Научная статья на тему 'Инструменты эффективных внутренних коммуникаций в системе регионального образования'

Инструменты эффективных внутренних коммуникаций в системе регионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
603
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внутренние коммуникации / обратная связь / пликкеры / мобильный сканер / internal communication / feedback / plickers / mobile scanner

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безгласная Елена Алексеевна

В работе представлены два универсальных мобильных инструмента работы с большими потоками слушателей, сделан анализ их эффективности. Выводы позволяют рекомендовать их для широкого использования в образовательных процессах, с целью получения лектором моментальной обратной связи от слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The tools of effective internal communications in the system of regional education

Two universal e-mobile tools for large audience are represented in the paper. The analysis of their effectiveness is performed. According to the paper’s conclusions, they are recommended for wide use in the educational process, for fixing by lecturer instant feedback.

Текст научной работы на тему «Инструменты эффективных внутренних коммуникаций в системе регионального образования»

Региональное развитие • № 1(5) • 2015

http://regrazvitie.ru

«Региональное развитие: электронный научно-практический журнал» Е-ISSN 2410-1672 http://regrazvitie.ru Выпуск № 1(5), 2015 http://regrazvitie.ru/2015/04/

URL статьи: http://regrazvitie.ru/regionalnaya-ekonomika-15113/

УДК 378.147

Инструменты эффективных внутренних коммуникаций в системе регионального образования

© 2015 Безгласная Елена Алексеевна

кандидат экономических наук, доцент Самарский государственный экономический университет E-mail: ElenaBezglasnaya@yandex.ru

Ключевые слова: внутренние коммуникации, обратная связь, пликкеры, мобильный сканер.

Аннотация. В работе представлены два универсальных мобильных инструмента работы с большими потоками слушателей, сделан анализ их эффективности. Выводы позволяют рекомендовать их для широкого использования в образовательных процессах, с целью получения лектором моментальной обратной связи от слушателей.

The tools of effective internal communications in the system of regional education

© 2015 Elena Alexeevna Bezglasnaya

Candidate of Economics, Associate Professor Samara State University of Economics E-mail: ElenaBezglasnaya@yandex.ru

Keywords: internal communication, feedback, plickers, mobile scanner.

Abstract. Two universal e-mobile tools for large audience are represented in the paper. The analysis of their effectiveness is performed. According to the paper’s conclusions, they are recommended for wide use in the educational process, for fixing by lecturer instant feedback.

Выходные сведения статьи:

Безгласная Е.А. Инструменты эффективных внутренних коммуникаций в системе регионального образования. // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. № 1(5).

URL: http://regrazvitie.ru/regionalnaya-ekonomika-15113/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. 1

1

15113

regrazvitie@yandex.ru

Региональная экономика

Система образования, как и все остальные институты общественного развития, подвержены влиянию внешних факторов. Тотальная глобализация, приводящая к открытости и доступности высшего образования, дает широкие возможности для бенчмаркинга на мировом рынке образовательных услуг.

Скорость распространения пилотных образовательных проектов очень высока. Например, первые массовые образовательные он-лайн платформы появились в 2008 году. Хотя историки утверждают, что своеобразная интерпретация высказываний еще Сократа может подвергнуть критике письменные тексты: «они говорят одно и то же всем читателям, поэтому никого не учат. Что за учеба без персонализации!»... «Есть мнение, что обучение на расстоянии ведет свою историю чуть ли не от апостола Павла, который рассылал поучения по храмам разных стран». «Первые дистанционные курсы появились еще в середине XIX века, а массовое обучение по видео лекциям ... ввели в СССР».1 Сейчас никого не удивляют симуляторы, с помощью которых готовят водителей легкового, грузового и специального транспорта, а также летчиков и космонавтов, на расстоянии проводят сложнейшие хирургические операции.

В 2012 году система он-лайн обучения получила широкое распространение благодаря появлению нескольких удобных электронных платформ, разработанных отдельными инициативными группами и творческими коллективами ряда американских университетов. В 2015 году анонс только одного из множества русскоязычных курсов привлек внимание более 23 тысяч человек. География слушателей охватила все страны мира, включая африканские страны, Саудовскую Аравию, Японию, Мексику, США и многие другие .

Г лобальная конкурентная борьба за студентов в настоящее время разворачивается в виртуальном пространстве. Однако очное общение студентов и преподавателей не утратит своего значения и, по-прежнему, будет занимать достойное место, в том числе и в воспитательном процессе подготовки будущих специалистов.

