Научная статья на тему 'Психологическая готовность к профессиональному выбору у старшеклассников'

Психологическая готовность к профессиональному выбору у старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
265
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая готовность / готовность к профессиональному выбору / старшеклассники / psychological readiness / readiness for professional choice / high school students

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елена Андреевна Шерешкова, Виктория Александровна Кузьминых

На современном этапе общества особо остро стоит проблема выбора: личностного и профессионального. Психологическая готовность к профессиональному выбору важное условие успешности профессионального самоопределения. В статье представлены результаты эмпирического исследования компонентов психологической готовности к профессиональному выбору у старшеклассников. По средствам методик (Методика «Профессиональная готовность» А.П. Чернявской, Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии В.Б. Успенского, Опросник самоорганизации деятельности (ОСД) Е.Ю. Мандриковой) было установлено, что почти у половины старшеклассников низкий уровень когнитивного компонента, около трети имеют низкий уровень поведенческого, у шестой части – низкий уровень эмоционального (n=77). Результаты исследования указывают на необходимость повышения уровней указанных компонентов психологической готовности к профессиональному выбору у старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Елена Андреевна Шерешкова, Виктория Александровна Кузьминых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological readiness for professional choice among high school students

Nowadays the problem of choice is particularly urgent: personal and professional. Psychological readiness for professional choice is an important condition for the professional self-determination success. The article presents the results of an empirical study of the psychological readiness for professional choice components in high school students. We use the methods: the methodology of “Professional readiness” by A.P. Chernyavskaya, a questionnaire to identify the readiness of schoolchildren to choose a profession by V.B. Uspensky, a questionnaire of self-organization of activity by E.Yu., which show that almost half of high school students have a low level of cognitive component, about a third have a low level of behavioral and a sixth have a low level of emotional component (n=77). The results of the study emphasize the necessity to increase the levels of psychological readiness components for professional choice in high school students.

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность к профессиональному выбору у старшеклассников»

REFERENCES

1. Guljaeva Ju.E. Vlijanie trevozhnosti na projavlenie sklonnosti k risku u podrostkov [The influence of anxiety on the manifestation of risk appetite in adolescents]. Nauka i obshhestvo v sovremennyh uslovijah [Science and society in modern conditions], 2015, no. 1 (3), pp. 42-45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24381127 (Accessed 10.05.2022).

2. Il'in E.P. Psihologija riska [Psychology of risk]. Piter, 2012. 96 p.

3. Malygina A.S., Rajzvih E.G. Osobennosti projavlenija trevozhnosti u podrostkov, sklonnyh k polozhitel'noj deviacii [Features of the manifestation of anxiety in adolescents prone to positive deviation]. Uspehi sovremennoj nauki i obrazovanija [Successes of modern science and education], 2017, vol. 2, no. 6, pp. 15-17. URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=29821126 (Accessed 15.05.2022).

4. Nehoroshkova A.N., Gribanov A.V. Trevozhnost' u detej: prichiny i osobennosti projavlenija [Anxiety in children: causes and features of manifestation]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2014, no. 5, pp. 476. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22566877& (Accessed 13.05.2022).

5. Prihozhan A.M. Prichiny, profilaktika i preodolenie trevozhnosti [Causes, prevention and overcoming anxiety]. Psiholog-icheskaja nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 1998, no. 2, pp. 11-17. URL: https://psyjour-nals.ru/files/2192/psyedu_1998_n2_Prihozhan.pdf (Accessed 13.05.2022).

6. Prihozhan A.M. Trevozhnost' u detej i podrostkov: psihologicheskaja priroda i vozrastnaja dinamika [Anxiety in children and adolescents: psychological nature and age dynamics]. Moscow: Moskovskij psihologo-social'nyj institute [Psychological and Social Institute]. Moscow: Moskovskij psihologo-social'nyj institut; Voronezh: NPO «MODJeK», 2000. 304 p.

