Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПО ФАКТАМ ПРЕСТУПНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СФЕРЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА'

ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПО ФАКТАМ ПРЕСТУПНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СФЕРЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
141
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / СОБЫТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИСХОДНЫЕ СИТУАЦИИ / СЛЕДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щукин В.И., Журбенко А.М.

В статье рассмотрены вопросы, связанные с организацией проверки сообщений о совершении преступлений в пассажирском подвижном составе железнодорожного транспорта. Определены факторы, влияющие на эту деятельность. Проводя проверку поступившей информации о событии преступления, следователь осуществляет информационно-познавательную, поисковую деятельность. При этом использует весь спектр криминалистических средств и методов расследования определенного вида преступления. С учетом этого в статье определена роль криминалистического обеспечения в процессе установления признаков преступления на стадии возбуждения уголовного дела, а также его значение в разрешении исходных ситуаций. Они характеризуются наличием или отсутствием информации о виновном лице, следах преступления, возможности их сохранения и получения в условиях подвижного состава, а также времени, прошедшем с момента поступления информации до момента прибытия на место события. Определяя особенности возбуждения уголовного дела по фактам преступных действий в сфере пассажирских перевозок железнодорожного транспорта, авторы отмечают, что эффективность данного процесса в полной мере зависит от исходной ситуации, организации взаимодействия следователя с сотрудниками линейных подразделений органов внутренних дел на транспорте, эффективного использования специальных знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Щукин В.И., Журбенко А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE INITIATION OF A CRIMINAL CASE ON THE FACTS OF CRIMINAL ACTIONS IN THE FIELD OF PASSENGER TRANSPORTATION OF RAILWAY TRANSPORT

The article deals with the issues related to the organization of verification of reports of crimes committed in the passenger rolling stock of railway transport. The factors influencing this activity are determined. Conducting a check of the received information about the event of the crime, the investigator carries out information and cognitive, search activities. At the same time, they use the entire range of forensic tools and methods of investigating a certain type of crime. Taking this into account, the article defines the role of forensic support in the process of establishing signs of a crime at the stage of initiating a criminal case, as well as its importance in resolving initial situations. They are characterized by the presence or absence of information about the guilty person, traces of the crime, their preservation and the possibility of obtaining in the conditions of rolling stock, as well as the time elapsed from the moment of receipt of information to the moment of arrival at the scene of the event. Determining the specifics of initiating a criminal case on the facts of criminal actions in the field of passenger transportation by rail, the authors note that the effectiveness of this process fully depends on the initial situation, on the organization of interaction between the investigator and employees of linear divisions of internal affairs bodies in transport, on the effective use of special knowledge.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПО ФАКТАМ ПРЕСТУПНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СФЕРЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»

ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПО ФАКТАМ ПРЕСТУПНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СФЕРЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

FEATURES OF THE INITIATION OF A CRIMINAL CASE ON THE FACTS OF CRIMINAL ACTIONS IN THE FIELD OF PASSENGER TRANSPORTATION OF RAILWAY TRANSPORT

УДК 343.98

В.И. ЩУКИН,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) SchukinV1956@yandex.ru

А.М. ЖУРБЕНКО,

кандидат экономических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) Zhurbenkoal@yandex.ru

