22. Постановление ЕСПЧ по делу «Кумицкий и другие против России» от 10 июля 2018 г. [Электронный ресурс] // Сайт «Антисуд». - Режим доступа: https://www.antisud.com/lib/delo-kumitskogo-i-dr/CASE-OF-KUMITSKIY-AND-OTHERS-v-RUSSIA/ (дата обращения: 2.08.2018).
23 Постановление ЕСПЧ по делу «Носко и Нефедов против России» от 30 октября 2014 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Управления МВД России по Смоленской области. - Режим доступа: https://67. мвд.рф/document/6361698 (дата обращения: 2.08.2018).
24. Волков, А. А., Лошкарёв, В. В. Актуальные проблемы соблюдения законодательства при проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан // Законность. - 2016. - № 4. - С. 66-70.
25. Заславский, В. Б. К вопросу об обжаловании прокурором судебных решений о производстве оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2017. - № 7. - С. 76-79.
26. Постановление Государственной Думы от 12 июля 2017 года № 1989-7 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 5.09.2018).
© Чечетин А.А., 2018
УДК: 343.9.01
М.А. Яковлева
Взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами профилактики преступности
Interaction of internal affairs bodies with other crime prevention entities
ЯКОВЛЕВА Маргарита Александровна, адъюнкт кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел. 89214440940. E-mail:[email protected]
YAKOVLEVA Margarita Alexandrovna, Post graduate of the Department of Criminology of Saint-Petersburg University of MIA of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Luotchika Pilyutova str., 1. Ph.:89214440940. E-mail:[email protected]
Автор статьи исследует основные направления взаимодействия органов внутренних дел с другими субъектами системы профилактики преступности. Выделяются две основные группы субъектов: специализированные субъекты профилактики, входящие в систему правоохранительных органов; общие субъекты, иные органы публичной власти и институты общества. Рассматриваются проблемы взаимодействия и правового регулирования двух государственных органов, координирующих деятельность всех субъектов профилактики, Прокуратуры и Правительственной комиссии. Автором акцентируется внимание на отсутствии закрепления в ведомственных и межведомственных нормативных актах принципов взаимодействия органов внутренних дел с другими субъектами профилактики и предлагается система таких принципов.
Ключевые слова: профилактика преступности, виды субъектов профилактики, взаимодействие и координация, принципы взаимодействия.
Author examines the main directions of interaction of Internal Affairs bodies with other entitles of the system of Crime and Offense Prevention. Author identifies two main groups of entitles: specialized prevention agents included in to the system of Law enforcement agencies; General of prevention agents, other public authorities and institutions. The problems of legal regulation between two state bodies coordinating activity of the entitles of prevention, the Prosecutor's Office and the Government Commission. The author also focuses attention to the lack of regulatory consolidation of the principles of interaction of internal Affairs with other entitles of prevention. And offer a system of such principles for their consolidation.
Keywords: crime prevention, types of prevention agents, interaction and coordination, principles of interaction.
Принятый 23 июня 2016 г. Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [2] (далее - Закон о профилактике, Закон о профилактике правонарушений) определил основные направления профилактики преступлений и других правонарушений в качестве главных векторов современной российской государственной политики. Так, норма ст. 5 данного Закона определяет систему субъектов профилактической деятельности, но органы внутренних дел в качестве самостоятельного субъекта в ней не указаны, а объединены с другими органами федеральной ис-
полнительной власти, входящими в систему профилактики, со своей структурой и задачами отдельных элементов такой структуры.
Тем не менее, как представляется, органы внутренних дел, (далее ОВД России), относящиеся к федеральным органам исполнительной власти, являются не только самостоятельным субъектом системы профилактики преступности, но фактически занимают в ней основное место.
Данный тезис можно обосновать прежде всего объёмом выполняемых самостоятельно подразделениями ОВД России и во взаимодействии с другими
субъектами профилактики мероприятий превентивного характера. Указанные субъекты профилактики можно классифицировать на две группы:
а) субъекты, входящие в систему правоохранительных органов (специализированные субъекты), деятельность которых непосредственно направлена на предупреждение административных правонарушений и преступлений;
б) субъекты, не входящие в систему правоохранительных органов (общие субъекты), для которых профилактика преступности хотя и является, несомненно, важной задачей, но она не является профилирующей, т.е. определяющей основную цель функционирования, причем, эти общие субъекты могут быть, в свою очередь, подразделены на государственные (муниципальные) органы и учреждения, и общественные институты, организации, СМИ и отдельных граждан, не входящие в систему органов публичной власти.
