Научная статья на тему 'Взаимосвязь идеомоторной тренировки и стадий становления субъектности футболистов на начальном этапе подготовки'

Взаимосвязь идеомоторной тренировки и стадий становления субъектности футболистов на начальном этапе подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
121
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субъектность / спортсмен-футболист / идеомоторная тренировка / спортивная/тренировочная среда. / subjectivity / athlete-football player / ideomotor training / sports/training environment

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Веселова П. А., Красотин Ю. П.

В статье обсуждаются результаты пилотажного исследования, целью которого является апробации и внедрения авторской методики, позволяющей выявить стадию субъектности спортсмена, а также использование вспомогательного компонента методологической основы «идеомоторного тренировочного процесса».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Веселова П. А., Красотин Ю. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OF IDEOMOTOR TRAINING AND STAGES OF FORMATION FOOTBALL PLAYERS SUBJECTIVITY AT THE INITIAL STAGE OF PREPARATION

The article discusses the results of aerobatic research. The purpose of the study is the testing and implementation of the author’s technique, which allows to identify the stage of subjectivity of the athlete, and also the using of an auxiliary component of the methodological basis – «ideomotor training process».

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь идеомоторной тренировки и стадий становления субъектности футболистов на начальном этапе подготовки»

2. Выявлено, что существуют прямые взаимосвязи во всех ситуациях, и мы можем говорить о факте становления стадий субьектности студентов колледжа. Учитывая темпоральную характеристику, можно говорить о новизне исследований, которые показывают стадии становления субъектности студентов, как колледжа, так и студентов ВУЗа в аспекте взаимосвязи с академической мотивацией стадии субьектности

3. Эмпирически доказано, что существует взаимосвязь между стадиями субъекта мотивации и шкалами академической мотивации.

Список литературы

1. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии, 2013. № 1. С. 35-45.

2. Капцов А.В., Колесникова Е.И. Освоение предметных компетенций студентами с различной выраженностью субъектности // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Психология. 2017. №2 (22). С. 110-118.

3. Колесникова Е.И. Академическая успеваемость студентов технического вуза с различным стилем мышления // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Психология. 2014. №2 (16). С. 18-32.

4. Колесникова Е.И. Психологические детерминанты предметной компетентности студента // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. №7 (26). С. 79-83.

5. Панов В.И., Панов В.И., Капцов А.В., Колесникова Е.И. Методика оценки стадий субъектности участников образовательного процесса / // Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. М.: КРЕДО, 2017. С. 294-296.

6. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб: Питер, 2007. - 352 с.

УДК 159.9

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИДЕОМОТОРНОЙ ТРЕНИРОВКИ И СТАДИЙ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ

Веселова П.А.*, Красотин Ю.П.**

ФГБУ ПОО ГУОР, Самара, Россия E-mail: [email protected]*; [email protected]**

Аннотация. В статье обсуждаются результаты пилотажного исследования, целью которого является апробации и внедрения авторской методики, позволяющей выявить стадию субъектности спортсмена, а также использование вспомогательного компонента методологической основы - «идеомоторного тренировочного процесса».

Ключевые слова: субъектность, спортсмен-футболист, идеомоторная тренировка, спортивная/тренировочная среда.

CORRELATION OF IDEOMOTOR TRAINING AND STAGES OF FORMATION FOOTBALL PLAYERS SUBJECTIVITY AT THE INITIAL STAGE OF PREPARATION

Veselova P.A. Krasotin Y.P.

College of the Olympic Reserve, Samara, Russia E-mail: [email protected]; [email protected]

Abstract. The article discusses the results of aerobatic research. The purpose of the study is the testing and implementation of the author's technique, which allows to identify the stage of subjectivity of the athlete, and also the using of an auxiliary component of the methodological basis -«ideomotor training process».

Keywords: subjectivity, athlete-football player, ideomotor training, sports/training environment.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью исследований и изучения стадий становления субъектности спортсмена в тренировочной среде. Что наглядно позволит анализировать процесс совершенствования личности, как психологической направленности, так и физиологического развития субъекта. Необходимость исследования состоит в выявлении стадии субъектности личности, её психологического анализа изменений и динамику различия во время эксперимента, а также возможности установления взаимосвязи с индивидуально-психологическими способностями личности (мотивацией). Эти данные способствуют тренерскому составу и психологам в работе со спортсменами.

