Научная статья на тему 'Особенности воспитания молодёжи в образовательных организациях'

Особенности воспитания молодёжи в образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1275
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / МОЛОДЁЖЬ / YOUTH / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / SYSTEM OF VALUES / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / OUTLOOK / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ВОЛОНТЁР / VOLUNTEER / GRADUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колокольцева Ольга Владимировна

В статье рассматривается воспитание как важнейшая часть образовательного процесса. Автор анализирует особенности воспитательного процесса в современных образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колокольцева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF YOUTH EDUCATION IN THE GRADUATION ORGANIZATIONS

In article education as the most important part of educational process is considered. The author analyzes features of educational process in the modern graduation organizations.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитания молодёжи в образовательных организациях»



ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРА ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ВАНИЕ:

УДК 371

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

FEATURES OF YOUTH EDUCATION IN THE GRADUATION ORGANIZATIONS

© Колокольцева Ольга Владимировна

Olga V. Kolokoltseva кандидат социологических наук, доцент, заведующий отделением, Академия управления городской средой, градостроительства и печати (г. Санкт-Петербург).

PhD (Sociological), Associate Professor, Head of Department, Academy of Urban Management, Planning and Printing (Saint-Petersburg).

И olga_kolokolceva@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается воспитание как важнейшая часть образовательного процесса. Автор анализирует особенности воспитательного процесса в современных образовательных организациях.

Ключевые слова: образование, воспитание, молодёжь, принципы, система ценностей, мировоззрение, патриотизм, волонтёр.

Abstract. In article education as the most important part of educational process is considered. The author analyzes features of educational process in the modern graduation organizations.

Key words: graduation, education, youth, principles, system of values, outlook, patriotism, volunteer.

Воспитание молодёжи является одной из приоритетных задач, стоящих перед государством, но и перед всеми современными образовательными организациями. Безусловно, что воспитание личности начинается в семье, в одном из главных институциональных и системообразующих единиц общества. Однако, в воспитательном процессе участвует множество других социальных институтов, которые в комплексе, благодаря постоянному взаимодействуя друг с другом способны сформировать и воспитать гармоничную личность, способную приносить пользу не только себе, но и обществу. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» даёт понятие образования и определяет его как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его потребностей и интересов» [1]. Таким образом, воспитание является ключевым

компонентом образования и неразрывно связано с обучением, а знания и образование выступают в качестве важнейших социально-значимых ценностей и общественных благ, которые неразрывно связаны друг с другом. Законодатель определяет воспитание как «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [1]. Социальные изменения, детерминированные процессами, происходящими в экономике, политике и других сферах современного общества, привели к формированию новых требований, предъявляемых к организации системы воспитания молодёжи в образовательных организациях различного уровня. Современный мир и общество характеризуются постоянными динамичными процессами, обусловленными самыми разнообразными факторами. И прежде всего, это влияет на трансформацию ценностей и нравственные основы современных людей, на которых строится их жизнь, а соответственно, и воспитание подрастающего поколения.

Как отметил в одном из своих вступлений Президент Российской Федерации В. В. Путин «от того, как мы воспитаем молодёжь, зависит

то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке» [2].

Образовательное пространство, а, следовательно, воспитание и обучение молодёжи, динамично меняются, и важную роль в этом сыграли процессы глобализации и виртуализации, происходящие в различных сферах общественной жизни. С одной стороны, это приводит к позитивным результатам. Как отмечает А. Ю. Слепухин, «в глобализирующемся мире проявляют себя новые тенденции формирования общества, основанного на знаниях» [3, с. 88]. Именно знания становятся одним из «основных двигателей экономического развития; проявляются [ф] новые производители услуг высшего образования в условиях «образования без границ»; изменяются методы предоставления услуг и схемы организации обучения в системе высшего образования в результате революции в области информации и связи; возрастает значение рыночных механизмов в высшем образовании и возникает глобальный рынок высокоразвитого человеческого капитала; налицо признание всеми социальными и экономическими акторами необходимости комплексного подхода к образованию как к единой системе, подхода, учитывающего то, что высшее образование не только вносит вклад в развитие человеческого капитала, но и выполняет такие важнейшие функции, как формирование гуманитарного и социального капитала, а также является важным общественным благом глобального масштаба» [3, с. 89]. Последствием глобализации стала виртуализация общества. Однако, это не всегда приводит к позитивным результатам, зачастую это несёт в себе определённую степень негатива для людей, а прежде ^ всего, для молодёжи. Как отмечает ^ Е. Р. Баткаева, «новое виртуальное пространство создаёт новые способы производства, новые закономерности развития, новые явления и процессы, которые формируют новую социальную структуру. И эта структура не всегда положительно влияет на развитие социума... Эти отклонения выполняют другую, принципиально новую функцию - функцию отчуждения человека от самого себя в процессе пользования компьютерами. Человек превращается

щ а

т:

I

в поток электронной информации, подпитывающей виртуальный капитал» [4, с. 36]. Эти факторы, приводящие к отчуждению человека, вытесняющие социальную реальность виртуальной реальностью, ускорение обмена информацией между участниками коммуникации, во многом усложняют процесс воспитания молодёжи и требуют поиска и применения новых подходов к эффективной его организации.

