Научная статья на тему 'Особенности состояния временных представлений старших дошкольников с общим недоразвитием речи'

Особенности состояния временных представлений старших дошкольников с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1040
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВРЕМЕНИ / ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДЛОГИ / ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / TIME IMAGERY / PREPOSITIONS OF TIME / FEATURES OF TIME PERCEPTION / PRESCHOOL CHILDREN / GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овсянникова Анастасия Владимировна, Баженова Юлия Александровна

В статье поднимается проблема особенностей состояния временных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Дается отсылка к авторам, которые ранее занимались данной проблемой. Благодаря их наработкам известно, что уровень развития временных представлений у детей с таким речевым нарушением развит на низком уровне, что в свою очередь ведет к трудностям освоения письменной речи и школьной программы в целом. Так же известно, что такие дети плохо регулируют свою деятельность, так как имеют проблемы с чувством времени. Помимо этого в статье представлены результаты экспериментального исследования, которое было направленно на изучение уровня развития временных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Были даны рекомендации и сделаны выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Овсянникова Анастасия Владимировна, Баженова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the state of time perception of preschool children with general speech underdevelopment

The article raises the problem of developing time perceptions in preschoolers with a general speech underdevelopment. A reference is made to authors who previously dealt with this problem. Thanks to their achievements, it is known that the level of development of time perceptions in children with such speech impairment is developed at a low level, which in turn leads to difficulties in learning written oration and the school curriculum as a whole. It is also known that such children poorly regulate their activities, as they have problems with a sense of time. In addition, the article presents the results of an experimental study, which was aimed at studying the level of development of time perceptions in older preschoolers with general speech underdevelopment. Recommendations were given and conclusions were drawn.

Текст научной работы на тему «Особенности состояния временных представлений старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

УДК 376

Анастасия Владимировна Овсянникова

г. Киров

Юлия Александровна Баженова

г. Киров

Особенности состояния временных представлений старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье поднимается проблема особенностей состояния временных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Дается отсылка к авторам, которые ранее занимались данной проблемой. Благодаря их наработкам известно, что уровень развития временных представлений у детей с таким речевым нарушением развит на низком уровне, что в свою очередь ведет к трудностям освоения письменной речи и школьной программы в целом. Так же известно, что такие дети плохо регулируют свою деятельность, так как имеют проблемы с чувством времени. Помимо этого в статье представлены результаты экспериментального исследования, которое было направленно на изучение уровня развития временных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Были даны рекомендации и сделаны выводы.

Ключевые слова: представление о времени, временные предлоги, особенности временных представлений, старшие дошкольники, общее недоразвитие речи.

Anastasia Vladimirovna Ovsyannikova

Kirov

Julia Alexandrovna Bazhenova

Kirov

Features of the state of time perception of preschool children with general speech un-

derdevelopment

The article raises the problem of developing time perceptions in preschoolers with a general speech underdevelopment. A reference is made to authors who previously dealt with this problem. Thanks to their achievements, it is known that the level of development of time perceptions in children with such speech impairment is developed at a low level, which in turn leads to difficulties in learning written oration and the school curriculum as a whole. It is also known that such children poorly regulate their activities, as they have problems with a sense of time. In addition, the article presents the results of an experimental study, which was aimed at studying the level of development of time perceptions in older preschoolers with general speech underdevelopment. Recommendations were given and conclusions were drawn.

Keywords: time imagery, prepositions of time, features of time perception, preschool children, general speech underdevel-opment.

Среди возрастающего количества детей с нарушениями речи, достаточно часто встречаются дети с общим недоразвитием речи (ОНР) [2]. Поэтому данному нарушению уделяется много внимания. При этом с одной стороны, мы сталкиваемся с изобилием научных исследований по изучению речевых и неречевых процессов детей с ОНР, и с другой стороны остаются неизученными отдельные вопросы.

В последние годы было проведено достаточное количество исследований посвященных изучению пространственных представлений. В тоже время практически не встречаются исследования направленные на изучение временных представлений. При этом известно, что пространственные и временные представления тесно связаны и в зависимости от их сформированное™ происходит нормативное или не нормативное развитие ребенка. В связи с этим необходимо изучать не только пространственные, но и временные представления. Этим и обуславливается актуальность представленной работы.

Перед тем как перейти к определению временных представлений и обоснованию их роли в разви-

тии детей необходимо вспомнить, кто занимался изучением данного вопроса до этого момента.

Изучением временных представлений занимались: Я.А. Каменский, Ф. Фребель, Е.И. Водово-зова, А.М. Лелушина, М.И. Васильева, Р. Чуднова, Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербакова, Р.Л. Непомнящая и другие.

