Научная статья на тему 'Использование информационно-образовательной среды вуза в процессе подготовки кадров для федеральной контрактной системы РФ'

Использование информационно-образовательной среды вуза в процессе подготовки кадров для федеральной контрактной системы РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
47
Поделиться
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА РФ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ MOODLE / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРИСУТСТВИЕ / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / FEDERAL CONTRACT SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION / MODULAR OBJECT-ORIENTED DYNAMIC LEARNING ENVIRONMENT (MOODLE) / VIRTUAL PRESENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбатов Сергей Васильевич, Печерская Эвелина Павловна

На современном этапе развития общества важнейшим является формирование федеральной контрактной системы. Формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации, является приоритетной задачей государства. В этой связи должна быть создана система оценки квалификации государственных и муниципальных служащих, сотрудников государственных и муниципальных учреждений в части соответствующих навыков. В рамках Самарского государственного экономического университета активным образом совершенствуются аспекты стратегического развития системы бизнес-образования. Вуз имеет статус федеральной инновационной площадки, что позволяет СГЭУ осуществлять повышение квалификации и переподготовку специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Осуществляются данные программы с использованием современной информационно-образовательной среды университета на базе технологий электронного обучения и дистанционного присутствия, что позитивно сказывается как на самом процессе подготовки, так и на его итогах.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбатов Сергей Васильевич, Печерская Эвелина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

At the present stage of development of society the most important is the formation of a federal contract system. Formation of flexible accountable to society of lifelong learning providing current and future needs of socio-economic development of the Russian Federation is a priority of the state. In this context it should be a system of qualification evaluation of state and municipal employees, employees of state and local government agencies in terms of the relevant skills. As part of the Samara State University of Economics actively improving aspects of strategic development of business education. The University has the status of federal innovative platform that allows SSEU implement training and retraining of specialists in the field of procurement of goods, works and services for state and municipal needs. These programs are carried out and the use of modern information and educational environment of the University using e-learning technologies and telepresence, which has a positive impact on the process of preparation and its outcome

Текст научной работы на тему «Использование информационно-образовательной среды вуза в процессе подготовки кадров для федеральной контрактной системы РФ»

2 Горбатов С. В., Печерская Э. П.

=j Использование информационно-образовательной I среды вуза в процессе подготовки

< кадров для Федеральной

I контрактной системы РФ

<

m Горбатов Сергей Васильевич

х Самарский государственный экономический университет

^ Начальник отдела дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

х Кандидат педагогических наук, доцент gorbatovsv@gmail.com

< Печерская Эвелина Павловна

ш Самарский государственный экономический университет U Директор института систем управления 0 Доктор педагогических наук, профессор isu-sseu@mail .ru

РЕФЕРАТ

На современном этапе развития общества важнейшим является формирование федеральной контрактной системы. Формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации, является приоритетной задачей государства. В этой связи должна быть создана система оценки квалификации государственных и муниципальных служащих, сотрудников государственных и муниципальных учреждений в части соответствующих навыков. В рамках Самарского государственного экономического университета активным образом совершенствуются аспекты стратегического развития системы бизнес-образования. Вуз имеет статус федеральной инновационной площадки, что позволяет СГЭУ осуществлять повышение квалификации и переподготовку специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Осуществляются данные программы с использованием современной информационно-образовательной среды университета на базе технологий электронного обучения и дистанционного присутствия, что позитивно сказывается как на самом процессе подготовки, так и на его итогах.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

информационно-образовательная среда, федеральная контрактная система РФ, система управления обучением Moodle, виртуальное присутствие

Gorbatov S. V., Pecherskaya E. P.

