Научная статья на тему 'Некоторые аспекты выявления и раскрытия картельных соглашений'

Некоторые аспекты выявления и раскрытия картельных соглашений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2254
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОРЬБА С КАРТЕЛЯМИ / ПРИЗНАКИ КАРТЕЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ / ДОКАЗАТЕЛЬСТВА КАРТЕЛЬНОГО СГОВОРА / FIGHTING CARTELS / SIGNS OF CARTEL AGREEMENT / EVIDENCE OF CARTEL COLLUSION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Журавлев С.Ю., Малютина О.А.

Актуальность темы обусловлена взаимодействием сотрудников органов внутренних дел в своей практической деятельности с антимонопольной службой и необходимостью понимания особенностей функционирования картелей, а также знания особенностей обнаружения и фиксации признаков подобной деятельности с позиции правового и криминалистического аспекта. В статье раскрывается сущность картелей по российскому законодательству, анализируются признаки картельных соглашений, особенности их правового регулирования, форма картельных соглашений, прямые и косвенные доказательства, свидетельствующие о заключении картеля в отдельных сферах экономики. Уточнена классификация картелей, проанализированы особенности ценовых картелей. Приведены на основе анализа судебной практики и практики антимонопольных органов формы сговора на торгах, даны признаки, свидетельствующие о заключении картельного соглашения, представлено авторское понимание системы доказательств по данной категории дел. Раскрыта взаимосвязь указанных признаков с необходимостью совершения определенных действий, направленных на документирование выявленных противоправных деяний. Авторами предпринята попытка рассмотреть отдельные правовые и криминалистические аспекты выявления и раскрытия картельных соглашений в сфере закупки товаров и услуг. Проанализированы источники информации о совершении рассматриваемого деяния, в зависимости от которых определены направления документирования и обстоятельства, подлежащие доказыванию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF DETECTION AND DISCLOSURE OF CARTEL AGREEMENTS

The relevance of the topic is due to the interaction of officers of the internal affairs bodies in their practical activities with the Antimonopoly service and to the need for understanding the peculiarities of the cartels functioning, as well as the knowledge of detecting and recording the signs of such activities from the legal and criminalistic point of view. The article reveals the essence of cartels according to the Russian legislation, analyzes the signs of cartel agreements, specific features of their legal regulation, the form of cartel agreements, direct and indirect evidence that the cartel is concluded in certain spheres of economics. The classification of cartels is clarified, the peculiarities of price cartels are analyzed. Based on the analysis of judicial practice and the practice of antimonopoly bodies, the forms of collusion at the auction are given, the signs of entering into a cartel agreement are indicated, the author’s understanding of the system of evidence for this category of cases is offered. The interrelation of the indicated signs with the necessity of performing certain actions aimed at documenting the detected wrongful acts is revealed. The authors attempt to consider the separate legal and forensic aspects of identification and disclosure of cartel agreements in the procurement of goods and services. The sources of information on the commission of the act in question are analyzed, depending on which the directions of documentation and the circumstances to be proved are determined.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты выявления и раскрытия картельных соглашений»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ КАРТЕЛЬНЫХ СОГЛАШЕНИЙ

SOME ASPECTS OF DETECTION AND DISCLOSURE OF CARTEL

AGREEMENTS

УДК 343.9

С.Ю. ЖУРАВЛЕВ,

кандидат юридических наук, доцент (Нижегородская академия МВД России, Россия, Нижний Новгород) monah07@yandex.ru

SERGEY YU. ZHURAVLEV,

Сandidate of Law, Associate Professor (Nizhniy Novgorod academy of the Ministry of the Interior of Russia, Nizhny Novgorod, Russia)

О.А. МАЛЮТИНА,

кандидат юридических наук (Нижегородская академия МВД России, Россия, Нижний Новгород) maljutinaoa@rambler.ru

OKSANA A. MALYUTINA,

Сandidate of Law (Nizhniy Novgorod academy of the Ministry of the Interior of Russia, Nizhny Novgorod, Russia)

Аннотация: актуальность темы обусловлена взаимодействием сотрудников органов внутренних дел в своей практической деятельности с антимонопольной службой и необходимостью понимания особенностей функционирования картелей, а также знания особенностей обнаружения и фиксации признаков подобной деятельности с позиции правового и криминалистического аспекта.

