Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР'

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
413
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / ТЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьяненко В.П., Лукьяненко Н.В., Моргун И.Н.

В статье представлены результаты исследования, которые свидетельствуют о положительном влиянии подвижных игр на воспитание физических качеств у детей старшего дошкольного возраста. Определены условия, способствующие повышению эффективности решения этой задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукьяненко В.П., Лукьяненко Н.В., Моргун И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PHYSICAL QUALITIES EDUCATION AMONG OLDER PRESCHOOL CHILDREN BASED ON THE USE OF OUTDOOR GAMES

The article presents the results of the study aimed at determining the influence of outdoor games on the education of physical qualities in older preschool children. The conducted research made it possible to identify the effectiveness of the use of outdoor games in the process of physical education of preschoolers and to determine the conditions conducive to increasing this effectiveness.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР»

УДК 796.011

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ПОДВИЖНЫХ ИГР

Виктор Павлович Лукьяненко, профессор, доктор педагогических наук, профессор, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь; Наталья Владимировна Лукьяненко, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Николаевна Моргун, кандидат педагогических наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт,

Ставрополь

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, которые свидетельствуют о положительном влиянии подвижных игр на воспитание физических качеств у детей старшего дошкольного возраста. Определены условия, способствующие повышению эффективности решения этой задачи.

Ключевые слова: физическое воспитание, физические качества, дети старшего дошкольного возраста, подвижные игры, тестирование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p199-203

FEATURES OF PHYSICAL QUALITIES EDUCATION AMONG OLDER PRESCHOOL CHILDREN BASED ON THE USE OF OUTDOOR GAMES

Viktor Pavlovich Lukyanenko, professor, the doctor of pedagogical sciences, professor, North Caucasian Federal University, Stavropol; Natalya Vladimirovna Lukyanenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Irina Nikolaevna Morgun, the candidate of pedagogical sciences, docent, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

Abstract

The article presents the results of the study aimed at determining the influence of outdoor games on the education of physical qualities in older preschool children. The conducted research made it possible to identify the effectiveness of the use of outdoor games in the process of physical education of preschoolers and to determine the conditions conducive to increasing this effectiveness.

Keywords: physical education, physical qualities, older preschool children, outdoor games, testing.

ВВЕДЕНИЕ

Стратегически важным национальным приоритетом является обеспечение обороноспособности нашей страны. В этих условиях ключевое внимание уделяется решению задач по повышению уровня двигательной подготовленности детей и обучающейся молодёжи, который определяется уровнем развития физических качеств.

В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, физического развития и двигательной подготовленности. При этом многие учёные (В.К. Бальсе-вич, 2005; В.И. Лях, 1996; Ю.К. Чернышенко, 1999) указывают на необходимость целенаправленного развитии физических качеств у детей старшего дошкольного возраста. В своих исследованиях М.П. Мухина (2017) выявила, что более 50% дошкольников 5-7 лет имеют низкий уровень физической подготовленности [1, с. 70].

За последние годы в области физического воспитания дошкольников проведено значительное количество научных исследований, защищены диссертации [2, 3, 4], результаты которых отражаются: в программах, в создаваемых учебниках (С.О. Филиппова, О.А. Каминский, Г.Г. Лукина и др.) и учебных пособиях (Т.П. Завьялова, Г.В. Ильина, Л.Г. Касьянова и др.). Особого внимания заслуживают исследования Л.В. Былеевой (1982), А.В. Ке-неман и Д.В. Хухлаевой (1978), Е.Г. Леви-Гориневской (1949, 1955), Л.И. Чулицкой и др., которые внесли весомый вклад в развитие теории и практики физического воспитания до-

школьников.

В результате изучения специальной литературы выявлено, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, поэтому подвижные игры являются одним из основных средств и методов физического воспитания дошкольников. По мнению учёных и практиков, в этот возрастной период игра - не только средство физического воспитания, но наиболее эффективное средство общего социального развития детей, самореализации в обществе, радости жизни, проведения свободного времени [2, с. 3; 5].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью определения эффективности влияния подвижных игр на воспитание физических качеств у детей старшего дошкольного возраста проведено педагогическое исследование. В исследовании принимали участие 32 ребёнка из детского сада комбинированного вида № 7 города Ставрополя.

