Научная статья на тему 'Особенности взаимодействия правоохранительных органов в процессе обеспечения конкуренции'

Особенности взаимодействия правоохранительных органов в процессе обеспечения конкуренции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
606
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА / КОНКУРЕНЦИЯ / МОНОПОЛИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / FEDERAL ANTIMONOPOLY SERVICE / COMPETITION / MONOPOLY / INTERNAL AFFAIRS BODIES / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клименков Илья Николаевич

Обеспечение конкуренции является одной из актуальных проблем, стоящих перед органами внутренних дел. Следует отметить прямую связь между экономической безопасностью страны и внутренней конкуренцией на рынке. Тесная работа органов Федеральной антимонопольной службы и отдельных ведомств, обеспечивающих безопасность в различных сферах, помогает выявлять и предотвращать нарушение закона в конкурентной среде, в том числе в сфере государственного заказа. В статье рассмотрены особенности взаимодействия органов внутренних дел с ФАС России в процессе выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, в том числе в сфере государственного заказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the interaction of law enforcement agencies in the process of ensuring competition

Ensuring competition is one of the urgent problems facing the internal affairs bodies. It should be noted the direct relationship between the economic security of the country and internal competition in the market. The close work of the bodies of the Federal Antimonopoly Service and individual departments providing security in various fields helps to identify and prevent violation of the law in a competitive environment, including in the areas of state order. The article discusses the features of the interaction of internal affairs bodies with the FAS Russia in the process of identifying and prescribing violations of antitrust laws, including in the field of state procurement.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимодействия правоохранительных органов в процессе обеспечения конкуренции»

УДК 343.2, 343.7 ББК 67.73

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10025 © И.Н. Клименков, 2020

Научная специальность 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ПРОЦЕССЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ

Илья Николаевич Клименков,

начальник 24 отдела Управления «Б» Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России

(107078, Москва, Новорязанская ул., д. 8а, стр. 3) E-mail: [email protected]

Аннотация. Обеспечение конкуренции является одной из актуальных проблем, стоящих перед органами внутренних дел. Следует отметить прямую связь между экономической безопасностью страны и внутренней конкуренцией на рынке. Тесная работа органов Федеральной антимонопольной службы и отдельных ведомств, обеспечивающих безопасность в различных сферах, помогает выявлять и предотвращать нарушение закона в конкурентной среде, в том числе в сфере государственного заказа. В статье рассмотрены особенности взаимодействия органов внутренних дел с ФАС России в процессе выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, в том числе в сфере государственного заказа.

Ключевые слова: Федеральная антимонопольная служба, конкуренция, монополия, органы внутренних дел, законодательство.

FEATURES OF THE INTERACTION OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN THE PROCESS OF ENSURING COMPETITION

Ilya N. Klimenkov,

Head of the 24th division of the Department «B» GUEBiPK Ministry of Internal Affairs of Russia Main Directorate of Economic Security and Anti-Corruption of the Ministry of Internal Affairs of Russia

(107078, Moscow, Novoryazanskaya ul., d. 8a, str. 3)

Abstract. Ensuring competition is one of the urgent problems facing the internal affairs bodies. It should be noted the direct relationship between the economic security of the country and internal competition in the market. The close work of the bodies of the Federal Antimonopoly Service and individual departments providing security in various fields helps to identify and prevent violation of the law in a competitive environment, including in the areas of state order. The article discusses the features of the interaction of internal affairs bodies with the FAS Russia in the process of identifying and prescribing violations of antitrust laws, including in the field of state procurement.

Keywords: Federal Antimonopoly Service, competition, monopoly, internal affairs bodies, legislation.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Клименков И.Н. Особенности взаимодействия правоохранительных органов в процессе обеспечения конкуренции. Вестник экономической безопасности. 2020;(1):148-51.

В современных условиях развития государства, характеризующихся неустойчивым положением отечественной экономики, социально-политической нестабильностью, несовершенством организации системы государственного управления и гражданского общества, ростом организованной преступности, в том числе обострения международных отношений, особую актуальность приобретает проблема внутренних и внешних угроз национальной безопасности РФ. В связи с этим национальная безопасность должна стать приоритетным направлением в области защиты конституционного

строя и суверенитета страны, в обеспечении безопасности граждан от различного вида рисков и вызовов.

Стоит отметить неразрывную связь экономической безопасности государства и уровня конкуренции, на эту связь указывает непосредственно Стратегический план национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

В целях решения узкого круга задач, государством формируется система федеральных антимонопольных органов. Согласно положениям статей 8, 34 Конституции РФ [1], в России гарантируется под-

держка конкуренции. Экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, пресекается. Правоохранительные органы в области конкурентной политики включают в свою структуру субъекты, обладающие специфическими признаками и полномочиями:

Основные функции по обеспечению конкуренции в хозяйственной деятельности государство возложило на антимонопольный орган — ФАС России.

