Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 201?. № 1(21)
nCMXGAMArHGCTMKA PSYCHODIAGNOSTS
УАК 159.9
METОДИKA GUEHM CTДAИЙ CTДHGBЛEHИЯ CУБЪEKTHGCTИ rGCyAAPCTBEHHÛX ^УЖДШИХ*
© E. В. Apoçâoâa
Apo3äoBa
Eкaтepинa B/Wä^^^MB^! cтyлeнткa фaкyльтeтa пcиxoлoгии CaMai^c^™
гyмaнитapнaя aкaлeмия e-mail: ekaterina2007@list.ru
В статье рассмотрены поахоаы к понятию субъ-ект-ности и стаАиям их становления. ПривоАится актуальность опреАеления стаАий становления субъектности госуАарственных служащих при оценке профессиональных и личных компетенций. Описывает-ся разработанная метоАика оценки стаАий становления субъектности госслужащих. Основой аля интерпретации шкал метоАики стали стаАии становления субъектности преА-ложенные В. И. Пановым. ПривеАен анализ наАежнос-ти и валиАности метоАики и возможность ее Аальней-шего применения в исслеАованиях стаАий становления субъектности госуАарственных служащих.
Ключевые слова: диагностика, стадии субъектности, госслужащие, методика.
Актуальность оценки становления субъ-ек-тности обусловлена стремительным социально-экономическим развитием современного общества. Развитие человека как субъекта деятельности становится одной из целей современного образования и воспитания.
Проблема повышения профессиональной, служебной и личной эффективности деятельности сотрудников государственного управления продиктована необходимостью создания оптимальной модели государственной службы, обеспечения государственного аппарата служащими, способными удовлетворить потребности стремительно развивающегося общества. Эффективность происходящих изменений зависит
* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, грант 17-06-00871.
The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 201?. No 1 (21)
от готовности госслужащих к освоению новых знаний, новых способов взаимодействия и перераспределению своих жизненных ресурсов, потенциалов и предпочтений в соответствии с новыми условиями, а также от их готовности к изменению личностных свойств и качеств в процессе профессионального роста.
Анализ работ по психологии приводит к выводу, что в настоящее время нет однозначного определения понятия «субъектность». Зачастую «субъектность» понимается или как атрибут «субъекта», или как его эквивалент. Сложности в определении термина «субъектность» обусловлены тем, что оно практически отсутствует в философских и психологических словарях, за исключением краткого психологического словаря, в котором поясняется: «Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании» [5, с. 375]
Согласно С. Л. Рубинштейну, субъектность трактуется как способность человека производить изменения в мире и в себе самом. Эта способность формируется в ходе исторического и индивидуального развития. Субъекта в данном случае характеризуют такие качества, как активность, способность к развитию и интеграции, самодетерминации, саморегуляции, самодвижению и самосовершенствованию [12].
А. В. Брушлинский определяет субъектность — как системную целостность всех сложнейших и противоречивых качеств человека, которая формируется в ходе исторического и индивидуального развития. Индивид не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности и других видов своей активности. Высшей формой субъектности является личностное осмысление, придаваемое событиям и действиям [2].
А. Н. Леонтьев под «субъектностью» понимает определенный набор качеств человека, которые характеризуют сферу его деятельностных способностей, его способность к самодетерминации и творческой активности [11].
