Закон и право. 2023. № 12. С. 71-75. Law and legislation. 2023;(12):71-75.
Научная статья УДК 342.951
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-71-75 EDN: https://elibrary.ru/SUQUMR
NIION: 1997-0063-12/23-698 MOSURED: 77/27-001-2023-12-898
Особенности взаимодействия волонтерских организаций с органами внутренних дел
Руслан Батырович Пхитиков
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал)
Краснодарского университета МВД России, Нальчик, Россия, [email protected]
Аннотация. Волонтерские организации и движения в настоящее время активно взаимодействуют с органами государственной власти, что положительно влияет на результативность и общественную полезность их деятельности. Особую практическую значимость в данном контексте приобретает взаимодействие волонтерских организаций с органами внутренних дел с учетом специфики компетенции и функционирования последних. С одной стороны, волонтерские организации способны предоставлять необходимые ресурсы, в первую очередь человеческие, для осуществления масштабных действий в рамках правоохранительной деятельности. С другой стороны, эффективное взаимодействие волонтерских организаций с органами внутренних дел требует существенной координации в целях недопущения правонарушений со стороны самих волонтеров.
В рамках представленного исследования проанализированы существующие особенности взаимодействия волонтерских организаций с органами внутренних дел. Автор приходит к выводу о том, что существующая практика волонтерской деятельности наглядно демонстрирует высокую степень вовлеченности представителей общественности в решение вопросов обеспечения общественной безопасности и правопорядка, связанных с компетенцией органов внутренних дел.
Акцентируется внимание на необходимости совершенствования правового регулирования взаимодействия волонтерских организаций с органами внутренних дел и дальнейшей унификации и активизации региональной практики взаимодействия с учетом актуальных тенденций распространения противоправного поведения среди российского населения.
Ключевые слова: волонтерская деятельность, волонтерские организации, правоохранительная деятельность, взаимодействие с органами внутренних дел.
Для цитирования: Пхитиков Р.Б. Особенности взаимодействия волонтерских организаций с органами внутренних дел // Закон и право. 2023. № 12. С. 71—75. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-71-75 ЕБЫ: https://elibrary.ru/SUQUMR
Original article
Features of the interaction of volunteer organizations with the internal affairs bodies
Ruslan B. Pkhitikov
North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of internal affairs of Russia, Nalchik, Russia, [email protected]
Abstract. Volunteer organizations and movements are currently actively interacting with government authorities, which has a positive effect on the effectiveness and social usefulness of their activities. Of particular practical importance in this context is the interaction of volunteer organizations with internal affairs bodies, taking into account the specific competence and functioning of the latter. On the one hand, volunteer organizations are able to provide the necessary resources, primarily human ones, to carry out large-scale actions within the framework of law enforcement activities. On the other hand, effective interaction between volunteer
© nxHTHKOB P.E. M., 2023.
LAW & LEGISLATION • 12-2023
organizations and internal affairs bodies requires significant coordination in order to prevent offenses on the part of the volunteers themselves.
As part of the presented study, the existing features of interaction between volunteer organizations and internal affairs bodies are analyzed. The author comes to the conclusion that the existing practice of volunteer activity clearly demonstrates the high degree of involvement of members of the public in issues of ensuring public safety and law and order related to the competence of internal affairs bodies.
Attention is focused on the need to improve the legal regulation of interaction between volunteer organizations and internal affairs bodies, and to further unify and intensify regional interaction practices, taking into account current trends in the spread of illegal behavior among the Russian population.
Keywords: volunteer activities, volunteer organizations, law enforcement, interaction with internal affairs bodies.
For citation: Pkhitikov R.B. Features of the interaction of volunteer organizations with the internal affairs bodies // Law and legislation. 2023;(12):71—75. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-71-75 EDN: https://elibrary.ru/SUQUMR
Яолонтерская деятельность в Российской Федерации в настоящее время имеет весь--■»^■ма существенные масштабы, что наглядно демонстрируется результативной практикой функционирования множество волонтерских организаций и движений различной направленности. Волонтерство имеет важнейшее значение для развития современного Российского государства, поскольку, с одной стороны, посредством развития указанной деятельности происходит динамичное и качественное совершенствование институтов гражданского общества, с другой стороны, активная гражданская позиция способствует скорейшему разрешению проблем, возникающих в современном российском обществе.