Information and Educational Environment of the University in the Process of Training for the Federal Contract System of the Russian Federation

Gorbatov Sergey Vasilyevich

Samara State university of Economics (Russian Federation) Head of the department of e-learning PhD in Pedagogic, Associate Professor gorbatovsv@gmail .com

Pecherskaya Evelina Pavlovna

Samara State university of Economics (Russian Federation) Director of the institute of Control Systems Doctor of Science (Pedagogic), Professor isu-sseu@mail.ru

На современном этапе развития общества важнейшим является формирование федеральной контрактной системы, которая в свою очередь направлена на создание прозрачной среды, предупреждающей коррупцию, а кроме этого является справедливой для поставщиков и заказчиков на основе устойчивого спроса публично-правовых образований, обеспеченных финансовыми ресурсами бюджетов. Успешное функционирование федеральной контрактной системы обеспечивается за счет соответствия показателей и итогов выполнения государственных контрактов к первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям бюджета.

Приоритетной функцией каждого современного государства является обеспечение государственных нужд. В рамках обеспечения данных нужд должна удовлетворяться потребность государства в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления государственных функций и полномочий, деятельности муниципальных и государственных структур, исполнения обязательств, дальнейшего развития международных отношений. В этой связи необходимо актуализировать вопросы разработки основных направлений и мероприятий по формированию в Российской Федерации федеральной контрактной системы (ФКС), как совокупности норм и правил, обеспечивающих формирование единого технологического цикла, объединяющего ключевые этапы обеспечения федеральных государственных нужд. Отдельно отметим процессы прогнозирования поставок товаров, работ и услуг для федеральных государственных нужд, формирование заказчиками от государства планов обеспечения федеральных нужд, размещение заказов на поставку товаров, работ, услуг, оформление результатов размещения заказов, исполнение и мониторинг государственных контрактов.

Эффективный процесс реализации Концепции формирования федеральной контрактной системы напрямую зависит от ее кадрового обеспечения. В этой связи Приказом Минэкономразвития России № 261, Минобрнауки России № 363 от 17.05.2013 (с изм., внесенными Приказом Минэкономразвития России № 767, Минобрнауки России № 1389 от 24.12.2013) была создана Межведомственная рабочая группа по вопросу о формировании системы подготовки и государственной аттестации специалистов в сфере закупок. Формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации, является приоритетной задачей Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.1

ABSTRACT <

At the present stage of development of society the most important is the formation of a federal ^

contract system. Formation of flexible accountable to society of lifelong learning providing current =j

and future needs of socio-economic development of the Russian Federation is a priority of the o

state. In this context it should be a system of qualification evaluation of state and municipal ^

employees, employees of state and local government agencies in terms of the relevant skills. As k

part of the Samara State University of Economics actively improving aspects of strategic development ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of business education. The University has the status of federal innovative platform that allows g

SSEU implement training and retraining of specialists in the field of procurement of goods, works x

and services for state and municipal needs. These programs are carried out and the use of ^

modern information and educational environment of the University using e-learning technologies g

and telepresence, which has a positive impact on the process of preparation and its outcome m

i

KEYWORDS x Information and educational environment, Federal

Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (Moodle), Virtual Presence

Ш

©

1 Федеральный закон Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного

о;

ш

©

2 Как отмечается в стратегии инновационного развития Российской Федерации на 5 период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Фе-

3 дерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, важнейшими направлениями повышения § квалификации должно стать обеспечение освоения современных информационных

и управленческих технологий, управление знаниями, а также осуществление меха-

< низмов государственной поддержки инноваций и закупок инновационной продукции. ^ Должна быть создана система оценки квалификации государственных и муници-х пальных служащих, сотрудников государственных и муниципальных учреждений

< в части соответствующих навыков [1].

0 В связи с этим ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический универ-

1 ситет» (СГЭУ) активным образом совершенствует аспекты стратегического раз-^ вития системы бизнес-образования и имеет статус федеральной инновационной

< площадки, что позволяет СГЭУ осуществлять повышение квалификации и переподготовку специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения го-

< сударственных и муниципальных нужд1. Накопленный научно-методический потенциал СГЭУ позволил:

• разработать и реализовать инновационную модель повышения квалификации и переподготовки специалистов в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с использованием дистанционных образовательных технологий и интегрированной системы электронного обучения;

• повысить уровень компетентности специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд через постоянно действующую систему повышения квалификации на базе СГЭУ посредством проведения круглых столов, дискуссионных площадок, семинаров и конференций;

