Научная статья на тему 'Потенциал применения систем управления обучением на региональном уровне'

Потенциал применения систем управления обучением на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ / ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / MOODLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбатов Сергей Васильевич

Системы управления обучением, технология подготовки, Moodle, региональный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбатов Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides an analysis of the prospects and the use of learning management systems at the regional level.

Текст научной работы на тему «Потенциал применения систем управления обучением на региональном уровне»

Региональное развитие • № 4(8) • 2015

http://regrazvitie.ru

«Региональное развитие: электронный научно-практический журнал» Е-ISSN 2410-1672 http ://re grazvitie.ru Выпуск № 4(8), 2015 http://regrazvitie.ru/2015/07/

URL статьи: https://regrazvitie.ru/potentsial-primeneniya-sistem-upravleniya-obucheniem-na-regionalnom-urovne/

УДК 004.912

Потенциал применения систем управления обучением на региональном уровне

©2015 Горбатов Сергей Васильевич

к.п.н., доцент, доцент

Самарский государственный экономический университет E-mail: gorbatovsv@gmail.com

Ключевые слова. Системы управления обучением, технология подготовки, Moodle, региональный уровень.

Аннотация. В статье приведен анализ и рассмотрены перспективы использования систем управления обучением на региональном уровне.

The potential use of learning management systems at the regional level

©2015 Gorbatov Sergey

PhD, Associate Professor Samara State University of Economics E-mail: gorbatovsv@gmail .com

Key words. Technology of preparation, learning management system, Moodle, regional level.

Abstract. The article provides an analysis of the prospects and the use of learning management systems at the regional level.

Выходные сведения статьи:

Горбатов С.В. Потенциал применения систем управления обучением на региональном уровне // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. № 4(8). URL: https://regrazvitie.ru/potentsial-primeneniya-sistem-upravleniya-obucheniem-na-regionalnom-urovne/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

В настоящее время, в мировой образовательной практике, все активнее становится роль современных информационных технологий. В последние несколько лет на лидирующие позиции вышли площадки, предоставляющие доступ к открытым массовым онлайн курсам. В очном обучении все значимее становится роль электронного обучения, мобильных технологий и дистанционной поддержки учащихся. В этой связи изменения, вносимые федеральными обра-

48165C

regrazvitie@yandex.ru

Региональная экономика

зовательными стандартами (ФГОС) в деятельность информационнообразовательной среды (ИОС) учебных заведений вполне оправданы и своевременны. ФГОС 3+ уделяют большое внимание состоянию и качеству ИОС учебных заведений.

Согласно принятому в феврале 2012 года Федеральному закону Российской Федерации «O внесении изменений в закон Российской федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий», электронное обучение может применяться при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования. Согласно этому закону, электронным обучением является организация образовательного процесса, с применением современных информационных технологий [1].

Одним из важнейших видов образовательной деятельной, особенно при заочной форме обучения, в высших учебных заведениях является самостоятельная работа студентов. Сейчас очень сложно организовать данный процесс обучения без электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [2].

Огромную роль в реализации электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий играют системы управления обучением (СУО). Особую популярность приобрели свободнораспространяемые системы. Такие системы, в отличие от многих коммерческих систем дают возможность пользователем адаптировать их под свои нужды. В связи с этим, в последние годы, их успешно применяют в традиционной среде вуза, расширяя возможности информационно образовательной среды. Но не все вузы применяют СУО для внедрения информационных технологий в педагогический и административный процесс вуза.

В своей статье М.В. Виноградов и В.И. Виноградов приводят пример информационно образовательной среды «Электронный университет» МГТУ им. Н.Э. Баумана [3]. «Электронный университет» - это комплексная система управления образовательной и административно-хозяйственной деятельностью университета. Система организовывает эффективную работу ВУЗа как администрации, так и преподавателей, а также обеспечивает постепенный переход модульно-рейтинговую систему образования.

Автоматизированная система управления образовательной и административно-хозяйственной деятельностью Университета создана с помощью модели вычислений, управляемых потоками данных. Такая система - это набор приложений, которые объединены общим вузовским порталом с персональными разделами для каждого из студентов и для преподавателей.

Создать такую комплексную информационную образовательную среду управления сложно и наиболее трудоемко. Поэтому большинство российских вузов при создании ИОС используют СУО, которые позволяют автоматически сгенерировать базы данных и сформировать пользовательский интерфейс, а также освобождает пользователей от рутинных операций.

48165C

Региональное развитие • № 4(8) • 2015

http://regrazvitie.ru

Главные преимущества СУО являются широкие и разнообразные функциональные возможности, и содержание большого количества интерактивных инструментов, эффективно реализующих процесс общение.

Похожий подход применяется в Поволжской государственной социальногуманитарной академии. Так в своей работе В.Н. Аниськин пишет, что ИОС -это организованная система, ориентированная на максимальное удовлетворение потребностей обучающихся и обучающих в информационных услугах, на организацию управления вуза. По его словам, ИОС ВУЗа должна обеспечивать: условия для развития творческого потенциала субъектов образовательного процесса при информационном обмене; реализацию потребности вуза в нормативном, дидактическом и методическом обеспечении [4].