Е. П. Ермолаева предлагает критерии уровней субъектности личности по степени осознанности, активности и автономности [11]. Раскрыты психологические уровни субъектности как параметры профессиональной идентичности: мотивационно-личностная субъектность, функционально-деятельностная и социально-нравственная. Е. П. Ермолаевой предложена модель, в которой профессионал как субъект ценностных ориентаций может соответствовать одному их следующих уровней субъектности:
• массовый профессиональный субъект, ориентированный на бесконфликтное следование ведущей социально-навязанной тенденции;
• прагматический, стремящийся действовать оптимально, исходя из просчитанных оценок наибольшего числа параметров реально складывающейся ситуации;
• творчески-рациональный, для психики которого характерно реагирование на изменение ситуации путем творческого разрушения собственных стереотипов;
• творчески-иррациональный, не подверженный разрушительному влиянию изменений среды на систему его ценностных ориентаций и способный удерживать высокий уровень профессионализма даже в самых неблагоприятных условиях;
• ригидно-иррациональный, не способный к переоценке ценностей и оказавшийся в плену прежних стереотипов;
• агрессивно-рациональный, стремящийся к устранению факторов среды, не отвечающих его персональной модели должного;
• агрессивно-иррациональный, оказывающий активное сопротивление любым, даже очевидно-позитивным нововведениям [11].
Наряду с подходами к определению субъектности существуют подходы к структурированию уровней субъектности. Так в теоретической модели А. Л. Журавлева выдвигаются критерии и соответствующие уровни коллективного субъекта: предсубъектность — взаимосвязанность индивидов в группе, собственно субъектность — их совместная активность, высший уровень субъект-ности группы — ее способность к саморефлексии.
В отношении понимания субъектности большой интерес представляют работы В. И. Панова, который определяет субъектность как «способность индивида быть субъектом психической активности в форме того ли иного вида действия (деятельности)» [7, с. 220]. По мнению В.И. Панова, становление субъектности как способности быть субъектом действия (деятельности) должно проходить следующие стадии развития:
1) субъект мотивации (имеющий потребность);
2) субъект восприятия (наблюдатель);
3) субъект подражательного действия (подмастерье);
4) субъект планирования и произвольного выполнения действия с опорой на внешний контроль (ученик);
5) субъект планирования и произвольного выполнения действия с опорой на внутренний контроль (мастер);
6) субъект внешнего контроля за выполнением действия другими (учитель, тренер, эксперт);
7) субъект развития, использующий освоенное действие в качестве субъективного средства для дальнейшего развития самого себя (творец) [7].
В настоящее время исследование субъектности личности становится приоритетным в психологической науке. Понимание субъекта связывается отношением человека к себе как к деятелю, с наделением человеческого индивида качествами быть самостоятельным, активным, способным, умелым в осуществлении особых человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего предметно-практической деятельности. С позиции современной науки субъектность «пронизывает» все жизненные проекции человека, проявляясь и в индивидном, и в личностном, и в индивидуальном, и в универсальном способе бытия.
Таким образом, достижение профессионализма связано с развитием субъек-тности человека, проявляющейся в способности человека выступать субъектом действия, быть независимым от других людей, в личностных качествах (целеустремленности, инициативы, организованности), чертах характера (упорства, настойчивости, последовательности), интеллектуальных качествах, совершенствовании и обогащении профессиональных умений, раскрытии творческого потенциала.
Описание разработанной методики
Прототипом методики стала методика оценки стадий становления субъектности участников образовательного процесса, разработанная В. И. Пановым, А. В. Капцовым и Е. И. Колесниковой [9, с. 294]. Утверждения опросника разрабатывались на основе анализа операций, которые осуществляют госслужащие в своей деятельности. Полный перечень операций был проверен и отобран экспертным методом, в качестве которых выступали госслужащие областного уровня.
Предлагаемый вариант методики является вторым вариантом опросника. 54 пункта опросника были сокращены до 10, а пятибальная шкала Лайкерта заменена на метод вынужденных выборов. В результате методика стала компактнее, понятнее, поскольку исследования государственных служащих осуществляется в рабочее время и, как правило, в рамках проведения комплексной оценки профессиональных и личностных компетенций сотрудников.
