Научная статья на тему 'Реализация процессного подхода в системе менеджмента качества образовательной организации'

Реализация процессного подхода в системе менеджмента качества образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / ПРОЦЕСС / PROCESS / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / PROCESS APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колокольцева Ольга Владимировна

В статье рассматриваются особенности процессного подхода применительно к системе менеджмента качества образовательной организации. Автор анализирует элементы процесса и возможность применения цикла PDCA в процессе управления качеством в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колокольцева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF PROCESS APPROACH IN QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

In article features of process approach in relation to quality management system of the educational organization are considered. The author analyzes elements of process and possibility of application of PDCA cycle in the quality management process in the educational organization.

Текст научной работы на тему «Реализация процессного подхода в системе менеджмента качества образовательной организации»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК 378.4

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

REALIZATION OF PROCESS APPROACH IN QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

© Колокольцева Ольга Владимировна

Olga V. Kolokoltseva кандидат социологических наук, доцент, заведующий отделением, Академия управления городской средой, градостроительства и печати.

PhD (sociological), Associate Professor, Head of Department, Academy of Urban Management, Planning and Printing.

И olga_kolokolceva@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности процессного подхода применительно к системе менеджмента качества образовательной организации. Автор анализирует элементы процесса и возможность применения цикла PDCA в процессе управления качеством в образовательной организации.

Ключевые слова: образовательная организация, процесс, система менеджмента качества, процессный подход.

Abstract. In article features of process approach in relation to quality management system of the educational organization are considered. The author analyzes elements of process andpossibility of application of PDCA cycle in the quality management process in the educational organization.

Key words: educational organization, process, quality management system, process approach.

Образовательная организация, независимо от реализуемых ею уровней образования, форм обучения, направлений подготовки и специальностей, всегда имеет собственную среду, которая как раз имеет свою специфику и особенности. Среда любой организации, в том числе и образовательной, представляет собой процесс, в рамках которого «определяются факторы, которые влияют на намерение, цели и устойчивость организации. При этом учитываются такие внутренние факторы, как ценности, культура, знания и результаты деятельности организации. В этом процессе учитываются также такие внешние факторы, как правовые, технологические, конкурентные, рыночные, культурные, социальные и экономические условия.

Примерами средств, которыми организация может выразить своё намерение, являются видение, миссия, политики и цели» [1, с. 3].

Среда образовательной организации должна быть управляема, а для этого в ней формируется система менеджмента качества, которая «включает действия, с помощью которых организация устанавливает свои цели и определяет процессы и ресурсы, требуемые для достижения желаемых результатов.

Система менеджмента качества управляет взаимодействующими процессами и ресурсами, требуемыми для обеспечения ценности и реализации результатов для соответствующих заинтересованных сторон.

Система менеджмента качества позволяет высшему руководству оптимизировать исполь-

Научно-практический журнал. ISSN2587-8042

■ вк*4'

<

О.

О ш

ш

<

ш

о

со

2£ ш о

1_и

о

о о ш

е о

о.

зование ресурсов, учитывая долгосрочные и краткосрочные последствия их решений» [1, с. 3] .

Таким образом, ссовременные подходы к системе менеджмента качества определены в Национальных стандартах Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 19011-2012 Руководящие указания по аудиту системы менеджмента, ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь и ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования.

Одним из основополагающих подходов в системе менеджмента качества является процессный подход, под которым понимается совокупность взаимосвязанных процессов как системы, способствующих результативности и эффективности организации в достижении намеченных результатов [2, с. VI].

В рамках данной статьи будут рассмотрены некоторые положения реализации процессного подхода в системе менеджмента качества на примере образовательной деятельности как одного из основных направлений функционирования образовательной организации.

Нормативное определение образования, данное в Федеральном законе от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», характеризует его как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его потребностей и интересов» [3].

Оценка качества образования с точки зрения процессного подхода включает в себя «систематическое определение и менеджмент процессов и их взаимодействие таким образом, чтобы достигать намеченных результатов в соответствии с политикой в области качества и стратегическим направлением организации» [2, с. VI].

Современное общество динамично развивается и определяет векторы развития социальных институтов. Различные изменения, детерминированные процессами, имеющими место

в экономике, политике, культуре, правовой системе российского общества, обусловили формирование новых требований, предъявляемых к системе образования. Образовательное пространство изменяется быстрыми темпами. В условиях непрерывных социальных изменений все большее значение приобретает научная составляющая образовательного процесса, повышение роли инновационных подходов к его организации, а также возрастание ценности знаний как одной из важнейших характеристик человеческого потенциала и детерминант экономического развития. По мнению , «в глобализирующемся мире проявляют себя новые тенденции формирования общества, основанного на знаниях» [4, с. 88].

В деятельности образовательной организации процессный подход «в системе менеджмента качества позволяет:

a) понимать и постоянно выполнять требования;

b) рассматривать процессы с точки зрения добавления ими ценности;

c) достигать результативного функционирования процессов;

d) улучшать процессы на основе оценивания данных и информации» [2, с. VI].