Что касается вопросов взаимодействия с общими публичными и непубличными субъектами, то здесь стоит отметить практические примеры взаимодействия ОВД России с региональными и муниципальными органами исполнительной власти по совместным программам, целью которых является повышение правопорядка и профилактика всех видов правонарушений [13]. Это такие программы, как АПК «Безопасный город», «Гражданин-полиция», с помощью которых обеспечивается правопорядок на городских улицах - одна из сложнейших задач, от решения которой зависит снижение преступности и повышение уровня безопасности населения. При решении данных задач именно ОВД России наиболее близко взаимодействуют с гражданами [17; 19].
Именно поэтому во многих городах России успешно в течение десяти лет (с 2008 г.) реализуется программа «Безопасный город». Так, в Самаре функционируют 45 пунктов экстренной связи «Гражданин - полиция». Терминалы оранжевого и синего цвета с надписью «Полиция», оснащенные видеокамерой и устройством голосовой связи, уже не раз приходили на помощь тем, кто остро нуждался в помощи полицейских.
Преимущества экстренной связи в том, что гражданин, желающий обратиться за помощью в экстренной ситуации или проинформировать о совершённых (совершаемых) преступлениях и правонарушениях, может без набора определённого номера, который требует запоминания, быстро связаться с сотрудниками полиции.
Система «Гражданин - полиция» интегрирована в общую сеть «Безопасный город». К ней, помимо камер уличного видеонаблюдения, подключены системы безопасности торговых комплексов, офисов и других общественных мест, устройства контроля за соблюдением правил дорожного движения, иное специализированное оборудование. Мониторинг происходящего круглосуточно ведут операторы центров контроля. Компактные и заметные терминалы снабжены видеокамерой, кнопкой вызова и коммуникационным устройством [20].
Наиболее полное и всестороннее взаимодействие по вопросам профилактики преступности ОВД России осуществляют с другими правоохранительными органами, и такое взаимодействие осуществляется под координационным надзором Прокуратуры
России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567 [3], утверждающего Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. П. 5 этого Положения в числе прочих ставит перед всеми правоохранительными органами задачу предупреждения преступности, т.е. профилактики. Также здесь необходимо учитывать и положение ст. 10 Закона о полиции [1], в котором указаны основы взаимодействия сотрудничества полиции с другими государственными и негосударственными организациями по вопросам своей деятельности, в число которых входит и предупреждение преступности.
Если обратиться к разнообразию направлений взаимодействия ОВД России с различными государственными органами по вопросам противодействия различным видам преступной деятельности и их профилактики, то на основе анализа ведомственных и межведомственных актов можно отметить следующие направления.
Так, например, противодействие и профилактика экономической преступности, в т.ч. налоговой, строится со специализированными органами, обладающими компетенцией в данной сфере общественных отношений. Это прежде всего Министерство финансов России и ФНС РФ [6]. Для профилактики преступности, связанной с пересечением людьми, товарами государственной и таможенной границ привлекаются и другие органы [7].
Кроме того, к профилактике экономической преступности органами внутренних дел привлекаются и ресурсы Федеральной антимонопольной службы, (далее ФАС), сотрудники которой обладают опытом выявления коррупционных элементов в экономической деятельности с участием государственных органов, картельных сговоров [8]. Актуальность проблемы в ФАС иллюстрировали ростом числа картельных дел на 18 % за 2016 г. (330 против 282 годом ранее). При этом за год почти на 30 %, по мнению ФАС, увеличилось число картелей при торгах. В службе подчеркивали, что картели, с целью поддержания цен на торгах «видоизменились качественно»: до 2014 г. в деятельности картелей принимали участие не более 10-20 хозяйствующих субъектов, а их деятельность, как правило, охватывала несколько закупочных процедур; в 2015-2016 гг. такие соглашения исчислялись уже десятками, количество торгов, охваченных тем, что ФАС считает антиконкурентным сговором, - тысячами [21].