В статье раскрывается сущность картелей по российскому законодательству, анализируются признаки картельных соглашений, особенности их правового регулирования, форма картельных соглашений, прямые и косвенные доказательства, свидетельствующие о заключении картеля в отдельных сферах экономики. Уточнена классификация картелей, проанализированы особенности ценовых картелей. Приведены на основе анализа судебной практики и практики антимонопольных органов формы сговора на торгах, даны признаки, свидетельствующие о заключении картельного соглашения, представлено авторское понимание системы доказательств по данной категории дел. Раскрыта взаимосвязь указанных признаков с необходимостью совершения определенных действий, направленных на документирование выявленных противоправных деяний.

Авторами предпринята попытка рассмотреть отдельные правовые и криминалистические аспекты выявления и раскрытия картельных соглашений в сфере закупки товаров и услуг. Проанализированы источники информации о совершении рассматриваемого деяния, в зависимости от которых определены направления документирования и обстоятельства, подлежащие доказыванию.

Ключевые слова: борьба с картелями, признаки картельного соглашения, доказательства картельного сговора.

Abstract: the relevance of the topic is due to the interaction of officers of the internal affairs bodies in their practical activities with the Antimonopoly service and to the need for understanding the peculiarities of the cartels functioning, as well as the knowledge of detecting and recording the signs of such activities from the legal and criminalistic point of view.

The article reveals the essence of cartels according to the Russian legislation, analyzes the signs of cartel agreements, specific features of their legal regulation, the form of cartel agreements, direct and

indirect evidence that the cartel is concluded in certain spheres of economics. The classification of cartels is clarified, the peculiarities of price cartels are analyzed. Based on the analysis of judicial practice and the practice of antimonopoly bodies, the forms of collusion at the auction are given, the signs of entering into a cartel agreement are indicated, the author's understanding of the system of evidence for this category of cases is offered. The interrelation of the indicated signs with the necessity of performing certain actions aimed at documenting the detected wrongful acts is revealed.

The authors attempt to consider the separate legal and forensic aspects of identification and disclosure of cartel agreements in the procurement of goods and services. The sources of information on the commission of the act in question are analyzed, depending on which the directions of documentation and the circumstances to be proved are determined.

Keywords: fighting cartels, signs of cartel agreement, evidence of cartel collusion.

Борьба с картелями - одно из основных направлений деятельности Федеральной антимонопольной службы РФ (далее - ФАС России) и правоохранительных органов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность в сфере экономики. Актуальность этого направления определена в т.ч. и Стратегией развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг. [1]. Ответственность за нарушение запрета, касающегося заключения картельных соглашений, предусмотрена на сегодняшний день и административным (ст. 14.32 Кодекса об административных правонарушениях РФ) и уголовным законодательством (ст. 178 Уголовного кодекса РФ). Стоит отметить, что данные о выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, предусмотренных упомянутой ст. 178 УК РФ, не выделены отдельной строкой в официальной статистике, как, например, незаконное предпринимательство [2], что, безусловно, затрудняет анализ практики правоприменения указанной нормы уголовного законодательства. Понимание и использование сотрудниками органов внутренних дел в своей практической деятельности особенностей функционирования картелей, а также знания особенностей обнаружения и фиксации признаков подобной деятельности предполагает рассмотрение данных вопросов в правовом и криминалистическом аспектах [3, с. 69-73].

Обратимся к определению сущности картелей, их признакам, особенностям правового регулирования, что позволит определить существующие правовые пробелы и активизировать деятельность правоохранительных структур по выявлению антиконкурентных соглашений.