VLADIMIR I. SCHUKIN,

Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

ALEXEY M. ZHURBENKO,

Candidate of Economic Sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы, связанные с организацией проверки сообщений о совершении преступлений в пассажирском подвижном составе железнодорожного транспорта. Определены факторы, влияющие на эту деятельность. Проводя проверку поступившей информации о событии преступления, следователь осуществляет информационно-познавательную, поисковую деятельность. При этом использует весь спектр криминалистических средств и методов расследования определенного вида преступления. С учетом этого в статье определена роль криминалистического обеспечения в процессе установления признаков преступления на стадии возбуждения уголовного дела, а также его значение в разрешении исходных ситуаций. Они характеризуются наличием или отсутствием информации о виновном лице, следах преступления, возможности их сохранения и получения в условиях подвижного состава, а также времени, прошедшем с момента поступления информации до момента прибытия на место события. Определяя особенности возбуждения уголовного дела по фактам преступных действий в сфере пассажирских перевозок железнодорожного транспорта, авторы отмечают, что эффективность данного процесса в полной мере зависит от исходной ситуации, организации взаимодействия следователя с сотрудниками линейных подразделений органов внутренних дел на транспорте, эффективного использования специальных знаний.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, событие преступления, криминалистическое обеспечение, исходные ситуации, следы преступления.

Для цитирования: Щукин В.И., Журбенко А.М. Особенности возбуждения уголовного дела по фактам преступных действий в сфере пассажирских перевозок железнодорожного транспорта // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2022. № 1. С. 42-46.

Abstract: the article deals with the issues related to the organization of verification of reports of crimes committed in the passenger rolling stock of railway transport. The factors influencing this activity are determined. Conducting a check of the received information about the event of the crime, the investigator carries out information and cognitive, search activities. At the same time, they use the entire range of forensic tools and methods of investigating a certain type of crime. Taking this into account, the article defines the role of forensic support in the process of establishing signs of a crime at the stage of initiating a criminal case, as well as its importance in resolving initial situations. They are characterized by the presence or absence of information about the guilty person, traces of the crime, their preservation and the possibility of obtaining in the conditions of rolling stock, as well as the time elapsed from the moment of receipt of information to the moment of arrival at the scene of the event. Determining the specifics of initiating a criminal case on the facts of criminal actions in the field of passenger

transportation by rail, the authors note that the effectiveness of this process fully depends on the initial situation, on the organization of interaction between the investigator and employees of linear divisions of internal affairs bodies in transport, on the effective use of special knowledge.

Keywords: railway transport, crime event, forensic support, initial situations, traces of the crime.

For citation: Schukin V.I., Zhurbenko A.M. Features of the initiation of a criminal case on the facts of criminal actions in the field of passenger transportation of railway transport // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 1. P. 42-46.

Эффективность расследования преступлений, совершенных на железнодорожном транспорте, зависит от большого спектра факторов, влияющих на этот процесс. Рассматривая особенности возбуждения уголовного дела по фактам преступных действий в пассажирском подвижном составе железнодорожного транспорта, следует выделить факторы, в значительной степени влияющие на эту деятельность, а именно:

- специфику функционирования подвижного состава данного вида транспорта;

- вид преступного деяния и способ его совершения;

- обстановку совершения преступных действий, обусловленных перемещением подвижного состава;

- характеристику лиц, участвовавших в преступной деятельности;

- характер наступивших вредных последствий.

Специфика функционирования подвижного

состава железнодорожного транспорта, в частности пассажирского, оказывает существенное влияние на процесс раскрытия и расследования преступлений, совершаемых в этой сфере. К ней следует отнести общедоступность, круглосуточ-ность функционирования, концентрацию пассажиропотока и постоянную смену лиц, скоротечность всех происходящих процессов. Следует также отметить значительную протяженность участков железнодорожного пути, по которому следует пассажирский подвижной состав.

Эффективность деятельности следователя, сотрудников органов внутренних дел на транспорте на стадии возбуждения уголовного дела, как и в целом при расследовании, определяется содержанием криминалистического обеспечения. А.Ф. Волынский считает, что оно «проявляется как специфический двухуровневый вид деятельности, направленный: а) на создание условий постоянной готовности правоохранительных органов по реализации возможностей криминалистических методов, средств и рекомендаций в раскрытии и расследовании преступлений; б) на реализацию таких условий в деятельности правоохранительных органов» [1].

Именно для органов внутренних дел на транспорте, которые осуществляют свою деятельность в специфических условиях, содержание криминалистического обеспечения данной деятельности, его совершенствование имеет существенное значение.

