napravleniya. sredstva i metody / R. M. Kadyrova. - Tekst: elektronnyy //Molodoy uchenyy. - 2015. - № 7. - S. 762-766. -URL: https://moluch.ru/archive/87/16622/ (data obrashcheniya: 18.04.2018).
3 Knyazeva O. L. Priobshcheniye detey k istokam russkoy narodnoy kultury. Programma razvitiya lichnostnoy kultury doshkolnikov: ucheb.-metod. posobiye /O. L. Knyazeva,
O. Yu. Knyazeva, M. D. Makhaneva. - Moskva : Detstvo-press, 2009. - 324 s.
4 Kobzeva T. G. Razvitiye u detey 5-7 letinteresa k poznaniyu istorii i kultury rodnogo kraya v proyektnoy deyatelnosti: diss.... k. ped. nauk/ T. G. Kobzeva. - Volgograd, 2008. - 347 s.
5 Pavlov V. I. Dukhovno-nravstvennoye vospitaniye uchashcheysya molodezhi na primerakh zhizni i deyatelnosti kosmonavtov/ V. I. Pavlov//Fundamentalnyye issledovaniya. -2011. - № 12. - S. 322—325.
6 Piazhe Zh. Teoriya Piazhe. Razd. III: Teoriya stadiy // Istoriya zarubezhnoy psikhologii. 30-e - 60-e gody XX veka. Teksty /pod red. P. Ya. Galperina. A. N. Zhdan. - Moskva : Izd-vo Mosk. un-ta, 1992. - S. 232—292.
УДК 376.37
А.Ю. Шульга, В.А. Дубовская
Курганский государственный университет,
Курган
ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Аннотация. В статье раскрывается понятие коммуникативной компетентности, значение речи в жизни старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня. Представлен компонентный состав коммуникативной компетенции. Выявлены результаты исследования уровня коммуникативной компетентности старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи третьего уровня, коммуникативная компетенция, социальный компонент, социолингвистический компонент.
A.Y. Shulga, V.A. Dubovskaya Kurgan state University, Kurgan
THE STUDY OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF THE THIRD LEVEL
Abstract. The article reveals the concept of communicative competence, the meaning of speech in the life of senior preschoolers with general underdevelopment of speech of the third level. The component structure of communicative competence is presented. The results of the study of the level of
communicative competence of senior preschoolers with the general underdevelopment of speech of the third level are revealed.
Key words: general underdevelopment of speech of the third level, communicative competence, social component, sociolinguistic component.
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что проблема изучения коммуникативной компетенции у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня мало изучена, а речь играет важную роль в жизни ребенка. Детям важно общение со взрослыми и сверстниками, так как в процессе общения развивается как личность ребенка, так и его умственная деятельность.
Проблема речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня неоднократно являлась предметом специального изучения ( Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская).
Речь играет огромную роль в жизни и становлении личности ребенка, служит средством общения с другими людьми, благодаря речевому общению у ребенка развивается механизм мышления и высшие психические функции.
Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной целевой установки и протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности [3].
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящееся к звуковой и смысловой стороне [1].
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах нарушения речи: алалии, афазии, а также ринолалии, иногда дизартрии.
У детей с ОНР третьего уровня отмечается низкий уровень коммуникативной компетентности вследствие имеющегося нарушения речи и принятия ребенком своего речевого нарушения.
Коммуникативная компетенция - приобретенное в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество речевой личности, складывающееся из нескольких составляющих [2, 3, 4].
В структуре коммуникативной компетенции Ян Ван Эк предлагает выделить шесть компонентов: лингвистический компонент, социолингвистический компонент, дискурсивный компонент, стратегический компонент, социокультурный компонент, социальный компонент.
Для выявления уровня сформированности коммуникативной компетентности старших дошкольников с ОНР третьего уровня нами были изучены социальный и социолингистический компонент и подобраны соответствующие методики.
На базе детского сада «Любознайка» г. Кургана
89
нами проводилось исследование состояния коммуникативной компетенции у старших дошкольников с логопедическим заключением: общее недоразвитие речи третьего уровня, обусловленное легкой степенью дизартрии. Обследовано было 12 детей в возрасте 6-7 лет, посещающих логопедическую подготовительную группу второй год.