Студенты разных курсов - это разные студенты, с разной мотивацией. Студент-первокурсник - это вчерашний выпускник школы. Ему особенно тяжело первые месяцы учебного года: практически до зимней сессии он привыкает к новой системе обучения, выстраивает коммуникационный процесс с администрацией и преподавателями. Он постепенно избавляется от привычки поклонения, как это было в школе, навязываемому авторитету учителя и постепенно превращается в партнера, равноправного участника образовательного процесса. К последнему курсу студент - это уже личность, способная принимать взвешенные решения, он рационально подходит к выстраиванию своей образовательной траектории. 1 2

1 По материалам исследования EDUTAINME «Энциклопедия образовательных технологий: 10 поразительных фактов из истории образования: от Сократа до Coursera» Опубликовано: 02.04.2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.edutainme.ru/post/edtech-history/.

2 Информация из личного опыта участия в он-лайн обучении НИУ ВШЭ, предоставленная авторами курсов на открытых форумах

2

15113

Региональное развитие • № 1(5) • 2015

http://regrazvitie.ru

Для результативного обучения в вузе важным является решение целого круга вопросов. Среди них - формирование у студентов устойчивой образовательной мотивации. Поэтому важно не только содержание лекции, но и то, как читает лектор. Выпускники даже по прошествии многих лет будут помнить те детали учебного материала, которые презентованы в запоминающейся форме и сопровождены близкими и понятными примерами. Лучший преподаватель - это не столько ученый, сколько человек, умеющий донести всю глубину изучаемого курса до каждого своего слушателя. Здесь уместны и приемы профессионального оратора, и эффективные методики управления вниманием аудитории, и даже актерское мастерство.

Грань между спектаклем и рабочей обстановкой четко обозначается преподавателем, когда он ставит перед собой задачу не только передать знания, выполнив нагрузку, но и проверить, насколько материал был усвоен слушателями. Традиционный способ - это проведение тестирования, нудная проверка, пусть даже и в электронной среде, списывание, утечка информации... Ситуация усугубляется тогда, когда студентов в аудитории не один десяток. А если их не одна сотня, то проблема обратной связи, адекватной реальности, практически не разрешима.

Однако существуют методики и инструменты, которые позволяют получать качественную обратную связь от студентов в режиме реального времени, прямо на занятии в обыкновенной аудитории с партами и стульями. Для современной молодежи жизнь невозможна без различных электронных устройств: сотовых телефонов, смартфонов, планшетов и т.п. Удобно называть их обобщенным англонизмом «девайс» (от английского «device», что в переводе на русский язык обозначает искусственный объект со своей внутренней структурой, созданный для выполнения определённых функций). Преподаватели, например, американских вузов все чаще и чаще применяют методики «перевернутых классов», используя разные инструменты для передачи знаний большим аудиториям слушателей. Комплект инструментов, программное обеспечение, техническая поддержка - крайне дорогое долларовое удовольствие. Поиск доступных аналогов привел к следующим двум результатам.

Инструменты эффективной коммуникации и получения качественной обратной связи были найдены в приложениях к современным девайсами на платформах Android и iOS. Поскольку ранее в русскоязычной литературе перевода первого инструмента не было найдено, сделаем это сами и назовем его «плик-кером». Английское оригинальное название - «plicker» Визуально пликкер - это квадрат, имеющий свой номер, обозначения сторон буквами “A”, “B”, “C”, “D” и специальные вырезы на сторонах и внутри, отдаленно напоминающий QR (рис. 1). Размер квадрата может быть выбран произвольно. Разработчиками рекомендуется не менее 15 см на 15 см. 3

3

15113

regrazvitie@yandex.ru

Региональная экономика

з

Рис. 1. Пример пликкера

Вырезы маленькими квадратами или длинными прямоугольниками могут быть на одной или нескольких сторонах. Правильное прочтение букв заставляет поворачивать квадрат определенной стороной вверх. Разработчики программного обеспечения дают 63 разных вариантов пликкеров. Для применения этого инструмента преподавателю достаточно скачать программное обеспечение на свой девайс, имеющий фотокамеру. Далее на сайте разработчиков данного инструмента необходимо создать профиль группы. Каждому студенту в группе присваивается порядковый номер и закрепляется его уникальный плик-кер. Если студентов больше 63 человек, то поток разбивается на группы и процедура повторяется. При подготовке к занятиям преподаватель формирует банк тематических вопросов и к каждому из них - не более четырех вариантов ответов, среди которых есть хотя бы один правильный. (Практика подсказывает, что лучше, если правильным будет только один из предложенных вариантов). Вопросы, которые хочет задать преподаватель студентам, равномерно распределяются по времени ведения занятия. Например, первый вопрос лучше задать примерно через пять минут после звонка на пару. Зафиксировав результат, одновременно проверяется присутствие и отсутствие студентов на занятии. Последний вопрос можно задать в конце пары, тем самым узнается, кто был на всем занятии. Остальные вопросы можно задавать для закрепления по завершении каждой структурной части лекции.