Для проведения эксперимента сформированы две группы: контрольная и экспериментальная (далее КГ и ЭГ). Состав каждой группы - 16 человек: 8 мальчиков и 8 девочек. Состав испытуемых формировался с учётом состояния здоровья, особенностей физического развития и уровня двигательной подготовленности детей.

Специально подобранные подвижные игры, направленные на развитие физических качеств у детей ЭГ, были включены во все формы физического воспитания дошкольников: физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки, физкультурный досуг.

В процессе исследования разработаны тематические комплексы утренней гимнастики: «Туристы», «Баскетболисты», «Циркачи», «Зазеркалье», «Трансформер», «Викинги и Славяне», «Кролик Самурай», «Восхождение», «Северный полюс». Например, во время выполнения физических упражнений утренней гимнастики «Путешествие в тайгу», дети были погружены в атмосферу постоянного преодоления препятствий, с которыми они могут встретиться во время путешествия по глухой тайге. Были разучены упражнения: «Насекомые», «Мелкий бурелом», «Крупный бурелом», «Переправа», «Брод», «Медведи», «Змея» и др.

Во время физкультминуток, на прогулках, дети закрепляли подвижные игры, которые разучили на учебных занятиях по физической культуре. Для развития быстроты в содержание экспериментальных занятий были включены подвижные игры: «Бегуны», «Школа мяча», «День и ночь», «Четыре мяча». Для развития силовых способностей: «Перетягивание в парах», «Подвижный ринг», «Борьба всадников», «Соревнование тачек», «Кенгуру», «Зайцы и моржи», «Паучки». Для развития выносливости: «Салки со скакалкой»; «Гонка с выбыванием»; «Поймай лягушку»; «Северный и южный ветер». Для развития ловкости: «Заяц без логова», «Ловля парами», «Летучий мяч»; «Встреча», «Передача мяча на ходу»; «Гонка мячей по кругу», «Защита укрепления»; «Бег пингвинов», «Хитрая лиса», «Волк во рву». Для развития гибкости: «Арки», «Мостики», «Путаница», «Ящерицы»; «Бег раков»; «Мостик и кошка»; «Жираф», «Гиганские шаги, число».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На начало и после эксперимента осуществлялось тестирование развития физических качеств у детей КГ и ЭГ (апрель, август 2022 г). Как отмечает Т.П. Завьялова (2022), «Результаты тестирования позволяют педагогу разрабатывать образовательные маршруты для каждого ребенка на соответствующий двигательный режим. Эта процедура в дошкольном учреждении получила название диагностика» [6, с. 136]. При этом следует учитывать, что содержательная сторона диагностики определяется возрастом ребёнка.

В процессе исследования использовались тесты, направленные на оценку развития силы мышц брюшного пресса («Поднимание туловища из положения лёжа на спине»; выносливости («Смешанное передвижение на 1000 м»); быстроты («Бег на 30 м»); гибкости («Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамье»); ловкости («Челночный

бег 3х10 м»).

Из таблицы 1 видно, что на начало исследования в ЭГ и КГ результаты тестирования развития физических качеств являются практически одинаковыми. Показатели различий в КГ и ЭГ являются недостоверными при Р>0,05.

Таблица 1 - Показатели развития физических у детей экспериментальной и контрольной групп до эксперимента_

Физическое качество Тест/ ед. измерения Группа (п=16) До эксперимента

Средняя и её ошибка Р 0,05

Сила мышц брюшного пресса «Поднимание туловища из положения лёжа на спине»/кол-во раз за 1 мин Э 13.9±4.6 >

К 14.8±4.4

Выносливость Смешанное передвижение на 1000 м»/мин Э 11.4±2.7 >

К 12.1±3.4

Быстрота «Бег на 30 м»/с Э 7.4±2.1 >

К 7.2±1.7

Ловкость «Челночный бег 3х10 м»/с Э 11.4±2.1 >

К 11.9±2.2

Гибкость «Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи)»/см Э 6.7±1.9 >

К 6.9±2.2

После эксперимента различия между данными, полученными в КГ и ЭГ являются достоверными (при Р<0,05) только в одном тесте, характеризующем развитие ловкости (таблица 2).