Проводя проверку поступившей информации о событии преступления, следователь осуществляет информационно-познавательную, поисковую деятельность. При этом применяет весь спектр криминалистических средств и методов расследования определенного вида преступления. «Следователь может использовать рекомендации по раскрытию и расследованию преступления, которые разработаны применительно к конкретному виду» [2, с. 69]. Это относится как к стадии возбуждения уголовного дела, так и в целом к предварительному расследованию.

С этих позиций следует обратить внимание на классификацию преступлений. А.Ю. Головин считает, что она «ориентирована на активное практическое применение в ходе следственной деятельности. Способствует правильному пониманию сути расследуемых событий, грамотному построению, выбору и применению предлагаемых практикам криминалистических методик расследования отдельных видов преступлений» [3, с. 39]. В частности, вопросы классификации преступлений против собственности, совершенных на транспорте, исследовал О.П. Грибунов [4].

Анализ преступлений, совершаемых в подвижном составе железнодорожного транспорта, свидетельствует о том, что методика расследования указанной категории преступлений, ее отдельные элементы обладают спецификой, а ее содержание для следователя является источником исходной информации при реализации тактических задач как в рамках дослед-ственной проверки, так и в целом при расследовании преступления.

Рассматривая вопросы классификации преступлений указанной категории, следует обратить внимание на следующие критерии:

- вид совершенного преступления;

- место совершения преступления (в пути

следования, на перегоне, во время стоянки на станции);

- время совершения преступления (ночное, дневное);

- вид подвижного пассажирского состава железнодорожного транспорта, где совершено преступление (поезда дальнего следования, международного сообщения, местного, пригородного сообщения).

Анализ уголовной статистики преступлений, совершаемых в условиях функционирования пассажирского подвижного состава железнодорожного транспорта, свидетельствует, что превалирующими видами преступлений в этой области являются: кража чужого имущества -2354, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, - 307 из общего числа зарегистрированных 4085 преступлений в 2019 году, кража чужого имущества - 1319, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, - 223 из общего числа зарегистрированных 8152 преступлений за 2020 г1.

При расследовании преступлений, совершенных в условиях железнодорожного транспорта, следователи обращают внимание на способ совершения преступления и влияние на его формирование фактора времени. Преступники, совершая преступления в указанных условиях, активно используют особенности функционирования данного вида транспорта для сокрытия следов преступления. Реализуют возможность перемещения в различных направлениях по пути следования пассажирских поездов, выхода на любой станции, где имеется остановка, чтобы скрыться с места совершенного преступления. С учетом этого эффект от информационно-познавательной, поисковой деятельности следователя, сотрудников линейных органов внутренних дел на транспорте будет зависеть от своевременного получения информации о месте и времени совершения преступления. «Установление времени совершения позволит определить место происшествия, так как время его совершения не совпадает по времени с местом его обнаружения. Это характерно для случаев, когда криминальные деяния осуществляются в подвижном составе на перегоне в пути следования. Установление времени совершения преступления и его места позволяет целенаправленно осуществить работу по установлению лиц, причастных к нему» [5, с. 25].

1 Статистический отчет ГУТ МВД России [Электронный ресурс]. - URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics

При проверке сообщения о событии, имеющем признаки различных видов преступлений, которые были совершены в подвижном пассажирском составе железнодорожного транспорта, могут возникать ситуации, характеризующиеся наличием или отсутствием информации о виновном лице, следах преступления, возможности их сохранения и получения в условиях подвижного состава, а также времени, прошедшем с момента поступления информации до момента прибытия на место события.

При разрешении ситуаций с указанными характеристиками приоритетными являются следующие задачи:

- установление лиц, совершивших преступление;

- выявление и фиксация следов, которые, в силу специфики функционирования подвижного состава пассажирского поезда, являются неустойчивыми.

