Научная статья на тему 'Особенности высшего образования как социального института развития'

Особенности высшего образования как социального института развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / институт / классификация институтов / classification of the institutions. / higher education / institution

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безгласная Елена Алексеевна

В работе поставлена и решена задача инвентаризации классификационных признаков институтов и выделения из них наиболее продуктивных для определения российского высшего образования как социального института развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the higher education as a social institution of development

The task of inventory classification’s types of institutions was designed and solved in the paper. To determine the Russian higher education as a social institution the most productive features were highlighted.

Текст научной работы на тему «Особенности высшего образования как социального института развития»

Региональное развитие • № 2(6) • 2015

http://regrazvitie.ru

«Региональное развитие: электронный научно-практический журнал» Е-ISSN 2410-1672 http ://re grazvitie.ru Выпуск № 2(6), 2015 http://regrazvitie.ru/2015/05/

URL статьи: http://regrazvitie.ru/gosudarstvennoe-i-munitsipalnoe-upravlenie-26120/

УДК 005 УДК 332.012.2

Особенности высшего образования как социального института развития

©2015 Безгласная Елена Алексеевна

кандидат экономических наук, доцент Самарский государственный экономический университет Е-mail: ElenaBezglasnaya@yandex.ru

Ключевые слова: высшее образование, институт, классификация институтов.

Аннотация. В работе поставлена и решена задача инвентаризации классификационных признаков институтов и выделения из них наиболее продуктивных для определения российского высшего образования как социального института развития.

Features of the higher education as a social institution of development

©2015 Elena Alexeevna Bezglasnaya

Candidate of Economics, Associate Professor Samara State University of Economics E-mail: ElenaBezglasnaya@yandex.ru

Keywords: higher education, institution, classification of the institutions.

Abstract. The task of inventory classification’s types of institutions was designed and solved in the paper. To determine the Russian higher education as a social institution the most productive features were highlighted.

Выходные сведения статьи:

Безгласная Е.А. Особенности высшего образования как социального института развития // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. № 2(6). URL: http://regrazvitie.ru/gosudarstvennoe-i-munitsipalnoe-upravlenie-26120/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Для развития системы российского высшего образования, как и для развития любой другой системы, характерны эволюционные и революционные изменения. Принципиальные и кардинальные трансформации называют реформами. Период последовательных преобразований связывают с адаптацией к новым условиям развития. Российская система образования в новейшей истории пережила ряд революционных изменений. Болонский процесс, бакалавриат и маги-

26120

regrazvitie@yandex.ru

Г осударственное и муниципальное управление

стратура, кредиты, дескрипторы, нострификация - эти и другие понятные на любом языке слова и словосочетания с начала 2000-х годов институционально закрепились и прочно вошли в национальный лексикон.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" [ФЗ № 273] определяет ключевые параметры высшего образования как института. Будем следовать логике Д. Норта и под «институтом» будем понимать «правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми» [Норт Д., 1993, с. 73].

Классификация институтов достаточно обширна [см., например, Исламут-динов В.Ф., 2014, с. 80; Ивинская И.В., 2012, с. 12] и может быть проведена по ряду классификационных признаков, провиденных ниже:

• происхождение;

• тип возникновения;

• уровень воздействия;

• степень формализации;

• степень открытости;

• по степени сложности внутренней структуры;

• степень гибкости;

• степень зрелости;

• степень определенности;

• степень устойчивости;

• направление воздействия;

• отношение к субъекту;

• степень жесткости воздействия на поведение экономических субъектов;

• степень эффективности;

• (величина и знак) лага запаздывания и другие, например, по степени содействия экономической эволюции сдерживающие, стимулирующие или нейтральные институты.

Проведем классификацию институтов по всем вышеперечисленным признакам, выделим из их списка наиболее продуктивные для высшего образования.

