РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТНОСТИ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ63 Акимов И.Б.
ЧОУ ВО «Самарская гуманитарная академия», Самара, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи становления субъектности мотивации студентов колледжа в зависимости от шкалы академической мотивации. Установлено, что становление субъектности мотивации «наблюдатель», «подмастерье», «ученик», «критик», «мастер», «творец» включены в систему академической мотивации, объясняющее результаты тестирования. Исключением стали результаты первой ситуации, в которой не выявлена какая-либо взаимосвязь «мастера», которая объясняет процесс адаптации учащегося к обучению в колледже.
Ключевые слова: взаимосвязь, образовательная среда, стадия, академическая мотивация, субъектность.
FEATURES OF THE SUBJECT OF MOTIVATION OF STUDEBTS OFSECONDARY
VOCATIONAL EDUCATION Akimov I.B.
Samara humanitarian Academy, Samara, Russia E-mail: [email protected]
Abstract. The article presents the results of an empirical study of the relationship between the formation of subjectivity of motivation of College students, depending on the scale of academic motivation. It is established that the formation of subjectivity of motivation "observer", "apprentice", "pupil", "critic", "master", "Creator" are included in the regression equation that explains the test results. The exception was the results of the first situation, which did not reveal any relationship between the "master", which explains the process of adaptation of the student to study in College.
Keywords: relationship, educational environment, stage, formation subjectnesses, academic motivation, subjectness
С позиции экопсихологического подхода большое значение имеет та среда, в которой формируется субъектность студента. В рамках психодиадктической модели В.И. Панова согласно экопсихологическому подходу «психическое развитие человека в ходе его обучения следует рассматривать в контексте системы человек - окружающая среда» [3, с.80]. Первым типом в данном подходе В.И. Панова является субъект мотивации, который реализован в виде 3 вопросах диагностики мотивационной составляющей субъектности (стадия субъект мотивации) в опроснике ОСС-С3 А.В. Капцова, Е.И.Колесникова [2], субъект мотивации в различных стадиях не исследовались во взаимосвязи с известной методикой «Шкала академической мотивации» (ШАМ), разработанной Т.О. Гордеевой, О.А. Сычевым и Е.Н. Осиным [1].
Поэтому нами была поставлена цель исследования - выявить взаимосвязи академической мотивации и стадий становления субъектности в процессе обучения студентов, заданных основной образовательной программой колледжа.
Гипотеза исследования:
63 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №20-013-00238.
- существует взаимосвязь академической мотивации с субъектами мотивации учебного процесса обучающихся среднего профессионального образования.
Эмпирическое пилотажное исследование проводилось в октябре 2019 года на выборке обучающихся колледжа очной формы обучения (направление подготовки «Гуманитарное») 1 курса гуманитарного колледжа (13 юношей и 27 девушки, всего 40 человек).
Для диагностики мотивационной составляющей субъектности (стадия субъект мотивации) из опросника ОСС-С3 были выделены и исследованы три ситуации [6]. Первая ситуация предназначена для оценки востребованности стадий субъектности в настоящем времени («Для успешности моей учебной деятельности сейчас мне помогает...») [4, с.80]. Этот пункт характеризует потребностную составляющую в стадии субъектности в данный момент времени. Два других пункта методики направлены на оценку мотивации студента в ближайшее время (к концу учебного года, например) и к концу обучения («Главное, чему я могу научиться в вузе в ближайшее время и к моменту окончания обучения»). Как видно из формулировки пунктов методики, в данном случае оценивается не просто мотивация студента, а ценностный ее компонент, поскольку именно ценностная составляющая мотива является более устойчивой во времени, нежели потребностная [5].
В качестве ответов использовалась шкала от «полностью не согласен» (1 балл) до «полностью согласен» (5 баллов). По количеству средних ответом «затрудняюсь ответить» (5 баллов) можно утверждать о несформированности представления испытуемого о диагностируемой характеристике. Учитывая этот факт при интерпретации результатов диагностики, мы заменили 5 баллов на среднеарифметическое число ответов данной стадии, что не даёт возможности потерять данные всех значений ответов в тесте испытуемого.