Опрос происходит достаточно легко. Преподаватель на своем девайсе открывает приложение и тот вопрос, который он хочет в данный момент времени задать слушателям. Он озвучивает вопрос и варианты ответов (или показывает их на слайде презентации), дает время для обдумывания ответа и предлагает студентам поднять над головой свой пликкер, разместив букву, которой обо- 3

3 Автор статьи следует политике добросовестного использования материалов сайта https://www.plickers.com

4

15113

Региональное развитие • № 1(5) • 2015

http://regrazvitie.ru

значена сторона, соответствующую, по их мнению, верному ответу, в правильном положении. Далее преподаватель включает фотокамеру и, используя программу, сканирует аудиторию. Как только фотокамера находит пликкер, она его запоминает, определяет принадлежность пликкера тому студенту, чья фамилия стоит в списке группы, и фиксирует его результат. Время для опроса всей аудитории и получения результата не превышает минуты.

Второй найденный инструмент эффективной коммуникации - мобильный сканер Quick key. Это тоже приложение для современных девайсов. Как и для пликкеров на специальном сайте формируется список студентов, каждому присваивается свой уникальный номер. Для комплексной проверки знаний студентам раздаются карточки - шаблоны для ответов (рис. 2). Процедура отдаленно напоминает ЕГЭ по форме бланков, способу их заполнения.

Рис. 2. Пример шаблона ответов на тестовые вопросы комплексной работы

Студент получает задание, заполняет бланк ответов. Преподаватель сканирует его ответы и мгновенно получает результат. В автоматическом режиме все результаты обрабатываются и заносятся в итоговую электронную ведомость. Время на проверку одной работы тратится ровно столько, сколько его необходимо для фотографирования.

Предложенные инструменты были успешно апробированы на занятиях с большими потоками студентов. После первого же занятия резко повысилась посещаемость, и создалась рабочая обстановка. Все студенты, даже на «галерке», не просто не отвлекались и внимательно воспринимали информацию, но и 4

4 Автор статьи следует политике добросовестного использования материалов сайта https://quickkeyapp.com

5

15113

regrazvitie@yandex.ru

Региональная экономика

активно задавали уточняющие вопросы. Лекции превратились в конструктивный тематический диалог, что привело к максимизации степени усвоения полученной информации. Пликкеры и мобильный сканер позволили сократить время преподавателя на рутинную проверку посещения, текущих и остаточных знаний, подведение итогов. Один из важных результатов - это создание системы объективной оценки знаний, полученных студентами. Применение данных инструментов позволило с одной стороны минимизировать проявление предвзятого отношения преподавателя, а студентам это дает возможность последовательно кирпичик за кирпичиком накапливать знания.

Литература:

1. Безгласная Е.А. Проблемы обеспечения конкурентоспособности вузов и стратегии их деятельности в условиях региональной конкуренции. //Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 9. С. 34.

2. Безгласная Е.А. Услуги образовательных учреждений: сущность, особенности их конкурентоспособности //Вестник Самарского государственного экономического университета. 2006. № 6. С. 181-185.

3. Безгласная Е.А., Севастьянова С.А. Совершенствование системы образовательных программ в области экономики в контексте междисциплинарного взаимодействия //Вестник Самарского государственного экономического университета. 2014. № 4 (114). С. 153-156.

4. Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России: ^стояние, проблемы, перспективы. Аналитический доклад /Арапов М.В., Ио-нин Л.Г., Безгласная Е.А., и др. / редактор-составитель Л. Г. Ионин. Москва, 2003.

References:

1. Bezglasnaya E.A. The problem of ensuring the competitiveness of universities and strategies for their activities in a regional competition. // University Management: Practice and Analysis. 2006. № 9. S. 34.

2. Bezglasnaya E.A. Services of educational institutions: the essence, especially their competitiveness // Vestnik Samara State University of Economics. 2006. № 6.

S. 181-185.

3. Bezglasnaya E.A., Sevastianova S.A. Improving the system of educational programs in the field of economics in the context of interdisciplinary interaction // Vestnik Samara State University of Economics. 2014. № 4 (114). S. 153-156.

4. Teaching social and humanities at universities in Russia: Condition, Problems and Prospects. Analytical Report / Arapov M.V., Ionin L.G., Bezglasnaya E.A., et al. / Editor and compiler L. Ionin. Moscow, 2003. 6

6

15113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.