Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ'

ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
282
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Ключевые слова
ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цыганкова Ольга Евгеньевна, Савельева Наталья Горгоньевна

В статье поднимается проблема развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Дается ссылка на авторов, ранее описывающих данную проблему. Временные представления у данной категории детей находятся, как правило, на низком уровне и развиваются крайне медленно и затруднительно. В статье представлено исследование, направленное на изучение особенностей развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Цыганкова Ольга Евгеньевна, Савельева Наталья Горгоньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEMPORAL REPRESENTATIONS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH OF THE THIRD LEVEL

The article raises the problem of the development of temporal representations in older preschool children with general underdevelopment of speech of the third level. A reference is given to the authors who previously described this problem. Temporary representations in this category of children are, as a rule, at a low level and develop extremely slowly and difficult. The article presents a study aimed at studying the features of the development of temporal representations in older preschool children with general underdevelopment of speech of the third level.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ»

учащимся на уроках изобразительного искусства. - https://infourok.ru

5. Пожарская А.В., Забнева Н.С., и др. Изобразительное искусство. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков, Волгоград: Учитель, 2011. 134 с.

6. «Приемы создания ситуации успеха для обучающихся на уроках изобразительного искусства» // Образовательная социальная сеть // nsportal.ru https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2016/02/17/priemy-sozdaniya-situatsii-uspeha-dlya

© Хайров Р.З., 2021

УДК 376.37

Цыганкова Ольга Евгеньевна, Савельева Наталья Горгоньевна,

г. Владимир, РФ

ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Аннотация

В статье поднимается проблема развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Дается ссылка на авторов, ранее описывающих данную проблему. Временные представления у данной категории детей находятся, как правило, на низком уровне и развиваются крайне медленно и затруднительно. В статье представлено исследование, направленное на изучение особенностей развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Ключевые слова

Временные представления, дошкольный возраст, общее недоразвитие речи третьего уровня

Tsygankova Olga Evgenievna, Savelieva Natalia Gorgonievna,

Vladimir, Russia

FEATURES OF TEMPORAL REPRESENTATIONS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH OF THE THIRD LEVEL

Annotation

The article raises the problem of the development of temporal representations in older preschool children with general underdevelopment of speech of the third level. A reference is given to the authors who previously described this problem. Temporary representations in this category of children are, as a rule, at a low level and develop extremely slowly and difficult. The article presents a study aimed at studying the features of the development of temporal representations in older preschool children with general underdevelopment of speech of the third level.

Keywords

Temporary representations, preschool age, general underdevelopment of speech of the third level

Временные представления - это воспроизведенные образы воспринятых ранее временных явлений [4].

Несмотря на то, что наша жизнь протекает во времени и неразрывно связана с ним, представления детей о нем формируется довольно сложно. Эти трудности связаны с тем, что время не поддается чувственному познанию и воспринимается опосредованно.

Также значительным препятствием для формирования временных представлений у детей являются словесные обозначения времени в обществе, которые носят весьма условный характер.

По определению В. И. Селиверстова общее недоразвитие речи - это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [6].

Освоение временных понятий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) происходит медленнее из-за низкой активности припоминания, недостаточно развитого словесно-логического мышления, скорой утомляемости и сниженного познавательного интереса.

У детей с ОНР наблюдается стереотипность в усвоении знаний, мешающая восприятию нового материала; происходит затруднение в способности высказаться; часто проявляется непонимание и неправильное расчленение заданий.

Изучением временных представлений у детей с ОНР занимались: А.Н. Корнев, Л.Г. Парамонова, В.А. Ракитина, А.В. Семенович, Р.И. Лалаева и др. [5].

Дошкольники с ОНР, также, как и их сверстники с другими речевыми нарушениями, имеющие низкий уровень развития временных представлений, плохо ориентируются в понятиях, связанных со временем. Отличие состоит в том, что дети с ОНР плохо ориентируются даже в базовых понятиях (время года, месяц, день и т.д.). Детям с ОНР сложно дифференцировать время. Они, по мнению Р. И. Лалаевой, изучая различные временные категории, испытывают трудности при разделении и узнавании этих категорий. Например, в термин дни недели дошкольники с ОНР способны включить: «четверг», «сегодня», «март». Что касается определения времени года, то дети достаточно хорошо ориентируются в резко отличающихся сезонах - зима и лето, но затрудняются в выделении сезонов -осень и весна [3].

Основываясь на теоретическом анализе психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме, мы организовали и провели экспериментальное исследование, целью которого стало выявить особенности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Экспериментальное исследование было проведено на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - «Детский сад №11» города Меленки Владимирской области.

Для проведения диагностики было отобрано 10 детей старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением «Общее недоразвитие речи III уровня».

Нами была использована модифицированная методика исследования развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, с опорой на диагностические методики Галлямовой Р.Ф., Иншаковой О.Б. и Колесниковой А.М. [1; 2].

Цель методики: выявить особенности временных представлений у старших дошкольников с ОНР III уровня, а именно: их знаний о частях суток, днях недели и их последовательности, умения определять какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра; о названиях и последовательности месяцев, времен года и того, какие месяцы составляют то или иное время года.

Диагностика проводилась в индивидуальной форме и состояла из трёх серий: первая серия -исследование знания названий частей суток, вторая серия - исследование знания ребенком дней

недели, третья серия - исследование знаний времен года и месяцев.

Эксперимент проводился с использованием красочного картинного и разнообразного речевого материала.

Рассматривая рисунок 1 видно, что четыре дошкольника (40%) имеют средний уровень понимания временных представлений. Дети правильно называли части суток, времена года и дни недели, но затруднялись в их последовательности. При обследовании наблюдались такие ошибки, как замена местами таких понятий: как «день» и «вечер» при рассматривании соответствующих картинок; несоблюдение последовательности дней недели, незнание количества месяцев в году и в каждом сезоне.

У шестерых старших дошкольников (60%) был выявлен низкий уровень развития временных представлений. Дети самостоятельно не справлялись с заданиями, им требовалась помощь со стороны взрослого, но даже и при этом, они зачастую затруднялись в выполнении самых простых заданий. В ряде случаев наблюдалось полное отсутствие ответов со стороны детей на целую серию заданий.

Высокого уровня развития навыков понимания, использования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня нами не выявлено.

Анализируя результаты исследования, можно сделать вывод о том, что в процессе выполнения заданий старшие дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня допускали много разнообразных ошибок, которые свидетельствуют о недостаточности понимания детьми временных представлений и необходимости проведения в этом направлении комплексной коррекционной работы со стороны логопеда, воспитателей, а также родителей.

Результаты данного исследования являются базой для последующей нашей работы по созданию комплекса коррекционных фронтальных занятий, направленных на развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием дидактических игр.

Список использованной литературы:

1. Галлямова Р. Ф. Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Первое сентября. - 2005. - №9. - С. 23-27.

2. Иншакова О.Б., Колесникова A.M. Пространственно-временные представления: обследование и

средиt 40%

низким

60%

Рисунок 1 - Показатели уровня понимания временных представлений

формирование у школьников с экспрессивной алалией. - М.: В. Секачев, 2006. - 80 с.

3. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. - СПб.: СОЮЗ, 2002. -224 с.

4. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.

5. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. - СПб.: ДетствоПресс, 2005. - 64 с.

6. Селиверстов В.И Понятийно-терминологический словарь логопеда. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 400 с.

©Цыганкова О.Е., Савельева Н.Г., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.