Научная статья на тему 'Выявление картелей и следственные ситуации первоначального этапа расследования ограничения конкуренции'

Выявление картелей и следственные ситуации первоначального этапа расследования ограничения конкуренции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1158
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ / КАРТЕЛИ / СЛЕДСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ / ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАССЛЕДОВАНИЯ / CRIME / CARTELS / CEASING OF COMPETITION / INQUIRY SITUATIONS / PRELIMINARY INVESTIGATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Милованова Марина Михайловна

В последние годы государством уделяется большое внимание выявлению картельных соглашений между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которые вместо ожидаемого между ними соперничества вступают в сговор о взаимовыгодном сотрудничестве, тем самым образуя монополистические объединения, нарушающие антимонопольное законодательство и ограничивающие конкуренцию на товарных рынках. Однако, как показывает анализ деятельности антимонопольного органа, а также следственной и судебной практики, выявление преступлений, предусмотренных ст. 178 УК РФ, обладает определенной спецификой. В данной статье анализируются типичные исходные следственные ситуации, характерные для первоначального этапа расследования ограничения конкуренции, и предлагаются рекомендации по их разрешению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF THE CARTELS AND THE INVESTIGATED SITUATIONS OF THE ORIGINAL STAGE OF THE INVESTIGATION OF THE LIMITATION OF COMPETITION

In recent years the Government pays strong attention to detecting of cartel collusions among competing ventures, which makes illegal conspiracy for mutual monopolistic profits and ceasing competition, violating the law, instead of expected “fare play" at open markets. However, the analysis of activity of Russian Antimonopolistic Body and the review of investigation practice and court decisions, concerned with crimes under c. 178 of Russian Criminal Code, reveals some specific aspects. In this article we consider typical situations of preliminary inquiry in such areas and we suggest some recommendations for solutions.

Текст научной работы на тему «Выявление картелей и следственные ситуации первоначального этапа расследования ограничения конкуренции»

116

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

В

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

Марина Михайловна МИЛОВАНОВА,

доцент кафедры криминалистики Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

ВЫЯВЛЕНИЕ КАРТЕЛЕЙ И СЛЕДСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАССЛЕДОВАНИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ

Аннотация. В последние годы государством уделяется большое внимание выявлению картельных соглашений между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которые вместо ожидаемого между ними соперничества вступают в сговор о взаимовыгодном сотрудничестве, тем самым образуя монополистические объединения, нарушающие антимонопольное законодательство и ограничивающие конкуренцию на товарных рынках. Однако, как показывает анализ деятельности антимонопольного органа, а также следственной и судебной практики, выявление преступлений, предусмотренных ст. 178 УК РФ, обладает определенной спецификой. В данной статье анализируются типичные исходные следственные ситуации, характерные для первоначального этапа расследования ограничения конкуренции, и предлагаются рекомендации по их разрешению. Ключевые слова: преступление, ограничение конкуренции, картели, следственные ситуации, первоначальный этап расследования.

DOI: 10.17803/2311-5998.2019.55.3.116-122

© М. М. Милованова, 2019

M. M. MILOVANOVA, Associated Professor of the Criminalistics departmen of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Candidate of juridical sciences, Docent [email protected] 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9 IDENTIFICATION OF THE CARTELS AND THE INVESTIGATED SITUATIONS OF THE ORIGINAL STAGE OF THE INVESTIGATION OF THE LIMITATION OF COMPETITION Abstract. In recent years the Government pays strong attention to detecting of cartel collusions among competing ventures, which makes illegal conspiracy for mutual monopolistic profits and ceasing competition, violating the law, instead of expected "fare play" at open markets. However, the analysis of activity of Russian Antimonopolistic Body and the review of investigation practice and court decisions, concerned with crimes under c. 178 of Russian Criminal Code, reveals some specific aspects. In this article we consider typical situations of preliminary inquiry in such areas and we suggest some recommendations for solutions. Keywords: crime, cartels, ceasing of competition, inquiry situations, preliminary investigation.

в

-1МШп]Ш Мило**™** М. М.

УНИВЕРСИТЕТА Выявление картелей и следственные ситуации 117

имени o.e. кугафина(мгюА) первоначального этапа расследования ограничения конкуренции

Борьба с картелями как наиболее опасной формой монополистического объединения хозяйствующих субъектов-конкурентов, представляющей угрозу не только конкуренции, но и экономике страны в целом, в последние годы стала одним из приоритетных направлений деятельности государства. При этом реализация поставленных перед антимонопольным и правоохранительными органами задач по выявлению и пресечению ограничения конкуренции требует своевременного, полного и объективного реагирования на все факты нарушения антимонопольного законодательства, касающегося картельного сговора.