Законодательное определение позволяет выделить признаки картельных соглашений, позволяющие отграничить их от допустимых законодательством о защите конкуренции соглашений. Стоит отметить, что запрет на картели является безусловным (запретом per se), что предполагает их запрет вне зависимости от их влияния на

состояние конкуренции на товарном рынке [4]. В таком случае антимонопольный орган, как и правоохранительные органы, не должен доказывать, что в результате заключения картельного соглашения конкуренция оказалась (либо могла оказаться) ограниченной.

Картельные соглашения могут быть заключены как в письменной, так и в устной форме (п.18 ст. 4 и ч.1 ст. 11 ФЗ № 135). Потенциальная возможность заключения соглашения в устной форме предполагает, что антиконкурентные соглашения не подлежат оценке с точки зрения соответствия требованиям, предъявляемым к гражданско-правовым договорам (сделкам), следовательно, несоблюдение формы гражданско-правового договора не может расцениваться как свидетельство отсутствия недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения1. Вместе с тем существование картельного соглашения лишь в устной форме осложняет в первую очередь процедуру доказывания нарушения норм права.

Судебные инстанции, трактуя норму ФЗ № 135 о возможности заключения картельных соглашений в устной форме, основывают свою позицию на том, что в соответствии со ст.ст. 25, 45 ФЗ № 135 доказательствами при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства являются документы, объяснения, информация соответственно в письменной и устной форме (в том числе информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую

1 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 N 09АП-44802/2013, 09АП-44818/2013, 09АП-44820/2013, 09АП-44821/2013, 09АП-44822/2013, 09АП-44824/2013, 09АП-44887/2013, 09АП-44890/2013, 09АП-44912/2013, 09АП-44896/2013, 09АП-44943/2013, 09АП-44919/2013, 09АП-44908/2013 по делу № А40-14219/13; Разъяснение № 3 Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс»; Постановление Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 № 9966/10 по делу № А27-12323/2009 // Вестник ВАС РФ. 2011. № 4.

законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде.

В основу доказательной базы совершенного нарушения могут быть положены прямые и косвенные доказательства, полученные в результате проведения проверок в виде копий заключенного соглашения об ограничении выпуска соответствующих продуктов, протоколов собраний, переписки участников заключенного соглашения [5]. Однако наличие письменного соглашения не всегда имеет место на практике и в таком случае суды неоднозначно трактуют доказательства, подтверждающие факт заключения устного картельного соглашения2.

Отметим, что в числе косвенных доказательств заключения хозяйствующими субъектами картельного соглашения преобладают нормы оценочные [6], которые могут по-разному трактоваться в ходе рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, порождая неоднозначную практику. Такой вывод предполагает подробное исследование обстоятельств дела, что позволит исключить возможность привлечения к ответственности невиновного субъекта.

Стоит отметить, что перечень и виды доказательств будут зависеть от вида картельного соглашения и источника получения первичной информации. Предпримем попытку классификации картелей в соответствии с российским законодательством:

1) ценовой картель, который приводит к соглашению участников рынка о повышении или понижении цены на некоторую группу товаров или услуг [7, с.10-11];

2) сговор на торгах как периодически активизирующаяся ассоциация лиц, которые ставят перед собой цель победы на определенных торгах для временной монополизации экономических отношений, связанных с предметом торгов;

3) картель, например, торговый, направленный на раздел рынка определенной группы товаров;

4) производственный картель, который создается для сокращения или прекращения производства определенной группы товаров теми производителями, которые не являются участниками картеля;

2 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.05.2015 № Ф01-1464/2015 по делу № А38-2628/2014; Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.08.2014 по делу № А11-2237/2013; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.10.2013 по делу № А79-11352/2012; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.07.2013 по делу № А79-7523/2012; Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

5) ограничительный картель, который функционирует и обеспечивает монополизацию определенного сектора рынка путем принуждения некоторых субъектов экономической деятельности к отказу от заключения договора на поставку товаров и оказание услуг с участниками рынка, не являющимися членами приоритетной группы для участников картеля.