В рамках представленного исследования видится необходимым сконцентрировать внимание на вопросах, связанных со взаимодействием волонтерских организаций с органами внутренних дел. Подобная деятельность имеет ярко выраженный прикладной характер, так как в рамках вовлечения волонтерских организаций и движений в правоохранительную деятельность реализуется одновременно несколько ее основных задач.
Во-первых, функционирование волонтерских организаций в рамках совместных мероприятий с органами внутренних дел положительно отражается на их результативности за счет увеличения численного состава участников.
Во-вторых, волонтерские организации и движения имеют уникальный потенциал в части осуществления профилактико-предупредитель-ной деятельности за счет специфики субъектного состава данных объединений.
В-третьих, вовлеченность волонтерства в правоохранительную деятельность позволяет своевременно привлекать внимание общественности к тенденциям распространения в россий-
ском обществе противоправного поведения конкретной направленности, что также положительно влияет на перспективы борьбы с противозаконными проявлениями [3, с. 40].
Несмотря на вышеназванную практическую значимость осуществления взаимодействия волонтерских организаций с органами внутренних дел, данная проблематика достаточно редко исследуется в современной правовой науке. Комплексные исследования отсутствуют, а существующие научные работы затрагивают отдельные проблемные теоретико-правовые и практические аспекты указанного взаимодействия. Все вышеизложенное предопределяет актуальность предпринятого научного анализа.
Прежде чем перейти к исследованию практических аспектов заявленной проблематики, следует проанализировать существующие правовые основы. С учетом специфики деятельности органов внутренних дел, ее правоохранительной направленности вовлеченность волонтерских организаций должна носить исключительно правомерные формы, иначе сами указанные организации могут способствовать распространению противоправной практики.
Вопросы взаимодействия волонтерских организаций с органами внутренних дел одновременно регулируются целым рядом нормативно-правовых актов.
Так, п. 2 ст. 17.2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» закрепляет право организаторов волонтерских организаций осуществлять взаимодействие с различными органами государственной власти в процессе реализации своей деятельности. Кроме того, возможность взаимодействия с волонтерскими организациями закрепляется и в нормативно-правовых актах, регламентирую -щих деятельность органов внутренних дел.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О полиции» полиция, осуществляя свою служебную деятельность, тесно взаимодействует с иными правоохранительными, государственными, муниципальными органами, а также с общественными группами и движениями, а исходя из положений ч. 5 ст. 6. Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» должностные лица органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, при выполнении своих задач могут использовать помощь добровольцев [2, с. 140].
Несмотря на косвенное упоминание возможностей использования помощи общественных групп и движений в вышеназванных нормативно-правовых актах, конкретные субъекты (общественные объединения правоохранительной направленности, народные дружины) и направления их деятельности указываются в Федеральном законе «Об участии граждан в охране общественного порядка» (поиск лиц, пропавших без вести, и др.).
Важно отметить, что волонтерские организации в указанном Федеральном законе не упоминаются, что не может не вызывать сомнений относительно качества профильного правового регулирования.
В подзаконных нормативно-правовых актах конкретизируется процессуальный формат данного взаимодействия в части заключения соответствующего соглашения между органами внутренних дел и волонтерскими организациями.
Таким образом, первичные правовые основы организации и осуществления взаимодействия органов внутренних дел с волонтерскими организациями закреплены в действующем российском законодательстве, однако в целом правовую регламентацию заявленной деятельности следует охарактеризовать как фрагментарную. По сути, правовой формат взаимодействия и частота вовлечения волонтерских организаций в действия, связанные с компетенцией органов внутренних дел, напрямую зависят от инициативности самих участников. С одной стороны, активность волонтерских организаций и движений существенно отличается в конкретных регионах, с другой стороны, далеко не в каждом регионе в полной мере используется потенциал подобных общественных объединений в целях содействия осуществлению полномочий органами внутренних дел.