Представим ниже методики изучения социального и социолингвистического компонентов коммуникативной компетенции.
Социальный компонент коммуникативной компетенции.
Изучение активности социального компонента коммуникативной компетенции осуществлялось по методикам «Индивидуальный профиль социального развития ребенка» (Е.Г. Юдиной, Г.Б. Степановой, Е.Н. Денисовой) и «Совместное чтение книги» (С.Ю. Серебренникова).
«Индивидуальный профиль социального развития ребенка» (Е.Г. Юдиной, Г.Б. Степановой, Е.Н. Денисовой).
Процедура исследования: в ходе наблюдения за детьми мы изучали 7 параметров поведения детей со сверстниками и в коллективе. Были отмечены лидерские качества детей.
Данная методика обследования была направлена на изучение умения и желания детей общаться со сверстниками, на их активность в игре и делах группы.
Методика «Совместное чтение книги» (С.Ю. Серебренникова).
В ходе исследования было отмечено, что дети внимательно слушали логопеда, рассматривали картинки. После прочтения (выбрана сказка «Маша и медведи») несколько детей, по просьбе логопеда, смогли рассказать о чем сказка, дети использовали короткие простые предложения («Маша пошла в лес. Маша заблудилась. Она нашла дом. Маша увидела медведя. Маша испугалась и убежала»). В рассказах детей присутствовали аграмматизмы. На вопрос, хотят ли дети сами рассказать сказку, дети просили рассказать логопеда. Быстро терялся интерес, дети отвлекались.
Анализ исследования показал, что навык познавательной активности у детей не сформирован. Познавательная активность детей в большей степени имеет низкий уровень. Чаще дети слушают, но не говорят, не пытаются рассуждать, задавать вопросы.
Саморегуляцию и регуляцию социального компонента коммуникативной компетенции мы изучали по методике Г.А. Цукерман «Рукавички» и методике Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина «Культура общения».
Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман
Мы предложили детям объединиться в пары и нарисовать на вырезанных рукавичках одинаковый узор.
В ходе обследования мы разделили детей на 6 пар с учетом психических и речевых отличий. 90
Результаты контрольной группы отличаются от результатов экспериментольной: высокий уровень - две пары (4 ребенка), средний уровень -одна пара (2 детей), на низком уровне никто из детей не оказался.
Первая и шестая пары в экспериментальной и контрольной группах показала средний результат, что связано со сходством работ, но имеются и заметные отличия. Кроме того, ни одна из пар не смогла реализовать в своих работах весь набор предложенных им геометрических фигур.
Вторая и третья пара экспериментальной группы показала низкий результат. Такие результаты связаны с тем, что пары не смогли договориться в выборе геометрических фигур, карандашей и узора в целом.
Четвертая и пятая пары в контрольной группе показали высокий результат. Во время выполнения методики дети показали высокий уровень совместной деятельности, что выражалось в их умении договариваться друг с другом, аргументировать и делать общие выводы по принятым решениям. Проявлялось наблюдение за правильностью выполнения задуманного узора. В процессе выполнения творческого задания дети смогли использовать в узоре все предложенные им фигуры. Работа в данном коллективе проходила в спокойной и дружелюбной обстановке.
Методика «Культура общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
В ходе данной методики мы наблюдали за детьми в течение дня. Мы обращали внимание на то, как дети обращаются к сверстникам, воспитателям и другим взрослым. Также обращалось внимание на то, просят ли дети помощи, и у кого - у воспитателя или сверстников.
Несмотря на полученные данные, мы не можем сказать, что общение детей сформировано, так как в большинстве случаев культурное общение детей направлено на одну из двух групп людей: или на взрослых, или на сверстников.
Такой параметр социального компонента коммуникативной компетенции, как эмпатия, изучался по методикам И.П. Воропаева, Д.Б. Эльконина и А.Л. Венгера.
