Научная статья на тему 'Особенности взаимосвязей стадий становления субъектности и личностных качеств студентов гуманитарного направления'

Особенности взаимосвязей стадий становления субъектности и личностных качеств студентов гуманитарного направления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
127
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субъектность / стадии субъектности / личностные черты / самосознание / академическая мотивация / стили саморегуляции / subjectivity / stages of subjectivity / personality traits / self-awareness / academic motivation / styles of self-regulation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Некрасова Е. В.

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи стадий становления субъектности и личностных черт, самосознания, академической мотивации и стиля саморегуляции студентов гуманитарного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF RELATIONSHIPS OF STAGES OF FORMATION OF SUBJECTIVITY AND PERSONAL QUALITIES OF HUMANITARIAN STUDENTS

The article presents the results of a study of the relationship between the stages of formation of subjectivity and personality traits, self-awareness, academic motivation and the style of self-regulation of humanitarian students.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимосвязей стадий становления субъектности и личностных качеств студентов гуманитарного направления»

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ СТАДИЙ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ66

Некрасова Е.В.

ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», Тольятти, Россия

E-mail: ekaterina0782@mail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты исследования взаимосвязи стадий становления субъектности и личностных черт, самосознания, академической мотивации и стиля саморегуляции студентов гуманитарного направления.

Ключевые слова: субъектность, стадии субъектности, личностные черты, самосознание, академическая мотивация, стили саморегуляции.

FEATURES OF RELATIONSHIPS OF STAGES OF FORMATION OF SUBJECTIVITY AND PERSONAL QUALITIES OF HUMANITARIAN STUDENTS

Nekrasova E.V.

Togliatti State University, Tolyatti, Russia E-mail: ekaterina0782@mail.ru

Abstract. The article presents the results of a study of the relationship between the stages of formation of subjectivity and personality traits, self-awareness, academic motivation and the style of self-regulation of humanitarian students.

Keywords: subjectivity, stages of subjectivity, personality traits, self-awareness, academic motivation, styles of self-regulation.

Подготовка специалиста, способного быть конкурентным на современном рынке труда является одной из главных задач всех ВУЗов страны. Основные требования предъявляются именно к личности будущего специалиста. Работник должен обладать самостоятельностью, стрессоустойчивостью, активностью, умением анализировать события, и быстро адаптироваться к новым условиям. Все эти качества можно объединить в понятие субъектности в психологии.

Проблема субъектности личности привлекала внимание психологов достаточно давно, эту проблему исследовали С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, А.К. Осницкий и др. Несмотря на многочисленные исследования не существует общего, единого определения понятий «субъекта» и «субъектности».

- субъектность - высший уровень активности, целостности, автономности человека; целостность субъекта означает единство, интегративность не только деятельности, но и вообще всех видов его активности (А.В. Брушлинский);

- субъектная активность - это активность, которую человек развивает как автор своих усилий (А.К. Осницкий);

- природа субъектности раскрывается через совокупность отношений к миру, стратегию жизни (К. А. Абульханова-Славская);

- функции субъекта в человеке неразрывно связаны с продуктивностью выполняемой им деятельности; причем не всякое отношение к деятельности раскрывает субъектные свойства человека: деятельность субъекта характеризуется не только продуктивностью, но и носит преобразующий характер, т.е. одна из функций субъектости конгруэнтна креативности человека (Б.Г. Ананьев);

66 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №20-013-00238 А.

- субъектность - это качество, приобретаемое субъектом, если он занимает активную позицию в процессе деятельности, это высший уровень развития человека, проявляющийся в активном преобразовании окружающего мира и самого себя в соответствии с собственными намерениями (Е.Н. Волкова, Т. А. Ольховая, Г.А. Цукерман);

- субъектность - свойство, определяющее меру свободы личности, ее гуманности, духовности, жизнетворчества (Е.В. Бондаревская);

- субъектность это одна из системных характеристик деятельности, высшей формой субъектности является личностный смысл, придаваемый событиям и действиям (А. Г. Асмолов).

Наиболее универсальной на наш взгляд является экопсихологическая (онтологическая) модель становления субъектности В.И. Панова [6].