Таблица 2 - Показатели развития физических у детей экспериментальной и контрольной групп после эксперимента_

Физическое качество Тест/ед. измерения Группа (п=16) До эксперимента

Средняя и её ошибка Р 0,05

Сила мышц брюшного пресса «Поднимание туловища из положения лёжа на спине»/кол-во раз за 1 мин Э 19.1±4.1 >

К 17.4±4.3

Выносливость Смешанное передвижение на 1000 м»/мин Э 11.1±2.4 >

К 11.9±2.7

Быстрота «Бег на 30 м»/с Э 6.8±2.1 >

К 7.0±2.7 >

Ловкость «Челночный бег 3х10 м»/с Э 9.4±1.7 <

К 11.5±2.4

Гибкость «Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи)»/см Э 8.8±3.6 >

К 7.5±3.2

По нашему мнению, одной из причин недостоверности различий в большинстве тестов, является недостаточная продолжительность эксперимента - пять месяцев (апрель-август 2022 г). В этой связи, за основу эффективности педагогического эксперимента мы взяли прирост показателей в развитии физических качеств дошкольников за период с апреля по август 2022 г. и высчитали его процент (таблица 3).

Таблица 3 - Показатели прироста в развитии физических качеств у детей ЭГ и КГ после эксперимента_

Физическое качество Тест/ед. измерения Группа Показатели прироста % прироста показателей

Сила мышц брюшного пресса «Поднимание туловища из положения лёжа на спине»/кол-во раз за 1 мин Э 5.2 р. »37%

К 2.6 р. »2%

Выносливость «Смешанное передвижение на 1000 м»/мин Э 0.3 мин. »3%

К 0.2 мин. »2%

Быстрота «Бег на 30 м»/с Э 0.6 с. »8%

К 0.2 с. »3%

Ловкость «Челночный бег 3х10 м»/с Э 2.0 с. »18%

К 0.4 с »3%

Гибкость «Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи)»/см Э 2.1 см »31%

К 0.6 см »9%

В результате обработки результатов тестирования по шкале В.И. Усакова выявлено, что прироста физических качеств в КГ достигнут за счёт:

- естественного роста ребёнка (в 80% тестов: «Поднимание туловища из положения лёжа на спине», «Смешанное передвижение на 1000 м», «Бег на 30 м», «Челночный бег 3х10 м»);

- естественного роста ребёнка и естественной двигательной активности (в тесте «Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамье»).

В ЭГ темпы прироста физических качеств достигнуты за счёт:

- естественного роста ребёнка (в тесте «Смешанное передвижение на 1000 м»);

- естественного роста ребёнка и естественной двигательной активности (в тесте «Бег на 30 м»);

- эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений (в 60% тестов: «Поднимание туловища из положения лёжа на спине», «Челночный бег 3х10 м», «Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамье»).

Следовательно, после эксперимента прирост физических качеств в КГ связан, в основном, с естественным ростом детей (80%), а в ЭГ - с эффективностью использования естественных сил природы и физических упражнений (60%). По нашему мнению, представленные результаты исследования свидетельствуют об эффективности влияния подвижных игр на воспитание физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведённого исследования выявлено, что повышению эффективности влияния подвижных игр на воспитание физических качеств у детей старшего дошкольного возраста, способствует соблюдение следующих условий:

- учёта состояния здоровья, особенностей физического развития и двигательной подготовленности детей;

- проведения тестирования уровня развития физических качеств не менее чем двух раз в течение учебного года;

- систематического усложнения правил, условий организации подвижных игр;

- постепенного увеличения объёма двигательной активности;

- соответствия содержания подвижных игр и тематики форм физического воспитания возрастным возможностям и интересам детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мухина М.П. Педагогическая система физического воспитания детей дошкольного возраста: монография. - Омск : СибГУФК, 2017. - 154 с.

2. Сабуркина О.А. Использование командных спортивных игр в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Сабуркина Ольга Александровна. - Волгоград, 2020. - 24 с.

3. Сидорова М.В. Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе моделирования игровой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Сидорова Марина Викторовна. - Смоленск, 2006. - 20 с.

4. Швалева Т.А. Комплексное использование игры в физическом воспитании старших дошкольников : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Швалева Тамара Алексеевна. - Красноярск, 2006. - 23 с.

5. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник / С.О. Филиппова, О.А. Каминский, Г.Г. Лукина и др.; под ред. С. О. Филипповой. - 8-е изд., стер. - Москва : Академия, 2019. - 318 с.

6. Завьялова Т.П. Теория и методика физического воспитания дошкольников: учеб. пособие для академического бакалавриата / Т.П. Завьялова, И.В. Стародубцева. - 2-е изд. - Москва : Юрайт, 2022. - 350 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.