Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЫРАБОТКИ «МЯГКИХ» НАВЫКОВ У КУРСАНТОВ И МАГИСТРОВ АКАДЕМИИ ГПС МЧС РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ'

ОСОБЕННОСТИ ВЫРАБОТКИ «МЯГКИХ» НАВЫКОВ У КУРСАНТОВ И МАГИСТРОВ АКАДЕМИИ ГПС МЧС РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«МЯГКИЕ» НАВЫКИ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / ПРИЁМ «ПЛЮС - МИНУС» / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ТРЕУГОЛЬНИК РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коростелева Марина Викторовна, Музыченко Анна Сергеевна, Скурко Елизавета Марковна

В статье анализируются универсальные компетенции («мягкие» навыки»), которые необходимо вырабатывать у современного специалиста наряду с профессиональными. Обосновывается важность и актуальность выработки таких навыков как коммуникабельность, умение работать в команде, лидерские качества и другие. Представлены практические примеры формирования таких навыков на занятиях по иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коростелева Марина Викторовна, Музыченко Анна Сергеевна, Скурко Елизавета Марковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF DEVELOPING “SOFT” SKILLS AT FOREIGN LANGUAGE CLASSES FOR CADETS AND MASTERS OF STATE FIRE ACADEMY OF EMERCOM OF RUSSIA

Universal competencies (“soft” skills), which must be developed in a modern specialist along with the professional ones are analyzed in the article. The importance and relevance of developing such skills as communication skills, the ability to work in a team, leadership qualities and others are justified. Practical examples of developing such skills in foreign language classes are presented.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЫРАБОТКИ «МЯГКИХ» НАВЫКОВ У КУРСАНТОВ И МАГИСТРОВ АКАДЕМИИ ГПС МЧС РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ»

DOI 10.25257/KB.2021.3.34-40 УДК 372.881.111.1

ОСОБЕННОСТИ ВЫРАБОТКИ «МЯГКИХ» НАВЫКОВ У КУРСАНТОВ И МАГИСТРОВ АКАДЕМИИ ГПС МЧС РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

КОРОСТЕЛЕВА Марина Викторовна

Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

МУЗЫЧЕНКО Анна Сергеевна

Кандидат филологических наук Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

СКУРКО Елизавета Марковна

Кандидат филологических наук, доцент Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

В статье анализируются универсальные компетенции («мягкие» навыки»), которые необходимо вырабатывать у современного специалиста наряду с профессиональными. Обосновывается важность и актуальность выработки таких навыков как коммуникабельность, умение работать в команде, лидерские качества и другие. Представлены практические примеры формирования таких навыков на занятиях по иностранному языку.

Ключевые слова: «мягкие» навыки, коммуникативный подход, приём «Плюс -Минус», ролевые игры, лингвострановедение, деятельностный подход, треугольник развития.

Стремительно меняющиеся реалии современной жизни бросают всё новые и новые вызовы всем областям человеческой жизнедеятельности, что напрямую затрагивает и рынок труда. Нанимая сотрудника на работу, работодатель оценивает не только его профессиональные навыки, подтверждённые документом об образовании и резюме, но также и личностные характеристики и качества, способствующие максимально эффективному выполнению профессиональных обязанностей. Вот почему в настоящее время в сфере образования всё большую значимость приобретает необходимость выработки у обучающихся помимо профессиональных навыков и компетенций (hard skills), так называемых «мягких» навыков (soft skill's) [1]. Рассмотрим, в чём заключается принципиальное различие между этими двумя группами навыков.

Термином hard skills («жёсткие» навыки) определяются профессиональные навыки, которым можно научить в ходе учебного процесса. Что касается soft skills, существуют различные варианты перевода этого выражения: элементарные, социальные, мягкие, гибкие и другие навыки. Авторы сознательно выбрали именно вариант «мягкие» навыки, как понятие, противоположное термину «твёрдые» навыки, чтобы чётко разграничить охватываемые этими понятиями сферы.

На протяжении всего периода обучения «жёстким» навыкам обучающиеся усваивают различные знания и вырабатывают компетенции, необходимые для их будущей профессиональной деятельности. Контроль качества обучения и формирования таких навыков осуществляется посредством различных форм проверки усвоения знаний (тестирование, контрольные работы, зачёты, экзамены). Говоря об изучении иностранного языка, под «жёсткими» навыками понимаются ключевые навыки владения видами речевой деятельности, которые включают в себя чтение, письмо, говорение и аудирование.