Довольно активно ОВД России взаимодействуют и с органами Роспотребнадзора, и данное сотрудничество имеет свою нормативную базу [9]. Несмотря на то, что преступления в сфере военной службы не отнесены к подследственности ОВД России, последние активно взаимодействуют прежде всего с военными комиссариатами по вопросам профилактики преступлений, связанных с уклонением от воинской службы [11].
Данные рейды, которые в основном осуществляют участковые уполномоченные полиции, совместно с сотрудником комиссариата, приносят положительные результаты. В ходе поквартирно-го обхода с целью установления места нахождения будущего призывника, поступает информация о жильцах, которые проживают без регистрации, либо нарушают миграционное законодательство, злоупо-
требляют алкоголем, наркотическими веществами. По результатам рейда сотрудниками ОВД составляется план профилактической работы на вверенном ему участке, с целью недопущения совершения преступлений, фиксируется необходимая информация. В случае отсутствия в адресе гражданина по причине уклонения от воинских обязанностей устанавливается его местонахождение и сообщается в районный комиссариат.
Еще одним видом преступности, представляющим повышенную общественную опасность, является экстремизм, который довольно интенсивно развивается в последние годы. Для профилактики данного вида преступлений применяется механизм экспертиз материалов, которые относятся к пропагандирующим экстремизм, терроризм и антиобщественную деятельность. В этой области ОВД России довольно интенсивно взаимодействуют с органами безопасности [12].
Еще одним аспектом профилактики является работа с лицами, ранее уже привлекавшимися к уголовной ответственности [6, с. 3]. Её эффективность напрямую зависит от постоянного и плодотворного взаимодействия (разработка рабочих алгоритмов) подразделений ОВД и уголовно-исполнительных инспекций по работе с лицами, находящимися на профилактических учётах указанных субъектов [14].
Организационные аспекты взаимодействия МВД России с вышеуказанными органами государственной власти разрабатываются на основе пояснений, указанных в Постановлении Правительства РФ № 30 от 19 января 2005 г. [4]. Как показывает практика, взаимодействие ОВД России с УИИ России имеет существенные пробелы, а именно, несогласованность в профилактической деятельности. Каждая служба выполняет свои обязанности, не имея информации о деятельности другой. Документооборот происходит с задержкой, информация поступает с опозданием. По этой причине нередки ситуации, когда, например, условно осуждённые лица добросовестно посещают по графику инспектора УИИ России, но не считают нужным появляться у участкового уполномоченного полиции по месту жительства, ссылаясь на то, что с ними уже поработал инспектор, который посчитал что явка к нему важнее, чем явка в ОВД России. По этой причине территориальные органы не уведомлены о некоторых изменениях в личной жизни условно-осужденного, о некоторых решениях инспектора (например, о выезде за пределы города или района), что может привести к совершению данным лицом повторного преступления либо нарушению ограничений, установленных судом.
Особое значение в сфере профилактики преступности и координации деятельности органов государственной власти в этом направлении имеет государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» [5], в которой содержится паспорт, определяющий ответственных исполнителей - МВД, участники программы - Минобороны, МЧС России и др., цель программы заключается в повышении качества и результативности противодействия преступности. Стоит отметить, что участие ОВД России в разработке программ по профилактике преступности закреплено в п. 5.3 приказа МВД России от 17 января 2006 г. № 19 [10].
Недостатком этого приказа следует признать отсутствие закреплённых в нём принципов взаимодействия ОВД России с другими субъектами профилактики. Именно здесь, как представляется, необходимо провести дополнительное исследование на предмет более детального нормативного регулирования [18].
Надо отметить, что вопросы о принципах взаимодействия различных правоохранительных органов неоднократно становились предметом научных исследований. Наиболее полно они изложены, на наш взгляд Р.Г. Аксеновым и Ф.А. Симанцевым [15, С.85], которые выделяют такие принципы взаимодействия, как:
- принцип законности, который вытекает из общего принципа законности государственной службы;
- принцип организации взаимодействия, который служит цели упорядочения и согласования действий как ОВД России, так и общественных организаций;
- принцип предметности взаимодействия, согласно которому это взаимодействие должно носить конкретный характер и быть обусловлено исключительно задачами, поставленными законодательством перед ОВД России и не носить какой-либо иной направленности, тем более коррупционной составляющей.