В.И. Селиверстов определял представления следующим образом: «Представления - образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения. В отличие от восприятия, представления могут носить обобщенный характер» [6].

Временные представления - это воспроизведенные образы воспринятых ранее временных явлений [5].

Как и все люди, ребенок живет в искусственной величине - времени. Поэтому должен сам научиться ориентироваться в нём:

1) устанавливать время;

2) чувствовать продолжительность времени;

3) изменять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.

Все это необходимо для того, чтобы дошкольник учился взаимодействовать с миром по тем же условным правилам, что и взрослые. Также это требуется для того, чтобы ребенок учился направлять и устраивать свою деятельность с учетом времени. Умение располагать своей деятельностью во времени, позволяет появиться основе для появления следующих качеств личности: упорядоченность, целенаправленность, сосредоточенность - что позволяет ребенку регулировать свою деятельность, как в школе, так и вне школы.

Описанное выше находит подтверждение в теоретических и практических рекомендациях М.И. Васильевой по развитию временных представлений. В ее работах описана роль времени в регуляции поведения и деятельности ребенка. Результатом её работы стало то, что дошкольники быстрее выполняли определенные действия, и экономно расходовать время на выполнение бытовых процессов [1].

Помимо этого при недостаточном уровне развития представлений о времени у детей могут наблюдаться сложности в овладении правильной устной речью. Такие дошкольники путают понятия связанные со временем, из-за чего их устная речь становится аграмматичной и окружающие не всегда могут понять, что хочет сказать ребенок. Так такие дети часто путают предлоги, связанные со временем (по, с, в, к, на, через, перед, после и др.). Например, вместо «после завтрака мы пошли гулять» они говорят «через завтрак мы пошли гулять». Логико-грамматические конструкции связанные со временем и их понимание также страдают. Из-за проблем с овладением устной речью в дошкольном возрасте, в младшем школьном возрасте возникают проблемы в овладении письменной речью. Одна из причин состоит в том, что ребенок пишет, так же как говорит и как следствие нарушения устной речи переносятся на письменную речь.

Вследствие слабой ориентировки во времени у дошкольников в школьном возрасте, как и говорилось ранее, возникают трудности усвоения письменной речи, и в частности грамматики (различение форм времени глагола, его совершенного и несовершенного вида), также присутствуют трудности понимания исторического времени, что ведет к сложностям усвоения школьной программы в целом [5].

Не случайно Ф. Фребель отмечал, что первые представления о времени ребенок должен усвоить в процессе практических игр, на играх и на занятиях с обучающим материалом. Именно поэтому дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития временных представлений.

Так как экспериментальное исследование проводилось на детях с ОНР, следует вспомнить авторов, изучавших данную проблему у данной категории детей.

Изучением временных представлений у детей с ОНР занимались: А.Н. Корнев, Л.Г. Парамонова, В.А. Ракитина, А.В. Семенович, Р.И. Лалаева и другие [4].

По определению В. И. Селиверстов общее недоразвитие речи - это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [6].

Дошкольники с ОНР, также как и их сверстники с другими речевыми нарушениями, имеющие низкий уровень развития временных представлений, плохо ориентируются в понятиях связанных со временем. Отличие состоит в том, что дети с ОНР плохо ориентируются даже в базовых понятиях (время года, месяц, день и т.д.), что подтверждается исследованиями, проеденными А.Н. Корневым и Л.Г. Парамоновой.

Детям с ОНР сложно дифференцировать время. Изучая различные временные категории, такие дети, по мнению Р. И. Лалаевой, испытывают трудности при разделении и узнавании этих категорий. Например, в термин дни недели дошкольники с ОНР способны включить: вторник, четверг, сегодня, завтра, март. По времени года хорошо ориентируются в резко отличающихся сезонах -зима и лето, плохо ориентируются в сезонах -осень, весна [3].

Во время проведения, нашего экспериментального исследования, наблюдались те же ошибки, которые описаны выше.

Экспериментальное исследование проводилось с целью выявления уровня развития временных представлений у старших дошкольников с нормальным речевым развитием (НРР) и старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Изучение особенностей временных представлений проводилось на базе МКДОУ 155 города Кирова. В исследовании приняли участие 30 учащихся, из них 20 дети с нормальным речевым развитием и 10 дети с общим недоразвитием речи.

Была использована методика «исследования развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Р.Ф. Галлямовой». Она была сокращена на один блок, поэтому наше исследование состоит из трех блоков.