• повысить эффективность деятельности кадров Федеральной контрактной системы в области управления государственными контрактами, разработки методологии и инструментов оценки эффективности закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, значительно снизить существующие коррупционные риски посредством разработки адекватной системы формирования и оценки (контрольно-измерительных материалов) компетенций специалистов в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Реализация настоящего проекта осуществляется в разрезе трех направлений. Первым направлением является формирование интегрированной модели системы повышения квалификации и переподготовки специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, разработка новых эффективных нормативно-правовых моделей подготовки и аттестации кадров в области проектного управления в соответствии с профессиональными стандартами в данной области в качестве основы кадрового обеспечения формирования федеральной контрактной системы в РФ. Вторым является создание эффективно действующей университетской инновационной инфраструктуры, которая является основой формирования в вузе интегрированной системы дополнительного профессионального образования. Третьим, но не по значению, является совершенствование действующей информационно-образовательной среды СГЭУ, платформы электронного обучения и создание виртуальной информационно-коммуникационной среды «Электронный кампус бизнес-образования».

обучения, дистанционных образовательных технологий» // http://www.rg.ru/2012/03/02/elektronnoe-obuchenie-dok.html (дата обращения: 15.06.2015).

1 «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, с. 20-21.)

©

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из основных направлений настоящего проекта является совершенство- 2 вание информационно-образовательной среды вуза для использования ее в про- ^ цессе подготовки кадров Федеральной контрактной системы РФ. й

В СГЭУ в настоящее время сформирована и используется специализированная § информационно-образовательная среда. Без использования средств современных ^ информационных технологий уже практически невозможно предоставлять учащим- < ся качественный образовательный контент. Особенную актуальность вышесказанное ^ приобретает в разрезе развития современных педагогических и информационных ^ технологий в мире. В последние несколько лет на лидирующие позиции вышли < площадки, предоставляющие доступ к открытым массовым онлайн курсам. В очном о обучении все значимее становится роль электронного обучения, мобильных техно- Ее логий и дистанционной поддержки учащихся. В этой связи изменения, вносимые ^ федеральными образовательными стандартами (ФГОС) в деятельность информа- < ционно-образовательной среды (ИОС) учебных заведений, вполне оправданы и сво- ^ евременны. ФГОС 3+ уделяют большое внимание состоянию и качеству ИОС учеб- < ных заведений. ^

Согласно принятому в феврале 2012 г. Федеральному закону Российской Федерации «О внесении изменений в закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий», электронное обучение может применяться при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования. Согласно этому закону, электронным обучением является организация образовательного процесса, с применением современных информационных технологий1.

Не меньшее значение на сегодняшний день имеет применение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в процессе бизнес-образования. Огромную роль в реализации электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий играют системы управления обучением (СУО). Особую популярность приобрели свободно распространяемые системы. Такие системы в отличие от многих коммерческих систем дают возможность пользователям адаптировать их под свои нужды. В связи с этим в последние годы их успешно применяют в традиционной среде вуза, расширяя возможности информационно-образовательной среды.

Главным преимуществом СУО являются широкие и разнообразные функциональные возможности и содержание большого количества интерактивных инструментов, эффективно реализующих процесс общения [2].

В целом рассматривать ИОС учебного заведения, не затрагивая технический аспект ее реализации, недостаточно эффективно. В связи с этим под ИОС вуза мы будем понимать взаимосвязанный комплекс инструментов и ресурсов, необходимый для обеспечения условий осуществления образовательной деятельности на основе информационных и телекоммуникационных технологий. ИОС вуза должна включать взаимосвязанный комплекс информационных систем, документацию, а также человеческие ресурсы.

В любом случае многие СУО, применяемые в учебных заведениях сегодня, — это внутренние системы, ориентированные на внутреннего пользователя (студентов, слушателей курсов и т. п.). Другим активно развивающимся в настоящее время подходом является внедрение так называемых открытых массовых онлайн курсов (МООС). Основной особенностью МООС-курса являются видеофрагменты продолжительностью примерно 10 мин. Для каждой темы программы автор записывает

1 Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы. (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р, с. 63.)

