КОМПЛЕКСНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТЕМЕ «ПРОВЕДЕНИЕ РАЗВЕДКИ ПОМЕЩЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НУЛЕВОЙ ВИДИМОСТИ»
В.В. Сай, кандидат технических наук; В.Р. Новиков.
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. М.М. Думчева.
Главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу
Представлен вариант проведения комплексного практического занятия по работе в условиях нулевой видимости в составе звеньев газодымозащитников. Занятие направлено на формирование профессиональных навыков и умений, повышение мотивации к процессу обучения в системе дополнительного профессионального образования МЧС России. Проведен анализ практического занятия, разработаны рекомендации для его реализации в процессе обучения.
Ключевые слова: нулевая видимость, звенья газодымозащитников, работа в группах, формирование профессиональных навыков и умений
COMPREHENSIVE PRACTICAL TRAINING FOR EMPLOYEES OF FEDERAL FIRE SERVICE ON THE THEME «EXPLORATION AREAS IN CONDITIONS OF ZERO VISIBILITY»
V.V. Say; V.R. Novikov. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia. M.M. Dumcheva. Main department of EMERCOM of Russia in Saint-Petersburg
The article presents a version of a comprehensive practical training on the topic of work in conditions of absolute invisibility, as part of the units of smoke-divers. The lesson is aimed at formation of the professional skills and abilities, increasing motivation for the learning process in the system of additional professional education of EMERCOM of Russia. The analysis of practical training is introduced, recommendations for its implementation in the learning process are drawn up.
Keywords: absolute invisibility, units of smoke-divers, work in groups, formation of professional skills and abilities
На данный момент в системе подготовки пожарных и газодымозащитников возникает проблема освоения профессиональных компетенций по проведению разведки помещений в условиях нулевой видимости. Это связано с тем, что при подготовке сотрудников пожарно-спасательных частей (ПСЧ) основное внимание уделяется теоретической части. Однако на реальном пожаре наиболее точную и достоверную информацию о нахождении в здании (сооружении) пострадавших, о наличии факторов, способных осложнить процесс тушения пожара и привести к травмированию и гибели личного состава ПСЧ, можно получить только в ходе разведки. В соответствии с требованиями [1] разведка пожара проводится следующими способами:
- обследование помещений, зданий, сооружений, транспортных средств;
- опрос осведомленных лиц;
- изучение документации, при этом отсутствует алгоритм выполнения практических действий и приемов при проведении разведки в условиях нулевой видимости.
Фактически эти навыки вырабатываются в ходе выполнения боевых действий по тушению пожаров, что, в свою очередь, связано с безусловным риском для жизни и здоровья личного состава. Поэтому возникает потребность в приобретении и совершенствовании навыков действий проведения разведки и ориентации в помещениях в условиях нулевой видимости на всех уровнях профессиональной подготовки.
Вследствие чего актуальным является вопрос о расширении профессиональных программ подготовки пожарных ПСЧ по освоению теоретических знаний и практических навыков при проведении разведки и ориентации в помещениях в условиях нулевой видимости.
Поэтому для повышения качества обучения было разработано комплексное практическое занятие, состоящее из нескольких этапов (модулей), некоторые из которых вариативны и могут быть включены в расчет учебного времени, а могут быть опущены, исходя из численности групп, наличия необходимого количества помещений, в которых будет происходить отработка практических задач и иных факторов.
Данное занятие рекомендуется проводить в рамках следующих профессиональных программ подготовки:
1. Профессиональная подготовка «Пожарный», категория слушателей: «Сотрудники (работники), принятые на должность пожарного».
2. Повышение квалификации газодымозащитников.
Требования к уровню освоения учебного содержания рабочих программ [2, 3]
Обучаемые должны усвоить следующие общие компетенции (ОК):
- ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
- ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
- ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами и руководством.
Форма занятия: проблемно-ориентированный интерактивный практикум.
Цель занятия: выявление ошибок и трудностей, возникающих при работе звеньев газодымозащитной службы ПСЧ в условиях нулевой видимости.