Термин soft skills охватывает универсальные (социальные, интеллектуальные и волевые) компетенции, которые не поддаются количественному измерению. Иногда их также

называют личными качествами, потому что они во многом зависят от характера и личностных качеств человека и приобретаются с личным опытом. Тем не менее, эти навыки можно и нужно вырабатывать у обучающихся наряду с hard skills, поскольку для успешной реализации в будущей профессии необходимо наличие как профессиональных, так и личностных компетенций.

К soft skills относятся следующие навыки:

— коммуникабельность;

— критическое мышление;

— организованность;

— умение работать в команде;

— креативность;

— пунктуальность;

— уравновешенность;

— умение решать сложные задачи;

— лидерские качества;

— гибкость.

Термины hard и soft skills берут начало в военном деле. В 1959 году армия США начала разрабатывать научно обоснованный подход к подготовке военнослужащих. В ходе разработки исследователи выявили важность для военнослужащих не только профессиональных навыков (hard skills), но и универсальных компетенций (soft skills). Было сформулировано следующее различие между soft и hard skills: hard skills являются навыками работы преимущественно с техникой, в то время как soft skills — навыками работы с людьми и бумагами. Эти термины успешно прижились в военной науке и психологии и перешли в свободное употребление в других сферах, в том числе в образовании. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что soft skills — это компетенции будущего. Из двух специалистов, обладающих одинаковым уровнем профессиональной подготовки, гораздо больших успехов добьется тот, у кого хорошо развиты «мягкие навыки», то есть универсальные компетенции.

В приведённом на рисунке «Треугольнике развития» помимо «жёстких» и «мягких» навыков представлен также третий компонент — личность [2]. Здесь имеются в виду врождённые черты характера, а также установки по отношению к окружающему миру, привитые

в детстве родителями и педагогами в школе. Сюда входят такие понятия как патриотизм, уважение к людям (в том числе к коллегам и подчинённым), забота об окружающей среде, высокие нравственные и моральные принципы. В Академии ГПС МЧС России формирование этих качеств осуществляется в рамках воспитательной работы преподавателей кафедры иностранных и русского языков с обучающимися, проводимой как во внеурочное время (например, общеакадемический конкурс «Моя малая Родина»), так и на занятиях (беседы на этические темы, личный пример преподавателя). Очевидно, что только сбалансированная выработка всех этих компонентов является залогом становления настоящего профессионала.

Личностные черты, установки и картина мира

Личность

Экспертиза в области профессиональных вопросов

Hard skills

М

сти к х

Мотивация развитию

Коммуникативные, лидерские, командные

_1 и прочие социально-

психологические

Soft skills навыки к°т°рые

вам пригодятся везде

Треугольник развития

От того, насколько будут сформированы надпрофессиональные компетенции, то есть «мягкие» навыки у обучающихся, зависит, станут ли они востребованными специалистами в области пожарной и техносферной безопасности по окончании Академии и смогут ли работать в одной команде с иностранными коллегами над решением профессиональных задач.

Как известно, в настоящее время МЧС России осуществляет всестороннее сотрудничество с ведомствами по чрезвычайным ситуациям иностранных государств и профильными международными организациями, организует оказание помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций, катастроф, тушении крупных пожаров. Выпускники вузов ведомства участвуют в международных гуманитарных проектах, программах

и операциях, создавая и укрепляя имидж МЧС России в мировом сообществе; подразделения российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования участвуют в соответствующих операциях за рубежом. В рамках международного сотрудничества сегодня действуют более 50 международных соглашений о взаимодействии и оказании помощи с зарубежными странами.

Все это свидетельствует о том, что чрезвычайному ведомству в настоящее время необходимы такие сотрудники, которые обладали бы не только профессиональными компетенциями в своей области, но и гибким критическим мышлением, были способны адаптироваться к любым сложным условиям и быстро принимать единственно правильные решения, так как именно от этого умения зависит спасение жизни людей и сохранение имущества.