Успешное выявление правонарушений в сфере конкуренции во многом зависит от эффективного и плодотворного взаимодействия территориальных органов Федеральной антимонопольной службы с правоохранительными органами. Необходимость совместной работы этих органов обусловлена общей трудоемкостью выявления и расследования экономических преступлений, проведением большого количества следственных и иных процессуальных действий, использованием результатов оперативно-розыскной деятельности, применением методов и средств нейтрализации противодействия со стороны виновных и иных заинтересованных лиц и др. [5, с. 46—47].

В настоящее время правовой основой такого взаимодействия выступают Приказ МВД России и ФАС России от 30.12.2004 № 878/215 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы» и Приказ ФАС России и МВД России от 11.06.2013 № 397/13/426 «О межведомственной рабочей группе ФАС России и МВД России», которые предусматривают обмен информацией между ФАС России и МВД России, оказание практической помощи работникам ФАС России при проведении проверок, порядок принятия МВД России решений о возбуждении уголовных дел по представляемым ФАС России материалам и др.

В системе органов внутренних дел создано и функционирует подразделение, реализующее полномочия по выявлению преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства как по материалам антимонопольного органа, так и самостоятельно [6].

В числе наиболее значимых причин, обуславливающих трудность борьбы с картелями, следует

отнести невысокую результативность взаимодействия ФАС России с правоохранительными, контрольно-надзорными органами, в том числе подразделениями ЭБиПК территориальных органов МВД России.

При этом анализ имеющихся материалов и уголовных дел, а также законодательства, регулирующего бюджетную сферу, позволяет сделать вывод о том, что посягательства на бюджетные средства в большинстве случаев осуществляются в сфере госзаказа путем необоснованного увеличения цен на материально-технические ценности и оказываемые услуги, а также завышением объемов выполненных работ, в том числе с использованием служебного положения должностными лицами органов власти и управления, имеющими отношение к выделению, распределению и освоению бюджетных средств.

Малозначительные результаты по выявлению преступлений в сфере госзаказа отчасти объясняется следующими объективными причинами: 1) данный вид преступлений по-прежнему относится к категории латентных и наиболее трудоемких в документировании и доказывании; 2) участники размещения заказов испытывают недоверие к системе конкурсных закупок, возможности честной конкуренции; 3) устойчивость связей тандема «поставщик — заказчик», обоюдная выгода таких отношений и отсюда отсутствие мотивации к сообщению о преступлении.

В целях решения данных проблем территориальные органы МВД России ориентированы на проведение на постоянной основе мониторинга закупок, организацию работы аукционных комиссий по размещению госзаказов и взаимодействие с территориальными контрольно-надзорными органами.

Особую трудность выявления преступлений в рассматриваемой сфере вызывает их высокая ла-тентность, которая возникает в связи с тем, что должностные лица (чиновники), занимающиеся организацией проведения торгов (тендеров), привлекают для участия в них аффилированные им коммерческие организации, которые, используя различные схемы картельного сговора (демпинго-вание, договорные условия с участниками торгов, в том числе с подготовкой технического задания под

своего поставщика с невыгодными условиями для возможных претендентов, использование инсайдерской информации и др.), выигрывают тендеры, тем самым обеспечивая формально узаконенный незаконный доход чиновника.

Специфика диспозиции ст. 178 УК РФ связана с наличием административной преюдиции, связанной с заключением хозяйствующим субъектом антимонопольного соглашения, за которые лицо привлечено к административной ответственности.

На практике обжалование решений о привлечении к административной ответственности может занимать длительное время, влечет утрату доказательной базы и в дальнейшем приводит к невозможности принятия решения о возбуждении уголовного дела по ст. 178 УК РФ.

Необходимо указать, что правоохранительными органами за период с 2013 по 2017 года по статье 178 УК РФ (ограничение конкуренции) зарегистрировано всего 34 преступления, в том числе 16 выявлено органами внутренних дел (2017 — 5, 2016 — 4, 2015 — 0, 2014 — 4, 2013 — 3). А только за 10 месяцев 2019 года подразделениями ЭБиПК территориальных органов МВД России выявлено 14 преступлений, предусмотренных ст. 178 УК РФ [8].

При этом прослеживается тенденция увеличения общего количества антиконкурентных соглашений, наиболее опасными из которых являются картельные сговоры. За этот же период времени ФАС России возбуждено более одной тысячи дел о картелях, подавляющая часть которых совершены на торгах [9]. Такое положение дел указывает на имеющейся потенциал для повышения результативности взаимодействия и реализации принципа неотвратимости уголовной ответственности.