Разработанная методика для оценки становления субъектности госслужащих (ОССГС) представляет собой опросник, состоящий из 10 пунктов. Каждый пункт данного опросника состоит из незаконченного утверждения, за которым следует шесть его возможных окончаний, которые соответствуют шести стадиям становления субъектности. Испытуемому предлагается оценить в баллах каждое окончание в той степени, в какой оно к нему применимо: от 1 (менее всего подходит) до 6 (более всего подходит). Каждое из шести окончаний в группе должно получить определенный балл. Ответы обрабатываются в соответствии с ключом. В результате обработки ответов мы получаем суммы баллов по шести шкалам: «наблюдатель», «подмастерье», «ученик», «мастер», «эксперт», «творец» (ПРИЛОЖЕНИЕ). Шкала, по которой испытуемый набрал наибольшую сумму баллов показывает, что соответствующая этой шкале стадия становления субъектности наиболее выражена у испытуемого.
В основу интерпретации шкал разработанной методики ОССГС взяты стадии становления субъектности предложенные В. И. Пановым [8]:
1) наблюдатель — субъект восприятия действия-образца, т. е. развитие способности увидеть, рассмотреть и запомнить действие-образец (сформировать образ, перцептивную модель), демонстрируемый другим человеком («смотри, что и как надо делать») — рассматривает, но пока еще не выполняет;
2) подмастерье — субъект репродуктивного выполнения требуемого действия-образца посредством подражания, когда происходит экстериориза-ция «образа» (перцептивной модели) действия-образца в виде подражания, но без осознания смысла воспроизводимого действия и без умения самостоятельно контролировать правильность его выполнения. На этом этапе перцептивная модель действия-образца, сформировавшаяся и интериоризованная на предшествующем этапе, субъективируется, т. е. превращается в субъективное внутреннее средство подражательного выполнения действия — повторяет это действие, даже не понимая его смысла;
3) ученик — субъект произвольного выполнения действия-образца при внешнем контроле за правильностью его выполнения (например, с помощью руководителя), когда индивид уже умеет произвольно выполнять действие-образец, но еще не умеет самостоятельно осуществлять контроль и коррекцию правильности его выполнения;
4) мастер — субъект самостоятельного выполнения действия-образца при наличии самостоятельного, внутреннего контроля за правильностью его выполнения, когда его выполнение происходит посредством интериоризиро-ванных и субъективированных на предшествующих этапах перцептивной модели действия-образца и способности к произвольной регуляции правильности его выполнения;
5) эксперт — субъект внешнего контроля за правильностью выполнения действия-образца другими, когда обучающийся испытывает потребность и уже способен давать оценку того, правильно ли выполняют действие-образец другие индивиды;
6) творец — субъект развития, когда освоенное действие превращается из объекта усвоения в субъективное средство овладения другими, новыми действиями, в том числе для творческого самовыражения
Для получения первичных психометрических данных по разработанной методике было проведено исследование.
Определение надежности методики
Исследование разработанной методики осуществлялось на выборке госслужащих в количестве 40 человек в возрасте от 25 до 54 лет. Одним из показателей качества методики является согласованность пунктов шкалы или надежность. Для определения надежности использовался коэффициент альфа Кронбаха, поскольку он показывает согласованность характеристик, описывающих один объект (шкалу).
Проверка надежности шкал стадий становления субъектности государственных служащих показала, что в выборке госслужащих надежность шкал «подмастерье», «эксперт» и «творец» достаточная (значения коэффициентов больше 0,6), а по шкалам «наблюдатель», «ученик» и «мастер» недостаточная (значение коэффициента не менее 0,5).
Таблица 1
Внутренняя согласованность шкал опросника «Оценка становления субъектности госслужащих»
Шкала опросника Коэффициент альфа Кронбаха
Наблюдатель 0,26
Подмастерье 0,66
Ученик 0,32
Мастер 0,45
Эксперт 0,59
Творец 0,67
Для выявления слабых пунктов шкал «наблюдатель», «ученик» и «мастер» был проведен корреляционный анализ с целью дальнейшей доработки пунктов опросника.
Диапазон надежности методики оценки стадий становления субъектности госслужащих в сравнении с диапазоном надежности методики оценки стадий становления субъектности участников образовательного процесса, ниже, что вполне закономерно при уменьшении количества вопросов в методике. Поэтому необходима дальнейшая доработка пунктов методики оценки становления субъектности госслужащих.
