Научная статья на тему 'Аукционы образовательных услуг в модели сочетаемости абитуриентов и высших учебных заведений'

Аукционы образовательных услуг в модели сочетаемости абитуриентов и высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ СОЧЕТАЕМОСТИ / АУКЦИОНЫ / ВЫИГРЫШНЫЕ СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безгласная Елена Алексеевна

В работе представлен обзор работы нобелевских лауреатов по экономике 2012 года Ллойда Шепли и Элвина Рота, и их выводы применены к решению проблемы распределения абитуриентов по региональным вузам. В качестве мотиватора повышения приоритета конкретного вуза предлагается применение аукциона образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper provides an overview of the work of Nobel Prize winners in economics in 2012 Lloyd Shapley and Alvin Roth and an application to the problem of the distribution of students by regional universities. Auction of educational services can attract attention to the education market.

Текст научной работы на тему «Аукционы образовательных услуг в модели сочетаемости абитуриентов и высших учебных заведений»

Региональное развитие • № 4(8) • 2015

http://regrazvitie.ru

«Региональное развитие: электронный научно-практический журнал» Е-ISSN 2410-1672 http ://re grazvitie.ru Выпуск № 4(8), 2015 http://regrazvitie.ru/2015/07/

URL статьи: https://regrazvitie.ru/auktsionv-obrazovatelnvh-uslug-v-modeli-sochetaemosti-abiturientov-i-vvsshih-uchebnyh-zavedenij/

УДК 334.02

Аукционы образовательных услуг в модели сочетаемости абитуриентов и высших учебных заведений

© 2015 Безгласная Елена Алексеевна

кандидат экономических наук, доцент Самарский государственный экономический университет E-mail: ElenaBezglasnava@vandex.ru

Ключевые слова: модель сочетаемости, аукционы, выигрышные стратегии

Аннотация. В работе представлен обзор работы нобелевских лауреатов по экономике 2012 года Ллойда Шепли и Элвина Рота, и их выводы применены к решению проблемы распределения абитуриентов по региональным вузам. В качестве мотиватора повышения приоритета конкретного вуза предлагается применение аукциона образовательных услуг.

Auctions of educational services in the model of compatibility “students -and - higher school”

© 2015 Elena Alexeevna Bezglasnaya

Candidate of Economics, Associate Professor Samara State Universitv of Economics E-mail: ElenaBezglasnava@vandex.ru

Keywords: matching, auctions, winning strategies.

Abstract. The paper provides an overview of the work of Nobel Prize winners in economics in 2012 Llovd Shaplev and Alvin Roth and an application to the problem of the distribution of students bv regional universities. Auction of educational services can attract attention to the education market.

Выходные сведения статьи:

Безгласная Е.А. Аукционы образовательных услуг в модели сочетаемости абитуриентов и высших учебных заведений // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. № 4(8). URL: https://regrazvitie.ru/auktsionv-obrazovatelnvh-uslug-v-modeli-sochetaemosti-abiturientov-i-vvsshih-uchebnvh-zavedenij/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

В 2012 году Нобелевским комитетом по экономике была присуждена премия ученым за ряд достижений в области взаимодействия агентов на двусто-

regrazvitie@yandex.ru

Региональная экономика

ронних рынках. Специфичность данных взаимоотношений определяется тем, что в результате последовательного выбора должны появиться устойчивые сочетания продавец-покупатель или остаться агенты-одиночки, у которых нет стимулов и желания изменить свое положение или состояние. Уже стали классикой примеры выбора молодых врачей своих будущих мест работы и встречный рекрутинг больницами молодых специалистов.

Для региональной системы образования в рамках приемных кампаний особое внимание уделяется качеству набора абитуриентов. Для выпускников школ волнительным является выбор будущей специальности и вуза реализующего искомую программу обучения. В теории эти встречные движения могут быть описаны моделью распределения элементов двух конечных множеств с постоянными неизменяющимися предпочтениями.

Пусть все абитуриенты - это массив A: A={a}, i=[1, п]. Множество вузов обозначим через B=(^y}, j=[1, m\. У каждого из m вузов есть свой топ-лист из п абитуриентов (табл. 1).

Таблица 1 - Приоритеты вузов в выборе абитуриентов

№ вуза по списку

1 2 i m

а\ а-2 а\ ah

а? «2 «? ah

а{ а{ «/ ah

аУ ап ”2 al

Любой вуз с номером / расставляет приоритеты таким образом, чтобы а) > а\ для любых к и /, таких, что к<1 (на месте к у /-го вуза стоит абитуриент, характеристики которого для этого вуза являются более предпочтительными, чем характеристики абитуриента, стоящего на всех последующих местах, в том числе и под номером /). В качестве количественного критерия отбора могут выступать баллы ЕГЭ, наличие побед в престижных соревнованиях, олимпиадах, творческих конкурсах, качественные портфолио выпускников школ и т.п.

Аналогично абитуриенты расставляют свои приоритеты среди вузов (табл.

2).

