MONOPOLISM. ENSURING ECONOMIC SECURITY THROUGH A SYSTEM OF ORGANS OF INTERNAL AFFAIRS Zheludkova А.А. (Russian Federation) Email: [email protected]
Zheludkova Anastasiya Andreevna - Student, DEPARTMENT OF ECONOMIC SECURITY, INSTITUTE OF CONSTRUCTION ECONOMICS UFA STATE OIL TECHNICAL UNIVERSITY, UFA
Abstract: in the article the author considers the system of monopolism, because according to the author, monopolization is a threat to economic security. Antitrust policy is aimed at promoting the development of commodity markets and competition, prevention, restriction and suppression of monopolistic activities and unfair competition, and protection of consumer rights. Antimonopoly policy is presented as a process of management of relations between state bodies and economic entities in various markets in order to eliminate the negative consequences of monopolism on the basis of the principle of balancing the interests of consumers, monopoly entities and the state. The necessity of interaction between the internal Affairs bodies of the Russian Federation and the Federal Antimonopoly service of Russia is proved.
Keywords: monopoly, antimonopoly policy, antimonopoly regulation, economic security, counteraction of economic crime.
МОНОПОЛИЗМ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Желудкова А.А. (Российская Федерация)
Желудкова Анастасия Андреевна - студент, кафедра экономической безопасности, Институт экономики строительства Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа
Аннотация: в статье автором рассматривается система монополизма, поскольку, по мнению автора, монополизация несет угрозу экономической безопасности. Антимонопольная политика направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей. Антимонопольная политика представлена как процесс управления отношениями между государственными органами и хозяйствующими субъектами на различных рынках с целью ликвидации отрицательных последствий монополизма на основе принципа балансирования интересов потребителей, монопольных субъектов и государства. Доказывается необходимость взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы России. Ключевые слова: монополия, антимонопольная политика, антимонопольное регулирование, экономическая безопасность, противодействие экономической преступности.
Наличие монополистических отношений свидетельствует о неравноправии хозяйствующих субъектов в их производственной и коммерческой деятельности, о дискриминации одних субъектов другими, об отсутствии условий свободного участия каждого хозяйствующего субъекта в конкуренции.
Отрицательные явления, проявляющиеся в монополизированной отрасли, заключаются в следующем:
1. Качество продукции не улучшается, а иногда даже ухудшается. У монополиста отсутствует мотивация работать на повышение качества товара.
2. Увеличение прибыли компании происходит за счёт манипуляции ценами, а не за счёт снижения затрат;
3. Отсутствие необходимости внедрения новых технологий. Нет стимула для научного развития в сфере отрасли.
4. Рынок не пополняется новыми компаниями, которые могли бы предоставить рабочие места, и таким образом уменьшить уровень безработицы.
5. Постепенно падает эффективность использования труда и производительных мощностей фирмы-монополии.
Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой [3]. Многие существенные аспекты проблемы демонополизации рынков в процессе обеспечения экономической безопасности России еще не нашли адекватного отражения в научных исследованиях. К ним в первую очередь, следует отнести применение анализа факторов монополизации рынков с позиций обеспечения экономической безопасности России, обоснование целостной стратегии и инструментов демонополизации рынков. Этим и обусловлена актуальность написания данной статьи.
Под антимонопольной политикой понимается система государственных мер правового, экономического, организационного характера, препятствующая проявлениям антиконкурентного поведения и способствующая эффективному функционированию рыночной экономики. Антимонопольная политика - это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобро совестной конкуренции, на защиту прав потребителей[8].
Реализация государственной антимонопольной политики осуществляется посредством государственного регулирования, представляющего собой одну из форм государственного воздействия на экономику, которое проявляется в комплексе мер и механизмов их реализации, направленных на повышение эффективности функционирования рынка с точки зрения общественных приоритетов и с учетом непосредственного интереса субъектов хозяйствования.