Уголовно-правовая охрана конкуренции реализуется посредством закрепления в уголовном законе нормы, предусматривающей уголовную ответственность по ст. 178 УК РФ «Ограничение конкуренции» за заключение между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством РФ. Вместе с тем выявление, раскрытие и расследование картельных соглашений представляют для правоохранительных органов определенную сложность, обусловленную спецификой совершаемого противоправного деяния, несовершенством конструкции нормы ст. 178 УК РФ, отсутствием отвечающих современным реалиям научно обоснованных рекомендаций по расследованию указанных преступлений. В целях восполнения данного пробела представляется необходимым проанализировать типичные исходные следственные ситуации, алгоритм действий следователя и основные задачи, стоящие перед ним на первоначальном этапе расследования ограничения конкуренции.

Основными задачами первоначального этапа расследования преступлений, предусмотренных ст. 178 УК РФ, стоящими перед следователем, являются: 1) установление события преступления; 2) выявление лиц, его совершивших (в отдельных случаях их розыск, в случае если им удалось скрыться от органов предварительного расследования); 3) определение комплекса следственных действий в их сочетании с оперативно-розыскными мероприятиями и их очередности; 4) определение видов и форм взаимодействия с сотрудниками органа дознания, Федеральной антимонопольной службы и экспертными подразделениями; 5) разрешение вопросов, связанных с определением материального ущерба как последствия содеянного и способов его возмещения; 6) предупреждение возможного противодействия со стороны виновных и иных заинтересованных лиц (в том числе попыток субъектов преступной деятельности скрыться от следствия или уничтожить криминалистически значимую доказательственную информацию).

Анализ материалов антимонопольных расследований, следственной и судебной практики позволил заключить, что на первоначальном этапе расследования рассматриваемых преступлений складываются следующие типичные исходные следственные ситуации:

Сведения об ограничении конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (кар- i теля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, у поступили из антимонопольного органа. 1 Как правило, это результат проверки, при проведении которой выявлены фак- й ты нарушения антимонопольного законодательства коммерческими или неком- поиск

11S ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

Jf 1

'И 1

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

мерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов, органами или организациями, государственными внебюджетными фондами.

Такие сведения о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в антимонопольные органы, как правило, поступают: из государственных органов, органов местного самоуправления; от юридических или физических лиц (в том числе от одного из участников картельного соглашения); из сообщений средств массовой информации. Кроме того, обнаружение признаков нарушения антимонопольного законодательства выявляют сами антимонопольные органы.

Полученные материалы по результатам антимонопольного расследования могут служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Сведения о факте ограничения конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, получены из материалов расследования другого уголовного дела либо в ходе проведения органом дознания оперативно-розыскных мероприятий.

В целях решения задач, связанных с выявлением, раскрытием и предупреждением ограничивающих конкуренцию картельных соглашений, такие сведения сотрудники оперативных подразделений отделов экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБиПК) МВД России получают в первую очередь в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий, проводимых в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

В первую очередь это опрос в форме беседы-разведки любых граждан, которым известны (или могут быть известны) сведения о картельном сговоре, способах, месте и времени совершения рассматриваемого преступления, представителях хозяйствующих субъектов, входящих в картель, и т.п. В отдельных случаях из тактических соображений целесообразно скрыть истинные цели беседы либо получить информацию конфиденциально. При условии конфиденциального сотрудничества источник такой информации сохраняется в тайне, и его последующий допрос в качестве свидетеля без его письменного согласия не допускается.

При непосредственном изучении документов, содержащих сведения, представляющие оперативный интерес относительно полного спектра действий хозяйствующих субъектов по заключению антиконкурентных соглашений, а также направлении запросов о предоставлении таких сведений в государственные органы, предприятия, учреждения и организации, имеющие информационные системы, используется наведение справок, в результате чего собираются сведения конфиденциального характера о проверяемых лицах, об их телефонных переговорах, контактах в сети Интернет, а также другие данные, позволяющие установить наличие картельного сговора между хозяйствующими субъектами и все действия по достижению преступных целей.

Доказательством действий конкретных субъектов по подготовке, совершению и сокрытию преступлений может служить последующая легализация негласного контроля, аудиозаписи и прослушивания телефонных переговоров проверяемых

^р)ШШп1Ж Милованова М. М. ЛЛО

УНИВЕРСИТЕТА Выявление картелей и следственные ситуации 11^3

L_имени o.e. кугафина(мгюА) первоначального этапа расследования ограничения конкуренции

лиц, ведущихся по телефонным линиям связи. В качестве положительного примера можно привести факты данного оперативно-розыскного мероприятия, которое послужило доказательством по уголовным делам, возбужденным по п. «а» ч. 2 ст. 178 УК РФ в отношении граждан С. и В., запись их телефонных переговоров и их прослушивание позволили зафиксировать и установить хронологию действий участников картельного сговора на торгах1.

