Научная статья на тему 'Изучение особенностей формирования подростка как субъекта взаимодействия с природной средой в условиях летнего оздоровительного лагеря'

Изучение особенностей формирования подростка как субъекта взаимодействия с природной средой в условиях летнего оздоровительного лагеря Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
89
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПРИРОДНАЯ СРЕДА / ПОДРОСТОК / ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Камнев А. Н.

В работе освещаются некоторые результаты экспериментального исследования формирования подростка как субъекта взаимодействия с природной средой в процессе проведения научно-приключенческих программ в детских оздоровительных лагерях в рамках проекта «Отдых и учёба с радостью»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Камнев А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение особенностей формирования подростка как субъекта взаимодействия с природной средой в условиях летнего оздоровительного лагеря»

УДК 374

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОДРОСТКА КАК СУБЪЕКТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРИРОДНОЙ СРЕДОЙ В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

© 2019 А. Н. Камнев

докт. биол. наук, профессор e-mail: [email protected]

Московский государственный психолого-педагогический университет

В работе освещаются некоторые результаты экспериментального исследования формирования подростка как субъекта взаимодействия с природной средой в процессе проведения научно-приключенческих программ в детских оздоровительных лагерях в рамках проекта «Отдых и учёба с радостью»

Ключевые слова: субъект взаимодействия, природная среда, подросток, летний оздоровительный лагерь

Современная социокультурная ситуация оказывает существенное влияние на интересы современных подростков, которые, отказываясь от живого межличностного общения, все более социализируются в виртуальном, опосредованном информационно-компьютерными средствами мире. Часто это приводит к внутренней дезориентации подростка и желанию найти себе более значимые объекты и субъекты взаимодействия, которые удовлетворяли бы его потребность в самоутверждении, самоопределении, смыслообразовании.

Определенные возможности для этого поиска имеет образовательно -воспитательная среда загородного лагеря, которая не только обеспечивает индивидуальное благополучие подростка [Куприянов 2018], но и способствует получению новых знаний, приобретению собственного жизненного опыта, дает начало процессу формирования подростка как субъекта взаимодействия с природной средой.

Надо отметить, что большинство исследователей, изучающих проблему субъектности человека, относят этот феномен к взаимодействию с другими людьми. Они обращают внимание на следующие характеристики субъекта, которые формируются в том числе в подростковом возрасте: способность к самоорганизации собственных психических и личностных возможностей в процессе деятельности; индивидуальный способ реализации деятельности, наиболее соответствующий внешним и внутренним условиям; способность к преобразованию внешне заданных условий для более качественного результата деятельности [Абульханова 2016]; способность осознавать совершаемые им поступки как свободные нравственные деяния, за которые он несет ответственность перед собой и обществом [Знаков 2016].

Вместе с тем в науке присутствует точка зрения на формирование подростка как субъекта взаимодействия с природной средой, исходя из онтологического понимания взаимодействий человека с окружающей средой, которые способствуют или препятствуют объединению «человека» и «среды» в онтологически целостное образование «человек - жизненная среда». Так, В.И. Панов и его сотрудники под типами экопсихологических взаимодействий понимают отношения между компонентами системы «человек - жизненная среда», обусловленные их активной/пассивной и, соответственно, субъектной/ объектной ролевой позицией во взаимодействии друг с другом [Экопсихология развития... 2013].

Наш многолетний опыт организации научно-приключенческих программ в детских оздоровительных лагерях позволяет утверждать, что процесс формирования подростка как субъекта взаимодействия с природной средой проходит определенные стадии и зависит от наличия мотивации, обеспечивающей активный характер взаимодействия с природными объектами, включенности подростков в разнообразные виды экологически ориентированной эмпирической деятельности; создания ситуаций экологического выбора в деятельности и поведении подростков. Приобретая опыт взаимодействия с природной средой, подросток становится субъектом экологической деятельности.

Объектом нашего исследования стала образовательно-воспитательная деятельность с подростками в условиях летнего оздоровительного лагеря. Предметом исследования выступил процесс формирования подростка как субъекта взаимодействия с природной средой средствами дополнительного экологического образования. Выборку исследования составили 158 подростков 14-16 лет обоих полов, проходивших обучение в летний период в рамках проекта «Отдых и учёба с радостью» в г. Анапа с 2016 по 2018 г.