Задачи:
- отработка коммуникативных навыков и способа организации малых рабочих групп;
- отработка навыков оперативного управления и принятия решений командиром
звена;
- отработка навыков передвижения в условиях нулевой видимости в составе звеньев;
- отработка действий по разведке помещений;
- отработка навыков ведения радиообмена на пожаре;
- организация анализа действий подразделений, самоанализа и усвоения информации, организация рефлексии;
- повышение мотивации к освоению специальных знаний, навыков и умений, профессиональных компетенций с целью дальнейшего профессионального развития.
Описание занятия
Занятие рассчитано на шесть академических часов, группы до 30 человек. В ходе занятия задействованы две аудитории и тренировочная площадка. Каждый обучающийся должен быть экипирован в боевую одежду и снаряжение пожарного, иметь [4]:
- средства защиты органов дыхание и зрения (СИЗОД) (одного типа для всей учебной группы);
- спасательное устройство, входящее в комплект СИЗОД (одно на каждого обучаемого);
- средства связи;
- приборы освещения: групповой фонарь - один на звено газодымозащитной службы (ГДЗС) и индивидуальный фонарь - на каждого газодымозащитника;
- лом легкий;
- пожарно-спасательную веревку;
- средства тушения (рабочая рукавная линия с примкнутым к ней перекрывным стволом, огнетушитель);
- инструмент для проведения специальных работ на пожаре (открывания дверей и вскрытия конструкций (при необходимости выполнения работ).
Занятие рекомендуется проводить в группах, которые уже начали отработку практических приемов в рамках дисциплины ГДЗС. В этом случае допущенные ошибки при работе звена в условиях нулевой видимости будут обоснованы уже усвоенными принципами и правилами. Однако возможен вариант проведения данного занятия с группами, освоившими только правила работы с дыхательными аппаратами в рамках теоретических занятий. В этом случае у обучаемых отсутствуют двигательные и тактильные навыки, а теоретические знания еще не подвергались апробации. Поэтому в стрессовых условиях, при нахождении в непригодной для дыхания среде (НДС), обучающиеся могут сформировать собственные способы действия и правила поведения.
Занятие начинается с проведения инструктажа по технике безопасности и охране труда. Далее проходит проверка № 1 СИЗОД и надевание боевой одежды. Группа в полном составе выдвигается к тренировочной площадке. В зависимости от количества обучающихся в группе, происходит распределение на звенья по три-четыре человека. Распределение по звеньям может происходить как по выбору обучающихся, так и по решению преподавателя. После этого необходимо довести задачу, которую должны выполнить звенья в условиях НДС. Например: «Произвести разведку подвального помещения в составе звена ГДЗС». В подвале могут находиться пострадавшие, сосуды под давлением, сети тепловых коммуникаций, электрооборудование и т.д. При обнаружении любого из вышеперечисленных объектов произвести доклад по радиостанции.
Перед входом в помещение преподаватель создает условия отсутствия видимости -затемняет панорамные стекла масок дыхательных аппаратов, а каждый из членов звена проводит рабочую проверку своего дыхательного аппарата, результаты проверки докладывают командиру звена.
Командир звена обобщает информацию по звену и докладывает минимальное давление в баллоне постовому на посту безопасности. Постовой производит расчеты и сообщает командиру звена время выхода и минимальное давление контроля выхода, при котором необходимо покинуть помещение. Радиообмен в ходе выполнения поставленной задачи осуществляется между постовым, находящимся на посту безопасности, и командиром звена.
Задача педагога на этапе прохождения звеном полосы заключается в следующем: он находится в одном помещении со звеном и следит за их действиями, за радиообменом и контролирует давление в баллонах, при этом ни в коем случае не подсказывает по ходу работы звена, свои наблюдения отмечает в отдельной ведомости. В случае если звено не может найти выход, а давление в баллонах упало до значения срабатывания сигнального устройства, звено необходимо вывести. Так же важно следить за тем, чтобы остальная часть группы не имела возможности видеть планировку помещения. Звенья заходят в помещения по очереди.
После разведки помещения каждое звено следует в учебную аудиторию, где второй преподаватель обозначает задачу: необходимо начертить схему помещения, которое обследовало звено, и указать свой маршрут продвижения. Данный этап необходимо проводить строго в составе работающего звена.