Как указывает В. И. Панов, это - «идеальная модель», потому что в реальном процессе обучения указанные стадии становления субъектности могут накладываться друг на друга и формироваться в другой последовательности. Однако важно, что представленные в модели стадии становления субъектности не зависят от предметного содержания осваиваемого действия и потому имеют универсальный (топологический) характер для освоения разных видов действий.

Стадии (этапы) становления субъектности описаны В.И. Пановым и имеют названия:

1. Субъект потребности (мотивации, воплощенной в целеполагании).

2. Субъект восприятия и формирования концептуальной модели действия-образца (инструментальной операции действия-образца, которому надо научиться) - «наблюдатель».

3. Субъект подражания (способный более/менее точно воспроизвести требуемое действие-образец, но при этом, не понимая его смысла и не осознавая, как это делается, т.е. репродуктивного выполнения без произвольной регуляции) - «подмастерье».

4. Субъект произвольного выполнения действия-образца с внешней регуляцией правильности этого выполнения со стороны другого человека (чаще всего со стороны тренера, педагога) - «ученик».

5. Субъект экстериоризации функции регуляции правильности выполнения действия-образца другим индивидом - «критик».

6. Субъект произвольного выполнения действия-образца с самостоятельной, произвольной регуляцией правильности его выполнения - «чемпион», «мастер».

7. Субъект продуктивного развития, когда действие-образец превратилось из объекта усвоения в средство освоения новых, более сложных действий или же для творческого самовыражения - «творец».

Многочисленные эмпирические исследования субъектности студентов позволили выделить ее взаимосвязи с социально-психологической адаптацией (Р.В. Овчарова, Н.С. Трофимова) самостоятельностью в учебной деятельности (А.Ф. Березин), с особенностями характера (А. А. Бердникова), с ценностно-смысловой сферой (Н.М. Сараева, А.В. Капцов, Е.И. Колесникова), с показателями локуса контроля, рефлексивности, внутренней мотивации обучения в ВУЗе и психологического благополучия (М.В. Исаков), с рефлексивностью (А.В. Капцов, Е.И. Колесникова), с интеллектуальными стилями студентов разных профилей (О. В. Рудыхина) и др.

Важным критерием становления студента в профессионала с точки зрения компетентностного подхода в образовании являются личностные качества студента. Существует множество классификаций личностных качеств и свойств, необходимых студенту для успешного обучения. Среди них выделены две группы, первая группа личностных качеств: мотивация, самоорганизация, самостоятельность, усидчивость, лидерские качества; вторая группа: гибкость мышления, концентрация и переключаемость внимания, стрессоустойчивость психики [1].

Таким образом, гипотеза нашего исследования заключается в предположении, что существует взаимосвязь между стадиями становления субъектности и личностными качествами студентов ВУЗа.

В исследовании участвовали студенты первого курса направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (n = 18) и студенты первого курса направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» (n = 11) Тольяттинского государственного университета.

Для проверки гипотезы было проведено эмпирическое исследование с помощью следующих методик: опросник «Стиль саморегуляции поведения» ССПМ (В .И. Моросанова), направленная на диагностику развития индивидуальной саморегуляции и ее индивидуального профиля, включающего показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств - гибкости и самостоятельности [5]; «Методика диагностики самосознания» А. Фенигстайна, М.Ф. Шайера и А.Х. Басса (адаптированная В.В. Знаковым), направленная на диагностику самосознания, включающая три шкалы: личностное самосознание, социальное самосознание, социальная тревожность [3]; 16-ти факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (форма С), направленный на диагностику личностных черт; «Модифицированная методика диагностики стадий становления субъектности студентов» ОСС-С3 (А.В. Капцов, Е.И. Колесникова, В.И. Панов) [4], опросник «Шкалы академической мотивации» ШАМ (Т.О. Гордеева, О. А. Сычев, Е.Н. Осин), направленная на диагностику различных типов внутренней и внешней мотивации учебной деятельности [2].

Взаимосвязь определялась с помощью непараметрического коэффициента корреляции тау-Кендалла в пакете программ STATISTICA 12.0.

Студенты первого курса для данного исследования были выбраны неслучайно. Именно на этом курсе представление о том, какими личностными качествами должен обладать специалист их профессии еще не подвергалось влиянию педагогов и других авторитетов в выбранной ими профессии. Также хочется отметить, что студенты гуманитарных направлений в обучении имеют свою специфику взаимосвязей стадий становления субъектности и личностных качеств.