Полученные результаты надежности также могут быть обусловлены особенностью выборки — пол, возраст испытуемых, общий трудовой стаж и стаж работы в органе власти.
Определение валидности методики
В данном исследовании валидность рассчитывалась путем нахождения коэффициента корреляции между шкалами опросника «ОССГС» и шкалами методики с доказанной валидностью «Личность и компетенции» (тест ЛИК-190) Л. Н. Собчик. Методика ЛИК-190, представляет собой тест-опросник, содержащий в себе как основные личностные шкалы, так и шкалы достоверности. Тест информативен не только для определения индивидуально-психологических особенностей обследуемого лица, но и для оценки его профессионально-значимых характеристик. По итогам прохождения теста формируется отчет о личностных свойствах оцениваемого лица и список компетенций, характеризующих профессионально важные свойства и деловые качества индивида. Кроме того, по результатам методики можно судить о мотивационной направленности индивида, его склонностях к определенному виду деятельности и способах повышения его трудовой эффективности.
Рассмотрим выявленные корреляции шкал опросника ОССГС и шкал теста ЛИК-190 представленные в таблице 2.
Таблица 2
Значимые коэффициенты корреляции шкал методик ЛИК-190 и ОССГС
Шкалы Рефлексивность Спонтанность Педантичность Уступчивость и вдумчивость Амбициозность, доминантность Социальная податливость Мотивация на достижение успеха Мотивация на избегание неудачи Лидерство
Подмастерье 0,457 0,399 -0,403
Ученик 0,487 -0,494 -0,411 0,424 -0,541 0,400 -0,574 0,462 -0,525
Эксперт 0,452 0,466
Творец -0,527 0,487 -0,475 0,503 0,556 -0,513 0,549
Рефлексивность — это свойство субъекта, выражающееся в обращении внимания субъекта на самого себя и на свое сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. Данное свойство характерно в большей степени для стадий становления субъектности «ученик», «мастер», «эксперт» и в меньшей степени — для стадий становления субъектности «наблюдатель», «подмастерье». В исследовании выявлена положительная корреляция рефлексивности со стадиями становления субъектнос-
ти «подмастерье» (0,457) и «ученик» (0,487), а также отрицательная корреляция со стадией становления субъектности «творец» (-0,527). Подмастерье осуществляет свою активность путем подражания действиям, не осмысливая продукты собственной активности, поэтому, наш взгляд, рефлексивность ему может быть не свойственна. «Ученик» уже действует самостоятельно, осмысленно, но пока под внешним контролем, так же и у «мастера» активность осмысленная, но уже под внутренним контролем. Однако корреляция выявлена только со стадией становления субъектности «ученика», а со стадиями становления субъектности «мастера» и «эксперта» не выявлена. Характерность рефлексивности этим стадиям не подтверждена на данной выборке, что требует дальнейших исследований. «Творцу» рефлексивность, на наш взгляд, может быть характерна в разной степени.
Спонтанность — это свойство субъекта, выражающееся в способности действовать активно под непосредственным влиянием собственных побуждений. Данное свойство может быть характерно для стадии становления субъектности «творец», т. к. субъект действует исходя из спонтанных, творческих побуждений. В исследовании выявлена положительная корреляция спонтанности со стадией становления субъектности «творец» (0,487), что подтверждает свойственность «творцу». Отрицательная корреляция со стадией становления субъектности «ученик» (-0,494) подтверждает валидность этой шкалы, поскольку ученик выполняет действия произвольно, а не спонтанно.