7. Sotnikova I.V. Metody issledovanija trevozhnosti u podrostkov s raznymi tipami temperamenta [Methods for the study of anxiety in adolescents with different types of temperament]. Vestnik studencheskogo nauchnogo obshhestva GOU VPO "Doneckij nacional'nyj universitet" [Bulletin of the Student Scientific Society of the Donetsk National University], 2020, vol. 2, no. 12-2, pp. 97-101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43136988 (Accessed 15.05.2022).

8. Trunova A.R. Nauchno-teoreticheskie podhody k opredeleniju navykov kommunikacii [Scientific and theoretical approaches to the definition of communication skills]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2018, no. 30 (216), pp. 76-79. URL: https://moluch.ru/archive/216/52130/ (Accessed 13.05.2022).

9. Tsynovkina S.A. Problema trevozhnosti v zhizni podrostka [The problem of anxiety in the life of a teenager]. StRIZh : stud. jelektron. zhurn. [Strizh], 2020, no. 2 (31), pp. 91-94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42625550 (Accessed 10.05.2022).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

С.А. Цыновкина, магистрант 2 курса «Диагностика и коррекция психического развития», ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-3251-9355.

Г.Г. Васюта, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград, Россия, e-mail: [email protected].

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

S.A. Tsynovkina, 2nd year Master's Student, field of training "Diagnostics and correction of mental development", Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-3251-9355.

G.G. Vasyuta, Ph. D. in Psychology, Assistant Professor, Department of Education and Development Psychology, Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd, Russia, e-mail: [email protected].

УДК 159.922 DOI: 10.52772/25420291_2022_2_223

Елена Андреевна Шерешкова, Виктория Александровна Кузьминых

г. Шадринск

Психологическая готовность к профессиональному выбору у старшеклассников

На современном этапе общества особо остро стоит проблема выбора: личностного и профессионального. Психологическая готовность к профессиональному выбору важное условие успешности профессионального самоопределения. В статье представлены результаты эмпирического исследования компонентов психологической готовности к профессиональному выбору у старшеклассников. По средствам методик (Методика «Профессиональная готовность» А.П. Чернявской, Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии В.Б. Успенского, Опросник самоорганизации деятельности (ОСД) Е.Ю. Мандриковой) было установлено, что почти у половины старшеклассников низкий уровень когнитивного компонента, около трети имеют низкий уровень поведенческого, у шестой части -низкий уровень эмоционального (n=77). Результаты исследования указывают на необходимость повышения уровней указанных компонентов психологической готовности к профессиональному выбору у старшеклассников.

Ключевые слова: психологическая готовность, готовность к профессиональному выбору, старшеклассники.

Elena Andreevna Shereshkova, Victoria Aleksandrovna. Kuzminykh

Shadrinsk

Psychological readiness for professional choice among high school students

Nowadays the problem of choice is particularly urgent: personal and professional. Psychological readiness for professional choice is an important condition for the professional self-determination success. The article presents the results of an empirical study of the psychological readiness for professional choice components in high school students. We use the methods: the methodology of "Professional readiness" by A.P. Chernyavskaya, a questionnaire to identify the readiness of schoolchildre n to choose a profession by V.B. Uspensky, a questionnaire of self-organization of activity by E.Yu., which show that almost half of high school students have a low level of cognitive component, about a third have a low level of behavioral and a sixth have a low level of emotional component (n=77). The results of the study emphasize the necessity to increase the levels of psychological readiness components for professional choice in high school students.

Keywords: psychological readiness, readiness for professional choice, high school students.

Актуальность

Согласно ФГОС целью школьного образования является формирование инициативной, творческой, профессионально мобильной личности, а также обеспечение своевременного самоопределения школьников, в частности профессионального. К моменту завершения обучения у обучающихся должно возникнуть профессиональное намерение и маршрут дальнейшего обучения. Осознанно выбранная профессия на этапе школьного обучения является главным условием самореализации личности в будущем.

