Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ У МАГИСТРОВ ФАКУЛЬТЕТА РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ В АКАДЕМИИ ГПС МЧС РОССИИ'

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ У МАГИСТРОВ ФАКУЛЬТЕТА РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ В АКАДЕМИИ ГПС МЧС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДЯЩИЕ РАБОТНИКИ / СИТУАТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ / НАВЫКИ ГОВОРЕНИЯ И АУДИРОВАНИЯ / LEADING STAFF OFFICERS / SITUATIONAL USAGE OF A FOREIGN LANGUAGE / INCREASING SELF-APPRAISAL / SPEAKING AND LISTENING SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скурко Елизавета Марковна, Музыченко Анна Сергеевна

Статья посвящена вопросу выявления мотивов, побуждающих обучающихся на факультете руководящих кадров (направление подготовки «Государственное и муниципальное управление»), изучать иностранный язык. Определены методы, позволяющие интенсифицировать процесс формирования коммуникативных компетенций, и приведены примеры заданий, ролевых ситуаций и диалогов, которые могут быть использованы преподавателями на занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING MASTERS’ MOTIVATION TO LEARNING FOREIGN LANGUAGE FOR SPECIFIC PURPOSES AT THE FACULTY OF LEADING STAFF OFFICERS

PURPOSE. The article deals with the motives inducing Masters of the faculty of Leading Staff Officers (specialty - State Municipal Management) to learn foreign language for specific purposes. METHODS. The authors have studied the main motives inducing the target group of students - leading staff officers in the field of Fire Service management - to learn foreign language for specific purposes. FINDINGS. The research carried out allows to claim that the efficient motive for their learning foreign language is its situational usage, namely: business trips abroad, taking part in international events and experience exchange with foreign colleagues (conferences, visits of foreign delegations). Our leading staff officers want to feel confident, to understand foreign speech and to be able to speak on every day and professional topics with their foreign colleagues.We can also mention here some more, nonetheless important motives - increasing self-appraisal, self-confidence and awareness that the leader can fit any situation and comply with all the requirements and expectations set on them. RESEARCH APPLICATION FIELD. Examples of developing speaking and listening skills within the framework of the topic “Business Trip Abroad”, tasks, dialogues and cards for role-play as well as the methods of working with them can be used by teachers at the lessons. CONCLUSIONS. High degree of motivation significantly influences the effectiveness of learning foreign languages and it follows that motivation increase is a very important component of the teaching process.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ У МАГИСТРОВ ФАКУЛЬТЕТА РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ В АКАДЕМИИ ГПС МЧС РОССИИ»

УДК 372.88.1

Скурко Е. М., Музыченко А. С.

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ У МАГИСТРОВ ФАКУЛЬТЕТА РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ В АКАДЕМИИ ГПС МЧС РОССИИ

Статья посвящена вопросу выявления мотивов, побуждающих обучающихся на факультете руководящих кадров (направление подготовки «Государственное и муниципальное управление»), изучать иностранный язык. Определены методы, позволяющие интенсифицировать процесс формирования коммуникативных компетенций, и приведены примеры заданий, ролевых ситуаций и диалогов, которые могут быть использованы преподавателями на занятиях.

Ключевые слова: руководящие работники, ситуативное использование иностранного языка, повышение самооценки, навыки говорения и аудирования.

Наряду с общими принципами и методами обучения иностранному языку в вузе существует специфика работы с различными целевыми группами (студентами, курсантами, адъюнктами, руководящими кадрами, получающими второе или третье высшее образование).

Прежде всего надо учитывать, что обучающиеся на факультете руководящих кадров по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере» - это взрослые люди, сложившиеся личности. Иностранный язык они изучали в среднем 7-15 лет назад, и большинство из них после окончания вуза не имели языковой практики.

Далее, немаловажным представляется тот факт, что обучающиеся имеют практический опыт руководства различными подразделениями, и для них привычнее давать указания и ставить задачи подчиненным, чем выполнять задания преподавателя. Соответственно, такая смена ролей и длительное отсутствие языковой практики могут создавать определенный психологический барьер на пути к успешному усвоению учебного материала и выработке необходимых компетенций. Опираясь на практический опыт работы в группах магистров, можно сделать вывод, что эффективному преодолению психологического барьера способствует формирование мотивации к изучению иностранного языка и заинтересованности в получении реальных результатов.