Первый блок состоит из трех заданий, направленных на исследование знания испытуемыми названий частей суток и умение определять их по цикличности природных явлений и деятельности человека.

Рассматривая рисунок, один, видно, что 80% детей с НРР на высоком уровне справляются с перечислением частей суток и умеют определять их цикличность, хотя некоторые из них допускают ошибки, но они не серьезны и исправляются при минимальной помощи экспериментатора. Остальные 20% испытуемых получили баллы соответ-

ствующие среднему уровню развития знаний названий частей суток, при этом следует отметить, что они имеют по шесть баллов, что соответствует

верхней границе. Поэтому можно считать, что у всех детей с НРР достаточно высокий уровень знаний о частях суток.

Рис. 1. Результаты исследования временных представлений у старших дошкольников с НРР и ОНР по

первому блоку заданий

При выполнении заданий из первого блока у испытуемых с ОНР возникли трудности, например, дети неправильно раскладывали последовательность действий на сюжетных картинках, некоторые из них не исправлялись даже при указании на ошибку. Многие не смогли соотнести время суток и явления в природе, а тем, кто смог это сделать понадобилась помощь экспериментатора. Не смотря на то, что 60% детей по баллам получили средние показатели у всех, кроме одного, баллы соответствуют нижней границе. Остальные 40% имеют баллы соответствующие среднему уровню выполнения заданий.

Отсутствовали (0%) дети с НРР получившие по количеству баллов уровень соответствующий низкому уровню развития о частях суток и умению определять их по цикличности природных явлений, тоже самое, только наоборот можно сказать и о детях с ОНР, только среди них 0% испытуемых получили высокие баллы.

Второй блок состоит из трех заданий, направленных на выявление способности ориентироваться в днях недели и умении определять какой день был вчера, сегодня, будет завтра. Результаты второго блока исследований представлены на рисунке два.

Рис. 2. Результаты исследования временных представлений у старших дошкольников с НРР и ОНР по

второму блоку заданий

Как и с первым блоком заданий, дети с НРР в большинстве своем справились с заданиями второго блока на отлично, хотя число таких испытуемых уменьшилось на 20%. Из всех испытуемых 60% справились с заданиями на высоком уровне и 40%

на среднем. Среди детей с ОНР 60% справились с заданиями очень плохо, а остальные 40% справились лучше, но их показатели соответствуют в основном низшей планке, которая разделяет средний и низкий уровни.

Основные трудности возникли во время выполнения второго задания, когда нужно было разложить значки (условное обозначение занятий) по дням недели. Многие дети как с НРР, так и с ОНР не справились с заданием. Дошкольникам с нормальным речевым развитием был трудно припомнить, чем они занимаются в детском садике в тот или иной день недели, они часто путались. Дети с НРР плохо выполняли это задание не из-за того, что не знали дни недели (это становится понятным из того как они выполняли другие задания), а из-за того, что по каким-то причинам не могли связать деятельность в садике и дни недели. Дети же с ОНР без помощи не могли вспомнить, чем они занимаются в тот или иной день недели, за исключением того, что было вчера (не у всех) и сегодня. Даже помощь экспериментатора не принесла результатов. Поэтому можно говорить, что дети с ОНР плохо ориентируются в днях недели, с трудом определяют какой день сегодня (при помощи экспериментатора).

Отсутствовали (0%) дети с НРР получившие по количеству баллов уровень соответствующий

низкому уровню развития в способности ориентироваться в днях недели и в понятиях «сегодня», «завтра», «вчера», тоже самое только наоборот можно сказать и о детях с ОНР, только среди них 0% испытуемых получили высокие баллы.

Третий блок состоит из двух заданий, цель которых определить знает ли ребенок названия месяцев и времен года, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время года.

Как видно из рисунка три, из всех испытуемых с НРР, только 30% справились с заданием, допуская иногда значительные ошибки, что по критериям оценивания соответствует среднему уровню. Остальные 70% получили высокие результаты, так как не допускали серьезных ошибок, что нельзя сказать об испытуемых с ОНР, среди которых 20% не справились с заданием. Не смотря на это, 20% испытуемых с ОНР справилось с заданием на высоком уровне, и получили максимальные баллы. Остальные 60% выполнили задание с ошибками и прибегали к помощи экспериментатора, поэтому они получили средние баллы.

Рис. 3. Результаты исследования временных представлений у старших дошкольников с НРР и ОНР по

третьему блоку заданий

Испытуемые с НРР без особых затруднений называли все времена года и обосновали свой выбор. Некоторые трудности возникли при выполнении второго задания блока. Задание состояло в том, что нужно было разложить под картинками со временем года месяцы этого периода, желательно в правильной последовательности. Детям нужны были подсказки в выборе месяцев и времени года, в основном это требовалось для весенних и осенних месяцев.