Президент Российской Федерации В. В. Путин считает воспитание первичным фактором полноценного развития человека. Как отметил глава государства, «получить знания - это не просто, но это всё-таки вторично по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к семье, к родине -это абсолютно фундаментальные вещи и только на этой базе можно рассчитывать на то, чтобы человек стал полноценным» [5].

Организация процесса воспитания молодёжи в различных образовательных организациях имеет свои особенности. Это связано со спецификой образовательной организации и особенностей образовательных программ, которые она реализует, а также с выполнением профессиональных функций выпускника образовательной организации в будущем. Например, воспитательный процесс в образовательных организациях МВД России является составной частью подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации [6]. Соответственно, воспитание курсантов направлено, в первую очередь, на подготовку высококвалифицированных кадров полиции России, которые в процессе обучения должны овладеть знаниями, умениями, навыками и компетенциями, необходимыми для реализации основных направлений деятельности полиции, а также для оперативного выполнения поставленных служебных задач на высоком качественном профессиональном уровне.

Несмотря на специфику образовательных организаций, есть ряд основополагающих элементов системы воспитания, которые должны быть присущи любой образовательной организации.

Во-первых, воспитание законопослушной личности, которая не только понимает принцип законности, а неукоснительно следует ему в различных жизненных ситуациях, осуществляет любую деятельность в точном соответствии с законом, понимает неотвратимость наказания за совершение противоправных действий, а также ответственность как обязанность нести неблагоприятные последствия неправомерного поведения. Особое внимание здесь также следует уделять формированию непримиримости к коррупционному поведению, высокого уровня правосознания и правовой культуры. Необходимо заложить в сознание молодёжи неприятие коррупции во всех её проявлениях, стремление препятствовать развитию этого явления и способствовать борьбе с этим социальным злом.

76

Базис. 2018. № 1(3). www.engels.ruc.su/science/basisA

Во-вторых, развитие личных и деловых качеств студентов, которое осуществляется путём вовлечения их в различные мероприятия, такие как деловые игры и проекты «Школа лидера», «Школа предпринимателя», волонтёрские и добровольческие организации. Воспитательной целью здесь является научить студентов креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в сложных ситуациях, а также принимать оптимальные организационно-управленческие решения, подходить к решению поставленных задач, оценивать риски, которые могут иметь место, как в профессиональной сфере, так и частной жизни, делать выбор определённого варианта решения в конкретной сложившейся ситуации и понимать уровень персональной ответственности за свои действия.

В-третьих, патриотическое воспитание. Содержанием патриотизма является «любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа. Любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства» [7].

Однако, нельзя не забывать о том, что мир динамично меняется, глобализация и тотальное внедрение информационно-коммуникационной сети Интернет во все сферы общественной, а зачастую, и личной жизни, могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на современного человека, в данном случае на обучающегося и на самого педагога. Через Интернет, зачастую, могут насаждаться совершенно другие ценности, которые не только способствуют воспитанию молодёжи в духе принципов законности и патриотизма, а скорее, могут вызывать прямо противоположные чувства, что отрицательно сказывается на формировании личности студента. Оградить молодёжь от таких рисков и влияния на них негативных информационных потоков возможно благодаря умелому сочетанию учебного и воспитательного процессов, а это во многом зависит от профессионализма и личностных качеств педагога, который сам должен на личном примере, обучать и воспитывать студентов в духе патриотизма и строгого следования закону.

В-четвёртых, формирование мировоззрения личности, понимание социально и личностно значимых проблем, вопросов ценностно-мо-тивационной ориентации; значения гуманистических ценностей, свободы и демократии. Воспитательной целью в данном случае является повлиять позитивным образом на формирование мировоззрения студентов, объяснять картину мира, природу явлений и процессов, которые

в нём происходит, показать место и роль отдельного человека в них, а также задать «правильные» векторы ценностно-мотивационных ориентаций молодёжи. Очень важно при этом объяснить студентам важность выбранной профессии, значение гуманистических ценностей и необходимость стремления принести пользу обществу и людям.

В-пятых, формирование у студентов способности анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, гармонично развиваться и помогать в этом другим людям. Воспитательная задача в данном случае состоит в реализации индивидуального подхода к личности студента. Важно показать каждому молодому человеку, каким образом может быть раскрыт его внутренний личностный потенциал, как это может послужить на благо обществу и государству, раскрыть мотивацию к саморазвитию и стремлению познавать новое и реализовывать себя, принося пользу самому себе и социуму. Так, 2018 год был объявлен Президентом Российской Федерации В. В. Путиным Годом добровольца и волонтёра в России. По мнению главы Российской Федерации, «совместные старания сплотят всех неравнодушных граждан могучего государства, чья энергия, воля и безграничное благородство являются ключевой действующей силой России. Наступивший 2018 год добровольца призван решить параллельно несколько задач: популяризировать благотворительность; преумножить престиж работы добровольцев; стимулировать общегражданские инициативы соотечественников» [8].