Когда поочередно каждое из звеньев проведет разведку помещения и начертит его схему, вся группа собирается в классе. Преподаватели подводят промежуточные итоги
первых двух этапов. Здесь необходимо поставить вопросы обучающимся: «С какими трудностями столкнулись?», «Что мешало в ходе работы?» и т.п. Все схемы обсуждаются в общей группе, необходимо обеспечить наглядную демонстрацию и провести сравнение. Так же на данном этапе можно провести разбор наиболее серьезных ошибок, допущенных звеньями в ходе разведки помещения, описать ход действий каждого подразделения в рекомендательном ключе, при этом не давая оценки действий.
После обсуждения группа в полном составе выдвигается на осмотр помещения. На данном этапе каждому из работающих звеньев понадобятся составленные ими схемы для наглядного сравнения. Практическая значимость этого модуля заключается в запуске у обучающихся механизмов самоанализа и оценки собственных действий, происходит формулирование вопросов, перенос собственных ощущений в вербальную среду. По окончанию данного этапа и при наличии времени рекомендуется провести интерактивную лекцию, раскрыв в ней основные принципы ведения разведки в условиях нулевой видимости и, тем самым, ответить на поставленные вопросы.
По завершению занятия необходимо провести рефлексию, дав возможность высказаться каждому желающему. Необходимо уточнить, какие вопросы остались у обучающихся, что вызывало трудности, с чем столкнулись впервые, какие выводы сделали и т.д. Все сказанное обучающимися необходимо перевести на язык компетенций и учитывать при построении практических занятий в дальнейшем.
Микроструктура занятия с определением видов образовательной деятельности слушателей, образовательных технологий, которые применяются на учебном занятии, представлена в сводной таблице.
Таблица
Структура занятия Образовательные цели Способ организации познавательной деятельности (технология, прием) Продукт деятельности слушателей Форма контроля результатов Индивидуализация обучения
Задание в комнате (малые группы) Создание условий для включения наработанных способов перемещения в НДС и оценки обстановки в условной НДС Дается задание так же, как на ГДЗС, ставится цель зайти, исследовать и выйти в полном составе Тактильный образ комнаты Самоконтроль и включенное наблюдение ведущих В малых группах в звеньях по три человека
План комнаты в группе Развитие коммуникативных навыков, умения доносить информацию, перекодирования информации из тактильной модальности в вербальную и графическую Групповое задание, договориться и нарисовать единый план по собранным наблюдениям (работа в группах) Групповой план комнаты Самоконтроль В малых группах в звеньях по три человека
Афиширование Сравнение, сопоставление индивидуального опыта с коллективными решениями других групп и людей Все выполненные групповые план-схемы вывешиваются на доске. Все участники молча знакомятся с результатами других групп Экспозиция Позиционная оценка (внутренняя, без участия преподавателей), самооценка Индивидуально
Интерактивная дискуссия Выявление и обсуждение, а так же вербализация профессиональных трудностей, возникших в процессе Межгрупповое обсуждение (интерактивная дискуссия) Тезисы (перечень) профессиональных затруднений, характерных для всех групп при выполнении задания Фиксация на доске идей и предложений Согласно правилам интерактивных дискуссий
выполнения заданий
по правилам ГДЗС
Работа в малой
Проверка графических решений в комнате Выявление и обсуждение, а так же вербализация профессиональных трудностей, дополнительно возникших в процессе выполнения заданий по правилам группе. Обнаружение неисследованных объектов и окончательное сравнение. Нанесение необнаруженных объектов на групповой план и внесение в план иных изменений, формулирование вопросов Окончательный откорректированный план помещения Представленные откорректирован ные групповые планы Фиксация индивидуальных вопросов
передвижения в условиях нулевой видимости
Ознакомить
с критериями
Критериаль- выполнения профессиональных задач по правилам Групповая работа Лист критериальной оценки Оценка внутри Самооценка согласно месту в звене (по должностным инструкциям)
ная оценка передвижения и ориентировки в помещениях в условиях нулевой видимости в малых группах группы
Краткая Формирование Интерактивная
интерактив- понятия о разведке лекция, включая Ответы Согласно правилам
ная лекция помещении интервью Презентация на вопросы интерактивных
(вариативный в условиях нулевой и ответы по ходу лекции лекций
модуль) видимости на вопросы из п. 5
Индивидуаль-
Формирование опыта. Самоанализ ные высказывания и самоопределение в программе курса «Разведка помещений в условиях нулевой видимости» По правилам
Рефлексия процесса учения. Развитие мотивации к освоению курса «Разведка помещений в условиях нулевой Обсуждение в кругу ведения рефлексии (высказывается каждый, от первого лица, не повторяться) Самоконтроль
видимости»
Анализ проведенного занятия
27 марта 2019 г. на базе института профессиональной подготовки Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России прошло занятие с группой, обучающейся по направлению Профессиональная подготовка «Пожарный», в составе 15 человек.