В свете вышеизложенного авторы считают, что на занятиях в вузах пожарно-техниче-ского профиля, в частности, по иностранному языку необходимо уделять большое внимание развитию «мягких» навыков обучающихся — будущих сотрудников МЧС.

Усиленная работа по раскрытию потенциала гибких навыков у обучающихся, связана с выходом форм и методов процесса обучения на новый уровень, где развитию командной работы, навыкам коммуникации, критическому мышлению, лидерским качествам уделяется не меньшее количество времени, чем формированию «твёрдых» навыков.

Анализ научных источников по проблеме развития «мягких» навыков выпускника вуза, привёл к выводу, что для реализации универсальных компетенций, относящихся к над-профессиональным навыкам, повышающим эффективность деятельности будущих специалистов, нужна совокупность подходов и разнообразие форм и методов обучения [3—5].

На занятиях по иностранному языку в Академии ГПС МЧС России для развития «мягких» навыков у обучающихся преподаватели кафедры иностранных и русского языков применяют комплексный подход, состоящий из коммуникативного, деятельностного и лингво-страноведческого подхода. Все «мягкие навыки»,

которые необходимо формировать и развивать у обучающихся, можно подразделить на несколько категорий.

Коммуникативные навыки.

Для развития «мягких» навыков этой категории на занятиях применяется коммуникативный и лингвострановедческий подход. Коммуникативный подход формируется посредством многообразия форм, методов и приёмов: дебаты, ролевые игры, круглые столы и т. д. Ролевая игра рассматривается как одна из самых точных моделей общения, поскольку она симулирует реальные жизненные и рабочие ситуации и в ней переплетается речевое и неречевое поведение участников.

Рассмотрим фрагмент урока с использованием ролевой игры по теме «Пожарное и аварийно-спасательное оборудование» с курсантами 2 курса факультета пожарной и тех-носферной безопасности (ФП и ТБ).

Подготовка к игре проходит в 4 этапа. Сначала идёт актуализация лексического материала, соответствующего теме занятия. Далее обучающиеся читают диалог и подбирают соответствующие реплики, выписывают речевые клише, затем ставится проблема, требующая разрешения в ходе игры, распределяются роли. В качестве заключительного этапа проводится анализ игры и подводятся итоги.

1 этап. Подготовительный. Обучающиеся повторяют лексику по теме «Пожарное и аварийно-спасательное оборудование», выполняя разнообразные упражнения:

— Match the verbs from the box with the nouns given below to make word combinations.

— Look at the fire point stand and name all the devices you see on it.

— Look at the pictures A-F, unscramble the words 1-6 to match them with the pictures.

— Put the words and word combinations into three groups according to their meanings.

2 этап. Работа над диалогом. Обучающиеся читают диалог, подбирают соответствующие реплики, переводят его и выписывают речевые клише: to alert everyone, to activate the alarm, to extinguish the fire, to take the bar and ax, to fill in the buckets with water/sand, initial stage, etc.

3 этап. Работа над составлением собственного диалога. Обучающиеся делятся на три группы:

офицер пожарной охраны, гость гостиницы, жюри. Затем обучающимся предлагается следующая ситуация для ролевой игры по теме «Пожарное и аварийно-спасательное оборудование»: You are a fire officer staying in a hotel. One of the guests was too careless to smoke in bed. The linen caught fire and the guest ran out of his room in terror shouting "Fire!" Give the guest instructions how to use the first aid appliances on the fire point stand before the fire crew arrives.

4 этап. Заключительный. Подведение итогов. В конце игры преподаватель и члены жюри оценивают речевые и актёрские действия обучающихся, а также отмечают недочёты и ошибки. Далее обучающиеся путём голосования выбирают лучших.

Коммуникативный подход во многом связан с лингвострановедческим подходом к обучению иностранному языку, поскольку он учитывает взаимодействие культуры и языка и представляет данный процесс в виде целостной структуры, в которой язык изучается в культурном и историческом контексте.

Навыки критического мышления.

Навыки критического мышления необходимы для решения проблем и принятия решений. Речь идёт о способности идентифицировать проблему и анализировать информацию из нескольких источников, оценивать варианты, чтобы прийти к разумному выводу. Исследователи проблемы развития критического мышления у обучающихся подчеркивают, что студент, обладающий данными навыками, «владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нём структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой учащийся чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы» [6].