Наиболее распространенным картельным соглашением в практике выступают ценовые соглашения (соглашения о поддержании определенной цены). Не исключена возможность заключения смешанных картелей, которые заключаются на торгах и предусматривают поддержание определенной цены товара. Поскольку цена - один из определяющих условий договора, а торги выступают способом определения стороны в договоре - сговор на торгах находится под запретом во многих государствах [8].

Сговор на торгах может иметь различные формы, а именно [9]:

- соглашения о предоставлении идентичных заявок;

- соглашения о том, кто предоставит самую низкую заявку;

- соглашения о предоставлении завышенных заявок (добровольно завышенные заявки);

- соглашения о непредоставлении встречных заявок;

- соглашения об общих правилах расчета цен или условий заявок;

- соглашения о совершении действий, направленных на исключение других участников торгов;

- соглашения об определении победителей торгов на основе ротации, на основе географического распределения или на основе распределения покупателей.

Такие соглашения могут предусматривать выплату компенсации участникам торгов, заявки которых не приняты в ходе реализации конкурентных процедур, за счет определенной доли доходов победителей торгов, которая по истечении некоторого времени распределяется между остальными участниками.

К признакам, косвенно свидетельствующим о возможности заключения картельного соглашения на торгах, следует отнести [10]:

- участие в торгах минимального количества участников;

- периодичность выигрыша торгов определенными компаниями (выигрыш по очереди);

- осведомленность участников торгов о реальных конкурентах и их предложениях;

- минимальное снижение начальной цены контракта (шаг аукциона составляет 0,5-1% от стоимости контракта);

- неявка участников на процедуру торгов;

- наличие участников, фактически не принимающих участия в торгах;

- ограничения доступа к информации о предстоящих торгах;

- существенное отличие цены контракта (его составляющих) от рыночной цены в регионе.

Выявление указанных признаков [11] предполагает тщательное изучение субъектного состава участников торгов, их возможного сговора как между собой, так и с организатором торгов или посредником. Параллельно с этим изучаются и осмысливаются причины совершения определенных действий, в том числе не имеющие криминальной природы. При этом данная работа должна проводиться в контексте понимания практиком содержания процесса моделирования механизма преступной деятельности в рассматриваемой сфере [12].

Обнаружение и фиксация сотрудниками органов внутренних дел преступлений, связанных с картельными соглашениями при подготовке и проведении торгов, зависит также от источника получения информации о наличии в деяниях хозяйствующих субъектов признаков нарушения законодательства о защите конкуренции. Анализ научной литературы и судебной практики позволяет выделить несколько источников получения информации о заключении картельного соглашения:

- акты проверок субъектов экономической деятельности, например, налоговыми органами или антимонопольной службой, в том числе во взаимодействии с правоохранительными органами;

- заявления в порядке примечания к статье 14.32 КоАП РФ («явка с повинной»);

- материалы по результатам проведения оперативно-розыскных мероприятий (наблюдения, проверочной закупки, осмотра, контроля переговоров и т.п.) [13];

- источники конфиденциальной информации.

В первом случае информация сотрудником

органа внутренних дел может быть получена от территориального подразделения ФАС России. Проведение совместного расследования представителей ФАС России и МВД России по своим направлениям работы позволит, используя имеющиеся в распоряжении каждого субъекта средства, зафиксировать информацию о хозяйствующих субъектах, их действиях при заключении картельного соглашения.

Способствовать раскрытию противоправных деяний может и проведенный системный анализ событий в отношении потенциальных субъектов картельного соглашения либо их конкурентов (например, угрозы в адрес близких родственников, причинение вреда здоровью, причинение имуще-

ственного вреда и пр.). Полагаем, что легализация материалов в таком случае должна происходить параллельно с представлением материалов административного расследования, проведенного территориальным подразделением ФАС России в арбитражный суд.