Педантичность - свойство личности, предусматривающее предельную точность и аккуратность в каких-либо действиях человека. Педантичность должна быть характерна для стадий становления субъектности «мастер», «эксперт». На стадии становления субъектности «мастера» субъект осуществляет внутренний контроль за точностью своих действий, а «эксперт» еще и подключает контроль за правильностью действий других субъектов. В исследовании выявлена положительная корреляция педантичности со стадией становления субъектности «эксперт» (0,452), который подтверждает валидность этой шкалы. Корреляция со стадией становления субъектности «мастер» не выявлена, поэтому характерность педантичности для стадии становления субъектности «мастер» на данной выборке пока не подтверждена. Отрицательная корреляция педантичности со шкалой «ученик» (-0,411), на наш взгляд, подтверждает то что это качество не характерно для данной стадии становления субъектности, поскольку «ученик» пока только повторяет действия по образцу, может совершать ошибки и контроль за правильностью выполнения действий осуществляется из вне.
Уступчивость — это склонность соглашаться с чужой точкой зрения, когда человек удовлетворяет просьбу другого человека вести себя определенным образом. По определению это свойство схоже с другим свойством личности — социальная податливость (шкала ЛИКа). Такие свойства в нашем исследовании характерны для стадий становления субъектности «подмастерье», «ученик», потому что субъект на этих стадиях склонен соглашаться с субъектами, выступающими перед ними в роли наставника, руководителя. Корреляция свойства уступчивости (0,424) и социальной податливости (0,400) со стадией становления субъектности «ученик» подтверждает валидность шкалы «ученик». Так же выявлена корреляция уступчивости со стадией становления субъектности «подмастерье» (0,399),
что подтверждает свойственность этого качества «подмастерью». Уступчивость не свойственна такой стадии становления субъектности как «творец», так как субъект на этой стадии творит самого себя, самовыражается, т. е. поступает так как хочется ему и имеет свою точку зрения. Отрицательная корреляция уступчивости со стадией становления субъектности «творец» (-0,457), на наш взгляд, подтверждает валидность этой шкалы.
Амбициозность — стремление во что бы то ни стало достигнуть успеха, получить больше, чем имеешь в данный момент. Доминантность проявляется в стремлении и способности постоянно занимать в любой группе важное, главенствующее положение, и при этом влиять на других. Мы проанализировали эти качества вместе, поскольку в методике ЛИК-190 они представлены одной шкалой. Оба свойства могут быть характерны для стадий становления субъек-тности «эксперт» и «творец», потому что субъекты на этих стадиях стремятся получить больше результатов от своих действий, в том числе влияя на других людей. Не свойственны амбициозность и доминантность стадиям «подмастерье», «ученик», так как они копируют действия других, стремятся получить результат в соответствии со своими действиями и ожиданиями других и тем более не могут влиять на других людей. В исследовании выявлена положительная корреляция амбициозности и доминантности со стадией становления субъектности «творец» (0,503) и отрицательная корреляция со стадиями становления субъектности «подмастерье» (-0,403) и «ученик» (-0,541), что подтверждает валидность этих шкал.
Рассмотрим теперь такие свойства личности как мотивация на достижение успеха и мотивация на избегание неудачи. Поведение людей, мотивированных на достижение успеха и на избегание неудачи, различается следующим образом. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. Совершенно иначе ведут себя субъекты, мотивированные на избегание неудачи. Их цель в деятельности заключается в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильнее оценивать свои возможности, проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей и обычно выбирают для себя профессии, соответствующие имеющимся у них знаниям, умениям и навыкам. Люди, ориентированные на неудачи, напротив, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитая для себя или слишком легкие, или слишком сложные виды профессий.
Предполагая, что мотивация на достижение успеха может быть характерна для субъектов на стадиях «мастера», «эксперта» и «творца» и не характерна для стадий становления субъектности «ученик» и «подмастерье», то мотивация на избегание неудач наоборот не характерна для субъектов на стадиях
«мастера», «эксперта» и «творца» и характерна для стадий становления субъектности «ученик» и «подмастерье». Анализ коэффициентов корреляции по этим шкалам подтверждает наше предположение: коэффициенты корреляции шкалы мотивации на достижение успеха со шкалой «ученик» (-0,574), со шкалой «эксперт» (0,466) и со шкалой «творец» (0,566), а также коэффициенты корреляции шкалы мотивации на избегание неудач со шкалами «ученик» (0,462) и «творец» (-0,513) подтверждают валидность этих шкал.