Таким образом, в качестве некоторых выводов можно отметить следующее.
1. Взаимодействие ОВД России с другими субъектами профилактики преступности может быть разделено на: взаимодействие со специализированными субъектами профилактики, входящими в систему правоохранительных органов, такими как прокуратура, ФСБ, ФНС и другими, причём координатором является Прокуратура России; и взаимодействие с общими субъектами профилактики, т.е. государственными и муниципальными органами, не являющимися правоохранительными, и с общественными организациями, гражданами и СМИ.
При этом координатором такого взаимодействия, которое гораздо шире «ведомственного правоохранительного», выступает специальная правительственная комиссия, организационно и технически входящая в состав МВД России.
Таким образом, можно говорить о дуальности координационного центра по взаимодействию в сфере профилактики преступности, при котором Прокуратура выступает координатором деятельности правоохранительных органов, в т.ч. и МВД России, а последнее организационно и технически выступает координатором взаимодействия всех - как государственных, так и не государственных - субъектов профилактики. Данное положение нельзя признать вполне определённым, поскольку не определено, какой же государственный орган занимает более высокую ступень в иерархии координирующих органов, что ставит вопрос о законодательном регулировании выявленной проблемы. С учётом того, что основной объём профилактической деятельности по противодействию преступности возлагается на МВД России, то данному органу государственной исполнительной власти и следует быть главным координирующим органом, тогда как на Прокуратуру должна быть возложена задача исключительно по надзору за испол-
нением субъектами профилактики преступности положений соответствующего законодательства.
2. Недостатком ведомственного регулирования взаимодействия ОВД России с другими правоохранительными органами следует признать отсутствие закреплённых в нём принципов такого взаимодействия. Именно здесь, как представляется, необходимо провести дополнительное исследование на предмет более детального нормативного регулирования.
3. Принципы взаимодействия различных правоохранительных органов можно определить следующим образом:
- принцип законности, который вытекает из общего принципа законности государственной службы;
- принцип организации взаимодействия, который служит цели упорядочивания и согласования действий как ОВД России, так и общественных организаций;
- принцип предметности взаимодействия, т.е. это взаимодействие должно носить конкретный характер и быть обусловлено исключительно задачами, поставленными законодательством перед ОВД России, и не носить какой либо иной направленности, тем более коррупционной составляющей.
Список литературы
Нормативные правовые акты
1. О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 3 - ФЗ // СЗ РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
2. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федер. закон от 23 июня 2016 г. № 182 - ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: Ьйр://'". сошиИ:ап1:.ги/соп8/с§1/опКпе.с§1?Ьа8е=ЬАШ&п=199976&ге (дата обращения: 01.06.2018).
3. О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 № 567 (ред. от 7 декабря 2016) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа:Шр:'''.сошиИ:ап1:.гиМоситеп1:/сош_^с_ЬАШ_112962 (дата обращения: 01.06.2018)
4. О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти : постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 30 (ред. от 10 июля 2017) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: Шр://сошиКап1:.гиМоситеп1:/сош_^с_ЬАШ_51324 (дата обращения: 01.06.2018)
5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» : постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 345 (в ред. от 31 марта 2017 г.) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: ЬИр://'''.ргауо.§оу.ги, 24.04.2014 (дата обращения - 07.05.2018).
6. Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно - ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок) : приказ Минфина Российской Федерации, МВД Российской Федерации, ФСБ РФ от 7 декабря 1999 г. № 89 н/1033/717; О порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений : приказ МВД Российской Федерации № 495, ФНС Российской Федерации № ММ-72-347 от 30 июня 2009 г. : [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: Шр://'''.сошиИ:ап1. гиМоситеп1/сош_^с_ЬАШ_27461 (дата обращения: 01.06.2018).
