Научная статья на тему 'Психологический аспект образовательной среды подготовки специалистов в ведомственных учреждениях среднего образования: особенности формирования'

Психологический аспект образовательной среды подготовки специалистов в ведомственных учреждениях среднего образования: особенности формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИКА В ВЕДОМСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PSYCHOLOGICAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL PSYCHOLOGY / PEDAGOGY / PEDAGOGY IN DEPARTMENTAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александров А.А., Малыгина О.И.

Рассмотрены ключевые вопросы организации психологического аспекта образовательной среды для курсантов ведомственных учебных заведений среднего образования. Актуальность проблемы определяется зависимостью эффективности образовательного процесса в целевых учреждениях от условий образовательной среды, в том числе психологических, которые предполагают мотивационный, организационный и психологический компоненты. Предложен ряд рекомендательных инкрементальных мер по формированию психологической среды образовательного процесса, а также подчеркнуты основные аспекты, на которые необходимо обратить внимание при разрешении проблемы в условиях конкретного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александров А.А., Малыгина О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGICAL ASPECT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR TRAINING SPECIALISTS IN DEPARTMENTAL INSTITUTIONS OF SECONDARY EDUCATION: FEATURES OF THE FORMATION

In the article resented we examined key aspects of forming the psychological side of education for military-oriented and emergency-oriented schools. As long as we are concerned, efficient inbuilt strategies of psychological development in terms of organizing educational environment are a key of further development of professional competences in the field examined. Apart from investigation into the problem we offer some basic incremental recommendation regarding to possible solutions of the problem in terms of a specific school.

Текст научной работы на тему «Психологический аспект образовательной среды подготовки специалистов в ведомственных учреждениях среднего образования: особенности формирования»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЕДОМСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

А.А. Александров, кандидат психологических наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. О.И. Малыгина.

Санкт-Петербургский государственный университет

Рассмотрены ключевые вопросы организации психологического аспекта образовательной среды для курсантов ведомственных учебных заведений среднего образования. Актуальность проблемы определяется зависимостью эффективности образовательного процесса в целевых учреждениях от условий образовательной среды, в том числе психологических, которые предполагают мотивационный, организационный и психологический компоненты. Предложен ряд рекомендательных инкрементальных мер по формированию психологической среды образовательного процесса, а также подчеркнуты основные аспекты, на которые необходимо обратить внимание при разрешении проблемы в условиях конкретного учреждения.

Ключевые слова: образовательная среда, психологическая среда, психология образования, педагогика, педагогика в ведомственных учреждениях

THE PSYCHOLOGICAL ASPECT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR TRAINING SPECIALISTS IN DEPARTMENTAL INSTITUTIONS OF SECONDARY EDUCATION: FEATURES OF THE FORMATION

А.А. Aleksandrov. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia. O.I. Malygina. Saint-Petersburg state university

In the article resented we examined key aspects of forming the psychological side of education for military-oriented and emergency-oriented schools. As long as we are concerned, efficient inbuilt strategies of psychological development in terms of organizing educational environment are a key of further development of professional competences in the field examined. Apart from investigation into the problem we offer some basic incremental recommendation regarding to possible solutions of the problem in terms of a specific school.

Keywords: educational environment, psychological environment, educational psychology, pedagogy, pedagogy in departmental institutions

В отличие от классических высших учебных заведений учреждения подготовки кадров для МЧС России имеют отличительную особенность, так как занимаются подготовкой кадров для решения вопросов, связанных с ликвидацией и локализацией чрезвычайных ситуаций (ЧС). Подобного рода профессии могут быть прямо отнесены к опасным, в связи с чем к профессиональным компетенциям и личности будущих сотрудников таких ведомств предъявляются определенные требования.

По мнению ряда исследователей проблемы - В.В. Харина, О.В. Стрельцова, С.И. Рюминой [1] - психологический портрет любого сотрудника целевого ведомства должен отражать ряд особенностей, которые соответствуют его профессиональной

подготовленности к подобной службе, которая, в свою очередь, определяется перечнем компонент:

1) компонента мотивации - наличие четких мотивационных установок по выполнению рабочих задач. Они могут быть связаны с чувством долга, психологической ориентацией на оказание помощи и спасение, механизмом личностной самореализации через помощь и спасение людей;

2) компонента профессиональной ориентации - насколько будущий специалист понимает уровень профессиональной ответственности за свои будущие обязанности, уровень риска и уровень вовлеченности в собственную профессию;

3) компонента физической подготовленности;

4) операционная компонента - владение всеми необходимыми знаниями и навыками, необходимыми для разрешения ЧС.