Методика изучения проявления помощи (сочувствия) другому человеку у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер)
Задание проводилось в два этапа, первый этап - вербальный выбор. Детям в индивидуальной форме была предложена нераскрашен-ная картина художника и дана ситуация выбора, помочь художнику раскрасить картину или нет. Второй этап - вербальный выбор. Детям также в индивидуальной форме была предложена жизненная ситуация с выбором действий («Гуляла однажды мама-курица с цыпленком на поляне. Пока курица доставала для своего цыпленка червячка, цыпленок исчез. Бросилась мама искать своего ребенка и видит: ее цыпленок стоит на дру-
гом берегу ручья. Но ни цыпленок, ни его мама не умеют плавать. Как быть?»).
Методика изучения наличия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня сочувствия, сострадания к людям, сказочным персонажам (И.П. Воропаев).
Детям было предложено 6 ситуаций, в которых они должны были решить, как поступить.
Ответы детей оценивались от 0 до 1 балла, где 0 - ребенок остался равнодушным, 1 балл -ребенок проявил сочувствие.
Суммарное количество баллов можно распределить по уровням следующим образом:
0-2 - низкий уровень;
3-4 - средний уровень;
5-6 - высокий уровень.
Социолингвистический компонент коммуникативной компетенции.
В данном блоке мы изучали такой параметр, как связность и качество речевого высказывания. Изучение проводилось по методикам В.П. Глухова и И.А. Бизиковой. Методики, входящие в этот блок, были адаптированы нами с учетом возрастных и психологических особенностей детей с ОНР третьего уровня.
Данный блок мы изучали по такому параметру, как качество и адекватность связного высказывания (логичность, целенаправленность, лексико-грамматический строй, образность высказывания) Для обследования этого параметра нами бли предложены следующие задания:
• методика «Обследование связной речи» (В.П. Глухов).
Детям предлагался ряд различных картинок: девочка сидит на стуле, мальчик читает книгу. При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано? Кто (что) это? Что он (она) делает?»;
• методика «Изучение умения вести диалог» (И.А. Бизикова)
В течение нескольких дней мы наблюдали за общением детей и отмечали состояние их речи по нескольким критериям:
Критерий №1 - умение задавать вопросы;
Критерий №2 - умение отвечать на вопросы в соответствии с темой и ситуацией общения;
Критерий №3 - умение сообщать собеседникам свое мнение;
Критерий №4 - умение выражать просьбы, советы, предложения;
Критерий №5 - умение сообщать о своих чувствах, делиться новостями;
Критерий №6 - умение вести диалог в соответствии с правилами речевого этикета.
Каждый критерий оценивается от 1 до 4 баллов и соответсвует трем уровням сформирован-ности умения вести диалог:
1 - 8 балла - низкий уровень;
9 - 17 баллов - средний уровень;
18 - 24 балла - высокий уровень.
Из анализа полученных результатов мы можем сделать вывод, что из 12 детей 7 - на высоком уровне, 5 - на среднем и 0 - на низком уровне сформированности умения вести диалог. Однако мы не можем говорить о полной сформированности данного компонента. Все дети испытывают те или иные затруднения в формулировании вопроса, ответе на вопрос, а также в умении сообщать свою точку зрения.
Подводя итоги констатирующего эксперимента, мы суммировали баллы, набранные детьми в ходе обследования всех выделенных компонентов.
Анализируя окончательные данные, мы можем распределить детей по трем уровням разработанной нами балльно-уровневой системе.
Низкий уровень (0 - 30 баллов): ребенок избегает взаимодействия со сверстниками, с трудом устанавливает дружеские отношения с ними, не участвует в коллективной игре, прерывает, мешает действиям других детей. Он не любит большие группы детей, не слушает взрослого и не проявляет интерес к новым вещам. При совместной работе дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем. Ребенок не проявляет сочувствия к героям сказок, сверстникам, взрослым. Адекватная фразовая речь отсутствует или присутствует, но с помощью дополнительных вопросов. Составляя фразы, перечисляет предметы на картинках. Не может выполнить пересказ текста или выполняет по наводящим вопросам. Ребенок не может составить рассказ-описание или составляет с помощью наводящих вопросов. Характерно отсутствие умений задавать вопросы и отвечать на них, знания отдельных правил речевого общения, редкое проявление умений выражать в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения; отсутствие готовности к выполнению побуждения; отсутствие интереса к коммуникативной деятельности и безразличие к окружающим.