Эти навыки формируются посредством аналитического и критического чтения и письма, в процессе которого обучающиеся учатся анализировать лексику, понимать структуру текста, анализировать проблематику текстового материала (так называемое problem-solving).

Для развития навыков критического мышления на занятиях по иностранному языку используются задания, соответствующие трём высшим уровням пирамиды Б. Блума [7]:

— анализ (analysis): проанализируйте (analyse), сравните (compare), проверьте (check);

— синтез (synthesis): сгруппируйте (combine), сформулируйте(formulate), дайте критическую оценку (critisize), напишите план (plan);

— оценка (evaluation): сделайте вывод (conclude), докажите (justify), оцените (assess).

Структура технологии развития критического мышления посредством чтения и письма логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В данной технологии выделяют три фазы: evocation (вызов, пробуждение), realization (осмысление новой информации), reflection (рефлексия) и соблюдение определённых условий: активность участников процесса, разрешение высказывать различные «рискованные» идеи и т. д.

На первой стадии (вызов) основная задача — мотивировать обучающихся на дальнейшую работу и направить их внимание на уже имеющиеся знания.

На второй стадии (осмысление) идёт работа с информацией, а приёмы и методы технологии развития критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

На третьей стадии (рефлексия) информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

На стадии вызова хорошо работает приём «Плюс—Минус—Вопрос/Интересно», создателем которой является Э. де Боно [8]. Обучающимся предлагается проанализировать факты с точки зрения их положительных или отрицательных сторон «Плюс»/«-Минус», в то время как «?/Интересно» предназначается для того, чтобы обучающиеся записывали интересующие их вопросы, факты и мысли.

Например, нам необходимо выяснить, является ли быстро затвердевающая пена технологией будущего в пожаротушении. Заполним таблицу имеющейся информацией, а свои

вопросы обучающиеся заносят в её последнюю колонку. На заключительном этапе работы по теме происходит обсуждение поставленных вопросов.

Пример использования приёма «Плюс-Минус-Вопрос/Интересно»

Заполнение данной таблицы также может быть эффективным при работе с информацией на второй стадии (осмысление содержания прочитанного) и на третьей (систематизация и оценка полученной информации.

Управленческие навыки и умение работать в команде.

Для формирования управленческих навыков преподаватели используют деятельност-ный подход. Ролевые игры, проектно-группо-вая деятельность, направленная на освоение различных языковых аспектов, прививают такие качества, как умение работать в команде и разрешать конфликты, и тем самым вносят вклад в совершенствование у обучающихся личностно-психологических качеств и управленческих навыков. На каждой стадии разработки проекта тренируются различные виды компетенций: распределение ролей (лидерство), обсуждение (социальные компетенции), исследовательская работа (интеллектуальные компетенции), презентация проекта (социальные компетенции).

По мнению И. А. Зимней, компетенции межличностного взаимодействия (к которым относится и командная компетенция) являются ключевыми компетенциями выпускника [9]. В процессе обучения иностранному языку вовлечение обучающихся в иноязычную коммуникацию происходит более успешно, если связать

решение проблемных ситуаций с работой в команде. Обучающиеся, объединённые для решения одной задачи, учатся взаимодействовать друг с другом, адаптироваться к изменяющимся ситуациям, сотрудничать, то-лерантно воспринимать чужие взгляды, быть ответственными не только за себя, но и за свою команду и т. д. Мы считаем, что формирование командной компетенции быстрее всего происходит при применении технологии совместных проектов.

В качестве примера приведём проект, выполненный курсантами 2 курса ФП и ТБ по теме «Motorized fire and rescue vehicles». Цель проекта — изучение новых пожарных машин, разработанных учёными Академии, с использованием каталогов, изданных в Академии ГПС МЧС России; прогнозирование новых путей развития и совершенствования пожарно-спасательной техники; самостоятельная разработка нового пожарного автомобиля (командная работа).

Работа строилась следующим образом:

1) деление на команды;

2) выбор лидера и спикера в каждой команде;

3) проведение общего «мозгового штурма» для генерации идей;

4) определение сроков выполнения проекта.