Новизна исследования заключается в апробации авторской методики становления субъектности спортсмена в идеомоторном тренировочном процессе.

Целью исследования является выявление взаимосвязи идеомоторной тренировки и стадий становления субъектности футболистов.

Гипотезы исследования:

1) Упражнения идеомоторной тренировки взаимосвязаны со стадиями субъектности футболистов;

2) Стадий становления субъектности взаимосвязаны с мотивацией достижения успеха;

Базой исследования является: ФК «Звезда-2» г. Самара. В исследовании принимали участие футболисты в количестве 15 человек в возрасте от 10-12 лет (экспериментальная группа). Также ФК «Звезда-1» с. Хворостянка, в количестве 15 человек в возрасте от 10-12 лет (контрольная группа).

За основу нами была взята модель экопсихологического развития личности, включающая в себя различные стороны развития психики человека как целое, однако, опираясь на принцип системности, развитие одной сферы, непременно приводит к изменению остальных. Например: двигательной, умственной, личностной и других сфер психики человека. Следовательно, онтологическая реализация принципа системности требует проведения экспериментального исследования того, действительно ли развитие двигательной активности среднего школьного возраста оказывает влияние на развитие других сфер (сторон) их психики и тем самым на общее их психическое развитие [3].

Методика диагностики «стадий субъективности в тренировочной среде спортсменов-футболистов» является преемственной методике «Методика диагностики стадий становления субъектности студентов» А.В. Капцова, Е.И. Колесниковой [2].

Опираясь на работы В .И. Панова, относительно исследования становления субъектно-сти на примере двигательной активности, нами были выделены следующие аспекты, дающие основание для проведения исследования на спортсменах-футболистах в рамках экопсихоло-гического исследования. А также работ А. Н. Веракса о применении мысленных образов спортсменами [1;3].

В целом, двигательная активность, как основной вид деятельности спортсмена рассматривается как активности свойства психики, которое выражается исходя из внутренних потребностей для освоения внешнего мира через деятельность субъекта направленную на преобразование и освоение.

Соответственно, чтобы стать субъектом какой-либо деятельности (спортивной, в нашем случае), необходимо освоить эту деятельность, овладеть её и преобразовать. «Применительно к развитию двигательной активности детей дошкольного возраста это означает, что обучение их двигательным навыкам неизбежно активизирует функции запоминания и припоминания движений-образцов, демонстрируемых педагогом, и тем самым делает указанные функции памяти целенаправленными действиями обучающегося по изменению пространственных характеристик своего тела и его частей» [3, с.82].

В нашем случае под двигательной активностью понимается - форма самостоятельных двигательных действий, реализующихся в форме движений спортсмена, обеспечивающих операциональную сторону игровой деятельности. При этом субъектность выступает в качестве единицы анализа и процессуального развития двигательной активности.

Как отмечает А.Н. Веракса несмотря на масштабность различных исследований посвященных роли мыслительной тренировки спортсменов. «Спортивно-ориентированные образные представления, или так называемые спортивные мысленные образы, рассматривают как мысленное создание или воссоздание переживаний, например, определенных действий или ситуаций» [1, с.6].

Эти переживания содержат сенсорные, перцептивные и эмоциональные составляющие, находясь под осознанным контролем образов возникающих вне стимульных условий. Таким образом, тренировочный процесс обучения двигательным навыкам развивает субъ-ектность личности и не должен ограничиваться передачей движения представленных образцовыми. В тренировочном процессе включается произвольный контроль, коммуникативное воздействие, самоконтроль - каждый из процессов относится к определенной стадии развития личности (субъектности).

Рассмотрим конструкты стадий субъектности для спортивной/тренировочной среды, дополняющие подход В.И. Панова:

- Наблюдатель - субъект двигательной активности. Реализуется через подражание образцу, при помощи внутренних ресурсов моторики. Выступает как компонент созерцания и апробации двигательных действий на практике.

- Подмастерье - субъект подражания движениям тренера. Развитию данной стадии субъектности способствует сенсомоторная модель движения при помощи наличия образца. Так как контролирующую функцию за правильностью движений выполняет зрительный образ.

- Ученик - субъект произвольной двигательной активности при наличии внешнего контроля со стороны тренера. За развитие данной стадии субъектности отвечают перцептивные и ориентировочные действия, обеспечивающих создание модели психической регуляции выполняемых движений, когда спортсмен путем ряда тренировок, оттачивает свои движения до образца при наличии указаний тренера, то есть в коммуникативном взаимодействии с ним.