Выбор механизма антимонопольной политики в равной мере зависит от особенностей объекта регулирования и от целевой направленности государственной политики. Следовательно, механизм ее реализации - это система, имеющая определенный алгоритм решения проблемы баланса интересов общества и обеспечения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта -монополиста. Действенность каждого из элементов системы зависит от адекватной адаптации их к среде, в которой они будут реализованы (т. е. механический перенос хозяйственных форм из одной среды в другую, в частности применение зарубежного опыта, часто приводит к провалу). Исходя из трактовки антимонопольной политики с позиции управления, необходимо определить ее субъектов, цель, ресурсы, формы реализации, методов и объектов (рисунок 1) [3].
Субъект
Цель
Средства
V
Государство
1
Рост благо со стояния общества за счет повышения эффективности распределения ресурсов в экономической системе, предпочтение в которой отдано конкурентно-рыночному механизму хозяйствования, путем нивелирования отрицательных последствий монопольной власти на основе принципа балансирования интересов потребителей, субъектов-монополистов н гееударства
Вл а стно-админнстр атнвные р е су р сы. Объединение усилий между органами различных уровней с союзами предпринимателей и потребителей. Финансы (государственные инвестиции, льготы, фонды поддержки предпринимательства).
Информация (анализ состояния рыночной ситуации и прогнозы развития)
Форма
Метод
Институциональная организация регулирования монополий и организация монопольной власти субъектов монополий (законодательная деятельность, контроль над монополиями)
Программирование, стимулирование, налоговые н кредитные регуляторы, установление тарифов, доходности, контрактная форма управления,контроль над концентрацией, пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции
X
Хозяйствующие субъекты-монополисты
1 !
Вмешательство в рыночную ситуацию и деятельность субъектов хозяйствования
Блок обратной связи
(критерии, мониторинг, диагностика, корректировка)
Рис. 1. Антимонопольная политика как управленческая деятельность [3]
Без учета отраслевой и региональной принадлежности, антимонопольная политика преследует четко определенную цель - обеспечить рост благосостояния общества за счет повышения эффективности распределения ресурсов в экономической системе, предпочтение в которой отдано конкурентно-рыночному механизму хозяйствования, путем нивелирования отрицательных последствий монопольной власти хозяйствующих субъектов - монополистов на основе принципа согласования интересов потребителей, монополистов и государства. При этом реализация поставленной цели подразумевает разработку альтернатив удовлетворения экономических интересов всех субъектов-монополистов в процессе функционирования конкурентно-рыночного механизма хозяйствования.
Достижение данной цели осуществимо путем решения проблем, связанных с сохранением функциональной способности воспроизводства в рамках конкурентно-
рыночного механизма хозяйствования посредством регулирования соотношения интересов общества и естественной монополии на микроэкономическом уровне. В ходе решения этой за дачи приводится в действие конкретный механизм регулирования естественной монополии, при этом государство реализует системно -воспроизводящую функцию [10].
Монополизация рынков, являясь самостоятельной угрозой экономической безопасности государства, одновременно служит причиной других угроз экономической безопасности, к которым на современном этапе развития экономики России относятся [11]: ослабление межрегиональных хозяйственных связей и распад единого экономического пространства страны; переход монополизированных рынков под внешний контроль структурных элементов глобальной экономики; формирование нелегитимных центров власти на основе монопольного контроля; потеря инвестиционной привлекательности; консервация прежнего технологического уклада и торможение перехода к инновационному типу производства; отток наиболее эффективных элементов капитала в конкурентное хозяйственное пространство других стран; накопление нерешенных социально- экономических проблем; неэффективное расходование элементов ресурсной базы.
Стратегические задачи антимонопольной политики в разрезе обеспечения экономической безопасности государства могут быть сформулированы следующим образом: обеспечение единства экономического пространства на территории РФ; обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке; снижение барьеров входа на торговые рынки; создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителям органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий; активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.