к

ш

©

2 видеоматериал, дополняя его необходимыми файлами. Первые МООС-платформы 5 появились в 2008 г., а уже в 2012 г. МООС активно стали использоваться в учебном

3 процессе многих вузов, за счет внедрения современных платформ открытых курсов § и разработки большого количества качественного контента. Неоспоримым фактом

является активное внедрение массовых открытых онлайн курсов в современную

< действительность. Такие курсы продвигают знания в массы, позволяют учебным ^ заведениям искать одаренных студентов, кроме этого, размещение открытых онлайн х курсов — это хорошая реклама для вузов. Но не стоит забывать и об обратной

< стороне медали. Разработка массового открытого онлайн курса — это дорогосто-

0 ящий и достаточно долгий по времени процесс. Разрабатывать все дисциплины

1 учебной программы в качестве открытых курсов неэффективно и затратно. Осо-^ бенно проблемно работать с открытыми онлайн курсами в контексте программ

< дополнительного образования.

В связи с вышесказанным мы считаем, что на волне популярности массовых

< открытых онлайн курсов нельзя забывать о внутривузовских традиционных электронных курсах, особенно в контексте реализации программ бизнес-образования.

В СГЭУ в качестве основы информационно-образовательной среды используется система управления обучением Moodle. Moodle — это система управления обучением с открытым исходным кодом. В настоящее время она находится на пике популярности: этой системой пользуются более чем в 200 странах мира более 600 тыс. образовательных заведений (из них около тысячи — из России).

Главным преимуществом Moodle являются достаточно широкие и разнообразные функциональные возможности. Данная система распространяется в открытом исходном коде; позволяет организовать обучение в активной форме; имеет широкие возможности для коммуникации; имеет возможность работать с любой системой оценивания; сохраняет полную информацию о работе студентов и преподавателей; соответствует разработанным стандартам; обеспечивает возможность работы людям различного образовательного уровня. В контексте реализации целей теории социального конструктивизма система Moodle содержит в себе большое количество интерактивных инструментов, с помощью которых можно эффективно реализовать общение слушателей друг с другом и преподавателем на основе коллективно выполняемых работ, т. е. выступает в качестве социальной сети, но с уклоном в образовательный процесс. На сегодняшний момент в Moodle поспешно интегрируются функции, необходимые для массовых курсов, но, к сожалению, эффективно использоваться как платформа массовых курсов она в ближайшее время скорее всего не сможет. С одной стороны, Moodle содержит большой функционал, которого еще нет в других МООС-ориентированных платформах, с другой — технические ограничения, доставшиеся в наследство от устаревшей базовой платформы, не позволяют развернуть действительно большую и эффективную МООС-площадку.

В то же время Moodle на сегодня является одним из наиболее эффективных инструментов для разработки и сопровождения традиционных онлайн курсов и обучения собственных студентов. Система поддерживает механизм Wiki страниц, что позволяет совместно писать документы группой студентов с помощью простого языка разметки в окне браузера, также в системе могут содержаться активные модули, а именно анкеты, глоссарии, задания, посещаемость занятий, лекции, опросы, рабочие тетради, семинары и многие другие. Система Moodle поддерживает большое количество стандартов тестовых заданий и эффективный инструментарий тестирования. Немаловажной особенностью является факт интеграции разнообразных социальных и мультимедиа служб. Основной целью Moodle является предоставление максимальных инструментальных возможностей для управления и содействия процесса обучения. По уровню своих возможностей Moodle сравним с практически любой коммерческой системой управления обучением.

о

к

ш

©

Наша информационно-образовательная среда, построенная на базе Moodle, кроме работы с основными потоками студентов, обеспечивает эффективное вза- ^ имодействие слушателей и преподавателей программ бизнес-образования, одной й из которых является программа подготовки кадров Федеральной контрактной системы РФ.