Необходимо обратить внимание, что объектом данного оперативно-розыскного мероприятия также может выступать односторонняя передача речевой информации одного абонента на автоматическое записывающее устройство другого (например, в виде сообщений, передаваемых через каналы связи с помощью программ WhatsApp, Viber и т.п., установленных на смартфоны или иные технически сложные устройства). Следует учитывать, что применение прослушивания телефонных переговоров требует наличия судебного решения.

Для контроля и перехвата текстовой, графической и иной информации, передаваемой по различным каналам связи (^-телефонии, электронной почте, факсимильным, радиорелейным каналам передачи данных и др.) целесообразно проводить такое мероприятие, как снятие информации с технических каналов связи. Его проведение реализуется с использованием оперативно-технических подразделений ФСБ и МВД России на основании судебного решения.

В ряде случаев возникает необходимость в получении образцов для сравнительного исследования при назначении бухгалтерских, почерковедческих, ре-чеведческих и иных судебных экспертиз, которые требуют собирания образцов документов, почерка, подписей, печатей, бланков и других объектов. Сбор образцов для сравнительного исследования сотрудниками оперативных подразделений регламентирован п. 3 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», однако в отдельных случаях для их получения целесообразно привлекать соответствующих специалистов.

Кроме того, по исследуемым преступлениям в целях обнаружения следов преступной деятельности, разыскиваемых преступников, получения иной информации, необходимой для решения конкретных тактических задач, субъектами оперативно-розыскной деятельности может проводиться обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Возможно также применение такого негласного мероприятия, как контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, которое осуществляется специальными подразделениями ФСБ России на основании судебного решения. Контролю может подвергаться корреспонденция, адресованная конкретным лицам (например, руководителям хозяйствующих субъектов-конкурентов, участвующих в картельном сговоре) или исходящая от них, а также вся корреспонденция, поступающая в адрес хозяйствующих субъектов или исходящая от них.

Сведения о факте ограничения конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодатель- i ством РФ, получены из прокуратуры в рамках осуществления прокурорского у

1 Новгородский районный суд Новгородской области. Архивные дела № 1-349/14 ; ^

№ 1-347/2014/. поиск

12Q

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

"Т^ЕСТНИК

в Я УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кугафина (МГЮА)

надзора за соблюдением бюджетного законодательства, а также законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В качестве иллюстрации реализации материалов, полученных в результате прокурорских проверок соблюдения антимонопольного законодательства, следует привести два антиконкурентных соглашения, одно из которых, заключенное между ООО «Акваресурс-ДВ», ООО «Тайфун» и ООО «Комета» в 2012 г, привело к поддержанию цен на торгах Приморского управления Росрыболовства по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи водных биологических ресурсов (краба волосатого четырехугольного, краба синего, краба камчатского) в подзоне Приморье. Другое соглашение, заключенное этими хозяйствующими субъектами с Росрыболовством и его Приморским территориальным управлением с целью реализации вышеуказанного соглашения о поддержании цен на торгах, привело к ограничению числа участников аукционов2.

О факте ограничения конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, стало известно из поступивших заявлений от физических и (или) юридических лиц или из средств массовой информации.

Такие сведения могут поступать от поставщиков, организаторов конкурсов, общественных деятелей, депутатов и др.

Проверка всех указанных сообщений, содержащих признаки преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ, осуществляется посредством:

1) получения объяснений от лиц, подозреваемых в совершении преступления, руководителей хозяйствующих субъектов-конкурентов и их сотрудников, индивидуальных предпринимателей, представителей органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, ФАС России, Казначейства; заказчиков (контрактных управляющих, работников контрактной службы, членов конкурсной комиссии) и поставщиков (подрядчиков, исполнителей) товаров, работ и услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд; представителей специализированной организации, совершающей в пределах полномочий, переданных ей заказчиком на основе контракта, действий, связанных с определением поставщика, операторов электронных площадок и других лиц, которые могут обладать сведениями об ограничении конкуренции.

Особое внимание следует уделить вопросам, связанным с условиями и обстоятельствами заключения соглашения (картеля). Кроме того, необходимо выяснить причины отклонения заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок, отстранения участника закупки от торгов;

2) производства осмотра. При проверке сообщения по факту ограничения конкуренции, как правило, проводится осмотр предметов (документов). Например, объектами осмотра могут являться следующие документы: зафиксированный

2 Проект доклада Федеральной антимонопольной службы «О состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2016 год». С. 272 // URL: http://nationalinterest.ru/wp-content/ uploads/2017/02/doklad-o-sostoyanii-konkurentsü-v-Rossijskoj-Federatsü-za-2015-god.pdf.