Заявленные компоненты соответствуют типичной системе ценностей молодого профессионала. Трансформируясь из года в год во время обучения в кадетском корпусе, а затем и в университете, они, так или иначе обретают некую систему, в которой представлены в виде приоритетов. Данная система не сильно отличается от индивида к индивиду: сохраняя те же ценности, она характеризуется лишь различиями приоритетов, которые, как уже было замечено, мобильны с течением времени [2]. Особенно важно подчеркнуть, что к общим материальным ценностям со временем всё активнее добавляются так называемые «эмоциональные выгоды» - самореализация, профессионализм, высокая квалификация и способность делать свою работу максимально качественно. С течением времени и по мере начала практической деятельности эти приоритеты начинают занимать более высокие позиции в формирующейся системе ценностей, и все материальные аспекты согласуются именно с ними.

Какой аспект профессиональной подготовки определяет ориентир для преподавания специальных дисциплин? Совершенно очевидно, что этот аспект - будущая профессиональная квалификация, которая, в соответствии с современными стандартами управления человеческими ресурсами, условно делится на наличие у профессионала hard skills (трудные навыки) и soft skills (мягкие навыки) [3]. Hard skills отвечают непосредственным знаниям и навыкам осуществления рабочих обязанностей. Так для сотрудников противопожарной службы это могут быть навыки тушения пожаров в различных условиях, навыки работы с профессиональным оборудованием; для сотрудников спасательных служб к этому можно добавить систему знаний и навыков эвакуации жертв разрушения зданий и сооружений и пр. К таким же hard skills можно отнести системное мышление, стратегическое или «архитектурное» мышление -способность из отдельных деталей сконструировать некую модель решения той или иной профессиональной задачи. Последнее особенно актуально для представителей опасных профессий, которыми как раз и готовятся овладеть выпускники ведомственных учреждений среднего специального образования: от наличия стратегического мышления и его оперативности зависит координация команды при решении сложных задач. Выделяя соответствующие данной категории навыков компоненты, отражающие готовность молодого специалиста, можно отметить операционную компоненту, компоненту профессиональной ориентации и компоненту физической подготовленности.

Напротив, soft skills отвечают больше за качество межличностной коммуникации -как человек может взаимодействовать с другими людьми и в команде, и в целом? Традиционно считается, что soft skills больше относятся к деловой среде и мало касаются фундаментальных профессий, однако это, на взгляд авторов, является заблуждением - soft skills могут и должны развиваться у людей подобных профессий, поскольку от качества коммуникации, общего микроклимата в рабочих коллективах зависит качество исполнения рабочих обязанностей. В англоязычной управленческой культуре этот термин получил название «performance». Надо заметить, что все оставшиеся компоненты, отражающие готовность специалиста к несению службы, соответствуют именно soft skills - это

и мотивация, и психологическая устойчивость, и оценочная компонента. Как отмечают исследователи Ф. Патасцил и К. Лурин-Таблатин [3], 70-80 % успеха работы команды зависят именно от наличия soft skills. Это объясняется тем, что высокий синергетический эффект от результативного межличностного взаимодействия может компенсировать недостаток hard skills у отдельных участников команды или невозможность их применения в виду психологических причин (например, непредсказуемая стрессовая ситуация и пр.). Таким образом, soft skills являются необходимой базой для максимально эффективного использования hard skills, неким связующим звеном, без которого первое не может быть реализовано.

Психологический аспект образовательной среды, в которой развиваются кадеты, отвечает, главным образом, за эти самые soft skills. Развитие стрессоустойчивости, эмоционального интеллекта - возможности работать со своими эмоциями, контроля профессионального выгорания, сбалансированности и скоординированности мышления, иными словами, всех тех компонентов, которые уже были упомянуты ранее, зависит от того, как организован этот психологический аспект. В зависимости от того, как образовательная среда создана для кадетов, будут формироваться приоритеты системы личных и профессиональных ценностей. Это объясняется тем, что обучающиеся, получая определенную квалификацию, ориентируются на ролевые модели профессиональной среды, которые создают образовательные учреждения. Психологический аспект, который кадет может усвоить из этих моделей, будет ассоциироваться у него с частью его профессии.