Средний уровень (31 - 60 баллов): хотя ребенок взаимодействует с другими детьми, он не всегда может установить взаимоотношения с ними. Не всегда участвует в коллективных играх. Не мешает и спокойно наблюдает за деятельностью других детей. Не всегда слушает взрослого, но проявляет интерес к новому. Дети обсуждают работу, но одинаково выполнить не могут. Ребенок не всегда проявляет сочувствие к героям сказок, сверстникам, взрослым. При составлении фразового высказывания у ребенка длинные паузы и затруднения с поиском подходящего слова. Пересказ составлен с некоторой помощью, но полностью передается содержание текста. Ребенок составляет рассказ-описание, но информацию отражает неполно. В процессе диалога ребенок редко задает вопросы или задает однотипные вопросы. Редко отвечает на заданный ему вопрос или не отвечает вообще. С трудом формирует собственное мнение, редко прибегает к каким-либо аргументам.
Характерны недостаточная сформирован-ность умения задавать вопросы и отвечать на них, знание отдельных правил речевого общения, эпизодическое проявление умений выражать в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения; отсутствует готовность к выполнению побуждения; недостаточный интерес к процессу общения, ограниченное использование средств общения.
Высокий уровень (61 - 100 баллов): ребенок успешно участвует в делах и играх, предложенных другими детьми. Легко устанавливает дружеские отношения со сверстниками и часто взаимодействует с ними. Успешно участвует в коллективной игре. Хорошо себя чувствует в большой группе детей. Спокойно наблюдает за действиями других детей. Слушает взрослого, проявляет интерес к чему-то новому. При совместной работе дети активно обсуждают ее и приходят к общему согласию. Ребенок проявляет сочувствие к героям сказок, сверстникам, взрослым. При составлении фразового высказывания у ребенка ответ на вопрос-задание - в виде грамматически правильно построенной фразы, адекватной по смыслу и содержанию. Пересказывает самостоятельно текст. Ребенок составляет рассказ-описание самостоятельно, информация отражена полно, текст построен адекватно. Сформировано умение задавать вопросы и отвечать на них, знает правила речевого общения, умеет реагировать на сообщения, выражать в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения; выражает готовность к выполнению побуждения или отказываться от выполнения.
Таким образом, диалог детей с ОНР третьего уровня находится на низком и среднем уровне сформированности, поэтому требуется обязательное вмешательство специалистов-дефекто-логов (логопедов).
Список литературы
1 Волкова Л. С. Логопедия /Л. С. Волкова. - Москва : Владос, 2009. - 704 с.
2 Вятютнев М. В. Теория учебника русского языка как иностранного /М. В. Вятютнев. - Москва, 1984. - 144 с.
3 Жуковская Е. Е. Учебник русского языка для студентов-иностранцев естественных и технических специальностей /Е. Е. Жуковская. - Москва, 1984. - 336 с.
4 Изаренков Д. И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирования на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов/Д. И. Изаренков // Русский язык за рубежом. - 1990. - № 4. - С. 54-60.
References
1 Volkova L. S. Logopediya / L. S. Volkova. - Moskva : Vlados, 2009. - 704 s.
2 Vyatyutnev M. V. Teoriya uchebnika russkogo yazyka kak inostrannogo / M. V. Vyatyutnev. - Moskva, 1984. - 144 s.
3 Zhukovskaya E. E. Uchebnik russkogo yazyka dlya studentov-inostrantsev estestvennykh i tekhnicheskikh spetsialnostey /E. E. Zhukovskaya. - Moskva, 1984. - 336 s.
4 Izarenkov D. I. Bazisnyye sostavlyayushchiye kommunikativnoy kompetentsii i ikh formirovaniya na prodvinutom etape obucheniya studentov-nefilologov / D. I. Izarenkov // Russkiy yazyk za rubezhom. - 1990. - № 4. - S. 54-60.