Научная статья на тему 'Особенности воспитания патриотизма у военнослужащих внутренних войск при выполнении служебно-боевых задач'

Особенности воспитания патриотизма у военнослужащих внутренних войск при выполнении служебно-боевых задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
620
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитания патриотизма у военнослужащих внутренних войск при выполнении служебно-боевых задач»

себе, он необходим и при определении требуемого уровня государственно-патриотическо-го воспитания.

Актуальность государственно-патриотического воспитания в той или иной степени присутствует и очевидна во всех странах мира.

Мир на пороге нового перераспределения геополитического пространства, и оно не в пользу России, о чем свидетельствует расширение НАТО на восток. Следовательно, государственно-патриотическое воспитание должно рассматривать и эту проблему.

Таким образом, чтобы государство могло в дальнейшем обеспечить надежность работы системы государственно-патриотического воспитания, в интересах безопасности необходимо исследовать следующие проблемы:

1. Развитие государственно-патриотичес-кого воспитания в методологическом и теоретическом плане в конкретное историческое время.

2. Изучение механизма действия законов общественного развития применительно к функционированию системы государственно-патриотического воспитания в стране (используя огромный пласт исторического, военно-политического, социального материала).

3. Определение параметров возможностей страны в создании системы государственно-патриотического воспитания и поддержания ее в требуемом состоянии.

4. Разработка прогноза потребностей для системы государственно-патриотического воспитания и тенденций ее развития.

5. Возможность с учетом исторических потребностей вносить в систему государствен-но-патриотического воспитания коррективы, закладывая гибкость в ее конструкцию, восприимчивость к новшествам, изменениям.

6. Подготовка кадров, их обучение теории, методике, практике государственно-патриотического воспитания.

7. Выработка теоретических и практических рекомендаций руководству всех уровней для организации государственно-патриотического воспитания и создания условий для его развития.

8. Определение возможностей, условий, И1)е-делов функционирования системы государственно-патриотического воспитания на различных уровнях в различных условиях.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛУЖЕБМО-БОЕВЫХ ЗАДАЧ

A.A.Ж ыляев

Владикавказское высшее военное командное Краснознаменное училище В В МВД России

Во внутренних войсках сложилась и действует целостная система воспитания. У воинов воспитание патриотизма является одним из важнейших элементов этой системы, имеет свои особенности и строится с их учетом.

Многонациональный состав внутренних войск и дислокация частей на территориях нескольких республик, краев и областей обусловливают необходимость знания и учета всеми категориями субъектов воспитания патриотизма национальных обычаев и традиций, национально-психологических особенностей как воинов, так и населения коренной национальности данной республики или ряда республик, на территории которых дислоцируется часть, и выполняются служебно-боевые задачи.

Ситуация в многонациональных коллективах осложняется рядом факторов. В последние годы заметно снизился уровень духовности призывников, в армию приходит все больше молодых людей, не питающих должного уважения к обычаям, традициям, истории других народов, более того, часть из них имеют националистические взгляды и настроения. Между тем определенная часть офицеров, особенно молодых, недостаточно учитывают многонациональный состав своих подразделений и практически не владеют культурой межнационального общения, ибо в рамках профессиональной подготовки они этому не обучаются. Серьезного внимания к себе требует сравнительно новая тенденция в общественном сознании "этнизация конфессий", при этом в национальных образованиях формируется идея "национальной религии", которая и лежит зачастую в основе местных конфликтов в Российской Федерации. Молодежь проявляет неприязнь к другим народам — "иноверцам" гораздо острее, нежели старшие. Исходя из этого, надо поставить воспитание в

воинских коллективах таким образом, чтобы религиозные воззрения были не сами по себе, а в единой системе с гражданственностью, патриотизмом. Идея служения Отечеству должна быть интегральной и приоритетной (2, 4-103).