Выпускники школы в большинстве случаев делают выбор профессии случайно и впоследствии затрудняются обосновать его (В.В. Чебышева, А.Г. Смирнова). Педагогическая практика свидетельствует о том, что многие старшеклассники часто перекладывают ответственность за свой жизненный выбор на собственных родителей. Они не проявляют ни желания, ни стремления определять свою судьбу собственными руками. Неправильный выбор профессии приводит к тому, что люди меняют профессию на этапе обучения или после получения диплома и идут работать в иную сферу деятельности. Рынок труда и необходимость грамотного профессионального выбора обусловливают целесообразность целенаправленного исследования психологической готовности школьников к нему.

Цель эмпирического исследования: выявить уровни компонентов психологической готовности старшеклассников к профессиональному выбору.

Теоретический обзор литературы

Теоретические анализ проблемы показал, что на данном этапе развития психолого-педагогической науки существует ограниченное количество исследований психологической готовности к профессиональному самоопределению в психологии, при этом в педагогике подобные исследования встречаются часто (М.В. Ретивых М.В., Э.К. Тер-Аракелян, Г.Г. Коннычева, С.М. Павлова, А.М. Га-зиева, Н.К. Мартина, Т.Е. Ефимова, И.В. Лесовик, Н.П. Улина, Е.В. Ананьина, М.Ю. Савченко, М.В. Лунина, Л.Н. Тимерьянова).

М.В. Сокольская, О.Ю. Богомолова выделили различные подходы к проблеме психологической

готовности личности: функциональный, личностный, лично-прагматический, структурный, системный, гуманистический [8]. На наш взгляд, системный и структурный подходы (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, И.Л. Гальперин, В.М. Гордон,

B.Т. Зинченко, Я.Л. Коломинский, А.М. Лукашев, А.В. Сухарев, В.Д. Шадриков и пр.) позволяют с одной стороны рассматривать готовность как совокупность взаимосвязанных компонентов, а с другой стороны, как познание человеком своих внутренних возможностей, реализацию их для достижения желаемого результата в той или иной деятельности.

В психолого-педагогической науке готовность к профессиональному выбору рассматривают в контексте готовности к профессиональному самоопределению. Профессиональный выбор - решение, затрагивающее ближайшую профессиональную перспективу, конкретный жизненный план с учетом или без учета отдаленных последствий принятого решения (Н.С. Пряжников). Так,

C.Н. Чистякова определяет готовность к выбору профессии как устойчивую целостную систему профессионально важных качеств личности, положительное отношение к избираемому виду профессиональной деятельности, организованность, самообладание, опыт профессиональной деятельности, необходимые навыки, умения, знания [11]. Е.В. Ананьина считает, что готовность к профессиональному самоопределению - внутреннее качество личности, которое формируется в процессе жизни (в образовательном процессе) и предполагающее наличие обобщенных характеристик, дающих возможность старшекласснику осознанно и осмысленно сделать выбор вида профессиональной деятельности и наметить для себя образовательную траекторию [1].

Таким образом, под психологической готовностью к выбору профессии понимается интегральное (системное) динамическое образование личности, предполагающее знания о мире профессий, субъектные качества, а также умения делать выбор и планировать его реализацию.

По данным И.В. Лесовик, аспектами готовности к профессиональному выбору выступают:

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022_2542-0291

- устоичивыи интерес и позитивное отношение к выбранной профессии, наличие потребности в ней;

- осознание содержательных и технологических аспектов выбранной профессии, возможностей профессионального роста и карьерных достижений;

- адекватная самооценка и уверенность в себе;

- самостоятельность в принятии решений профессионального самоопределения [6].

Психологи обращаются к проблеме выделения критериев и показателей профессионального выбора старшеклассников. Так, Г.В. Резапкина говорит о четырех критериях готовности к профессиональному выбору: своевременность, осознанность, реалистичность и согласованность профессионального выбора [7]. К показателям готовности к профессиональному самоопределению относятся: рефлексивная готовность, коммуникативно -познавательная активность, активность и настойчивость в самовоспитании, личностном развитии (Т.Е. Ефимова).