Наиболее сложный и главный вопрос заключается в том, как именно этот психологический аспект должен быть организован. Как уже отмечалось ранее, все зависит от профессиональных задач, которые определены для тех или иных компетентных специалистов. Задачи вытекают из упомянутых выше компонент: ориентация на результат, высокая степень психологической устойчивости, высокая степень мотивации, высокая степень осознанности в отношении профессиональной ответственности.

Анализируя поле возможных мероприятий по формированию психологического аспекта, можно выделить два этапа работы в данном направлении: этап формирования входных (экзогенных) параметров и этап внтуриорганизационной работы (некий in-house work). В первую очередь затронем аспект входных параметров. Любая среда формируется на основании определенных входных параметров, которые определяют предпосылки для ее существования. Фундаментальным входным параметром определяем общий психологический потенциал кандидатов на этапе поступления в университет, то есть уже имеющуюся базу накопленных личных качеств юношей и девушек. Для эффективного определения этих входных параметров, на взгляд авторов, требуются строгие, и при этом персонализированные критерии психологического и интеллектуального отбора, лишенные бюрократической составляющей. Современные проективные методики, которые часто используются при определении психологической готовности для несения службы, не верифицированы научно, результаты интерпретируются субъективно, по причине чего такие методики не могут служить инструментом массовой оценки психологической подготовленности выборки потенциальных воспитанников. Поскольку психологическая составляющая относится к личности и не может быть измерена цифрами, от анкет и проективных тестов, зачастую обрабатываемых количественно, необходимо переходить на качественные и персонализированные методы исследования. Подобная практика активно распространена в европейских университетах, где одним из вступительных экзаменов, тестирующих профильные компетенции, выступает именно собеседование с кандидатом. Психологическую подготовленность, а именно базовые необходимые навыки [4], такие как стрессоустойчивость, низкая лабильность (подвижность) психики кандидата, эмпатия и ориентация на позитивный результат, навыки концентрации на информации различных форм, качество памяти, базовые ценности в отношении коллектива, необходимо выявлять в ходе глубинного интервью с профессиональными специалистами и психиатрами и принимать решение по каждому кандидату коллегиально. Традиционные противники

коллегиальных интервью при рассмотрении кандидатов ссылаются на высокий субъективизм и риск коррумпированности приема. Авторы отмечают, что при ориентации на результат учебное заведение должно само соответствовать критерию профессиональной осознанности и, тем самым, корректировать политику приема.

Таким образом, определение верной методики оценки уже существующей психологической базы у кандидата на этапе формирования входных параметров является некой превентивной мерой, поскольку, отсеяв неподходящих кандидатов, позволит оградить формирующийся психологический аспект образовательной среды от факторов-помех.

В рамках решения задач профессиональной подготовки на этапе in-house work или внутриорганизационных мероприятий психологический аспект формируется уже в сложившемся коллективе. Учитывая требования к профессионалу целевой отрасли, на взгляд авторов, внутриорганизационная работа в этом ключе должна строиться в направлении формирования навыков гибкости и адаптивности работы в коллективе. Гибкость и адаптивность, в свою очередь, связаны с навыком компромиссного разрешения проблем, навыком срочного решения проблем, пониманием баланса между личной и коллегиальной ответственностью, пониманием механизмов принятия решений в ЧС. Для достижения поставленных задач предлагается следующий перечень возможных мероприятий:

1. Интеграция механизмов развития навыков публичной коммуникации: дебаты, дискуссии, «круглые столы» и ролевые игры при проведении «кабинетных» занятий.

Механизмы развития навыков публичной коммуникации позволяют на личностном и коллективном уровне повысить уровень гибкости и адаптивности студентов. Публичная коммуникация помогает обучающимся лучше узнать личность и характер друг друга, обрести уверенность в себе, осознать точки соприкосновения и расхождения для того, чтобы уметь верно определять поле профессионального взаимодействия. Участвуя в публичных сессиях, выделяя определенные взгляды на проблемы, принимая участие в ролевых играх, обучающиеся оттачивают навыки принятия решений, эффективной профессиональной коммуникации, повышают собственный уровень осведомленности и осознанности в отношении выбранной профессии, трансформируют свое личное отношение друг к другу в процессе сближения.

Особенно данные механизмы актуальны для кадет в возрасте личностного становления. Семинарские занятия по всем общеобразовательным дисциплинам, которые нацелены на развитие культуры мышления, можно и нужно проводить в таком формате. Помимо позитивного вклада в микроклимат коллектива, это позволит изменить отношение кадет к таким дисциплинам, трансформировав существующие предрассудки в отношении их мнимой бесполезности и непригодности в основной профессии. Более того, такие нововведения позволят повысить их интерес к групповой работе и благоприятно повлияют на микроклимат в коллективе.