Наряду с МВД России надзорную деятельность в сфере экономики осуществляет прокуратура Российской Федерации. Основные задачи и направления деятельности установлены Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» [3, а 520—527], являющийся основой для осуществлении прокурорского надзора за исполнением антимонопольного законодательства. Основными направления-

ми надзорной деятельности, в данном документе выделяются: надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.

Надзор за исполнением антимонопольного законодательства входит на сегодняшний день в приоритетные направления при осуществлении прокурорского надзора в сфере экономики, наряду с надзором в сфере бюджетного, налогового, банковского и таможенного законодательства [2].

Прокурорский надзор за исполнением антимонопольного законодательства становится важным направлением в работе прокуроров, в рамках современных экономических условий и, в частности, в условиях действующих экономических санкций.

Взаимодействие антимонопольных и правоохранительных органов в расследовании преступлений в сфере конкуренции, с целью ограничения этой серии преступлений, представляет собой согласованную деятельность, осуществляемую на основе законных и подзаконных нормативных правовых актов, взаимно установленных вопросов для обеспечения единства экономической зоны, свободного передвижения товаров, экономической свободы деятельности РФ, защиты конкуренции и создания условий для эффективной работы по защите товарных рынков, а также прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших нарушения антимонопольного законодательства.

Эффективность выявления, раскрытия и расследования преступлений, связанных с ограничением конкуренции, зависит от продуктивного использования всех сил и инструментов, имеющихся в распоряжении каждого из компетентных органов и их четкой координации.

Совместная деятельность антимонопольных и правоохранительных органов реализуется: посредством единовременного (разового), периодического либо постоянного взаимодействия. Различают процессуальную и непроцессуальную форму взаимодействия указанных органов [4, с. 145—149].

Так, процессуальная форма взаимодействия отражается в случае, когда для осуществления антимонопольного расследования или производства

по уголовному делу, возбужденному по ст. 178 УК РФ, требуются специальные познания и привлечение сотрудников ФАС России в качестве специалистов.

Непроцессуальной (организационной) формой взаимодействия являются планирование совместных мероприятий, оперативно-тактических комбинаций, выработка предложений и рекомендаций с целью совершенствования деятельности по выявлению, раскрытию, предупреждению и пресечению фактов ограничения конкуренции, установлению причастных к этому лиц [7, с. 109—115].

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Повышение результативности взаимодействия между МВД России и ФАС России по линии выявления и пресечения картельных сговоров при заключении государственных контрактов может быть достигнуто за счет разработки методических рекомендаций по совершенствованию следующих направлений и форм взаимодействия (проведения совместных проверок; выработки единого подхода к качеству, содержанию и объему сбора материалов проверки, подлежащих передаче в органы внутренних дел; участию представителей ФАС России в качестве специалистов при проведении процессуальных и следственных действий; формированию единой следственной, прокурорской и судебной практики правоприменения).

При этом наиболее эффективным следует признать выявление признаков ограничения конкуренции при совместном проведении проверки антимонопольным и правоохранительными органами.

Литература

1. О защите конкуренции: Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. (в ред. от 27 декабря 2018 г.) № 135-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3434.

2. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина [Электронный ресурс] Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 (ред. от 21.06.2016) // Официальный интернет-

портал правовой информации (режим доступа www. pravo.gov.ru.)

3. Васильева О.Н., Милованова М.М. Антиконкурентные соглашения как форма ограничения конкуренции // Концепция эффективного предпринимательства в сфере новых решений, проектов, гипотез: монография / под общ. ред. М.А. Эскинда-рова. М.: Дашков и К, 2018.

4. Васильева О.Н. К вопросу о недобросовестной конкуренции на рынке банковских услуг и ее последствия // Сборник научных статей по итогам конференций по проблемам предпринимательства и банковского права (Москва, 18—19 марта 2016 г.) / под общ. ред. А.В. Шарковой, гл. ред. Т.И. Зворыкина. М.: Спутник +, 2016.

5. Милованова М.М. Ограничение конкуренции: проблемы раскрытия и расследования // Сборник материалов I Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие экономики в контексте формирования национальной безопасности». (Барановичи, 15—16 марта 2018 г.). Барановичи: БарГУ, 2018.

6. Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы: Приказ МВД РФ № 878, ФАС РФ № 215 от 30 декабря 2004 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Костылева Г.В. О взаимодействии антимонопольных и правоохранительных органов в ходе расследования ограничения конкуренции // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2019. № 3.

8. Статистика и аналитика МВД России, по данным сайта МВД России [Электронный ресурс]. Официальный сайт МВД России. Режим доступа: URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/ statistics.

9. Статистика ФАС России, по данным сайта ФАС России [Электронный ресурс]. Официальный сайт МВД России. Режим доступа: URL: https://fas. gov.ru/documents/type_of_documents/statistika.

10. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 02 августа 2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.