Вслед за О.А. Капиной, которая придерживается структурно-психологического подхода, мы предполагаем, что этот феномен имеет многокомпонентную структуру. По мнению А.М. Столя-ренко в готовность к профессиональному выбору входит пять компонентов. Он охарактеризовал их следующим образом: мотивационный (наличие мотивов, побуждающих к действиям), познавательный (способности понимать и адекватно оценивать окружающий мир), эмоциональный (качества, сопряженные со способностью эмоционально-чувствительно относиться к происходящему), волевой

(качества, обеспечивающие преодоление трудностей), психомоторный (психические свойства и качества личности, участвующие в осуществлении движений) [9]. По Т.Б. Крюковой структура готовности к профессиональному выбору состоит из трех компонентов: мотивационный (наличие устойчивой профессиональной направленности), саморегуляционный (умение личности регулировать собственную активность и брать ответственность за полученный результат), оценочный (критическая самооценка профессиональной подготовленности, компетентности и их соответствия требованиям процессов решения профессиональных задач) [5]. По И.С. Морозова, Л.А. Коломеец в трехкомпонентную структуру включаются лич-ностно-смысловой компонент (наличие осознанного личностного смысла избранной профессии), мотивационный (развитие устойчивой мотивации к профессиональному образованию и качеств личности, которые обеспечивают успешное существование в профессии), когнитивный (формирование у старшеклассников системных представлений о предстоящей профессиональной деятельности) [4].

По нашему мнению, готовность к профессиональному выбору включает в себя 4 компонента: познавательный (А.М. Столяренко, И.А. Куче-рявенко), эмоциональный (А.М. Столяренко, И.А. Кучерявенко), личностный (И.С. Морозова, Л.А. Коломеец), поведенческий (Т.Б. Крюкова). Компоненты психологической готовности к профессиональному выбору у старшеклассников и их показатели представлены в таблице 1.

Таблица 1

Компоненты, показатели психологической готовности к профессиональному выбору

у старшеклассников

Компоненты Показатели

Когнитивный предполагает знания субъекта о мире профессий Информативность

Эмоциональный предполагает эмоциональную включенность в профессиональный выбор Эмоциональное отношение к профессиональному выбору

Личностный предполагает самостоятельность и волевые усилия в процессе профессионального выбора Автономность, настойчивость, целеустремленность

Поведенческий включает в себя умения и навыки осуществления выбора и его реализации Принятие решений, планирование, самоорганизация, фиксация, ориентация на настоящее

Организация исследования

Эмпирическое исследование было проведено на базе общеобразовательной школы г. Шадринска Курганской области. В данном исследовании приняли участие 77 школьников 15 лет, обучающихся в 9 классах.

Теоретико-методологическая основа исследования:

- системный подход (Б.Ф. Ломов);

- деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);

- концепции готовности к профессиональному выбору (А.П. Чернявская, И.В. Лесовик, С.Н. Чистякова, Н.Н. Захаров, Г.В. Резапкина).

Методики исследования:

- методика «Профессиональная готовность» Чернявская А.П.;

- опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии (подготовлен профессором В.Б. Успенским);

- опросник самоорганизации деятельности (ОСД) Е.Ю. Мандрикова (на основе методики Н. Фишер и М. Бонд).

Результаты исследования

Таблица 2

Распределение старшеклассников по уровням показателей и компонентов психологической готовности к профессиональному выбору