7. Об утверждении Положения об основах взаимодействия Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации при пересечении Государственной границы Российской Федерации транспортными средствами и перемещении через Государственную границу Российской Федерации товаров в морских пунктах пропуска : приказ ФПС Российской Федерации № 32, МВД Российской Федерации № 75, МНС Российской Федерации № АП-3-34/75, Минсельхозпрода Российской Федерации № 60, Минтранса Российской Федерации № 10, Минздрава Российской Федерации № 79, ГТК Российской Федерации № 52, ФСБ Российской Федерации № 77, ФСНП Российской Федерации № 71 от 28 февраля 2000 г. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: Шр://'". сошиКап1:.гиМоситеп1:/соп8_^с_ЬАШ_26534 (дата обращения: 01.06.2018).
8. Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы : приказ МВД Российской Федерации № 878, ФАС Российской Федерации № 215 от 30 декабря 2004 г. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: ЬИр://'''.сошиИ:ап1:.гиМоситеп1:/соп8_^с_ЬАШ_118663 (дата обращения: 08.06.2018).
9. Об утверждении Регламента взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке Российской Федерации : приказ МВД Российской Федерации № 879, Минздравсоцразвития Российской Федерации № 746 от 3 ноября 2006 г. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: ЬИр://'''.сошиИ:ап1:.гиМоситеп1:/соп8_^с_ЬАШ_64413 (дата обращения: 08.06.2018).
10. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений : приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Консорциум Кодекс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/901970077 (дата обращения 02.06.2018)
11. Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности : приказ министра обороны Российской Федерации № 366, МВД Российской Федерации № 789, ФМС Российской Федерации № 197 от 10 сентября 2007 г. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_71790 (дата обращения: 07.06.2018).
12. О взаимодействии Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации в целях повышения эффективности деятельности учреждений (подразделений), осуществляющих проведение исследований и экспертиз по делам, связанным с проявлением экстремизма : приказ Минюста РФ № 362, МВД России № 810, ФСБ РФ № 584 от 25 ноября 2010 г. (Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 декабря 2010 № 19118) : приказ Минюста Российской Федерации № 362, МВД Российской Федерации № 810, ФСБ Российской Федерации № 584 от 25 ноября 2010 г. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_107611 (дата обращения: 10.06.2018).
13. Об утверждении Положения о Главном управлении по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 18 июля 2011 г. № 849 (в ред. от 23 декабря 2016 г.) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_280595 (дата обращения: 14.06.2018).
14. Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учёте в УИИ, преступлений и правонарушений : приказ Минюста России № 190, МВД России № 912 от 4 октября 2012 г. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_136763 (дата обращения: 18.06.2018).
Юридическая литература
1. Аксенов, Р. Г., Симанцов, Ф. А. К вопросу о принципах и формах взаимодействия следователя с общественными организациями и контролирующими органами при расследовании экономических преступлений // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2010.- № 3. - С. 80-85.
2. Дегтярёва, О. Л. Общегосударственные особенности роста и снижения уровня повторной преступности среди лиц, осуждённых к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией осуждённых от общества, в общей структуре преступлений, совершаемых на территории страны // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2015.- № 1. - С. 3-6.
3. Дерюга, А. Н. Роль взаимодействия органов внутренних дел и населения в деле профилактики административных правонарушений // Взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления с органами внутренних дел в становлении и развитии государственной системы профилактики правонарушений. Теория и практика : материалы круглого стола. -Ульяновск, 2009. - С. 50-59.
4. Ступаченко, Е. В. К вопросу совершенствования правовой регламентации координационной деятельности по обеспечению правопорядка // Государственная власть и местное самоуправление. -2016.-№ 7.- С. 50-55.
5. Трыканова, С. А. Актуальность совершенствования организационно-правовых условий межведомственного взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации с органами государственной и муниципальной власти РФ в борьбе с нелегальной миграцией // Миграционное право. - 2015.- № 2. - С. 22-24.
Электронные ресурсы
1. Терминалы экстренной связи «Гражданин - полиция» [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. -Режим доступа://https://63.мвд.рф/citizens/society/Pamjatki/ (дата обращения 01.07.2018).
2. ФАС, МВД, ФСБ и Генпрокуратура объединят антимонопольные усилия [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФАС. - Режим доступа: https://fas.gov.ru/publications/13395 (дата обращения 01.07.2018).
© Яковлева М.А., 2018