В других ситуациях обнаружение и фиксация признаков преступлений, связанных с ограничением конкуренции, в том числе за счет коррупционных действий в процессе закупок, ориентировано на инициативное обнаружение оперативным сотрудником органа внутренних дел следов сговора участников закупок и различных злоупотреблений со стороны их организаторов. В этом смысле достаточно актуально стоит вопрос о понимании субъектом расследования особенностей информационного и процедурного взаимовлияния противостоящих видов деятельности [14].

В таком случае информация о заключении картельного соглашения может быть также получена в ходе обнаружения и фиксации фактов служебных злоупотреблений сотрудниками государственных структур, связанными с организацией торгов. Информация о картельном сговоре может быть результатом ее предоставления конфидентом или лицом (участником картельного соглашения), которое приняло решение сотрудничать со следствием.

В соответствии со ст.ст. 25, 45 ФЗ № 135 доказательствами при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства являются документы, объяснения, информация соответственно в письменной и устной форме (в том числе информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде. Это может быть копия заключенного соглашения об ограничении выпуска или увеличении цены соответствующих продуктов, протоколы собраний, в ходе которых обсуждалась картельная стратегия и тактика поведения на товарном рынке, переписка участников заключенного соглашения.

Перечисленные доказательства не представляют исчерпывающий перечень и могут корректироваться в зависимости от субъектов картельного соглашения, его вида, источника получения информации.

С учетом вида картельного соглашения, источника получения первичной информации, имеющихся доказательств, специфики процедур совершения рассматриваемых видов преступлений и сложностей, возникающих в ходе расследования, документирование преступных действий в сфере закупок целесообразно проводить по следующим направлениям:

1. Установление лиц, которые были свидетелями преступной деятельности и могут подтвердить факты злоупотреблений в сфере закупок.

2. Обнаружение предметов и документов, свидетельствующих о преступной деятельности в сфере закупок, обеспечение сохранности этих предметов и документов до возбуждения уголовного дела.

3. Фиксация конкретных преступных действий в сфере закупок.

К обстоятельствам, подлежащим доказыванию по данной категории дел, следует отнести:

- факт регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (или коммерческой организации), наличие полномочий конкретного лица на совершение действий от имени юридического лица, которые по своему содержанию инициировали или поддержали сговор на торгах;

- наличие конкуренции между возможными участниками картельного соглашения, а также между ними и теми, для кого картельное соглашение было по сути проявлением недобросовестной конкуренции;

- нарушение действиями хозяйствующих субъектов положений законодательства о защите конкуренции (в частности ФЗ №135-ФЗ);

- рост (или снижение) цен на определенные позиции товаров или услуг как признак и доказательство нарушения прав потребителей или других субъектов экономической деятельности в границах одного товарного рынка;

- факт переговоров заинтересованных в картельном соглашении хозяйствующих субъектов в преддверии торгов;

- факт заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством;

- факт причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству по результатам реализации картельного соглашения;

- извлечение дохода членами картеля в крупном размере как следствие заключения между ними ограничивающего конкуренцию соглашения и реализации картельной программы действий.

Стоит отметить, что роль органов внутренних дел в вопросе обеспечения правовой защиты действующего механизма закупок, в вопросах сохранения и поддержания рыночных механизмов конкуренции и ограничения монополизма, во взаимодействии с подразделениями антимонопольной службы нельзя преуменьшать. Безусловно, данная статья вскрывает лишь часть проблемных аспектов в выявлении и раскрытии картельных соглашений при проведении закупок для государственных нужд. Полагаем, что интерес к выбранному нами направлению породит дискуссии, в которых и рождается истина - истинная сущность действенных методических рекомендаций, способствующих выявлению и раскрытию противоправных деяний в экономической сфере.