Представим краткую характеристику выборки исследования по самооценке сформи-рованности субъекта мотивации учебного процесса через шкалы академической мотивации.
В результате исследования методики определения стадий становления субъектности (ситуация актуального состояния мотивации на момент тестирования, ситуация актуального состояния мотивации на конец учебного года, ситуация актуального состояния мотивации на окончание учебного заведения), проведенного на выборке студентов первого курса колледжа в количестве 40 человек, с помощью коэффициента корреляции Спирмена, были получены следующие взаимосвязи. Доказательство гипотезы осуществлялось с помощью корреляционного анализа с использованием пакета 8ТАТ18Т1СА 10.0.
1. В ситуации актуального состояния мотивации на момент тестирования стадия становления субъектности (наблюдатель) взаимосвязана со шкалой амотивации с коэффициентом корреляции (0,311), что говорит об отсутствии интереса в учебной деятельности, несмотря на неоднократное наблюдение за действиями одногруппников.
В стадии становления субъектности (подмастерье) выявлены взаимосвязи со шкалой познавательной мотивации (0,401) и со шкалой экстернальной мотивации (0,38). Из этого следует, что обучающиеся, несмотря на то, что опираются на подсказки и помощь других, стремятся познать новое, понять изучаемые предметы, связанные с процессами познания, и при этом оценивают ситуацию учебной деятельности, как вынужденную, диктуемую социумом.
В стадии развития субъектности (ученик) выявлены взаимосвязи со шкалой познавательной мотивации (0,448), шкалой достижения (0,411) и шкалой саморазвития (0,454). На данной стадии становления студент идентифицирует себя с одногруппниками, стремиться к познанию нового, к достижению максимально высоких результатов в учебной деятельности и при этом выражает стремление к развитию своих способностей и потенциала, авторитетность мнений всё также важна, но имеет меньшее значение. Достижение ощущения мастерства и компетентности в учебной деятельности становится выше.
В стадии становления субъектности (критик) выявлена взаимосвязь со шкалой ин-троецированной мотивации (0,375). В данном случае мы можем сказать, что студент в учебной деятельности опирается на поиск ошибок других и их устранение, что стимулирует соб-
РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ
ственное побуждение к учёбе, обусловленное ощущением стыда и чувством долга перед собой и другими значимыми людьми.
В стадии развития субъекта (мастер) взаимосвязи со шкалами академической мотивации не выявлены.
В стадии становления субъектности (творец) выявлены взаимосвязи со шкалой познавательной мотивации (0,394), шкалой достижения (0,317) и шкалой самоуважения (0,408). Из этого следует, что такие студенты вносят элементы новизны в учебную деятельность с помощью самообразования, развивая свои умения и навыки. Вместе с этим, учебная деятельность связана с переживанием интереса и удовольствия в процессе познания, решения трудных задач и достижения максимально высоких результатов в учёбе для ощущения собственной значимости и повышения самооценки.
2. В ситуации актуального состояния мотивации на конец учебного года стадия становления субъектности (наблюдатель) взаимосвязана со шкалой познавательной мотивации равно 0,401, шкалой саморазвития (0,414) и шкалой самоуважения (0,45). На основании полученных данных, можно предполажить, что у студентов, благодаря наблюдению за взаимодействием одногруппников, появляется стремление познать новое, стремление к развитию своих способностей и собственной значимости, повышения самооценки.
В стадии становления субъектности (подмастерье) выявлена взаимосвязь со шкалой саморазвития (0,317). Несмотря на то, что студенты опираются на подсказки и помощь других, на конец учебного года появляется стремление к развитию собственных способностей и своего потенциала в рамках учебной деятельности.
В стадии становления субъектности (ученик) выявлены взаимосвязи со шкалой познавательной мотивации (0,432), шкалой достижения (0,441) и шкалой саморазвития (0,489). Исходя из полученных результатов, можно наблюдать стабильность взаимосвязей академической мотивации и стадий становлений субъектности, что подтверждает устойчивость во времени ценностной составляющей мотива.