Мотивы, побуждающие к изучению иностранных языков, могут быть различны. Применительно ко взрослой аудитории одним из наиболее действенных мотивов является перспектива применения иностранного языка в работе (на текущем месте работы, для карьерного роста, при поиске новой вакансиии т. п.). Для рассматриваемой целевой группы - руководящие работники в области управления в пожарной охране - данный мотив

не может быть доминирующим, поскольку ввиду специфики их профессиональной деятельности у них не будет необходимости постоянного и регулярного применения полученных знаний. Скорее можно говорить о ситуативном использовании иностранного языка, например, во время заграничных служебных командировок, при участии в международных мероприятиях и обмене опытом с зарубежными коллегами (конференции, симпозиумы, семинары и др.), при приёме иностранных делегаций. На наш взгляд, такой мотив может быть весьма действенным для побуждения обучающихся к овладению иностранным языком. Наши руководящие работники хотят чувствовать себя уверенно, понимать иноязычную речь и уметь вести беседу на общие и профессиональные темы. Здесь же можно говорить о других весьма значимых мотивах, а именно: о повышении самооценки и уверенности в себе, а также об осознании того, что в любой ситуации руководитель соответствует предъявляемым к нему требованиям и возлагаемым ожиданиям. Исходя из вышеизложенного, особенно важными для повышения мотивации представляются приобретаемые навыки аудирования и говорения, поскольку именно эти навыки задействованы в устном общении. Рассмотрим методы и приемы формирования данных навыков для их дальнейшего применения в профессиональной деятельности.

Применительно к рассматриваемой целевой аудитории наиболее сложным видом речевой деятельности считается аудирование, поскольку у большинства обучение аудированию ранее присутствовало в минимальном объеме или отсутствовало вовсе. Важно учитывать и возрастной фактор, так как многие обучающиеся, как уже отмечалось, закончили вузы более 10 лет назад. Следовательно, для получения желаемого результата надо

максимально грамотно выстроить занятия по иностранному языку, продвигаясь от простого к сложному и постепенно формируя и развивая соответствующие навыки.

В качестве примера рассмотрим формирование навыков аудирования и говорения в рамках темы «Деловая поездка за рубеж». Тема включает в себя следующие разделы:

- аэропорт, гостиница;

- осмотр достопримечательностей;

- светская беседа;

- искусство ведения переговоров.

Как следует из данной тематики, умения понимать иноязычную речь на слух и осуществлять монологические и диалогические высказывания являются здесь ключевыми.

Работа по каждой теме, входящей в данный раздел, начинается с введения и закрепления активной лексики и грамматического материала. После того как лексико-грамматический материал усвоен и закреплён в достаточной мере, на базе усвоенного материала обучающиеся выполняют ряд тренировочных упражнений, направленных на формирование навыков аудирования и говорения. Вначале им предлагается мини-тест на аудирование со зрительной опорой. На интерактивной доске представлен текст с пробелами, которые нужно заполнить в ходе прослушивания. Для ускорения и повышения эффективности процесса обучающиеся получают этот же тест в виде раздаточного материала.

Пример текста по теме «Аэропорт»

Task 1. Listen and fill in the blanks.

A: ( ) please...

B: Yes. I'm ( ) to Hong Kong via Los Angeles today... .

A: All right, ma'am... May I have your ( ) and ticket,

please?

B: ( ). Here's my passport ... and let's see ... where's

my ( ). Oh, yes, here it is, in my purse. Here you ( ).

A: Thank you. What ( ) of seat would you like?

B: An ( ) seat, please, near the front of the ( ).

Обучающиеся прослушивают текст дважды и заполняют пробелы. Затем проводится проверка выполнения задания в форме фронтального опроса, исправление и анализ допущенных ошибок. Практика показывает, что примерно 75-80 % обучающихся демонстрируют хорошее понимание речи на слух и заполняют пробелы без ошибок, что значительно повышает самооценку и желание закрепить и развить полученные результаты.

Следующее задание на выработку навыков аудирования более сложное, поскольку выполняется без зрительной опоры. Обучающимся предлагается дважды прослушать диалог и затем воспроизвести его по ролям. В качестве поддержки на экране показаны отдельные слова и выражения без перевода. Предварительно проводится беглый

опрос этих слов и проверяется их знание. В основном это активная лексика по темам, представленная и разобранная в начале их изучения. Новые слова даются с русским эквивалентом, например: smoke-free room - номер для некурящих; overlooking the city - с видом на город.