Анализируя практическое состояние заявленной проблематики, следует отметить, что к настоящему моменту сложилась весьма разнооб-
разная практика взаимодействия волонтерских организаций с органами внутренних дел. Среди основных направлений указанного взаимодействия наиболее распространенными являются:
1) обеспечение охраны общественного порядка. Данную деятельность совместно с органами внутренних дел осуществляют добровольные народные дружины, особенности создания и организации которых регламентируются Федеральным законом «Об участии граждан в охране общественного порядка». Функционирование народных дружинников наиболее часто связано с пресечением административных правонарушений, однако в отдельных регионах имеется опыт содействия со стороны дружинников раскрытию преступлений (по линии незаконного оборота наркотиков и незаконного хранения оружия и боеприпасов). Иные волонтерские организации и движения для взаимодействия с органами внутренних дел по вышеназванному направлению, как правило, не привлекаются, однако возникают ситуации, когда волонтеры в организационном плане помогают проводить крупные городские, региональные, всероссийские мероприятия, в том числе в аспекте наблюдения за общественным порядком во время их проведения;
2) поиск лиц, пропавших без вести. Данную деятельность совместно с органами внутренних дел осуществляют поисково-спасательные отряды, которые в достаточно большом количестве созданы и функционируют на территории Российского государства. Наиболее известным среди таковых является поисково-спасательный отряд «ЛизаАлерт», однако помимо указанной организации также в субъектах РФ создаются и функционируют свои региональные поисково-спасательные и поисковые отряды (например, поисковый отряд «Прорыв» в Свердловской области, поисково-спасательный отряд «Сальвар» в Смоленской области, поисково-спасательный отряд «Мещера» в Рязанской области и др.). Анализируемая деятельность требует специальной подготовки волонтеров, а также координации проведения совместных мероприятий со стороны органов внутренних дел [1, с. 105];
3) обеспечение безопасности дорожного движения. Данную деятельность совместно с органами внутренних дел осуществляют различные волонтерские организации и движения, и в большинстве своем их функционирование ориентировано на профилактику дорожного травматизма, профилактику наездов на пешеходов и предупреждение управления транспортными сред-
ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 12-2023
ствами в состоянии опьянения, а также предупреждение ДТП. Основными формами проведения мероприятий выступают: лекции-беседы, конкурсы, раздача листовок и светоотражающих фликеров, тематические флэшмобы и др. В анализируемую деятельность вовлекаются как детско-юношеские, так и молодежные волонтерские организации и движения;
4) профилактика правонарушений. Данную деятельность совместно с органами внутренних дел осуществляют также различные волонтерские организации и движения. В рамках указанного направления взаимодействия волонтеры регулярно привлекаются к проведению акций и мероприятий всероссийского, регионального и локального уровней, направленных на пропаганду правомерного поведения среди российского населения. Особое внимание уделяется вопросам профилактико-предупредительной деятельности в отношении несовершеннолетних лиц;
5) профилактика незаконного потребления и оборота наркотических средств и прекурсоров. Взаимодействие органов внутренних дел и волонтерских организаций по указанному направлению одновременно осуществляется как в вопросах пропаганды здорового образа жизни, так и в аспекте борьбы с негативными проявлениями наркомании в молодежной среде. Данная деятельность осуществляется волонтерскими организациями и движениями как общей направленности, так и специальной. Например, в отдельных регионах создаются специальные отряды, которые занимаются поиском информации о способах распространения наркотических средств и прекурсоров;
6) профилактика распространения идеологии экстремизма и терроризма. В настоящее время данная деятельность особенно актуальна в контексте осуществляемой антироссийской пропаганды в связи с обострением геополитического конфликта с Украиной и проведением Специальной военной операции. Множество детско-юношеских и молодежных организаций активно сотрудничают с органами внутренних дел в рамках проведения тематических антиэкстремистских и контртеррористических мероприятий, в том числе в части просвещения населения о существующих угрозах косвенного вовлечения в подобную преступную деятельность.
Особое практическое значение в рамках указанной деятельности приобретает функционирование волонтерских организаций и движений патриотической направленности, позволяющих привлечь внимание детей и молодежи к вопро-
сам исторического развития Российского государства и сформировать адекватную оценку происходящим в настоящее время внутригосударственным и международным процессам.
Таким образом, существующая практика волонтерской деятельности наглядно демонстрирует высокую степень вовлеченности представителей общественности в решение вопросов обеспечения общественной безопасности и правопорядка, связанных с компетенцией органов внутренних дел. Следует отметить, что на территории Российского государства распространена как практика создания специальных волонтерских организаций правоохранительной направленности, так и иные субъекты волонтерской деятельности в рамках своего функционирования осуществляют взаимодействие с органами внутренних дел. Специальная направленность волонтерства отражает литтть многоаспектность вовлечения их в правоохранительную деятельность.