Лидерство — это способность вести за собой людей для достижения конкретных целей. Другими словами, это способность оказывать влияние на отдельных личностей или группы людей, направляя их усилия для достижения целей. Данное свойство личности может быть характерно для стадии становления субъектности «эксперт», «творец» и не характерно для стадий «наблюдатель», «подмастерье», «ученик». Выявленная положительная корреляция лидерства со стадией становления субъектности «творец» (0,549) и отрицательная корреляция со стадией «ученик» подтверждает валидность этих шкал. Корреляция лидерства со стадиями становления субъектности «наблюдатель», «подмастерье», «мастер», «эксперт» не выявлена, следовательно, присущность лидерства этим стадиям не подтверждена на данной выборке и требует дальнейших исследований.
Выводы
1. Разработана компактная и удобная методика, позволяющая исследовать стадии становления субъектности государственных служащих, по сравнению с аналогичной методикой оценки обучающихся.
2. Проверка надежности на выборке госслужащих показала, что надежность шкал стадий становления субъектности находится в диапазоне от 0,26 (шкала «наблюдатель») до 0,67 (шкала «творец»). В сравнении с прототипом показатели надежности ниже (от 0,41 шкала «мастер» до 0,77 шкала «эксперт»). Поскольку количество вопросов было уменьшено с 54 до 10, то требуется доработка слабых пунктов шкал методики и дополнительные исследования.
3. Оценка валидности позволяет рекомендовать разработанную методику для пилотажных исследований.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бодалев А. А. Общая психодиагностика. Санкт-Петербург : Речь, 2006. 439 с.
2. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва : МПСИ, 2003. 408 с.
3. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика : учебник для вузов. Санкт-Петербург : Питер, 2005, 2006. 350 с.
4. Капцов А. В. Повышение валидности психологической диагностики // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2006. Вып. 2.
5. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко ; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону, 1998. 512 с.
6. Никандров В. В. Экспериментальная психология. Санкт-Петербург : Речь, 2007.
511 с.
7. Панов В. И. Экопсихологические предпосылки изучения психической активности // Известия Самарского научного центра РАН. 2014. Т. 3. Вып. 3 (11).
8. Панов В. И. Этапы овладения профессиональными действиями: Экопсихоло-гичес-кая модель становления субъектности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. № 4.
9. Панов В. И., Капцов А. В., Колесникова Е. И. Методика оценки стадий становления субъектности участников образовательного процесса // Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, Курск, 2017. URL: http:// effektivnost17.sfedu.ru/sites/ default/files/sbornik.pdf (дата обращения: 03.07.2017).
10. Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход / под ред. В. А. Бодрова. Москва : Ин-т психологии РАН, 2004. 387 с.
11. Психология субъекта и психология человеческого бытия: монография / под ред. В. В. Знакова, 3. И. Рябикиной, Е. А. Сергиенко. Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 2010. 371 с.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург : Питер, 2002. 720 с.
REFERENCES
1. Bodalev A.A. Obshhaja psihodiagnostika [General diagnostics]. Sankt-Peterburg: Rech', 2006. 439 p. (in Russian).
2. Brushlinskij A.V. Sub#ekt: myshlenie, uchenie, voobrazhenie [Subject: thinking, teaching, imagination]. Moskva: MPSI, 2003. 408 p. (in Russian).
3. Burlachuk L.F. Psihodiagnostika: Uchebnik dlja vuzov [Psychodiagnostics: Textbook for universities]. Sankt-Peterburg: Piter, 2005, 2006. 350 p. (in Russian).
4. Kapcov A.V. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii [The Bulletin of Samara humanitarian Academy]. 2006. Vyp.2. Pp. 188-193 (in Russian).