Регулирование монополизма - это одна из важнейших задач государства в сфере экономического развития страны. Оно осуществляется как посредством прямого воздействия на компании через механизм антимонопольного законодательства, так и через создание условий для развития здоровой конкуренции. Государство контролирует концентрацию капитала — отслеживает процессы поглощения и слияния компаний, а также осуществляет контроль над уже сформированными монополиями. Ведётся разработка законов, которые будут защищать права малых и средних фирм, а также постоянно действуют меры финансовой поддержки -доступные кредиты и налоговые льготы.
Основным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование деятельности монополистического характера, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [1]. Ей переданы полномочия бывшего Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике [12]. Задачей ФАС России является обеспечение свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности в рамках единого экономического пространства Российской Федерации. Реальную работу ФАС России можно оценить с помощью статистических данных. Так, с учетом одних только жалоб на нарушения законодательства, ходатайств и уведомлений по поводу сделок, а также дел в сфере конкуренции, защиты прав потребителей и рекламной деятельности, которые ФАС
заводит по собственной инициативе, количество заявлений, фактов и сделок, подлежащих рассмотрению, достигает около 105 тыс. в год, как это видно из таблицы 1.
Таблица 1. Заявления, факты и сделки, рассмотренные ФАС России в 2017 году [5]
Закон Заявления о нарушениях Ходатайства о даче согласия Уведомления Собственная инициатива
Закон о конкуренции на рынках финансовых услуг 356 1065 728 515
Закон о защите прав потребителей 47517 Не применимы Не применимы 5058
Закон о рекламе 3326 Не применимы Не применимы 9024
Закон о конкуренции на товарных рынках 6935 11853 13252 5214
Итого рассмотренных 58134 12918 13980 19811
И это, исключая деятельность по разработке государственной политики, защите добросовестной конкуренции, информационно-просветительской деятельности, анализа законопроектов и всех задач, связанных с поддержкой предпринимательства и малых предприятий, контролем за товарным и биржами и регулированием тарифов монополий в области связи [12].
Результаты работы по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции показывают, что по-прежнему основную долю нарушений составляют реализация товаров (работ, услуг) с незаконным использованием интеллектуальной собственности. Ежегодно ФАС рассматривает порядка трех с половиной тысяч дел о нарушениях антимонопольного законодательства (табл. 2).
Таблица 2. Нарушения антимонопольного законодательства России в 2017 году [5]
Нарушения на товарных рынках Злоупотребление доминирующим положением Картели Действия органов власти Всего
Электротеплоэнергетика 726 13 95 834
Газ 84 5 12 101
Нефтепродукты 25 14 8 47
Транспорт 165 9 175 349
Связь 138 6 12 156
ЖКХ 149 5 94 248
Недвижимость 26 7 612 645
Органы власти 186 43 853 1082
Из таблицы 2 видно, что основную долю нарушений антимонопольного законодательства составляют действия органов власти, из чего возникает парадоксальная ситуация, в которой органы, призванные регулировать экономические процессы и защищать конкурентные отношения, сами являются первоочередными нарушителями в регулируемой области.
Если исходить из того, что антимонопольная политика является системной, то в ней изначально заложено управляющее звено, не позволяющее достигать поставленной цели.
Задачи ФАС слишком широки и разнообразны по своей природе, чтобы любой отдельный орган был в состоянии уделять достаточное внимание контролю, обеспечению соблюдения законодательства, информационно-образовательной работе с населением и разработке политики по каждому из этих направлений работы. Различные задачи требуют различных видов анализа и различных источников информации, предполагают различные модели деятельности по обеспечению соблюдения требований законодательства и требуют сотрудничества с различными группами государственных органов, фирм и граждан. Однако, в мире антимонопольные органы имеют оперативно-розыскные полномочия, это мировая практика. Но в России - своя специфика. Здесь силовые органы слишком активно вмешиваются в экономику. И «размножение» силовых органов было бы очень плохим сигналом для бизнеса. Сегодня ФАС - это исключительно гражданская служба. А ведь борьба с преступлениями в области конкуренции иногда предполагает и наличие агентурной сети. Для этого ФАС пришлось бы набирать специалистов. А зачем, если есть милиция, прокуратура, ФСБ? Поэтому ФАС России плотно сотрудничает с МВД РФ, специальное подразделение которого занимается антимонопольными расследованиями. МВД России обладает оперативно-розыскным полномочиями, которых нет у ФАС России [6].