Вторая особенность воспитания патриотизма во внутренних войсках заключается в формировании у личного состава готовности к выполнению воинского долга на территории своей страны против незаконных вооруженных формирований, в ходе предотвращения или разрешения межнациональных конфликтов и включения воинов в работу по патриотическому воспитанию населения, участвующего в конфликтах.

Проблема заключается в том, что психику воина, его морально-нравственные устои приходится перестраивать с мирного на военный лад. Это осложняется тем, что боевые действия предстоит вести на своей земле, Российской, против части, хотя и экстремистски настроенной, но своего народа. В этих условиях даже опытные военнослужащие, прошедшие службу в Афганистане, при ликвидации вооруженных конфликтов за пределами России, испытывают чувство психической угнетенности, так как приходится наносить удары по реальным целям в российских городах (1, 20). В умах и сердцах молодых людей это не соотносится с установившимся понятием о патриотизме как защите Отечества, своей земли, своего народа.

Можно выделить некоторые направления деятельности по разрешению данной проблемы. Во-первых, разъяснять военнослужащим их миссию в "горячей точке", правовой статус, а также порядок поведения в зоне вооруженного конфликта (4, 33; 1, 21). Это должно делаться со ссылкой на конституционные нормы, соответствующие положениям военной доктрины, Закона "О внутренних войсках МВД России". Во-вторых, показывать силы и средства противоборствующей стороны, уровень ее подготовки, цели, которые она стремится достигнуть, форм и методов вооруженной борьбы. Важно на конкретных примерах доказывать, что внутренним войскам приходится сталкиваться с профессионалами, хорошо вооруженными и оснащенными, обученными, готовыми вести борьбу до конца. В-третьих, разъяснять эффективные способы ведения борьбы с противником,его слабые места, приемы поведения в бою, снижающие вероятность поражения противоборствующей стороны, пропагандировать положительный опыт вооруженной борьбы, дифференцированно подхо-

дить к работе с личным составом. В-четвертых, динамика боя, выполнение служебно-бо-евых задач требуют конкретных мотивацион-ных установок на решение определенных приказом задач (1, 24-25). В этих условиях особое значение приобретает своевременность их доведения до каждого военнослужащего, разъяснения складывающейся обстановки, целей предстоящих боевых действий. В-пятых, работа с местным населением требует формирования положительной установки к действиям внутренних войск. Анализ действий в районах вооруженных конфликтов позволяет сделать вывод о том, что без продуманной работы с местным населением, без опоры на его здоровые силы личному составу внутренних войск весьма сложно решать свои задачи.

Практика показала, что для работы с местным населением в городских кварталах эффективно использовались звуковещательные станции на бронеобъектах. Через них распространялись для лишенного всякой информации населения последние новости, решения правительства, президента, направленные на нормализацию обстановки в регионе и многое другое. В районах, где применяли звуковещательные станции, отношение к внутренним войскам заметно изменилось к лучшему (1, 17).

Третья особенность воспитания патриотизма у военнослужащих внутренних войск заключается в обусловленности этой деятельности характером выполнения служебно-бое-вых задач. Анализ практики показывает, что в ходе службы личный состав подвергается значительным физическим, и особенно морально-психологическим, нагрузкам.

Боевая обстановка разительно отличается от мирной, прежде всего, морально-психологическим климатом в воинских коллективах, настроем людей, задействованных в выполнении служебно-боевых задач. Сама обстановка постоянного напряжения и риска сплачивает военнослужащих, заставляет их забыть проблемы межличностных взаимоотношений, обостряет у них чувство коллективизма, ответственности за выполнение служебного долга, за судьбу Отечества (4, 30).

Война заставляет быстро взрослеть, учит определять истинные жизненные ценности, дает то, чего воин не получил бы за многие годы службы в мирных условиях. Люди понимают и ощущают великую силу боевого братства, фронтового товарищества (1, 25).

Можно выделить некоторые направления работы по обеспечению необходимой мораль-но-психологической устойчивости подразде-

лении и частей как основы воспитания пат-риотизма.