Предварительно группа была обучена правилам работы с дыхательными аппаратами, проведению рабочей проверки, отработала включение в аппараты и работу в условиях повышенных физических нагрузок.
Комплексное практическое занятие по проведению разведки помещений в условиях нулевой видимости было запланировано с целью выявить основные проблемные вопросы, с которыми сталкивается газодымозащитник при отсутствии у него достаточного опыта работы в различных помещениях с НДС.
Занятие проводилось в соответствии с разработанной структурой, за исключением этапа интерактивной лекции ввиду отсутствия времени.
В качестве помещения, которое необходимо было разведать, был выбран подвал сложной планировки, с наличием помещений больших площадей, с расположением в них тепловых коммуникаций. В подвале находилось три газовых баллона (рис. 1).
Рис. 1. План обследуемого подвального помещения с указанием размещения газовых баллонов
Обучающиеся были распределены на пять звеньев, по три человека в каждом. Работу звеньев по разведке помещения контролировали два преподавателя, осуществляя радиообмен, контролируя давление в баллонах, отмечая недостатки в организации работы звеньев. Анализируя ошибки, допущенные в ходе работы всех пяти звеньев, можно выделить наиболее серьезные (допущение которых на реальном пожаре может привести к потере звена, невозможности обнаружения пострадавших и представляющих угрозу жизни объектов, гибели личного состава):
1. Звено распалось, то есть один или несколько членов звена не успевали продвигаться за командиром звена.
2. Звено передвигалось в полный рост.
3. При возвращении звено нарушило очередность захода.
4. Звено заблудилось и не доложило об этом по радиосвязи.
5. При разведке помещения оставались «слепые зоны».
6. При обнаружении сосудов, находящихся под давлением, доклада по радиосвязи не поступало.
Вышеперечисленные ошибки можно обосновать отсутствием практического опыта у большинства обучающихся. В ходе анализа действий подразделений был произведен подробный разбор с указанием на возможные последствия ошибочных действий. По окончанию практического этапа и этапа визуализации (создания схемы) получили следующие изображения (рис. 2-6).
Рис. 2. Схема, составленная первым звеном газодымозащитников
Рис. 3. Схема, составленная вторым звеном газодымозащитников
Рис. 4. Схема, составленная третьим звеном газодымозащитников
□ □
Вход
Рис. 5. Схема, составленная четвертым звеном газодымозащитников
Рис. 6. Схема, составленная пятым звеном газодымозащитников
Следует отметить, что все подразделения практически точно изобразили свой маршрут продвижения.
На этапе сравнения предложенных схем с реальной планировкой помещений были наглядно показаны пути продвижения звеньев, отмечены контрольные точки, на которых каждому звену была дана команда к выходу.
В ходе рефлексии по окончании практического занятия был поставлен вопрос «Что, помимо отсутствия видимости, оказалось самым трудным в работе?». Из ответов следует, что затруднение вызвали:
1. Большие объемы помещений.
2. Сложности в обнаружении препятствий.
3. Боязнь отстать от звена.
4. Дезориентация в пространстве.
5. Боязнь темноты, полное отсутствие видимости.
Переводя вышеизложенное на язык компетенций, делаем вывод, что на данном этапе подготовки, в рамках комплексного практического занятия, на стадии начального формирования находятся следующие профессиональные компетенции:
- ПК 7. Вести действия по тушению пожаров в составе звена ГЗДС;
- ПК 8. Проводить аварийно-спасательные работы в составе звена ГЗДС.