В стадии становления субъектности (критик) выявлены взаимосвязи со шкалой познавательной мотивации (0,322), шкалой достижения (0,334), шкалой саморазвития (0,426) и шкалой самоуважения (0,446). В данном случае можно сказать, что студент в учебной деятельности опирается на поиск ошибок других и их устранение, и вместе с этим появляется стремление узнать новое, достичь максимально высоких результатов в учёбе, развить собственные способности и учиться ради ощущения собственной значимости и повышения самооценки.
В стадии становления субъектности (мастер) выявлены взаимосвязи со шкалой познавательной мотивации (0,327), шкалой достижения (0,353), шкалой саморазвития (0,316). Студенты, с помощью внутреннего контроля, оттачивают собственное планирование, анализируют ошибки и причины их появления. Вместе с тем, стремятся узнать новое, желают добиться максимально высоких результатов, достичь развития своего потенциала в рамках учебной деятельности.
В стадии становления субъектности (творец) выявлены взаимосвязи со шкалой познавательной мотивации (0,441), шкалой достижения (0,43), шкалой саморазвития (0,564) и шкалой самоуважения (0,315). Из этого следует, что на конец учебного года, помимо того, что такие студенты вносят элементы новизны в учебную деятельность с помощью самообразования, переживают интерес и удовольствие в процессе познания, решают трудные задачи, достигают максимально высоких результатов в учёбе для ощущения собственной значимости и повышения самооценки, у них появляется стремление к развитию собственных способностей.
3. В ситуации актуального состояния мотивации в связи с окончанием учебного заведения стадия становления субъектности (наблюдатель) взаимосвязана со шкалой мотивации достижения (0,367) и шкалой саморазвития (0,364). Исходя из полученных данных, можно предположить, что студенты, видя себя в перспективе образа будущей
профессии, стремятся достигать максимально высоких результатов через совершенствование собственных способностей и своего потенциала.
В стадии становления субъектности (подмастерье) выявлены взаимосвязи со шкалой мотивации достижения (0,334) и шкалой саморазвития (0,404). Студенты в позиции «подмастерья» обычно повторяет свои действия за другими и вместе с этим, на период окончания учебного заведения, мы видим растущее стремление добиваться максимально высоких результатов в учебе и испытывать удоволетворение в решении трудных задач.
В стадии становления субъектности (ученик) выявлены взаимосвязи со шкалой познавательной мотивации (0,447), шкалой достижения (0,55), шкалой саморазвития (0,494) и шкалой самоуважения (0,458). Результаты проведенного анализа говорят нам о стабильности взаимосвязей академической мотивации и стадий становлений субъектности (благодаря ценностной составляющей мотива) и возросшей необходимости собственной значимости и повышения самооценки за счет достижения в учебе.
В стадии становления субъектности (критик) выявлены взаимосвязи со шкалой достижения (0,312) и шкалой саморазвития (0,356). Такие результаты говорят нам о том, что студент, в перспективе умеет находить недостатки у других, но при этом не теряет потребности достичь максимально высоких результатов в учёбе, испытывает удовлетворение при решении трудных задач, и развить собственные способности и свой потенциал.
В стадии становления субъектности (мастер) выявлены взаимосвязи со шкалой познавательной мотивации (0,489), шкалой достижения (0,51), шкалой саморазвития (0,575) и шкалой самоуважения (0,48). Предположительно, что на момент окончания учебного заведения, студенты, с образцом самостоятельности и правильности выполнения действий, всё также стремятся узнать новое, желают добиваться максимально высоких результатов, достигать развития своего потенциала в рамках учебной деятельности и появляется желание учиться ради собственной значимости и повышения самооценки за счет достижений в учебе.