Дети с ОНР достаточно хорошо справлялись с первым заданием блока, допускали минимальные ошибки, путали некоторые характеристики времен года. Выполняя второе задание, испытывали трудности в назывании месяцев и их последовательно-

сти, с трудом соотносили месяцы и время года. Часто путались, но исправлялись сами. Многие путали апрель и август, двое отнесли май к летним месяца, при наводящем вопросе один исправился, а другой нет.

Можно сделать вывод, что дети с ОНР достаточно хорошо различают времена года, но иногда путают их характеристики, при этом они с трудом соотносят месяц и время года, часто путаются и не исправляются даже при помощи со стороны экспериментатора.

Отсутствовали дети с НРР, получившие по количеству баллов уровень соответствующий низкому уровню развития знаний о месяцах.

Таким образом, уровень развития временных представлений у старших дошкольников с ОНР находится на достаточно низком уровне и требует коррекционной работы со стороны логопеда, воспитателя и родителей. Работа над развитием временных представлений необходима в целях про-

филактики нарушений чтения и письма. Результаты данного исследования являются базисом для последующих исследований с целью создания комплекса упражнений по профилактике нарушений письменной речи, связанных с недоразвитием пространственных и временных представлений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гильманова, Л.В. Формирование временных представлений детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Л.В. Гильманова, Л.А. Штягина, Н.А. Штягина // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - № 2. - С. 57-60. -Режим доступа: https://moluch.ru/th/1/archive/6/150/. - 28.10.2019.

2. Дети в России. 2009 [Текст] : стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. - М. : Статистика России, 2009. - 121 с.

3. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников [Текст] / Р.И. Лалаева. - СПб. : СОЮЗ, 2002. - 224 с.

4. Логопедия [Текст] / под ред. Л. С. Волковой. - 3-е изд. - М., 2006. - 356 с.

5. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб. : Прайм -ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.

6. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / под ред. В.И. Селиверстова. - М. : ВЛАДОС, 1997. -400 с.

7. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма [Текст] : пособие для логопедов, учителей, психологов дошк. учреждений и шк. различ. типов / И.Н. Садованикова. - М. : АРКТИ, 2005. - 400 с.

REFERENCES

1. Gil'manova L.V., Shtyagina L.A., Shtyagina N.A. Formirovanie vremennyh predstavlenij detej doshkol'nogo vozrasta [Elektronnyj resurs] [The formation of temporary representations of preschool children]. Voprosy doshkol'noj pedagogiki [Questions of preschool pedagogy], 2015, no. 2, pp. 57-60. URL: https://moluch.ru/th/1/archive/6/150/. - 28.10.2019.

2. Deti v Rossii. 2009: stat. sb. [Children in Russia. 2009]. Moscow: Statistika Rossii, 2009. 121 p.

3. Lalaeva R.I. Narusheniya chteniya i puti ih korrekcii u mladshih shkol'nikov [Violations of reading and ways of their correction in primary school]. St. Petersburg: SOYUZ, 2002. 224 p.

4. In Volkovoj L.S. (ed.) Logopediya [Speech therapy]. 3-e izd. Moscow, 2006. 356 p.

5. Meshcheryakov B.G. (eds.) Bol'shoj psihologicheskij slovar' [Big psychological dictionary]. St. Petersburg: Prajm -EVROZNAK, 2004. 672 p.

6. In Seliverstova V.I. (ed.) Ponyatijno-terminologicheskij slovar' logopeda [Conceptual and terminological dictionary of a speech therapist]. Moscow: VLADOS, 1997. 400 p.

7. Sadovnikova I.N. Korrekcionnoe obuchenie shkol'nikov s narusheniyami chteniya i pis'ma: posobie dlya logopedov, uchitelej, psihologov doshk. uchrezhdenij i shk. razlich. tipov [Corrective education for students with reading and writing disorders]. Moscow: ARKTI, 2005. 400 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

А.В. Овсянникова, студентка четвертого курса обучения по направлению подготовки: «Специальное (дефектологическое) образование», профиль: «Логопедия», ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: ms.nina167@mail.ru.

Ю.А. Баженова, старший преподаватель кафедры дефектологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: usr11967@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0002-7801-1135.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

A.V. Ovsyannikova, Undergraduate student of Special (Defectological) Education, profile: Speech Therapy, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: ms.nina167@mail.ru.

J.A. Bazhenova, Senior Lecturer of the Department of Defectology, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: usr11967@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0002-7801-1135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.