В Положении о Департаменте экономической безопасности МВД России выделена задача, прямо отражающая участие данного подразделения в деятельности по пресечению монополистической деятельности, а именно организация профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по защите всех форм собственности от преступных посягательств в целях обеспечения благоприятных условий для развития предпринимательства и инвестиционной деятельности. Данная задача напрямую соответствует цели органов внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности - предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений в экономической сфере и других сферах, воздействующих и способных нанести ущерб экономическим системам всех уровней, влияющих на эффективность обеспечения экономической безопасности государства.
Органы внутренних дел являются органами правоохранительного обеспечения экономической безопасности, которые в значительной степени используют специальные инструменты противодействия криминализации социально-экономической сферы общества. Однако, в целом, воздействие органов внутренних дел на экономику страны является одним из общих социально-экономических инструментов государства по обеспечению экономической безопасности. Органы внутренних дел обязаны оказывать практическую помощь специалистам ФАС при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая при этом беспрепятственный доступ к необходимой информации в целях выполнения возложенных на них функций. В качестве методов для выполнения установленных законом обязанностей милиции можно рассматривать: проверку у граждан и должностных лиц документов, удостоверяющих личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения; изъятие необходимых документов, отражающих хозяйственную деятельность, кредитные и финансовые операции, материальных ценностей, денежных средств, а также образцы, сырья и продукции; опечатывание кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно- материальных ценностей; проведение контрольных закупок; инициирование проведения проверок, инвентаризаций, ревизий, производственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятий, учреждений, организаций; получение от их должностных и материальных лиц сведения и объяснения по факту нарушения законодательства [2].
В Соединенных Штатах между антитрестовским департаментом Министерства юстиции и Федеральной торговой комиссией происходят ежедневные контакты, и практически любое дело, которое расследует Федеральная торговая комиссия,
58
автоматически передается в Министерство юстиции, и они вместе разбираются, есть ли там картели. При этом уголовном законодательстве за картели предусмотрены сроки лишения свободы до 10 лет. Это тот магистральный путь, который возможен в России. Для того чтобы начать эту работу, в настоящее время ФАС и МВД подписали протокол о взаимодействии, в соответствии с которым проводят совместные проверки на предмет выявления нарушений антимонопольного законодательства государственными органами и частными структурами [9].
Протокол о взаимодействии - это продолжение длительной совместной работы ведомств [6]. Еще в 2004 г. между ФАС и МВД было заключено соглашение о совместной работе по борьбе с нарушениями антимонопольного законодательства. В соответствии с соглашением в МВД был образован отдел, специализирующийся на выявлении и пресечении преступлений в сфере антимонопольного законодательства [7]. Таким образом, можно сделать следующий вывод:
Функция органов внутренних дел в области обеспечения экономической безопасности насчитывает достаточно широкий перечень методов и инструментов. Задача заключается в том, чтобы система работы МВД была в данном направлении существенно укреплена в смысле передачи серьезных полномочий, материальных ресурсов и т.д. Исходя из этого, в России, прежде всего, должны быть внесены поправки не в антимонопольное законодательство, а в нормативные акты, регламентирующие деятельность органов внутренних дел, с целью создания мощного управления в системе МВД, которое в первую очередь занималось бы расследованием преступлений, связанных с монополистической деятельностью, а также проводило мероприятия превентивного характера в данной области. И взаимодействие ФАС с ними позволило бы наладить эту работу. ФАС как экономическое ведомство должно заниматься экономическим анализом, а МВД - оперативно-розыскной деятельностью. И тогда совместные комиссии МВД и ФАС, где следователи МВД имеют все необходимые полномочия, а специалисты ФАС все необходимые навыки, позволили бы создать очень хорошую, гибкую и эффективную структуру.