Таблица

Российское высшее образование как социальный институт национального развития

№ пп Классификационный признак Класс института Примеры институтов Характеристики российского высшего образования как института

1. происхождение естественный институт рынка

искусственный институт высшего образования созданный формальный институт

2. тип возникновения первичный государство как институт власти возникновение и формат обусловлены комплексом причин

26120

Региональное развитие • № 2(6) • 2015

http://regrazvitie.ru

вторичный Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

3. уровень воздействия глобальный или мегауровень Великая хартия Европейских университетов

макроуровень Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" макроуровень

мезоуровень Закон Самарской области от 05.02.2008 N 1-ГД "О губернских премиях и грантах в области науки, техники, культуры и искусства" (принят Самарской Губернской Думой 29.01.2008)

микроуровень приказы, распоряжения ректоров региональных вузов

миниуровень индивидуальный на учебный год план работы преподавателя

наноуровень содержательные требования к субъектам образовательного процесса по конкретной текущей теме учебного занятия

4. степень формализации формальный имеет форму закона, приказов, распоряжений, документов, подлежащих контролю исполнения высокая степень формализации; наличие системы контрактации, кодификация норм и правил

неформальный не имеет определенной формы представления, часто - это устные договоренности об элементарных взаимодействиях, например, назначение даты и времени консультации преподавателя

5. степень открытости открытый программы двойных дипломов в рамках соглашений о сотрудничестве между российскими и зарубежными вузами открытый

26120

regrazvitie@yandex.ru

Г осударственное и муниципальное управление

закрытый институт сохранения национальных приоритетов, грифы секретности на деталях образовательного процесса, открытое противодействие внешнему влиянию

6. по степени сложности внутренней структуры высокая многоуровневая вертикальная система, имеющая региональные, отраслевые особенности высокая степень организации и высокая сложность внутренней структуры

низкая частное репетиторство

7. степень гибкости гибкий (эволюционный) профильные совместные с производственным сектором кафедры, набор на новые специальности de jure: формально гибкий

жесткий (консервативный) сохранение структуры вуза и состава ППС de facto: консервативный институт

8. степень зрелости разрушающейся сектор частного высшего образования

формирующейся проект «5-100»

развивающейся в целом институт российского высшего образования развивающийся

развитый высоко рейтинговые университеты - мировые лидеры в области подготовки специалистов с высшим образованием

9. степень определен- ности рисковый открытие новой специальности

безрисковый в целом институт российского высшего образования безрисковый, институциональные риски сведены к минимуму

10. степень устойчивости высокая степень инерции в целом институт российского высшего образования высокая степень инерции

низкая степень инерции безболезненная трансформация и быстрая адаптация к новым условиям, например, институт объединения, укрупнения российских вузов

11. направление воздействия прямой повышение смешанное, в том числе отложенное воздействие

косвенный институт высшего образования формирует благоприятные сигналы на рынке труда

26120

Региональное развитие • № 2(6) • 2015

http://regrazvitie.ru

12. отношение к субъекту внешний, позволяющий выстраивать взаимоотношения субъекта с другими системами институт лицензирования

внутренний, обеспечивающий диалог внутри системы институты организации и оплаты труда, опосредованный коллективным договором

13. степень жесткости воздействия на стимулы и поведение экономических субъектов регулирующий проект «5-100», перераспределяющий потоки материальной поддержки вузов

сигнализи- рующий система направлений подготовки (специальностей) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, специальностей научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики

стимулирую щий институт премирования

14. степень эффективности высокая высокая степень экономической эффективности в стерильных условиях; высокая степень социальной эффективности сбалансированной системы высшего образования развитых стран de jure: высокий положительный внешний эффект

низкая система высшего образования, пораженная «институциональными ловушками» de facto: высокая степень нагрузки на консолидированный бюджет, высокие потери рынка труда из-за структурной несбалансированности направлений подготовки и спроса на квалифицированную рабочую силу

15. (величина и знак) лага запаздывания опережающие институты (отрицательный лаг запаздывания) институт опережающего образования

26120

regrazvitie@yandex.ru

Г осударственное и муниципальное управление

запаздывающие (положительный знак лага запаздывания) институт образовательных государственных стандартов

совпадающие (отсутствие лага запаздывания) институт практикоориентированного образования

Составлено автором.