2. Интеграция механизмов группового обучения и практики на постоянной основе. Другим рабочим инструментом формирования навыков командной работы является внедрение в систему оценивания знаний и навыков групповых проектов и работ на постоянной основе для всех «кабинетных» занятий - лекций и семинаров [5]. Для того, чтобы кадеты осознавали ценность и важность групповых проектов, от результатов выполнения этих групповых работ должна частично или полностью зависеть система оценки. Одним из возможных решений является включение групповых проектов в качестве критериев балльно-рейтинговой оценки. Если результат выполнения проекта зависит от коллективной работы, обучающиеся в большей степени будут мотивированы искать точки соприкосновения и развивать навыки командной работы. Традиционные модели выполнения самостоятельных работ, построенные на индивидуальной работе, в данном случае не обладают высокой эффективностью.

Организация семинаров в виде систематического решения сложных задач в группах позволит обучающимся быстрее привыкнуть к групповой работе. При этом здесь уместно

внести важное замечание - для достижения адаптивности кадет в ключе командной работы группы надо систематически производить ротацию. Это позволит сформировать не только уже упомянутый навык адаптивности, но и критическое мышление, столь важное при принятии быстрых решений в ЧС. Кадеты будут в состоянии анализировать, какие позиции и по каким вопросам нужно и можно занимать, а также лучше узнавать личностные черты друг друга, что благоприятно скажется на прочности подобного коллектива.

Конечно же, важным системообразующим элементом командной работы является спортивная активность. Спортивные мероприятия и командные игры являются неотъемлемой составляющей образовательной среды, позволяют формировать компетенции противостояния и взаимодействия, гибкости в образовании команды и ее расформировании, адаптивности воспитанника к различным позициям и ролям. Исходя из накопленного опыта ведомственных учебных заведений, авторы полагают, что в организации таких процессов система не имеет недостатков.

Внедрение этих мер позволит развить навыки интеграции, командной работы, психологической гибкости и адаптивности, а также устойчивости, сформировать у студентов некий опыт принятия решений, что полностью отвечает задачам образовательной среды. Именно в этом плане эффективно сформированная психологическая составляющая данной среды позволит кадетам развиваться личностно и профессионально.

Литература

1. Харин В.В., Стрельцов О.В., Рюмина С.И. Психологические особенности готовности к профессиональной деятельности курсантов образовательных учреждений ГПС МЧС России // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2017. № 8.

2. Виноградова С.Н. Особенности социально-психологических компонентов сплоченности студенческих групп // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер.: Психология. 2010. № 2. С. 52-65.

3. Frederick F. Patacsil, Christine Lourrine S. Tablatin. Exploring the importance of soft and hard skills as perceived by it internship students and industry: a gap analysis. Jotse. 2017. Vol. 7 (3). Р. 347-368.

4. Кравцов А.В., Хлоповских Ю.Г. Психологические требования к сотруднику ГПС МЧС России // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2014. № 1 (5).

5. Гасанова М.Д. Организация групповой работы студентов на основе принципов формирования команды // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 2. С. 38-42.

References

1. Harin V.V., Strel'cov O.V., Ryumina S.I. Psihologicheskie osobennosti gotovnosti k professional'noj deyatel'nosti kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij GPS MCHS Rossii // Pozharnaya bezopasnost': problemy i perspektivy. 2017. № 8.

2. Vinogradova S.N. Osobennosti social'no-psihologicheskih komponentov splo chennosti studencheskih grupp // Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Ser.: Psihologiya. 2010. № 2. S. 52-65.

3. Frederick F. Patacsil, Christine Lourrine S. Tablatin. Exploring the importance of soft and hard skills as perceived by it internship students and industry: a gap analysis. Jotse. 2017. Vol. 7 (3). S. 347-368.

4. Kravcov A.V., Hlopovskih Yu.G. Psihologicheskie trebovaniya k sotrudniku GPS MCHS Rossii // Sovremennye tekhnologii obespecheniya grazhdanskoj oborony i likvidacii posledstvij chrezvychajnyh situacij. 2014. № 1 (5).

5. Gasanova M.D. Organizaciya gruppovoj raboty studentov na osnove principov formirovaniya komandy // Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2016. T. 10. № 2. S. 38-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.