Последнее направление относится как к материальным следам, так и к идеальным, обладателями которых являются пассажиры. Следователь, реализуя задачи по проверке сообщения о преступлении, которое совершено в подвижном пассажирском составе железнодорожного транспорта, осуществляет комплекс действий. Это могут быть как процессуальные, так и непроцессуальные действия, связанные с его поручениями и направленные на получение ориентирующей информации оперативного характера.

Особая роль при этом отводится организации осмотра места происшествия в подвижном пассажирском составе железнодорожного транспорта. Именно это следственное действие способно в максимальной мере устранить информационную неопределенность либо ее минимизировать [6; 7].

Действия следственно-оперативной группы при осмотре места происшествия в подвижном пассажирском составе железнодорожного транспорта зависят от того, где находится подвижной состав - на станции в период стоянки либо на перегоне.

В первом случае следователь осуществляет осмотр места происшествия в ограниченный период времени. У него имеется возможность привлечь дополнительные силы и средства, что значительно облегчает решение оперативных задач по поиску преступников, получению ориентирующей информации и т.п. При этом следует отметить, что осмотр места происшествия во время стоянки - редкое явление. Оно может иметь место на приграничных станциях, когда время стоянки увеличено в связи с проведением таможенного и пограничного контроля пассажиров.

Если следственно-оперативная группа действует автономно, в условиях пассажирского

поезда, находящегося в пути следования, то организация решения указанных локальных задач затруднена. Их решение, на наш взгляд, будет зависеть от организации подготовки и проведения данного вида осмотра.

В период подготовки к производству данного следственного действия следователь должен оценить исходную информацию о происшествии, предусмотреть варианты решения подобных задач.

Определение качественного и количественного состава следственно-оперативной группы, ее перемещения в пассажирском поезде к месту совершения преступного деяния и исследование его с целью сбора доказательств являются ключевыми по данной категории уголовных дел.

Следователь, прибыв на место происшествия и организовав проверку сообщения о событии преступления, как правило, сталкивается с экстремальными условиями. Это обусловлено в значительной мере перемещением в ограниченном пространстве пассажирского поезда. Результативность поисковой, информационно-познавательной деятельности в рамках осмотра места происшествия в подвижном составе пассажирского поезда, на наш взгляд, обусловлена эффективностью взаимодействия следователя с другими участниками следственно-оперативной группы. Оно характеризуется следующими принципиальными положениями:

- совместные действия в рамках осмотра места происшествия должны осуществляться по скоординированному плану;

- участники следственно-оперативной группы осуществляют свою деятельность в пределах своей компетенции, а также в соответствии с указаниями следователя;

- при проведении следственного действия осуществляется незамедлительный обмен и использование полученной оперативным путем информации.

Для реализации поисковой, информационно-познавательной деятельности в рамках осмотра места происшествия в подвижном составе пассажирского поезда важно привлечение

специалиста. Использование специальных знаний связано в данном случае с выполнением «специалистом ряда функций: поисковой функции; функции фиксации; исследовательской функции; диагностической функции; функции моделирования» [8]. При их реализации полученная от специалиста информация позволяет следователю принимать обоснованные организационные и тактические решения.

При решении отдельных вопросов при проверке сообщений о событии преступления, которое было совершено в подвижном пассажирском составе железнодорожного транспорта, у следователя в ряде случаев возникает потребность во взаимодействии не только с участниками следственно-оперативной группы, другими сотрудниками органов внутренних дел на транспорте, но и с территориальными органами внутренних дел. Ведомственными нормативными документами закреплены принципы взаимодействия транспортных и территориальных органов внутренних дел, соблюдение которых позволит объединить и согласовать усилия по организации раскрытия и расследования преступлений, а также способствует преодолению возникающих противоречий между ними.