^р)ШШп1Ж МиловановаМ. М. пл

УНИВЕРСИТЕТА Выявление картелей и следственные ситуации |2|

L_имени o.e. кугафина(мгюА) первоначального этапа расследования ограничения конкуренции

на носителе информации текст, содержащий сведения о картельном соглашении; договоры на оказание услуг по выполнению комплекса работ; счета-фактуры; справки о стоимости выполненных работ и затрат; акты о приемке выполненных работ по договору; акты взаимозачета; выписки по лицевым счетам; платежные поручения; выписки операций по лицевому счету; договоры поставки; свидетельство о внесении в единый государственный реестр юридических лиц); дополнительные соглашения к договору на поставку товара; договоры купли-продажи; товарные накладные; документы движения средств по счетам; товарно-транспортные накладные; конкурсная документация на проведение торгов и т.д.; 3) истребования документов (правоустанавливающих и иных, подтверждающих ведение оперативно-хозяйственной деятельности, и др.). Обязательным является получение заключения территориального антимонопольного органа (комиссии) об имевших место конкурентных отношениях между действовавшими на рынке хозяйствующими субъектами;

4) дачи органу дознания обязательного для исполнения письменного поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В случае, если антиконкурентное соглашение направлено на раздел рынка, требуется провести анализ:

— активности хозяйствующих субъектов-конкурентов, которые осуществляют свою деятельность на рынке, в том числе в различных регионах;

— соотнесения объемов продаж/закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг реализуемых потенциальными участниками антиконкурентного соглашения;

— деятельности хозяйствующих субъектов (по кругу продавцов, покупателей (заказчиков), потребителей услуг) с целью выявления контрагентов, получающих преимущества при заключении договоров, либо несправедливо ограниченных в правах.

Установление данного факта осуществляется путем проведения гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий.

При ограничении доступа на рынок хозяйствующими субъектами-конкурентами требуется собрать сведения, подтверждающие факт:

— ограничения ими свободы предпринимательства путем физического воспрепятствования деятельности конкурента и взаимосвязь осуществлявших воспрепятствование лиц с субъектом-конкурентом;

— ограничения органами исполнительной власти и (или) их должностными лицами доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок, в том числе неправомерный отказ в регистрации, реорганизации, ликвидации; выдаче лицензии на занятие соответствующим видом деятельности;

— неправомерного установления запретов (например, на ввоз продукции);

— неправомерного закрепления требований, обязанностей (например, первоочередного порядка поставки товара, выполнения работ, оказания

услуг). i

При проверке факта устранения с рынка иных хозяйствующих субъектов, по- у

мимо перечисленного выше, следует выявить обстоятельства, которые повлекли 1

за собой приостановление либо прекращение деятельности на рынке конкретного хозяйствующего субъекта.

S

поиск

22 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

Я- ^ 1

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

При установлении или поддержании единых цен следует выяснить:

— наличие соглашения (согласованных действий) по удержанию одинаковых цен на конкретные группы товаров, работ, услуг, достигнутого между хозяйствующими субъектами-конкурентами и иными органами;

— противоправный характер действий хозяйствующих субъектов-конкурентов, обеспечивающих ими единую ценовую политику, условием которой является поддержание установленных цен посредством ограничения предложения товаров (услуг) на рынке или доступа на него покупателей/потребителей. Наличие поводов, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, дает основание вынести

постановление и возбудить уголовное дело об ограничении конкуренции. Однако следует учитывать, что решение комиссии антимонопольного органа, которым установлено наличие картеля, являющегося нарушением антимонопольного законодательства, расценивается как достаточность данных, указывающих на признаки преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ, и не может быть обеспечено в отсутствие такого решения.

В этой связи выработка единых криминалистических и процессуальных подходов к проведению расследований ограничения конкуренции антимонопольными и правоохранительными органами при обнаружении ими признаков антиконкурентных соглашений представляется важным инструментом, позволяющим повысить эффективность борьбы с картелями.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Милованова М. М. Криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования ограничения конкуренции // Теория и практика развития предпринимательства: современные концепции, цифровые технологии и эффективная система : материалы VI Международного научного конгресса (24—25 мая 2018 г, Москва, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации) / под науч. ред. А. В. Шарковой, О. Н. Васильевой, Б. Оторовой. — М. : Дашков и К, 2018. — Ч. 1. — С. 240—243.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.