1. Воспитание и поддержание боевого духа уличного состава в боевой обстановке (1, 16-22). Один из действенных способов — это личный пример офицера. Воспитатель не имеет права уставать, делать для себя послабления, падать духом. При этом важно постоянно находиться среди людей не только для того, чтобы их подбодрить, но и знать их нужды, принимать меры к устранению недостатков. Важную роль в поддержании боевого духа играет всестороннее информирование воинов. В этих целях используются пресса, прослушивание радиопередач, устное информирование.

2. В боевой обстановке возможны и временные неудачи подразделений, людские потери, поэтому важно не только компенсировать отрицательные эмоции, но и восстанавливать дух подчиненных, прогнозировать возможные изменения в настроении людей на ближайшие дни. Способствуют этому как простой осмотр техники, оружия, приведение в порядок формы и амуниции, так и мероприятия вплоть до концертов, проводимых в боевой обстановке различными художественными коллективами.

Важным фактором является обеспечение своевременной эвакуации раненых. Это рождает в каждом солдате уверенность, что в случае ранения сослуживцы обеспечат вынос в безопасное место, окажут первую помощь, не бросят под огнем. Четкая организация этого процесса способствует оздоровлению морально-психологической обстановки в подразделениях (5).

Важным моментом считают некоторые командиры показ военнослужащим трупов убитых боевиков. Смерть военнослужащих В В должна стать героическим примером для остальных (5).

Значительно поднимают морально-боевой дух военнослужащих письма из дома. Своевременная доставка их на передовую, в район выполнения служебно-боевых задач имеет немаловажное значение для воспитания патриотизма в боевой обстановке. Письмо — ниточка, связывающая солдата с Родиной, любимыми людьми, дорогими его сердцу местами. Умело проводимая работа в этом направлении приносит ощутимые результаты в патриотическом воспитании воинов.

3. Существенное влияние на создание благоприятного морально-психологического климата в подразделениях и частях, выполняющих служебно-боевые задачи в боевой обста-

новке, оказывает забота о военнослужащих, создание нормальных бытовых условий, материально-техническое обеспечение.

Отсутствие заботы о подчиненных отрицательно сказывается на их настрое, вызывает отрицательные эмоции и справедливые нарекания, подрывает в личном составе понимание необходимости выполнения поставленной задачи для государства, не способствует выработке необходимых патриотических качеств. Воина воодушевляет, дает большой эмоциональный заряд, положительно сказывается на патриотическом воспитании любое проявление чуткости и внимания к нему со стороны окружающих. Для этого широко используется такая форма работы, как поздравление именников с днем рождения, вручение хотя бы небольших подарков (4, 32; 5).

4. Одной из действенных форм работы по воспитанию патриотизма у военнослужащих внутренних войск в боевой обстановке является организация встреч родителей с сыновьями (4; 5). Важно оказать гостям теплый прием, разместить их, сделать так, чтобы они не были обособлены с сыном от остальных солдат. Все это благотворно сказывается на микроклимате в воинском коллективе, на воспитании военнослужащих.

5. Положительную роль в создании благоприятной морально-психологической атмосферы в подразделении, на поднятие морально-боевого духа играет правильное и своевременное стимулирование их служебно-боевой деятельности. Практика показала, что не следует в этом пренебрегать простой фотографией на память (1, 17-20). Неоценимую роль в деле положительной мотивации ратного труда воинов, в воспитании патриотизма играет, конечно, награждение военнослужащих орденами и медалями.

Четвертая особенность юс питания патриотизма у военнослужащих внутренних войск при выполнении служебно-боевых задач связана с необходимостью эффективного противодействия длительному и целеустремленному информационно-психологическому юз-действию на личный состав противоборствующей стороны, антисоциальных и криминальных элементов, отдельных средств массовой информации. Эта проблема подробно рассматривалась ранее (3).