Электронный курс для слушателей программы повышения квалификации содержит < интерактивные лекции, промежуточные и итоговый тесты, задания для самостоятель- g ной работы, практические и лабораторные работы, отчеты по успеваемости курса, s систему балльно-рейтинговой оценки, дополнительные стимулирующие элементы. < В результате работы с таким электронным курсом в рамках системы формируется о комплекс «живых» материалов по дисциплине, в котором хранятся отчеты обучающих- Ее ся, отзывы преподавателей, результаты тестирований. Все эти материалы гармонич- ^ но дополняют первоначально созданный электронный курс. В отличие от учебно-ме- < тодического комплекса на бумажном носителе такой электронный курс со временем g саморазвивается. В процессе работы со слушателями по программам дополнитель- < ного образования мы используем весь накопленный в вузе опыт по организации эффективных занятий с использованием интерактивных и дистанционных образовательных технологий. Слушатели могут участвовать как в процессе очного обучения, так и дистанционного, в режиме виртуального присутствия. Данный режим дает возможность удаленным слушателям программы полностью погрузиться в учебный процесс. Удаленные слушатели могут в режиме реального времени контактировать как с преподавателем, так и со слушателями, находящимися в аудитории или удаленно. Данный режим работы позволяет проводить семинары, круглые столы между учащимися, территориально разделенными очень большими расстояниями с использованием возможностей платформы Adobe Connect. Результаты работы каждого слушателя автоматически размещаются в его балльно-рейтинговой карте. Анализ эффективности работы проводимых курсов с использованием современной информационно-образовательной среды СГЭУ показывает значительный прирост качества передаваемых знаний как за счет анализа результатов итоговых работ слушателей, так и в разрезе полученных от слушателей отзывов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными целевыми индикаторами реализации проекта являются:

1. Повышение эффективности деятельности кадров в области управления государственными контрактами, участников федеральной контрактной системы РФ, прошедших обучение в СГЭУ на программах повышения квалификации и переподготовки специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

2. Повышение уровня компетентности специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд через постоянно действующую систему повышения квалификации на базе ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет» в рамках проведения круглых столов, дискуссионных площадок, семинаров и конференций.

3. Снижение случаев неисполнения государственных контрактов, увеличение возможности борьбы с коррупцией, повышения качества проведения детального мониторинга и оценки исполнения государственных контрактов.

4. Объемы денежных средств, поступившие за оказание образовательных услуг по обучению и аттестации специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд, учитывающих особенности управления в государственном секторе РФ и международные стандарты на программах повышения квалификации и переподготовки на базе дистанционного обучения и инновационной инфраструктуры университета.

5. Получение коммерциализируемых результатов интеллектуальной деятельности через разработанные нормативно-правовые акты и учебно-методические мате-

2 риалы в области подготовки конкурентоспособных и высококомпетентных кадров 5 для функционирования контрактной системы России.

3 6. Повышение статуса и востребованности СГЭУ в сфере бизнес-образования среди

органов государственной и муниципальной власти, представителей бизнес-струк-

^ тур и профессиональной общественности.

<

° Литература

^

< 1. Горбатов С. В. Использование систем управления обучением в процессе организации

0 самостоятельной работы студентов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Модернизация профессионального

х образования: новые тенденции в управлении инновационным развитием экономических

к вузов». 2013. С. 99-102.

1 2. Печерская Э. П. Основные аспекты стратегического развития системы бизнес-образования

экономического университета // Вестник Самарского государственного экономического 5 университета. 2009. № 4(54). С. 63-67.

ш

Ö

References

1. Gorbatov S. V. Use of learning management systems in the course of the organization of independent work of students [Ispol'zovanie sistem upravleniya obucheniem v protsesse organizat-sii samostoyatel'noi raboty studentov] // Materials of the Russian scientific and practical conference of students, graduate students and young scientists «Modernization of professional education: new tendencies in management of innovative development of economic higher education institutions» [Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh «Modernizatsiya professional'nogo obrazovaniya: novye tendentsii v uprav-lenii innovatsionnym razvitiem ekonomicheskikh vuzov»]. 2013. P. 99-102. (rus)

2. Pecherskaya E. P. Main aspects of strategic development of system of a business education of economic university [Osnovnye aspekty strategicheskogo razvitiya sistemy biznes-obrazovaniya ekonomicheskogo universiteta] // Messenger of the Samara State university of Economics [Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta]. 2009. N 4(54). P. 6367. (rus)