В целом соглашаясь с вышеназванным определением, мы считаем, что рассматривать ИОС учебного заведения, не затрагивая технический аспект ее реализации, будет недостаточно эффективно. В связи с этим, под ИОС вуза мы будем понимать взаимосвязанный комплекс инструментов и ресурсов, необходимый для обеспечения условий осуществления образовательной деятельности на основе информационных и телекоммуникационных технологий. ИОС вуза должна включать взаимосвязанный комплекс информационных систем, документацию, а также человеческие ресурсы.

В любом случае, многие СУО применяемые в учебных заведениях сегодня - это внутренние системе, ориентированные на внутреннего пользователя. Другим подходом, активно, в настоящее время, развивающимся, является внедрение так называемых открытых массовых онлайн курсов (МООС). Основной особенностью МООС-курса являются видео фрагменты продолжительностью примерно 10 минут. Для каждой темы программы автор записывает видео материал, дополняя его необходимыми файлами. Первые МООС-платформы появились в 2008 году, а уже в 2012 году МООС активно стали использоваться в учебном процессе многих вузов, за счет внедрения современных платформ открытых курсов и разработки большого количества качественного контента.

В России, педагогических подход MOOC курсов был активно подхвачен. На базе платформы, разработанной MIT и Г арвардом - Open edX, начала строиться Национальная платформа открытого образования России. По заявлениям представителей Минобрнауки национальная платформа онлайн-образования начнёт работать с сентября 2015 г., при этом курсы, изученные в ней, будут засчитываться по основным образовательным программам во всех российских университетах [5]. Предполагается, что доступ ко всем курсам, размещенным на национальной платформе, будет бесплатным для слушателей. Оплачивать придется услуги, связанные с проведением очной аттестации. Успешно изучившие программу онлайн курса студенты смогут получить зачёт в своих вузах, даже если вуз не входит в восемь вузов, на базе которых строиться Национальная платформа.

Проведя анализ подходов авторов Национальной платформы, мы можем сделать ряд выводов. С одной стороны, MOOC не заменит ИОС учебного заведения, ни заменит внутренние электронные курсы, ни заменит преподавателей

48165C

regrazvitie@yandex.ru

Региональная экономика

учебных заведений. Платформа MOOC и открытые курсы могут помочь учащимся более детально в дополнительное время ознакомиться с изучаемой дисциплиной, увидеть альтернативные преподаваемым в вузе подходы. С другой стороны, за развитием MOOC платформ необходимо постоянно наблюдать, многие вещи, реализуемые в рамках Национальной платформы, могут быть эффективно адаптированы в педагогический процесс образовательных заведений. Кроме этого, Национальная платформа, по словам авторов, активно будет затрагивать только общие для многих учебных заведений дисциплины. В этом плане, логичным будет развивать региональные платформы онлайн обучения, где можно будет сосредоточиться на дисциплинах, целях и задачах регионов.

Литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. № 11-ФЗ «O внесении изменений в закон Российской федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» // http://www.rg.ru/2012/03/02/elektronnoe-obuchenie-dok.html (дата обращения: 15.06.2015).

2. Горбатов С.В. Использование систем управления обучением в процессе организации самостоятельной работы студентов. / С.В. Горбатов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Модернизация профессионального образования: новые тенденции в управлении инновационным развитием экономических вузов». - 2013. -С. 99-102.

3. Виноградова М.В., Виноградов В.И. Визуальная среда формирования пользовательского интерфейса в системе автоматизированного проектирования информационных систем / М.В. Виноградова, В.И. Виноградов // Инженерный вестник. - 2013. - №7.

4. Аниськин В.Н. Профессиональная компетентность и профессиональная компетенция преподавателя вуза: проблема разграничения понятий / В.Н. Аниськин // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - Т. 12, №3(3). - С. 558-563.

5. Ведущие российские университеты создали некоммерческую организацию для совместного развития онлайн-обучения // ЬЬр://минобрнауки.рф/%Р0%ВР%Р0%ВЕ%Р0%В2%Р0%ВЕ%Р 1 %81 %D 1 %82 %D0%B8/5369 (дата обращения: 15.06.2015).

References:

1. Federal Law of the Russian Federation on February 28, 2012 № 11-FZ "Amendments to the Law of the Russian Federation "On Education" in terms of the use of e-learning, distance learning technologies» // http://www.rg.ru/2012/03/02/elektronnoe-obuchenie-dok.html (the date of treatment: 15.06.2015).

48165C

Региональное развитие • № 4(8) • 2015

http://regrazvitie.ru

2. Gorbatov S.V. Use of learning management systems in the organization of independent work of students. // Proceedings of the scientific-practical conference of students, graduate students and young scientists "Modernization of vocational education: new trends in the management of innovative development of economic institutions". - 2013. - 99-102. pp.

3. Vinogradova M.V., Vinogradov V.I. Visual environment of formation of the user interface in the computer-aided design of information systems // Engineering Bulletin. - 2013. - №7.

4. Aniskin V.N. Professional competence and professional competence of the teacher of high school: the problem of distinguishing the concepts // The Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2010. - Т. 12, №3 (3). -558-563. pp.

5. Leading Russian universities have created a non-profit organization for the

joint development of online learning //

http:/^Ho6pHav^^/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %82 %D0%B8/5369 (the date of treatment: 15.06.2015).

48165C

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.