Таблица 2 - Приоритеты абитуриентов в выборе вузов

№ абитуриента по списку

1 2 j n

ъ\ b\ bf bk

bl bl b? bl

b[ bl2 b) bl

b? bf bf1 bl

Любой абитуриент с номером j расставляет приоритеты таким образом, чтобы Ъ) > Ъ\ для любых к и /, таких, что к<1 (на месте к у /-го абитуриента стоит вуз, характеристики которого для этого абитуриента являются более предпоч-

Региональное развитие • № 4(8) • 2015

http://regrazvitie.ru

тигельными, чем характеристики вуза, стоящего на всех последующих местах, в том числе и под номером /).

В таблицах, приведенных выше, существует так называемая «стоп линия приоритетов», разделяющая список альтернатив агента на активные и игнорируемые. У каждого вуза есть требования, которым обязан соответствовать абитуриент. Если в общем списке появляется абитуриент, не удовлетворяющий этим требованиям, то вуз скорее предпочтет ему отказать в приеме, чем составить с ним «марьяж». Такой абитуриент будет игнорироваться вузом и попадет в список под «стоп-линией приоритетов». Остальные альтернативы будут в активе вуза.

То же самое касается и абитуриентов. Если абитуриент - «лирик», то в случае провала его поступления в гуманитарный вуз он скорее предпочтет пойти в армию или остаться готовиться к поступлению на следующий год, чем занять место за партой технического вуза. Непрофильные, по мнению абитуриента, вузы будут им игнорироваться и находиться под его индивидуальной «стоп линией приоритетов». Остальные вузы будут в активе абитуриента.

Таким образом, модель допускает формирование свободных вакантных мест в вузе и «одиноких» молодых людей, не поступивших в учебное заведение.

Дополнительно принимается во внимание тот факт, что вуз зачисляет абитуриентов списками, т.е. принимает предложения сразу от нескольких абитуриентов, но каждый абитуриент появляется в приказе на зачисление только один раз.

Алгоритм формирования пар «вуз - абитуриенты» сводится к нескольким шагам. На первом этапе абитуриент делает свое предложение самому желаемому вузу. Если его характеристики удовлетворяет требованиям этого вуза, то он остается в списке претендентов. Если нет, то на следующем шаге он делает свое предложение следующему вузу из своего активного списка. На каждом последующем шаге вуз делает выбор между поступившими заявками, оставляя у себя на рассмотрение только те, которые находятся в самом верху его топ-листа абитуриентов. Алгоритм имеет конечное число шагов, равное количеству активных альтернатив у агента. Алгоритм последовательного выбора абитуриентами своего вуза и набор вузами будущих студентов достаточно подробно описан в работе [2]. Результаты последовательных предложений агентов и оценки этих предложений формирует набор сочетаний. Этих наборов может быть несколько в зависимости от того, кто делает первым предложение: вуз или абитуриент. Однако все они обладают общим свойством устойчивости к пересмотру своего выбора и разрыву отношений.

Существует ряд сложностей с практической реализацией предложенного механизма. Самая главная на наш взгляд - это неустойчивость приоритетов агентов. Если в отношении вузов институционально закреплены нижние границы требований (например, они утверждены профильными министерствами), то в выборе абитуриентов огромную роль играет человеческий фактор. Предпочтение «вчерашних больших раков по пять рублей сегодняшним маленьким по

regrazvitie@yandex.ru

Региональная экономика

три рубля» применительно к реальным рассматриваемым сочетаниям подвижно и как следствие мало конструктивно. Убедительность приемной комиссии, авторитет вуза могут проиграть желанию молодого человека поступить «за компанию со школьными друзьями» или по рекомендации соседей. В этой ситуации превентивными мерами вуза, стремящегося повысить качество первокурсников, могут стать мероприятия по формированию у абитуриентов «правильных» приоритетов самого высокого уровня. Мечта любого вуза, чтобы абитуриент с желаемыми качествами имел в списке своих предпочтений на самой высокой позиции именно его. Тогда уже на первом шаге работы алгоритма устойчивое сочетание вуз-абитуриент будет найдено, и оно не зависит от того, кто первым делает предложение.

В региональном пространстве высшего образования специальности одного профиля мало отличаются друг от друга по принципиальным характеристикам качества. Это связано с тем, что команда преподавателей, реализующих программы обучения в разных региональных вузах, по своему составу практически не меняется. Негативный эффект образовательного имбридинга может быть нивелирован усилиями инициативного вуза. Гипотезой исследования является предположение об эффективности новых маркетинговых мероприятий в рамках приемных кампаний. Предлагается рассмотреть возможность проведения аукциона. Лотом является или полный курс обучения или только его часть.

Аукционную торговлю можно классифицировать по многочисленным типовым признакам1. Различают аукционы на продажу и аукционы на поставку; очные и электронные аукционы (дистанционные или онлайн); аукционы на повышение и понижение цены; принудительные аукционы и добровольные; гласные и негласные аукционы; внутренние и международные аукционы; одновременные аукционы и последовательные и т.п. [1].

