.
Однако, важно отметить, что ситуативно-прагматический выбор может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, выбор профессии на основе рыночных требований может обеспечить стабильность и материальное благополучие. С другой стороны, такой выбор может привести к недовольству и неудовлетворенности в долгосрочной перспективе, если профессия не соответствует личным интересам и склонностям.
При этом важно найти баланс между ситуативно-прагматическим и предметным выбором. Идеальным вариантом является выбор профессии, который сочетает в себе и личные интересы и потребности рынка труда. Это позволит достичь не только материального благополучия, но и удовлетворения от работы и профессионального развития.
50% учеников совершают компенсаторный выбор. Компенсаторный выбор представляет собой стратегию, когда человек выбирает вид деятельности, который компенсирует или компенсирует какие-то "дефекты" или недостатки в его развитии или самооценке.
В психологии компенсация рассматривается как механизм защиты, который помогает уменьшить напряжение, возникающее при невозможности достичь определенной цели. Это может происходить как сознательно, так и бессознательно. Личность может выбирать определенную деятельность или профессию не столько из-за ее собственных интересов и целей, сколько для того, чтобы "заменить" или компенсировать что-то, чего ей не хватает.
Навязанность компенсаторного выбора проявляется в том, что человек может стать зависимым от определенного вида деятельности, и ему может быть сложно или даже невозможно выбрать что-то другое. Например, человек с комплексом неполноценности может выбрать профессию, которая предоставляет ему возможность компенсировать этот комплекс, создавая иллюзию изменений в его характере и личности.
Этот механизм защиты может быть важным аспектом психологического функционирования, и его понимание может помочь в работе с индивидуальными особенностями и стремлениями личности в процессе выбора профессии и карьерного развития.
Остальные мотивы выбора присутствуют в меньшей степени: «родительский сценарий» - 10%; «династический выбор делают 13% учащихся, следуют «родительскому завещанию» - 10% учеников; совершают «консультационный выбор» - 14% испытуемых; «стадный выбор» осуществляют - 14% респондентов; 26% испытуемых, делают социально-инфраструктурный выбор»; «инфантильный выбор» и «книжный фактор» присутствует у 14% учеников; руководствуются мотивом «антипрофессия» 26% тестируемых и 10% учащихся учитывают при выборе профессии «телевизионный фактор».
Таким образом, анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что оптант при выборе профессии руководствуется разными мотивами выбора, но наиболее распространенными являются «свободный выбор», «предметный выбор», ситуативно-прагматический» и «компенсаторный выбор».
Каждый человек уникален, и процесс выбора профессии и самореализации является индивидуальным. Важно найти баланс между личными интересами, способностями и потребностями, а также учитывать внешние факторы, чтобы принять осознанное решение о своей будущей профессиональной деятельности.
На следующем этапе нашего исследования были выявлены взаимосвязи Я-концепции и мотивов профессионального выбора и были получены следующие данные:
На рисунках 3 и 4 изображены взаимосвязи параметров по методикам изучающим Я-концепцию, мотивы профессионального выбора и профессиональную готовность, которые показывают, что такие мотивы выбора, как «Телевизионный фактор», «Социально-инфраструктурный выбор», «Инфантильный выбор», «Родительский сценарий» и «Стадный выбор» имеют отрицательные взаимосвязи с параметрами методик, направленных на изучение Я-концепции, т.е. чем больше учащиеся руководствуются представленными мотивами, делая профессиональный выбор, тем меньше представляется возможностей для формирования адекватной Я-концепции, поскольку выбор, по большому счету, предопределяет не сам учащийся, а внешние факторы (мнение родителей, сверстников, влияние телевидения и СМИ, инфраструктурные факторы).
ЦЬАшсаыр^нншП'П) 1
>
1 I
Соншшчр-£расту>гтурний
ЛМ1" I I
ШКДТР СЯНЩЙДОЧОПЛ 1
ю
I
Рис. 3. Корреляционная плеяда взаимосвязей параметров Я-концепции и профессионального самоопределения.
Необходимо отметить, что данные мотивы имеют отрицательную взаимосвязь и с факторами профессиональной готовности, такими как автономность, планирование, информированность, принятие решения и эмоциональное отношение. Основывая профессиональный выбор на «навязанных» мотивах у учеников не формируются навыки необходимые для осознанного и адекватного профессионального выбора.
Рис. 4. Корреляционная плеяда взаимосвязей параметров Я-концепции и профессионального самоопределения.
30
<Ы1*
!ап) ^ [ШКяфкВЮЦ:)
ЦФеШВЩЕЯКЙ фагтор
0.?
ШУ*ПП «ччппц™^ ГО1)
1 Л41™ ■ 1
11
Таким образом, основываясь на полученных данных можно сделать вывод, что мотивы выбора, которыми довольно часто руководствуются старшеклассники при профессиональном самоопределении, имеют отрицательное влияние как на формирование Я-концепции, так и на готовность к совершению профессионального выбора. Из представленных мотивов только «свободный выбор» определяет самостоятельность выбора учащимся и является предпочтительным, поскольку углубление и расширение понимания оптанта своей природы и окружающей среды, а также выделение основных факторов и степени их влияния на профессиональный выбор, позволяет сделать осознанный и автономный выбор.
Для того, чтобы учащиеся имели возможность совершать осознанный, самостоятельный выбор необходимо включать в процесс профессионального сопровождения программы, направленные на формирование Я-концепции у старшеклассников.
Список литературы
1. Кибирев А.А. Активные методы обучения и профконсультирования. Практикум по профориентации школьников старших классов: методические рекомендации. Хабаровск: ХК ИППК, 2005. 75 с.
2. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М., 2007. 56 с.
3. Столин В.В. Тест-опросник самоотношения / В.В. Столин, С.Р. Пантилеев // Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. - 1989 - C. 166-172.
4. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Владос-Пресс, 2004.