Пример диалога по теме «Гостиница»

Task 2. Listen and then role-play the dialogues with a partner

Clerk: Good afternoon, ma'am. Welcome to the Plaza Hotel. How may I help you?

Guest: Yes... I have a room reservation... .

Clerk: All right. What name is the reservation under, please?

Guest: Utako Chihara.

Clerk: Ah, yes, here it is, Ms. Chihara. You will be staying with us for four nights?

Guest: Yes, that's right. Is it possible to have a smoke-free

room?

Clerk: Yes, of course. Do you have any other preferences?

Guest: Well, actually, are there any rooms available on an upper floor? I'd like a room with a view.

Clerk: Let's see ... yes, we have a room on the 38th floor overlooking the city.

Guest: Perfect. It sounds great.

Clerk: Ms. Chihara, will you be paying in cash or by credit

card?

Guest: I'll be paying in cash.

Clerk: All right, would you please fill out this registration

form?

Guest: Certainly.

При подготовке диалога обучающиеся могут использовать активные слова, показанные на экране. Использование других лексических единиц по теме также поощряется, основная задача -применить полученную в процессе аудирования информацию для ведения беседы. Практика показывает, что успешное выполнение подобных заданий придает обучающимся уверенность в собственных силах, снимает психологический барьер к говорению, и, следовательно, усиливают мотивацию к дальнейшему изучению иностранного языка.

Следующее задание также нацелено на развитие навыков говорения, но без предварительного прослушивания текста по теме. Это ролевая игра, которая проводится в конце изучения темы для контроля усвоения пройденного лексико-грамматического материала и уровня сформиро-ванности общекультурных и общепрофессиональных коммуникативных компетенций (ОК-1, ОК-3, ОПК-2). Обучающиеся разбиваются на пары и получают карточки. В каждой карточке указана тема - ситуация, действующие лица и отдельные слова и выражения для использования в диалоге. Время подготовки - 3-4 минуты.

Раздаточная карточка для ролевой игры по теме «На таможне» ("At the Customs")

At the Customs: Customs Officer - Traveller

Customs restrictions; to fall under restrictions; to declare (at the Customs); to go through the customs; to fill in/out a customs declaration; to inspect one's luggage; duty-free items/goods; personal effects/belongings.

Как правило, обучающиеся выполняют данный вид работы охотно и с энтузиазмом, иногда демонстрируя весьма креативный подход. По желанию они могут подготовить два или три диалога на разные темы в рамках изученного раздела. Таким образом, ролевые игры помогают провести контроль сформированности навыков говорения по теме.

Подводя итоги, можно говорить о том, что высокая степень мотивации существенно влияет на эффективность изучения иностранного языка, следовательно, повышение мотивации различными способами является важным элементом процесса обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агабекян И. П. English for Managers. Английский для менеджеров. Учебное пособие. - М.: Проспект, 2007. - 352 с.

2. Андрюшкин А. П. Business English. Деловой английский язык. Учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2008. - 332 с.

3. Business as Usual: an Integrated Approach to Learning English [Электронный ресурс] // Seibido [сайт]. Режим доступа: http://www.seibido.co.jp (дата обращения 13.01.2017).

4. Lowe Susan, Pile Luise. Business English Language Practice [Электронный ресурс] // Delta Publishing Со [сайт]. Режим доступа: http://www.deltapublishingco.uk (дата обращения 13.02.2017).

5. Романова И. Н. Мотивация как важная составляющая при изучении профессионального иностранного языка курсантов высших учебных заведений МЧС России // Техносферная безопасность. - 2015. - № 1 (6). - С. 74-77.

6. Скурко Е. М., Коростелева М. В. Культурологический аспект обучения иностранным языкам как основа повышения мотивации обучающихся // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. - 2015. - № 2. - С. 40-43.

7. Музыченко А. С., Шейко А. А. Повышение эффективности усвоения профессиональной терминологии через контроль усвоения лексики // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. - 2016. - № 3. - С. 77-80.

8. Аксенова О. В. Повышение мотивации обучения английскому языку взрослых студентов начального уровня // Инновационное образование и экономика. - 2015. - Т. 1, № 17. -С. 108-110.

9. Крет М. В. Влияние мотивации достижения и стремления к успеху на динамику обучения взрослых иностранному языку // Северо-Кавказский психологический вестник. -2009. - Т. 7, № 2. - С. 23-26.