5. Kratkij psihologicheskij slovar' / Red.-sost. L.A. Karpenko; Pod obshh. red. A.V. Petrovskogo, M.G. Jaroshevskogo [Brief psychological dictionary / Ed.-comp. L. A. Karpenko; Under the General editorship of V. Petrovsky, M. G. Yaroshevsky]. Rostov-na-Donu, 1998. 512 p. (in Russian).
6. Nikandrov V.V. Jeksperimental'naja psihologija [Experimental psychology]. Sankt-Peterburg: Rech', 2007. 511 p. (in Russian).
7. Panov V.I. Izvestija Samarskogo nauchnogo centra RAN [Proceedings of the Samara scientific center of RAS]. 2014. V. 3, No. 3(11). Pp. 214-222 (in Russian).
8. Panov V.I. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 14. Psihologija [The Moscow University Herald. Series 14. Psychology]. 2016. No. 4. Pp. 16-25 (in Russian).
9. Panov V.I., Kapcov A.V., Kolesnikova E.I. Jeffektivnost' lichnosti, gruppy i organizacii: problemy, dostizhenija i perspektivy: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [The effectiveness of individuals, groups and organizations: challenges, achievements and prospects: materials of all-Russian scientific-practical conference]. Rostov-na-Donu, Kursk, 2017. Available at: http://effektivnost17.sfedu.ru/sites/ default/files/sbornik.pdf (accessed: 03.07.2017) (in Russian).
10. Professional'naja prigodnost': sub#ektno-dejatel'nostnyjpodhod /pod red. V.A. Bodrova [Professional competence: subject-activity approach / ed. by V.A. Bodrov]. Moskva: In-t psihologii RAN, 2004. 387 p. (in Russian).
11. Psihologija sub#ekta i psihologija chelovecheskogo bytija: monografija /pod red. V.V. Znakova, Z.I. Rjabikinoj, E.A. Sergienko [Psychology and the psychology of being human: the monograph / under the editorship of V.V. Znakov, Z.I. Ryabikina, E. A. Sergienko]. Krasnodar: Kubanskij gos. un-t, 2010. 371 p. (in Russian).
12. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshhejpsihologii [Fundamentals of General psychology]. Sankt-Peterburg: Piter, 2002. 720 p. (in Russian).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Опросник оценки стадий становления субъектности государственных служащих
(ОССГС)
Инструкция. Каждый пункт данного опросника состоит из незаконченного утверждения, за которым следует шесть его возможных окончаний. Впишите свои оценки непосредственно в квадратик перед вариантами, указывающие на ту степень, в какой данное окончание применимо к Вам: от 1 (менее всего подходит) до 6 (более всего подходит). Даже если два окончания (или более) кажутся одинаково применимыми к Вам, все-таки постарайтесь распределить баллы. Каждое из шести окончаний в группе должно получить свой балл. На вопросы следует отвечать быстро, не раздумывая подолгу.
1) Выполняя новое служебное задание ...
а) выполняю так же как другие, не задумываясь;
б) повторяю за другими, но прикладываю усилия, чтобы выполнить задание на более высоком уровне;
в) копирую других, но проверяю, не сделал ли ошибок;
г) замечаю ошибки и нахожу способы их устранения;
д) я наблюдаю, как выполняют другие;
е) размышляю над возможной перспективой продолжения выполненного задания
2)Планируя свою работу...
а) составляю план с учетом саморазвития;
б) не задумываюсь и делаю так же как другие;
в) я присматриваюсь как планируют работу другие;
г) следую примеру других, но проверяю, не сделал ли ошибок;
д) делаю так же как другие, прикладывая усилия;
е) объективно прогнозирую результаты своей работы
3) Проходя аттестацию.