Определяя особенности возбуждения уголовного дела по фактам преступных действий в сфере пассажирских перевозок железнодорожного транспорта, следует отметить, что эффективность данного процесса в полной мере зависит:

- от исходной ситуации, возникшей в подвижном составе пассажирского поезда;

- от времени, прошедшего с момента поступления информации до прибытия следственно-оперативной группы на место происшествия;

- от организации взаимодействия следователя с сотрудниками линейных подразделений органов внутренних дел на транспорте, а в ряде случаев с территориальными органами внутренних дел;

- от эффективного использования специальных знаний в различных формах при проведении следственных действий и организационных мероприятий.

Литература

1. Волынский А.Ф. Криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений как форма реализации социальных функций криминалистики // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2008. - № 3 (6). - С. 64-68.

2. КолдинВ.Я. Криминалистическое знание о преступной деятельности: функция моделирования // Советское государство и право. - 1987. - № 2. - С. 63-69.

3. ГоловинА.Ю. Базовые криминалистические классификации преступлений // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. - 2013. - № 2-2. - С. 31-40.

4. Грибунов О.П. Теоретические основы и прикладные аспекты раскрытия, расследования и предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на транспорте: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. - Ростов-на-Дону, 2016. - 53 с.

5. Кручинин М.В., Потапова Н.Н., Долгачёва О.И. Особенности выявления, раскрытия и расследования некоторых преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. - 2015. - № 45. - С. 22-28.

6. Белкин Р.С. Познавательные методы при собирании и проверке доказательств // Теория доказательств в советском уголовном процессе. - Москва, 1973. С. 401-417.

7. Быховскии И.Е. Некоторые вопросы оценки результатов первоначальных следственных действий. Криминалистика на службе следствия. - Вильнюс, 1967. С. 115-120.

8. Лубин А.Ф., Лубин С.А. Использование специальных знаний при расследовании преступлений: формы и функции // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2019. - № 4 (48). - С. 176-180.

References

1. Volynskii A.F. Kriminalisticheskoe obespechenie raskrytiya i rassledovaniya prestuplenii kak forma realizatsii sotsial'nykh funktsii kriminalistiki // Yuridicheskaya nauka i pravookhranitel'naya praktika. - 2008. - № 3 (6). - S. 64-68.

2. Koldin V.Ya. Kriminalisticheskoe znanie o prestupnoi deyatel'nosti: funktsiya modelirovaniya // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. -1987. - № 2. - S. 63-69.

3. Golovin A.Yu. Bazovye kriminalisticheskie klassifikatsii prestuplenii // Izvestiya TulGU. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. -2013. - № 2-2. - S. 31-40.

4. Gribunov O.P. Teoreticheskie osnovy i prikladnye aspekty raskrytiya, rassledovaniya i preduprezhdeniya prestuplenii protiv sobstvennosti, sovershaemykh na transporte: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni doktora yuridicheskikh nauk. - Rostov-na-Donu, 2016. - 53 s.

5. Kruchinin M.V., Potapova N.N., Dolgacheva O.I. Osobennosti vyyavleniya, raskrytiya i rassledovaniya nekotorykh prestuplenii, sovershaemykh na zheleznodorozhnom transporte // Vestnik Volzhskoi gosudarstvennoi akademii vodnogo transporta. - 2015. - № 45. - S. 22-28.

6. Belkin R.S. Poznavatel'nye metody pri sobiranii i proverke dokazatel'stv // Teoriya dokazatel'stv v sovetskom ugolovnom protsesse. - Moskva, 1973. S. 401-417.

7. Bykhovskii I.E. Nekotorye voprosy otsenki rezul'tatov pervonachal'nykh sledstvennykh deistvii. Kriminalistika na sluzhbe sledstviya. - Vil'nyus, 1967. S. 115-120.

8. Lubin A.F., Lubin S.A. Ispol'zovanie spetsial'nykh znanii pri rassledovanii prestuplenii: formy i funktsii // Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoi akademii MVD Rossii. - 2019. - № 4 (48). - S. 176-180.

(статья сдана в редакцию 11.05.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.