Список литературы /References
1. Указ Президента России № 314 от 9 марта 2004 г «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/186816/ (дата обращения: 27.06.2018).
2. Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 31 января 2011 г. № 118). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/21160/ (дата обращения: 27.06.2018).
3. Волконский В.А., Корягин Г.И. О монополии в экономике. / В.А. Волконский, Г.И. Корягин. Банк. дело. М., 2014 174 с.
4. Белоусова Н.И. Практика проведения реформ и теоретические модели государственного регулирования естественных монополий: моногр.; Либроком. М., 2016. 112 с.
5. Государственный доклад руководителя ФАС Артемьева И.Ю. об антимонопольной политике за 2017 год. Официальный сайт ФАС России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fas.gov.ru/ (дата обращения: 27.06.2018).
6. Интервью с руководителем Федеральной антимонопольной службы Игорем Артемьевым // Российская газета, 2006. 25 октября. № 4205.
7. Колесникова Е. МВД схватит рекламиста по команде ФАС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.advertology.ru/article9862.htm/ (дата обращения: 27.06.2018).
8. Князева И.В. Роль антимонопольной политики в формировании конкурентной среды: Учеб. пособие. Новосибирск: СибАГС, 2015. 297 с.
9. Материалы официального сайта ФАС России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fas.gov.ru/ (дата обращения: 27.06.2018).
10.Миронов В.М., Яковлев А.Д. Российский монополизм и приватизация // Экономист, 2015. № 6.
11. Петров И.В. Демонополизация рынков в процессе обеспечения экономической безопасности макрорегиона: воспроизводственный подход. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 218 с.
12. Цариковский А. Конкуренция и маркетинговые войны прочно укоренились на территории России // Конкуренция и рынок, 2015. № 26.
FEATURES OF INTERACTION OF LAW-ENFORCEMENT BODIES AND BODIES OF TAX SERVICE DURING IMPLEMENTATION
OF TAX CONTROL Zheludkova А.А. (Russian Federation) Email: [email protected]
Zheludkova Anastasiya Andreevna - Student, DEPARTMENT OF ECONOMIC SECURITY, INSTITUTE OF CONSTRUCTION ECONOMICS UFA STATE OIL TECHNICAL UNIVERSITY, UFA
Abstract: in the article the author considers the interaction of the internal Affairs bodies and the tax authorities in the course of tax control. Implementation of tax control in our country is quite time-consuming and complex process. Therefore, in the process of tax control, the tax authorities actively cooperate with other Executive authorities, including the customs service, as well as with ministries and departments. The order of such interaction is regulated by the legislation of the Russian Federation and the timeliness of tax payments to the budget of the country will depend on how well the order of interaction will be established. In the process of interaction between the tax authorities and the customs service, tax offenses and crimes for which the perpetrators are punished are identified. The tax authorities and the customs service exchange information among themselves on organizations that carry out foreign trade activities and do not provide reports to the customs authorities, as well as other information that may be useful for tax control, compliance with the law. The interaction of the tax and customs authorities, simplifies the tax control. Thanks to the exchange of information, joint internal investigations by the tax and customs authorities and on-site tax audits can be appointed. Keywords: tax system, tax control, tax crimes, suppression of tax crimes.
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ОРГАНОВ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ Желудкова А.А. (Российская Федерация)
Желудкова Анастасия Андреевна - студент, кафедра экономической безопасности, Институт экономики строительства Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа
Аннотация: в статье автором рассматривается взаимодействие органов внутренних дел и органов налоговой службы в ходе осуществления налогового
60