С точки зрения процессного подхода контролю качества профессиональной подготовки будущих квалифицированных кадров уделяется пристальное внимание в образовательных организациях, это становится одной из их приоритетных задач на современном этапе развития, как самой системы образования, так и общества в целом.

Если говорить о схематичном изображении элементов процесса, то оценка качества образования не является исключением и подпадает под общую схему процесса, определённую в ГОСТ Р ИСО 9001-2015, которая изображена на рис. 1.

При этом сама деятельность по контролю качества образования в образовательной организации занимает одно из центральных мест в системе менеджмента качества, а для её реализации необходим пристальный анализ так называемых «входов» и «источников этих входов» [2, с. VI]. В частности, к ним можно отнести репутационную ответственность образовательной организации [5, с. 52].

Таким образом, качество образовательной деятельности является важнейшим фактором, влияющим на репутацию образовательной организации, формирование её имидже в современной социокультурной среде.

Также к числу элементов «входов» системы менеджмента качества образования можно отнести требования нормативных правовых актов, регулирующих вопросы в этой сфере. Прежде всего, это федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также ряд подзаконных нормативных правовых актов (приказ

Базис. 2017. № 2(2). www.engels.ruc.su/science/basis/

Рис. 1. Схематичное изображение элементов процесса [2, с. VI]

Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией», приказ Министерства образования и науки РФ от 05.12.2014 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность», федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования).

Теперь попытаемся проанализировать так называемые «выходы» и «получателей выходов» [2, с. VI] в процессе качества образования. К ним можно отнести независимые процедуры оценивания образования [5, с. 53].

Получателей «выходов» процесса управления качеством образования, как мы видим, достаточно много.

Несмотря на сложность и многосубъ-ектность процесса управления качеством в образовательной организации, именно в этом процессе наиболее чётко и эффективно можно применить цикл РБОА «Планируй-Делай-Проверяй-Действуй» (рис. 2) [2, с. VI].

Рассматривая оценку качества образования как элемента системы менеджмента качества образовательной организации, можно сказать,

что с точки зрения процессного подхода она имеет достаточно чётко определённые входы и выходы, хотя сами источники входов и получатели выходов этого процесса достаточно разнообразны и многосубъектны.

Для получения конечного результата, а именно, видимых улучшений в процессе оценки качества образования необходимо постоянно использовать возможные средства управления, а также выявлять контрольные точки для мониторинга и измерений результатов деятельности оценки качества образования.

Именно в деятельности по оценке качества образования наиболее эффективно работает цикл РБОА «Планируй-Делай-Проверяй-Действуй», поскольку на всех этапах этого цикла применительно к процессу оценке качества образования

Рис. 2. Цикл РБОА

Научно-практический журнал. ISSN2587-8042

о о

ш

е о Û.

?ffMP"

■ SISH^ '

достаточно чётко можно описать сам процесс, выполнить запланированные действия, проверить результаты и измерить процесс, а затем предпринять необходимые, или хотя бы достаточные действия по улучшению деятельно-

сти образовательной организации в области не только качества образования, но и другим направлениям её деятельности.

Материалы поступили в редакцию 24.10.2017 г.

Библиографический список (References)

<

ск s Û. о

ш

ш

< m

о

со

m

о

LU

О

1. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М. : Стандартинформ, 2015. 27 с.

2. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. М. : Стандартинформ, 2015. 32 с.

3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 21.10.2017).

4. Слепухин А. Ю. Высшее образование в условиях глобализации: проблемы, противоречия, тенденции / А. Ю. Слепухин. М. : ФОРУМ, 2004. 408 с. ISBN 5-8199-0177-0.

5. Колокольцева О. В. Оценка качества образовательной деятельности в современных условиях / О. В. Колокольцева // Базис. 2017. № 1(1). С. 52-56. ISSN 2587-8042.

1. (2015). GOST R ISO 9000-2015. Sistemy menedzhmenta kachestva. Osnovnye polozhenija i slovar'[The quality management system. Basic provisions and dictionary]. Moscow. Standartinform,

27 p.

2. (2015). GOST R ISO 9001-2015. Sistemy menedzhmenta kachestva. Trebovanija [The quality management system. Requirements]. Moscow. Standartinform. 32 p.

3. (2012). Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [On education in the Russian Federation. Federal law]. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_i40i74/ (accessed 21 October, 2017).

4. Slepuhin A. Yu. (2004). Vysshee obrazovanie v uslovijah globalizacii: problemy, protivorechija, tendencii [Higher education in the conditions of globalization: problems, contradictions, tendencies]. Moscow. FORUM. 408 p. ISBN 5-8199-0177-0.

5. Kolokol'ceva O. V. (2017). Ocenka kachestva obrazovatel'noj dejateVnosti v sovremennyh uslovijah [Estimation of quality of educational activity in modern conditions]. Bazis. No 1(1). Pp. 52-56. ISSN 2587-8042.

Базис. 2017. № 2(2). www.engels.ruc.su/science/basis/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.