На первом этапе экспериментальной работы нами диагностировался уровень развития субъектности подростков. На третий день их пребывания в лагере, после окончания первичной адаптации к новым условиям, был проведен констатирующий эксперимент с использованием опросника «Оценка стадий становления субъектности» [Там же].

Подростку предлагается рассмотреть восемь различных ситуаций и в зависимости от сделанных им выборов определяется стадия становления его как субъекта. В данном процессе были выделены шесть таких стадий.

Первая, самая простая, это стадия «Наблюдатель». Подросток является лишь субъектом восприятия неких образцов экологического действия, за которыми наблюдает со стороны. Это позволяет формировать соответствующие образы экологического действия, но пока ещё не ведёт к его самостоятельному выполнению.

Вторая стадия - «Подмастерье» - на основании полученной ранее перцептивной модели экологического действия дает возможность подражать ему. Но при этом полноценное осознание смысла данной активности отсутствует, возможность проверить ее точность также не сформирована.

Третья стадия - «Ученик». Подросток осознанно выполняет изученные экологические действия-образцы, но ещё нуждается во внешнем контроле для понимания правильности их реализации.

Четвертая стадия - «Мастер», отличается тем, что здесь уже не только появляется способность к самостоятельным эколого-ориентированным действиям, но и присутствует внутренний контроль их правильности. Субъект способен к произвольной коррекции активности при появлении отклонений от образца.

Пятая стадия - «Эксперт» - дает личности возможность уже не только самостоятельно и эффективно выполнять те или иные действия, но и выступать контролером качества экологической деятельности других людей, давая ей точную оценку.

И последняя, шестая стадия - «Творец» - позволяет подростку превратить освоенные экологические действия в средства дальнейшего развития себя самого, реализуя творческую активность личности.

Оказалось, что преобладающей стадией развития субъектности у подростков является третья стадия - «Ученик». Она отмечена у 56% участников. На втором месте по частоте встречаемости вторая стадия - «Подмастерье» (27% опрошенных). На третьем месте стадия «Мастер» (у 8% участников). На четвёртом - стадия

«Наблюдатель» (8% подростков), на пятом месте - «Эксперт» (лишь 1% опрошенных), а стадия «Творец» не наблюдалась ни у кого. Ранговые значения каждой стадии по степени их представленности показаны в таблице.

Затем, в течение двух недель мы проводили формирующий эксперимент, основанный на идеях деятельного экологического образования [Отдых и учеба... 2016]. В этот период подростки под руководством вожатых и инструкторов реализовали различные виды деятельности в рамках ряда научно-приключенческих программ. Они позволяют перейти от абстрактного, «сидячего» экологического образования, к деятельному обучению в практической форме, дающему возможность контактировать с природной средой непосредственно, получая знания через освоение практически значимых умений и навыков поведения в природной (морской -в данном случае) среде и взаимодействия с ней.

Разработанный нами проект «Отдых и учеба с радостью» совмещает естественную тягу подростка к общению, самореализации, освоению привлекательных для него видов деятельности в условиях морского лагеря с эффективным экологическим образованием. Высокая мотивация активности подростков и направленность на повышение самостоятельности выполняемых действий, чему способствует педагогический коллектив лагеря, помогают им осознавать себя субъектами взаимодействия с природой. Среди доступных к освоению новых видов деятельности подросткам доступны такие, как подводное плавание, высотная подготовка, морская подготовка, основы выживания в различных природных условиях, различные естественнонаучные курсы, в рамках которых изучение живых существ происходит в их естественной среде обитания. В результате всего этого на новый уровень выходит взаимодействие с окружающей средой, где подросток выступает как подготовленный, способный творчески использовать полученные знания и умения субъект активности.

В конце смены мы провели контрольный эксперимент, в котором подросткам повторно предлагалось ответить на вопросы методики «Оценка стадий становления субъектности».

Оказалось, что теперь наиболее часто проявлялась четвертая стадия развития субъектности - «Мастер». Она отмечена у 41% опрошенных. На втором месте стадия «Ученик» (30%). На третьем месте стадия «Подмастерье» (15%), 12% подростков достигли стадии «Эксперт», а 2% опрошенных поднялись до стадии «Творец». Стадия «Наблюдатель» отсутствовала у всех участников исследования.