Компонент Показатель Уровни пока- Чел, Уровни компонента, чел., %

Когнитивный Информирован- зателей % высокий средний низкий

ность о профессиях высокий 2,6 2,6 49,4 48

средний 49,4

низкий 48

Эмоциональ- Эмоциональное от- высокий 63,7 63,7 18,2 18,1

ный ношение к профес- средний 18,2

сиональному выбору низкий 18,1

Личностный Автономность высокий 33,8 24,7 61 14,3

средний 44,2

низкий 22

Настойчивость высокий 14,3

средний 79,5

низкий 6,2

Целеустремлен- высокий 28,6

ность средний 58,8

низкий 12,6

Поведенче- Принятие решений высокий 32,5 22 49,4 28,6

ский средний 36,3

низкий 31,2

Планирование высокий 37,7

средний 29,8

низкий 32,5

Самоорганизация высокий 10,4

средний 89,6

низкий 0

Фиксация высокий 29,9

средний 70,1

низкий 0

Ориентация на высокий 25,9

настоящее средний 54,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

низкий 19,6

Из таблицы 2 видно, что у половины обследованных школьников выявлен средний уровень информированности о мире профессий. Они осознают подразделения мира профессий по предмету и целям труда, орудиям производства; знают общетрудовые и общепроизводственные понятия (культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования производства, структура предприятия, принципы оплаты); отдельные профессии; условия приобретения профессии. Почти половина школьников имеют низкий уровень информированности, что свидетельствует об отсутствии вышеперечисленных знаний. Полученные нами данные противоречат выводам Е.М. Борисовой, которая утверждает, что в старших классов к обучающимся приходит понимание значения профессий в социально-экономической составляющей общества, ориентация на содержательную сторону профессии [2]. Она полагает, что старшие подростки достаточно информированы о профессиях и требованиях, предъявляемых к человеку, но не способны

соотнести их со своими психологическими особенностями и возможностями. Можно предположить, что прирост знаний о профессиях происходит именно в старшей школе.

У большей части школьников выявлен высокий уровень эмоциональной включенности в выбор профессии, что проявляется в их эмоциональной заинтересованности в правильном профессиональном выборе. По мнению О.А. Капиной в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте школьники более серьезно относятся к выбору профессии. Старшеклассники пытаются оценивать себя, свои склонности и стремятся обсуждать разные варианты своего будущего [3].

Около трети школьников способны делать выбор профессии в соответствии со своими личными интересами и ценностями, при этом для пятой части школьников характерно стремление опираться на советы значимых лиц. С.В. Фролова проанализировала особенности выбора профессии у учащихся 9, 10 и 11 классов, и пришла к выводу, что девятиклассники еще не оценили объективно свои

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 226_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022

профессиональные склонности и интересы, у них отсутствует уверенность в правильности выбора профессии. Выбор профессии осуществляется ими, как правило, под влиянием авторитетных лиц, которыми являются, как правило, друзья и родители [10]. Опираясь на специфичность ситуации выбора профессии, можно предположить, что автономность подростков еще находится на стадии становления, что не позволяет им осуществлять выбор не зависимо от других. При этом большая часть испытуемых обладает средней настойчивостью в отстаивании своего выбора и могут достигать своих целей в процессе профессиональной ориентировки.

Около трети школьников могут успешно организовывать свою активность, принимать решения по поводу выбора профессии и направления подготовки, планировать свою деятельность, идти в намеченной цели. При этом около трети школьников не обладают умением принимать решения и планировать. У пятой части ориентация на прошлые интересы. Подростки обладают низким уровнем волевых качеств, что проявляется в их нерешительности и подверженности сомнениям. В 14-15 лет профессиональные намерения подростков достаточно диффузны и неопределенны. Профессиональные мечты сталкиваются с требованиями реальности, в которой эти мечты реализовать в полном объеме невозможно в силу объективных и субъективных причин (Э.Ф. Зеер).

Уровневая характеристики компонентов психологической готовности к профессиональному выбору у старшеклассников

Когнитивный компонент

Высокий уровень предполагает глубокие знания о профессиях и о требованиях, предъявляемых к работнику, о противопоказаниях. Школьники знают об образовательных учреждениях, в которых можно получить ту или иную специальность, а также об условиях правильного выбора направления профессиональной подготовки. Данный уровень также предполагает знания о своих способностях и личностных качествах.

Низкий уровень характеризуется поверхностными знаниями о профессиях и о требованиях, предъявляемых к работнику, о противопоказаниях. Школьники не знают об образовательных учреждениях, в которых можно получить ту или иную специальность, а также об условиях правильного выбора направления профессиональной подготовки. На этом уровне отсутствуют знания о своих способностях и личностных качествах.

Эмоциональный компонент

Высокий уровень предполагает эмоциональную включенность в выбор профессии, интерес к профессиональной жизни и профессиям, желание ориентироваться во всем многообразии профори-ентационной информации.

