Выводы. Болонский процесс, глобализация, интеграция образования, - всё способствует оперативному внедрению курсов Academic writing в систему обучения во всех ВУЗах России. Овладев навыками академического письма, студенты в состоянии будут общаться, работать, сотрудничать, вести диалог, дискуссии с другими людьми по всему миру, чтобы вести бизнес не только в России, но и на международном уровне. Использование в обучении курсов по Academic writing на иностранном языке способствует формированию личности студента, который способен сотрудничать с любой страной мира, в особенности, когда век коммуникаций достигает наивысшей точки, - личности, которая понимает другие культуры, в состоянии плодотворно сотрудничать и вести профессиональный диалог с людьми других культур и национальностей.
Литература:
1. Афонина Е.В. Этапы внедрения и проблемы использования балльно-рейтинговой системы при преподавании иностранных языков в ВУЗе / Афонина Е.В. // В сборнике: Современные проблемы филологии, педагогики и методики преподавания языков сборник научных трудов по итогам всероссийской научно-практической конференции. - 2019. - С. 157-161.
2. Валеева Э.Э. Развитие навыков академического письма на занятиях по иностранному языку / Валеева Э.Э. // Высшее образование в России. - 2016. - № 12 (207). - С. 76-81.
3. Газизова А.И. Качество профессионально-педагогической деятельности в высшей школе: сравнительный аспект / Газизова А.И. // Вестник Воронежского государственного университета. - 2014. -№2. - С. 119-122.
4. Григорьева К.С. К вопросу применения билингвальных технологий в процессе обучения английскому языку в высшей школе / Григорьева К.С., Яхина Р.Р. // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: информатизация образования. - 2018. - Т.14. - №4. - С. 484-492
5. Григорьева К.С. Об опыте использования технологии предметно-языкового интегрированного обучения CLIL / Григорьева К.С., Яхина Р.Р. // Актуальные вопросы гуманитарного знания в современном обществе: Материалы Международной научно-практической конференции «Современные исследования основных направлений гуманитарных и естественных наук». Под научной редакцией И.Т. Насретдинова. -
2017. - С. 126.
6. Зиятдинова Ю.Н. Система аспирантуры в Великобритании на примере университета им. Брюнела / Зиятдинова Ю.Н. // Вестник Самарского государственного технического университета. серия: психолого-педагогические науки. - 2019. - № 2 (42). - С. 62-79.
7. Саенко Е.С. Лингвострановедческая викторина как инструмент повышения интереса к изучению иностранного языка в ВУЗе / Саенко Е.С. // Актуальные проблемы и современные технологии преподавания иностранных языков в неспециальных ВУЗах: Материалы 12-ой Всероссийской с международным участием научно-практической конференции неязыковых ВУЗов на базе Воронежского государственного института физической культуры. Под редакцией И.В. Смотровой, Л.В. Сложеницыной. - 2019. - С. 149-150
8. Султанова А.П. Языковая норма и устная речь на основе анализа корпусных данных русского, британского английского и американского английского языков (на примере глаголов жечь/burn) / Султанова А.П. // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. -
2018. - №1 (97). - С. 42-52.
9. Яхина Р.Р. Англоязычная терминология: процесс заимствования и ассимиляции / Яхина Р.Р., Залалтдинова Р.Р. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 12-4 (78) . - С. 190-193.
10. Chumarina G.R. Сapacity and nature of linguists samples and corpora data in language training / Chumarina G.R. // Проблемы и перспективы развития многоуровневой языковой подготовки в условиях поликультурного общества: Материалы IV международной научно-практической конференции. - 2017. -С. 191-196.
11. Snegurenko A.P. Using e-learning tools to enhance students-mathematicians' competences in the context of international academic mobility programmes / Snegurenko A.P., Sosnovsky S.A., Novikova S.V., Yakhina R.R., Valitova N.L.V., Kremleva E.Sh. // Интеграция образования. - 2019. - Т. 23. - № 1 (94). - С. 8-22.