10. Локосова А. С. Изменение мотивационно-ценностной сферы личности взрослых профессионалов в ходе обучения деловому английскому языку: На материале слушателей президентской программы: автореф. дисс. ... на соиск. учён. степ. канд. психол. наук (19.00.13) / Локосова Александра Степановна. - Рост. гос. ун-т. - Ростов-на-Дону, 2004. - 21 с.

Материал поступил в редакцию 17 октября 2016 года.

Skurko E., Muzychenko A.

INCREASING MASTERS' MOTIVATION TO LEARNING FOREIGN LANGUAGE FOR SPECIFIC PURPOSES AT THE FACULTY OF LEADING STAFF OFFICERS

ABSTRACT

Purpose. The article deals with the motives inducing Masters of the faculty of Leading Staff Officers (specialty - State Municipal Management) to learn foreign language for specific purposes.

Methods. The authors have studied the main motives inducing the target group of students - leading staff officers in the field of Fire Service management -to learn foreign language for specific purposes.

Findings. The research carried out allows to claim that the efficient motive for their learning foreign language is its situational usage, namely: business trips abroad, taking part in international events and experience exchange with foreign colleagues (conferences, visits of foreign delegations). Our leading staff officers want to feel confident, to understand foreign speech and to be able to speak on every day and professional topics with their foreign colleagues. We can also mention here some more, nonetheless

important motives - increasing self-appraisal, self-confidence and awareness that the leader can fit any situation and comply with all the requirements and expectations set on them.

Research application field. Examples of developing speaking and listening skills within the framework of the topic "Business Trip Abroad", tasks, dialogues and cards for role-play as well as the methods of working with them can be used by teachers at the lessons.

Conclusions. High degree of motivation significantly influences the effectiveness of learning foreign languages and it follows that motivation increase is a very important component of the teaching process.

Key words: leading staff officers, situational usage of a foreign language, increasing self-appraisal, speaking and listening skills.

REFERENCES

1. Agabekian I.P. Angliiskii dlia menedzherov [English for Managers]. Moscow, Prospekt, 2007. 352 p.

2. Andriushkin A.P. Delovoiangliiskiiiazyk [Business English]. Moscow, Dashkov i K, 2008. 332 p.

3. Business as Usual: an Integrated Approach to Learning English. Available at.: http://www.seibido.co.jp (accessed 13 February, 2017). (in Russ.).

4. Lowe Susan, Pile Luise. Business English Language. Available at.: http://www.deltapublishingco.uk (accessed 13 February, 2017). (in Russ.).

5. Romanova I.N. Motivation as an important component in the professional foreign language study for cadets of Higher Educational Institutions of the Russian Emergencies Ministry. Tekhnosfernaia bezopasnost', 2015, no. 1 (6), pp. 74-77.

6. Skurko E., Korosteleva M. The importance of cultural aspect for enhancing students' motivation to learn foreign languages at the State Fire Academy of EMERCOM of Russia. Pozhary i chrezvychainye situatsii: predotvrashchenie, likvidatsiia, 2015, no. 2, pp. 40-43. (in Russ.).

7. Muzychenko A., Sheiko A. Improving effectiveness of professional terminology mastering through the vocabulary mastering control. Pozhary i chrezvychainye situatsii: predotvrashchenie, likvidatsiia, 2016, no. 3, pp. 77-80. (in Russ.).

8. Aksenova O. Ways to encourage motivation to learn english for adult students of starter level. Innovatsionnoe obrazovanie i ekonomika, 2015, vol. 1, no. 17, pp. 108-110.

9. Kret M.V. Influence of the achievement motivation and desire for success upon adults dynamics of learning a foreign language. Severo-Kavkazskii psikhologicheskii vestnik, 2009, vol. 7, no. 2, pp 23-26.

10. Lokosova A.S. Izmenenie motivatsionno-tsennostnoi sfery lichnosti vzroslykh professionalov v khode obucheniia delovomu angliiskomu iazyku: Na materiale slushatelei prezidentskoi programmy [The change in the motivational value sphere of the personality of adult professionals in learning business English On the materials of listeners of the presidential program. Cand. psych. sci. abstract. diss.]. Rostov-on-Don Publ., 2004, 21 p.

Elízaveta Skurko Anna Muzychenko

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.