Генерация идей в форме мозгового

штурма «brain storm» и непосредственно презентация своей модели автомобиля проводились на занятии по иностранному языку. Курсанты разделились на две группы и обменялись идеями насчёт функциональных особенностей и дизайна будущего пожарного автомобиля на английском языке. Подготовка презентации проводилась курсантами самостоятельно. Достижение результата общими усилиями и последующий выбор лучшего проекта общим голосованием группы продемонстрировали сформированность навыка работы в команде, тем самым доказывая потенциал занятий по иностранному языку для выработки «мягких» навыков.

Методика, нацеленная на формирование у обучающихся Академии «мягких» навыков, была внедрена на занятиях по иностранному языку преподавателями кафедры в 2020 году.

Плюс Минус Вопрос/Интересно

Fast-hardening foam is biodegradable, thermally stable and durable It cannot be applied on all classes of fires. Can it be applied at ammunition depots? Can it be applied at high-bay warehouses?

Именно в это время на кафедре были созданы новые учебные пособия практически по всем направлениям подготовки, которые включают в себя систему современных и разнообразных приёмов и форм обучения, коммуникативных заданий, позволяющих развивать не только традиционные умения и навыки, относящиеся к «жёстким» навыкам, но и изменять формат занятий и внедрять ролевые игры, проектные методы, учить критически мыслить.

Отметим, что для подготовки конкурентоспособных, высоко профессиональных специалистов, обладающих значительным багажом теоретических знаний, умением работать на высокотехнологичном, инновационном оборудовании и при этом имеющих сформированные надпрофессиональные, универсальные компетенции, необходимо развивать «мягкие» навыки у обучающихся на занятиях по всем дисциплинам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Shubhangi S. Hard skills — definition, importance and examples [Электронный ресурс] // Management Essentials, Marketing Essentials, July 21, 2019. Режим доступа: https:// www.feedough.com/hard-skills-definition-importance-examples (дата обращения 01.09.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Жадько Н. В., ЧуркинаМ. Л. Обучение hard skills и soft skills [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/hr-portal.ru/article/hard skills-i-soft skills-v-chyom-raznica

(дата обращения 05.09.2021).

3. Коротких Е. Г., Носенко Н. В. Место дисциплин образовательного блока «иностранный язык» в системе формирования «жёстких» и «мягких» навыков у студентов языковых

и неязыковых специальностей/направлений подготовки [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2020. Вып. 2. С. 10. D0I:10.17513/spno.29606

4. Hemant Lata Sharma, Priyamvada PMI (Plus-Minus-Interesting): A creative thinking strategy to foster critical thinking // International Journal of Academic Research and Development. 2017. Vol. 2, iss. 6, pp. 974-977.

5. Валеева Э. Э. Развитие мягких навыков у аспирантов посредством дисциплины «иностранный язык» [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки

и образования. 2019. Вып. 5. С. 57. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=29252 (дата обращения 05.09.2021).

6. Гусенова Ф. Л. Значение развития критического мышления на уроках физики // StudNet. 2020. № 7. C. 253-259. D0I:10.24411/2658-4964-2020-10062

7. Мурзагалиева Л. Е, Утегенова Б. М. Сборник заданий и упражнений. Учебные цели согласно таксономии Блума. Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2015. 54 с.

8. Боно де Э. Гениально! Инструменты решения креативных задач. Пер с англ. М.: Альпина Паблишер, 2015. 381 с.

9. Зимняя И. Л. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М.: 2004. 42 с.

PECULIARITIES OF DEVELOPING "SOFT" SKILLS AT FOREIGN LANGUAGE CLASSES FOR CADETS AND MASTERS OF STATE FIRE ACADEMY OF EMERCOM OF RUSSIA

KOROSTELEVA Marina

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

MUZYCHENKO Anna

PhD in Philology

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

SKURKO Elizaveta

PhD in Philology, Associate Professor

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

Abstract: Universal competencies ("soft" skills), which must be developed in a modern specialist along with the professional ones are analyzed in the article. The importance and relevance of developing such skills as communication skills, the ability to work in a team, leadership qualities and others are justified. Practical examples of developing such skills in foreign language classes are presented.

Key words: "soft" skills, communicative approach, "Plus - Minus" technique, role-playing games, linguistic studies, activity approach, development triangle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.