Таким образом, воспитание и обучение неразрывно связаны друг с другом и образуют систему образования. Поэтому любой образовательной организации, независимо от своей специфики необходимо чётко проводить линию того, что знания - это социально-значимые блага, получаемые через образование, которое позволяет приобрести определённый социальный статус, закрепить своё положение в обществе, даёт возможности самореализации в профессиональной сфере.

В системе воспитания важно обеспечить все необходимые условия всестороннего развития личности студента, всячески оказывать помощь в раскрытии его личностного потенциала. При этом нужно эффективно сочетать обучение и воспитание наряду с другими формами занятости студентов таким образом, чтобы конечным результатом этого процесса стало гармоничное развитие личности, которая могла бы успешно реализовать себя во всех сферах общественной жизни, включая профессиональную деятельность и личную жизнь.

Работники образовательных организаций в процессе воспитания молодёжи должны воплощать в себе образец профессионализма, деловых

и личностных качеств, иметь соответствующий положительный имидж в глазах студентов, личным примером мотивировать их к саморазвитию, самореализации, ориентированности на профессиональный успех. Именно от личностных качеств и профессионализма не только педагогического

персонала, но и всех работников образовательных организаций зависит то, как будет воспитано подрастающее поколение, как оно будет развиваться на благо нашему обществу и приносить пользу российскому государству.

Материалы поступили в редакцию 25.03.2018 г.

Библиографический список (References)

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_i40i74/ (дата обращения: 27.02.2018).

2. Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи [Электронный ресурс] : стенограф. отчёт // оф. сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/16470 (дата обращения: 25.03.2018).

3. Слепухин, А. Ю. Высшее образование в условиях глобализации: проблемы, противоречия, тенденции / А. Ю. Слепухин. М. : ФОРУМ, 2004. 408 с. ISBN 5-8199-0177-0.

4. Баткаева, Е. Р. Феномен виртуализации: социологический аспект / Е. Р. Баткаева // Известия Пензенского гос. педаг. ун-та им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 35-37. ISSN 1999-7116.

5. Путин счёл воспитание важнее образования для развития личности [Электронный ресурс] : выступление В. В. Путина на встрече с классными руковод. выпускных классов школ // Lenta.ru. URL: https://lenta. ru/news/2017/06/21/vospitanie/ (дата обращения: 25.03.2018).

6. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел РФ [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 31.03.2015 № 385 // СПС КонсультантПлюс. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_179599/ (дата обращения: 27.02.2018).

7. Патриотизм [Электронный ресурс] // Википедия. URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/Патриагизм (дата обращения: 27.01.2018).

8. Год добровольца в России в 2018 году [Электронный ресурс] // 2018god. net : сайт. URL: http://2018god.net/god-dobrovolca-v-rossii-v-2018-godu/ (дата обращения: 25.03.2018).

1. (2012). Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [On Education in the Russian Federation. Federal Law]. Feder. zakon ot29.12.2012№ 273-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (accessed 27 February, 2018).

2. (2012). Vstrecha s predstaviteljami obshhestvennosti po voprosam patrioticheskogo vospitanija molodjozhi [Meeting with public representatives on Patriotic education of youth ]. Stenograf. otchjot.. URL: http://www.kremlin. ru/events/president/news/16470 (accessed 25 March, 2018).

3. Slepuhin, A. Yu. (2004). Vysshee obrazovanie v uslovijah globalizacii: problemy, protivorechija, tendencii [Higher education in the conditions of globalization: problems, contradictions, tendencies]. Moscow. 408 p. ISBN 5-8199-0177-0.

4. Batkaeva, E. R. (2012). Fenomen virtualizacii: sociologicheskij aspekt [The Phenomenon of virtualization: sociological aspect]. Izvestija Penzenskogo gos. pedag. un-ta im. V. G. Belinskogo. No 28. P. 35-37. ISSN 1999-7116.

5. (2017). Putin schjol vospitanie vazhnee obrazovanija dlja razvitija lichnosti [Putin considered education more important than education for personal development]. Vystupl. V. V. Putina na vstreche s klassnymi rukovod. vypusknyh klassov shkol. URL: https://lenta.ru/ news/2017/06/21/vospitanie/ (accessed 25 March, 2018).

6. (2015). Ob utverzhdenii Porjadka organizacii podgotovki kadrov dlja zameshhenija dolzhnostej v organah vnutrennih del RF [About the statement of the order of the organization of training for substitution of positions in law-enforcement bodies of the Russian Federation]. Prikaz MVD Rossii ot 31.03.2015 № 385. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_179599/ (accessed 27 February, 2018).

7. (2018). Patriotizm [Patriotism]. Vikipedija. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Patriotizm (accessed 27 February, 2018).

8. (2018). God dobrovol'ca v Rossii v 2018 godu [Year of volunteer in Russia in 2018]. URL: http://2018god.net/god-dobrovolca-v-rossii-v-2018-godu/ (accessed 25 March, 2018).

78

Базис. 2018. № 1(3). www.engels.ruc.su/science/basis/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.