Применяя данную классификацию к системе высшего образования, стоит особо отметить ее дуальность в экономическом развитии. Она одновременно является субъектом и объектом происходящих изменений. Высшее образование является институтом сознательной социализации. Останавливая свой выбор на получении высшего образования, выпускник средней школы осознанно отказывается от альтернатив, формально и неформально принимая правила «игры» и следуя ее предписаниям. С другой стороны на высшее образование может быть направлено прямое и косвенное внешнее воздействие, и оно как губка впитывает и откликается на любые внешние сигналы.

Высшее образование характеризуется латентными свойствами, которые выражаются в том, что специалист с высшим образованием имеет при прочих равных условиях лучшие стартовые условия для движения по карьерной лестнице. Высшее образование позволяет снизить дифференциацию населения по уровню дохода и улучшает социальную стратификацию общества.

Литература:

1. Безгласная Е.А. Проблемы обеспечения конкурентоспособности вузов и стратегии их деятельности в условиях региональной конкуренции. //Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 9. С. 34.

2. Безгласная Е.А. Услуги образовательных учреждений: сущность, особенности их конкурентоспособности //Вестник Самарского государственного экономического университета. 2006. № 6. С. 181-185.

3. Ивинская Ирина Владимировна. Развитие детерминирующих экономических институтов в условиях становления в России экономики, основанной на знаниях: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.01 / Ивинская Ирина Владимировна; [Место защиты: Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина].- Тамбов, 2012.- 25 с.

4. Исламутдинов В.Ф.Сущность и классификация институтов институциональной среды инновационной деятельности //Журнал институциональных исследований, 2014, Том 6 (номер 2), [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2014/07/29/1251100203/JIS6.2-7.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Натхов Т. В. Классификация институтов и социальный контракт / Т. В. Натхов // Семинар Лаборатории институционального анализа ГУ-ВШЭ. -http://www.hse.ru/data/785/069/1236/Text.pdf

26120

Региональное развитие • № 2(6) • 2015

http://regrazvitie.ru

6. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение

[Электронный ресурс]// Тезис. Т.1. Вып.2. М., 1993. С.73. URL:

http://ecsocman.hse.rU/data/161/670/1216/2 1 4north.pdf (Дата обращения: 05.05.2015)

7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 06.04.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015).//СПС КонсультантПлюс (Дата обращения 05.05.2015)

References:

1. Bezglasnaya EA. The problem of ensuring the competitiveness of universities and strategies for their activities in a regional competition. // University Management: Practice and Analysis. 2006. № 9. S. 34.

2. Bezglasnaya EA. Services of educational institutions: the essence, especially their competitiveness // Vestnik Samara State University of Economics. 2006. № 6. S. 181-185

3. Ivinskaia I. V. (2012). Development of the determinative economic institutions under conditions of formation in Russia the economy based on knowledge. Atract ...Diss. Candidate. Econ. Science. Tambov. (In Russian)

4. Islamutdinov V.F. The nature and classification of institutions of the institutional environment of innovative activity // Journal of institutional studies, 2014, V. 6 (номер 2). URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2014/07/29/1251100203/JIS6.2-7.pdf

5. Nathov T.V. Classification of the institutions and the social contract / T. V. Nathov // Seminar Laboratory for Institutional Analysis of the HSE. -http://www.hse.ru/data/785/069/1236/Text.pdf

6. North D. (1997). Institutions, institutional change and economic performance. / Transl. from English by A. Nesterenko. Preface and Scientific Editing by B. Z. Milner. Moscow, Fund Economic Book "Elements", 180 p. (In Russian)

7. Federal Law of 29.12.2012 N 273-FZ (ed. By 31.12.2014, as amended. From 06.04.2015) "On Education in the Russian Federation// ATP Consultant (Date treatment 05/05/2015)

26120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.