В стадии становления субъектности (творец) выявлены взаимосвязи со шкалой познавательной мотивации (0,492), шкалой достижения (0,414) и шкалой саморазвития (0,511). Результаты, полученные при исследовании, позволяют предположить, что в связи с окончанием учебного заведения, помимо того, что такие студенты вносят элементы новизны в учебную деятельность с помощью самообразования, переживают интерес и удовольствие в процессе познания, решают трудные задачи, достигают максимально высоких результатов в учёбе, стремятся к развитию собственных способностей и потенциала, теряют взаимосвязь со шкалой мотивации самоуважения, что требует дополнительных исследований по данному вопросу.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1.В ходе эмпирических исследований выявлено, что становление стадий субъектности с этапами обучения видна картина работы над собой в ходе учебной деятельности. Если в первой ситуации актуального состояния мотивации на момент тестирования взаимосвязей было всего 9 и даже не во всех стадиях субъектности, это можно объяснить сменой деятельности (школа - колледж). Во второй ситуации актуального состояния мотивации на конец учебного года появляются уже 18 взаимосвязей, где студент прогнозирует свою деятельность, появляются взаимосвязи такие как: наблюдатель-познавательная, наблюдатель-саморазвитие, подмастерье-саморазвитие, ученик-познавательная, ученик-достижение, ученик саморазвитие, критик-познавательная, критик-достижение, критик-саморазвитие, критик-самоуважение, мастер-познавательная, мастер-достижение, мастер-саморазвитие, творец-познавательная, творец-достижение, творец-саморазвитие, творец-самоуважение. В третьей ситуации актуального состояния мотивации на окончание обучения в колледже, студент стабильно работает над становлением стадий субьектности и количество взаимосвязей 17, появляются взаимосвязи такие как: ученик - самоуважение, мастер - самоуважение. Из данных взаимосвязей видно, что происходит становление стадий субъектности, переосмысление студента в отношении себя и других, в отношении себя и учёбы, в отношении себя и будущей профессии.
РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ
2. Выявлено, что существуют прямые взаимосвязи во всех ситуациях, и мы можем говорить о факте становления стадий субьектности студентов колледжа. Учитывая темпоральную характеристику, можно говорить о новизне исследований, которые показывают стадии становления субъектности студентов, как колледжа, так и студентов ВУЗа в аспекте взаимосвязи с академической мотивацией стадии субьектности
3. Эмпирически доказано, что существует взаимосвязь между стадиями субъекта мотивации и шкалами академической мотивации.
Список литературы
1. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии, 2013. № 1. С. 35-45.
2. Капцов А.В., Колесникова Е.И. Освоение предметных компетенций студентами с различной выраженностью субъектности // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Психология. 2017. №2 (22). С. 110-118.
3. Колесникова Е.И. Академическая успеваемость студентов технического вуза с различным стилем мышления // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Психология. 2014. №2 (16). С. 18-32.
4. Колесникова Е.И. Психологические детерминанты предметной компетентности студента // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. №7 (26). С. 79-83.
5. Панов В.И., Панов В.И., Капцов А.В., Колесникова Е.И. Методика оценки стадий субъектности участников образовательного процесса / // Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. М.: КРЕДО, 2017. С. 294-296.
6. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб: Питер, 2007. - 352 с.
УДК 159.9
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИДЕОМОТОРНОЙ ТРЕНИРОВКИ И СТАДИЙ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ
Веселова П.А.*, Красотин Ю.П.**
ФГБУ ПОО ГУОР, Самара, Россия E-mail: [email protected]*; [email protected]**
Аннотация. В статье обсуждаются результаты пилотажного исследования, целью которого является апробации и внедрения авторской методики, позволяющей выявить стадию субъектности спортсмена, а также использование вспомогательного компонента методологической основы - «идеомоторного тренировочного процесса».
Ключевые слова: субъектность, спортсмен-футболист, идеомоторная тренировка, спортивная/тренировочная среда.
CORRELATION OF IDEOMOTOR TRAINING AND STAGES OF FORMATION FOOTBALL PLAYERS SUBJECTIVITY AT THE INITIAL STAGE OF PREPARATION
Veselova P.A. Krasotin Y.P.
College of the Olympic Reserve, Samara, Russia E-mail: [email protected]; [email protected]
Abstract. The article discusses the results of aerobatic research. The purpose of the study is the testing and implementation of the author's technique, which allows to identify the stage of subjectivity of the athlete, and also the using of an auxiliary component of the methodological basis -«ideomotor training process».