Педагогика
УДК 376.3
кандидат педагогических наук, доцент Голишникова Елена Ильинична
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск); старший преподаватель Санташова Олеся Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск)
ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Аннотация. В статье актуализирована проблема профессионального самоопределения обучающихся с сенсорными нарушениями, рассматриваются результаты исследования особенностей сформированности профессионального самоопределения у школьников с нарушениями слуха, специфика их профессионального выбора по сравнению с нормативно развивающимися сверстниками.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентация обучающихся, профессионализация, школьники с нарушениями слуха.
Annоtation. The article actualizes the problem of professional self-determination of school pupils with sensory disorders. The results of the study of the formation of professional self-determination in school pupils with hearing disorders, the specifics of their professional choice in comparison with their normatively developing peers are considered.
Keywords: professional self-determination, vocational guidance of school pupils with sensory disabilities, professionalization, school pupils with hearing disorders.
Введение. В современном мире профессионализация является одной из мощнейших форм социализации школьников с нарушениями слуха. Актуальными становятся важнейшие условия их инклюзии (англ. «inclusion» - включение) в общество, способы в дальнейшем достичь активной, независимой позиции в жизни путем профессиональной занятости, самореализации в профессии. Между тем, низкая конкурентоспособность выпускников школ с нарушениями слуха на рынке труда, связанная с комплексом социально-экономических, психолого-педагогических, иных проблем, которые создают в отношении их профессионально-трудовой деятельности серьезные препятствия, преодоление которых, возможно лишь в процессе создания новых подходов к профессионализации лиц с нарушениями слуха, с учетом образовательно-профессиональных запросов, потребностей рынка труда, на основе эффективного сетевого взаимодействия в системе профессионализации.
Изложение основного материала статьи. Проблемами профессионализации обучающихся с сенсорными нарушениями в современном мире являются, как считают многие ученые (Д.Ю. Алексеевских, Т.Г. Богданова, Т.С. Зыкова, В.З. Кантор, И.А. Коробейников и др.), следующие:
• низкий уровень готовности к профессиональному выбору, мотивационная незрелость обучающихся с сенсорными нарушениями, иждивенческие установки и активности в поисках работы, отсутствие реалистических представлений о выбранной профессиональной деятельности, неспособность к продуктивному взаимодействию в коллективе и к принятию самостоятельного решения, относительно несложных проблемных ситуаций;
• отсутствие системной организации профориентации, профессионального и психолого-педагогического сопровождения школьников с ОВЗ на пути самоопределения в системе непрерывного образования;
• противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно сложившимися субъективными профессиональными устремлениями обучающихся с сенсорными нарушениями (например, нарушениями слуха);
• противоречие между огромной значимостью профориентации, как для отдельной самоопределяющейся личности, так и для общества в целом, с одной стороны, и реальная недооценка данного вида профориентационной деятельности с обучающимися, имеющими нарушения слуха, в рамках конкретного образовательного процесса, особенно в инклюзивном образовании.
Проблемы, перечисленные выше, осложняются современной социально-экономической ситуацией, существенной трансформацией рынка труда, повышением требований к профессионалу. В связи с этим, необходимо изменить подход к профессионализации школьников с нарушениями слуха, сделав акцент на выявление, развитие у них таких профессиональных компетенций как способность к функциональной адаптации к различным сферам деятельности, умение самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, обучаться на протяжении всей жизни, саморазвиваться. Важность преодоления указанных проблем актуализировала необходимость создания новых подходов к профориентационной работе в школах с учетом потребностей рынка труда, образовательно-профессиональных запросов школьников с нарушениями слуха.
Целью исследования явилась необходимость изучения особенностей сформированности профессионального самоопределения у школьников с нарушениями слуха, её специфика по сравнению с формированием у нормативно развивающихся сверстников.
Предмет исследования: формирование субъектности в процессе профориентации обучающихся выпускных классов с нарушениями слуха.
Базы исследования: ГОБОУ«Мурманская коррекционная школа-интернат №3» и МБОУ«Средняя общеобразовательная школа №53», г. Мурманск.