Коренные изменения привычных методов, форм и средств работы по воспитанию патриотизма в условиях выполнения военнослужащими внутренних войск служебно-боевых задач обусловливают пятую особенность этой

деятельности. Участие частей и подразделений в боевых действиях, специальных операциях, служба на блок-постах, окопная жизнь вносят существенные изменения в воспитательную работу, организацию воспитательного воздействия на людей.

Особенности воспитательного процесса таковы, что многие известные формы, методы и средства с личным составом требуют критического осмысления. Практика боевой обстановки показала несостоятельность одних форм и острую нехватку других, опровергла немало былых постулатов и правил воспитательной ¡заботы. В частности, практически исключено проведение широкомасштабных и массовых мероприятий, таких, как собрания, лекции, тематические вечера и т.д. На первый план выдвигаются доверительные беседы с людьми, индивидуальная работа с каждым военнослужащим, при которой неуместны ни нравоучительный тон, ни назидательные нотки (4, 31). Существенно возрастает роль всестороннего информирования военнослужащих — у людей возникает острая необходимость быть в курсе событий, происходящих в стране и мире, болезненно переживается так называемый информационный вакуум и оторванность от дома. Помимо апробированных, используются и сравнительно новые формы воспитательной работы: прием и ретрансляция телесигналов со спутника на телеприемники подразделений; подготовка коротких видеовыпусков о ситуации на линии соприкосновения с противником, о передовом опыте отличившихся воинов. Этим достигается оперативность в доведении нужного материала, значительно расширяется аудитория (4, 33).

Разрешение рассмотренных проблем воспитания патриотизма у военнослужащих внутренних войск при выполнении служебно-бо-евых задач окажет влияние на качественное выполнение воинами конституционных обязанностей, позволит избежать ошибок и добиться желаемых результатов, будет способствовать совершенствованию правоохранительной деятельности внутренних войск в соответствии с их социально-правовым статусом в обшестве: обеспечением конституционного порядка в Российской Федерации.

Литература

1. Антонов Н., Сыртланов М., Михайлов Н.

Опыт, опаленный огнем //Ориентир. — 1995. — №4.

2. Армия и национальные отношения // Материалы секции № 5 "Армия и национальные отношения" Международной конференции "Социальные аспекты военной реформы". 23-25 мая

1994 г. Москва. - М.: ГА ВС. - 103 с.

3. Жиляев A.A. Некоторые вопросы формирования у курсантов (слушателей) вузов МВД России навыков организации и ведения информаци-онно-психологического противоборства при выполнении служебно-боевых задач //Психопедагогика в правоохранительных органах. — 1997. — № 1.

4. Лабунед В. Особенности воспитания в зоне вооруженного конфликта //Войсковой вестник. — 1996. - № 4.

5. Свинцов И. Цена нашей работы — жизнь подчиненных //Защитник России. — 1997. — 25 янв.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ НА ГЕРОИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

А.Г.Ша трое

Владикавказское высшее военное командное Краснознаменное училище В В МВД России

Государственно-патриотическое воспитание имеет значительный воспитательный потенциал. Это связано с тем, что патриотизм берет свои истоки в любви к земле, на которой родился, к людям, среди которых вырос, в языке, на котором с детства говорил, в национальных традициях и обычаях, героическом прошлом Отечества. Актуальность проблемы государственно-патриотического воспитания связана с рядом обстоятельств. Во-первых, со сложностью самого явления государственного патриотизма, его тенденционального толкования в прошлом и догматического использования в настоящем. Во-вторых с усилением антивоенной пропаганды в средствах массовой информации, превращением истории Великой Отечественной войны в дискутируемую тему. В последнее время на россиян обрушился поток тенденциозно подобранной информации о Вооруженных Силах, внутренних войсках, органах внутренних дел и их роли в наведении конституционного порядка в Чеченской Республике. Среди них встречают-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.