Следует положительно охарактеризовать практику проведения всероссийских и региональных акций и тематических мероприятий, направленных на развитие правомерного поведения среди населения. С одной стороны, подобные мероприятия имеют разнообразный и интересный формат, что позволяет привлечь большое количество лиц в их проведение, что, в свою очередь, отражается на масштабах и результативности. С другой стороны, подобные мероприятия достаточно часто инициируются непосредственно представителями общественности, что также повышает гражданскую активность и способствует эффективному влиянию на правосознание и правовую культуру населения.
На основе проведенного анализа видится необходимым выделить следующие особенности взаимодействия волонтерских организаций с органами внутренних дел:
1) наличие пробелов правового регулирования взаимодействия волонтерских организаций с органами внутренних дел. Несмотря на то что отдельные правовые основы указанного взаимодействия закреплены в действующем российском законодательстве, отсутствие детального регулирования отдельных процессуальных вопросов взаимодействия значительно влияет на практику соответствующей совместной деятельности органов внутренних дел и волонтерских организаций. Безусловно, заявленная проблематика должна получить законодательное закрепление в конкретизированном виде на уровне федерального законодательства;
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023
2) разрозненность существующей практики взаимодействия волонтерских организаций с органами внутренних дел. Данная особенность выступает закономерным итогом фрагментарного правового регулирования и различной степени развитости волонтерства в отдельных регионах. При соответствующем совершенствовании нормативно-правовой базы представляется целесообразным унифицировать существующие региональные модели взаимодействия органов внутренних дел с волонтерскими организациями и движениями;
3) динамичное развитие различных направлений вовлеченности волонтерских организаций в деятельность органов внутренних дел. Современная правоохранительная деятельность требует оперативного реагирования на возникающие вызовы и угрозы общественной безопасности и правопорядка, в том числе в части вовлечения волонтерских организаций и движений в осуществление профилактико-предупредительной деятельности с учетом актуальных тенденций распространения противоправного поведения конкретной направленности среди российского населения.
Вышеназванные особенности характеризуют специфику современного состояния института волонтерства в Российской Федерации в части взаимодействия с органами внутренних дел.
На наш взгляд, данное направление взаимодействия является одним из приоритетных в настоящее время, поскольку динамика развития противоправного поведения на территории Российского государства объективно обусловливает необходимость привлечения представителей общественности, в том числе молодежи, для оперативного реагирования и совершенствования возникающих обстоятельств.
В связи с этим представляется необходимым в первую очередь детализировать правовое регулирование в указанной сфере, на основе которого в дальнейшем унифицировать и активи-
зировать региональную практику взаимодействия волонтерских организаций с органами внутренних дел по всем направлениям, проанализированным в рамках данного исследования.
Список источников
1. Артюхов А.В., Корнаухова Н.Г. Организационно-правовые основы участия граждан в розыске лиц, пропавших без вести (по материалам Главного управления МВД России по Волгоградской области) // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2023. № 1 (64). С. 101-107.
2. Ковшевацкий В.И. Анализ административно-правовых основ взаимодействия органов внутренних дел с добровольческими (волонтерскими) организациями // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2022. № 6. С. 139-140.
3. Кривицкий Д.Е., Евтушенко Ю.Л., Милова-нов Н.В. Взаимодействие полиции с обществом и общественными организациями // Право и государство: теория и практика. 2021. № 4 (196). С. 40-45.
References
1. Artyukkov A. V., Kornaukhova N.G. Organizational and legal basis for the participation of citizens in the search for missing persons (based on materials from the Main Directorate of the Ministry of internal affairs of Russia for the Volgograd Region) // Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2023. № 1 (64). Pp. 101-107.
2. Kovshevatsky V.I. Analysis of the administrative and legal principles of interaction between internal affairs bodies and voluntary (volunteer) organizations // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal affairs of Russia. 2022. № 6. Pp. 139-140.
3. KrivitskyD.E., Evtushenko Yu.L, MilovanovN.V. Interaction of the police with society and public organizations // Law and state: theory and practice. 2021. № 4 (196). Pp. 40-45.
Информация об авторе
Пхитиков Р. Б. — преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности
Статья поступила в редакцию 18.1 0.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 14.11.2023.
Information about the author
Pkhitikov R.B. — lecturer of the department of law enforcement organization
The article was submitted 18.10.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 14.11.2023.
LAW & LEGISLATION • 12-2023