А так же осуществлять оценку оперативно-тактической обстановки и принятия управленческого решения на организацию и ведение оперативно-тактических действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ (ПК 14).
Данное занятие построено таким образом, чтобы минуя стадию рассмотрения теоретических сведений о передвижении звена в условиях нулевой видимости и работу в НДС, смоделировать одни из наиболее трудных условий, в которых приходится работать сотрудникам ПСЧ. Это достигается при помощи отсутствия видимости у работающего звена и сложной планировки тренировочной площадки. Остальные этапы занятия направлены
на перенос полученных с помощью кинестетических механизмов сведений в визуальную плоскость, задействование различных способов запоминания и отработку развития способности работать в условиях многозадачности.
Одним из ожидаемых результатов занятия является повышение уровня мотивации у обучающихся к освоению профессиональных компетенций в полном объеме.
В учебных группах, где изначально сложился качественный уровень общения, данное комплексное занятие в основном будет направлено на отработку действий в различных малых группах. В случае если для группы в целом характерна конфликтная обстановка, в ходе занятия значительно улучшаются навыки коммуникации в малых группах, что, как следствие, влияет на уровень общения целого коллектива.
Литература
1. Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ: Приказ МЧС России от 16 окт. 2017 г. № 444. Доступ из справ.-правового портала «Гарант».
2. Профессиональная подготовка «Пожарный», Категория слушателей: «Сотрудники (работники), принятые на должность пожарного»: рабочая программа (утв. 20 февр. 2018 г. начальником Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России генерал-лейтенантом внутренней службы Э.Н. Чижиковым) // СПб университет ГПС МЧС России. URL: http//www:igps.ru (дата обращения: 10.04.2019).
3. Повышение квалификации газодымозащитников, категория слушателей: «Сотрудники и работники, исполнение должностных обязанностей которых связано с применением средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения»: рабочая программа (утв. 20 февр. 2018 г. начальником Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России генерал-лейтенантом внутренней службы Э.Н. Чижиковым) // СПб университет ГПС МЧС России. URL: http//www:igps.ru (дата обращения: 10.04.2019).
4. Об утверждении Правил проведения личным составом федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде: Приказ МЧС России от 9 янв. 2013 г. № 3. Доступ из справ.-правового портала «Гарант».
References
1. Ob utverzhdenii Boevogo ustava podrazdelenij pozharnoj ohrany, opredelyayushchego poryadok organizacii tusheniya pozharov i provedeniya avarijno-spasatel'nyh rabot: Prikaz MCHS Rossii ot 16 okt. 2017 g. № 444. Dostup iz sprav.-pravovogo pórtala «Garant».
2. Professional'naya podgotovka «Pozharnyj», Kategoriya slushatelej: «Sotrudniki (rabotniki), prinyatye na dolzhnost' pozharnogo»: rabochaya programma (utv. 20 fevr. 2018 g. nachal'nikom Sankt-Peterburgskogo universiteta GPS MCHS Rossii general-lejtenantom vnutrennej sluzhby E.N. Chizhikovym) // SPb universitet GPS MCHS Rossii. URL: http//www:igps.ru (data obrashcheniya: 10.04.2019).
3. Povyshenie kvalifikacii gazodymozashchitnikov, kategoriya slushatelej: «Sotrudniki i rabotniki, ispolnenie dolzhnostnyh obyazannostej kotoryh svyazano s primeneniem sredstv individual'noj zashchity organov dyhaniya i zreniya»: rabochaya programma (utv. 20 fevr. 2018 g. nachal'nikom Sankt-Peterburgskogo universiteta GPS MCHS Rossii general-lejtenantom vnutrennej sluzhby E.N. Chizhikovym) // SPb universitet GPS MCHS Rossii. URL: http//www:igps.ru (data obrashcheniya: 10.04.2019).
4. Ob utverzhdenii Pravil provedeniya lichnym sostavom federal'noj protivopozharnoj sluzhby Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby avarijno-spasatel'nyh rabot pri tushenii pozharov s ispol'zovaniem sredstv individual'noj zashchity organov dyhaniya i zreniya v neprigodnoj dlya dyhaniya srede: Prikaz MCHS Rossii ot 9 yanv. 2013 g. № 3. Dostup iz sprav.-pravovogo portala «Garant».