Рассмотрим далее результаты исследования взаимосвязи стадий становления субъект-ности и личностных качеств у студентов направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование.

У данной группы студентов на стадии «Наблюдатель» взаимосвязей с личностными чертами не выявлено. Выявлены взаимосвязь с внешней: экстернальной мотивацией (т = 0,34), это значит, что студенты учатся, чтобы получить престижную работу; взаимосвязь со шкалой стиля саморегуляции «Программирование» (т = -0,36), низкие показатели по которой говорят о неумении и нежелании субъекта продумывать последовательность своих действий, они действуют чаще всего импульсивно, методом «проб и ошибок».

На стадии «Подмастерье» проявляются такие личностные черты как неопытность, наивность, простоватость, прямолинейность (т = -0,34 по фактору N); низкое самомнение, небрежность, невнимательность (т = -0,47 по фактору Q3) что полностью соответствует портрету этой стадии, когда студент еще недостаточно уверен в себе, и просто фиксирует информацию, полученную от педагога. Это также подтверждается обратной взаимосвязью с показателем по шкале саморегуляции «Оценивание результатов» (т = -0,37) - испытуемый некритичен к своим результатам, не замечает своих ошибок.

На стадии «Ученик» проявляются такие личностные черты студентов как наивность, доверчивость (т = -0,42 по фактору L); беспечность, самоуверенность, самонадеянность (т = -0,34 по фактору O); низкое самомнение, небрежность, невнимательность (т = -0,51 по фактору Q3). То есть на этой стадии еще сохраняется прежняя неуверенность, выражающаяся в пренебрежительном поведении студентов.

Стадия «Критик» у студентов первого курса взаимосвязана с высоким уровнем социального самосознания (т = 0,34), когда человеку важно, что о нем думают другие, он ищет свое место в обществе.

Стадия «Мастер» у студентов первого курса характеризуется такими чертами как сдержанность, благоразумность, молчаливость (т = -0,34 по фактору F). Выявлена также

взаимосвязь с личностным самосознанием (т = 0,39) и общим показателем самосознания (т = 0,36). Что соответствует портрету данной стадии. Субъект спокоен, уверен в себе, полностью осознает себя, свои возможности и способности.

Стадия «Творец» в представлении студентов отличается подозрительностью, тиранией, догматичностью (т = 0,39 по фактору Ь) и полной заинтересованностью в своем деле (т = -0,41 по шкале «Амотивация»).

Другая картина взаимосвязей была выявлена у студентов, обучающихся на первом курсе направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».

На стадии «Наблюдатель» выявлены взаимосвязи с личностными чертами. У студентов проявляются такие личностные черты как общительность, открытость, непринужденность (т = 0,56 по фактору А), сообразительность, проницательность (т = 0,46 по фактору В), беззаботность, небрежность, беспечность (т = 0,59 по фактору Б). Что в свою очередь дополняет портрет «наблюдателя» личностными особенностями у студентов первого курса. Выявлена обратная взаимосвязь со шкалой саморегуляции «Самостоятельность» (т = -0,63) - студенты еще недостаточно самостоятельны в учебе и в профессии, они опираются только на понимание себя как личности (т = 0,51 по шкале «Личностное самосознание»), прислушиваются к себе, к своим чувствам и мыслям.

На стадии «Подмастерье» студенты характеризуются неуверенностью в себе, тревожностью, ранимостью (т = 0,52 по фактору О), но при этом высоким уровнем личностного самосознания (т = 0,73), социального самосознания (т = 0,51), общего показателя самосознания (т = 0,63). Таким образом можно заключить что на данной стадии студенты в учебе еще достаточно неуверенные, испытывают трудности, пытаются определить свои возможности, способности, свое место в жизни, в учебной среде, в профессии.

На стадии «Ученик» проявляются такие качества как: беззаботность, восторженность, (т = 0,64 по фактору Б), добросовестность, настойчивость, высокая нормативность (т = 0,48 по фактору О). Здесь уже происходит увлечение профессией, настойчивость в усвоении знаний и практических навыков.