В качестве выборок исследования были определены: экспериментальная группа (далее ЭГ): обучающиеся с нарушением слуха (слабослышащие обучающихся II, Ш и IV степенью нарушения слуха в возрасте 16-17 лет и контрольная группа (далее КГ): обучающиеся без нарушений функций слухового анализатора, в возрасте 16-17 лет. Общее число респондентов - 40.
В соответствии с целью исследования был использован диагностический инструментарий: опросник «Готовности подростков к выбору профессий» (В.Б. Успенский) [3]; анкета «Ориентация» (И.Л. Соломин) [1]; тест мотивации выбора профессии (Л.А. Ясюковой) [5]; методика профессионально готовности к адекватному выбору профессии (А.П. Чернявская) [4]; модифицированная анкета «Оптанта» (Л.А. Головей), с целью определения степени сформированности и осознанности выбора профессии [3].
Проведение анкеты «Ориентация» позволило определить профессиональную направленность обучающихся КГ и ЭГ к определенной сфере деятельности в соответствии с классификацией профессий Е.А. Климова и к характеру труда (исполнительские и творческие) на основе предпочтений в процессе выбора желания («хочу»). У обучающихся с нарушениями слуха и обучающихся без нарушений функций слухового анализатора была выявлена общая закономерность в выборе профессиональных предпочтений (табл. 1).
Таблица 1
Определение профессиональной направленности личности (%)
Группы Общая сумма баллов
Ч-Ч Ч-З Ч-Т Ч-П Ч-Х И Т
хочу могу хочу могу хочу могу хочу могу хочу могу
ЭГ 40% 20% 10% 20% 40% 30% 0% 30% 10% 20% 70% 30%
КГ 35% 15% 25% 10% 15% 50% 50%
Диагностическая методика позволила определить интересы, предпочтения, пожелания, склонности обучающихся в профессиональной сфере. У обучающихся с нарушениями слуха и у школьников, не имеющих нарушений функций слухового анализатора, преобладают предпочтения в выборе таких типов
профессии как «человек-человек» и «человек-техника», что свидетельствует о социальной и технической направленности современной молодежи. Среди обучающихся, имеющих нарушения слуха, 40% испытуемых и, соответственно, 35% - среди обучающихся с нормативным развитием, отдают предпочтение типу профессии «человек - человек».
Итак, обучающиеся выбирают профессии, связанные с коммуникациями: общением, обслуживанием людей (парикмахер, врач, продавец, педагог, тренер и др.). При этом стоит сделать акцент на том, что школьники с нарушениями слуха не всегда адекватно оценивают свои физические, коммуникативные возможности, уровень развития речи, произношение, что часто не способствует установлению доверительных отношений с другими людьми.
У 25% испытуемых без нарушения слуха и 40% обучающихся с нарушениями такового выявлено предпочтение профессиям типа «человек - техника» (обучающие с нормой слуха: электромеханик, инженер, сварщик; школьники с нарушениями слуха: слесарь по ремонту автомобилей, повар, мастер строительно-отделочных работ (ремонт квартир)). Меньшинство школьников проявляет интерес и способности к творческим профессиям «человек- художественный образ» и к профессиям знаково-символической системы «человек-знак». Тип профессий «человек-знак» выбирают 15% обучающиеся без нарушения слуховых анализаторов (экономист, бухгалтер, программист) и 10% - с нарушениями слуха (программист). Среди обучающихся без нарушения слуха 15% и 10% школьников с нарушениями слуха проявляют интерес и способности к творческим профессиям «человек - художественный образ». Обучающиеся с нормативным развитием хотят стать артистами, музыкантами, фотографами, дизайнерами, с нарушениями слуха -моделями, дизайнерами. Менее востребованным является тип профессий «человек - природа»: среди школьников без нарушений - 10% старшеклассников, среди обучающихся с нарушениями слуха - 0%.