Литература

1. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149768 (Дата обращения 28.05.2017 г)

2. Состояние преступности январь - декабрь 2015 [Электронный ресурс]. -Режим доступа - URL: https://mvd.ru/ folder/101762/item/7087734 (Дата обращения 28.02.2016 г.); Состояние преступности январь - февраль 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://mvd.ru/folder/101762/item/7445977/ (Дата обращения 28.02.2016 г.)

3. Журавлев С.Ю., Калинин С.В. Содержательные особенности злоупотреблений со стороны должностных лиц в процессе реализации государственных и муниципальных закупок в сфере реализации «национальных проектов» / Механизм обеспечения экономической безопасности крупнейших государственных экономических и финансовых проектов России: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 20 мая 2009 г. / под общ. ред. А.Г. Хабибуллина.

- Москва: Академия экономической безопасности МВД России. 2009. С. 69-73.

4. Кинев А.Ю. Картели и другие антиконкурентные соглашения [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс», 2014 (Дата обращения 14.03.2016 г.).

5. Кинев А.Ю. Борьба с картелями, другими антиконкурентными соглашениями и согласованными действиями. Лучшие практики 2012 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс» [Дата обращения 21.09.2017].

6. Ковшова А.И. Доказательства и доказывание в антимонопольных спорах // Конкурентное право. 2013. № 1. С. 22-27.

7. Егорова М.А., Кинев А.Ю. Правовые критерии картеля // Право и экономика. 2016. № 4. С. 4-11.

8. Официальный веб-сайт United Nations Conference on Trade and Developmen/. [Электронный ресурс]. - Режим доступа

- URL: http://unctad.org/ru/docs/tdrbpconf5d7rev3_ru.pdf (Дата обращения: (25.10.2017).

9. Малютина О.А. Сговор на торгах: правовые аспекты противодействия // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 4 (36). С.122-127.

10. Малютина О.А. Признаки картельных соглашений при заключении контрактов для государственных и муниципальных нужд // Вестник Нижегородской правовой академии. 2016. № 11. С.68-71.

11. Журавлев С.Ю., Котельников П.А. К вопросу о понятии и содержании экономико-криминальных несоответствий как комплексных следов преступной деятельности экономической направленности // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. Вып. 4. Ч. II: Юридические науки. С. 209-216.

12. Журавлев С.Ю. Проблемы структуры и содержания криминалистических моделей механизма преступлений экономической и коррупционной направленности // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 24. С. 68-73.

13. Журавлев С.Ю., Котельников П.А. Научно-методические основы и практика использования результатов оперативно-розыскной деятельности на первоначальном этапе расследования преступлений, связанных с применением технологий криминального предпринимательства / Проблемы оперативно-розыскного обеспечения уголовного судопроизводства и уголовно-процессуального стимулирования оперативно-розыскной деятельности: сборник статей / под ред. М.П. Полякова. - Н. Новгород, 2010. С. 93-99.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Журавлев С.Ю. Содержание и развитие криминалистического знания в контексте научного исследования закономерностей взаимодействия преступной деятельности и деятельности по расследованию преступлений // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 23. С. 54-58.

= References =

1. Strategiya razvitiya konkurentsii i antimonopol'nogo regulirovaniya v Rossiiskoi Federatsii na period 2013 - 2024 gg. [Elektronnyi resurs]. -Rezhim dostupa - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149768 (Data obrashcheniya 28.05.2017 g.)

2. Sostoyanie prestupnosti yanvar' - dekabr' 2015 [Elektronnyi resurs]. -Rezhim dostupa - URL: https://mvd.ru/folder/101762/ item/7087734 (Data obrashcheniya 28.02.2016 g.); Sostoyanie prestupnosti yanvar' - fevral' 2016 [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa - URL: https://mvd.ru/folder/101762/item/7445977/ (Data obrashcheniya 28.02.2016 g.)