- Мастер - субъект внутреннего контроля произвольной двигательной активности. Развитие данной стадии субъектности основывается на внутреннем, целенаправленном контроле двигательной задачи (интериоризованной функции произвольной регуляции). Данный этап существенно отличается от предыдущих.

- Тренер или эксперт - субъект внешнего контроля двигательной активности. Развитие субъектности характеризуется тем, что вследствие развития способности к самоанализу и, в целом, анализу точности и правильности выполнения упражнения, появляется возможность и необходимость сравнительного анализа себя с членами команды или спортсменами других команд. Совершенствуется возможность стороннего контроля за правильностью выполнения. Можно предположить, что на данной стадии формируется способность к обучающей деятельности.

- Творец - реализуется, когда освоенное действие превращается из объекта усвоения (присвоения) в средство дальнейшего проявления психической активности, становясь субъективным средством выполнения (или освоения) другого действия, имея творческое начало. Проявляется возможность творческого самовыражения и умение корректировать двигательные действия [3, с. 91].

Методика для выявления субъектности спортсмена с позиции экопсихологического подхода представляет собой анкету, состоящую из 7 ситуаций, анализирующих преобладающую позицию субъектности личности. В методике предлагается испытуемым выбрать описание наиболее подходящего своему восприятию процесса взаимодействия с элементами тренировочной среды.

При помощи Т-критерий Вилкоксона, используемого для проверки различий между двумя выборками по уровню количественного признака, была выявлена тенденция к изменению стадии субъектности «подмастерье» (при достоверности р = 0,09). Данные установлены по двум группам.

При помощи и-критерия Манна-Уитни видны изменения в стадиях субъектности экспериментальной группы. При помощи идеомоторной тренировки увеличились показания по стадиям «подмастерье» (выраженность от 1,40 до 1,80, при р = 0,02) и «ученик» (выраженность от 1,40 до 2,07, при р = 0,01), что подтвердило наши предположения - при наличии внешнего контроля со стороны тренера, путем ряда тренировок, футболисты оттачивали свои движения до образца при помощи зрительной контролирующей функции.

В контрольной группе по истечению времени показатели изменились в сторону уменьшения стадии «подмастерье» (выраженность от 1,40 до 1,07, при р = 0,02). Таким образом, футболисты представленной группы стали меньше использовать тренировочную модель подражания движениям тренера и, при этом, стали менее самостоятельные, т.к. потеряли контроля со стороны тренера.

Теоретическая основа рассматривает среди индивидуально-психологических особенностей, влияющих на стадии субъектности - мотивацию. При помощи метода ранговой корреляции Кендалла были получены следующие данные: на начальном этапе взаимосвязь установлена между стадией субъектности «наблюдатель» и мотивацией (т = -0,57). Таким образом, чем меньше развита данная стадия у спортсмена, тем выше у него мотивация к тренировкам. Также установлена взаимосвязь между стадией «мастер» (т = 0,41) в контрольной группе испытуемых. Соответственно, чем выше стадия субъектности, тем выше мотивация. Полученные данные свидетельствуют о компенсации стадий субъектности. Предположительно, если в команде будет больше спортсменов с развитой стадией «мастера», тем у команды будет выше мотивация к достижению спортивных успехов.

В экспериментальной группе до проведения эксперимента была установлена взаимосвязь между стадией субъектности «творец» и мотивацией (т = -0,49). То есть чем выше была мотивация к тренировкам, тем хуже проявляется стадия «творца», в которой превалирует возможность творческого самовыражения и умение корректировать двигательные действия. И обратный процесс - чем более спортсмен творческий и самостоятельный, тем ниже мотивация к тренировочному процессу.

После проведения идеомоторной тренировки взаимосвязи не выявлено, как в контрольной, так и экспериментальных группах.

Для более глубокого анализа влияния идеомоторной тренировки в условиях тренировочной среды футболистов нами был задействован тренерский штаб. Тренеру были предложены дневники спортсмена, где необходимо было прописать даты, упражнения и, по итогу, оценить спортсмена за тренировочную неделю применения идеомоторной тренировки в совокупности с физической нагрузкой.