У обучающихся с нормой слуха при проведении второй части методики, направленной на оценивание своих реальных возможностей в определенном типе профессией, расхождение показателей «хочу» и могу» не было выявлено. У школьников, имеющих нарушения слуха, были выявлены существенные расхождения показателей «хочу» и могу», несоответствия при выборе профессий типа «человек-человек», а также выявлена склонность к типу профессии «человек-техника» и «человек -художественный образ». Полученные результаты свидетельствуют о низком уровне осознания своих индивидуально-личностных особенностей, осведомленности об ограничениях профессионального плана, связанных с нарушением слуха, о доступности специальностей для данной категории лиц. Можно было предположить, что полученные результаты связаны с преобладающим типом мотивации. При проведении методики «Мотивации выбора профессии», направленной на выявление доминирующего типа мотивации профессионального выбора, было выявлено, наличие существенных различий в развитии данного показателя у двух групп испытуемых (табл. 2).
Таблица 2
Определение мотивации выбора профессии (средн. балл)
Группа профессиональная коммуникативная прагматичная статусная социальная учебная внешняя
ЭГ 3,7 5,8 8,3 3,2 7,2 3,8 3,9
КГ 8,3 7,2 5,9 5,7 4,4 8,3 3,6
Приоритетными мотивами выбора профессии среди обучающихся, не имеющих нарушения слуха, являются собственно учебная мотивация (познавательные потребности, стремления, идеалы), профессиональная мотивация (интерес к будущей деятельности), коммуникативная мотивация (потребность в общении). Школьники отметили возможность обучиться интересующей их профессии, трудоустроиться и получить хороший заработок (желание получить материальную независимость от родителей, стремление найти удачный способ заработка). Среди обучающихся, имеющих нарушения слуха, приоритетными мотивами являются прагматичная мотивация (стремление к материальной обеспеченности), социальная мотивация (важность мнения значимых людей). Большая часть выпускников не указала на профессиональную мотивацию (интерес к будущей деятельности) и учебную мотивацию (познавательные потребности и др.), лишь для 15% обучающихся с ОВЗ данные факторы являются ведущими. Низкая значимость роли данных мотивов в будущем объясняется тем, что выпускники не осознают роль и необходимость карьерного роста, которое дает возможность увеличить свой доход и, следовательно, реализовать свою основную потребность, и в целом характеризуется незрелостью их выбора. Низкую значимость данных мотивов для школьников с сенсорными нарушениями можно объяснить тем, что школьники не осознают роль и необходимость непрерывной системы профессионального обучения, а в дальнейшем - карьерного роста, который дает возможность увеличить свой доход и, следовательно, осуществить свою основную потребность самореализации в процессе профессионально-трудовой деятельности и социальные мотивы: занять социально-значимый статус. В то время, как для обучающихся без нарушений слуха, мотивы учебной и профессиональной мотивации наоборот являются доминирующими, что свидетельствует о более зрелой позиции в процессе профессионального выбора.
Особенности сформированности готовности к адекватному профессиональному выбору были выявлены при проведении методики «Профессиональная готовность к выбору профессии» (А.П. Чернявская).
Таблица 3
Определение уровня готовности к адекватному профессиональному
Группы автономность информированность планирование принятие решения эмоциональное отношение
ЭГ 8,7 7,7 5,4 5,2 14,6
КГ 14,3 13,5 11,6 11,5 11,1
У обучающихся с нормой слуха профессиональная готовность к выбору профессии связанна с собственными убеждениями, мнением и информированностью по поводу выбора той или иной профессии. Они проявляют интерес к узнаванию нового об интересующейся профессии, предпочитают обдуманное принятие решения, хотят планировать свою жизнь и принимать важные решения. У школьников с нарушениями слуха выбор профессии связан с эмоциональным отношением к трудовой деятельности. Данная группа менее информирована о мире профессий и не готова к самостоятельному выбору. На вопрос, почему ты выбрал именно эту профессию, они чаще всего отвечали: «не знаю, просто нравится», «моя подруга поступает туда же», «понравилось название профессии». Они склонны к большей пассивности в вопросах профессионального самоопределения. У них более низкая готовность компонента автономности, не умение планировать и принимать решение о выборе, боязнь ответственности за собственный выбор.