Низкий уровень характеризуется эмоциональную отстраненностью от профессионального выбора, безразличием к профессиональной жизни и

профессиям, не желанием ориентироваться в про-фориентационной информации.

Личностный компонент

Высокий уровень предполагает способность опираться в процессе профессионального выбора на собственное мнение, убеждения и ценности, а также способность отстаивать свою позицию по поводу выбора, ставить цели, задачи относительно своего профессионального развития.

Низкий уровень характеризуется опорой в процессе профессионального выбора на мнение, убеждения и ценности родителей, друзей и других значимых лиц, а также не способностью отстаивать свою позицию по поводу выбора, отсутствием способности ставить цели, задачи относительно своего профессионального развития.

Поведенческий компонент

Высокий уровень предполагает умение организовывать свое время, свою деятельность, делать выбор профессиональной сферы, составлять план работы и придерживать его, ориентироваться на настоящее время.

Низкий уровень характеризуется не умением организовывать свое время, свою деятельность, делать выбор профессиональной сферы, составлять план работы и придерживать его, ориентироваться на прошлое.

Эмпирическое исследование показали, что почти у половины старшеклассников низкий уровень когнитивного компонента, около трети имеют низкий уровень поведенческого, у шестой части - низкий уровень эмоционального. Выявлены также позитивные тенденции, заключающиеся в преобладании высокого и среднего уровня эмоционального и личностного компонентов, что может выступать ресурсом в психологической работе со школьниками. Результаты исследования указывают на необходимость повышения уровней указанных компонентов психологической готовности к профессиональному выбору у старшеклассников.

Опираясь на результаты проведенного исследования, можно поставить задачи формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному выбору:

- углубление знаний в области профессий и специальностей;

- ознакомление с профессиограммами работников различных профессиональных сфер;

- выявление способностей и интересов по-средствам профессиональных проб, тестов;

- помощь в построении профессиональных индивидуальных траекторий;

- развитие самостоятельности и личностной автономности;

- обучение тайм-менеджменту;

- обучение целеполаганию и планированию.

Решений данных задач будет способствовать

не только актуализации возрастных задач развития, но и создаст прочный фундамент для грамотного и осознанного профессионального выбора.

Выводы

1. Под психологической готовностью к выбору профессии понимается интегральное (системное) динамическое образование личности, предполагающее знания о мире профессий, субъектные качества, а также умения делать выбор и планировать его реализацию.

2. Почти у половины старшеклассников низкий уровень когнитивного компонента, около трети имеют низкий уровень поведенческого, у шестой части - низкий уровень эмоционального.

3. Выявлены также позитивные тенденции, заключающиеся в преобладании высокого и среднего уровня эмоционального и личностного компонентов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ананьина, Е. В. Готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению

/ Е.В. Ананьина. - Текст : непосредственный // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2006. - № 8. - С. 62-67.

2. Борисова, Е.М. Профессиональное самоопределение (личностный аспект) : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 / Борисова Елена Михайловна. - Москва, 1995. - 411 с. - Текст : непосредственный.

3. Капина, О. А. Формирование готовности к выбору профессии в старшем школьном возрасте / О.А. Капина. -Текст : непосредственный // МНКО. - 2012. - № 4. - С. 164-168.

4. Коломеец, Л.А. Формирование стратегий осуществления выбора у старшеклассников / Л.А. Коломеец, И.С. Морозова. - Текст : непосредственный // European Social Science Journal. - 2013. - № 10-1 (37). - С. 100-104.

5. Крюкова, Т.Б. Психологическая готовность студентов инженерных специальностей электроэнергетической отрасли к деятельности : дис. ... канд. психол. наук :19.00.03 / Крюкова, Татьяна Борисовна. - Москва, 2011. - 226 с. -Текст : непосредственный.

6. Лесовик, И.В. Педагогическая поддержка старшеклассников в процессе формирования готовности к профессиональному самоопределению : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Лесовик Ирина Васильевна. - Воронеж, 2007. - 228 с.