Сопоставив результаты начального и конечного этапов эксперимента, мы обнаружили наличие позитивной динамики развития уровня субъектности подростков. Это, прежде всего, проявляется в том, что повысился удельный вес испытуемых с высокими и максимальными значениями по данному показателю. На констатирующем этапе исследования первые три стадии развития субъектности - «Наблюдатель», «Подмастерье» и «Ученик» фиксировались в общей сложности у 90% подростков, а на контрольном этапе они были присущи лишь 45%. В то же время три последние стадии - «Мастер», «Эксперт» и «Творец» отмечены лишь у 10 % детей на констатирующем, но уже у 55% на контрольном этапе эксперимента. Это позволяет говорить о высокой эффективности реализуемой нами опытно-ориентированной технологии, обеспечивающей процесс формирования подростков как субъектов взаимодействия с природой. Ранговые значение степеней развития стадий субъектности на контрольном этапе эксперимента также представлены в таблице.

Ранговые и процентные показатели представленности стадий развития _субъектности подростков_

Стадия Констатирующий этап, самооценка Контрольный этап, самооценка Контрольный этап, экспертная оценка

ранг удельный вес ранг удельный вес ранг удельный вес

Наблюдатель 4 8% 6 0% 5 2%

Подмастерье 2 27% 3 15% 3 18%

Ученик 1 56% 2 30% 2 35%

Мастер 3 8% 1 41% 1 36%

Эксперт 5 1% 4 12% 4 9%

Творец 6 0% 5 2% 6 0%

Коэффициент корреляции ге=0.657*

ге=0.943**

* - статистически не достоверная корреляция (р>0,05)

** - статистически достоверная корреляция (р<0,01)

Значимым моментом, с нашей точки зрения, представляется и тот факт, что в начале смены ни у кого из подростков не наблюдалась стадия «Творец», но в конце смены она зафиксирована у 4 человек. В то же время стадия «Наблюдатель» диагностирована у 8% подростков на первом этапе эксперимента, на последнем же не отмечается ни у кого.

Для проверки степени сходства между полученными результатами мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Оказалось, что ге=0.657, следовательно, корреляция между показателями констатирующего и контрольного этапов не достигает уровня статистической значимости.

Для уточнения объективности самооценки подростков по изучаемому показателю, мы использовали метод экспертной оценки. В качестве экспертов выступили вожатые отрядов, имеющие возможность наблюдать своих подопечных на всём протяжении лагерной смены. Им предлагалось оценить каждого из своих воспитанников по той же самой методике «Оценка стадий становления субъектности». Полученные данные были также проранжированы (см. табл.). Метод ранговой корреляции показал, что при сопоставлении самооценки и экспертной оценки стадий развития субъектности подростков на завершающем этапе эксперимента коэффициент корреляции ге=0.943. Это означает, что обнаружена высокая степень сходства между сравниваемыми показателями, на 1%-м уровне статистической значимости.

Таким образом, мы можем заключить, что методы дополнительного экологического образования, основанные не только на академическом обучении, но прежде всего на практической эмпирической деятельности, раскрепощают и развивают личность, имеют преимущество в том, что подросток сразу видит результаты своего труда, а это способствует изменению субъектной позиции от «наблюдателя» к творцу и созидателю.

Библиографический список

Абульханова К.А. Мировоззренческий смысл и значение категории субъекта // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. № 4 (38). С. 162-168.

Знаков В.В. Психология понимания мира человека. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. 488 с.

Куприянов Б.В. Детский оздоровительный лагерь: проектирование образовательных результатов // Артек - Со-бытие. 2018. № 1(17). С. 60-63.

Отдых и учёба с радостью. Деятельное экологическое образование и научно-приключенческие программы в детских лагерях: коллективная монография / под ред. А.Н. Камнева, В.И. Панова. М.: Перо, 2016. 434 с.

Экопсихология развития психики человека на разных этапах онтогенеза: коллективная монография / под общ. ред. В.И. Панова и Ш.Р. Хисамбеева. М.: ФГНУ «Психологический институт» РАО; СПб.: Нестор-История, 2013. 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.