3. Zhuravlev S.Yu., Kalinin S.V. Soderzhatel'nye osobennosti zloupotreblenii so storony dolzhnostnykh lits v protsesse realizatsii gosudarstvennykh i munitsipal'nykh zakupok v sfere realizatsii «natsional'nykh proektov» / Mekhanizm obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti krupneishikh gosudarstvennykh ekonomicheskikh i finansovykh proektov Rossii: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, g. Moskva, 20 maya 2009 g. / pod obshch. red. A.G. Khabibullina. — Moskva: Akademiya ekonomicheskoi bezopasnosti MVD Rossii. 2009. S. 69-73.

4. KinevA.Yu. Karteli i drugie antikonkurentnye soglasheniya [Elektronnyi resurs]. Dostup iz SPS «Konsul'tant Plyus», 2014 (Data obrashcheniya 14.03.2016 g.).

5. Kinev A.Yu. Bor'ba s kartelyami, drugimi antikonkurentnymi soglasheniyami i soglasovannymi deistviyami. Luchshie praktiki 2012 [Elektronnyi resurs]. Dostup iz SPS «Konsul'tant Plyus» [Data obrashcheniya 21.09.2017].

6. Kovshova A.I. Dokazatel'stva i dokazyvanie v antimonopol'nykh sporakh // Konkurentnoe pravo. 2013. № 1. S. 22-27.

7. Egorova M.A., Kinev A.Yu. Pravovye kriterii kartelya // Pravo i ekonomika. 2016. № 4. S. 4-11.

8. Ofitsial'nyi veb-sait United Nations Conference on Trade and Developmen/. [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa - URL: http:// unctad.org/ru/docs/tdrbpconf5d7rev3_ru.pdf (Data obrashcheniya: (25.10.2017).

9. Malyutina O.A. Sgovor na torgakh: pravovye aspekty protivodeistviya // Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoi akademii MVD Rossii. 2016. № 4 (36). S.122-127.

10. Malyutina O.A. Priznaki kartel'nykh soglashenii pri zaklyuchenii kontraktov dlya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd. // Vestnik Nizhegorodskoi pravovoi akademii. 2016. № 11. S.68-71.

11. Zhuravlev S.Yu., Kotel'nikov P.A. K voprosu o ponyatii i soderzhanii ekonomiko-kriminal'nykh nesootvetstvii kak kompleksnykh sledov prestupnoi deyatel'nosti ekonomicheskoi napravlennosti // Izvestiya TulGU. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. - Tula: Izd-vo TulGU, 2013. Vyp. 4. Ch. II: Yuridicheskie nauki. S. 209-216.

12. Zhuravlev S.Yu. Problemy struktury i soderzhaniya kriminalisticheskikh modelei mekhanizma prestuplenii ekonomicheskoi i korruptsionnoi napravlennosti // Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoi akademii MVD Rossii. 2013. № 24. S. 68-73.

13. Zhuravlev S.Yu., Kotel'nikov P.A. Nauchno-metodicheskie osnovy i praktika ispol'zovaniya rezul'tatov operativno-rozysknoi deyatel'nosti na pervonachal'nom etape rassledovaniya prestuplenii, svyazannykh s primeneniem tekhnologii kriminal'nogo predprinimatel'stva / Problemy operativno-rozysknogo obespecheniya ugolovnogo sudoproizvodstva i ugolovno-protsessual'nogo stimulirovaniya operativno-rozysknoi deyatel'nosti: sbornik statei / pod red. M.P. Polyakova. - N. Novgorod, 2010. S. 93-99.

14. Zhuravlev S.Yu. Soderzhanie i razvitie kriminalisticheskogo znaniya v kontekste nauchnogo issledovaniya zakonomernostei vzaimodeistviya prestupnoi deyatel'nosti i deyatel'nosti po rassledovaniyu prestuplenii // Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoi akademii MVD Rossii. 2013. № 23. S. 54-58.

(статья сдана в редакцию 20.12.2017)

^^^^^^^^^^^^^^ Проблемы правоохранительной деятельности 1'18

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.