Ниже представлена схема основных видов аукционов (рис. 1).

1 Материал подобран в рамках проведения поисковых работ студентами 1 курса ИНЭ СГЭУ Андреяшиным В.А., Филипских О. Ю., Филипских А. Ю.

Региональное развитие • № 4(8) • 2015

http://regrazvitie.ru

Аукционы

Конкуренция с од- Конкуренция с

ной стороны рынка обеих сторон

(либо покупателя, рынка (как поку-

либо продавца) пателя, так и про-

давца)

IT

Простой аукцион

^Г~

Участники открыто называют свои заявки о ц енах (с помощью специальных жестов или голоса)

Участники подают свои заявки о ценах в закрытом виде (в конвертах)

\ 7

Закрытый аукцион ч. J

Сделки происходят периодически (по мере накопления заявок)

. XZ_____

Залповый аукцион

Непрерывный

аукцион

Закрытый аукцион первой цены

Закрытый аукцион второй цены (аукцион Викри)

Рис. 1. Основные виды аукционов

Сравнительная характеристика некоторых видов аукционов приведена ниже в таблице.

regrazvitie@yandex.ru

Региональная экономика

Таблица 3 - Сравнение основных видов аукционов

Название ^\аукциона Признак Английский аукцион Г олландский аукцион Аукцион первой цены Аукцион второй цены

Способ подачи заявок о ценах Открытый Открытый Закрытый Закрытый

Начальная цена Минимальная Максимальная - -

Цена в ходе торгов Повышается Понижается Устанавливается исходя из поданных заявок Устанавливается исходя из поданных заявок

Итоговая цена Максимальная Минимальная Максимальная из предложенных Вторая после максимальной из предложенных

Шаг аукциона При гласном аукционе - не определен; При негласном аукционе - определен Определен

Привычным способом реализации материальных благ является проведение аукционных торгов. Аукцион образовательных услуг по механизму проведения ничем не отличается. Однако сам лот специфичен в силу особенностей услуг. Услуги неосязаемы, не делимы, не хранимы и не отделимы от заказчика и исполнителя, вариативны и зависимы от исполнителя. Резервной ценой лота является себестоимость услуг. Она определяется необходимыми затратами на ее предоставление. Однако минимальная цена образовательной услуги может быть ниже резервной, если вуз примет решение о возможности подобной реализации за счет перераспределения расходов. В ходе торгов участники реализуют свои выигрышные стратегии [3]. У вуза несколько задач: продать образовательную услугу, завоевать «сердца» абитуриентов и занять в их списке приоритетные места. Абитуриенты стремятся получить образовательную услугу, минимизировав свои финансовые затраты. Положительный эмоциональный фон создается театрализованным представлением, открытостью для СМИ и широким освещением в обществе.

Чистым риском аукциона можно считать отсутствие внимания со стороны абитуриентов к данному мероприятию и как следствие его неэффективность. Для управления риском разработан сценарий «лабораторного экономического эксперимента». Учебная группа студентов в рамках изучения темы «Спрос, предложение, равновесие на рынках» дисциплины «Микроэкономика» «проигрывает» различные варианты аукционов. Первые испытания показали, что для вуза выигрышным является аукцион второй цены в открытой форме с обязательной оплатой аукционерами последних своих заявленных ставок. С точки зрения аукционеров требование обязательности оплаты является антистимулом. Снятие этого ограничения повышает готовность к участию в открытых торгах.

Таким образом, гипотеза о принципиальной возможности проведения аук-

Региональное развитие • № 4(8) • 2015

http://regrazvitie.ru

ционов образовательных услуг в мэтчингах «вуз-абитуриент» имеет все шансы на успех реализации.

Литература:

1. Егоров В. Ф. Организация торговли [Текст]: Учебник: [гриф УМО] / В. Ф. Егоров. - СПб. и др.: Питер, 2006. - 344 с. - (Серия "Учебник для вузов").

2. Железова Е., Измалков С., Сонин К., Хованская И. Теория и практика двусторонних рынков (Нобелевская премия по экономике 2012 года) [Текст] // "Вопросы экономики", № 1, 2013,с. 4-26.

3. Захаров, А. В. Теория игр в общественных науках [Текст]: учебник для вузов / А. В. Захаров; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. — (Учебники Высшей школы экономики). — 304 с.

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Egorov V. Trade organization [Text]: Tutorial: [Grif UMO] / V. Egorov. -SPb. et al.: Peter, 2006. - 344 p. - (Series "textbook for high schools").

2. Zhelesova Evgeniya, Izmalkov Sergei, Sonin Konstantin, Khovanskaya Irina Two-Sided Markets: Theory and Applications (Nobel Memorial Prize in Economics 2012) //Voprosi economiki № 1, 2013, p. 4-26.

3. Zakharov A. Game theory in the social sciences [Text]: a textbook for high schools / A.V. Zakharov; HSE - M.: Publishing House. Home Higher School of Economics, 2015. - (Textbooks Higher School of Economics). - 304.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.