Интересно, что на стадии «Критик» зафиксированы взаимосвязи с такими личностными чертами, как слабость, эмоциональная неустойчивость, переменчивость настроения (т = -0,57 по фактору С); обратная взаимосвязь со шкалой саморегуляции «Программирование» (т = -0,46), которая свидетельствует о несформированной потребности планировать свои действия, обратная взаимосвязь со шкалой саморегуляции «Оценивание результатов» (т = -0,62), когда человек не замечает своих ошибок; прямая взаимосвязь со шкалой мотивации самоуважения (т = 0,52) и со шкалой личностного самосознания (т = 0,5) т.е. человек прислушивается к своим мыслям и чувствам, высока потребность в самоуважении и признании. Таким образом складывается портрет достаточно уверенной и увлеченной собой личности, эмоционально неустойчивой, подверженной настроениям в своей деятельности.

На стадии «Мастер» у студентов проявляются такие качества как беззаботность, восторженность, невнимательность (т = 0,56 по фактору Б), добросовестность, настойчивость, высокая нормативность (т = 0,8 по фактору О).

На стадии «Творец» у студентов выявлены такие личностные черты как добросовестность, настойчивость, высокая нормативность (т = 0,67 по фактору О), проницательность, хитрость, опытность (т = 0,58 по фактору К), собранность, энергичность (т = 0,54 по фактору 04). Выявлены обратная взаимосвязь со шкалой саморегуляции «Оценивание результатов» (т = -0,52), что свидетельствует о несформированной потребности в оценке себя, своих действий; прямая взаимосвязь с мотивацией достижения (т = 0,49), с мотивацией самоуважения (т = 0,56), с высоким общим показателем академической мотивации (т = 0,55), что означает высокую заинтересованность студентов в своей профессии.

Выводы:

1. Существует взаимосвязь между стадиями становления субъектности и личностными качествами студентов гуманитарного направления.

2. У студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» выявлено большее количество взаимосвязей, особенно на стадиях «Наблюдатель» с личностными чертами, «Критик» с личностными чертами и стилями саморегуляции, «Творец» с личностными чертами и самосознанием.

3. У студентов направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» выявлено меньшее количество взаимосвязей, но психологическое описание стадий становления субъектности на основе полученных данных, менее противоречиво.

Список литературы

1. Ашмаров И.А. Влияние личностных качеств студентов в процессе обучения на результативность процесса профессионального становления и развития // Профессиональная ориентация. 2014. № 1. URL: кйр8://суЬег1ешпка.ги/аг11с1е.(дата обращения: 25.01.20).

2. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Том 35. № 4. С.98-109.

3. Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема // Психологический журнал. 2005. Том 26. №1. С.18-28.

4. Капцов А.А., Колесникова Е.И. Модифицированная методика диагностики стадий становления субъектности студентов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2018. № 2(24). С. 107-117.

5. Моросанова В.И., Сагиев P.P. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 134140.

6. Становление субъектности учащегося и педагога: экопсихологическая модель / под ред. В.И. Панова. Москва: ПИ РАО; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2018.

УДК 159.9

СКАФФОЛДИНГ - МЕТОД АКТУАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТА НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 67 Попов Л.М., Устин П.Н.

Казанский федеральный университет, Казань, Россия e-mail: 1eonid.popov@inbox.ru

Аннотация. Предлагается метод актуализации интеллектуально-личностного потенциала субъекта в условиях научно-образовательной деятельности (Скаффолдинг). Реализация метода в условиях специально-организованной деятельности побуждает субъекта научно-образовательной деятельности к действию по сценарию «хочу-могу-действую». В ходе осмысления и реализации сценария, построенного на взаимодействии «преподаватель-психолог-аспирант создается целостный диадический субъект совместной деятельности. Результатом этого сотрудничества является актуализация мотивационно-смысловых детерминант, интеллектуальных способностей, личностных качеств, способностей к долгосрочному планированию по написанию и защите диссертации с учетом вероятностных рисков. Действия аспиранта опосредованы мерой его взаимодействия с психологической, профессиональной и общечеловеческой культурой психолога и научного руководителя, а также глубиной учета ресурсов второго Я.

67 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00664 «Психология развития и саморазвития инновационного потенциала субъектов образовательной деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.