а) поспрашиваю других как они проходили, и пройду как они;
б) поспрашиваю других как они проходили и постараюсь пройти лучше;
в) поспрашиваю других как они проходили и приложу усилия, чтобы сделать все лучше, чем другие;
г) постараюсь пройти лучше других и обязательно после аттестации посмотрю в документах (правовых актах) правильно ли я ответил;
д) поспрашиваю других как они проходили, принимая во внимание, что они делали не так и подскажу на будущее им пути исправления;
е) пройду как другие, но это не значит, что я пойму, как надо успешно проходить аттестацию
4) Выполняя поручение руководителя.
а) выполняю и прошу коллегу проверить правильность выполнения;
б) лучше других знаю правильно или неправильно выполняю поручение;
в) размышляю над возможной перспективой продолжения выполнения поручения;
г) выполняю поручение наиболее эффективным способом;
д) выполняю его, не задумываясь;
е) мысленно представляю план его выполнения
5) Решая сложную рабочую ситуацию.
а) воспользуюсь проверенным способом решения сложных ситуаций;
6) буду искать оптимальный способ решения этой ситуации;
в) воспользуюсь советом авторитетных коллег;
г) замечу то, что не заметили другие;
д) я всегда нахожу недостатки решения коллег;
е) мне нужно, чтобы кто-то указывал мне на мои ошибки
б) Изучая нововведения в законодательстве.
а) я могу научить других применять нововведения;
б) проверяю себя, правильно ли я все применяю;
в) я знаю, как буду использовать нововведения для достижения более высоких показателей результативности;
г) не задумываясь трактую по-своему новое в законодательстве;
д) копирую других, допуская возможность ошибки при применении нововведения;
е) повторяю за другими, проверяя, все ли правильно я трактую
7) Пройдя дополнительное профессиональное образование и применяя новые знания...
а) не задумываясь повторяю, как применяют их коллеги;
б) прикладываю усилия, чтобы эффективнее использовать новые знания;
в) имею свою точку зрения о том, как нужно применить полученные знания;
г) беру пример с других, но проверяю, не сделал ли ошибок;
д) я знаю, как буду использовать полученные знания для достижения высоких результатов в работе;
е) я присматриваюсь как применяют новые знания другие
8) Не получив ожидаемого результата.
а) держу под контролем новые способы получения результата;
б) по совету действую по-другому;
в) я обязательно анализирую причину;
г) я всегда вижу ошибки коллег на пути достижения результата;
д) смотрю, что делают в таком случае другие;
е) пробую другие способы
9) Разрабатывая проект (задание).
а) приступаю самостоятельно, составив план своих действий;
б) предвижу перспективы его развития;
в) часто надеюсь на помощь коллег;
г) я должен хорошо представлять его «в уме»;
д) действую самостоятельно, прогнозируя результат своей работы;
е) я обычно проверяю, правильно ли я все понял
10) Взаимодействуя с коллегами того же должностного уровня, что и я.
а) чаще мои действия совпадают с действиями других;
б) знаю, как научить других взаимодействовать правильно (эффективно);
в) всматриваюсь, как взаимодействуют между собой другие;
г) использую проверенные мною способы взаимодействия с коллегами;
д) поступаю как другие;
Ключ к методике ОССГС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Наблюдатель д в а е г б е д г в
Подмастерье а б е д в г а б е д
Ученик в г б а е д г е в а
Мастер б д в г а е б в а г
Эксперт г е д б д а в г д б
Творец е а г в б в д а б е
METHOD OF EVALUATION STAGES OF THE FORMATION OF THE SUBJECTIVITY OF CIVIL SERVANTS
E. Drozdova
The article considers approaches to the concept of subjectivity, and stages of their formation. Given the urgency of identifying stages of development of subjectivity of civil servants when assessing the professional and personal competencies. Describes the developed method of evaluation stages of the formation of the subjectivity of civil servants. The basis for interpretation of the scales of methods were the stage of formation of subjectivity proposed by V.I. Panov. The analysis of the reliability and validity of the methodology and possibility of its further application in the research stages of the formation of the subjectivity of civil servants.
Key words: diagnosis, stage of subjectivity, civil servants, methods.