Итак, у обучающихся с нарушениями слуха по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками наблюдается более низкий уровень сформированности готовности к адекватному профессиональному выбору, преобладание влияния на выбор профессии эмоционального отношения к профессии и он связан с низким уровнем информированности, умением планировать, принимать решение за сделанный выбор, боязнь ответственности. Важно отметить, что профессиональные интересы школьников с нарушениями слуха мало дифференцированы: существенная часть из них не могла назвать конкретно интересующую их профессию. Часто они не могут назвать и профессии членов своих семей. Уровень готовности подростков к выбору профессий в КГ и ЭГ нашел свое отражение в уровнях сформированности дальнейшего профессионального плана и осознанности выбора профессии.
Таблица 4
Степени сформированности профессионального плана
показатели норма нарушения слуха
1) уровень сформированности профессионального плана оптанта:
а) полностью 30% 0%
б) частично 60% 40%
в) не сформировано 10% 60%
2) степени сформированности профессионального плана оптанта:
а) сделан выбор в пользу конкретной профессии 80% 30%
б) продуманы пути ее получения или нет 60% 30%
в) имеется уверенность в правильности выбора 70% 30%
г) выбор сделан самостоятельно, а не под воздействием внешних факторов 50% 20%
3) осознанность выбора профессии оптанта:
а) выбор построен с учетом интересов 70% 40%
б) с учетом предшествующего опыта самого ребенка 60% 30%
в) выбор с учетом способностей 70% 30%
г) выбор с ориентацией на мнение социально-близких людей 40% 70%
д) осознанность выбора 60% 20%
е) выбор адекватно мотивирован 60% 20%
У 30% обучающихся без нарушений слуха на начало обучения в выпускном классе полностью сформирован профессиональный план (выбран профиль дальнейшего обучения и образовательное учреждение, в котором планируется продолжить обучение в дальнейшем), у 60% - профессиональный план сформирован частично, все школьники ориентированы на продолжение образования, 70% - стремятся получить средне-специальное образование, 30% - ориентированы на высшее. Подростки адекватно оценивают свои способности (готовятся к сдаче экзаменов, дополнительно занимаются с репетиторами). Среди обучающихся с нарушениями слуха с высоким уровнем сформированности - не было выявлено никого. Лишь у 10% испытуемых - план дальнейшего профессионального самоопределения полностью не сформирован. У 40% школьников с нарушениями слуха профессиональный план сформирован частично (данные обучающиеся сомневаются между выбором из нескольких специальностей или между профессиональными учреждениями). 100% обучающихся с нарушениями слуха ориентированы на продолжение образования, стремятся получить средне-специальное образование. Желание продолжить обучение в 10-11 классах для получения полного среднего образования и в дальнейшем получить высшее образование у обучающихся данной группы выявлено не было. На вопрос почему «Вы не хотите продолжить обучение в школе?», обучающиеся отвечали: «надоело учиться, хочу научиться работать и устроиться работать, зарабатывать деньги». У 60% школьников с нарушениями слуха план дальнейшего профессионального самоопределения полностью не сформирован, обучающие не уверены в выборе какой-либо специальности и не задумываются о выборе профессионального учреждения, в котором они хотели бы получить образование. Среди подростков, принявших участие в опросе, 35% обучающихся указали на то, что в процессе профессионального определения, прежде всего, ориентируются на собственные предпочтения. В то же время в подростковом возрасте сохранятся влияние родителей на выбор профессии их детьми. Анкетирование обучающихся показало, что для 50% подростков советы родителей относительно выбора профессии и учебного заведения имеют большее значение, чем рекомендации школы, педагогов. Лишь 10% обучающихся отметили, что мнение педагогов оказывают первостепенное влияние на профессиональное самоопределение и 5% - сослались на знакомых и друзей.
Проведенный анализ результатов исследования при помощи опросника «Готовности подростков к выбору профессий» показал, что в целом уровень готовности к выбору профессиональной деятельности 2-х групп респондентов имеет особенности и различия (табл. 5).