На первой тренировочной неделе изменений не обнаружено, спортсмены контрольной группы тренировались по обычному режиму, 3 раза в неделю. На второй неделе была установлена взаимосвязь между стадией «тренер/эксперт» и упражнением «прием мяча» (т = 0,45) и «челночный бег» (т = 0,44). Спортсмены с проявляющейся стадией стали замечать ошибки у других членов команды. Таким образом, чем выше стадия тренера/эксперта, тем больше проявляется критичность к другим.

На третьей неделе была установлена взаимосвязь между стадией «мастер» и упражнением «перевод мяча» (т = -0,47). Спортсмены с проявляющейся стадией изменили свое отношение к данному упражнению, считая, что они уже достаточно хорошо осуществляют контроль двигательной задачи. Исходя из изменений, ими были получены низкие оценки за выполнение данного упражнения и, тем самым можно отметить, что спортсмены, находящиеся на остальных стадиях субъектности, не считающих себя «мастерами» стали упражнение делать лучше.

На пятой неделе спортсмены со стадией «творец» стали хуже получать оценки и выполнять упражнения «коллективный отбор» (т = -0,43) и «ведение мяча» (т = -0,43). То есть, проявляя возможность творческого самовыражения и умение корректировать двигательные действия. В свою очередь «мастера» стали выполнять эти упражнения лучше, выполняя целенаправленный контроль двигательной задачи (т = 0,44).

В экспериментальной группе спортсменов тренерский состав, применял определенный комплекс упражнений каждую тренировку (3 раза в неделю) плюсом к данному комплексу применялась идеомоторная тренировка, занимающая 10 минут. Тренером была поставлена задача, каждое упражнение прорабатывать мысленно, с закрытыми глазами, а после выполнять с открытыми глазами, используя инвентарь.

Динамика взаимосвязи была установлена. Спортсмены-футболисты с субъектностью «подмастерье» на первой тренировочной неделе идеомоторную тренировку восприняли отрицательно, при этом получив низкие оценки за выполнение. Данный результат вполне объясним, спортсменам было сложно проецировать упражнения в воображении, так как главным регулятором является зрительный контролирующий образ. Выводя объект из зрительного контроля, спортсмен начинает хуже справляться с заданием. Показатели являются актуальными на протяжении двух тренировочных неделях. Предположительно, на последующих неделях спортсмен привык и лучше выполнял задание, но все, же внутреннюю трудность поставленная задача вызывала.

На второй неделе у спортсменов со стадией «мастер», при внутреннем, целенаправленном контроле двигательной задачи, в том числе и идеомоторной тренировки, стали выше показатели и реакции на упражнение «квадрат». Далее по данной стадии значимых изменений не обнаружено.

У спортсменов со стадией «ученик» отрицательная взаимосвязь установлена на третьей, четвертой и пятой неделе с упражнением «пас в парах». Вероятно, так как спортсмен путем ряда тренировок, оттачивает свои движения до образца в коммуникативном взаимодействии с тренером, то данное упражнение вызывало затруднение, так как контакт с ним - минимален. Оттачивание движений происходит при контакте с партнером и, вероятно, мысленное представление данного упражнения было затруднено для спортсменов этой стадии субъ-ектности. Перенося ответственность за правильность и точность движения не только на себя, но и на партнера. Доказательством предположения служит и отрицательная взаимосвязь с упражнением «квадрат», где также ответственность за точность и правильность выполнения распределяется на нескольких игроков.

Рассмотрев результаты взаимосвязи по субъекту внешнего контроля двигательной активности (тренеру/эксперту), то используя элементы идеомоторной тренировки, на третьей неделе стала возрастать способность к самоанализу, самоконтролю и точности выполнения упражнений.

Начиная с первой недели, взаимосвязь была выявлена у спортсменов со стадией «творец» с каждым упражнением. Таким образом, спортсмены, у которых сильно развито творческое начало и умение проецировать упражнения не имея реалистичного образа перед глазами, идеомоторная тренировка действительно дает положительный результат.

Список литературы

1. Веракса А.Н., Горовая А.Е. Особенности применения мысленных образов юными спортсменами, занимающимися разноплановыми видами спорта // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 5-18.

2. Капцов А.В., Колесникова Е.И. Модифицированная методика диагностики стадий становления субъектности студентов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2018. №2(24). С. 107-117.

3. Панов В.И. Экопсихология: парадигмальный поиск. М.: Психологический институт РАО; СПб.: Нестор-История, 2014. С. 77-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.