- Текст : непосредственный.

7. Резапкина, Г. В. Оценка психологической готовности к выбору профессии / Г.А. Резапкина. - Текст : непосредственный // Мир образования - образование в мире. -2017. - № 3 (67). - С. 253-257.

8. Сокольская, М.В. Психологическая безопасность образовательной среды как фактор мотивационной готовности к деятельности студентов вуза / М.В. Сокольская, О.Ю. Богомолова. - Текст : электронный // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - № 2. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/41PSMN220.pdf.

9. Столяренко, А.М. Психология и педагогика : учеб пособие / А.М. Столяренко. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

- 544 с. - Текст : непосредственный.

10. Фролова, С.В. Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников : дис. .канд. психол. наук : 19.00.07 / Фролова Светлана Валериевна. - Москва, 2009. - 204 с. - Текст : непосредственный.

11. Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения / С.Н. Чистякова.

- Текст : непосредственный // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2015. - № 2 (18). - С. 118-123.

REFERENCES

1. Anan'ina E.V. Gotovnost' starsheklassnikov k professional'nomu samoopredeleniyu [Readiness of high school students for professional self-determination]. Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie, zdra-voohranenie, fizicheskaya kul'tura [Bulletin of the South Ural State University. Series: Education, healthcare, physical culture], 2006, no. 8, pp. 62-67.

2. Borisova E.M. Professional'noe samoopredelenie (lichnostnyj aspekt) [Professional self-determination (personal aspect) . Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Moskva, 1995. 411 p.

3. Kapina, O.A. Formirovanie gotovnosti k vyboru professii v starshem shkol'nom vozraste [Formation of readiness to choose a profession in senior school age]. MNKO [МНКО], 2012, no. 4, pp. 164-168.

4. Kolomeec L.A. Formirovanie strategij osushchestvleniya vybora u starsheklassnikov [Formation of strategies for making choice among high school students]. European Social Science Journal, 2013, no. 10-1 (37), pp. 100-104.

5. Kryukova T.B. Psihologicheskaya gotovnost' studentov inzhenernyh special'nostej elektroenergeticheskoj otrasli k deyatel'nosti. Dis. ... kand. psihol. nauk [Psychological readiness of students of engineering specialties of the electric power industry for activities). Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Moscow, 2011. 226 p.

6. Lesovik I.V. Pedagogicheskaya podderzhka starsheklassnikov v processe formirovaniya gotovnosti k professional'nomu samoopredeleniyu. Dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical support for high school students in the process of formation of readiness for professional self-determination. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Voronezh, 2007. 228 p.

7. Rezapkina G.V. Ocenka psihologicheskoj gotovnosti k vyboru professii [Assessment of psychological readiness for choosing a profession]. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire [World of education - education in the world], 2017, no. 3 (67), pp. 253-257.

8. Sokol'skaya M.V. Psihologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noj sredy kak faktor motivacionnoj gotovnosti k deyatel'nosti studentov vuza [Psychological Safety of the Educational Environment as a Factor of Motivational Readiness for Activities of University Students]. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya [The world of science. pedagogy and psychology], 2020, no. 2.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 228_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022_2542-0291

9. Stolyarenko A. M. Psihologiya i pedagogika: ucheb posobie [Psychology and pedagogy]. Moskva: YUNITI-DANA, 2010. 544 p.

10. Frolova, S.V. Psihologicheskie osobennosti professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov. Dis. ... kand. psihol. nauk [Psychological features of professional self-determination of high school students. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Moskva, 2009. 204 p.

11. CHistyakova S.N. Professional'noe samoopredelenie obuchayushchihsya: problemy i puti resheniya [Professional self-determination of students: problems and solutions]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad], 2015, no. 2 (18), pp. 118-123.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Е.А. Шерешкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e -mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-9866-4830.

В.А. Кузьминых, студентка, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-9010-6017.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

E. A. Shereshkova, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Development Psychology and Educational Psychology, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrmsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-9866-4830.

V.A. Kuzminykh, Undergraduate Student, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-9010-6017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.