Таблица 5
Определение готовности обучающихся к выбору профессии (%)
группы неготовность низкая готовность средняя готовность высокая готовность
ЭГ 40% 40% 20% 0%
КГ 10% 10% 60% 20%
У 20% обучающихся с нормой слуха сформирован высокий уровень готовности. Для обучающихся, имеющие нормативное развитие слухового анализатора в 60% случаев характерен средний уровень готовности к выбору профессиональной деятельности. Данная категория школьников задумывается о своей профессиональной деятельности, имеет представления о профессиях, которыми они могут овладеть, но еще точно не определились со своей будущей профессиональной деятельностью. Среди обучающихся, имеющих нормативное развитие слуха, лишь 10% - имеют низкий уровень, у 10% выявлена неготовность к выбору профессий. В целом, среди обучающихся с нарушениями слуха преобладает низкий уровень готовности и неготовность к выбору профессий (по 40%). У испытуемых данной группы план дальнейшего профессионального самоопределения полностью не сформирован, школьники не уверены в выборе какой-либо специальности и даже не задумывались о выборе профессионального учреждения, в котором они хотели бы получить образование. Школьники часто говорят «я еще не думал», «я не знаю, кем хочу быть». Средний уровень готовности у них был выявлен только в 20% случаев.
На основе результатов можно сделать вывод о том, что неопределённость дальнейшего профессионального выбора характерна как для обучающихся без нарушений слуха, так и обучающихся с нарушением слуха и свидетельствует об актуальности проблемы профессионального выбора, а так же является характерной для данного возрастного периода. Большинство обучающихся с нарушениями слуха (80%) не готовы делать свой профессиональный выбор, среди обучающихся имеющие нормативное развитие слуха к данной категории относятся всего лишь 20%. Что подтверждает необходимость в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с сенсорными нарушениями (нарушениями слуха) в процессе профессионального самоопределения, содействии в целесообразном и продуктивном его профессиональном выборе. Данный факт диктует необходимость совершенствования существующего психолого-педагогического сопровождения профессиональной ориентации в едином образовательном пространстве.
Выводы. Результаты исследования свидетельствуют о том, что школьники, не имеющие нарушений слуха, в большей мере, чем школьники с нарушениями слуха, самостоятельны в выборе своей профессиональной деятельности. У них достаточно серьезные намерения в плане своей дальнейшей профессиональной деятельности и большинство из них имеют представление о выбранной профессии, ориентированы на получение среднего и высшего профессионального образования. Главными личностными мотивами выбора будущей профессии для данной категории обучающихся являются: интерес к будущей профессиональной деятельности, стремление занять положение в обществе, реализовать свой уровень притязаний. Респонденты КГ ориентированы на карьерный рост, на стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению и повышению уровня мастерства.
Профессиональные интересы школьников с нарушениями слуха развиваются параллельно профессиональным интересам сверстников, хотя и отличаются качественными новообразованиями. У членов ЭГ выявлен более низкий уровень готовности к профессиональному самоопределению, трудности в формировании осознанного и самостоятельного планирования перспективы своего развития. Подростки с нарушениями слуха не объективны в своих выборах (слуховой дефект), обладают менее выраженной степенью осознанности выбора, нацелены на получение среднего профессионального образования. Приоритетными мотивами выбора будущей профессии являются: желание заработать, благосостояние и высокооплачиваемая работа.
Полученные данные свидетельствуют о том, что обучающиеся с нарушениями слуха нуждаются в целенаправленной помощи в осознании и формировании профессионального самоопределения, которая будет способствовать формированию осознанного, адекватного, самостоятельного профессионального самоопределения, планированию перспектив своего профессионального развития.
Литература:
1. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. Пособие [Текст] / сост. Я.С. Сунцова. Часть 2 - Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2011. - 142 с.
2. Методические рекомендации для специалистов и родителей по организации профориентационной работы с подростками с ограниченными возможностями [Текст] / сост.: Н.А. Щигрева, Ю.А. Мазаева, Т.В. Сапожникова. - Бийск, 2018. - 85 с.
3. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие професиональной зрелости [Текст] / Т.Л. Павлова // М.: ТЦ Сфера, 2006, - 128 с.
4. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации [Текст] / А.П. Чернявская М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001 - 96 с.
5. Ясюкова, Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников / книга 1, книга 2 / [Текст] / Л.А. Ясюкова. - Издание 2-е - СПб.: ИМАТОН. - 2005.